Путешествие к Истоку Юшута - Куженерский район, Республика Марий Эл

 []

 

  ВОТ ОН - ЛЕГЕНДАРНЫЙ ИСТОК РЕКИ ЮШУТ!!!                                                                                             

 Путешествие К Истоку Юшута

 

    Река Юшут - была и остается второй концептуальной рекой Кочующих после Илети. Более того, эта река превращается весной в такой турятник, что нельзя отрицать Концептуального Значения Юшута для всего Туризма!

  Поэтому одной из целей нашего путешествия было посещения Истока этой легендарной марийской реки!  

 Путешествие К Истоку Юшута

   

  ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРО РЕКУ ЮШУТ:  

  Юшут (мар. Ушут) - река в Марий Эл, правый приток Илети (бассейн Волги).

  Длина - 108 км, площадь бассейна - 1200 км².

  Предположительно название произошло от слова - йушто (мар.) - студеный, холодный,

  Или от глагола: юштылаш - купаться, обливаться (мар.).

  Есть также и другие версии (с сайта: www.12rus.ru), например:

  Согласно легенде, когда-то жили 3 брата около реки (Юшуттур). Место было очень удобное, защищенное от сильных ветров, как с севера, так и с юга. Из-за того, что место было укромное, реку начали называть "Юшут" (марийское название "Ушут" или же "Ушык"). Но однажды случилось несчастье: разлившаяся река затопила дома. Братьям пришлось переселиться на другое, возвышенное место, подальше от реки. Это место находилось в 200-300 метрах от нынешней деревни к северу. Со временем сюда начали переселяться семьи из других мест. Современное название "Юшут тур" произошло от марийского названия "Ушут тур".

  У(ю)шык (с марийского) - место, защищенное от ветра, заветренное место. Юшут                             

 Путешествие К Истоку Юшута

    Добраться до Истока Юшута достаточно просто, достаточно по сернурской трассе доехать до поворота на Верх-Ушут, потом добраться до деревни и перед деревней свернуть налево. Потом по этой дороге объехать деревню и от деревни держать курс на восток.

  Буквально через 400-500 метров от деревни стоит редкая рощица, около которой и находится родничок, дающий начало Юшуту.                                                                                                                 

 Путешествие К Истоку Юшута

    Рощица состоит из небольшого количества ракит, вокруг поля и пастбища - лесов нет. Поэтому родник еле сочится сквозь землю. Ручей также едва виден среди травы и земли, истоптанной пасущейся рядом скотиной, но тем не менее - это уже настоящий Исток Юшута.                                                                                                           

 []

    Рядом также виден второй родничок, но он послабее, даже постоянного ручейка нет. Дальше видно небольшое русло, которое ведет от Истока на юг.           

                                         Юшут                                                           

 []

 

    ССЫЛКА ИЗ ИСТОРИИ МАРИЙСКОГО КРАЯ:

    Деревня Верх-Ушут находится в 3 км южнее центра сельской администрации, деревни Тумьюмучаш.

  О происхождении деревни сохранилась легенда.

  Первым поселенцем был беглец с татарской казной, который сумел скрыться во время разгрома Золотой Орды, спрятался в марийских лесах и обосновался недалеко от реки Юшут. От него и пошло это селение.  

 []

    Название деревни обозначает "населенный пункт, расположенный в верхнем течении реки Юшут". Второе название деревни появилось в XIX веке: Верх-Ушут стал центром церковного прихода. Была построена каменная церковь. Деревню стали называть селом. Спустя некоторое время по указанию Вятского губернатора произвели реорганизацию церковных приходов. Жителей села определили в Тумьюмучашский церковный приход, церковь разобрали, перевезли в село Верх-Ушнур Советского района. Село вновь стало деревней, получив второе название Старое село.

  Жители занимались земледелием, сеяли коноплю, собирали, сушили, мяли и ткали холст, готовили себе повседневную и праздничную одежду. В деревне проживали марийцы и русские, которые переселились сюда с вятской и с кичминской стороны.

  В 1895 году в русском конце деревни Верх-Ушут в пятистенном доме у П.Н. Емельянова была организована "Верхушутская министерская земская школа". Ее заведующим был Г.Ф. Вершинин.

  В 1896 году была открыта библиотека, которой заведовал крестьянин Н.Д. Щербаков.

  В 1903 году началось строительство здания земской школы. После 1917 года земская школа преобразована в начальную школу. В 1909 году в деревне Верх-Ушут насчитывалось 145 мужчин и 160 женщин, детей школьного возраста -27; всего - 332 человека. В 1913 году в деревне Верх-Ушут имелась мелкая бакалейная лавка, принадлежавшая И.Д. Щербакову.

  В 1950 году деревня Верх-Ушут входила в состав колхоза имени Сталина, а в 1959 она вошла в состав укрупненного колхоза имени Ленина - деревня Верх-Ушут стала центральной усадьбой колхоза. В 1958 - 1959 гг. в деревне были построены зерносклад, мельница. В 1968 году была построена барабанная сушилка, в 1974 году построена мастерекая, зерносушильный комплекс КЗС-20, в 1980 году - второй КЗС-20, кирпичный зерносклад.

  7 мая 1994 года на месте бывшей церкви была открыта часовня.

  Среди жителей деревни было много мастеров: портной В.М. Медведев шил шубы, марийскую национальную одежду; И.В. Пономарев делал телеги.

  В деревне выросла известная марийская писательница З.Ф. Каткова, которая написала роман на родном языке "Кушто улат, пиалем?" ("Где ты, счастье мое?"). Жители деревни помнят участника трех войн Ф.З. Попова.  

 []

 

    Второй исток Юшута расположен у деревни Иштымбал, поэтому деревня получила название от реки Юшут (по-марийски - Ушут-энep). Существует легенда о происхождении деревни. По воспоминаниям старожилов на месте деревни был густой лес. Сюда в конце XVIII- начале XIX веков приехали жить со своими семьями молодые люди Эшплат, Оляш, Пызлач, Курсик, по национальности мари. Место было очень красивое: лес, речка, родник с чистой водой.

  

 []

    Однако речку по-местному поселенцы назвали Чазмивер, что означает чистая вода.

  Каждая семья построила дома в разных местах - около реки, березовой рощи, родников. До сих пор улицы деревни Иштымбал носят названия Эшплат Мучаш, Ушут Мучаш, Чазмаз Мучаш. Также от имен старожилов остались названия березовых рощ: Куван куэр, Тырмызан, Портэнгер кусото, Мернур кусото, Мочанур кусото. От первых поселенцев Курсик и Пызлач идет родословная нынешних Ивановых и Андреевых.

  Народ был дружный и трудолюбивый, вырубали и выкорчевывали лес, распахивали землю, занимались земледелием, разводили скот.

  Традиционно после окончания посевных работ жители семьями выходили выполнять обряд жертвоприношения в священные рощи Портэнер кусото, Мернур кусото, Мочанур кусото.                                                             

 []

 

    После слияния Юшута и Чазмивера ручейки превращаются в большой ручей и текут по заросшему и заболоченному руслу, и после Лонганера в Юшут также впадает Красный ручей (Йошкарэнер), после чего Юшут с новой силой уже течет по лесным урочищам и чащам.

    Следует также указать, что у родника, где начинается ручей Йошкарэнер (Деревня Мари-Йошкаренер) имеется своя часовня, которая названа в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

    Следует немного рассказать, про Деревню ЛОПСОЛА. Вокруг деревни много оврагов и курганов: Осып корем, Анилук корем, Акманат корем, Курмызак корем, Кори корем. Река Юшут раньше была полноводной и рыбной, ее питали десятки родников. Название деревни произошло от слова лоп - низменный, болотистый.

  Основателями деревни являются переселенцы-марийцы Торъяльской стороны и русские из Кичминской волости Уржумского уезда Вятской губернии. Жители придерживались христианской православной и языческой веры. Марийцы-язычники каждый год всей деревней выходят на мольбище Лопсола кусото (рядом с деревней), один раз в три года молятся в роще около деревни Энербал (Эггербал кусотомоление Кугу Кумалтыш). Отмечают религиозные праздники - Рождество (Рошто пайрем), Егорьев день. Крещение (Юмо чыкыме кече), Пасху (Кугече), Масленицу (Уярня).

  Житель деревни М.П. Березин был участником Октябрьской революции 1917 года. В то время он был солдатом 106-го Красносельского полка.  Также недалеко от деревни имеется еще одна священная роща, где жители совершают один раз в 5 лет "Кугу кумалтыш".                                     

                              

 []

    В 6-7 км. от Истока Юшут сливается с рекой Оришут и превращается в быструю лесную речушку. Интересно, что исток Оришута находится почти в самой деревне Верх-Ушут, совсем недалеко от Устья Юшута. По-местному Оришут называется Ошеть - то есть Белая речка (ручей) из-за чистой родниковой воды. Однако из-за строительства колодцев в деревне и вырубки дремучих лесов родники сильно иссякли и речка обмелела.                        

      

 []

    Интересен и тот факт, что рядом с Устьем Юшута раньше была деревня Мурзина Дубрава, основанная беглым татарином по имени Мурза, думается что Дмитрий Мурзин (основатель фирмы ЮШУТ) будет поражен таким совпадением!                                                                                                                        

 []

 

   На север от Истока Юшута видны Вятские Увалы, сернурское шоссе проходит как раз по Увалу, где расположены самые большие высоты Марий Эл. Вятский Увал - естественный водораздел Волжского и Вятского бассейна.

Буквально в 7-8 км. от Устья Юшута (под Куженером) - находится Исток реки Немда (Вятский бассейн).

  А в 4 км. на северо-запад от Истока Юшута расположен Исток Малого Кундыша.  

 []

    

_________________________________________________________________________________________________________

  ДЛЯ СТАТЬИ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ МАТЕРИАЛЫ САЙТА:

  http://www.12rus.ru/

    ФОТО КОЧУЮЩИХ.

Комментарии

река Юшут

Старая статья про исток реки Юшут - 

теперь доработана и дополнена ссылками на основные статьи сайта!

Отметим, что большая часть марийских рек, хоть бассейна Волги или бассейна Вятки (что тоже относится к Волго-Каме) берет свои истоки на Вятских увалах, именно тут самые большие высоты Марий Эл, и тут самое большое количество родников и источников!

Ну, и самые красивые места республики!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.