озеро Огибное, река Ветлуга, Юринский район Марий Эл

озеро Огибное, река Ветлуга

            

 Озеро Огибное лежит в пойме реки Ветлуга (Юринский р-н Марий Эл) примерно в 40 км. От пос. Юрино.  

  Это озеро находится недалеко от трассы Й-Ола - Юрино, рядом с новым мостом через Ветлугу.

  Озеро Огибное по своему типу относится к пойменным речным озерам, и представляет из себя связанную систему проточных стариц реки Ветлуга. В древности тут проходило старое русло Ветлуги (из словаря Даля: старица-старое русло).                                               

  Это озеро считается одним из самых длинных озер в Марий Эл, общая длина стариц, входящих в озеро составляет примерно 14 км., при этом на карте размер озера несколько занижен. Дело в том, что при строительстве Чебоксарской ГЭС произошло затопление нижней части Ветлуги, из-за этого размеры пойменных озер резко увеличились, при этом были затоплены пойменные луга и леса, а также некоторые деревни на левом низменном берегу Ветлуги. Такая печальная участь постигла нежилой поселок Огибное, который лежит на указанной выше трассе.

озеро Огибное, река Ветлуга

                                        озеро Огибное,  река Ветлуга

   В 1989 году 20 октября Указом Президиума Верховного Совета Марийской АССР поселок Огибное Огибенского сельсовета Юринского района исключен из учетных данных в связи со строительством Чебоксарской ГЭС и подъемом уровня воды в реке Ветлуга. Поселок Огибное, расположенный на низменном левом берегу реки, попал под зону затопления. Его жители, проживавшие в поселке в 1986-1989 годах, переехали в поселок Юркино, Козиково и Икшу.

  Следует отметить, что во время вешнего половодья озеро сильно разливается и соединяется с руслом реки Ветлуга, площадь озера резко увеличивается, в старицы из реки заходит на нерест рыба и мечет икру. Поэтому данное озеро очень богато рыбой, тут водится окунь, карась, щука, линь, язь, плотва и т.д.

   Считается, что вода в озере достаточно чистая.

   

 

                         ИНФОРМАЦИЯ О ПОСЕЛКЕ ОГИБНОЕ

  Несуществующий населенный пункт Юркинской сельской администрации находился в 51 км от районного центра и в 171 км - от Йошкар-Олы.

  Огибное основано примерно в 1885-1890 годах. Озеро Огибное, старое русло Ветлуги, и лесные массивы, прилегающие к озеру, приобрел в личную собственность помещик И. М. Солин. К вырубке леса Солин приступить не успел, так как разорился и лесную дачу продал лесопромышленнику Калинину Семену Калиновичу. Козьмодемьянский купец Торсуев Сафон Савельевич открыл Калинину С. К. долгосрочный кредит за 10 процентов годовых, и Калинин нанял первых лесорубов. За первую зиму было заготовлено леса на два плота. Весной с открытием навигации плоты были отправлены в Самару и Астрахань. Астраханские купцы-лесоторговцы Калинин Арсентий Васильевич и Бураков Петр Елизарович сделали С. К. Калинину большой заказ на лес и выдали ему аванс. Осенью к Калинину С. К. из окружающих деревень стекалась дешевая рабочая сила, так как у крестьян заканчивались запасы хлеба и для содержания семьи они заключали с Калининым кабальный договор.

  На Ветлуге многие лесопромышленники занимались вырубкой леса. Это - Замятин и Губин из Козьмодемьянска, Вейнер и Бураков из Астрахани, Кузнецовы и Лазуркины из Починка, Шагин и Беляев из Марьина, Кузнецов из Денисовки. Гонимые нуждой, крестьяне шли на заработки к лесопромышленникам и за свой тяжелый труд получали гроши. Заготовка леса проводилась до снегопада. Трелевка велась на лошадях, а по ледянке, дороге, залитой водой и замороженной, скатывали лес к Ветлуге или к озеру, где лес распиливали на тес. При открытии навигации крупные партии лесоматериалов грузились в беляны, а мелкие - в баржи. Затем их сплавляли в низовья Волги - в Сызрань, Саратов, Балаково, Самару, Симбирск, Астрахань.

    В 1895 году С. К. Калинин начал строить свой лесопильный завод. Начальником строительства был назначен немец Ловен Густав Эрландович из Финляндии. В первую очередь на берегу озера Огибное было расчищено место под строительство, затем построены складские помещения и первая казарма для рабочих, и дом для объездчика Н. В. Потехина. Позднее на берегу озера был построен комфортабельный дом для С. К. Калинина. К 1 февраля 1896 года завод был запущен на полную мощность. В то время лесопилка Калинина была самой большой в Ветлужском крае. Она работала круглые сутки и распиливала по 400-450 деревьев. В начале XX века дом Калинина и служебные постройки были электрифицированы.

  В 1905 году на лесоучастке близлежащих деревень (Кромка, Подгорное) была организована подпольная ячейка. Ее организаторами были С. Ф. Федоров и его брат Николай (Кромка), A. M. Станиславский (Кромка), М. Н. Нардов (Покровское), СИ. Казаков (Анчутино).

  После революции 1917 года лесопилка была передана местной рабочей ячейке. Рабочие стали работать на национализированных Советской властью предприятиях. Стали строиться новые дома на 3-4 семьи. Поселковые дети обучались в Кромской начальной школе.

  В 1938 году лесоучасток был радиофицирован. В лесоучасток стали поступать автомашины. Для вывозки леса нужны были дороги. Строились лежневки.

  С началом войны в 1941 году мужчины ушли на фронт, их заменили женщины П. С. Беляева, П. Н. Пашагина, Анна Рогова, Симакова и другие. Благодаря труду женщин, леспромхоз из месяца в месяц перевыполнял госзадание.

  В 1943 году жители поселка Огибное принимали участие в сборе средств в фонд обороны страны для строительства танка. Сбором вещей для советских воинов руководил В. З. Избиенов. Большую заботу о детях во время войны проявили заведующая детским садом В. И. Аверина, воспитательница Н. П. Дударева. Матери могли спокойно работать на производстве.

  С 1950 года фельдшером работал Нефедов Василий Иванович, пенсионер. С 1952 года началось обширное строительство. Построили контору, столовую, магазины, коммутатор. Первой телефонисткой была О. И. Никитина. В клубе были открыты трехмесячные курсы шоферов. Директорами школы были А. В. Бойков, с 1953 года, Ю. П. Чугунов, А. С. Обухов, К. Я. Каткова, В. В. Веселова.

  В 1973 году поселок Огибное Юринского района объединял 141 двор с населением 425 человек. Площадь поселка - 12 га. На территории находились Огибенский лесопункт Козиковского лесокомбината, сплавной участок Козьмодемьянской сплавной конторы. В поселке действовал клуб на 100 мест и при нем - библиотека, работали медпункт, восьмилетняя школа и интернат, 3 магазина.

 

   РЕКА ВЕТЛУГА - ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

   Ветлуга - большой левый приток Волги. Берет начало на Северных Увалах в Кировской обл., образуясь после слияния рек Бол. Быстрой и Матюг. Река протекает по Кировской (163 км), Костромской (298 км), Горьковской обл.. (323 км) и Марийской АССР (105км), где и впадает в Волгу выше Козьмодемьянска. Общая длина Ветлуги 889 км.

  Ветлуга протекает по изрезанной оврагами равнине, всхолмленной в правобережной части и низменной, изобилующей болотами и старицами по левобережью. Средняя скорость течения реки на перекатах 5,5-7 км/час, на плесах - 1,5-3,5 км/час. Весной во время половодья скорость течения достигает местами 10 км/час.

  В верхнем течении Ветлуга равнинная река, протекающая в долине шириной до б км, с низкими берегами и медленным течением. Ширина ее здесь не превышает 50 м. Дно илистое или песчаное, реже глинистое. Глубина реки на плесах не более 1,5 м, в русле много перекатов с глубинами 0,2-0,3 м.

  От устья Ветлуги до пос. Ветлужский суда ходят всю навигацию, а весной до устья Вохмы и вверх по Вохме до льнокомбината (37 км). Ветлуга имеет множество притоков. Наиболее значительные: слева - Нея, Бол. Какша, Уста, Юронга; справа - Вохма, Вол, Лапшанга, Люнда.

  Берега Ветлуги поросли сосной, елью, дубом, березой, ольхой, кустарником, много песчаных пляжей, заливных лугов, стариц.

  Долина реки широкая. Правый склон преимущественно крутой, иногда обрывистый, высотой 20-40 м, почти на всем протяжении пересечен оврагами, порос лесом и кустарником; у деревень и сел - открытый луговой. Левый склон - пологий, сливается с местностью, зарос хвойным или смешанным лесом. Пойма реки слабоволнистая, во многих местах заболочена, покрыта смешанным лесом, перерезана старицами, а вдоль русла - бугристыми всхолмлениями и ложбинами. Пойма у реки часто открытая луговая. Русло реки извилистое, но островов мало. Ширина реки в среднем и нижнем течении не превышает 100-120 м, глубина 2-3 м, скорость течения 1,1-1,7 км/час, на перекатах до 3,5 км/час. Дно реки ровное песчаное, местами илистое, попадаются топляки. Лес по Ветлуге сплавляют плотами, молевой сплав прекращен. Берега реки высокие, крутые и обрывистые, лишь на излучинах один берег пологий.

 

  На Ветлуге много живописных мест. Путешествовать по ней можно в течение всего сезона - с апреля по ноябрь, но лучшее время в межень (июль - август).

   

  

  ИНТЕРЕСНАЯ СТАТЬЯ ПРО ИСТОРИЮ НАРОДА МАРИ И ВЕТЛУЖСКОГО КРАЯ

   Первое тысячелетие н.э.

  Характеризуя памятники ранней железной эпохи Ветлужского края, выше уже говорилось, что они приписываются предкам современных финских племен или прото-финнам, жившим на городищах в первые века до н.э. и являвшимися родственными этническими группами с населением городищ Камы. Население Богородского городища, оставившее верхний (4-ый слой), было тоже финским населением.

  Археологические данные, материалы раскопок говорят о том, что Ветлужский край и в первом тысячелетии н.э. был заселен древними финно-угорскими племенами, а именно марийцами, пришедшими с Волги, и уграми, пришедшими из Западной Сибири через бассейн Камы.

  Летом 1957 года в северной части бассейна Ветлуги работала археологическая экспедиция, организованная Марийским научно-исследовательским институтом языка, литературы и истории совместно с Горьковским Краеведческим музеем. Экспедиция исследовала в верховьях Ветлуги и в бассейнах притоков Ветлуги, Малой и Большой Какши, Вола, Нужны очень большую территорию. Представляет большой интерес для изучения вопроса о заселении Ветлужского края в первом тысячелетии раскопки "Чортова городища" у дер. Федоровское Кутцовского с/совета Ветлужского района, сделанные экспедицией. Поскольку эти материалы еще не изложены в печатных трудах, я приведу дословное изложение материала о раскопках по статье А.Халикова и Е.Безуховой, помещенной в газете "Горьковская правда" 18 августа 1957 года.

  "'Чертово городище" расположено на высоком мысу правого обрывистого берега р.Ветлуги. в 7 км. от г. Ветлуги. Раскопками установлено, что оно было основано в IV-V веках нашей эры древним населением Поветлужья, пришедшим сюда с Волги. Люди, избравшие около полутора тысяч лет тому назад это место для поселения, выжгли росший здесь лес, построили жилища и укрепили городище глубоким рвом и земляным валом (в настоящее время высота вала достигает З м., а ширина 30 м.).

  В ходе раскопок на городище экспедиция обнаружила следы кострищ, много различных бытовых вещей, принадлежавших древним обитателям, фрагменты глиняной посуды и массу костей диких и домашних животных. Среди находок - железный нож и шило, пряслица, тигельки для плавки железной руды, каменные формы для отливки металлических предметов, зернотерки, точильные камни (оселки), железные удила, костяной наконечник стрелы. Здесь же найдены и некоторые украшения - бронзовые бляшки, медные поясные накладки, бусины из стекловидной массы с рисунком, обломок бронзового браслета и красивая фибула (застежка), покрытая красной эмалью. Обилие разнообразных костей диких и домашних животных свидетельствует о том, что преобладающими занятиями были скотоводство и охота. Особенно много здесь обнаружено костей лося. Встречены кости кабана, медведя, бобра, куницы, зайца.

  Скотоводство представлено почти всеми видами домашних животных: лошадь, корова, свинья. Занимались жители городища и рыболовством, о чем говорят находки костей осетровых рыб, остатки чешуи судака и щуки. Знали они мотыжное земледелие, хотя оно и не играло ведущей роли в их хозяйственном укладе. Им были известны многие ремесла, в том числе кузнечное, литейное, гончарное, обработка дерева и кости. Мощные укрепления и труднодоступное расположение "Чертова городища" говорит о существовании острой межплеменной борьбы и военных столкновений, которые являлись следствием разложения патриархально-родовых отношений и развития элементов военной демократии в общинном строе древнего населения Поветлужья. В VII веке "Чортово городище" прекратило свое существование. Оно было оставлено населением, что является, по-видимому, следствием набега соседей. Уже в VIII веке на территории городища располагался могильник, остатки которого были также обследованы экспедицией. В погребении, обнаруженном на могильнике, найдено много интересных украшений - два серебряных круглых браслета с резным орнаментом, латунные кольца, серебряные подвески, бронзовая поясная пряжка с остатками кожаного ремня, костные бусы. Подобного рода погребения на Ветлуге изучены впервые. Они дают возможность говорить о древнем населении Поветлужья VIII века.

  Следующий период в древней истории Поветлужья (VIII-Х в.) хорошо освещается материалами Веселовского могильника. Могильник расположен на дюнистом всхолмлении по левому берегу реки Малой Какши, близ д. Семеново Андриановского сельсовета Шахунского района. Он был открыт еще в 1929 году местными крестьянами и тогда же частично раскапывался. Раскопки 1957 года преследовали цель выяснить обряд погребения, уточнить датировку и этническую принадлежность памятника.

  На могильнике было выявлено 15 погребений. Существенную роль в погребальном обряде древнего населения Поветлужья играло захоронение умерших в полном одеянии, с украшениями, орудиями труда, оружием и посудой. По найденным вещам можно восстановить костюм захороненных. На голову надевалась кожаная повязка и медная цепочка из мелких колечек. На шее были украшения из серебряной витой проволоки, так называемые гривны. Грудь украшалась оригинальными бронзовыми подвесками. Бронзовые или серебряные браслеты накрывали руки. В некоторых погребениях найдено 15-17 браслетов. На пальцах рук были серебряные перстни. Хоронили обычно в меховой одежде. Сверху одежда подпоясывалась кожаным поясом с серебряными или медными накладками. На поясе висел кинжал в деревянных ножнах с латунной оправой. В специальном кожаном мешочке находились трут, кремешки и кресало для высекания огня. Названные вещи встречены не во всех погребениях. Наряду с богатыми захоронениями были и бедные, однако в каждом из них археологи нашли посуду - железный или медный котел или глиняный горшок. Веселовский могильник - ценнейший памятник истории Поветлужья VIII-X в. К этому же времени относятся Чухломский могильник, обнаруженный экспедицией на берегу реки Луданги, левого притока Ветлуги. Результаты работы экспедиции свидетельствуют о высокой культуре древних поселенцев Поветлужья. Поселенцами "Чортова" и других городищ Поветлужья данного времени - Спасского, Одоевского, Богородского, а также вновь открытых экспедицией - Осетровского и Шилихинского - были древние марийцы, предки современного марийского народа. Им же принадлежат Веселовский и Чухломский могильники. Материалы раскопок подтверждают мысль о расселении древнемарийского населения на Ветлугу с юга, с правобережья Волги, где имеются их более ранние памятники. Начало этого расселения следует относить к IV-Vвекам нашей эры. К тому же времени, по-видимому, относится и начало разделения марийской народности на две группы - горной и луговой мари".

  Таковы документы материальной культуры, свидетельствующие, что в первом тысячелетии нашей эры Ветлужский край был населен древними марийцами.

  Теперь обратимся к историческим памятникам другого порядка - к географической номенклатуре. Названия гор, рек, озер, населенных мест, называют языком земли. Язык земли - географическая номенклатура - прекрасно помогает познавать о том, кто жил на этой земле, какие пространства занимал и кто их сменил. Географическая номенклатура обыкновенно сохраняется долгое время, и после того, как исчезнет самый народ, давший эти названия. Вот и воспользуемся языком земли, чтобы определить: кто жил до нас в бассейне Ветлуги, кто дал названия многочисленным речкам - притокам Ветлуги, да и самой Ветлуге ?

  Возьмем название любого крупного притока Ветлуги: Лапшанга, Курдома, Какша, Шаранга, Руя - все это слова, значения которых для нас, русских людей, совершенно непонятны. В русском языке, в русском значении эти слова ничего не выражают. Так кто же дал эти названия и что они значат? Изучение состава этих слов помогло определить, кому они принадлежат. Дали эти названия марийцы и их древние предки.

  Воспользуемся словарем С.К.Кузнецова (Русская историческая география) и приведем перевод с марийского на русский язык названий тех рек, притоков Ветлуги, которые мне удалось расшифровать.

 

  Левые притоки Ветлуги:

    Б.Якшанга - от слова "якшенка" - стройный, высокий,- эпитет сосны.

  Какша - от слова "кокша"- опухоль, нарыв, плешивый. Коренная гласная изменена москвичами, владевшими этой местностью с ХУИ века.

  Вая - от слова "вуй" - исток, верховье.

  Шуя - плавно текущая.

  Шаранга - от слова "шарангы" - плотва, уклейка.

  Руя - от слова "руй" - мутный.

  Юронга - от слова "йорэм" - греюсь, гасну.

  Нелидовка - от слова "нельшо" - глотающий, река с водоворотом.

  Пижма - от слова -"'пижам" - вязкая.

  Шижма - от слова "шижам" - чувствую.

  Мурановка - от слова "мурам" - пою.

 

    Правые притоки Ветлуги:

    Лапшанга - от слова "лапшангы" - репейник.

  Курдома - от слова "куралам"- пашу.

  Янга - от слова "янгарка" - гнилая.

  Межа - от слова "меж"- мех.

  Туранка - от слова "туран" - крутой.

  Базаниха - от слова "базык" - кривой, покатый.

  Ветлуга - от слова "ветели" - чайка,"ура"- река - река чаек.

  

  Этот перечень марийских названий, притоков Ветлуги, да и самой Ветлуги, ясно говорят о том, что в бассейне Ветлуги марийцы занимали господствующее положение. Материалы же раскопок городищ, определяют время их жизни в бассейне Ветлуги - первое тысячелетие новой эры.

  Но одни ли марийцы жили в первом тысячелетии н.э. в бассейне Ветлуги ? На этот вопрос надо ответить так: господствующее положение занимали марийцы, но заходили в бассейн Ветлуги и другие народы. Так можно сказать с уверенностью о мордве. Мордовские племена заходили в ветлужские леса и в правобережье дали название ряду рек: в Зубилихинском сельсовете Кр.Баковского района протекает река Варбаш (левый приток Лапшанги). Слово Варбаш - сложное слово. Оно происходит от двух слов: от горно-марийского слова '"Вар", обозначающего "место" и мордовского слова -"баш"- обозначающего "каменное божество". Общий перевод слова Варбаш следует считать - "место каменного божества",- место поклонения каменному божеству.

  Хочется сделать несколько суждений о возможных причинах поклонения мордовцев этой речке: до второй мировой войны директором Коровихинской средней школы Умарским в речке были найдены кости мамонта. Мною несколько раз были подняты здесь куски белого гранита с очень крупными кристаллами слюды. Возможно, эти "диковинные камни" и послужили причиной обожествления речки.

  Подобное же название речки есть еще в одном месте бассейна Ветлуги (тоже в Правобережье) - это приток речки Пижуг, впадающей в озеро Волосово на территории Ветлужского района. Из этих названий ясно одно: здесь жили мордовские племена. Хочется остановиться еще на одном факте для установления времени обитания здесь мордовских племен. По материалам С.К.Кузнецова (Русская историческая география) у мордовских племен слово "бог" обозначалось словом "пас". Под влиянием литовского народа голядь, жившего рядом с мордовскими племенами по притокам реки Оки в пределах нынешней Калужской обл., слово "пас" перешло в слово "баш", обозначающее "каменное божество". По Ипатьевской летописи народ голядь жили по реке Оке в XII в. Из этого, мне думается, следует сделать вывод, что мордовские племена жили в бассейне р.Ветлуги значительное время - не только в первом тысячелетии, но и во втором тысячелетии в правобережье Ветлуги. Хочу остановиться еще на одном факте: почему мордовские названия встречаются только в правобережье Ветлуги? Я прихожу к выводу, что левобережье Ветлуги прочно занимали марийцы и не допускали другие племена, а в правобережье преобладали мордовские племена до бассейна р.Унжи, т.к. и название реки Унжи происходит от мордовского слова, обозначающего "смирная".

  Кроме мордовских племен по Ветлуге жили еще чуваши. Под с. Ильинским Кр.Баковского района протекает речка Чебоксарка. Название ее происходит от Чувашского слова "чуксар", что значит "город". Сейчас это маленькая речка, но когда здесь были леса, она была полноводной, село Ильинское, по старым церковным книгам, числится стоящим на речке Чебоксарке, а не на реке Ветлуге. Даже в списках 1870 года село еще продолжает считаться стоящим на речке Чебоксарке, хотя в это время р. Ветлуга уже протекала под селом. Ветлуга прежде протекала через Ядровскую старицу и у устья Чебоксарки делала крутой поворот. Вот на этом мысу, с которого хорошо просматривается верхнее и нижнее плёсо Ветлуги, вероятно, и стояло чувашское городище.

  Жили в бассейне Ветлуги и меряне . А.С.Уваров в своей работе "Меряне и их быт по курганным раскопкам" указывает, что там, где жили меряне, всегда можно встретить название местности, носящей название "Исады". Я знаю два места на Ветлуге, которые носят название "исады": такое название носит левый коренной берег озера-старицы "Общее" под Варнавиным. Такое же название имеет правый пойменный берег р. Ветлуги под с.Лапшангой Варнавинского района (между старым Лапшангским перевозом и Шабановым омутом).

  Бесспорные документы свидетельствуют о жизни марийского населения, мордвы и чувашей в бассейне Ветлуги, но есть основание утверждать, что во второй половине первого тысячелетия в бассейне Ветлуги жили народы, пришедшие сюда из Западной Сибири - это угры.

  По материалам проф. С.М.Середонина (Историческая география), который, основываясь на изысканиях Европеуса, видит в названиях рек нашей страны, имеющих окончания "енга", "уга", "ага", "ега", "юга" (Ветлуга, Янга) угорские слова, а в окончаниях на "ма", "ва", "шеры" слова коми-вотяцкого происхождения - (Пижма, Кокшара, Шижма, Ижма). Проф. С.М.Середонин полагает, что угры, обитавшие по обе стороны Уральского хребта, теснимые с востока и юга тюрками, двинулись к западу, к средней и верхней Волге, потеснив здесь другие финские племена (мордву, марийцев). Новгородцы ставили угру вместе с племенами пермь и печора (коми и зыряне, вотяки).

  Предки угров жили по Иртышу и Оби на границе леса и степи. Когда угры двинулись к западу к средней и верхней Волге - это пока остается не выясненным, но в 898 году угры прошли мимо Киева и на Средне-Дунайской низменности создали мадьяро-венгерское государство.

  В марийском языке нет окончания уга, ага, ма, ва, а в венгерском языке, коми-пермяцком они обозначают - "вода". Вот, исходя из этого, напрашивается вывод, что окончания марийских названий рек изменили проходившие по бассейну Ветлуги угорские племена.

  Мнение некоторых авторов, что угорские племена были здесь вперед марийцев является несостоятельным. Все крупные реки бассейна Ветлуги и соседних рек имеют в названиях, в основе слова, марийскую основу, а окончания угорские или коми -пермяцкие. Следовательно, надо сделать вывод, что основа названия реки не могла возникнуть позднее окончания. Названия этим рекам давали марийцы, а окончания изменили пришедшие позднее угорские и коми - пермяцкие племена.

  О том, что окончания "ма" и "ва" имеют одинаковое значение, в книге проф. Середонина приводятся материалы исследований по этому вопросу И.Н.Смирнова, производившего изучение названий рек в Вятском и Пермском краях. Основа названия одинаковая, а окончания разные.

  

  Вот это сравнение:

  

  Вятский край Пермский край

  Пожма Пожва

  Вильма Вильва

  Нертма Нертва

  Сизьма Сизьва

  Урдома Урдова

  

  Теперь продолжим это сравнение с окончаниями названий рек Западной Сибири, примыкающих к Уралу. И здесь находим реки с названиями, имеющими окончания на "ма" и "ва" (Сосьва, Пишма, Лозьва). Это лишний раз подтверждает о родстве племен, живших в Предуралье и Зауралье, а также подтверждает тот факт, что угорские племена жили по обе стороны Урала. Остается не разрешенным вопрос о времени пребывания угорских племен в бассейне Ветлуги. Но некоторый свет на этот вопрос проливают последние раскопки, проведенные в 1957 году на "Чортовом городище". Тот факт, что городище было оставлено вследствие набега в VII веке, и что после этого здесь был могильник с погребениями такого типа, какие на Ветлуге еще не изучались, дает повод думать, что эти погребения были не марийские. Быть может, это и был период прохода угорских племен через бассейн Ветлуги? Последующие раскопки древних городищ, безусловно, дадут новые материалы для разрешения этих вопросов. Ясно лишь одно: бассейн Ветлуги в первом тысячелетии был населен, в основном, марийцами, но, кроме них, здесь жили мордва, чуваши, меряне - народы Предуралья и Зауралья (угорские племена).

  

  ИСТОЧНИКИ:

  • ГАЗЕТА ВЕТЛУЖСКИЙ КРАЙ.
  • http://www.12rus.ru/

 

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ ПРО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО РЫБАЛКУ В МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ПОХОДЫ, СПЛАВЫ И ПУТЕШЕСТВИЯ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

 

Комментарии

ещё вариант...

Юринский - Горномарийский районы РМЭ!

по озерам - 

пока есть 3 дня выходных,

так сказать - попрощаться с летом...

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.