Водяная мельница в деревне Желонкино (Сернурский район)
СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКИЕ МЕЛЬНИЦЫ - ТУТ!
САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО МУЗЕИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
Еще лет сто назад крутились повсеместно жернова, перемалывая зерна в муку. Водяные, ветряные мельницы делали потихоньку свою работу, несмотря на то, что появились уже более эффективные бензиновые и электрические мукомольные машины. Водяная мельница в деревне Желонкино, в Сернурском районе, работает, по некоторым данным, более 200 лет. Точно не знает никто. Она ломалась, чинилась, горела, перестраивалась, отстраивалась заново – и продолжала работать. Живописный пруд, питаемый ключами (рядом деревня с говорящим названием Большие Ключи) с чистейшей, холодной водой заканчивается четырехметровой высоты запрудой, с которой с шумом падает вода. Перед запрудой – бревенчатая защита от льда, и в этом импровизированном бассейне глубиной в 2,5 метра каждый камушек на дне хорошо просматривается.
Здесь здорово купаться, если не боишься студеной даже в жару воды, можно понырять с ограды. Можно купаться и внизу, в грохочущей падающей воде. Рядом, в окружении старых ивовых деревьев – неприметное бревенчатое строение. Это и есть мельница. К нему примыкает деревянный лоток, по которой из запруды подается вода. Колесо, по которому узнается водяная мельница, спрятано внутри. Так оно служит дольше. На южной стороне мельницы – широкий деревянный пандус, по которому поднимают на верхний ярус мешки с зерном, а готовую муку выносят через двухстворчатую дверь под этим пандусом.
Мы снимали фильм о мельницах, на кассетную любительскую видеокамеру. Попросили мельника, Бориса Дмитриевича Яковлева, продемонстрировать, как она работает. Он с удовольствием согласился. Подняли водяной затвор, по желобу хлынула вода и полилась на колесо. Мельник снял стопор, и колесо закрутилось, все быстрее и быстрее. Грохотали жернова. А поскольку они крутились вхолостую, из-под них летели искры, и пахло электричеством. На нижнем ярусе два бункера с жерновами, как на большинстве мельниц. Один из них – для муки грубого помола, другой – для муки тонкого помола. Везде – на полу, стенах, даже на потолке – мучная пыль (поскольку мы облазили буквально все, выходили мы из мельницы белые, как снеговики). Внутри мельницы ничего не напоминало о том, что мы находимся в конце 20-го века. Топоры, рубанки, диковинные мельничные инструменты (это «рябчик», это «насека»), разве что одинокая лампочка под потолком.
Патриархальный – вот то слово, которым можно описать окружающий пейзаж. Умиротворение, покой, светлая радость наполняют тебя в этом месте, под этот шум воды, скрип деревянных валов.
К сожалению, в настоящий момент мельница не работает: плотина частично разрушилась, вода ушла, пруд зарос, вода в нем стала мутноватой. На ремонт, восстановление пруда требуется около миллиона рублей. Спонсоры ищутся.
(Надо и самому, кстати, подсуетится: мэр Сернура, а так же главный меценат в Сернуре – мои друзья).
Добраться в Желонкино сложновато.
Правильнее сделать так. Доезжаем до Сернура, далее по объездной в сторону с. Кукнур (старая федеральная трасса Йошкар-Ола – Киров, дорога в сторону Чембулата, кто знает), через 12 км – д. Зарека Она (мельница стоит на речке Она), доезжаем до моста, останавливаемся, спрашиваем. Далее, в зависимости от состояния дорог – либо по хитрой дороге, что рядом с мостом, вдоль реки – 1 км, и Желонкино (в сухой период), либо переезжаем реку, въезжаем в с. Марисола и сразу налево по указателю Б. Ключи. Проезжаем немного, и сворачиваем налево, в Желонкино. Останавливаемся у крайнего дома (как раз дом мельника), идем пешком до мельницы – 150 м. Сколько немного, куда сворачиваем и идем, лучше сразу спросить, в Зареке Она.
(Из местных достопримечательностей еще: в Марисоле – небольшой красивый пятиглавый собор, за Мариселом – ухоженный ключ, оба места описаны на вашем сайте. Еще, пожалуй, деревня Ерши, далее по трассе. Там пруд с необычной плотиной и лесом, стоящим в воде. Да, там видели не раз НЛО, и рассказывали люди, которым я доверяю).
И совершенно невообразимое количество рыжиков, если угадаете со временем (моим друзьям в Волжске делают звонок в сезон, из Сернура, они выезжают часа в 4 утра, как на рыбалку, и набирают их сразу года на 2).
Недалеко от Сернура, км в 15, есть с. Сердеж, в честь которого названа речка Сердяжка, что течет через Сернур, ну и через Сердеж, конечно. За этим старым селом, на берегу р. Лаж (впадает в Немду) есть развалины старинной, сложенной из камня водяной мельницы. Сколько ей лет – не знаю. Говорят – была всегда. Места тихие, безлюдные, спокойные. Поля, перелески.
На подъезде к этому месту – несколько полей, где несколько лет выращивали валериану, для аптек, в промышленных масштабах. Говорят, все местные коты были тогда напрочь сумасшедшие. До сих пор по ирригационным каналам валериана растет, я регулярно привозил гостинцы своему коту (съедал все растение, вел себя странно полдня).
Каменные стены мельницы из светлого известняка видны издалека, она расположена на крутом, дальнем берегу Лажа. Вокруг – красные откосы горшочной глины (я лично глины такого красного оттенка не видел более нигде). Переправы нет, но реку можно легко перейти по старинной плотине из мореного дуба, глубина там см 30, идешь, как по асфальту. Она прямо напротив мельницы. С боков – остатки дубовых строений, тоже целые (на ощупь дерево – как карбон, жесткий пластик). Каменные арки, сохранившиеся помещения, в одном из них – металлический вал с колесами – остатки привода, которым снабдили мельницу в двадцатых годах, для получения электричества от водяного колеса. Я как-то раз потянул на склоне железяку, и вытащил старый кованый ухват и пешню (такой короткий ломик для разбития льда – сдал в местный музей).
Рядом, на холмике – остатки крупного, расколовшегося жернова. Ниже по течению – метровый водопад. Вода падает всего с одного метра, а шум такой, что разговаривать рядом трудно. Выше по течению, метрах в 50 – звонкий ключ, бьет сильно.
В близлежащих заводях водится красивейшая птичка зимородок, расцветкой, как попугай, занесена в Красную Книгу. Видел ее не раз. Летает, как пуля, и также быстро ловит мелкую рыбешку, ныряя за ней. Рыбача рано утром здесь же (карпы с ладошку, на уху) и озирая окрестности, обнаружил очень наглую ласку, которая сидела рядом со мной, в метре, как бы наблюдая за моими успехами. Сидели и смотрели друг на друга минуты три.
Ниже по течению – бобры. Их полно. Этой осенью гуляли с другом – хатка за хаткой. Говорит – охота на них свободная (40 рублей лицензия). Лет 30 назад их не было здесь совсем. Развелись, бобрам тут благодать. Все хочется на сувенир спилить пенек со сваленного ими дерева (они иногда очень даже толстые. На подсвечник, что ли).
В общем место идиллическое, для созерцания, уединения, медитации. И семейного отдыха тоже - есть, где детям полазить.
Как проехать: едем до Сернура, при въезде – перекресток. Игнорируем налево – объездная на Киров, и прямо – в Сернур, едем направо – объездная на Мари Турек. Дорога вокруг Сернура, затем поворачивает направо еще раз – дальше, в Мари-Турек, на этой поверке поворачиваем налево, в Сернур. Проезжаем 0,5 км и, на первом повороте – направо. Эта дорога – в сторону Уржума. Через 10 км (примерно) – поворот налево, в Сердеж (в конце Сернура – маслосырзавод, он единственный в России, где выпускается выдержанный козий сыр, там магазин есть (с хорошим белым вином сочетается, как клубника – со сливками, как джин – с тоником, как мужчина – с женщиной, как инь – с янь), твердый, как береза, на любителя, но мне нравится – и Путину, кстати, тоже (именно этот, сернурский сыр) – это не реклама, так, отступление). Въезжаем в Сердеж, поворот направо, в середине Сердежа – поворот налево, и сразу - направо, в поля. Еще километр – и вот оно! (Как видите, лучше спросить, чем по этой схеме).
СТАТЬЯ ВАСИЛИЯ ПЕСКОВА «О МЕЛЬНИЦАХ» (КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА)
Лет тридцать назад написал я нечто вроде трактата о поэтической сущности некоторых окружающих нас вещей и построек. Перечислю по памяти: бинокль, компас, карта, лодка, парусник, лыжи, барометр, флюгер и много другого, связывающего человека с природой.
Особо было рассказано о ветряных и водяных мельницах, повсюду бывших непременной частью пейзажа и народного быта. И почти всюду они исчезли с приходом пара, а потом электричества. У нас в России ветряные мельницы, можно сказать, смела гражданская война. По кинохронике знаем: в них весело стреляли из пушек - хорошая мишень и «прошлое», с которым спешили расстаться. Один выстрел - и похожее на сказочную птицу деревянное сооружение разлеталось щепками. Повсеместно брошены, разрушены были и мельницы водяные. У нас на воронежской речке Усманке, по рассказам, было семь мельниц. Я ни одной не увидел.
Вспоминая рассказы отца о мельницах, о поэтическом мире около них, я этот мир хорошо себе представлял и в поездках по деревенским местам искал мельницы. Ветряные редко, но в шестидесятые годы еще сохранились - с десяток я успел сфотографировать. А водяные, сколько ни спрашивал, не сохранились нигде. «Живого мамонта ищешь», - сказал мой приятель.
