Марийская женская одежда и украшения

Марийская женская одежда и украшения

Ещё одна интересная этнографическая статья от Инессы Куляжевой!
Дело в том, что Инесса (автор многих статей на нашем сайте про марийскую тематику!) собирает материал и предметы старины для организации этнографического музея на ст. Илеть.
Отдельный рассказ мы посвятим этому музею – он пока в начальной стадии, расположен в доме, но по своим экспонатам очень интересен, а для частного музея – это очень много!
Может,  на эту статью обратят внимания власти Марий Эл, и как-то помогут с помещением на станции Илеть для создания музея, хотелось бы, чтобы это произошло!
А пока в статье рассказ про марийскую одежду и украшения!
(в статье сохранены пояснения Инессы по собранному материалу, чтобы читателю было понятно, с каким трудом это было собрано!)

 

Поселок Морки, краеведческий музей, тётя Антонина демонстрирует марийскую одежду и украшения, порядок одевания!                                                          Марийская женская одежда и украшенияМарийская женская одежда и украшения
Вот она самая первая фотография! Сначала одевают белое платье и тканый головной убор.
Обратите внимание на защитные от сглаза вышитые розеточки на плечах!!!          Марийская женская одежда и украшения

                                                         Марийская женская одежда и украшения                              Марийская женская одежда и украшения

 

                                            головной убор и украшения - вид с боку                                Марийская женская одежда и украшения

 

                                             Марийская женская одежда и украшенияМарийская женская одежда и украшения

 

8 – головной убор - ош пу                                                                                Марийская женская одежда и украшения

 

                                           украшения марийской женщины                                         Марийская женская одежда и украшения

 

10 – нагрудное украшение  (увы, часть монет срезана и продана)                                      Марийская женская одежда и украшения

 

11 - На серебряном браслете необычные узоры выгравированы, а монеты стерлись так, что к сожалению год определить невозможно обычным способом.                                                           Марийская женская одежда и украшения

12 - Обратите внимание везде вставлены или вшиты зеркальца, кто не знает довожу до сведения- зеркала отражают негативную энергию, а значит защищают от сглаза, порчи и проклятия. Талисман и оберег.  Марийская женская одежда и украшения

                                   Марийская женская одежда и украшения.

13 - Монеты самых разных годов выпуска, но все до 1900 в основном 1813-50 годов.                              Марийская женская одежда и украшения

 

15 - ОШ ПУ - очень тяжелое украшение. Невообразимо волнующие чувства испытываешь, когда берешь его в руки и рассматриваешь...                                      Марийская женская одежда и украшенияМарийская женская одежда и украшения

 

16 - Обратите внимание, в центре " серьги" находится зеркальце, а вокруг сцеплены мелкие монеты, внизу дополнительно прицелен треугольник из проволоки и к нему прикреплены монеты покрупнее. Самая старая монета из тех что я смогла просмотреть - 1813 года, есть монеты очень старые, сильно стертые так, что визуально рассмотреть год невозможно.

Марийская женская одежда и украшения

17 - Здесь я сделала акцент на серьги, вернее это не совсем серьги, так как они не в уши одеваются, а цепляются к основному головному убору на уровне ушей. В общем далее увидите как это происходит.

Марийская женская одежда и украшения

 

18 - Такой комплект я искала целый год у всех знакомых директоров музеев спрашивала, и вот наконец мне позвонили и сказали - ЕСТЬ!
как описать то волнующее чувство, с которым ты едешь за сотни километров, а сердце выпрыгивает из груди и бешено колотится, бесконечно сомневаясь - то это или не то? Неужели и вправду это ОНО?
 Как описать тот трепет души,когда с замираем дыхания открывается коробка и ты видишь лежащий на дне старинный предмет, которому вот уже 200 лет!!!
Я СДЕЛАЛА ЭТО!!!! Я НАШЛА ЕГО!!! Спасибо СПАСИБО ОГРОМНОЕ Галине Климентьевне- директору музея, что помогла мне в приобретении моего самого ценного экспоната!

