Марийская национальная одежда
Традиционный марийский костюм как мужской, так и женский состоял из рубахи, кафтана, штанов, пояса с подвесками, головного убора, кожаной обуви или лыковых лаптей с шерстяными и холщовыми онучами.
Женский костюм дополнялся украшениями. Традиционный костюм производился преимущественно домашними способами. Одежда и обувь марийцев изготовлялась из холста (вынер), чаще из конопляного, реже – льняного, домашнего сукна и полусукна (межтореш, понитка), выделанных шкур животных, шерсти, лыка и т.д. Мужская одежда марийцев подверглась влиянию русского костюма, что было связано с большой подвижностью этой части населения. Мужчины занимались кустарными и отхожими промыслами, быстрее воспринимая русскую и фабричную одежду. Однако в одежде марийцев-мужчин вплоть до 1920–1930-х гг. XX века сохранились специфические черты, проявляющиеся в покрое, отделке, способе ношения тех или иных элементов костюма.
Традиционная нательная рубаха (тувыр, тыгыр) имела туникообразный покрой. Перегнутое пополам полотнище составляло перед и спинку рубахи, к нему под прямым углом в ширину точи холста пришивали рукава, а под рукава к стану пришивали боковины в виде прямоугольных полотнищ, перегнутых продольно. В локальных группах марийцев рубаха различалась расположением разреза на груди. Старинные мужские рубахи части луговых (Уржумский уезд) и восточных (уральских) мари шили с правым асимметричным грудным разрезом. Левый грудной разрез имелся на рубахах небольшой части луговых марийцев Яранского уезда. Рубаха с центральным грудным разрезом бытовала среди горных, части луговых и восточных марийцев. Грудной разрез традиционной мужской рубахи скреплялся при помощи двух нитяных завязок (мелгандыра). Рубахи шили с подоплекой (туп) из посконного холста с ластовицами (олто, кыштек). У горных мари ластовицы делали из кумача. Мужские рубахи в середине XIX века были очень длинными. Однако к началу XX века они становятся значительно короче.
марийская одежда
Вышивка (тÿр) на рубахах располагалась у ворота, у грудного разреза, на спине, на обшлагах рукавов и на подоле. Это было связано с древними представлениями марийцев – все отверстия на одежде должны быть защищены от болезней, злого глаза. В орнаментации одежды присутствовали половозрастные и социальные знаки. Импровизация вышивки – более позднее явление. Вышивка выполнялась преимущественно красными шерстяными или шелковыми нитками различных оттенков от темно-красного до коричневого. Праздничные холщовые рубахи дополнительно украшались монетами, бисером, позументом и тесьмой. У восточных мари, наряду с холстом, рубахи шили из пестряди. С конца XIX века среди марийцев начинает распространяться русская косоворотка из фабричных тканей [Крюкова, 1951. С.38]. К этому времени она наиболее широко бытовала в качестве праздничной одежды. По традиции луговые, горные и большинство восточных (за исключением закамских) марийцев носили рубашку в подпоясанном виде [Сепеев, 1975. С.163].
национальная одежда марийцев
Штаны (йолаш, ялаш) луговых и горных марийцев были с узким шагом, у восточных – с широким. Традиционные мужские штаны шили из домашнего белого холста. С начала XX века для этой цели начали употреблять окрашенный холст или пестрядь (у восточных). Зимой носили штаны из домашнего полусукна. Праздничные штаны шили из фабричных тканей темной расцветки (сулма). У группы горных мари для этой цели приобретали хлопчатобумажный бархат (плис).
Пояс (ÿштö) был незаменимой деталью в общем комплексе мужской одежды и выполнял не только утилитарную функцию – к нему подвешивали ножны, кожаные мешочки для табака, огнива и трута, кошелек для денег и т.д., но он также был снабжен и различными привесками, игравшими роль оберегов. У марийцев бытовали различные тканые пояса из шерстяных, шелковых и конопляных ниток. Популярными были кожаные пояса. Свадебные и праздничные мужские пояса украшались бисером, серебряными монетами, иногда вышивкой.
Кафтан – важная часть традиционного мужского костюма. Кафтаны подразделяются на летние, демисезонные и зимние. Летом носили легкую распашную верхнюю одежду из белого холста (шовыр, шавыр). Она была двух типов: прямой туникообразный кафтан и кафтан-борчатка. Первый бытовал у большинства марийцев, в частности, у луговых и основной части восточных мари. Второй был распространен среди горных и части луговых марийцев. Борта праздничных кафтанов украшались кумачом, тесьмой, у луговых марийцев – вышивкой.
Демисезонные прямоспинные кафтаны (мыжер) шили двух типов: кафтан туникообразного покроя с шалевым воротником и туникообразный кафтан с клиньями в боках, с запахом на левую сторону. Теплые будничные кафтаны шили из домашнего черного сукна, праздничные – из белого. Белые кафтаны обшивались черной домотканой тесьмой. Состоятельные семьи использовали на праздничные кафтаны фабричное сукно. У восточных марийцев наряду с вышеописанными кафтанами бытовала верхняя одежда, характерная для тюркского населения (камчол, пешмет). Зимней верхней мужской одеждой была шуба (ужга, ыжга, кÿрык), прямоспинная или отрезная в талии, преимущественно из овчин, окрашенных в красноватый или черный цвета. Нередко их крыли холстом или сукном. Наиболее ценной считалась шуба, покрытая фабричным сукном. В сильные морозы или в пути надевали тулуп и азям. Тулуп по покрою не отличался от прямоспинной шубы, но был значительно длинней и имел большой воротник. Азям шили из толстого грубого домашнего сукна в виде халата с большим воротником. Его носили те, кто занимался извозом. Среди летних мужских головных уборов марийцев преобладали валяные шляпы (упш, теркупш) разнообразной формы. Шляпы валяли в домашних условиях: праздничные – из белой шерсти, повседневные – из черной. С конца XIX века в костюме мужчин появляется картуз, который в начале становится принадлежностью костюма молодежи. Впоследствии фуражка, заменившая картуз, вытеснила все другие типы летних головных уборов. Зимой мужчины надевали шапки с овчинным околышем и суконным верхом и шапки-ушанки, сшитые из овчины и сукна.