Одно письмо пришло с Псковщины из Михайловского от Семена Степановича Гейченко. Много всего повидавший хранитель пушкинских мест, оказывается, помнил неприхотливый «трактат» о поэтической сущности вещей и построек, меня хвалил и сообщал, что решил немедленно восстановить ветряк возле Михайловского. «Это сразу придаст пейзажу особенное звучанье». Далее Семен Степанович писал, что к маю ветряк построят и он об этом меня известит. И телеграмма пришла. Я немедля поехал в Михайловское и чуть не заплакал от радости, увидев с горки от дома Пушкина долину Сороти и ветрячок, в самом деле преобразивший пейзаж, как бы вернувший холмы над речкой во времена Пушкина. Кто был в Михайловском, подтвердит мои впечатления.
А потом пришел конверт из Республики Марий Эл. Администратор Сернурского района Анатолий Алексеевич Максимов писал: «Я так же, как вы, человек деревенский и «тронут» мельницами... Начнем строительство в деревне Марисала. Заранее приглашаем к мельнику на блины».
И построили мельницу! И поехал я на блины.
Все было, как в отцовских рассказах. Деревенька в двадцать дворов глядела в задумчивый пруд. По воде важно плавали гуси. Течение тянуло к плотине осенние листья. Речка с названьем Она, у которой приютилась деревня Марисала, худосочна - по ней лишь бумажный кораблик проплыл бы. Но плотина все преобразила - дикие утки прилетают сюда кормиться, летом увидел бы тут рыболовов, шумных купальщиков. Весь мир с водяным зеркалом, обрамленный березняком, ракитами, осокой и рогозом, оборудован, организован был мельницей.
- С приездом! Ждали. Рады все показать. Все в исправности, на ходу, - мельник аппетитно чихнул. - Везде мука: в носу, в ушах, пиджак вот, как у Деда Мороза, - с небрежной гордостью давал понять человек, что дело свое он любит, что знает цену ему. - Это вот, как теперь говорят, «офис», - улыбнулся мельник, подойдя к избушке, похожей на деревенскую баньку. - Тут оформляю помол. Тут все, кто приедет, могут посидеть, подождать, спрятаться от дождя, само собой, языком помолоть. А хочешь в карты или там в домино - пожалуйста. Не разрешаю только являться с бутылкой, мельница - дело серьезное.
Восстановление мельницы замышлялось вначале как создание памятника народного быта и как объекта, облагораживающего деревню. Но вышло так, что в первую очередь она стала экономически важной постройкой для целой округи. Не требует мельница ни солярки, ни пара, ни электричества. Мелет зимой и летом, ночью и днем...
Тут я коротко изложил то, что написано было в нашей газете семь лет назад. Звоню недавно марийцам: «Как мельница?» Ответ радостный: «Работает! Вовсю работает! И мельник жив-здоров, приспособляет к делу своего сына».
Про водяную мельницу в Желонкино (дополнение от Льва Киндулова)
Созванивался сейчас с председателем местного колхоза Смоленцевым Владимиром Леонидовичем (оказался соседом моего кума). Обстановка такая. Два года назад при паводке подмыло пилоны плотины (известковые камни на бетоне). В результате вывалились доски (вставляются в пазы вертикальных направляющих), удерживающие воду. Вода из пруда ушла. В этом году планируют восстановить плотину и наполнить пруд. В мае-июне, когда уйдет вода после паводка, зальют заново пилоны, а потом установят доски. По примерным прикидкам Владимира Леонидовича, это будет стоить около 50 тысяч рублей. Надеются к осени справиться и запустить мельницу. Денег, даже таких, в общем-то, небольших, нет. Председатель собирался ходить по спонсорам. Буду ему помогать (в течение 3-х недель попаду в Сернур, встречусь с нужными людьми).
СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКИЕ МЕЛЬНИЦЫ - ТУТ!
________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ФОТО И МАТЕРИАЛА:
Лев Киндулов
https://brunja.livejournal.com/13887.html
https://sernur.ru/page34.html
https://www.kp.ru/daily/22714/14736/ 
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 12891 просмотр
Комментарии
НЛО!
кстати, в статье Автор указывает о появлении НЛО около деревни Ерши!
что рядом с Марисолой.
Были на мельнице 3 мая. К
Были на мельнице 3 мая. К сожалению, восстановить плотину не удалось, к тому же водяной желоб мельницы сейчас частично разрушен. Надеюсь, все-таки смогут её восстановить.
про мельницы...
увы, и мы ждем того же, но всё как-то не получается...
такие вопросы решать конечно надо на республиканском уровне,
ибо ничего похожего в РМЭ больше нет...
про мельницу Сердеж
"Въезжаем в Сердеж, поворот направо, в середине Сердежа – поворот налево, и сразу - направо, в поля. Еще километр – и вот оно! (Как видите, лучше спросить, чем по этой схеме" двигался по этому комментарию, к сожалению ничего не обнаружил. Местные жители, в том числе и старожилы не нашлись с ответом, где такая красота. Сказали, что впервые слышат... Можете в личку подробнее отписать, как найти останки данной мельницы. Заранее спасибо!
Отправить комментарий