Река Немда в Сернурском районе – д. Малая Гора (Рушенер)
Рассказывая про сплавные маршруты на севере Марий Эл нельзя отметить, что Немда в этих местах несколько раз «выходит» из республики, петляет по Кировской области и снова вытекает на территорию Марий Эл. Так, после устья Толмани (Новоторъяльский р-н) Немда протекает вдоль границы, а потом поворачивает к Вятскому краю (Шаваржаки). Примерно через 20 км. (после впадения притоков Кичминка и Курба), река, несколько раз пересекая границу, втекает в Сернурский р-н РМЭ.
СТАТЬЯ ПРО СПЛАВЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
РАЗДЕЛ НА САЙТЕ "РЕКИ МАРИЙ ЭЛ" - ТУТ!
СТАТЬИ ПРО КИРОВСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
БУРЖАЦКИЙ УТЕС НА НЕМДЕ - ТУТ!
В этих местах, особенно по весне, берега Немды заболочены. Но потом начинаются достаточно живописные возвышенные места – где Немда прорезает отроги Вятского вала. На этом участке: деревни Большая и Малая Гора, Рушенер, Ахматенер, Красная горка – турист-водник может увидеть красивые яры, глинистые обрывы и мощные валы, среди которых Немда петляет, образуя перекаты и прижимы, что несвойственно для равнинных рек.
В 2 км от реки (Малая Гора), на левом берегу, большое село Кукнур. Летом здесь наплавной мост, а весной Немда широко разливается, образуя заливы и протоки.
На правом берегу деревня Нижний Рушенер - центральная усадьба совхоза "Заря".
От Нижнего Рушенера до Сернура ходит автобус (33 км).
В 10 км ниже в Немду впадает справа самый крупный ее приток - Лаж. Через 1,5 км от устья Лажа на левом берегу живописный 10-метровый вал. Пройдя вдоль него 300 м, река шириной 80 м круто уходит вправо, образуя перекат. Примерно с этого места Немда течет прямо по границе РМЭ и Кировской области, а вдоль берегов располагаются несколько археологических памятников. Также вдоль берегов реки много стариц, пойменных озер и карстовых провалов.
Через 6 км левый приток – последняя марийская речка Коньга (вероятно, что название праудмуртское или древнепермское, и очень похоже на карельское), в устье высокий красный яр. Ниже притока, на правом берегу Немды, удобное место для стоянки с ровной площадкой, невдалеке еловый лес.
Тут же последняя марийская деревня на Немде – Окулово (Сернурский р-н), после этого река делает 2 большие петли и навсегда покидает Марий Эл, уходя в сторону д. Воробьёва Гора. Это самые северные территории республики Марий Эл! (от Толмани до Коньги).
Обилие населенных пунктов с названием «Гора» достаточно показывает, что Немда прорезает в этом краю Вятский вал, у которого локальные высоты достигают до 170 метров над уровнем моря.
Следует отметить, что Сернурский район расположен на северо-восточной возвышенной окраине Республики Марий Эл. И эти места – самые северные из всех территорий Марий Эл!
Первоначальное заселение территории современного Сернурского района осуществлялось преимущественно праудмуртскими племенами. Под давлением русской колонизации в XIV в. эти земли активно осваивались марийцами, которые стали вытеснять удмуртское население.
Дальнейшее заселение территории северо-восточных районов марийского края происходило двумя потоками. Начало первому положило активное освоение бассейна реки Средней Вятки новгородцами и основание в 1374 г. г. Хлынова (Киров). Топонимика Яранского, Котельнического, Уржумского и Нолинского уездов, а также народные предания говорят о том, что основу марийского населения Сернурского района составили выходцы из южных районов современной Кировской области.
В XVI-XVII вв. вся северо-восточная часть современной Республики Марий Эл вошла в состав Алатской дороги Казанского уезда. Следует также указать, что в Сернуре пересекались крупные торговые тракты: Алатский тракт (из Казани) и Екатерининский тракт (Козьмодемьянск). Алатский тракт от Сернура уходил в сторону Хлынова (Кирова), а древняя дорога сохранила свои следы недалеко от Малой Горы и Рушенера.
место у деревни, где раньше проходил Екатерининский (Алатский) тракт
Марийские поселения Сернурской стороны возникали преимущественно при родниках, ручьях и реках, относящихся к Вятской речной системе, в долинах которых велось земледельческое хозяйство (Немда, Лаж). Смешение народов и племён, а также переселение людей в этом краю ярко выражены в названиях деревень и сёл – здесь русские, марийские, татарские и удмуртские названия, судите сами: Малая Гора, Рушенер, Ахматенер, Читово, Кульша, Березники, Кукнур, Алмаматово, Пикша, Уфимщина, Ананур, Мамаево, Чазга и т.д. Многие названия имеют сложное и переделанное происхождение, например, русифицированные названия древних удмуртских и марийских деревень.
