Село Урсала, святой ключ

Село Урсала, святой ключ

Одна из легенд о возникновении села
300 лет назад до того, как возникло село, здесь находился татарский поселок, ведал им надыровский помещик, – Надыров (ныне д. Надырово, сохранило имя помещика).
Как-то помещик Надыров попал в Москву, (вероятно Для роскоши), в одной из пивных он начал играть в карты с Петром Салавовским – офицером в отставке. Надыров проиграл все деньги, потом стал закладывать свою землю, проиграл нашу местность Петру Салавовскому. Наша местность была слабо населена. Проигран был и лес, который превратился в дачу Салавовского (долгое время хранились вывески в нашем лесу с обозначением дачи П. Салавовского).

                                                                     село Урсала                                            

Село Урсала, святой ключ

Урса-Баш

Татар, здесь живших выселили в Урса-Баш, П. Салавовский набрал крестьян в количестве 40-50 семей, поселил их здесь, отсюда название: Урсала – русский берет. Привезены были крестьяне из села Большая Сура Симбирской губернии (ныне Ульяновская область).
Бывший участник гражданской войны, уроженец деревни Урсала – Матвеев Дементий Иванович побывал в том селе во время гражданских боев, он рассказывал, что в этом селе такие же фамилии, обычаи, как у нас в Урсале.
П. Салавовский даровал землю крестьянам, которые платили подушную подать государству. Он же даровал крестьянам грамоту или документ, где было записано: сколько мужских душ и количество земли.
Грамота – это шелковое полотно с государственным гербом и подписью, оно переходила из рук в руки, выбранных обществом. Последнее время в 1920 г. она была у Чуркина Ермолая, он был сельским судьей. Надыровский помещик имел здесь землю, которую делил на Барскую и крестьянскую, в настоящее время эти названия сохранились: Барская земля, Старое поле и Новое (Новая земля появилась, когда пришла русские и расчистили здесь лес).

                                                       старое фото Урсалы                                           

Село Урсала, святой ключ

Братья Стахеевы
Урсалинских крестьян хотели подчинить себе братья Стахеевы, они входили в пароходное общество «Кавказ – Меркурий», жили они в Елабуге. В 1917 г. один из них купил наше мельницу, просил арендовать землю «Змеиного ключа», но общество ему отказало.

Вскоре началась Великая октябрьская социалистическая революция, которая смела всех помещиков.

 

Село Урсала, святой ключ

В Альметьевской и Урсалинской волостях
Пролетарская революция
Победившая в Петрограде, начала разливаться, как бурлящая река, по всей России. Она все больше и больше захватывала массы трудящихся и проникала в самые отдаленные и глухие места нашей страны. Большевистская агитация и пропаганда оказывали исключительно сильное влияние не только на пролетариат, но и на бедноту в деревне.
Лучшими агитаторами за Советскую власть были матросы и солдаты – большевики, возвращавшиеся с фронта. Они в первую очередь несли народу весть о том, за что борется Коммунистическая партия, доступным для крестьянина языком рассказывали, что такое Советская власть и как она не на словах, а на деле защищает интересы рабочих, трудового крестьянства. Разумеется, за влияние на крестьян вели борьбу и другие партии, в частности, эссеры, которые старались всячески порочить Советскую власть и политику Ком. партии. К нам в Урсалинскую и Альметьевскую волости прибыли с фронта Мутраза Ибрагимович Ибрагимов, унтер-офицер Иван Ильич Бахорин и другие. Они и явились у нас организаторами Советской власть.
Урсалинский волостной совет возглавил высокий, статный, с правильными чертами лица матрос с Крейсера «Громобой» М.И. Ибрагимов. Совсем еще молодой матрос Тихоокеанского флота Д.А.Трофимов был избран председателем Тихоновского сельсовета. Унтер-офицер И.И. Бахорин был назначен заведующим отдела волостного исполкома. Это был пламенный оратор и неутомимый организатор среди бедноты.

 

                                                       улица Ромашкинская                                                       

Село Урсала, святой ключ

Осень 1918 г
Под натиском Красной Армии из Казани и других мест через Чистополь и Альметьево на Бугульму тянулись нескончаемым потоком обозы беженцев. То были капиталисты, помещики, царские чиновники, торговцы, попы, т.е. кто ненавидел Советы и всецело стоял на стороне контрреволюции. Вслед за беженцами шло отступающее войско белогвардейцев, преследуемое Красной Армией. Оказывая незначительное сопротивление, белые отходили на Бугульму, где спустя несколько дней развернулось настоящее сражение. На второй или третий день, после прихода Красной Армии в Урсале состоялся митинг, на котором выступил агитатор от политотдела 5-ой армии тов. Голубев. Этот голубоглазый, невысокого роста юноша в кожаной куртке сохранился в моей памяти до сих пор. Он с юношеским пылом и страстностью разъяснял крестьянам самые животрепещущие вопросы тогдашней жизни, рассказывал о том, что такое Советская Власть, чьи интересы защищает Красная Армия и т.д. Мужики с жадностью слушали оратора, каждая его фраза открывала глаза, помогала понимать сущность происходящих событий. Болыпевистская агитация была правдивой, слова подкреплялись делами. С приходом Красной Армии в Урсале и Альметьеве быстро были восстановлены Советы, ликвидированные в период хозяйничанья белочехов и белогвардейцев, организованы комитеты бедноты. Председателем Урсалинского волостного исполкома вновь был избран бывший матрос, участник Цусимского сражения М. Ибрагимов, председателем Тихоновского сельсовета Д.Трофимов, председателей комитета бедноты стал шахтер Е. Груздев.

Вокруг Советов и комитетов бедноты вскоре образовался актив. Советы и комитеты бедноты в деревнях и волостях развернули болыную работу по обложению кулаков контрибуцией, по изъятию товаров у торговцев и т.д. Изъятое распределялось среди бедноты, а контрибуция шла в бюджет Советов. В ноябре 1918 г. из активных крестьян была организована Урсалинская ячейка сочувствующих РКП(б). 
Председателем ячейки избрали Швыткина Ивана Николаевича, а секретарем – меня. Наша ячейка оказывала болыпую помощь всем продовольственным отрядам, приезжавшим из крупных промышленных центров. Заготовка хлеба для рабочих была нелегким делом. Нередко дело доходило до открытого выступления кулачества и зажиточного крестьянства, не желавших сдавать государству излишки хлебы. Борьба за хлеб была острой классовой борьбой, сопротивление кулачества особенно усилилось в начале 1919 г. в связи с наступлением «Правителя всей России» Колчака. Кулачество вместе с попами и муллами ждало его с нетерпением. Колчаковцы захватили Бугульму и рвались в Волге. Совсем незадолго до падения Бугульмы в феврале 1918 г. членов Урсалинской ячейки, сочувствующих РКП(б), приняли в партия, выдали партийные билеты, вооружили винтовками «Гра».
Тем временем, положение на Восточном фронте ухудшилось. Под натиском колчаковских полчищ Красная Армия оставляла одни город за другим.
                                                                   гора Урсалтау                                              

Село Урсала, святой ключ

Урсалинская партийная организация
 Отрезанная врагом от уездного центра, оказалась предоставленной самой себе. Времени на размышление не оставалось. На первом же собрании по поводу создавшегося положения было принято единодушное решение: всему составу партийной ячейки и наиболее активным беспартийным эвакуироваться, с тем, чтобы в пути присоединиться к Красной Армии. 
Однако болыпинство коммунистов, 12 из 16 не смогли покинуть свою деревню. Мы вчетвером – Кошелев Николай, Трофимов Яков, Яманаев и я -немедленно выехали из деревни и в Старом Куваке влились в один из отрядов. Отряд наш быстро вырос, в нем насчитывалось 250 бойцов. В начале он действовал как партизанский, а затем болыпая часть его влилась в Мелекесский добровольческий рабочий батальон. Позднее, в середине мая, батальон был расформирован, и его бойцы пошли на пополнение полков второй бригады 35-ой стрелковой дивизии, сформированной в Казани. Как только территория Альметьевской и Урсалинской волостей была захвачена колчаковцами, контрреволюция тут же организовала кровавую расправу над коммунистами и активными советскими работниками. Большинство оставшихся в подполье урсалинских коммунистов были схвачены и зверски замучены колчаковцами.

Примеров большевистской стойкости и преданности пролетарской революции является жизнь и смерть Ивана Ильича Бахорина. Когда передовые части колчаковский войск заняли Урсалу, белогвардейцы при помощи кулаков и торговцев схватили И.И. Бахорина, привязали его к седлу и через всю деревню провели под конвоем. 
Вот тут то сельские мироеды возместили на нем всю свою злобу за его деятельность по обложению их контрибуции, за изъятия хлебных излишков. Избив до полусмерти и вдоволь наиздевавшись над ним, палачи бросили И.И. Бахорина в холодный амбар, а на третью ночь расстреляли на берегу реки Зай, не вдалеке от Альметьева. Никакие истязания и мучения не сломили духа революционера. Перед казнью он громко крикнул: «Да здравствует Советская Власть!». Такая же участь постигла и других коммунистов, схваченных белогвардейцами. Погибли за свободу и счастье народов Василий Горбунов, Ермолай Груздей и многие другие.

                                                         улица Степная - Урсала                                              

Село Урсала, святой ключ

310-му стрелковому полку, в котором я оказался, была поставлена задача: вести наступление на Мензелинск. Личный состав полка состоял из людей разных национальностей: русских, татар, чувашей, мадьяр, китайцев. В ходе наступления создавалась партийная организация полка. На коммунистах лежали болыпие обязанности по сплочению бойцов и поддержанию высокого боевого духа красноармейцев. Командный состав полка почти целиком состоял из бывших офицеров. Полком командовал штабс-капитан царской армии Владыкин – человек высокомерный, надменный, считавший ниже своего достоинства беседовать с простыми людьми. Колчаковцы на нашем участке фронта не оказывали сильного сопротивления. 
Нередко в одиночку или даже группами солдаты противника переходили на нашу сторону. Мнзелинск белые сдали почти без сопротивления. Вскоре в одном из сел был задержан вражеский связной с пакетов. Ночью он исчез, и ни кто не обратил на это особого внимания. Если бы мы знали тогда, что это был специальный посыльный от белого командования, доставквший Владыкину указания о порядке перехода командного состава 310-го полка на сторону белых! 24 мая Владыкин отдал приказ занять деревню Березовку.

Утром 25 мая деревня была занята без боя, а через час стало известно об измене и предательстве командования полка. Оказалось, что командир полка Владыкин, завхоз Островидов, два командира батальонов, помкомполка, комендант и начальник пулеметной команды, всего 7 человек, перебежали к Колчаку, захватив с собой 5 верховых лошадей и 120 тыс. рублей. Над нами нависла грозная опасность, полк был поставлен на край гибели.

В деревне Ст. Алимово состоялся митинг, на котором комиссар полка тов. Рыбин объявил личному составу, что командир оказался предателей, он завел полк в ловушку на 40 верст в тыл противника, в результате чего потеряна всякая связь с соседними частями красной Армии. «3адача состоит в том, – сказал комиссар, -чтобы в этих тяжелых условиях сохранить присутствие духа, избежать паники, вырваться из вражеского мешка». 
Помню, на митинге выступили несколько рядовых бойцов. Особенно запечатлелась в моей памяти речь конного разведчика, мадьяра (фамилии его не помню), получившего 11 ранений в боях за Советскую власть. На ломаном руссом языке он горячо призывал красных бойцов биться с белогвардейцами до последней капли крови, по последнего патрона и живыми не сдаваться. Митинг был нарушен начавшейся за селом перестрелкой. Наше боевое охранение вступило в бой с разведкой белых. 
Полк организованно отступая, вышел к деревне Байсарово, где дислоцировался штаб 27 дивизии со всеми складами и обозами. Начдив 27 дивизии тут же назначил командовать полком Федора Васильевича Зубова. Примерно через час после нашего прибытия колчаковцы с трех сторон повели наступление на деревню с тем, чтобы захватить штаб дивизии.

                                                     вид на село с горы Урсалтау                                            

Село Урсала, святой ключ

Целые сутки шел бой с превосходящими силами врага, пока на помощь не подоспели части 27 и 35 дивизий. Бойцы 310-го полка, защищая Байсарова, не только отбили все атаки противника, но и захватили в плен 12 офицеров и 120 солдат. Оттеснив белых к деревне Сафарово, наши части столкнулись там с четырьмя гренадерскими полками белочешского генерала Гайды, крестовыми дружинами и другими отрядами колчаковцев. 
И снова завязались упорные бои, длившиеся 3 суток. Предатель Владыкин в этих боях командовал ударным батальоном белых. Враг не выдержал натиском частей Красной Армии и отошел, оставив много убиты, пленных и болыное количество вооружений. Обанкротившись, изменник Владыкин принял единственно правильное решение – застрелиться. Таким был бесславный конец предателя.
Части славной 35-ой дивизии, сформированной в г. Казани, в самые тяжелые дни для Советской Родины прошли с боями от Волги до Байкала и вписали в летопись гражданской войны много славных страниц.

Мероприятия Коммунистической партии по изъятию излишков хлеба, запрещение свободной торговли и другие ограничения, вызванные гражданской войной, были использованы кулачеством для открытого выступления против Советской власти. Одним из наиболее крупных кулацких мятежей было так называемое восстание «вилочников». Идейными вдохновителями и руководителями «вилочников» явились эсеры. При этом они ловко использовали религиозные чувства верующих, распространяя о коммунистах самые невероятные небылицы. Заправилы кулацкого восстания стремились с первых шагов предать ему массовый характер. Они насильно заставляли крестьян брать вилы или рогатины и выступать против Советской власти. Изощренность кулаков в зверствах над коммунистами и советскими работника не имела предела. Как-то в Урсалу прибыла группа наиболее активных вожаков – мятежников. В помещении школы собрали народ. Туда же привели больного коммуниста тов. Сердюка. Его выдал мятежникам Михей Туманов, у которого Сердюк жил на квартире. Тут же на собрании озверевшие кулаки буквально растерзали тов. Сердюка, а труп бросили около школы. На следующий день кто-то из урсалинских кулаков разыскал притаившегося в лесу председателя коммунистической ячейки И.Н. Швыткина. Доставив его в Альметьево и собрав многотысячную толпу, мятежники, среди которых особенно выделялся кулак и торговец Смолкин, стали прикладами и палками избивать свою жертву. Истекающий кровью, растерзанное тело тов. Швыткина палачи бросили в реку Зай. Почти одновременно с И.Н. Швыткинов был схвачен в деревне Новонадырово его брат Николай Швыткин, волостной военный комиссар, и вместе с другими коммунистами живым брошен под лед. На подавление кулацкого восстания потребовалось более месяца.
 

                                                            колодец в Урсале                                                    

Село Урсала, святой ключ

Бугульминская партийная организация
На борьбу с мятежниками бросила быстро сформированный отряд коммунистов. Прислали к нам на помощь свой отряд и коммунисты Бугуруслана. Но силы воюющих сторон были неравными. В наших отрядах насчитывалось 200-250 человек, а мятежников было несколько тысяч. Вот почему двукратное наступление на деревню Карабаш они отбили. Но организовать наступление на Бугульму все же не решались.
Восстание было подавлено лишь с помощью регулярных войск. Прибывший из Казани конный отряд мадьяр с тремя орудиями повел третье наступление на Карабаш и рассеял «войско» мятежников, как тогда их называли. Во время наступления мадьяр на Карабаш нашему отряду была поставлена задача захватить деревню Кузайкино, т.е. ударить с левого фланга. Повстанцы, отступая, оказывали сопротивление вплоть до деревень Новые и Старые Чертилы, а потом расставили по дорогам белые флаги и начали разбегаться. Наиболее активные организаторы и участники восстания были преданы суду военного трибунала.
 

                                                                улица Буровиков - Урсала                                              

Село Урсала, святой ключ

Коллективизация в селе Урсала
В ноябре 1929 года в Урсале возник колхоз «Красный клин», первыми председателями которого были Рыжиков Павел Григорьевич, Суслов И.В., председателем сельского совета – Бахорин Михаил Иванович. Первое собрание, посвященное организации колхоза, происходило в школе. В колхоз вступили всей деревней – 340 хозяйств, однако после издания статьи Сталина «Головкружение от успехов» начался отлив из колхоза, осталось 52 хозяйства. Только после разъяснительной работы (работали активисты по десятидворкам) крестьяне вновь начали вступать в колхоз, и в 1931 году в колхозе было 128 хозяйств. В 1933 году было распахано 2800 га земли.

Во время коллективизации кулачество организовало сопротивление, саботаж. Сжигали солому на полях, организовывали падеж скота, особенно лошадей. Но в колхозе был сильный актив, который сумел сломить сопротивление кулачества. В состав актива входили бедные крестьяне, которые не боялись никаких трудностей, в т.ч.: Обручев Николай Федорович, Матвеев Дементий Иванович, Певцов Афанасий Иванович, Горшков Семен Иванович, Матвеев Петр Иванович, Бахорин Евдоким Иванович. Этот актив вовлекал в колхоз не только крестьян своей деревни, но и помогал организовывать колхозы других сел Альметьевского района, например, в дер. Старая Михайловка, Калейкино.

Коммунистическая партия оказывала крестьянам большую помощь, так уже весной 1931 года, после организации МТС, в колхоз для обработки земли стали поступать тракторы. Из числа колхозников обучили на трактористов 12 человек, в их числе был Ларин Виктор Григорьевич, который до сих пор работает в колхозе (ныне пенсионер). В 1933 году появились сложные молотилки МК-110, до этого молотили конными молотилками и цепями. Но никакие трудности не сломили колхозников. Колхоз получал богатый урожай хлебов, успешно выполнял план хлебозаготовок.

В годы Великой Отечественной войны активисты колхоза ушли на фронт, никто из них не вернулся в родной колхоз, они погибли, защищая Родину от врагов, как герои.
Колхоз был разделен на 2 колхоза: «Красный клин» и «Путь Ильича». С момента организации колхоза сменилось 19 председателей.
Долгое время председателями колхоза работали: Скворцов П.И., Певцов Е.И., Камалетдинов С.С., Миннибаев А. Г., Хасанов Л.X., Каримов Г.Г., Файзрахманов Р. Л.

  

Село Урсала, святой ключ

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.)
Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская германия вероломно напали на Советский Союз. Эта весть пришла и в наше деревню.
С огромным патриотическим подъемом, с несокрушимой верой в победу над врагом поднялся советский народ на Великую Отечественную войну. Победа ковалась н фронте и в тылу.
Женщины днем и ночью работали на колхозном поле, мужчины ушли на фронт. Не всем было суждено вернуться с фронта, погибло за Родину из села 186 человек, из числа вернувшихся с фронта – 58 человек, награжденных орденами и медалями.
Среди награжденных орденами проживают и проживали в селе Урсала:

1. Горбунов Павел Николаевич — имеет 2 ордена Красной Звезды;
2. Рыжиков Игнатий Ефимович – орден Красной Звезды, и орден Отечественной войны;
3. Хохлов Петр Алексеевич – орден Красной Звезды;
4. Рыжиков Николай Сергеевич – орден Красной Звезды;
5. Леонтьев Дмитрий Абрамович – орден Красной Звезды;
6. Меньшиков Яков Липантьевич — орден Красной Звезды;
7. Фролов Павел Васильевич – орден Красной Звезды.
 

Историческая справка
1944-1945 г.г. в селе Урсала проживало 397 колхозников, 253 рабочих (на территории села находилась кооперативная организация «Труд»).
В 1970 г. проживало 833 колхозника, 1693 рабочих, всего население Урсалы составляло 2526 человек.

  
Стих про Урсалу
В тысячу раз деревня наша,
Лучше тысячи городов.
Даже нет в деревне ночи:
Ночь, как облачный денек.
Небу нет конца и края -
Дорогая бирюза.
А луна, луна какая! -
Разбегаются глаза.
Не луна, а прямо солнце
Озаряет небосвод:
А какой чудесный воздух!
А какой большой размах!
Бриллианты, а не звезды
Полыхают в небесах.
И в сиянии просторы
Ночью тихою горды:
Как серебряные, горы,
И озера, и сады.
Нет нигде красивей места,
Всех милей село мое!

 

Святой ключ села Урсала
История источника такова: во время полевых работ житель села Альметьево направился к близлежащему источнику за водой. Он был очень удивлен, когда увидел по середине небольшого водоема плавающую икону. Татарин побоялся взять икону и позвал урсалинского крестьянина по имени Степан, который рядом пахал землю. 

Село Урсала, святой ключ

- Слушай, Степан, там, в воде плавает ваш Бог, я боюсь взять, аллах накажет, а ты - русский, иди - возьми. 
Долго Степан старался взять икону, но она отплывала на другую сторону водоема. Степан решил сначала помолиться усердно Богу и только тогда, с большим усилием, взял ее в руки. Дома, как полагается, поставил святой лик в передний угол, но к большому удивлению, утром лик исчез. Степан был в растерянности, но все-таки поехал продолжать заканчивать работы на поле. Приехав на поле, увидел, что тот татарин несет ему икону со словами «Чего же ты Бога здесь оставил». Удивленный Степан не мог понять, кто мог унести икону к источнику. Он с большим усердием помолился пред иконой, после чего взял ее и увез домой. Но утром его снова постигла та же участь, только с наказанием. Икона снова пропала, да и к тому же Степан ослеп. Долго молился он Богу о прощении своих грехов, умолял Божию Матерь вернуться. Помолившись, Степан попросил детей отвести его пешком до святого места и омыть глаза святой водой. Прибыв к источнику, путники вновь обнаружили икону. Встав на колени Степан умылся святой водой, глаза открылись и икона сама подплыла к его рукам. С крестным знамением взял он лик и понес в храм Архистратига Михаила в селе Тихоновка. Это было 30 мая н.с., по ст. 17 мая 1840-50 гг. В начале XX века, по разрешению Самарского архиерея, икону увозили в Казань для написания с нее списка. Сейчас следы подлинной иконы затеряны. 
Часовню на роднике разрушили в 1937-1938 годах. В годы военного лихолетья можно было свободно ходить на ключ 30 мая и в другие праздники Божией Матери. А вот в хрущевские времена опять началось гонение на паломников к святому ключу. Местные власти залили его мазутом, затем на мазут было вывалено две машины камня, родник стал зарастать, а купальня заболотилось. 
Родник пробился чуть ниже завала, но уже не родником с водоемом, как было раньше, а ключами в виде креста. В настоящее время родник обустроен и является почитаемой святыней нашего региона.

 

_____________________________________________________________________________________________________

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://yrsala.ru
https://almetyevsk.tatar.ru/rus/info.php?id=137235
https://e-almet.ru
https://russian-church.ru/photo.php?id=11406

 

Комментарии

Село Урсала два года назад в

Село Урсала два года назад в состав города Альметьевск вошло. Сейчас это микрорайон Урсала.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.