Марийская женская одежда и украшения

Вероятно это самая главная ценность моего музея. Свадебные украшения марийской женщины (вернее уже то, что осталось),так как часть монет срезано и продано. Слава богу я успела выкупить все украшение. Сказали, что называется ОШ ПУ-головной свадебный убор, одевается прямо поверх вышитого тканого головного убора. Вы видите на картинке справа серебряный браслет с монетами, серебряные серьги с зеркальцами и монетами, соединяющиеся между собой цепочкой под подбородком. 
В верхней части картинки то, что надевается на голову и к нему цепляются серьги (скобами) и нагрудное украшение должно быть расшито полностью монетами, но часть уже потеряна.

 

19 – длинная нательная холщовая рубашка – тувыр, основа женской одежды.                                  Марийская женская одежда и украшения

 

20 - Вот вам еще один сюрприз! Появилось новое платье- самое верхнее!!! Его возраст менее 100 лет, сказали где- то 80, что в общем тоже неплохо для музея. Думаю многие заметили как явно на стиль платья и вышивку повлияли татары, живущие рядом. Вот так и происходило взаимное влияние целых пластов.Марийская женская одежда и украшения

 

22 - Вот тоже очень раритетных вещь! Почему? Казалось бы простой передник, на нет! Мы уже знаем с вами, цвет который носили марийцы- белый!! Черные передники большая редкость в марийских деревнях, и так как одежда раньше определяла местность проживания а также социальный статус!!! То черный передник носила не каждая женщина и не во всякой местности. Тем не менее он в моей коллекции есть!

Марийская женская одежда и украшения

 

                     вышивка - оберег                            Марийская женская одежда и украшенияМарийская женская одежда и украшения

 

24 - Сфотографировала поближе украшение из ракушек Каури. Любуйтесь! Ах с каким трепетом я перебираю эти вещи!                                                Марийская женская одежда и украшенияМарийская женская одежда и украшения

 

25 – Ну вот, друзья, я наконец вам представляю женский марийский костюм прошлого века. Этому костюму более 100 лет, приобрела я его в глухой марийской деревушке из "бабушкиного сундука"- так я называю вещи, которые остаются от мам и бабушек в старых сундуках. Очень радует сохранность платьев, бережливые были бабушки.   Кружева по подолу рукотворные, все вышивки..., только представьте, что в каком- то 1900 году сидела девушка и ткала эти ткани, а затем вышивала на них сакральные орнаменты, защитные печати и думать не думала, что в 21 веке люди по интернету будут разглядывать её работу.            Марийская женская одежда и украшенияМарийская женская одежда и украшения  - Обратите внимание на головной убор- это свадебный убор и одевается на голову как шапка, причем и под подбородком все это смыкается, словом не хватает здесь еще серебряных украшений, но это в следующий раз. Порадовало еще и то, что раздобыли таки легкое верхнее пальто, так как платья еще есть в старых сундуках в деревеньках, а вот что- посущественнее( в частности пальто) достать невероятно трудно. Но мне повезло!

 

 

27 - Чудо, как украшает девушку национальная одежда. Кто не знает поясняю, что костюм НЕ девичий, а именно замужней марийской женщины. Ну а Алина у нас еще не замужем, просто модель ,по своей душевной доброте согласилась, за что я ей очень благодарна.

Марийская женская одежда и украшения
видите марийский национальный женский костюм , созданный на ткацких станках прошлого века в деревне Чодраял Моркинского района Марий Эл. Костюм новый, но создан по старинным технологиям на старинных станках. Модель- девушка Алина, Кстати татарочка, а марийском костюме, так вылитая марийка.

 

 

МАРИЙСКАЯ ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА, ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Традиционный марийский костюм как мужской, так и женский состоял из рубахи, кафтана, штанов, пояса с подвесками, головного убора, кожаной обуви или лыковых лаптей с шерстяными и холщовыми онучами.
Женский костюм дополнялся украшениями. Традиционный костюм производился преимущественно домашними способами. Одежда и обувь марийцев изготовлялась из холста (вынер), чаще из конопляного, реже – льняного, домашнего сукна и полусукна (межтореш, понитка), выделанных шкур животных, шерсти, лыка и т.д. 