Повседневной обувью мужчин были лапти (йындал, йыдал), сплетенные из семи лык с оборами из этого же материала, при помощи которых лапти закреплялись на ноге. Марийские лапти сочетали прямое и косое плетение. Подошва у них была двойной. Их носили в сочетании с онучами, летом – с холщовыми, а зимой – с суконными. В дождливую погоду под лапти надевали кожаные мягкие сапоги – бахилы [ПМА, 1981, 1982]. Из кожаной обуви мужчины носили сапоги (кем), восточные марийцы – сапоги-коты с суконными и войлочными голенищами, которые были восприняты от башкир. Кожаная обувь ценилась. Наиболее модными считались сапоги со сборами в нижней части голенища. Зимой носили валенки (портышкем, мижгем). Среди состоятельных марийцев были популярны фабричные узорные валенки.
Женский народный костюм марийцев отличался от мужского бoльшим разнообразием. Комплекс традиционного женского костюма во многом сходен с мужским. Основу женской народной одежды составляла рубаха (тувыр, тыгыр) одного типа – так называемого туникообразного покроя; она шилась, как мужская. Хотя рубаха у всех групп мари была однотипной – туникообразной, существовали локальные отличия в покрое нижней части рубахи и рукавов, в расположении грудного разреза, а также в характере орнаментации. Немаловажное значение для выделения вариантов женской рубахи имеет расположение грудного разреза. Он мог быть на правой стороне и в центре. У луговых марийцев бытовали оба этих варианта, у горных преобладал центральный разрез. По всей вероятности, грудной разрез в центре основной точи холста стали размещать в более поздний период – во второй половине XIX века.
Марийская национальная одежда
Марийский народный костюм богато украшался вышивкой. Старинная марийская вышивка была плотной и четко очерченной. Основные мотивы в орнаменте – изображения комбинаций различных геометрических, растительных, зооморфных, антропоморфных фигур. В древности вышивка выполняла магическую функцию, указывала на принадлежность ее владельца к определенной этнической группе, роду.
Орнаментация рубах различных локальных групп имела специфические особенности, определявшиеся давними традициями. Женские рубахи различных территориальных групп луговых мари также имели особенности и в украшении вышивкой. Орнаментация различалась не только местом расположения на рубахе, но и цветовым сочетанием, сортом ниток, мотивами вышивки. Наиболее богатой отделкой отличалась женская рубаха Царевококшайского уезда, на которой вышивка располагалась как на груди (мел тÿр), концах рукавов (шокш мучаш тÿр), подоле (урвалте йыр тÿр), так и вдоль всего рукава (шокш мучко тÿр), на уровне груди (пöштÿр), на спине (туп йыр тÿр), орнаментировали также продольные швы рубахи (ургыш воктен тÿр). Для орнаментации такой рубахи марийки в указанном уезде использовали крашеную шерстяную пряжу, в отличие от мариек Уржумского уезда, где с первой четверти XIX века вместо шерсти использовали шелк-сырец, окрашенный в домашних условиях [Крюкова, 1968. С. 54]. Отделка рубах лентами, тесьмой, пуговицами, бисером, как и расположение вышивки, определялась также давними традициями.
У горных мариек рубаха в конце ХIХ века имела скудную орнаментацию, хотя до середины этого столетия она отличалась богатой вышивкой. Изменение ее характера объясняется вытеснением конопляного холста тонкой домотканиной из фабричных ниток, поэтому вышивка соответственно стала мелкой. Женская рубаха группы восточных мари имела свою особенную эволюцию. Г.А. Сепеев выделил два этапа развития этого элемента одежды, которая из белой холщовой превратилась в пестрядинную. Рубаха туникообразного покроя приобрела широкий подол, вышивка заменилась тканым узором, оборками, лентами. Рубаха данной группы приобрела вид башкирской и татарской рубахи [Сепеев, 1975. С.180].
Отличались рубахи различных территориальных групп и способом ношения: в северной части края она подбиралась поясом так, что складки собирались спереди; в южной части Уржумского уезда складки на рубахе располагались сзади и над бедрами; у горных мари – поддерживали ее высоко напуском.
Обязательным элементом марийской женской народной одежды являлись штаны из белого холста. Штаны были характерным элементом в одежде тех народов, которые имели тесные связи с тюркским населением. Луговые и горные марийки носили штаны с узким шагом, восточные – с широким.
Верхняя одежда в традиционном женском костюме – кафтаны – летние из белого холста, осенне-весенние из сукна, зимние суконные утепленные и шубы из овчин. Летние и теплые кафтаны в целом имели однотипный покрой (прямоспинные, отрезные в талии); различались они локально. Верхняя легкая одежда (шовыр, шавыр) из ткани была трех типов: туникообразный (Царевококшайский уезд Казанской губернии и Яранский уезд Вятской губернии); с выкройной проймой и отрезной в талии (Козьмодемьянский уезд Казанской губернии); переходный (Уржумский уезд Вятской губернии). Позже отрезной в талии кафтан, бытовавший у горных мариек, появился в комплексе одежды всех луговых мариек. Что касается восточных марийцев, то у этой группы были распространены кафтаны, характерные для луговых и горных мариек, а также кафтан тюркского покроя. Последний представлял собой татарско-башкирский камзол или легкий бешмет с широкими рукавами.