Были в этих местах и легендарные личности, например, деревню Ахматенер в давние времена обосновал беглый татарин из Казани (вероятно, что во времена Ивана Грозного) - название состоит из имени первопоселенца Ахмата и слова "энер" — река. Позднее сюда переселились мари из правобережья Волги: местное название деревни - Кукмари в переводе с марийского языка означает "горные марийцы". Местность, где расположена эта деревня, славится обилием ключей с чистейшей водой.
Название и возникновение другого населенного пункта - починок ШЕХУРДИНО (ШАХУРДИНО) - произошло от мужского татарского имени (прозвища) Шахурда — "шах орды". С этим именем связано местное предание, что ещё во времена Золотой орды и Казанского ханства в эти края тайно убежал один татарский мурза с небольшим отрядом. Якобы у этого шаха была казна одного из ордынского войска. Поскольку раньше с беглецами и ворами поступали достаточно просто и жёстко, то этот мурза решил не испытывать судьбу – и скрылся в глухих марийских лесах, которые тогда покрывали этот край.
Вероятно, что побег этого мурзы был связан с междоусобицей, которая разгоралась в Золотой Орде накануне её распада. В частности, междоусобные войны в Казанском ханстве были между сторонниками Крымской, Московской и Ногайской группами. Так или иначе, но легенды о сокровищах беглого мурзы долгое время были живы среди мирного населения, так как никто не мог сказать – куда потом исчезли татары, и много ли золота и серебра было у них?
По этой причине много рассказывали о зарытых и спрятанных кладах в окрестностях этого починка! Искал ли кто эти сокровища, или их там не было – про это ничего не известно…
Другое предание о кладах в этих краях связано с деревней Агытан памаш (Ныне не существует - находилась в 2 км к северо-востоку от центра сельской администрации, села Казанское).
Название в переводе с марийского означает "петушиный родник". Селение находилось на возвышенности, на краю глубокого оврага, в окружении березовых рощ. От деревни в сторону Рушенера располагался длинный Рушенерский лог, который лежал вдоль проходившего рядом торгового Алатского тракта. В этом логу прятались беглые каторжники и преступники, которые также промышляли разбоем на Алатской дороге. Но это было очень давно, потом глухую тайгу в этих краях вырубили, лесов почти не осталось – и разбои прекратились. Сохранились лишь предания о зарытых в этом логу кладах и старинных деньгах. Мол, кто услышит в этих местах крик петуха (хотя рядом нет деревень), то это явная примета того, что человек сможет добыть здесь разбойничий клад.
Следует добавить, что местные жители ошибочно называли Алатский тракт – Екатерининским трактом, который через Сернур уходил в сторону Уржума и Малмыжа. Хотя отчасти это тоже верно, ведь часть торговых караванов от Екатерининского тракта уходила по этой дороге. Современная дорога в сторону Сернура проложена немного восточнее старого тракта.
Ещё одно предание этих мест рассказывает про старинную дорогу, которая проходила вдоль правого берега Немды от Малой и Большой Горы в сторону деревни Куськино (Кумкудо). От деревни в сторону лесов по берегу реки Немда протянулась дорога — Удыр нур корно. По легенде, по ней ушли в лес и не вернулись три девушки. Что с ними случилось, когда это было – никому не известно…
Деревню Малая Гора в 19 веке основали русские переселенцы (вероятно, что даже в конце 18 века), они нашли красивое место на Немде и остались тут жить. Деревня окружена сосняком. Живописность данного края подчеркнута в марийском варианте названия - Солнесер, что в переводе на русский язык означает "прекрасный берег". Название Изи пунчер переводится как "маленький сосняк" или "деревня в маленьком сосняке".
Как таковых, лесов в Сернурском краю мало, вокруг поля, пастбища, урочища, пойменные болота. Лес только небольшими островками и рощами располагается среди них. По архивным данным известно, что уже в 18 веке леса в Сернурском краю было так мало, что для хозяйственных нужд его ввозили из других мест.
Около деревни Малая Гора много родников и источников. Про это говорят название ныне исчезнувших населенных пунктов: Агытан памаш (петушиный ключ), Медвежий ключ, Изи памаш и т.д.
Отдельно мы расскажем про уникальный целебный минеральный источник в д. Эшполдино, что расположен недалеко от сюда!
Вот источник около самой деревни.
А дальше заметка о жителях деревни, которые не забывают своей малой родины.
Вот и наши истоки начинаются здесь. Свои столетние родословные, начавшиеся в Малых Горах, ведут, к примеру, семьи Рассохиных, Тихомировых, Кулаковых...
И нам никак нельзя забывать места, где прошло наше детство, где мы взрослели, где жили наши предки. Продолжение…
По хорошей традиции, в который раз, самые разные поколения бывших жителей Малых Гор собрались на праздник своей деревни. До самого вечера в теплой, дружеской обстановке длились разговоры, воспоминания.
На каждой нашей встрече происходят знаменательные события.
Так, в этом году, через 60 лет встретились школьные друзья Валентина Быкова (Шлыки) и Михаил Тихомиров (Пермь). Он же передал материалы в Книгу памяти об участниках ВОв, тружениках тыла. Михаил Павлович записал свои воспоминания о 42 хозяйствах.
А еще мы восстановили и обустроили родник, прочистив его русло и построив беседку. Каждый из присутствующих на празднике повязал ленточку возле родника и пообещал еще раз приехать на малую родину, чтобы попить водички и жить еще долго-долго
Подобные работы стараемся проводить в каждый День деревни. В прошлом году установили памятник-стелу своим предкам, основавшим Малые Горы. Первое официальное сообщение о ней было в 1800 году, после переписи населения.
Как было написано выше, около деревни много примечательных мест, во-первых, это живописные берега и обрывы реки Немда.
Летом тут возводится пешеходный мост, откуда дорога ведет в сторону Кукнура.
По-своему красивы рассветы и закаты на немдинских затонах!
Так ловят рыбу на Немде (кстати, коровы летом достаточно успешно преодолевают речное течение, а может, тоже помогают рыбакам).
В 300 м к востоку от селения Большая Гора находится археологический памятник — Большегорское городище.
К западу от деревни Нижний Рушенер находится памятник археологии — Нижнерушенерская стоянка, датируемая III тысячелетием до нашей эры.
В стародавние времена на Немде было много мельниц, рядом с деревней располагалась мельница с интересным названием - Богомольная мельница, около неё был починок из 5 дворов.
Историческая справка про Деревню МАЛАЯ ГОРА (ИЗИ ПУНЧЕР, СОЛНЕСЕР, МАЛАЯ ГОРСКАЯ, МАЛЫЙ СОСНЯК, ВЫЛЬЫП починта)
Находится в 1, 5 км к юго-западу от центра сельской администрации, деревни Нижний Рушенер, на берегу реки Немда.
Деревня окружена сосняком. Название Солнесер в переводе на русский язык означает "прекрасный берег". Название Изи пунчер переводится как "маленький сосняк" или "деревня в маленьком сосняке". Вариант Выльып починга переводится как "починок Филиппа", первопоселенца.
Селение основано в XIX веке. В 1891 году в 4 дворах проживали семьи Ивановых, Филипповых, Ерофеевых, Максимовых.
колодец с журавлём в Малой Горе
В 1924 году деревня, состоящая из 7 дворов с населением 47 человек, была передана из Кичминской волости Уржумского уезда Вятской губернии в Сернурский кантон Марийской автономной области. В 1925 году здесь проживали 50 человек. Имелась слесарная мастерская, которой владел П.Е. Ефимов.
В 1931 году был создан колхоз "Немда". В 1940 году за ним закрепили 249 га земли. Содержали 15 голов крупного рогатого скота, 3 свиней, 1 овцу, 16 пчелосемей, 11 лошадей. Из сельхозпостроек имелись конюшня, коровник и крытый ток. Председателем работал Ф.И. Ямбулатов.
В годы Великой Отечественной войны 18 человек призвали на фронт, из них только половина вернулась домой.
В 1950 году деревня вошла в колхоз "Победа", в 1960 году — в совхоз "Казанский", в 1964 году — в совхоз "Кукнурский", в 1968 году — в совхоз "Заря".
В 1975 году в 12 дворах проживали 55 человек, в 1988 году в 11 домах — 34 человека. За последнее десятилетие было построено 8 домов. В 2005 году в 13 дворах проживали 40 человек. Распространенные фамилии — Арпашевы, Ямбулатовы, Виноградовы, Таныгины.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
https://www.welcomemariel.ru/
https://www.12rus.ru/
https://chastie.bezformata.ru/
www.tmfoto.ru
https://www.outdoors.ru/
https://www.panoramio.com/photo/
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 11740 просмотров
Комментарии
интересные места
Все время были мы где-то рядом, то в поездке то на сплаве по Немде,
а вот в этот уголок тоже хотелось бы заехать, столько интересных мест.
По картам достаточно пересеченная местность со своими горами и холмами,
родниками и лесными массивами, одни минеральные источники в Эшполдино чего стоят!
Отправить комментарий