Святой источник Почаевской иконы Божией Матери - село Сумка Горномарийский район
СТАТЬЯ ПРО СПЛАВЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОХОДЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
На правом берегу Волги, напротив пос. Юрино, в селе Сумки стоит храм Рождества Пресвятой Богородицы. Каменная церковь была построена в 1824 году. По своим архитектурным формам этот храм относится к памятникам архитектуры XVIII века.
Неподалеку от села Сумки Горномарийского района освящен источник в честь Почаевской иконы Божией Матери. В соборном освящении источника приняли участие архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, священнослужители приходов района.
По словам сотрудника марийского епархиального управления Дмитрия Смирнова, родник был обнаружен сравнительно недавно. Православные облагородили его, укрыли деревянной надстройкой, построили рядом купальню.
От самого села Сумки сегодня осталось совсем немного домов. Во время постройки Чебоксарского водохранилища оно попало в зону затопления, и большинство жителей покинуло свою малую родину.
Православным республики Сумки известны как село, в котором живет духовник епархии, один из самых почтенных марийских священнослужителей отец Иоанн Барсуков, к которому приезжают исповедоваться со всех концов Марий Эл.
Теперь православные, приехавшие в Сумки, смогут совершить омовение в чистых водах источника.
Наиболее известное чудо, приписываемое Почаевской иконе:
Утром 23 июля с восходом солнца татары держали последний совет о штурме Почаевской обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица… Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен.
Из истории храма:
В Сумках в 1713 году была построена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Простояла почти век, сейчас на её месте - каменная. Она, как и церковь в Коротнях, была закрыта перед войной, но через несколько лет службы возобновились. Старенький батюшка, архимандрит Иоанн (Барсуков), говорит тихо, но смотрит зорко. К нему приезжают из окрестных деревень на исповедь, с бедой и радостью. Он пользуется у прихожан непререкаемым авторитетом и уважением…
В 1965 году он был рукоположен в сан священника и направлен в большое тогда село Сумки в храм Рождества Пресвятой Богородицы, где и служит до сей поры. В церкви - навощенный деревянный пол цвета липового мёда, прихожане ходят по нему в носочках, очень приятно ногам. Свечи тоже пахнут липовым мёдом. Недалеко от церкви источник, освященный во имя Почаевской иконы Божией Матери, с удобной купальней, проточный, холодный. Вокруг вишни, тишина, птички поют.
От деревни осталось четыре жилых дома, да несколько заброшенных. Вода тоже подошла близко к церкви. Отец Иоанн и прихожане вместе с ним много молились на берегу, когда вода поднималась. Ведь была опасность, что затопит и церковь, и всю деревню. Отмолили. Службы каждый день, длинные, с восьми утра до двух, а то и четырёх часов пополудни. Но народу мало в будние дни: не более пятнадцати человек, а то и два-три. Хорошие певчие, великолепный звонарь. … А кругом такие просторы, такая красота. Поля, маленькие речушки, текущие в Волгу и заросшие ивняком по берегам, в них водятся бобры, взгорочки, перелески…
Сам храм – это традиционный тип «восьмерик на четверике», одноглавый, лишенный сколько-нибудь значительного декора, храм, тем не менее, как бы сочетает в себе два стиля — уходящее барокко и новые классические черты. Барочные формы чувствуются в больших окнах и рисунке наличников основного куба храма, алтарной апсиды, завершении колокольни, формах барабанов основной главы и колокольни. Симметричность, строгость, декоративная сдержанность — это от классицизма.
Из истории Села СУМКИ (СУМКА)
Располагалось в устье р. Сумка, на правом ее берегу, при впадении в р. Волга, на расстоянии 6 км от с. Емешево. Название села связано с названием реки Сумка. Другое название "село Рождественское" произошло от названия престола Сумской церкви во имя Рождества Богородицы.
Это старинное русское селение было основано архиерейскими крестьянами, частично переселившимися сюда из с. Покровское и д. Копани в конце XVII в. По данным 1717 г. в Козьм. уезде в "с. Рождественском, Сумки тож" числилось 33 двора (172 муж. и 234 жен.), в 1795 г. - 95 дворов (292 муж. и 307 жен.), в 1859 г. - 132 двора (401 муж. и 529 жен.), 1897 г. проживало 1259 чел. (575 муж. и 684 жен.), в 1924 г. - 1262 чел., а в 1933 г. - 1631 чел. В административно-территориальном отношении село до 1779 г. находилось в составе Козьм. уезда. Казанской губернии. По губернской реформе передано в Емангашскую волость Васильского уезда Нижегородской губернии, где находилось до 1918 г. В 1924-1931 гг. числилось в Юринском кантоне, позднее в Юринском и Горномар. районах. С 1918 г. являлось центром одноименного с/с, с 1928 г. - в составе Емангашского с/с, а позднее - Емешевского с/с.
По социальной принадлежности жители этого села, как и крестьяне с. Покровского и д. Копани, являлись крепостными Нижегородского архиерейского дома. В конце XVII-XVIII в. они обязаны были пахать барщинную десятинную пашню, платить оброк, ловить рыбу, поставлять дрова и выполнять многочисленные повинности в пользу архиерейских властей. В ходе секуляризации 1764 г. сумские крестьяне были переданы в управление экономического казначея и стали казенными. Их положение несколько улучшилось, так как им дали вотчинную архиерейскую запашку, выгоны, пастбища, леса. Сами они стали личносвободными, что позволяло более самостоятельно вести свою хозяйственную деятельность.
Жители с. Сумки исстари занимались хлебопашеством, животноводством, и в особенности, лесоразработками и другими промыслами. В конце XVII-XVIII вв. их трудом большой массив Сумского леса был превращен в поля и сенокосы. По описанию приходского священника с. Сумки Емангашской волости М. А. Крассова 1848 г., все крестьяне этого села "занимаются хлебопашеством, а именно: сеют рожь, пшеницу, ячмень и овес, лен, коноплю и огородные культуры". Общая площадь земли, находившейся в общинном владении сумских крестьян, в 1916 г. составила 1194, 9 дес. (удобной - 1055, 9 дес, неудобной - 139 дес). Близость к Волге и ее притокам, а также к обширным заволжским лесным массивам во многом предопределяла тягу сумских крестьян к лесным промыслам, речному судостроению, бурлачеству и отходничеству. Особенно это стало заметным в конце XIX - начале XX вв. В это время основным занятием местных жителей стало речное судостроение, работа на пристанях и судах, сплав леса. Плотогонщики из с. Сумки сопровождали плоты по р. Ветлуга и р. Волга до Самары, Царицына, Астрахани и других городов.
Состоятельные крестьяне становились баржевладельцами, записывались в купеческое и мещанское сословие. Из числа местных судовладельцев выделялись А. Г. Солодилов, П. Г. Скочихин, М. Г. Попов, И. И. Филаткин и др. В начале XX в. сумские судовладельцы имели 15 волжских барж, а И. Ф. Саров - буксирный пароходик. Местный житель И. Ф. Мурунов содержал волжский перевоз с. Сумки - с. Юрино, Карамышево - Юрино (до 1927 г.).
Для стоянки баржевладельцы имели 2 пристани. Одна размещалась в Тулеево (напротив д. Малиновка), зимняя стоянка была в Парнях (недалеко от с. Емангаши).
По описанию 1848 г., в с. Сумки имелась православная церковь (деревянная была построена в 1713 г. ; вместо ветхого здания в 1824 г. воздвигнут каменный храм). Здесь располагалось сельское училище (в 1824-1828 гг. обучением крестьянских детей у себя дома занимался священник М. А. Крассов; 10 июня 1843 г. открылась церковноприходская школа (училище); с 1883 г. - земское начальное училище. По наблюдениям М. А. Крассова, "что касается до образования и нравственных способностей жителей, то в некоторых замечается, как например, понятливость и сметливость в ремесле, рассудительность, набожность, гостеприимство, благотворение к бедным. Мужчины и женщины многие умеют грамоте, а особенно дети их обучаются в училище в большом количестве и занимаются с должным прилежанием".
Выгодное географическое расположение с. Сумки на старинном сухопутном Московско-Казанском (Сибирском) тракте до конца XVIII в. и вблизи волжского пути сыграло важную роль в том, что здесь исстари проводились базарные дни и ярмарки. Ежегодно осенью, на Покрова, сюда приезжали купцы, крестьяне-торговцы, коробейники, бакалейщики, лотошники из соседних уездов и губерний. На базарной площади шумел балаган, играла гармонь; народ катался на каруселях и самокатах.
Примечательными фактами стали открытия в 1897 г. в селе фельдшерского пункта, в 1905 г. - почтово-телеграфного отделения (начальник почты - А. С. Евстифеев, телеграфист - М. М. Волков, почтальон - В. А. Барсуков), а в 1915 г. - ветеринарного пункта (ветврач - А. В. Ямбиков). Памятным в дореволюционной истории села стал и 1884 г., когда летом из-за большого пожара сгорело 110 дворов и погорельцам вновь приходилось застраиваться.
В 1921 г. в с. Сумки числилось 267 крестьянских хозяйств, из них красноармейских - 56, безлошадных - 205. Они имели 40 сох, 52 бороны, 150 кос, 200 серпов, 3 веялки. В 1920 г. в доме М. В. Хорошавиной был открыт прием больных. В 1921 г. в селе действовали клуб, изба-читальня, где работали А. В. Кисунин и П. В. Рогова; библиотека, заведующей которой была Екатерина Сергеевна Брусенина. В 1920-1930-е гг. действовала промартель "Судостроитель", где занимались постройкой речных судов и деревообработкой.
В 1924 г. в с. Сумки решено было открыть базар, а торговым днем сделать субботу. В 1925 г. Сумская школа стала двухкомплектной. В ней работали учителя А. П. Рогова, О. В. Симулина, В. А. Каменев. С 1938 г. школа стала семилетней, директором школы был А. П. Медницкий, в 1941-1945 гг. - М. А. Медницкая, в 1945-1950 гг. - П. Н. Никитин, в 1950-1956 гг. - С. И. Сусоколов, в 1956-1959 гг. - В. М. Капустин, в 1959-1960 гг. - Н. П. Березин, в 1960-1961 гг. - Т. И. Плахина. С 1962 г. школа стала восьмилетней. Долгое время в этой школе проработали учителями А. М. Чикова, Н. Я. Глушкова, Н. М. Кузнецова, В. А. Казакова, В. Я. Чеботаева, Н. А. Гаврилова, В. М. Голякова, А. А. Кисунина, А. Н. Казакова, В. А. Швецова, З. И. Казакова (заслуженный учитель школы Чувашской АССР), С. И. Сусоколов, Н. А. Чикова и др.
В годы коллективизации в 1929 г. жители с. Сумки организовали колхоз "Красный май". Организатором и председателем был В. А. Казаков, впоследствии ставший делегатом I съезда колхозников-ударников в г. Нижний Новгород. В том же году на р. Волга было сильное половодье, из-за чего несколько сельских домов и кузницу снесло водой, в результате в селе унесло водой несколько домов и кузницу. Летом 1930 г. на поле недалеко от с. Сумки посадила свой самолет француженка, которая совершала длительный полет. Почувствовав себя плохо, она совершила вынужденную посадку. Ее повезли в Юринскую больницу. В 1932 г. в селе открыли дом для инвалидов и престарелых, где вначале жили 30-40 чел. Под дом инвалидов в 1934 г. был передан бывший дом Красина. В 1939 г. Сумская церковь была закрыта. Здание превратили в зерносклад. В декабре 1945 г. по просьбе 168 верующих прихожан села Богородице-Рождественская церковь вновь была открыта.
Из числа ушедших на фронт сельчан домой вернулись 28 чел. Среди них ст. лейтенант Борис Викторович Лузин, ст. матрос Алексей Васильевич Голяков, гв. сержант Михаил Пегрович Великанов и др.
В 1959 г. колхоз "Красный май" был объединен с колхозом "Юпитер, в дальнейшем вошел в колхоз "Правда", позднее - колхоз "60 лет МАССР".
В с. Сумки родилось немало замечательных людей. Среди них - ученый-историк А. П. Кознов, проживающий в г. Москва; полковник, юрист, начальник закрытого г. Красноярск-26 И. В. Галянов; полковник вооруженных сил Н. Ф. Похвалов; летчик И. Ф. Похвалов; заместитель министра сельского хозяйства В. С. Сусоколов; капитан дальнего плавания, начальник Калиниградской флотилии Ю. С. Сусоколов; горные инженеры Михаил Александрович и Владимир Александрович Крысины. Уроженцем села является Григорий Федорович Похвалов, заочно окончивший в 1936 г. Казанский юридический институт, работавший в органах юстиции с июня 1929 г. В предвоенные годы являлся заместителем наркома юстиции МАССР, заместителем прокурора Латвийской СССР (январь 1941 г.), в годы войны за боевые заслуги награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны и многими медалями.
С середины 1960-х гг., в связи с готовящимся запуском Чебоксарского водохранилища, число жителей и дворов с. Сумки стало резко уменьшаться, а с конца 1970-х гг. село практически перестало существовать. В настоящее время здесь сохранилась и действует лишь церковь.
В селе были распространены такие фамилии (с учетом исчезнувших), как Андреяхин, Березин, Вашурин, Великанов, Володин, Гаврилов, Ганичев, Голяков, Давыдов, Денисов, Доронин, Казаков, Каманин, Кисунин, Костерин, Крысин, Лузин, Похвалов, Сарамбаев, Симаков, Скочихин, Федотов, Чернышев и др.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________-
МАТЕРИАЛЫ И ФОТО С САЙТОВ:
https://www.12rus.ru/
https://kozmaport.ru/
https://www.russalon.se/
https://mari.eparhia.ru/
Вложение | Размер |
---|---|
храм Рождества Богородицы | 122.5 КБ |
храм Рождества Богородицы | 106.43 КБ |
Почаевский источник | 153.69 КБ |
Почаевский источник | 206.63 КБ |
Почаевский источник | 191.38 КБ |
Почаевский источник | 61.56 КБ |
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 17328 просмотров
Комментарии
источник
продолжаем рассказ про святые родники Марийского края!
Здравствуйте! Меня зовут
Здравствуйте! Меня зовут Ольга. В селе Сумки в 30-40 годы жили мои близкие родственники. Мой прадед Александр Павлович Медницкий был директором школы, затем его сменила моя бабушка Маргарита Александровна Медницкая. Спасибо Вам большое за память!
Отправить комментарий