В холодный период осени и весны марийцы носили теплую верхнюю одежду из грубого домашнего сукна (мыжер) с суженными к кисти рукавами. Теплые суконные кафтаны подразделяются на три типа: туникообразный; с выкройной проймой, т.е. со швом на плече, прямоспинный; с выкройной проймой, отрезной в талии (горные марийцы). Характер ворота зависел от назначения верхней теплой одежды. На праздничных кафтанах ворот был открытым, на будничных – закрытым. Праздничные кафтаны шили из белого или серого сукна и украшали по краям кумачом и фабричной тесьмой. Ворот такого кафтана по краям украшался серебряными монетами. На будничные кафтаны шло сукно коричневого или черного цвета [Молотова, 1992. С. 30–31].
По покрою зимние суконные кафтаны не отличались от весенне-осенних. Они утеплялись только в верхней части. Зимой женщины надевали шубы (ужга, ыжга, кÿрык) из крашеных овчин черного или коричнево-красного цвета. Шили шубы со швом на плече, отрезными в талии, а ниже талии сборчатыми; у горных мариек украшали желтым мехом (котик). Количество шкур, употребляемых на шубу, зависело от состоятельности заказчика. Богатой считалась шуба с большим количеством сборок, на которую уходило 10–12 овчин. Наиболее ценной у всех групп марийцев считалась шуба, покрытая фабричным сукном [Там же. С. 32].
Важной частью марийского костюма являлись пояса, передники и поясные украшения. Пояса подразделяются на два вида – повседневные и праздничные. Будничные пояса длиной 1,5–2 м и шириной 2–4 см ткали из разноцветной шерстяной, реже шелковой пряжи. К таким поясам привешивались мешочки для хранения денег, ниток, иголок и т.д. Празднично-обрядовые пояса украшались монетами, кистями, бусами, пуговицами.
Для опоясывания верхней одежды применяли самотканые шерстяные кушаки (пота, ÿштö). С конца XIX века в костюме мариек появляются яркие фабричные кушаки.
На поясе женщины носили холщовые вышитые поясные подвески, подразделяющиеся на однолопастные, двулопастные, узкие поясные полотенца с вышитыми концами. У большей части луговых мариек поясные подвески сохранялись в свадебно-ритуальном костюме до 40-х годов XX столетия.
Важной частью костюма был и передник. Бытовало два подтипа передников: без грудки и с грудкой. Передник без грудки (ончылшовыч, ончылсакыш) был двух видов: первый состоял из одной точи холста и украшался вышивкой, тесьмой, кружевом (бытовал у луговых мариек Царевококшайского уезда), второй – из одной точи холста с двумя пришитыми боковыми половинками, украшенный вышивкой из шелковых ниток (в Уржумском уезде). Передник с грудкой вошел в состав костюмного комплекса горных и восточных мариек в одно и то же время – в конце ХIХ века. У восточных мариек фартук украшался тканым узором, лентами, позументом, бисером, блестками.
Головной убор – знак, указывающий на возраст, общественное положение носительницы. Головные уборы подразделяются на женские и девичьи. Замужние женщины носили головные уборы различных типов: каркасные, остроконечные шурка и шымакш; лопатообразная сорока; мягкий полотенчатый шарпан, платки. Женские головные уборы мариек имеют сложное происхождение. Наиболее древним, как следует из первого письменного упоминания о марийских головных уборах А.Олеария, можно считать высокий головной убор на каркасе – шурка.. [Сказание путешественников, 1890. С. 24]. Это берестяной или кожаный остов высотой до 40 см, обтянутый кумачом с длинной холщовой лопастью сзади, которая прикреплялась к поясу. Он в прошлом был распространен среди всех луговых марийцев. Древний марийский женский головной убор находит аналогии с подобными уборами других народов: мордвы, удмуртов, казахов. Некоторые исследователи появление таких головных уборов связывают со скифами [Гаген-Торн, 1960. С.188].
Шымакш представлял собой прямоугольный кусок холста (55–20 см), один из концов которого сшивается в виде колпачка. Весь головной убор богато украшался вышивкой. На голове он закреплялся при помощи берестяного или войлочного колпачка. Шымакш – также один из древних головных уборов марийцев, который носили не только женщины, но и мужчины. Наиболее древний его вариант имел несколько иную форму. У него не имелось твердого остова, он состоял из прямоугольного куска холста, сшитого с одной стороны в виде башлыка. На сaмом конце убора имелась небольшая орнаментация вышивкой, состоящей из трех розеток. Подобный башлык закреплялся на шее при помощи нитяных завязок. Шымакш преобладал и среди восточных мари. Манера ношения его была различна и заключалась в расположении остроконечной части убора на голове.
Сорока – второй тип каркасного головного убора. С боков к очелью пришивались завязки или «крылья». Конец головного убора спускался на плечи. Головной убор надевался на холщовую шапочку – волосник. Сорока не является архаичным женским головным убором марийцев и воспринята от русского населения в период христианизации. Переняв форму головного убора, марийцы перенесли на нее свои орнаментальные мотивы [Козлова, 1978. С. 301].
Третий тип головного убора, бытовавший у всех трех этнографических групп народа, был составным. Он представлял собой мягкий полотенчатый шарпан из холста. Его носили всегда в сочетании с нашмаком. Шарпан – это полотенце (2–2,3 м), богато украшенное по краям вышивкой, тесьмой, а нашмак – узкая орнаментированная полоса холста, которая прикреплялась к шарпану с помощью металлических заколок. У разных этнографических групп имелись различия не только в размерах нашмака, его орнаментации, но и в способе ношения головного убора. Луговые марийки шарпаном закрывали полностью шею, затылок и косу, а горные – только шею и косу. Шарпан восточных мариек также имел свои особенности. Они носили лишь шарпан, нашмака у них не было. В теплое время года восточные марийки обертывали полотенцем голову, опуская один конец на спину, а в прохладную погоду им закрывали голову и шею. В начале XX века шарпан Луговых мариек видоизменился и преобразовался в две части – кум лукан шарпан – верхняя, короткая часть, закрывающая голову, и шарпан поч – «хвост» головного убора, прикреплявшийся к первой части. В целом полотенчатый головной убор шарпан имеет прямые аналогии с уборами тюркских народов: башкир, татар, чуваш, с которыми марийцы жили в близком соседстве, от которых, видимо, его заимствовали.
Четвертый тип – платок из холста (шовыч, савыц, солык) с вышивкой. Их носили поверх остроконечного шымакша и сороки. Поверх первого головного убора надевался треугольный платок, на второй – четырехугольный. Зимой надевали теплые платки-шали, сотканные из шерстяных ниток.
Обязательной принадлежностью свадебного наряда невесты всех групп марийцев было богато вышитое покрывало, которое сшивалось из двух полос холста. В начале XX века холщовые покрывала выходят из применения, заменившись фабричными шелковыми платками.
Шапки (упш) носили в зимний период. У луговых мариек бытовала высокая шапка с суконным красным верхом и лисьей опушкой, у горных мариек меховая опушка была из бобра, верх также украшался фабричной тесьмой. Шапка такой формы утратила свое назначение к концу XIX века. Шапка с лисьим мехом сохранилась в свадебном костюмном комплексе мариек северо-восточных районов Марий Эл до наших дней. Шапки из мерлушки в виде кубанки с круглым суконным верхом бытовали среди луговых и горных мариек: у первых подобные шапки использовались также в качестве свадебного головного убора невесты и праздничного зимнего головного убора женщин.
Каждому описанному выше женскому головному убору соответствовали определенные сложные прически. Девушки-марийки, как и девушки у многих народов Европы, заплетали волосы в одну косу. Смена прически на женскую происходила во время особого обряда, затем следовала и смена головного убора. Это символизировало переход девушки в группу замужних женщин.
Традиционная обувь мариек подразделяется на три типа: лыковую (будничная), кожаную (праздничная) и шерстяную (валенки). Самой распространенной обувью марийцев были лапти (йыдал, едал). Повседневные лапти плели из семи лык, а праздничные – из девяти. Праздничные лапти иногда в носовой части украшались красной лентой, вплетавшейся вместе с лыком. В весенне-летний период к ним пришивали деревянную подошву (кўтўрма, шакляка) высотой 3–4 см, чтобы в обувь не проникала вода. Оборы лаптей обычно были свиты из лыка или шерсти. Лапти горных мариек имели очень маленькую головку шириной 1,5–2 см, поэтому к ней прикреплялись тонкие веревочки из лыка, чтобы они лучше держались на ступне. Поволжские марийки всегда носили лапти в сочетании с белыми холщовыми и черными суконными онучами. У горных мариек стопа и голень полностью обертывались черными онучами, но не так толсто, как у луговых. Способ обувания имел четко разграниченные территориальные особенности, заключавшиеся в украшении шерстяных онучей, а самое главное – в способе завязывания обор. Горные и часть луговых мариек (Царевококшайский, Яранский уезды) завязывали оборы у колена, женщины Уржумского уезда – на середине голени. Суконные праздничные онучи луговых мариек украшались тесьмой, бисером, пуговицами, монетами, тогда как на онучах у горных мариек не имелось никаких украшений. Из липового лыка, а иногда из бересты плели ступни. Этот тип обуви использовался только во время домашних работ.
Кожаная обувь ценилась, и ее старались надевать в праздничные дни. Поволжские марийки носили сапоги (кем) и ботинки на каблуке. В большей степени кожаная обувь была распространена среди восточных, в частности среди уральских марийцев, которые проживали ближе к промышленным центрам и больше занимались промыслами и отходничеством.
В зимний период носили валенки (портышкем, межгем, мижгем) из черной или белой шерсти, которые изготовляли местные мастера.
Одежда марийцев функционально подразделялась на повседневную, праздничную и обрядовую. Праздничный костюм по составу предметов, форме и покрою во многом повторял будничный, но выглядел более нарядно и красочно. Его богато украшали вышивкой, тесьмой, позументом, бисером, монетами. Народный костюм был тесно связан с обрядовой стороной жизни крестьянства. Наиболее красочна свадебная одежда марийцев. Большое значение придавалось одежде невесты, жениха, а также костюму специальных участниц свадебного обряда – поезжанок. Особенность свадебного костюма – наличие кафтанов (сывын) из тонкого фабричного сукна и меховых шапок в любое время года. Немаловажную роль в свадебной обрядности марийцев играло приданое невесты (кумалтыш), в состав которого входили не только одежда девушки, но и подарки, которые имели престижное значение в приобщении невесты к новой семье. Подарки преподносились всем близким родственникам жениха. В приданом проявлялась состоятельность семьи, а также орнаментация и качество одежды показывали мастерство будущей жены-хозяйки. Свадебная одежда и костюм молодушки, в представлении народа, выполняли не только эстетическую, но и охранительную и продуцирующую функции. Свадебная одежда жениха и невесты (рубаха, кафтан, головной убор) у марийцев после обряда не надевалась, а хранилась для похорон, т.е. она становилась погребальной одеждой.
У каждого народа, как известно, существовали свои эстетические представления об одежде. У марийцев традиционный цвет – белый. Это специфическая особенность марийского костюма.
В развитии народной одежды марийцев известную роль играли различные по характеру и интенсивности историко-культурные взаимовлияния не только с финно-язычными и тюркскими, но и с более далекими народами Средней Азии. Марийскому народному костюму, как и одежде многих других народов Восточной Европы, были присущи, с одной стороны, традиции, связанные с земледелием, которые преобладали, а с другой – с влиянием южной степной скотоводческой культурой. Элементами одежды, приспособленными к земледелию, возникшему на лесной почве, являлись пояс, имевший утилитарно-практическое значение – к нему привешивался топор и нож, узкие штаны, подпоясанный короткий кафтан, лыковая обувь с холщовыми и суконными онучами. Эти предметы, как известно, не употреблялись кочевыми народами. Прямоспинные кафтаны с боковыми разрезами, штаны с широким шагом у восточных марийцев указывают на влияние со стороны степной скотоводческой культуры.
Анализ марийского народного костюма в сопоставлении с одеждой, характерной для народов Урало-Поволжской этнографической области – мордвы, удмуртов, чуваш, татар, башкир – позволяет отметить наличие значительного количества общих черт. Известное влияние на развитие марийского народного костюма оказала русская одежда. Особенно это отразилось на мужской одежде. Так, марийский мужской костюм второй половины XIX – начала XX вв. был очень близок русскому костюму, а у группы горных марийцев почти идентичен. В некоторых случаях взаимосвязи приобретали характер заимствований. Однако заимствованный элемент проходил проверку на соответствие труду, быту, религиозным, эстетическим и этническим представлениям.
Народный костюм на протяжении столетий изменялся и в то же время не утратил самобытности, сохранив многие свои элементы к началу XX века. Сохранение традиционных видов одежды характерно для женского костюма, так как эта часть марийского населения была менее подвижной и потому менее восприимчивой к стороннему влиянию. Архаичность костюма, несомненно, – результат существования полунатурального хозяйства, изолированности деревни от города.
С развитием капиталистических отношений в марийской деревне среди сельского населения выделяются представители сельской буржуазии: владельцы крупных земельных наделов, различных промысловых заведений, которые стремились выделиться из основной массы своим костюмом. В этот период в одежде ярко отражается имущественная дифференциация. Это проявилось не столько в покрое костюма, сколько в количестве всего носильного платья семьи, качестве употребляемых для этого тканей, видах обуви, обилии украшений и вышивки. Состоятельность семьи была особенно заметна в приданом невесты – это и количество рубах, и предметов верхней одежды, и головных уборов, наличие или отсутствие меховой одежды, в частности шубы, набор украшений и их качество. Во второй половине XIX века зажиточные марийки подчеркивали свое имущественное и социальное положение большим количеством фабричных платков и тканей, лент, тесьмы, позумента, кружев, серебряных украшений.
Октябрьская революция, переустройство хозяйства в стране привели к коренному изменению культуры и быта крестьян. Особенность развития костюма марийского крестьянства в 1920-е годы – начало отказа от архаичных форм одежды (обуви, головных уборов и т.д.). Для этого же периода характерно упрощение вышивки и отделки одежды. В 1930–1940 гг. традиционный костюм подвергся сильной трансформации: изменялся покрой, упрощалась вышивка. В предвоенные годы зарождаются совершенно новые формы народного костюма – платье из хлопчатобумажной белой ткани с оборкой, украшенной вышивкой крестом, и фартук.
Продолжался отказ от неудобных традиционных частей костюма. Великая Отечественная война замедлила процесс трансформации и модернизации народного костюма. В 1950-е годы большинство сельских женщин продолжало носить национальный костюм. Для мужского населения характерен полный переход на городские формы одежды. В 1960-е годы девушки и большинство молодых женщин перешли на общегородские формы одежды. Этому в значительной степени способствовали широкое распространение промышленных товаров и подъем материального благосостояния населения. Национальный костюм носили лишь женщины среднего и старшего поколений.
Необходимо отметить, что в современном быту сохраняются наиболее рациональные и удобные формы народного костюма, такие как, например, черные демисезонные кафтаны, бытующие в основном среди женщин северо-восточных районов республики. У этой же группы и марийцев юго-восточной части республики Марий Эл сохранилась традиционная свадебная одежда. Остальная часть луговых и горных мари на свадьбу надевают праздничные комплексы одежды. В настоящее время производством национальной одежды занимаются комбинаты бытового обслуживания, в которых желающие имеют возможность заказать платья, кафтаны и некоторые виды свадебной одежды.
В современных условиях сохраняется обычай дарить невесте родственникам жениха подарки, состоящие из различных форм современной фабричной одежды. Девушка-невеста наряду с фабричной одеждой может дарить и предметы народного костюма, если родственницы жениха носят национальную традиционную одежду.
Народная одежда применяется и в погребальной обрядности. Пожилые женщины заранее готовят похоронный комплекс костюма, который может состоять как из форм национальной одежды, так и фабричной. Как правило, женщины, носившие народный костюм в повседневном быту, включают в погребальный комплекс только народную одежду.
Современный этап характеризуется тем, что у марийцев возрастает интерес к своему национальному костюму как к богатому наследию традиционной культуры. Очевидно, что также возрастает идентификационное значение народного костюма. В 90-е годы Министерством культуры были созданы студии (г. Звенигово, пос. Медведево, д. Чодраял, с. Шоруньжа), где народные мастера занимаются традиционной вышивкой, шьют народную одежду, ткут, создают современные костюмы с элементами традиционной вышивки. При этих студиях различным видам прикладного искусства обучаются все желающие. Одним из высокохудожественных видов прикладного искусства всегда была вышивка, украшавшая народный костюм. Она не утрачена и в настоящее время, этим видом искусства занимаются как мастера-любители, так и профессиональные художники. Этому рукоделию обучают детей в Президентской школе-интернате №1 (мастера-художники А.Орлова, Е.Кожина), в школе-гимназии №14 (Е.Кожина), в детском клубе «Шонанпыл» (И.Степанова) в Йошкар-Оле. Существуют кружки по вышиванию в других городах и районных центрах республики.
Особенностью современного периода является повышение спроса и на современные формы костюма, созданные по мотивам народного. При этом современный покрой одежды из фабричных тканей сочетается с марийской вышивкой. Такая стилизованная одежда пользуется популярностью у актеров, певцов, некоторой части интеллигенции. Моделирование одежды с элементами марийского народного костюма возникло на фабрике «Труженица», выпускавшей долгие годы (30–90 гг. ХХ века) платья, фартуки, женские блузки, мужские рубахи, текстильные предметы интерьера с марийской вышивкой. В изделиях этого предприятия удачно сочетались современный покрой одежды с марийской орнаментацией. К сожалению, в настоящий период фабрика прекратила свое существование.
Моделированием стилизованного марийского костюма занимаются модельеры, искусствоведы, художники. Их творчество, с одной стороны, может опираться только на традиции марийского народного костюма, с другой – на стилизацию.
Объектом моделирования в большей степени является женский костюм. Мужской марийский стилизованный костюм шьют для участников художественной самодеятельности, который представляет комплект из белых брюк, белой рубашки с вышивкой на груди, конце рукавов, подоле. Иногда к этим формам одежды добавляются легкий белый кафтан с вышивкой и головной убор – шляпа. В последние годы сложился стандартный мужской сценический костюм. Часто в его качестве используется белая рубашка с марийским орнаментом, пояс и брюки темной расцветки, черные сапоги.
Традиционный костюм и вышивка являются основой деятельности индивидуально работающих мастеров. Свое мастерство они демонстрируют на различных конкурсах. На празднике марийского народного костюма (Марий вургем пайрем), который проводился в 2000–2002 гг., участвовали народные мастера, профессиональные художники-модельеры, любители марийского народного костюма. Дважды призовые места на этом празднике занимали вышивальщицы и мастерицы швейного дела сельского ателье сельхозпредприятия «Передовик» Моркинского района, продемонстрировавшие народную одежду и модные модели. Народные мастерицы Л.В. Веткина (Сернурский район), З.П. Михеева (Мари-Турекский район) представили традиционные костюмы, сшитые для этого конкурса. Их костюмы были созданы по традиционной технологии из домашнего холста, с точным сохранением покроя, цветовой гаммы вышивки по счету нитей и отделки. На празднике участники конкурса попытались продемонстрировать марийский костюм в исторической перспективе: одежда 1920–1930-х гг., 1940–1950-х гг., 1960–1970 гг., современный праздничный обрядовый костюм, стилизованные формы национального костюма.
В апреле 2003 года в Йошкар-Оле состоялся праздник – Всероссийский фестиваль национального костюма, в котором участвовали не только представители из финно-угорских регионов, но из многих областей и республик России.
В развитии современного прикладного искусства большую роль играет возрождение традиционной вышивки, которая является не только основой в орнаментации народного костюма, а также в создании целого ряда декоративных текстильных изделий: скатертей, портьер, панно, салфеток, сувениров с вышивкой и т.д.
Обладают и ценят народный костюм горожанки, которые надевают его по торжественным случаям, в театр, на праздник Пеледыш пайрем (Праздник цветов). Принято быть в национальной одежде и на еженедельном мероприятии горожан Йошкар-Олы Марий кас (Марийский вечер), где проводится танцевально-песенный вечер досуга для городских марийцев.
Отличительной чертой современного и сценического костюма является использование их как представительского; надевают на национальные праздники, обряды, на съезды марийцев, по торжественным случаям, подчеркивая не только национальную принадлежность, но и принадлежность к той или иной этногруппе (луговые, восточные, горные марийцы).
Важной задачей ученых-этнографов и искусствоведов на современном этапе становится обеспечение соответствия классическим традиционным подходам в оформлении костюма и сохранение основных этноопределяющих элементов: формы, покроя, цветовой гаммы, главных деталей.
Народный костюм марийцев и в настоящее время продолжает оставаться этнической ценностью и служит важным инструментом формирования патриотических чувств и этнографического самосознания.
Поселок Морки, краеведческий музей, тётя Антонина демонстрирует марийскую одежду и украшения, порядок одевания!
Вот она самая первая фотография! Сначала одевают белое платье и тканый головной убор.
Обратите внимание на защитные от сглаза вышитые розеточки на плечах!!!
головной убор и украшения - вид с боку
8 – головной убор - ош пу
украшения марийской женщины
10 – нагрудное украшение (увы, часть монет срезана и продана)
11 - На серебряном браслете необычные узоры выгравированы, а монеты стерлись так, что к сожалению год определить невозможно обычным способом.
12 - Обратите внимание везде вставлены или вшиты зеркальца, кто не знает довожу до сведения- зеркала отражают негативную энергию, а значит защищают от сглаза, порчи и проклятия. Талисман и оберег.
13 - Монеты самых разных годов выпуска, но все до 1900 в основном 1813-50 годов.
15 - ОШ ПУ - очень тяжелое украшение. Невообразимо волнующие чувства испытываешь, когда берешь его в руки и рассматриваешь...
16 - Обратите внимание, в центре " серьги" находится зеркальце, а вокруг сцеплены мелкие монеты, внизу дополнительно прицелен треугольник из проволоки и к нему прикреплены монеты покрупнее. Самая старая монета из тех что я смогла просмотреть - 1813 года, есть монеты очень старые, сильно стертые так, что визуально рассмотреть год невозможно.
17 - Здесь я сделала акцент на серьги, вернее это не совсем серьги, так как они не в уши одеваются, а цепляются к основному головному убору на уровне ушей. В общем далее увидите как это происходит.
18 - Такой комплект я искала целый год у всех знакомых директоров музеев спрашивала, и вот наконец мне позвонили и сказали - ЕСТЬ!
как описать то волнующее чувство, с которым ты едешь за сотни километров, а сердце выпрыгивает из груди и бешено колотится, бесконечно сомневаясь - то это или не то? Неужели и вправду это ОНО?
Как описать тот трепет души,когда с замираем дыхания открывается коробка и ты видишь лежащий на дне старинный предмет, которому вот уже 200 лет!!!
Я НАШЛА ЕГО!!! Спасибо СПАСИБО ОГРОМНОЕ Галине Климентьевне- директору музея, что помогла мне в приобретении моего самого ценного экспоната!
Вероятно это самая главная ценность моего музея. Свадебные украшения марийской женщины (вернее уже то, что осталось),так как часть монет срезано и продано. Слава богу я успела выкупить все украшение. Сказали, что называется ОШ ПУ-головной свадебный убор, одевается прямо поверх вышитого тканого головного убора. Вы видите на картинке справа серебряный браслет с монетами, серебряные серьги с зеркальцами и монетами, соединяющиеся между собой цепочкой под подбородком.
В верхней части картинки то, что надевается на голову и к нему цепляются серьги (скобами) и нагрудное украшение должно быть расшито полностью монетами, но часть уже потеряна.
19 – длинная нательная холщовая рубашка – тувыр, основа женской одежды.
20 - Вот вам еще один сюрприз! Появилось новое платье- самое верхнее!!! Его возраст менее 100 лет, сказали где- то 80, что в общем тоже неплохо для музея. Думаю многие заметили как явно на стиль платья и вышивку повлияли татары, живущие рядом. Вот так и происходило взаимное влияние целых пластов.
22 - Вот тоже очень раритетных вещь! Почему? Казалось бы простой передник, на нет! Мы уже знаем с вами, цвет который носили марийцы- белый!! Черные передники большая редкость в марийских деревнях, и так как одежда раньше определяла местность проживания а также социальный статус!!! То черный передник носила не каждая женщина и не во всякой местности. Тем не менее он в моей коллекции есть!
вышивка - оберег
24 - Сфотографировала поближе украшение из ракушек Каури. Любуйтесь! Ах с каким трепетом я перебираю эти вещи!
25 – Ну вот, друзья, я наконец вам представляю женский марийский костюм прошлого века. Этому костюму более 100 лет, приобрела я его в глухой марийской деревушке из "бабушкиного сундука"- так я называю вещи, которые остаются от мам и бабушек в старых сундуках. Очень радует сохранность платьев, бережливые были бабушки. Кружева по подолу рукотворные, все вышивки..., только представьте, что в каком- то 1900 году сидела девушка и ткала эти ткани, а затем вышивала на них сакральные орнаменты, защитные печати и думать не думала, что в 21 веке люди по интернету будут разглядывать её работу.
- Обратите внимание на головной убор- это свадебный убор и одевается на голову как шапка, причем и под подбородком все это смыкается, словом не хватает здесь еще серебряных украшений, но это в следующий раз. Порадовало еще и то, что раздобыли таки легкое верхнее пальто, так как платья еще есть в старых сундуках в деревеньках, а вот что- посущественнее( в частности пальто) достать невероятно трудно. Но мне повезло!
НОЖ В МАРИЙСКОМ КОСТЮМЕ
Древнейшие ножи известны с эпохи палеолита. Первыми ножами были каменные, обычно кремнёвые. Со временем к ножам начали прикрепляться деревянные и костяные рукояти. Также широко использовались ножи из кости. Около пяти тысяч лет назад, научившись получать и обрабатывать металл, человек стал изготавливать ножи из меди и бронзы. С началом железного века на первый план выходит железный нож, вытесняя ножи из бронзы. Появляются складные ножи.
У многих народов мира есть свои традиционные, национальные ножи. Они могут отличаются как по форме рукоятки или длине клинка, так и по материалу изготовления, размерам, предназначению и по способу ношения. В традициях различных народов нож – это обязательный аксессуар и важный элемент мужской национальной одежды, его гордость. Также у некоторых народов есть и «женские» ножи. Ножи всегда применялись в хозяйственно-бытовой деятельности (в т.ч. для охоты и рыбалки), для военных целей (как оружие) или просто как элемент национальной одежды, в качестве украшения.
Развиваясь на протяжении веков вместе с культурой народа, ножи также часто становились элементом различных обрядов. Например, нож часто используют во время своих лечебных сеансов лечения марийские знахари и целители.
Об истории марийского ножа Инфоцентру FINUGOR.RU рассказал кандидат исторических наук, автор многих трудов по истории Поволжья и Марийского края Сергей Свечников:
- По археологическим данным, марийские ножи были, как правило, однолезвийными, небольшими по длине − от 5 до 15 см., с деревянными или костяными рукоятками. Строгого деления на боевые и бытовые ножи не было. Это было универсальное орудие, незаменимое и в военном походе и в ведении домашнего хозяйства. Носили их в кожаных ножнах, подвешивавшихся при помощи железного кольца к ремню. Между прочим, в марийском языке до сих пор ремень называется «кӱзанӱштӧ», что в переводе означает «ножевой пояс, пояс с ножом». Ежеминутная опасность нападения неприятеля или диких зверей, ожидание вступления в военный поход по первому зову предводителя, охота как ведущий промысел и многие другие факторы обусловили традицию постоянного ношения ножа в период до конца XVI − начала XVII веков. Нож нередко был атрибутом костюма и марийских женщин, поскольку многие из них участвовали в военных действиях наряду с мужчинами.
В XVII веке, как известно, был наложен запрет на кузнечное и ювелирное дело и введена строгая регламентация приобретения орудий из металла народами Поволжья. Однако даже в этих условиях нож продолжал оставаться постоянным элементом экипировки мари. Его всегда клали в могилу с покойником, полагая, что без ножа невозможно обойтись даже в ином мире.
По марийским поверьям, железные предметы, особенно ножи, почитались как обереги. С этой целью, например, нож клали в зыбку новорожденному. Во время молений карты стучали обухом ножа по обуху топора, чтобы отгонять нечистую силу.
Нож у некрещеных мари был неотъемлемым элементом ритуала принесения клятвы. Проходил он следующим образом. Мари, стоя на коленях, съедали кусок посыпанного солью хлеба с поднесенного ножа, не прикасаясь руками ни к хлебу, ни к ножу. После этого переступали через липовую палку (лутошку). Руководитель проведения клятвы, переломив через колено лутошку, произносил: «Если кто покажет неправду, тот иссохнет, как эта палка!».
- В современном марийском костюме нож, как обязательный атрибут, отсутствует. С чем это связано?
В период после Черемисских войн, когда марийскому населению было запрещено постоянно носить с собой оружие, нож перестал быть элементом марийского костюма. В отличие от народов Кавказа, нож у мари не успел обрести декоративные функции. Он всегда выполнял функции практического свойства (сюда входят и сакрально-магические функции этого орудия, поскольку в традиционной культуре магия имеет утилитарное значение).
- Как Вы думаете, есть ли возможность восстановить историческую правдивость и внести этот элемент в традиционный этнический гардероб марийцев?
Этнический костюм, несмотря на свою традиционность, как известно, постоянно эволюционирует. На смену белой одежде приходит пестрядь, домотканому холсту - фабричная ткань, геометрическим узорам - пестрый цветочный орнамент, но вместе с тем возвращаются из прошлого женский головной убор шурка и шумящие подвески. Точно так же может вернуться и нож, вроде того, что намедни подарили Президенту Российской Федерации Владимиру Путину.
Как стало известно Инфоцентру FINUGOR/RU, нож, подаренный Президенту, изготовил Валерий Ермаков – известный в Марий Эл ножевых дел мастер, специалист по холодному и огнестрельному оружию. По словам Валерия, ножами он увлекался еще подростком, и свой первый нож изготовил перед службой в армии. А профессионально начал делать ножи лет 10 назад. Тогда же, на основе имеющихся знаний и умений, им была разработана оригинальная система ножевого боя - «Марийский ножевой бой».
Ножи марийского мастера известны и за пределами России. Есть заказы из Европы и Израиля. И вовсе не случайно, что именно к нему обратились за подарочным ножом для Владимира Путина.
- Валерий, как появилась идея начать изготавливать марийские ножи?
Информацию о марийских ножах я впервые узнал от товарища-археолога Александра Акилбаева. После проконсультировался у наших историков, изучил специализированную литературу и наткнулся на фотографию археологической находки – ножа народа мари, который находили в захоронениях 9 – 11 веков. Такими ножами пользовались наши предки 1000 лет назад в быту и на охоте. Именно по этому образу и подобию его я и делаю заказы. Первый нож в этом стиле я сделал еще в 2011 году. К сожалению, пока заказов на такой нож было немного. Из этого сделал вывод, что люди плохо знают славные страницы своей истории, не знакомы с боевыми традициями своего народа. Кстати, на одном историческом форуме утверждали, что марийцы были отсталыми и о проволоке (для обмотки рукоятки ножа) речи вообще не может быть. Плохо, когда люди не знают истории и пытаются выдавать свое необоснованное мнение за истину.
- Вероятно, для изготовления ножей нужно специальное оборудование, станки?
- Да, нужна техническая база. Сначала у меня были самые простые станки, китайские. А когда стали появляться заказы, пришлось серьезно финансово вложиться в более современные и точные станки, в расходные материалы. Все деньги уходили на это. Создал хорошую мастерскую. В целом, ни о чем не жалею, потому что работа для меня и отдых, и удовольствие.
- Помимо марийских ножей, изготавливаете ли Вы другие ножи?
Каждый разработанный мной нож имеет свое имя. Есть ножи «Муравей», «Термит», реплика ножа НР-40. Они сделаны на совесть и всегда пригодятся и в хозяйстве, и на отдыхе - на рыбалке или на охоте. Также изготавливаю ножи на заказ. Все делается официально, с соблюдением российского законодательства. То есть, мои ножи холодным оружием не являются.
- Есть такая версия, что ножи дарить нельзя. Что Вы скажете по этому поводу?
Чепуха. Нож у многих народов является хорошим и значимым подарком. Нож в подарок-символ доверия к человеку. Возможно, подарок Владимиру Путину у нас станет началом такой традиции, и ножи, специально изготовленные мастерами, станут прекрасным подарком для друзей и деловых партнеров.
Источник информации и фотографий:
- ИСТОЧНИК: Марийцы. Историко-этнографические очерки/Коллективная монография - Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005./ Традиционная культура.
- Марийская национальная одежда.
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 94202 просмотра
Комментарии
Хочу скачать этот
Хочу скачать этот рефеат!!!!!!!!!!!
не жалко
конечно берите, не жалко!
источник указан ниже!
можете и наш сайт указать....
Помoги
Вы можете мне помочь как одевались женщины и мужчины в марийском народе у меня задание такое раскрасить и понять кто из них марийски и другие можете с марийским помочь?я 4 класс
как одевались марийцы...
здесть вот статья - фото в цвете -
женская марийская одежда и украшения
также -
марийская свадьба - тоже фото есть...
насчет мужчин...
статья про праздники - Агавайрем и т.д...
и вот -
общая статья про народ мари -
там всё есть.
у меня тоже д.з. и я не знаю
у меня тоже д.з. и я не знаю как сделать
ссылки!
заходите по указанным ссылкам - там есть в статьях цветные фото!
по фото можно понять - кто и как одевался, как одевались марийские женщины и мужчины -
по этим фото можно раскрасить одежду!
там всё понятно!
Национальный Медведевский костюм
Помогите пожалуйста найти описание и фото костюма Медведевского района.
к сожалению...
к сожалению, на сайте есть только материал про одежду Моркинского и Звениговского районов РМЭ, и немного Горномарийского...
А где здесь горномарийские то
А где здесь горномарийские то костюмы
будет...
скоро будет отдельная статья про горных мари...
Хороший сайт!
Хороший сайт!
Отправить комментарий