Ладожские встречи. Птицы
Получилось так, что почти 7 лет мы размещали свой материал на сервере САМИЗДАТ, где познакомились с замечательным человеком, писателем, натуралистом, туристом - Николаем Чуксиным.
По этому адерсу его раздел
В нем много интересного, в том числе и про природу!
Николай разрешил нам пользоваться некоторыми материалами, в том числе и про птиц.
Далее он немного рассказывает про себя:
Родился в Тамбовской области в семье лесника. Окончил Московский институт химического машиностроения, Академию Внешней торговли (на год раньше Фрадкова) и Университет марксизма-ленинизма. В 1972-1989 гг. работал в системе Минвнешторга СССР, в том числе, за границей; в 1989-99 гг. в системе Агрохима. В 1999 году добровольно ушел с поста генерального директора и до последнего времени был безработным.
Опубликовал следующие книги: "Персона нон грата" (1999), "Длинное лето 1999 года" (2000), "Ладога" (2000), "Государство и общество" (2001 и 2002), "Каппадокия (2002)", "Косово глазами постороннего" (2003), "Косовский полигон" (2003), "Не надо нас дурить" (2003), "Провинциальные хроники" (2007), публиковался в журналах. Участвовал в создании книги "Курск". Операция "Подъем". Основные издательства "Эксмо", "Алгоритм-Книга" и "Русь".
Основные жанры - поэзия (природная и любовная лирика), путевые заметки (природа и история России), публицистика (политика, социология, образование). С 1999 года участвовал в семи миссиях ОБСЕ, в первую очередь на Балканах. Владею английским, немецким и финским языком. Последние годы живу и работаю в Москве. Много путешествую.
ДАЛЕЕ СТАТЬЯ НИКОЛАЯ ПРО ПТИЦ В РАЙОНЕ ЛАДОЖСКОГО ОЗЕРА:
Ладожские встречи. Птицы
Во время последней поездки вокруг Ладожского озера и по южной Карелии я специально не концентрировался на птицах. Но в силу уже выработавшейся привычки пропустить мелькнувшую рядом птицу, конечно, не мог. Честно говоря, я ждал встречу с двумя птицами: юрком, который в этих широтах занимает место нашего зяблика, и с чомгой, приличного фото которой у меня нет до сих пор. Ни юрка, ни чомги я, к сожалению, не встретил, а вот другие запоминающиеся встречи у меня были.
Вот серая, неприметная, но очень симпатичная птичка.
Скорее всего, это серая мухоловка, хотя я принял её за камышовку-барсучка: слишком уж четко выражены продольные полосы на темени. Вообще, эту птицу я часто принимаю за кого угодно, только не за неё саму: её образ пока не так устойчив в моём сознании. А птица это очень интересная. Живет в светлых лиственных лесах, на опушках, в садах. Гнездится в дуплах, в пнях, в развилке стволов, даже в заброшенных постройках. Насекомых ловит на лету, на лету же отрывает их крылья и лапки. Может поймать даже бабочку.
Вот пеночек я уже отличаю. Это, скорее всего, пеночка-трещотка.
"Скорее всего" потому, что надежно определить пеночек можно несколькими способами:
- взяв ее в руки и измерив длину маховых и других перьев;
- по пению, которое у них очень сильно отличается друг от друга;
- по гнезду, по его форме, материалу и расположению;
- по форме и раскраске отложенных яиц.
Ни одним из этих способов воспользоваться я не мог. Могу сказать только, что это не теньковка: у той черные ноги.
Зато вот про эту птицу можно сказать определенно: поползень.
Он добывает пищу из-под коры деревьев. Похожи на него пищухи (зимний снимок)
Они не конкурируют за пищу: пищухи движутся по дереву по спирали вверх, вынимая жучков-паучков из-под нижней части коры. Поползень легко движется вниз головой, и ему больше достаются насекомые, спрятанные сверху.
Наш старый знакомый сорокопут - хищник, хотя и миниатюрный.
Мелкие певчие птицы не видят в нем врага, поэтому подпускают очень близко к себе, а когда спохватываются - бывает поздно. Но он питается и жуками, кузнечиками и даже мышами.
Обыкновенная кукушка - птица всем известная. Не скажу, что известная хорошо, больше по ее звонкому и немного задумчивому кукованию, без которого лето - не лето, а лес - не лес.
Правда, близко кукушку можно увидеть только случайно, как я увидел ее в лесу напротив Александро-Свирского монастыря. Но не буду много говорить. Зайдите вот на этот сайт, принадлежащий крупному специалисту-орнитологу, подвижнику Николаю Балацкому - не пожалеете. А если еще и оставите отзыв в его книге посетителей, буду признателен. Уверен, что именно таким людям, исключениям из нынешних правил, особенно нужно доброе слово и моральная поддержка.
В Приладожье я видел много соколов. Наш самый распространенный сокол - пустельга.
Вы ее, скорее всего видели, когда она трепещет крыльями и распушает хвост с характерной черной полосой, зависая на одном месте над полем или лугом.
Но в лесах пустельга встречается редко. В лесах, перемежающихся с открытыми пространствами, встречаются чеглоки.
В полете чеглок похож на большую ласточку: такие же острые длинные крылья, такой стремительный и неожиданный. Ноги чеглока опушены длинными желтыми штанами, которые всегда видны в полете.
Мне повезло: я спугнул чеглока, которого снимал сидящим на дереве, но он не улетел, а наоборот, вернулся с другим чеглоком, и они стали выделывать надо мной изумительные фигуры высшего пилотажа. Я шел по широкой просеке, идущей в сосновом беломошном лесу вдоль берега Ладоги. Они по одному появлялись из-за леса со стороны озера, закладывали глубокий вираж, потом, совсем, как пикировщики "Юнкерс-87", шли на меня с выпущенными рыжими шасси, энергично выдвигая их вперед, а потом, в низшей точке пикирования, убирая назад, в обычное положение под хвостом. Скоро надо мной летало аж десять (!) чеглоков, что, вероятно, большая редкость.
Правда, у "Ю-87" шасси вообще не убиралось, но больно уж похож был силуэт пикирующего чеглока на силуэт этого хищника времен Второй Мировой. Игорь Фефелов сказал, что так они ловят в полете стрекоз и разрывают их на части прямо в полете.
А вот у мирных ласточек еще не закончилось выкармливание прожорливого потомства, судя по времени, не первого.
И это в начале августа! У нас ласточки в этом году уже улетели насовсем, где-то числа четырнадцатого-пятнадцатого августа.
Хорошо у нас на Ладоге!
Приезжайте!
17 августа 2005 года
Ладога-Москва
- 5999 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий