Верхний Услон, гора Соколка, карстовые провалы, места с Историей и … поклонники иноагентов или чего похуже.

Начитавших рассказов четы Хабаровых (крайне рекомендую читать обоих двух) рванул в Верхний Услон.
Место это крайне фотогеничное, оттудова видна вся округа километров на сорок, ну это если в обе стороны. А если в одну, то местами на двадцать, но все равно далеко. Ведь возле Верхнего Услона Волга делает свой Великий поворот - так называли его древние арабы. Мощная необъятная река поворачивает почти на 90 градусов и устремляет свои воды на юг, к Каспию.
И высоко.
В общем поднимайтесь на гору Соколка не пожалеете! Вот как описывал его секретарь Казанского губернского статистического комитета Люстрицкий: «Казань с верхнеуслонского холма видна как на ладони, в особенности прекрасная панорама получается в летнюю ночь, когда Казань бывает освящена, кроме газовых фонарей, еще и иллюминационными огнями и фейерверками... Тогда целыми ночами дачники села восхищаются этой картиной до самой зари!»

А если вам интересно про историю, то знайте, что:
Если верить Писцовым книгам в XVI веке здесь, на правом берегу Волги, в «черном диком лесу» стоял монастырский двор. Обитали тут «монастырские детеныши», так называли монастырских крестьян. И именовалось оное поселение - Новое Займище.
К концу XVI века подворье разрослось. Поселение превратилось в сельцо Верхний Услон.
В «осьмнадцатом» столетии бывших «монастырских детенышей» поделили на «пахарей» и «бобылей». «Пахари», как и положено, пахали землю, выращивали скот, сажали сады и огороды. «Бобыли» работали на баржах матросами, машинистами и кочегарами, возили из Казани в Услон грузы и пассажиров, ловили рыбу. Прочее население составляли всяческие разночинцы, мещане, духовенство, отставные солдаты да купцы. Имелось в селе два трактира, да три винных лавки.
Известной достопримечательностью Верхнего Услона была небольшая часовенка над могилой Дарьи Михайловны Меншиковой. Супруга светлейшего князя скончалась в 1728 году по дороге в ссылку, в то самое Березово. Бедняжка не пережила свалившихся на семью несчастий. Ее любимый супруг, князь Александр Данилович попал в опалу и лишился всех привилегий. Дарья Михайловна «проплакали все глаза», заболела и умерла. Хоронили ее, что называется «инкогнито». Но, как это обычно бывает, все местные знали, кого хоронят.
По преданию, могилу в Услоне копал для жены сам Меншиков, хотя это – вряд ли…
В 1863 году потомок опальных супругов, адмирал Александр Сергеевич Меншиков построил над могилой часовенку. До наших дней она не дожила. Собственно, и место захоронения Дарьи Михайловны сейчас не известно, но памятна доска в местной церкви Николы Чудотворца имеется.

А вообще гора эта место сакральное, по причине стратегической важности. И сто лет назад тут кипели нешуточные бои за судьбу нашей с вами Родины:
Казань белые взяли к 7 августа. Но наступательный порыв противника был остановлен вблизи станции Красная горка и красные смогли удержать Романовский Железнодорожный мост через Волгу. Командование армии переместилось в Свияжск.
За следующий месяц, в ходе боёв за Казань ситуация сильно изменилась. Советское правительство осознало всю опасность падения города. На фронт были спешно направлены вновь сформированные красноармейские части. Была заново сформирована и усилена переброшенными с Балтики тремя миноносцами, бронекатерами и авианесущей баржой новая Волжская военная флотилия. Корабли были укомплектованы балтийскими матросами с хорошей выучкой. На фронте, под Свияжском, был сформирован авиаотряд, регулярно бомбивший позиции противника и город. На станцию Свияжск прибыли четыре бронепоезда и отряд бронеавтомобилей, сделавшие бои на Казанском направлении, особенно вдоль реки Волга, технически насыщенными.
Особенное внимание было уделено организационной и дисциплинарной работе. Различными, порой весьма суровыми, мерами велась работа над поднятием дисциплины. Немаловажную роль здесь сыграла история с расстрелом части запаниковавшего и бросившего свои позиции Петроградского полка. Велась работа по обучению и слаженности действий различных родов войск. Немаловажную роль в этих процессах сыграл приезд в Свияжск только что назначенного на должность замкомвоенмора Троцкого на агитационном штабном поезде Предреввоенсовет.
Предпринятые меры дали положительный результат. И бои стали все более организационно сложными.
Так бой за Верхний Услон и гору Соколка шел с применением и чётком взаимодействии авиации, артиллерии, пехоты, поддерживаемой броневиками и действиями кораблей Волжской военной флотилии с высадкой десанта.
В этих боях создавалась новая армия, армия победительница сначала в Гражданской, а потом и в Великой Отечественной войне. Наследницей которой и являются наши современные вооруженные силы России.

В общем не только фотогенично, но еще и место с историей. Правда само собой историю надо подпортить. Вот, например этим:
Это памятник Чехословацкому корпусу, с помощью которого Англия развязала в нашей стране гражданскую войну, в которой погибли миллионы наших соотечественников. На современный язык, это памятник натовским инструкторам из натовских стран, что воюют против нас сейчас. Мне вот завсегда интересно, а чиновники, которые устанавливали памятник, они как себя чувствуют? Теперь кстати памятник без названия, но интернет то все помнит, и кто устанавливал и кто позировал.

Памятник рядом не подкачал тоже – Николай второй с семьей. Зачем памятник гражданину, что привел к власти коммунистов – непонятно. Зачем надо везде тыкать мемориальные доски тому, кто довел страну до края (и лично ответственен за все, так как обладал абсолютной полнотой власти).
А потом вывел деньги за рубеж и чисто как Макаревич и Хаматова (иноагенты и пр.), попытался сдернуть из родной страны – непонятно. Возможно, для тех кто ставит, именно так и надо действовать в трудную для Родины годину.
Для справки: когда Николай второй отрекся, он с семьей хотел на «философском самокате свинтить» в солнечную Англию – так оно у таких граждан принято действовать, когда судьба страны висит на волоске. Но у него не срослось. Без суда и следствия его арестовал один из лидеров белого движения – генерал Краснов. Как кстати принято у лидеров белого движения – арестовывать просто так, даже без надуманных предлогов. И именно из-за белого генерала Краснова, и семья и сам Николай второй остались в стране, где были расстреляны. А если бы не белый генерал, все было бы иначе.

 

Да, видимо чиновники ставившие памятники так увлеклись тратой народных денег, что на памятники Красной армии ничего не осталось, поэтому их там и нет. Но надеюсь, что пока нет, а потому будут.

А если не отвлекаться на всякое, то есть еще на что посмотреть на горе Соколка. Сюда кстати повадился ходить народ с палатками да с ночевками – настолько тут красиво. Только мест мало. Но на удивление чисто.

Например, вот озеро. Посмотрите, как все облагорожено – мое почтение.

А карстовый провал более не провал. Ну и слава богу – раньше в него так провалиться можно было, а сейчас все засыпано. (как было раньше можно посмотреть здесь - https://komanda-k.ru/татарстан/печищинский-геологический-разрез)


 

А это остатки печного заводика на берегу Волги, прямо под бывшими провалами. По рассказам, трудилось на нем всего шесть человек, однако ж 50 тонн кирпича в год заводик выпускал.

Виды в том месте тоже шикарны, но они там везде такие.

А потом решил катнуть выше по берегу и ниже по течению, до еще двух вышек.
Дороги и тротуары везде – мое почтение, практически так же круто, как и виды. Рекомендую.
Ну и дальше тоже – там говорят клубники полно, судя по сборщикам, но дорожки до ягодников таковы, что ездить по ним можно только в сухую погоду.
Но все равно – очень красиво.

По итогу – хотите надышаться красотой нашей необъятной Родины – берите велосипед и прокатитесь по горкам у Верхнего Услона. Пешком тоже можно – суровых парней и красивых девчонок встречал на этом пути тоже.

А хорошо у нас…

Более интересно про Верхний Услон написано тут:

Комментарии

Отправить комментарий