Алмазный фонд
Алма́зный фонд Российской Федера́ции — открытая в 1967 году выставка в Оружейной палате Московского Кремля, структурное подразделение Гохрана России. В коллекцию фонда входят шедевры ювелирного искусства XVIII-XX веков, а также самородки и драгоценные камни исторического и художественного значения.
Коллекция Алмазного фонда была основана при Петре I, получила большую часть ценных экспонатов в периоды правления Елизаветы Петровны и Екатерины II и пополнялась в период царствования Романовых. Собрание носило различные названия: Царская рентерия, Бриллиантовая комната, Кладовая № 1 Камерального отделения Кабинета Его Императорского величества. Менялось также расположение — коллекцию коронных регалий и драгоценностей неоднократно переводили в разные помещения Зимнего Дворца.
СТАТЬЯ ПРО КРАСНУЮ ПЛОЩАДЬ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО ГОРОД МОСКВА - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ГЕОЛОГИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПОЧИТАЕМЫЕ КАМНИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ И МЕСТА СИЛЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
КЛАДЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
После Октябрьской революции коллекция Бриллиантовой комнаты была передана в московское Государственное хранилище ценностей Наркомфина. Значительная часть ценных предметов собрания утрачена в период массовой распродажи драгоценностей династии Романовых советским правительством.
С 1967 года коллекция пополняется уникальными камнями из российских месторождений и работами современных ювелиров.
Алмазный фонд России представляет собой собрание уникальных произведений ювелирного искусства, редких драгоценных камней и самородков.
В Алмазном фонде можно увидеть главные символы царской власти — Большую и Малую императорские короны, императорские скипетр и державу и семь исторических камней.
императорская держава
Формированию коллекции Алмазного фонда способствовал указ Петра о сохранении вещей, «подлежащих государству». Вплоть до 1914 г. существовавшая на тот момент коллекция хранились в Бриллиантовом кабинете Зимнего дворца, а с началом Первой мировой войны все ценности были эвакуированы в Московский Кремль. Первая выставка Алмазного фонда открылась для посетителей в 1967 г.
В Алмазном фонде можно увидеть редчайшие драгоценные камни и самородки благородных металлов, главные символы царской власти — Большую и Малую императорские короны, императорские скипетр и державу и семь исторических камней, среди которых знаменитые алмазы «Орлов» и «Шах».
Где находится, режим работы:
Адрес: Оружейная палата, Кремль. Выставка открыта ежедневно кроме четверга с 10:00 до 17:00, перерыв — с 13:00 до 14:00. Сеансы посещения каждые 20 мин.
Приобрести билеты можно в фойе Выставки Алмазного фонда. Стоимость входных билетов составляет 500 RUB. Цены на странице указаны на август 2018 г.
Выставка Алмазного фонда
2 ноября 1967 года к пятидесятилетию становления Советской власти была открыта выставка Алмазного фонда СССР. Предполагалось, что она продлится один год — с ноября 1967 по ноябрь 1968-го, однако из-за большого интереса публики экспозицию сделали постоянной. В течение следующих 40 лет выставку посетили около четырёх миллионов человек.
В рекламных буклетах выставки говорилось:
В отличие от печальной участи сокровищниц крупнейших европейских монархий <…> — расхищенных, безвозвратно утраченных в вихре войн и революций, судьба русских коронных драгоценностей оказалась счастливой и глубоко справедливой: Великая Октябрьская социалистическая революция возвратила эти сокровища их подлинному хозяину — народу <…> Даже в самые трудные первые годы Советского государства, когда оно остро нуждалось в средствах для защиты молодой республики <…> сокровища Алмазного фонда оставались неприкосновенными. С того времени эти сокровища были не только сохранены, но и преумножены.
В 70-е годы XX века в структуру Гохрана была передана открытая в 1965 году при Госзнаке Экспериментальная лаборатория ювелирного искусства под руководством Н. В. Ростовцева[]. В 1974 году на посту руководителя его сменил потомственный ювелир В. Г. Ситников. Основной целью лаборатории являлось воссоздание утраченных предметов из Алмазного фонда. Благодаря работе её ювелиров, коллекция получила новые ценные экспонаты, например диадемы «Русская красавица» и «Русское поле», бриллиантовую «Розу», брошь-бандо «Цветочная фантазия» и другие.
Специальное подразделение Гохрана работало над оценкой стоимости хранящихся в коллекции ювелирных изделий и определением возможности их продажи на мировом рынке. Например, Алмазному фонду поступало предложение от неназванной западной фирмы на покупку бриллиантовой «Розы», однако сделка не состоялась, так как стороны не сошлись в цене.
Деятельность
По данным Алмазного фонда, в 2016 году выставку посетило 120 тысяч человек, был выпущен аудиогид на шести языках.
Уникальные предметы из коллекции Алмазного фонда имеют ограниченные возможности экспонирования. Чтобы ознакомить более широкую аудиторию с историческими ценностями, не угрожая их сохранности, в 2018-м году был запущен проект по созданию оптических копий главных сокровищ собрания. Учёные из ИТМО и Греческого института голографии используют технику художественной голографии Юрия Денисюка для создания ультрареалистичных голограмм-оптоклонов. Эти копии воссоздают все оптические свойства оригиналов, в том числе блеск и блики драгоценных камней и металлов. На начало 2018 года было создано десять оптоклонов, среди них: ордена Святой Екатерины и Святого Александра Невского, турмалиновый бант-склаваж Екатерины II и детская погремушка-свисток Александра I.
Знаменитые экспонаты
Семь исторических камней
бриллиант «Орлов» массой примерно 189 карат, вставлен в Императорский скипетр;
алмаз «Шах» массой 88,7 карат;
плоский «портретный» алмаз массой 25 карат, инкрустирован в золотой браслет с портретом Александра I;
гигантская шпинель, 398,72 карат, инкрустирована в Большую императорскую корону;
изумруд «Зелёная королева» 136,25 карат, украшает брошь княгини Александры Иосифовны;
гигантский цейлонский сапфир 258,18 карат;
гигантский оливково-зелёный хризолит 192,6 карат.
Коронационные регалии
императорская диадема
Большая императорская корона
Большая императорская корона была изготовлена для венчания на царство Екатерины II в 1762 году и стала четвёртой по счёту, камни для неё были взяты из демонтированной короны Елизаветы Петровны. Авторы изделия — придворные ювелиры Георг Фридрих Экарт и Иеремия Позье — сумели изготовить его за рекордно короткий срок в два месяца. Экарт создал эскиз и каркас, а Позье подбирал бриллианты. Серебряная оправа короны содержит 4936 бриллиантов весом 2858 карат и два ряда (75 штук) крупных матовых жемчужин общей массой 763 карат. Высота короны с крестом — 27,5 см, длина по нижней окружности — 64 см, масса — 1993,80 г. Венчает корону гигантская шпинель массой 398,72 карата — уникальный темно-красный камень исключительной чистоты и прозрачности, оригинальной восточной огранки, один из семи исторических камней Алмазного фонда.
Малая императорская корона
Малая императорская корона была изготовлена в 1801 году по образцу Большой императорской короны братьями ювелирами Я. и Ж. Дюваль для императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I. Корона содержит 1393 бриллианта, общим весом 586,92 карата, а также 2167 бриллиантов огранки роза и 256,96 г серебра, 2,26 г золота. В 1984 году Малую императорскую корону отреставрировали главный художник государственного хранилища ценностей СССР В. Г. Ситников и ювелиры Б. В. Иванов и Г. Ф. Алексахин.
Императорская держава
Выполнена ювелиром Георгом Фридрихом Экартом вместе с Большой Императорской короной к церемонии венчания на царство Екатерины II в 1762 году. Держава называется также «Царское яблоко» и представляет собой гладко отполированный золотой шар с бриллиантовыми поясками, увенчанную крестом. Вес державы — 861 г, высота с крестом — 24 см, с 1797 года крест украшен цейлонским сапфиром массой 195 каратов. В центре бриллиантовых поясков заключён бриллиант чистой воды с синеватым отливом массой 46,92 карата.
Императорский скипетр Екатерины II
Скипетр — одна из главных регалий монархов Российской империи, изготовлен в начале 1770-х для Екатерины II. Он представляет собой гладко отшлифованный золотой жезл с восемью бриллиантовыми ободками, увенчанный двуглавым орлом и знаменитым бриллиантом «Орлов».
Ордена
Орден Святого апостола Андрея Первозванного
Этот орден представляет собой высшую государственную награду Российской Федерации. Знак ордена выполнен в виде косого креста голубого цвета, в середине расположена фигура распятого святого Андрея[]. Большая императорская цепь ордена выполнена из серебра с позолотой и эмалировкой, содержит 17 звеньев трёх типов.
Орден Золотого руна с топазами
«Золотое руно» — старейший рыцарский орден, учреждён в 1430 году Филиппом III Добрым, герцогом Бургундским в день свадьбы с принцессой Изабеллой Португальской. Династический орден, одна из самых древних и почётных наград Европы. Статут ордена существует по сей день в двух ветвях — испанской и австрийской, награждать испанской ветвью имеет право король Испании Хуан Карлос I, а австрийской — старший сын Отто фон Габсбурга. Хранящийся в Алмазном фонде знак ордена выполнен из золота и бриллиантов, инкрустирован редкими обожжёнными бразильскими топазами.
Ювелирные украшения
«Большой букет»
Корсажное украшение времён Елизаветы Петровны, надевалось к парадному платью императрицы. Выполнено из золота, изумрудов и бриллиантов, стилизовано под цветы шиповника, ириса, нарцисса и незабудок. Самый крупный камень изделия — алмаз массой 15 карат, имеет редкий сиренево-розовый оттенок[].
Большая пряжка-аграф Елизаветы Петровны
Большая пряжка-аграф была изготовлена в 1750-е годы придворным ювелиром Иеремией Позье (по другим данным — мастерами Ж.А Дюбюлоном и М. И. Ратцевым) для императрицы Елизаветы Петровны. Украшение выполнено в форме банта из трёх ветвей, усыпанных бриллиантами разных форм и огранки. Длина пряжки — 25 см, ширина — 11 см, на её изготовление потребовалось 20 грамм золото, 319,34 грамма серебра и 805 бриллиантов общей массой 475,44 карата[]. В конце правления Елизаветы Петровны пряжка была обязательным элементом коронационного наряда императрицы и скрепляла её палантин. Во времена Екатерины II пряжкой застёгивали концы парадной горностаевой мантии.
Диадема Марии Федоровны
Украшение в стиле ампир выполнено в форме треугольного стилизованного кокошника, в который заключены бриллианты разнообразных форм и огранок. Центральный камень композиции — редчайший по цвету нежно-розовый бриллиант в 13,35 карата.
Гигантский турмалин
Одна из редкостей Алмазного фонда — турмалин в форме ягоды или виноградной грозди, предположительно бирманского происхождения. Камень имеет необычный ярко-рубиновый цвет, оттенённый искусно выполненными эмалевыми листочками на золотых веточках. Масса самоцвета 260,86 карата, размер 4х2,7х2,3 см. Был подарен Екатерине II в 1777 году шведским королём Густавом III при посещении Петербурга.
Брошь княгини Александры Иосифовны
Бриллиантовая брошь великой княгини Александры Иосифовны, супруги великого князя Константина Николаевича, стилизована под гирлянду из виноградных листьев и украшена одним из семи исторических камней собрания Алмазного фонда — уникальным густо-зеленым с легким голубоватым отливом колумбийским изумрудом массой 136, 25 карат. В оправе изумруда чередуются мелкие и крупные бриллианты разных форм.
Портретный алмаз Александра I
Алмаз заключён в браслет с изображением Александра I, камень накрывает миниатюрную копию портрета императора кисти английского художника Чарльза Доу, посетившего Россию в начале 1819 года. Портретный алмаз — очень редкий камень, идеально ровный и незамутнённый, его толщина — 2,5 мм, площадь — 7,5 см2, вес — около 25 каратов.
Драгоценности XX века
Диадема «Русская красавица», 1987
Диадема «Русское поле», 1980
Коллекция Алмазного фонда пополнилась произведениями современных российских ювелиров, которые восстановили утраченные исторические драгоценности:
платиновая диадема «Русская красавица» массой 387,4 г с 25 жемчужинами и 928 бриллиантами, воссоздана в 1987 году по тиаре К. Болина 1841 года. Авторы — В. В. Николаев, Г. Ф. Алексахин;
платиновая «Роза» массой 222,11 г с 1466 бриллиантами. Авторы — В. В. Николаев, Г. Ф. Алексахин;
платиново-золотая диадема «Русское поле» массой 588,65 г с 1837 бриллиантами, в центре — бриллиант в 35,52 карат. Авторы — В. В. Николаев, Г. Ф. Алексахин;
гарнитур «Праздничный салют» массой 120,82 г из платины с бриллиантами, изумрудами, сапфирами, гранатами. Авторы — В. Г. Ситников, В. Е. Жилин, Г. Ф. Алексахин;
брошь-бандо «Цветочная фантазия» массой 391 г из платины и золота с 1135 бриллиантами, 68 рубинами, 15 жемчужинами. Авторы — В. Г. Ситников, В. Е. Жилин, Г. Ф. Алексахин.
Золотой самородок «Одногорбый верблюд»
Золотой самородок «Одногорбый верблюд» весит 9 кг 300 грамм, он был найден на Колымском месторождении в 1947 году и передан на хранение в Алмазный фонд. Этот экспонат интересен тем, что самородки благородных металлов редко сохраняют в целости, чаще всего в недельный срок с момента нахождения они отправляются на переплавку.
ИСТОРИЯ АЛМАЗНОГО ФОНДА
Алмазный фонд — это уникальное собрание памятников истории, произведений ювелирного искусства, редких образцов драгоценных камней, самородков благородных металлов. Это одна из немногих сокровищниц в мире, хранящих коронные ценности. История его создания начинается с указа Петра I (1719), согласно которому для особого хранения «принадлежащих государству вещей» выделилось специальное помещение, получившее позднее название Бриллиантовой комнаты. Здесь сосредоточились государственные регалии, орденские знаки, парадные ювелирные украшения. Члены императорской семьи надевали их в торжественных случаях. На протяжении всего правления дома Романовых сокровищница пополнялась драгоценностями. Множество разнообразных предметов и ювелирных изделий, обильно украшенных драгоценными камнями, было выполнено в этот период. Пышность и великолепие отличал русский двор, особенно в царствование Елизаветы Петровны и Екатерины II. Он был одним из самых блестящих в Европе. Лучшие ювелиры работали при дворе, такие как И. Позье, отец и сыновья Дюваль, Л. Пфистерер, Г. Экарт. Они создавали произведения высокого ювелирного искусства, ныне демонстрируемые на выставке.
Первая половина XVIII века
Уникальное собрание шедевров ювелирного искусства XVIII-XX вв., драгоценных камней, орденских знаков, самородков золота и платины тесно связаны с историей Российского государства.
Официальное формирование коллекции началось в первой половине XVIII столетия, когда император Петр I решил создать Государственное хранилище коронных ценностей. В 1719 г. было организовано специальное ведомство Камер-коллегия, которое в своем Регламенте (уставе) точно перечислило существовавшие тогда регалии и установило порядок их хранения.
Мысль Петра I о символах власти, имеющих государственное значение, была позднее распространена и на другие ценности. Устав и штат камерального отделения, ведавшего коронными бриллиантами, менялся с каждым правлением.
Вторая половина XVIII-XIX век
Коронные ценности хранились в специально охраняемом помещении – Кабинете или Комнате Его или Ее Императорского Величества, которое также называли Бриллиантовой или Алмазной комнатой.
В правление Екатерины II, в 1764 г., под Бриллиантовую комнату переделали парадную опочивальню императрицы. Современники писали о ней, как о самом богатом кабинете драгоценностей. Интерьер создал архитектор Ю.М.Фельтен.
Первая половина XX века
В начале первой мировой войны с приближением фронта к Санкт-Петербургу императорские регалии, коронные ценности, родословная книга Российского Императорского Дома, завещания членов императорской фамилии были эвакуированы в Московский Кремль и размещены в Коронном зале Оружейной палаты.
Эвакуация проводилась спешно, но с невероятно бережным отношением к перевозимым ценностям. В сундуках находилась Опись 1898 г. с переоценкой каждого предмета. Этот документ послужил основой для последующего изучения и публикаций коллекции.
Вторая половина XX века – начало XXI века
Пятидесятые годы открыли новую страницу в освоении недр страны. В 1954 г. геолог из Ленинграда Л.А.Попугаева обнаружила первую алмазную кимберлитовую трубку «Зарница», в 1955 г. была открыта трубка «Мир» - одно из самых крупных месторождений Якутии. Собрание Гохрана пополнил ряд крупных отечественных алмазов, затем работы современных ювелиров. Кроме того, в Алмазном фонде хранится уникальное собрание самородков золота и платины, в том числе знаменитая Минералогическая коллекция Екатерины II.
К 50-летию Советского государства, 2 ноября 1967 г., в здании оружейной палаты открылась Временная экспозиция выставки Алмазного фонда. Коллекцию было решено показать гостям, приехавшим в Москву на праздничные мероприятия. Предполагалось, что уникальные экспонаты будут демонстрироваться в течение года, а затем вернутся на хранение в Гохран, но выставка стала столь крупным событием в культурной жизни страны и всего мира, что Особым постановлением Правительства было принято решение преобразовать ее в постоянно действующую.
ИСТОРИЧЕСКИЕ КАМНИ
К уникальным экспонатам Алмазного фонда относятся и семь всемирно известных драгоценных камней. Это три алмаза и четыре самоцвета с богатой и необычной историей. Самый крупный и знаменитый из них – бриллиант «Орлов», украшающий императорский скипетр императрицы Екатерины II.
Еще один исторический камень собрания Алмазного фонда – уникальный густо-зеленый с легким голубоватым отливом колумбийский изумруд весом 136, 25 карата. Огранен таблицей и украшает бриллиантовую брошь второй четверти XIXвека из драгоценностей великой княгини Александры Иосифовны, супруги великого князя Константина Николаевича. Нарядная бриллиантовая оправа выполнена в виде гирлянды из стилизованных виноградных листьев, чередующихся с крупными круглыми бриллиантами. Вероятнее всего, камень был найден еще в Средние века и хранился в одном из храмов Колумбии, откуда был вывезен конкистадорами в Европу.
ФОНДЫ ГОХРАНА
В деятельности Гохрана открывается новая страница, когда произведения искусства, ювелирные украшения, накопленные в его хранилищах, становятся доступными для россиян, сообщил министр финансов Антон Силуанов.
В Москве прошла презентация уникальной выставки "Великие мастера XIX столетия. Ювелирный дом Сазиковых и его современники". "Гохран и дальше продолжит работу по открытию своих запасников", - пообещал Силуанов.
Гохрану России (госучреждению по формированию Госфонда драгоценных металлов и камней) есть чем удивлять. Сегодня работы ювелирного дома Сазиковых находятся в собрании крупнейших музеев мира - Московского Кремля, Эрмитажа, музея Виктории и Альберта в Лондоне, а также в частных коллекциях. Но особое место занимает коллекция, находящаяся в Гохране. Она демонстрирует высокий уровень мастеров фирмы, их вклад в развитие скульптуры малых форм, орнаментального искусства, рассказывает главный эксперт-искусствовед Гохрана Вероника Волдаева.
Фирма Сазиковых являлась основоположником русского национального стиля в ювелирном деле. Она внесла в ювелирное искусство предметы из народного быта. Например, лапоть, который превратился в серебряную пепельницу, сделанную весьма изящно. Солонка в форме мешочка. Эти шедевры можно увидеть на выставке, как и многие другие, - всего около 200 экспонатов.
Гуляя по выставке, можно полюбоваться на серебряный с позолотой кубок с выразительной мордой кабана. А рядом - копыто этого животного из драгоценного металла, чернильница, единственная сохранившаяся в своем роде, хотя полтора столетия назад были целые наборы, включавшие в себя различные чернильные приборы.
Есть на выставке и знаменитый кубок, из которого в фильме "Сибирский цирюльник" император Александр III приветствует полки на Красной площади. Для того чтобы снять в кино настоящий драгоценный царский кубок, было получено специальное разрешение, рассказывает Вероника Волдаева.
Большинство экспонатов выставляются впервые в современной России. В XIX веке работы дома Сазиковых нередко украшали собой российские и зарубежные выставки. Так, на первой всемирной выставке в Лондоне в 1851 году работы мастеров фирмы получили Гран-при. Парижская выставка 1867 года принесла фирме золотую медаль, а ее владелец Игнатий Павлович Сазиков первый из русских ювелиров был удостоен высшей награды Франции - орденом Почетного легиона.
В состав экспозиции Гохрана также входят работы современников фирмы Сазиковых - ювелирных домов других мастеров - Карла Болина, Карла Фаберже, Ивана Хлебникова, Павла Овчинникова.
В центре одной из витрин - уникальное блюдо работы Фаберже. Оно было изготовлено в подарок царю от Санкт-Петербургской еврейской общины по случаю бракосочетания императорской семьи Николая и Александры. Ручки блюда сделаны в виде травных завитков. Но если к ним присмотреться, то можно увидеть, что это две буквы Н и А, пересекающиеся между собой. Украшено оно не только эмалью, но и рубинами, бриллиантами.
А рядом лежат и другие изделия, относящиеся к быту царской семьи. Например, корчики (для спиртного), которые были заказаны кабинетом Его Императорского Величества для гостей, которых ждали на свадьбу.
Естественно, выставлены и ювелирные изделия. Например, брошь в виде полумесяца. А рядом с ней фотография императрицы, наряд которой украшает эта вещь. "Императрица задавала моду на ювелирные украшения", - рассказывает искусствовед.
Можно полюбоваться на великолепное колье из золота, платины, серебра, украшенное бриллиантами, алмазами, аквамарином работы Фаберже. Стоить отметить, что в XIX веке платина уже довольно часто использовалась для производства украшений и иной ювелирной продукции.
Помимо украшений, сделанных руками человека, есть на выставке и не менее интересные экземпляры, произведенные самой природой. Например, слиток золота "Змеиная любовь", он похож на двух змей, плотно обнявшихся для поцелуя. Он был найден в Якутии в 1989 году. Его вес более 500 граммов. Штуфы александрита в тысячу семьсот карат, изумруда - более тысячи карат и бриллиант в 155 карат не оставят равнодушными ни модниц, ни художников.
Коллекции из драгоценных предметов, сформированные Гохраном, изучаются специалистами, в результате появляются научные публикации, книги. Перед открытием выставки прошла презентация одной из них - "Ювелирный дом Сазиковых".
Стоит добавить, что выставка работает в здании Гохрана России, куда нет открытого доступа. Но организованным способом попасть на нее можно. В первую очередь она открыта для искусствоведов, художников, ювелиров и студентов всех уровней, обучающихся по этим направлениям. О групповом посещении выставки можно договориться, позвонив в приемную руководителя Гохрана. Открыта она будет в течение полугода.
По мнению экспертов, это чрезвычайно важно, поскольку сейчас большинство работ мастеров русской ювелирной школы "спрятано" в хранилищах. То, что выставляется в музеях Кремля и на других экспозициях в России, - это лишь вершина айсберга. В результате у студентов нет возможности знакомиться с ними, учиться, перенимать техники, применять их в своих работах.
"Когда они попадают на такие выставки, нередко делают зарисовки, которые ложатся в основу создаваемых работ молодых ювелиров", - добавляет Вероника Волдаева.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Екатерина II, Потёмкин Г. А. Екатерина II и Г. А. Потемкин. Личная переписка (1769-1791) / Лопатин В. С.. — Москва: Наука, 1997. — С. 131.
https://www.gokhran.ru/ru/diamond-fund/
Рыбкин Владимир Борисович. Алмазный фонд России // Экономика и финансы. — 2011. — С. 281—286.
В. А. Милашев. Алмаз. Легенды и действительность / А. Н. Олейников. — 2. — Ленинград: Недра, 1981. — С. 18. — 161 с.
Выскочков Л. В. Будни и праздники императорского двора / Власова Е.. — Питер, 2012. — С. 154. — 496 с. — ISBN 978-5-459-00388-8.
Альбомъ Коронации Ихъ Императорскимъ Величествъ. — Москва: Русское Т-во печати и издательск. Дела, 1896. — С. 15. — 78 с.
Сингаевский В. Н. Самые дорогие ювелирные украшения. — Москва: Астрель, 2010. — С. 59. — 160 с. — ISBN 978-5-271-30389-0.
Музеи России: Путеводитель / А. В. Лаврентьев, И. Б. Пуришев, А. А. Турилов; составитель Ю. М. Кириллова.. — М.: Профиздат, 1984. — 352 с. — (Сто путей — сто дорог). — 100 000 экз. (в пер.)
Вложение | Размер |
---|---|
Алмазный фонд | 117.34 КБ |
Алмазный фонд | 831.47 КБ |
Алмазный фонд | 135.13 КБ |
Алмазный фонд | 256.64 КБ |
Almaz_fond (4).jpg | 68.54 КБ |
Almaz_fond (5).jpg | 75.43 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 3557 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий