ОХТОВАЛА ОТ ВИТУСА - ОТЧЕТ СПЛАВА ПО ОХТЕ - 1-3 ЧАСТЬ

 

Мы тронулись

8.08.2006
    в 0 ч. 10 мин. наш поезд покинул Ладожский вокзал. Я набираю смс: "Мы тронулись". Да уж, тронулись - не иначе. Идем на маршрут с совершенно незнакомыми людьми. Бравый матрос Ленка твердо намерена обойти все пороги по берегу. Сейчас дуется на меня за то, что не распечатал описание. Чтобы, значит, уже в поезде наметить пути обходов и отступлений. Нормальные герои всегда так ходят - это даже дети знают.
    С командой из Казани (команда "Кочующие") я познакомился по интернет-объявлению. Предыдущее подобное знакомство закончилось тем, что меня придирчиво осмотрели со всех сторон и.. не взяли. А тут - милости просим, да на любой посудине берем, да всю дорогу до отъезда переспрашивали: "у вас все в порядке? точно идете?" Десять раз номер вагона уточняли, во сколько прибываем и мобильными еще обменялись (три номера дали) на случай, если поезд без остановки проследует или вообще другой дорогой пойдет. Ленка со свойственным оптимизмом подытоживает: "Людоеды однозначно". Я вообще-то с питерскими хотел в поход пойти. Ну просто так удобнее: вместе туда, вместе обратно. Но вот выпало с Казанью - и не пожалел ни разу. Надеюсь, никто не пожалел.
    Выгрузились в Беломорске. Прибежал нас втречать Виталик - связной "Кочующих". Поздоровались-познакомились и сразу решаем животрепещущий вопрос: как нас будут различать в команде? С этой минуты именуюсь Витусом, мне не привыкать, а Виталик остается самим собой. Однако весь поход продолжаю дергаться, потому что народ употребляет сокращенное - Вит. Следом за Виталиком подошел Арчи - штурман "Кочующих". В оранжевом жилете, оранжевой шапочке и с треногой в руках. Это потом мне объяснили, что оранжевый - концептуальный цвет "Кочующих". Прохожим же никто ничего не объяснял и они постоянно спрашивали Арчи: "Милок, что строить собрались?" На то, что тренога - это штатив с видеокамерой, а вовсе не теодолит, внимания никто не обращал.
    Тем временем подошли к остальным членам команды. Вещи уже погружены в УАЗик. Быстро познакомились: Марат, еще Марат, Дима, Сергей... С ходу не запоминаю, потом разберемся. Закинули лодку на крышу, рюкзаки - в кузов и поехали. По дороге Ахат и Марат бегло знакомят меня с Концепцией и историей "Кочующих", Венера рассказывает что-то интересное про ее участие в военно-исторических поисковых экспедициях. Шуточки-прибауточки. Трясет однако в этой колымаге. Из одной из сумок потек рассол. Лене похужело, она пошла в кабину к водителю.

 

Потери

    Часа через три прибыли на место стапеля - мост через Охту. Первоначальный план - встать здесь на стоянку рассеивается при первом осмотре местности. Раскидываю пасьянс из аллюминиевых палочек. Одно пластмассовое крепление почему-то сломано, хотя при упаковке все было нормально. В дороге сломалось? В ремнаборе такого крепления не оказывается, обхожусь изолентой и пластмассовым хомутиком. Как говаривал один таксист: "на скорость не влияет". Арчи вспоминает какую-то компьютерную игру, где закадровый голос постоянно произносил: "Потери! Потери!" Вобщем, еще не стартовали, а уже "Потери!"
    Байду собирал раза три, всё равно вышло криво, стрингера с проклейками не совпадают. Созрело решение байду за зиму продать и купить новую. Опасные места пока что придется проклеить заранее заплатками - для профилактики.

 

Муезерский прорыв

    Стартанули поздно, часов в 11. Сегодняшний маршрут Арчи назвал впоследствии "Муезерский прорыв". Воды мало. Катамараны постоянно садятся на камни. Народ спешивается, толкает их. Дима поскользнулся, заработал предмет мужской гордости - фингал. Коротенький участок до озера Муезеро идем часа два. Поиск стоянки в темноте, потом поиск друг друга на озере, потом опять поиск стоянки. Встали часа в два ночи.

 

Аки посуху

09.08.2006
    Проснулись. Собрались. Отчалили. Идем на остров Троица.

На острове деревянная церковь, датированная 1602 годом. Вокруг церкви - море малины.

Вот такие деревья здесь растут.

Погуляли по острову, пошли дальше. На озере нашли отмель. Прям посередине.

Сколько глаза ни протирай, а факт остается фактом - у нас в походе был настоящий самовар!

 

60 грамм муравьев или Хроники Охтопробега-2006. Часть II
 

Уха "Московская"


09.08.2006
Штурман "Кочующих" - Арчи

На последнем правом мысу перед выходом из озера нашли неплохую стоянку. Но народ отчего-то решил ломиться дальше. Слева перед плотиной стоянку даже не стали смотреть. По описанию последняя из досягаемых сегодня стоянок сразу за впадением реки Чуруж. Решили идти туда, с риском, что она окажется занята. Дошли. Надо же, блин, и вправду - занята! Стоят четверо москвичей, с которыми мы одновременно собирались на стапеле. После небольших переговоров в стиле "мне коза сейчас сказала, что у нас тут места мало" решили вернуться к месту впадения Чуружа. Там вроде бы приемлимая лужайка была. В описании она не упоминалась видимо потому, что в нормальную воду должна быть затопленой.

На стоянке все занимаются своим любимым делом

Или чьим-нибудь еще любимым делом

Рыболовецкая артель в трауре - за целый день не удалось поймать ничего существенного. Вдруг, по чьему-то там мановению, со стороны Чуружа выплывает группа москвичей. "Рыба есть?" - здороваются наши рыбаки.

"А как же!" - отвечают москвичи - "Полным полно!"

Быстро справившись с легким приступом гордости мы совершаем выгодную сделку и вскоре после этого уже лакомимся ухой.

Вот ее рецепт:

Уха "Московская"

1. Взять две пачки "Чак-чак" и 2,5 литра водки;
2. Встать на берегу реки;
3. Поймать проплывающую мимо группу москвичей;
4. Выменять заготовленные продукты на рыбу;
5. Приготовить уху.

Преимущество палатки в том, что виды из "окна" всегда разные.


 

60 грамм муравьев или Хроники Охтопробега-2006. Часть III


10.08.2006
 

Гнилая Охта

    Сегодня нам предстоит пройти участок, именуемый в народе любовно "гнилая Охта". По обоим берегам на всем протяжении болота. Ближайшая стоянка на Юляозере, через 15 км.

    Это флагман - самый быстрый из двух катамаранов:

    Наиболее внимательные из читателей сразу заметят установленную на нем газовую плиту с варящимся на ней кофе (на первой же стоянке мы с Арчи вывели формулу, по которой ежели кофе удался, то это - ОН, а если нет, то это - ОНО. Т.е. если кто-нибудь говорит, мол "кофе было вкусным", то мы такому человеку не верим и комплимент его считаем сомнительным). На самом деле катамаран снабжен всем необходимым "по последнему слову". Обратите внимание: в кормовой части установлены два рыбака (Виталик и Дима), которые непрерывно поставляют на камбуз свежую рыбу. В центре мы уже рассмотрели газовую плиту, за которой колдует штурман Арчи. Также во время движения он ведет репортажи, снимая происходящее на видеокамеру, а еще - приветствует проходящие группы, размахивая флагом, и выдает им визитки команды "Кочующие". Разумеется, выполнять обязанности штурмана, кока, оператора, знаменосца и поддерживать внешние связи одновременно очень тяжело. Поэтому по правую руку от него восседает юнга - Артем, готовый в любую минуту придти на помощь. В носовой части Ольга, как и полагается - лицом к слушателям, зачитывает экипажу описание маршрута, дабы ему, экипажу, не влететь ненароком в опасный порог или не пропустить хорошую стоянку, и периодически сверяется с картой. Еще в носовой части предусмотренно место для капитана. В данный момент он отсутствует, но незамедлительно взойдет на палубу, как только кофе будет готов и будет установлено, что этот кофе - действительно ОН, а не ОНО. Функции капитана, как всем известно, в том, чтобы отдавать команды. А чтобы эти команды были не лишены смысла, кто-то должен их исполнять. Этим кем-то как раз и является Венера, которую мы видим на заднем плане. Воплощение древней богини любви и современной девушки с веслом - вот на чью долю выпало грести и табанить.

    Ольга на флагмане - впередсмотрящий. Так же она - смотрящий в карту и описание маршрута. Помимо этого она еще и смотрящий за продуктовыми запасами и графиком дежурств (не надо меня спрашивать, куда смотрели все остальные). Тем не менее именно ее натруженое око приметило неясный свет, мерцающий на речном дне. "Смотрите, что это?" - воскликнула она. Дима отважно ринулся в пучину. Вода была холодна, но это не остановило нашего героя. Вскоре он показался на поверхности с трофеем. На ладони его сверкала серебрянная чарка небывалой красоты. К ножке ее была привязана веревочка. Очевидно, предыдущий хозяин очень дорожил ей и носил на шее. Что же случилось с этой шеей? Об этом можно сложить легенду, но... не здесь и не сейчас. Дима переживал то же, что обычно испытывают пираты, утолившие свою жажду сокровищ. Он с гордостью просунул голову в веревочную петлю и чарка покорно разместилась на груди нового хозяина. В последствии веревочка высохла, сжалась и снять ее уже было невозможно. Дима так и проходил с ней до конца похода, используя для разных нужд. Во-первых - по назначению, а еще он созывал народ на ужин, постукивая по чарке ложкой. По этому поводу я был несколько удивлен тем, что в команде не было горниста, подающего специальные сигналы. Ведь все остальное было: самовар, газовая плита, турка для кофе, гитара, губная гармошка и шейкер (музыкальный инструмент). Представляете, как это было бы красиво - на заре над озером разносятся звуки горна: "Та-та та-та та-та-тара-да та-та!"... и, словно эхо, маты в ответ с соседних стоянок. Но я, кажется, отвлекся. Так вот, команда была черезвычайно рада диминой находке. Я, однако, сохранял некоторую настороженность, памятуя о всевозможных похождениях хоббитов и какими приключениями оборачивались для них подобные находки. Помните анекдот, про то, что "история Фродо - это история любого женатого мужчины: невероятно опасные попытки избавиться от давящего на психику кольца"?

 

Сокровища Охты

 

Гонки с преследованием

    В четвертом часу встаем на перекус.

    Пройдено полпути. Нам с Ленкой назначена почетная должность разведчиков ввиду быстроходности нашего судна. Мы должны пойти вперед и занять стоянку. Для пущей важности нам выдали настоящую рацию.
    После перекуса усаживаемся в байдарку. Вдруг из-за поворота высвистывает пара лихих мужичков на Таймени. Не сбавляя хода они осведомляются: "Который час?" (хорошо еще не "как пройти в библиотеку?") Капитан, укладывающий снаряжение на катамаране, не поднимая глаз отвечает: "Пол-пятого". Мужички благодарят, уже скрываясь за следующим поворотом реки. Тут я вспоминаю о возложенной на нас разведывательной миссии и чутье спецагента сразу подсказывает мне - эти мужички - неспроста. Наверняка это - разведка конкурирующей фирмы. Они посланы вперед огромной (страшно даже представить какой огромной) группой туристов, чтобы занять НАШУ стоянку!
    Быстро толкаемся от берега и пристраиваемся к ним в хвост.

    Ломиться наперегонки нет смысла - нужно экономить силы до конца перехода. Двух здоровых мужиков нам не перегрести. Надежда только на то, что они остановятся передохнуть. Бог ведает, сколько они до этого шли без остановки. Мужичок №2 постоянно оглядывается на нас, что укрепляет в нас увереннность в том, что мужики засланные и без боя не сдадутся. Через час напряженной гонки впереди начинает прорисовываться Юляозеро. Я расстроен: миссия провалена, в голове рисуется картина, как я, потупив глаза, объясняю ребятам, что "да, была на озере одна роскошная стоянка, но вот беда - заняли перед самым носом."
    Вот мы выходим в озеро. Вот она, стояночка, справа. Наверху деревянные идолы, наверняка благоустроенная. Мужички подгребают к ней и .. останавливаются, не подходя к берегу, видимо, совещаясь о чем-то. Мы резко срезаем через камыши, врезаемся в берег и резво бежим наверх. Тут нашим взорам открывается удобная, обжитая, огромная, человек на сто, благоустроенная ПОМОЙКА, вся загаженная бумажками, бутылками и консервными банками. Мужички тем временем уходят за мыс. "Они знали, они тут не первый раз" - думаю я про них нехорошие слова. Шесть часов вечера. Мы садимся в байдарку и уныло гребем дальше. Учитывая наш темп, мы должны были сильно оторваться от группы. Значит, есть время на поиски.

 

Байконур.

    На ближайшем мысу установлен вырезанный из дерева макет космического корабля многоразового использования.

    Тут же стоянка, поменьше размером, чем предыдущая, но нам в самый раз и менее загаженная. Отмечаем ее про себя (в уме называю ее - "Байконур") и двигаемся дальше. Дальше приличные стойбища не попадаются. На одном из мысов уже поставили палатку и рыбачут мужички, которых мы преследовали. Места здесь не больше, чем на одну палатку, нам бы все равно не подошло. Значит, я ошибался в их отношении. Если бы я не сидел в лодке посреди озера весь мокрый от брызг, то наверняка сгорел бы от стыда.

Если бы мне было ведомо чувство стыда

    Мы проходим в общей сложности около 5 км не найдя ничего подходящего и поворачиваем обратно. Время для поисков вышло. На обратном пути Лена переодически пытается выйти на связь с помощью рации. Мы переживаем, так как шли часть пути по одной из двух возможных проток. Есть реальный шанс разминуться с группой. Через некоторое время рация начинает выдавать шумы, похожие на помехи, а потом появляется и связь (никто еще не подозревал, что это были ее последние шумы и последняя связь, в которую она вступила). Позже по карте определяем максимальный радиус действия рации - не больше километра. Первый кат дошел до Байконура и остановился минут за пять до нашего появления. Второй подгребет еще часа через два. Времени - восемь вечера. Группа прошла 15 км, мы - 25.

 

Источники информации:

  • Марийские лесоходы
  • Команда Кочующие: Бортяков А., Хафизов А.

 

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.