Вышивка (тÿр) на рубахах располагалась у ворота, у грудного разреза, на спине, на обшлагах рукавов и на подоле. Это было связано с древними представлениями марийцев – все отверстия на одежде должны быть защищены от болезней, злого глаза. В орнаментации одежды присутствовали половозрастные и социальные знаки. Импровизация вышивки – более позднее явление. Вышивка выполнялась преимущественно красными шерстяными или шелковыми нитками различных оттенков от темно-красного до коричневого. Праздничные холщовые рубахи дополнительно украшались монетами, бисером, позументом и тесьмой. У восточных мари, наряду с холстом, рубахи шили из пестряди.

Женский народный костюм марийцев отличался от мужского бoльшим разнообразием. Комплекс традиционного женского костюма во многом сходен с мужским. Основу женской народной одежды составляла рубаха (тувыр, тыгыр) одного типа – так называемого туникообразного покроя; она шилась, как мужская. Хотя рубаха у всех групп мари была однотипной – туникообразной, существовали локальные отличия в покрое нижней части рубахи и рукавов, в расположении грудного разреза, а также в характере орнаментации. Немаловажное значение для выделения вариантов женской рубахи имеет расположение грудного разреза. Он мог быть на правой стороне и в центре. У луговых марийцев бытовали оба этих варианта, у горных преобладал центральный разрез. По всей вероятности, грудной разрез в центре основной точи холста стали размещать в более поздний период – во второй половине XIX века.

Марийский народный костюм богато украшался вышивкой. Старинная марийская вышивка была плотной и четко очерченной. Основные мотивы в орнаменте – изображения комбинаций различных геометрических, растительных, зооморфных, антропоморфных фигур. В древности вышивка выполняла магическую функцию, указывала на принадлежность ее владельца к определенной этнической группе, роду.
Орнаментация рубах различных локальных групп имела специфические особенности, определявшиеся давними традициями. Женские рубахи различных территориальных групп луговых мари также имели особенности и в украшении вышивкой. Орнаментация различалась не только местом расположения на рубахе, но и цветовым сочетанием, сортом ниток, мотивами вышивки. Наиболее богатой отделкой отличалась женская рубаха Царевококшайского уезда, на которой вышивка располагалась как на груди (мел тÿр), концах рукавов (шокш мучаш тÿр), подоле (урвалте йыр тÿр), так и вдоль всего рукава (шокш мучко тÿр), на уровне груди (пöштÿр), на спине (туп йыр тÿр), орнаментировали также продольные швы рубахи (ургыш воктен тÿр). 

Отличались рубахи различных территориальных групп и способом ношения: в северной части края она подбиралась поясом так, что складки собирались спереди; в южной части Уржумского уезда складки на рубахе располагались сзади и над бедрами; у горных мари – поддерживали ее высоко напуском.
Обязательным элементом марийской женской народной одежды являлись штаны из белого холста. Штаны были характерным элементом в одежде тех народов, которые имели тесные связи с тюркским населением. Луговые и горные марийки носили штаны с узким шагом, восточные – с широким.
Верхняя одежда в традиционном женском костюме – кафтаны – летние из белого холста, осенне-весенние из сукна, зимние суконные утепленные и шубы из овчин. Летние и теплые кафтаны в целом имели однотипный покрой (прямоспинные, отрезные в талии); различались они локально. Верхняя легкая одежда (шовыр, шавыр) из ткани была трех типов: туникообразный (Царевококшайский уезд Казанской губернии и Яранский уезд Вятской губернии); с выкройной проймой и отрезной в талии (Козьмодемьянский уезд Казанской губернии); переходный (Уржумский уезд Вятской губернии). Позже отрезной в талии кафтан, бытовавший у горных мариек, появился в комплексе одежды всех луговых мариек. Что касается восточных марийцев, то у этой группы были распространены кафтаны, характерные для луговых и горных мариек, а также кафтан тюркского покроя. Последний представлял собой татарско-башкирский камзол или легкий бешмет с широкими рукавами.

Головной убор – знак, указывающий на возраст, общественное положение носительницы. Головные уборы подразделяются на женские и девичьи. Замужние женщины носили головные уборы различных типов: каркасные, остроконечные шурка и шымакш; лопатообразная сорока; мягкий полотенчатый шарпан, платки. Женские головные уборы мариек имеют сложное происхождение. Наиболее древним, как следует из первого письменного упоминания о марийских головных уборах А.Олеария, можно считать высокий головной убор на каркасе – шурка.. [Сказание путешественников, 1890. С. 24]. Это берестяной или кожаный остов высотой до 40 см, обтянутый кумачом с длинной холщовой лопастью сзади, которая прикреплялась к поясу. Он в прошлом был распространен среди всех луговых марийцев. Древний марийский женский головной убор находит аналогии с подобными уборами других народов: мордвы, удмуртов, казахов. Некоторые исследователи появление таких головных уборов связывают со скифами [Гаген-Торн, 1960. С.188].

Одежда марийцев функционально подразделялась на повседневную, праздничную и обрядовую. Праздничный костюм по составу предметов, форме и покрою во многом повторял будничный, но выглядел более нарядно и красочно. Его богато украшали вышивкой, тесьмой, позументом, бисером, монетами. Народный костюм был тесно связан с обрядовой стороной жизни крестьянства. Наиболее красочна свадебная одежда марийцев. Большое значение придавалось одежде невесты, жениха, а также костюму специальных участниц свадебного обряда – поезжанок. Особенность свадебного костюма – наличие кафтанов (сывын) из тонкого фабричного сукна и меховых шапок в любое время года. Немаловажную роль в свадебной обрядности марийцев играло приданое невесты (кумалтыш), в состав которого входили не только одежда девушки, но и подарки, которые имели престижное значение в приобщении невесты к новой семье. Подарки преподносились всем близким родственникам жениха. В приданом проявлялась состоятельность семьи, а также орнаментация и качество одежды показывали мастерство будущей жены-хозяйки. Свадебная одежда и костюм молодушки, в представлении народа, выполняли не только эстетическую, но и охранительную и продуцирующую функции. Свадебная одежда жениха и невесты (рубаха, кафтан, головной убор) у марийцев после обряда не надевалась, а хранилась для похорон, т.е. она становилась погребальной одеждой.

 

 

____________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Фото и пояснения Инессы Куляжевой
Книга: Марийцы. Историко-этнографические очерки/Коллективная монография - Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005./ Традиционная культура.

 

ВложениеРазмер
NIKON-D3400_20180122_155857.jpg158.97 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

«Музей на Илети»!!!

«Музей на Илети»
Просит жителей Республик Марий Эл и Татарстана оказать помощь в пополнении коллекции музея старинными вещами, мебелью, кухонной утварью, украшениями, одеждой, предметами культовой деятельности (ковши и прочее), пахотными орудиями, ткацким станком, музыкальными инструментами, или помочь денежными средствами, необходимыми для реставрации экспонатов музея. Возможен выкуп особо ценных вещей. 
Тел. 89033877021

аватар: ТХ

Марийский язык

Моя первая супруга Марийка, из небольшой деревни Оршанского района. Когда она говорила со своей мамой по телефону, на своем родном языке, мне всегда казалось что женился на финке. ))

аватар: Кэп

конкурс «Удырсий» («Девичий пир»)

В Йошкар-Оле пройдет республиканский конкурс «Удырсий» («Девичий пир»), участницы которого продемонстрируют колорит своего района или местности при помощи национального костюма, а также постараются поразить зрителей знаниями о своем народе.

29 октября в Йошкар-Оле пройдет конкурс «Удырсий», являющийся также традиционным обрядовым праздником народа мари, сообщает пресс-служба Республиканского центра марийской культуры.

Участвовать в конкурсе приглашают девушек от 18 до 25 лет со всех районов республики. Каждая девушка должна будет подготовить свою «визитную карточку» по теме «Я – марийская девушка», где расскажет о себе и об истории и традициях своего народа. Также, в качестве домашнего задания, каждая участница продемонстрирует элемент традиционного национального праздника или исполнит национальный танец или песню.

Один из этапов конкурса – «Этномода». Здесь девушки покажут колорит своего района или местности, выступив в национальных костюмах. Запланирован и интеллектуальный конкурс, в котором участницы будут показывать зрителям и жюри собственные знания об этнографии своего народа.

Заявки от участников ожидают до 16 октября по электронной почте mari-centr@mail.ru, а также в группе «Марий тувыра рудер» в «Вконтакте» и «Одноклассниках». Будет организовано интернет-голосование, по результатам которого одна из участниц получит «Приз зрительских симпатий».

   В старину «Удырсий» праздновали после окончания осенне-полевых работ. По сути, это девичьи посиделки. Девушки договаривались, у кого в доме будут проводить праздник, варили квас и готовили подарки для своих парней. На этих же посиделках девушки знакомились с парнями, с которыми потом создавали семьи. В 2016 году в республиканском конкурсе «Ӱдырсий» приняли участие шесть конкурсанток не только из районов нашей республики, но из Татарстана и Башкортостана. Гран-при конкурса завоевала Полина Савельева из Куженерского района Марий Эл.

аватар: Кэп

конкурс свадебного костюма

От Моркинского района Марий Эл на межрегиональном конкурсе принимало участие три коллектива, которые представили старинные национальные наряды, обряд и местный свадебный костюм. 

Моркинский район Марий Эл принял участие в IX Межрегиональном конкурсе национального костюма «Марий вургем пайрем унала ужеш» («Праздник марийского костюма приглашает в гости»). Пригласили студии «Турлемудыр» Чодраяльского дома культуры, «Мастаркид» Шиньшинского дома культуры и творческую мастерскую «Акреттур» Шоруньжинского этно-культурного комплекса. 

- Студии представили на конкурс работы, созданные за последние два года, - рассказали в администрации района. - Мастерицы студии «Мастаркид» реконструировали старинные костюмы конца XIX – начала ХХ века. 

Студия «Турлемудыр» показала свадебный обряд «Невеста в доме жениха», мастерицы «Акреттур» создали стилизованный свадебный костюм, который надевали женщины Моркинской стороны. Все районные коллективы-участники получили дипломы.

аватар: Кэп

презентация календаря про марийскую одежду

лава Марий Эл Александр Евстифеев презентовал посвященный национальному костюму календарь на 2018 год.

Первым обладателем без преувеличения уникального календаря, выпущенного правительством республики, стал 65-летний пенсионер Степан Эльтеров, герой публикации "Марийской правды" из Куженерского района Марий Эл, прославившийся на всю страну строительством двухкилометровой лесной дороги.

В начале декабря Евстифеев побывал в гостях у деятельного мужчины, осмотрел дорогу и еще тогда анонсировал, что Степана Дмитриевича в скором времени пригласят в Йошкар-Олу в Дом Правительства.

Как стало известно позже, Глава Марий Эл подписал указ о награждении Степана Эльтерова медалью ордена «За заслуги перед Марий Эл» - за большой личный вклад в благоустройство сельского поселения.

Непосредственно награждение состоялось во Дворце конгрессов, где пенсионеру также был вручен в качестве подарка посвященный национальному костюму настенный календарь на 2018 год.

Сегодня же состоялась официальная презентация календаря: мероприятие прошло в стенах Национальной библиотеки имени Чавайна, которая 20 декабря отмечает 140-летие со дня своего основания.

- Правительство республики при участии творческого сообщества выпустило календарь под общим названием «Марийский костюм», на титульном листе которого представлен наш знаменитый земляк – музыкант Арсений Яйцов. На последующих листах, посвященных тому или иному месяцу, ассоциативные фотографии, соответствующие временам года или тем или иным праздникам, - рассказал о календаре и показал его присутствующим Александр Евстифеев.

Первые 20 экземпляров календаря были вручены руководителям городских и районных библиотек. Кроме того, календарь получил Арсений Яйцов, награжденный медалью ордена «За заслуги перед Марий Эл».

Кроме того, на торжественном мероприятии по случаю 140-летия главной библиотеки Марий Эл государственные награды и, конечно, календари были вручены сотрудникам учреждения Ираиде Никитиной и Наталье Осокиной.

- Достоинство наших библиотек и нашего уровня культуры на сегодняшний день состоит в том, что мы не потеряли возможность работать с книгой, с художественным творчеством на бумажном носителе. Хорошо, что у нас есть библиотеки, хорошо, что в России продолжают читать, потому что передача информации подобным способом позволяет почувствовать душу и сердце автора, - сказал Александр Евстифеев, поздравляя сотрудников библиотеки с юбилеем.

Добавим, что в настоящее время фонд Национальной библиотеки имени Чавайна насчитывает около 1 млн 200 тыс. экземпляров, в том числе электронные документы и аудиовизуальные материалы, из них книг на марийском языке – 30 тыс. экземпляров.

аватар: Кэп

мастер по марийским украшениям

Старинное украшение, которое носили на шее марийские женщины, сохранилось в семье Сергея Милютина от его прабабушки Орины. Нашейный шӱвӱдыш выполненный в технике плетения из металлических колечек и украшенный монетками, пуговицами и бусинами, неизвестный ныне мастер изготовил во второй половине XIX века. До наших дней это ожерелье сохранилось не в первозданном виде, но не потеряло своей красоты.

Три года назад Сергей решил самостоятельно восстановить семейную реликвию. Как это сделать, тогда еще не знал, поэтому обратился к знающему человеку – руководителю фольклорно-этнографического ансамбля «Мурсескем» («Песня на искорках») Ивансолинского сельского дома культуры Куженерского района Евгению Каменщикову. Он показал технику плетения украшений из металлических колечек: работа скрупулезная, тонкая, но зато какая красота в итоге получается! Украшения кажутся легкими, воздушными, нарядными.
После реставрации украшения прабабушки Сергей изготовил подобное, но с двумя рядами серебряных монеток. 

Сергей восстановил сначала шӱвӱдыш прабабушки, затем создал точное его подобие. Так незаметно и увлекся. Стал совершенствоваться в этом мастерстве, изучал специальную литературу по старинным финно-угорским украшениям, читал книги о захоронениях, в которых археологи среди прочих предметов находили серьги, браслеты, кольца, бусы…
- Самое важное – это правильно все рассчитать, - рассказывает Сергей Милютин. – В традиционных марийских украшениях много сакральных элементов. Например, один металлический круг нашейного украшения должен состоять из 12 звеньев, которые символизируют месяцы года. Пирамида, как форма сережек, означает нижний, средний и высший мир. И так далее.
 

Современное, но «под старину»

В копилке Сергея сейчас немало украшений, которые он создает по старинным канонам. Есть, к примеру, брошь, которую марийские женщины носили в IX-X веке. Она необычная и очень красивая: состоит из трех кругов разных по размеру и соединенных между собой металлическими колечками, расположенными в определенном порядке так, что получается рисунок в виде солнца. Внизу, как бахрома, свисают плетеные из проволоки «утиные лапки» – опять же скрытый смысл, потому как у финно-угров утка считается священным животным.
Но иногда Сергей отступает от канонов и привносит в украшения что-то свое, делает их на современный лад. Например, есть в его коллекции красивые бусы и серьги – они вроде «под старину», но сделаны без учета каких-либо цифр, знаков и прочих правил.
С долей сожаления Сергей говорит, что в Марий Эл мастеров, занимающихся изготовлением украшений техникой плетения из металлических колец – единицы.

- Хотелось бы, чтобы артисты, исполняющие традиционные марийские песни, танцы, играющие спектакли, выступали в костюмах, где каждая деталь подобрана строго по правилам – так, как это делали наши предки.
В будущем Сергей хочет научиться изготавливать еще и литые украшения. Но для этого ему нужно не только приобрести навыки такой технологии, но и специальную плавильную печь, которая стоит немалых денег. А еще он мечтает выучиться на ювелира. А пока что занимается детальным изучением истории марийского народа, его традиций и уклада, учится в Институте национальной культуры и межкультурной коммуникации на этнокультуролога. 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru