Родники села Большие Ширданы

Первыми заселенцами села Большие Ширданы были марийцы.

На том месте, где они жили, остался родник названный в их память «Чирмеш».
В середине XV века сюда пришли татары.

В настоящее время на территории местного самоуправления проживают татары и русские.
 

 СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ РАЙОН РТ - ТУТ!

РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ ТАТАРСТАНА - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОГО РАЙОНА РТ - ТУТ!

ВОЛЖСКО-КАМСКИЙ ЗАПОВЕДНИК - ТУТ!

ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ РАЙОН РТ - ТУТ!

 

Территория Большеширданского сельского поселения граничит на севере с Нижне-Вязовским сельским поселением, на юге Большеходяшевским сельским поселением, на западе с Большеачасырским сельским поселением, на востоке с Мизиновским сельским поселением.
По деревне Большие Ширданы течет речка «Сэкел». Сохранились 3 родника с интересными названиями: «Чирмеш», «Чэй суы», «Таш инеш». На восточной стороне села находится карьер бутового камня.
 
  

Родники села Большие Ширданы

Родник «Чирмеш» село Большие Ширданы
Родник «Чирмеш» расположен в селе Большие Ширданы Зеленодольского района Республики Татарстан. 
В переводе с татарского Чирмеш – это черемуха (шомырт), вид черемухи, то есть в переводе – это Черемуховый родник.
По другой версии: Чирмеш – это черемисы, то есть марийцы, которые жили в этих краях до прихода сюда татар, это событие осталось в названии источника.
Источник обустроен, каптирован, вода чистая, прозрачная, дебет выше среднего.
Где находится, как добраться:
Республика Татарстан,  Зеленодольский район
Село Большие Ширданы.
Координаты: 55°45'32.4"N 48°26'31.0"E 
 

Родники села Большие Ширданы

Родник «Чэй суы» село Большие Ширданы                                                                           
Родник «Чәй суы» расположен в селе Большие Ширданы Зеленодольского района Республики Татарстан. 
В переводе с татарского Чэй суы – это Вишневая вода, родник под вишнями.
Источник обустроен, каптирован, вода чистая, прозрачная, дебет средний.
Координаты: 55°45'30.6"N 48°26'54.4"E
 
 


Родник «Таш инеш» село Большие Ширданы
Родник «Таш инеш» расположен в селе Большие Ширданы Зеленодольского района Республики Татарстан. 
Источник обустроен, каптирован, вода чистая, прозрачная, дебет средний.
В переводе с татарского Таш инеш – это каменный ручей, то есть Каменный источник.
Координаты: 55°45'36.5"N 48°26'49.1"E
   
 

Родники села Большие Ширданы

История села Большие Ширданы (Олы Шырдан)
Населённый пункт расположился на северном склоне холма (высота 147,4 м над уровнем моря), спускающемся к долине реки Секерки. 
Склоны речной долины овражистые, по дну наиболее крупных оврагов протекают периодически пересыхающие ручьи. Западнее села имеется овраг Тавоста, за ним — овраг Клятгат, ещё западнее у оврага помещается село Малые Ширданы. Южнее села Большие Ширданы, за холмом, опять же среди оврагов, образующих разветвлённую систему, находятся посёлок Малое Ходяшево и село Большое Ходяшево.
К востоку от села Большие Ширданы, в долине реки, есть деревня Селище Говядино. К северу от реки проходит линия железной дороги (Горьковская железная дорога), вдоль которой вытянулись населённые пункты — деревни Малые Юрты, Русские Ширданы, Старые Ширданы. 
В деревне Русские Ширданы имеется железнодорожная платформа 746 км, севернее села Малые Ширданы — платформа Ширданы. Северо-западнее села Большие Ширданы (к северу от платформы Ширданы и к западу от деревни Малые Юрты) начинается территория Чувашии.
Село в Зеленодольском районе, на р. Секерка, в 14 км к юго-западу от города Зеленодольск.
На 2000 г. - 164 жителя (татары).
Полеводство, молочное скотоводство.


Неполная средняя школа, дом культуры, библиотека. Мечеть.
Основано в период Казанского ханства. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. По сведениям 1859 г., в селе была мечеть. 
В начале 20 в. кроме неё здесь функционировали мектеб, 2 мельницы, 2 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 927 дес.
До 1920 г. село входило в Ширданскую волость Свияжского уезда Казанской губернии. с 1920 г. в составе Свияжского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Нурлатском, с 01.02.1963 г. в Зеленодольском районах.
Число жителей: в 1782 г. - 140 душ мужского пола, в 1859 г. - 866, в 1897 г. - 1312, в 1908 г. - 1447, в 1926 г. - 1666, в 1938 г. - 1438, в 1949 г. - 967, в 1958 г. - 908, в 1970 г. - 803, в 1979 г. - 730, в 1989 г. - 406 чел.
   


* * *
Деревня Малые Ширданы - родина великого татарского просветителя, ученого, педагога, писателя Каюма Насыйри. В настоящее время сохранился колодец К. Насыйри, который тщательно охраняется. В 1997 году был установлен бюст великому татарскому просветителю.
В 1917 году в селе Большие Ширданы образовался сельский Совет. Его председателем был Юсупов Сафиулла. 
В селе Большие Ширданы родилась и жила Садыкова З.С.- Герой Социалистического Труда. Она была награждена орденом «Ленина» и золотой медалью «Серп и молот», за доблестный труд в сельскохозяйстваенном производстве.
Село Большие Ширданы прославили своим трудом «Заслуженный механизатор РСФСР» - Бадрутдинов Н.Б., «Заслуженная учительница РСФСР» - Нигматуллина Д.Х.
Визитная карточка села Большие Ширданы - это национальный ширданский катык.
 
 
Ширданы. Открывая завесу веков
Каждый раз, приезжая в гости в родные края, я испытываю непреодолимое желание больше узнать об истории возникновения Больших Ширдан.
Выходцами из этого села были мои родители. Здесь на старом деревенском кладбище покоятся мои предки. Как же мне хочется открыть завесу истории и взглянуть через века в ту загадочную жизнь, которую они прожили, дойти до истоков, мысленно пережить эпоху, гражданами которой были и мои далекие предки. Село Большие Ширданы — одно из древнейших в нашем регионе поселений.
 
Первые поселенцы
Началом жизнедеятельности человека на территории села Большие Ширданы является пе¬риод неолит-бронза. Предмет этого периода, а именно кремниевое долото, и было найдено на территории села, об этом свидетельствует «Археологическая карта ТАССР, Поволжье» (Казань, 1985). Трудно сказать, сколько веков оставалась эта земля без рук человека, но известно, что ведущая роль к началу первого тысячелетия в регионе современного Татарстана принадлежит коренным жителям этих мест — финно-уграм, предкам современных марийцев, мордвы и удмуртов.
На рубеже XII и XIII веков людей, обитавших в дельте левого берега реки Свияги (Зея) и правобережной части реки Волги (Идел), было очень мало. В дремучих лесах редко можно было встретить небольшие, в три-четыре двора поселения горных марийцев и чуваш.
Жизненно важным для таких поселений являлись три составляющие: наличие воды, леса и свободной пахотной земли. Древесина необходима была не только для приготовления пищи, постройки жилища, но и для обогрева. Жизнь без родниковой воды трудно представить. В окружении густого леса изредка можно было найти светлую поляну с родником вблизи. Земли в левобережной части дельты реки Свияги были для Булгарского государства малообжитой окраиной.
Итак, на небольшой поляне у оврага, на юго-западном пригорке, примерно в километре к югу от речки Секерки (Сякел) у оврага и проживало марийское поселение в несколько землянок. Находилось это место у родника, который впоследствии и до наших дней дошел как марийский (черемисовый) родник, а вернее «Чирмеш инеше». В западной части деревушки были захоронения, которые впоследствии вошли в общее сельское мусульманское кладбище. Жители деревни занимались охотой, сбором ягод, рыболовством, скотоводством, а на небольших клочках земли, в низине у реки Секерки – крестьянским хозяйством. Предположительно сажали рожь, репу, свеклу.
В те далекие времена булгары, жившие на этой земле несколько веков бок о бок с черемисами и чувашами, имели дружеские отношения. Не исключалось и соседское проживание в поселениях. 
 


Удивительный родник
Первые поселенцы – булгары (предки современных татар) обосновались в этой деревне на краю марийского поселения, в восточной ее части, не позд¬нее начала XIII века. А с 1236 года поселение стало пополняться беженцами из Биляр и Булгар, и на то есть веские основания. Во-первых, поселение находилось в дремучем лесу, что сохраняло булгар от набегов татаро-монголов. Наличие родников и возможность укрыться от сильных ветров в глубине леса являлось существенным преимуществом в определении места переселения булгар. На местах, отвоеванных у леса, недалеко от нового родника они ставили землянки, небольшие дома. Родник был выкопан булгарами. Есть сведения, что изначально он назывался «Удивительным родником», вернее, по-булгарски, «Экэмэт инеш». Со временем название трансформировалось, и стало называться «Экими инеш», позднее «Экэмилэр инеше», «Тэми инеше» и, наконец «Кече инеш». Вот с этого-то родника и начинается булгарская история деревни. Расположено данное место в юго-западной части современного села.
     
 
Большие Ширданы  
Об этой деревне кое-что уже было сказано. До нее на этом месте стояла мусульманская деревня Бишбатман. В давние времена из Булгар .частенько приходили сюда на лето пасти скот. К началу лета пять-шесть человек выходили к озеру Ширдан, что находится у Свияги, а к зиме возвращались обратно в Булгары. После распада Булгарского государства эти люди окончательно поселились в привычном для яж месте. Но строить дома на берегу озера не решились, опасаясь наводнений, и пошли за советом в Бишбатманы к сородичам. 
В те времена в Бишбатман ах жил человек по имени Бикташ, вместе с ним и отправились переселенцы на поиски подходящего места. Для начала решили остановиться и заночевать там, где сейчас находится Бурабия, но во сне послышались им звуки церковных колоколов. Знак этот мусульмане сочли недобрым и пошли дальше. Бурабии тогда еще не было. Это русское село появилось недавно. Раньше ширдакские поля соединялись, говорят, с полями Белаволги и образовывали низину, где сейчас находится Иски Юрт. В полях Верх-него или Большого Ширдана есть низина. 

Решили путники остановиться и заночевать в ней. Все шесть человек нашли это место подходящим и поселились здесь. Один из шестерых пришел сюда с двумя сыновьями. Имя этого человека нам неизвестно. Одного из его сыновей звали Бираш (Байраш), второго — Атна-ходжа. До сих пор в деревне Ирки Юрт бьет родйичок, вырытый Атна- ходжой и названный его именем. Их отец прожил недолго. Сразу после переселения он предпринял паломничество в Мекку и где-то в дороге погиб. Очень богато жили люди на новом месте, имели. по нескольку тысяч лошадей и коров. Сейчас в поле Ачасыра есть родничок, называемый ключом Бираша. 
Считается, что его открыл Бираш. У отца Атна-ходжи и Бираша был родной брат по имени Асхади. Его-то мы и считаем своим предком, хотя им фактически является Бираш. И все же мы предпочитаем Абдуразяка. Нам нравятся его ум и слава, его образованность. Недолго оставались первые поселен¬цы в Иски Юрте, вскоре они переселились на место теперешнего Ширдана. Раскорчевав лес, они устроили себе здесь жилье. Кустарник, растущий в начале дерев* ни, до сих пор называют «Алан бацщ» — начало поляны. Это старое название. 
А на месте Иски Юрт до сих пар находят вещи бытового обихода: топоры, ножи и тому подобное. Во времена наших предков Бишбатманы и Ширдан разделял густой дремучий лес. Человек по имени Бикташ первым проложил сквозь него дорогу. Она и сейчас называется «дорогой Бикташа». Ширданский мулла, покойный Габденнасыр, рассказывал слышанное от Урси бабая (а тот, в свою очередь, говорил со слов своего деда), что Абдуразяк мулла имел четверых сыно¬вей. Одного из них звали Юсуфом, а имена остальных неизвестны. (Об этом речь пойдет ниже.) Абдуразяк бабай был одно время очень богатым человеком и жил в те времена, когда Чар-Иван брал Казань. (Это сочетание— «Чар-Иван» — прочно закрепилось в языке татарского народа и, по всей видимости, относится к царю Ивану Васильевичу Грозному. 
И сейчас, желая сказать о чем-то очень древнем, говорят: «Это повелось со времен Чар-Ивана», или же «Эта вещь осталась со времен Чар-Ивана». Употребляется это выражение даже женщинами, хотя, как известно, они не очень-то разбираются в истории.) Еще сказывает дед Фатхулла, будто дошло до него от дедов Урси и Раки, от деда Мамеда, что Абдуразяк мулла пользовался большой властью среди окрестного населения и слыл человеком мудрым и рассудительным. Случалась ли ссора или возникал какой- нибудь спор — все шли к мулле Абдуразяку за судом. Абдуразяк судил их и мирил, и каждый доволен был его решением. Двор у него со всеми постройками и садами был огромным, говорят, что одних ворот было двадцать. Сам Абдуразяк мулла слыл человеком строгой религиозной морали и был очень набожным. Умер, достигнув крайне преклонного возраста.
 
 Сын Джамиля Сабид передавал услышанное от Мухаммедьяра, а тот — со слов отца, что Абдуразяк мулла водил дружбу с царями. Во времена Федора Ивановича, сына Ивана Грозного, он был назначен главою над всеми, кто жил в этой го¬ристой местности, собирал налоги и ясак деньгами, зерном, хлебом и отправлял его Федору Ивановичу. Все подати в казну шли от Абдуразяка, он же собирал пожертвования по вере и все прочие ответственные дела поручались ему. Со всех концов, сказывают, прокладывали к дому деда Абдуразяка дороги и мосты, по которым стекались подати для царя. 
Длинными очередями выстраивались подводы с хлебом и здесь же, в поле, становились на ночь. Устанавливая очередь, Абдуразяк баба ставил при въезде в деревню человека с номерными палочками, который раздавал их всем прибывшим. На месте выгрузки подношений палочки выбрасывали, и они долго еще лежали там огромными кучами. Отсюда в народе пошло выражение: «дорога, где выброшены палки». Сыновья Абдуразяка славились своей доблестью и мужеством. Когда пришла пора, он справил им военную одежду, посадил на коней и отправил служить только что воссевшему на престол русскому царю. Иначе говоря, снарядил и вооружил их с ног до головы, пополнил ими царское войско. Когда в Казань должен был приехать некий генерал Богдан, Абдуразяку было приказано проложить в лесу дорогу. 
Сейчас она так и называется «дорогой Богдана». Что касается сыновей Абдуразяка, то они не вернулись, погибли на войне «Митри» (с Лжедмитрием). Со слов деда Урси передают, что во время своих бесед с царем о вере Абдуразяк мулла открыто высказывал Федору Ивановичу свое мнение. Он говорил: «Если сумеешь все деревья в лесу сделать одной породы, тогда сделаешь и дом русский одной веры». Гора, что напротив, вся была заполнена строениями Абдуразяка, в которых он хранил хлеба, идущие в казну. Для охраны их русским царем специально были выделены казаки. Ближайшие потомки этих караульных казаков умерли совсем недавно и хорошо знали родословную. Одним из них был Чапи казак, который с гордостью заявлял, что «мы, де, произошли от служивых людей, данных мулле Абдуразяку царем». 
Есть еще воспоминания деда Фатхуллы, в которых он передает слышанное от своего деда Урси бабая. Собрались однажды в доме у Абдуразяка люди и завязался меж ними такой разговор: «Во всей округе нет человека^ богаче .нашего муллы Абдуразяка»,— сказал один., Но другой возразил: «Думаю, что Ишмурза все-таки богаче». Услышав это, хозяин дома приказал своим людям: «Передайте всем джигитам и слугам — пусть садятся на коней, надевают доспехи и собираются в моем дворе!» 
Прошло совсем немного времени—все собрались. Весь огромный двор наполнился топотом копыт, серебряным блеском подков, и стремян. Сколько доблестных холопов было у Абдуразяка! В те времена их называли «чура кол». 

На краю деревни, там, где начинаются ширданские поля, мулла Абдуразяк построил для них отдельные дома- Это место и сейчас называется Шура-гол. Во дворе у деда Абдуразяка был огромный колодец, место которого указывают и поныне. В то время, по-видимому, сильны бьщи вражда и распри между русскими князьями, в результате которых и у Абдуразяка накопилось много завистников и врагов: под, конец жизни он потерял богатство и умер в крайней нищете. Поэтому памятников о нем не сохранилось. После него остался сын Юсуф. У Юсуфа был сын Галкэй, у Галкэя сын по имени Абдельазиз или, как его еще звали, Аблази. 
Сын этого А6дельази Альмухаммед был известен в народе как Муки — слыл человеком энергичным, деловым и сметливым, был остер на язык и пользовался признанием у русского населения. Случись где-нибудь пропажа или воровство ~ до всего дойдет своим чутьем. Пропадет у кого-нибудь лошадь или еще что-нибудь — он укажет, кто украл, и поможет отыскать пропажу. «Как бы дед Муки не про-нюхали—жили с постоянной оглядкой все окрестные воры. Короче, был он чем-то наподобие нынешнего Маджара Фаз л и, Некоторые, сбитые с толку его необыкновенным чутьем, поговаривали, уж не вор ли сам дед Муки? Медресе Муки не кончал, но обладал обширными знаниями и потому дал сыну хорошее образование. Сын его стал муллой, очень грамотным и начитанным человеком. Наш дед Хусейн и есть сын того прославленного Муки или Альмухаммеда. Прошил дед Хусейн недолгую жизнь, но, занимаясь исследованиями в области синтаксиса и грамматики, оставил ряд научных трудов, такие как «Шархе мелла», «Мисбах», «Сарыф хаван», «Гавамил». 
Эти книги можно встретить в употреблении и сейчас. Живя в Берези, дед Хусейн брал урши у Сагит хазрета, который в 1190 (по-нашему в 1773-х) годах написал книгу «Кашфеласрар». В те времена не было книгопечатания. Коран и другие книги распространялись в виде рукописей. Хусейн баба был мастером каляма К Говорят, что за свою жизнь он около ста раз переписал Коран. Некоторые из этих книг и сейчас можно встретить на руках у людей. Долгое время мулла Хусейн был имамом в Ширданах. Умер он в 1805 году, и надо заметить; ' что отблески его ума и сейчас то й дело вспыхивают в детях его детей. 
Сын деда Хусейна — отец наш мулла Габденнасыр. Он был отцом для многих, ибо к нему, как к родителю, обращался всякий попавший в несчастье человек и всегда находил поддержку и участие. Сострадание к чужой беде, отзывчивость к людям и множество добрых деятелей, свершенных муллой Габденнасыром, снискали ему уважение и признательность народа, прозвавшего его «милосердным». Мулла Габденнасыр был широкообразованным человеком, одаренным, деятельным, обладал тонким и глубоким умом, хорошо знал русский язык. Не будет преувеличением сказать, что он был одним из самых просвещенных людей своего времени. В 1812 году, после женитьбы на дочери Сэлима бабая, Габденнасыр готовился стать имамом в Ширданах, но вскоре мирские общественные дела отвлекли его, и он отказался от духовной карьеры. Указ о его назначении так и остался лежать в канцелярии муфтия. Но не¬смотря на это, Габденнасыр был известен как Насыр мулла. 
Образование его было очень разносторонним. Вначале он брал уроки в Маскаре, затем учился у Сагит хазрета в Берези. А когда учитель его переехал в Казань, отправился вместе с ним. Габденнасыр мулла мастерски владел искусством каллиграфии. В настоящее время имеется около двадцати пяти книг, переписанных его рукой. Особенно плодотворной была его деятельность в сфере арабо-персидского письма и достигла наибольшего расцвета в последние годы жизни. К этому периоду относятся несколько его собственных трактатов на арабском языке. В одном из них он .опровергает распространенное тогда мнение о том, что исчерпала себя эпоха познавательной деятельности человека. Очень не любил мулла Габденнасыр людей, которые отвергали всякое стремление к новому. Постоянно прививал он своим детям навыки пытливого, творческого труда. (Заметим, что дети и сейчас верны заветам отца.) 
Есть еще один трактат, где он выступает против необоснованного отказа в наших краях от намаза «ясту» (пятой молитвы после захода солнца) в летнее время и доказывает его необходимость в связи с долгими, закатами солнца, предшествующими полному наступлению темноты. В области мусульманской морали и веры Насыр мулла был исключительно праведным человеком. 
Как выясняется из его воспоминаний, за последние двадцать пять лет жизни он тысячу триста раз прочитал Коран от начала до конца, ни единым поступком не затенил кристальной чистоты своей души, веровал глубоко и самозабвенно, имел к тому же многие другие достоинства, все перечислить здесь невозможно, 18 марта 1872 года сбылось его предсказание: на семьдесят пятом году жизни светлый дух его покинул бренное тело. Сейчас в Ширданах, кроме булгарского, есть еще два рода, ведущие свое начало от чувашей и марийцев. Говорят, что мать человека по имени Байри, пришедшая из Тарлемаса,— чувашка, а дети Ишема — черемисы. Сагит хазрет предсказывал, говорит Раки бабай, что в Ширданах никогда не бывать высоким хлебам и травам. Действительно, никто не помнит случая, чтобы трава поднялась высоко или хорошо уродились хлеба...
 

___________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Фото группы ВКонтакте Большие Ширданы
https://www.zelenodolsk.ru/article/3253
Казанбаш. Институт татарской энциклопедии АН РТ.
Журнал «Реальное время»
Журнал «БИЗНЕС Online»

 

ВложениеРазмер
Родники села Большие Ширданы95.27 КБ
Родники села Большие Ширданы232.97 КБ
Родники села Большие Ширданы269.97 КБ
Большие Ширданы201.34 КБ
selo-bolshie-shirdany1 (3).jpg313.31 КБ
selo-bolshie-shirdany1 (4).jpg196.93 КБ
selo-bolshie-shirdany1 (5).jpg271.84 КБ

Комментарии

Ширданские источники

Количество родников у деревни Ширдан не ограничивается тремя, в селе есть маленький безымянный родник, а за старым карьером еще есть источник. Эти места изобилуют холмами с глиной и водоносными пластами, поэтому родников в этих краях изобилие. Раньше было еще больше, и все местные жители хранят эту воду, чистят источники, благоустраивают, везде есть навесы и скамейки.
Чермеш - это конечно марийское название, ибо с татарского черемуха - шомырт - от глагола шома - вяжет, черемуховая ягода вяжет во рту - от этого её название.
А марийское население в древние времена тут жило, так как вокруг стоял дремучий лес, а как пришли татары - все вырубили и марийцы ушли дальше на север, так как могли жить и охотится только в лесах, татары же жили земледелием и скотоводством.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.