Памятники культуры Высокогорского района

Высокогорский муниципальный район, как и весь Заказанский край, известен как один из старейших исторических, культурных и духовных центров Среднего Поволжья.

На этой территории с древнейших времен активно контактировали и взаимодействовали разные государственные образования, племена и народы, самые разнообразные культуры и религии. Поэтому здесь сохранилось немало уникальных памятников археологии, истории и культуры народов, проживавших на этой территории. В Высокогорском муниципальном районе расположено известное во всем Заказанье место – остатки былого средневекового экономического и культурного центра Иске-Казан. 

 

СТАТЬИ ПРО ВЫСОКОГОРСКИЙ РАЙОН - ТУТ! 

РОДНИКИ ВЫСОКОГОРСКОГО РАЙОНА - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ТАТАРСТАНА - ТУТ!

ВЫСОКОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ ВЫСОКОГОРСКОГО РАЙОНА - ТУТ!

   

Высокая гора
 

События, произошедшие в истории России, так или иначе, затрагивают и этот край. Высокогорская земля помнит события, связанные с падением Казанского ханства, крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачёва, гражданскую войну 20-х годов 20-го столетия. Район на две части рассекает знаменитый Сибирский тракт, по которому гнали в Сибирь ссыльных. 
Во времена Казанского ханства село Высокая Гора носило название Байгыш, позднее, приблизительно в 16 веке, село получило название Рождественское. А со второй половины 17 века начало именоваться Высокой Горой. Когда подъезжаешь к селу со стороны Казани, взгляд невольно останавливается на высоком холме, который в просторечии именовался Высокой Горой. Отсюда и пошло название села.
 

В 1722 году Петр I посетил церковь села Каймары, заложенную в честь его 50-летия. В 1767 году это село посетила императрица Екатерина II, а в 1831 году в это же село приехал и недолго жил выдающийся поэт XIX века, современник и друг А.С.Пушкина Е.А.Баратынский.
 
В районе дважды побывал «Всесоюзный староста» М.И.Калинин. В 1918 году проездом и в 1933 году он посетил село Собакино, которое впоследствии переименовано в его честь - село Калинино. В школе деревни Пановка побывала Н. К. Крупская. В августе 1918 года группа войск, которой командовал красный командир, легендарный герой гражданской войны, начдив 28-ой Железной стрелковой дивизии В.М.Азин, освободила Высокую Гору от белогвардейцев и белочехов.
 
Много славных сыновей и дочерей татарского народа родились и выросли на благодатной высокогорской земле, стали видными деятелями науки, культуры, отраслей народного хозяйства. Среди них братья Ахмедхади и Садри Максуди, Галимзян Баруди, Салих Сайдашев, Султан Габяши и Хасангата Габяши, Анвар Бакиров, Хай Вахит, Азат Аббасов, Асия Харисова, Клара Хайрутдинова, Рафис Курбанов, Зиннур Хуснияр, Султан Шамси и многие-многие другие.

   

Музей Иске-Казан

В 45 км к северо-востоку от современной Казани, у деревень Татарская Айша, Камаево, Русский Урмат Высокогорского района Республики Татарстан, на священном во всем Заказанье месте, располагается целый комплекс уникальных историко-культурных, археологических и природных объектов, ныне входящих в охранную зону Иске-Казанского государственного музея - заповедника (ИКГМЗ). "Иске Казан" в переводе на русский язык означает "Старая Казань" (пойма реки Казанка).

    Иске-Казан является крупным и ярким связующим звеном булгарской и казанско-татарской материальной культуры. К особо ценным находкам, находящимся в музее, следует отнести Джучидские монеты XIV - XV вв., уникальными экспонатами являются 2 бронзовых зеркала VI века до н.э., найденных неподалеку от Камаевского городища, гуннский котел V в. н.э., 2 надгробные плиты: 1281/1282 гг. и 1494 года. К этой категории относятся также железные шарики-ядра и глиняный полый шарик XIII-XV вв.

                                                             Музей Иске-Казан                                

 

 Богата и этнографическая коллекция музея, относящаяся к концу XIX - началу ХХ вв. Она представляет основные формы занятий казанских татар, земледелие и животноводство, промысла и ремесла, а также их одежду и украшения, интересные комплексы различных социальных слоев сельского населения. Посетители могут познакомиться с коллекцией декоративных тканых полотенец, салфеток, нарукавников, выполненных в рамках орнаментальных и технологических традиций, образцами татарских самотканых дорожек и орудием их изготовления - ткацким станком. Богата коллекция ювелирных женских украшений: чулпы, браслеты, перстни, брошки. В районах Заказанья издавна жили не менее искусные мастера по изготовлению кожаной узорной обуви. Кожаные ичиги удивят посетителей сочностью цветов, тщательностью вышивки соединительных швов. Пройдясь по экспозиционно-этнографическому залу, можно познакомиться с интерьером крестьянской татарской избы, бытом зажиточной татарской семьи, уголком медресе (сельской школы), уголком ремесленника и пр.

                                                                               Музей Иске-Казан

      

Музей Салиха Сайдашева - деревня Ибря

Музей С. Сайдашева в д. Ибря  был построен на месте дома Бикмухамета Сайдашева. А на месте дома Габидуллы в 1999 году поднялась мечеть.  В музее три зала. В первом рассказывается об истории деревни Ибря, о народных истоках, питавших творчество композитора.

Деревня Ибря, композитор Салих Сайдашев

Второй зал воссоздаёт интерьер татарской избы с орудиями крестьянского труда, предметами домашнего обихода, одеждой.

Третий, самый большой зал даёт представление о жизни и творчестве композитора. Авторы экспозиции Л. Г. Валеева, Л. Б. Муллина и Р. А. Гасимова использовали при её создании историко-хронологический принцип.

Наиболее интересны подлинные вещи, прямо или косвенно связанные с Салихом Сайдашевым. Это, например, колокольчик с дуги лошади местного кучера и его кисет. Сабирзян Ганиев привозил композитора на сабантуй и угощал его табачком в дороге.

Центральный экспонат - пианино с нотными листами. Это подлинный инструмент, стоявший в комнате Сайдашева в годы его работы в театре. Тут же его дирижёрская палочка.  Музей Салиха Сайдашева в деревне Ибря мало кому известен.

В Ибрю приезжают поклониться памяти композитора, прикоснуться к истокам его творчества, попытаться глубже понять тайну волшебной жизнеутверждающей сайдашевской музыки.

 

В Ибре жил и трудился дед Бикчентай, родился отец будущего композитора. Здесь набирался впечатлений и жизненных сил сам Салих Сайдашев. Бикчентай считался в Ибре зажиточным крестьянином, имел справное хозяйство. Сыновей он поочерёдно отправил в Казань, очевидно, считая, что на имевшихся небольших земельных наделах развернуть большое хозяйство невозможно, а в деревне оставил лишь Габидуллу и Бикмухамета. Хозяйство Бикчентай разделил надвое, а сам жил у Бикмухамета.

Приезжая в Ибрю, Салих Сайдашев любил слушать шум ветра, перестук капель дождя, треск костра. Вода ключа в саду вырывалась из земли с такой силой, что поднималась фонтанчиком со своеобразным звуком, который очень привлекал его.  Дом, в котором жила сноха Салиха Сайдашева Хуснижиган Фатыхова-Сайдашева, вместе с хозяйством семьи находился по соседству с хозяйством Бикмухамета Сайдашева, и она не раз встречалась со своим тогда ещё не таким знаменитым родственником.

  

памятник архитектуры 
Мечеть  

Адрес: Айбаш  
Номер объекта: 1630558000  /  161710845490005     
Описание: нач. XX в. Памятник архитектуры регионального значения.

 
памятник архитектуры Церковь Успенская   
Адрес: Алат  

Номер объекта: 1630559000     
Описание: 1712 г., 1897-1898 гг. Памятник архитектуры, выявленный.

    Двухпрестольный храм построен в 1712 году на средства известного казанского купца, строителя Петропавловского собора И.А. Михляева и перестроен в 1896-1898 годы на деньги казанского купца, выходца из крестьян села Алат Зиновия Иосифовича Баженова - его отец был старостой церкви. Храм расположен на склоне холма с перепадом высот более 4 метров. Уникальный памятник архитектуры в стиле барокко начала XVIII века и псевдорусского направления стилизаторства конца XIX в., отличается живописностью и монументальностью форм. Один из удачных примеров стилизаторства в древнерусских формах, не вступающих в противоречие с первоначальной постройкой начала XVIII в.

Церковь представляет собой разновременный комплекс построек асимметричной композиции. К первоначальному объему храма (восьмерик на четверике, под восьмигранным полукуполом и маковкой на глухом барабане, с прямоугольной трапезной под вальмовой кровлей), выстроенному в стиле барокко, в конце XIX века пристраивается новое здание с полукруглой апсидой по всей ширине, с двухярусной колокольней под высокой шатровой крышей с закомарами, увенчанной главкой. Комплекс по западной и южной стороне окружен гульбищем на опорах с полукруглыми нишами. К этому же времени относится двухэтажная прямоугольная постройка под четырехскатной крышей в юго-западной части комплекса. Во внешнем оформлении построек использованы: лопатки, пилястры, аркатурные пояски, плоские прямоугольные и полукруглые ниши, ступенчатые карнизы, поребрик.

Тимофеев. В 1834 году отлил колокол для Успенского храма в селе Алаты Казанского уезда в 45 пудов 5 ф.(722 кг.), «приобретен тщанием священника К.И. Флоринского с прихожанами».

Алаты Священник Петров Константин Наумович, род. 1894 г., из гор.уч., свящ. с 1924 г., наперсный крест с 1934 г.

  
Церковь Рождественско-Богородицкая
Адрес: Высокая Гора  

Номер объекта: 1630560000     
Описание: 1881-1886 гг. Памятник архитектуры, выявленный.

 
 
памятник архитектуры Церковь Кирилло-Белозерская  
Адрес: Каймары  
Номер объекта: 1630561000    
Описание: 1723 г. Памятник архитектуры, выявленный.

 Каймары, село в Высокогорском районе, в 9 км. к Северо - Западу от железнодорожной станции Высокая Гора. в 1989 году население составляло 60 человек, все русские. На 1997 год 35 человек.  

 []

      В 1722 году село посетил Петр I.       Кирилло-Белозерская церковь была выстроена на средства сына Кудрявцева Мефодия уже на следующий год после пребывания ПетраI.  

  КОЛОКОЛЬНЯ -                                                                                                               

 []

  "Государь осмотрел не только весь город (г. Казань), но и места загородные, заехав в недавно заведенное им адмиралтейство.Кудрявцева назначил главным над ним смотрителем".

   НАДГРОБНЫЙ КАМЕНЬ -                                                                                                      

 []

    Семейное предание говорит, что старинный крест, находящийся в каймарской церкви, был пожертвован ПетромI.

  Трехпрестольный каменный храм построен в 1723 году. Главный престол освящен во имя Святого Благоверного князя Александра Невского и во имя Священномученика Мефодия Патарского.             

(АЛТАРЬ ХРАМА И ОСТАТКИ ИКОНОСТАСА)                                                                                

 []

  В храме находилась очень почитаемая местными жителями икона Краковской Божьей Матери, найденная в лесу около 1830 года.  Еще Кудрявцев устроил под колокольней храма небольшую богадельню, где жили, в основном престарелые дворяне. Все его наследники, в том числе и купцы Ивановы и Емельяновы, продолжали ее содержать.

В дальнейшем село стало поместьем русского поэта Евгения Абрамовича Баратынского.

    Между прочим, его внуков и правнуков видел последний батюшка Кирилло-Белозерской церкви Константин Фавстрицкий, у которого они молились.

    РАЗВАЛИНЫ БАРСКОЙ УСАДЬБЫ                                                                                                    

 []

   
 
памятник архитектуры Постоялый двор Н.М. Журавлева  
Адрес: Калинино  
Номер объекта: 1630562000     
Описание: кон. XIX в. Памятник архитектуры, выявленный.
 
Здание земской школы
Адрес: Киндери  
Номер объекта: 1630563000     
Описание: 1912-1913 гг. Памятник архитектуры, выявленный.
 
памятник архитектуры Церковь Вознесенская   
Адрес: Мамонино  
Номер объекта: 1630564000     
Описание: 1784 г. Памятник архитектуры, выявленный.
 
памятник архитектуры Церковь Никольская   
Адрес: Пановка  
Номер объекта: 1630565000     
Описание: 1824 г. Памятник архитектуры, выявленный.

храм
 
 
памятник архитектуры Церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи 
Адрес: Потаниха  
Номер объекта: 1630566000     
Описание: 1766 г. Памятник архитектуры, выявленный.
 
памятник архитектуры Здание земской школы  
Адрес: Пановка  
Номер объекта: 1630567000     
Описание: 1912-1913 гг. Памятник архитектуры, выявленный.
  

Седмиозерская пустынь
памятник архитектуры главный элемент комплекса Седмиозерская пустынь 

Адрес: Семиозерка  
Номер объекта: 1630568000     
Описание: XVII-XIX вв. Памятник архитектуры, выявленный.                                                                  
 

Семиозерная пустынь - главный храм монастыря

  
памятник архитектуры Церковь во имя преподобного Евфимия Великого и святого Тихона Задонского  
Адрес: Семиозерка  

Номер объекта: 1630568001     
Описание: 1898-1899 гг. Памятник архитектуры, выявленный.
 
Настоятельский корпус
Адрес: Семиозерка  

Номер объекта: 1630568002     
Описание: 1736 г. Памятник архитектуры, выявленный.
 

 
Корпус трапезной
Адрес: Семиозерка 
 
Номер объекта: 1630568003     
Описание: 1893 г. Памятник архитектуры, выявленный.
 
 

памятник архитектуры Флигель  
Адрес: Семиозерка  
Номер объекта: 1630568004     
Описание: кон. 1840-х - нач. 1850-х гг. Памятник архитектуры, выявленный.
 
Ограда монастыря
Адрес: Семиозерка  
Номер объекта: 1630568005     
Описание: 1669 г. Памятник архитектуры, выявленный.
 
памятник архитектуры Церковь Смоленско-Богородицкая  
Адрес: Соловцово  
Номер объекта: 1630569000     
Описание: 1735 г. Памятник архитектуры, выявленный.
 
памятник истории Могила Н.Г. Юзеева - литературоведа, литературного критика, 1931-1996 гг.  
Адрес: Сосмаги  
Номер объекта: 1630570000     
Описание: Памятник истории, выявленный.
 
Церковь Троицкая
Адрес: Усады  
Номер объекта: 1630571000     
Описание: 1789-1793 гг. Памятник архитектуры, выявленный.
 
памятник архитектуры главный элемент комплекса Комплекс спиртзавода Журавлева  
Адрес: Усады  
Номер объекта: 1630572000     
Описание: Памятник архитектуры, выявленный.
 
 
Здание спиртового завода
памятник архитектуры Здание спиртового завода  
Адрес: Усады  
Номер объекта: 1630572001     
Описание: 1847 г. Памятник архитектуры, выявленный.
 
памятник архитектуры Здание бродильного цеха завода 
Адрес: Усады  
Номер объекта: 1630572003     
Описание: 1847 г. Памятник архитектуры, выявленный.
 
памятник архитектуры Здание водонапорной колонки  
Адрес: Усады  
Номер объекта: 1630572004     
Описание: кон. 1870-х гг. Памятник архитектуры, выявленный.
 
Водонапорная башня
памятник архитектуры Водонапорная башня   
Адрес: Усады  
Номер объекта: 1630572005     
Описание: кон. 1870-х гг. Памятник архитектуры, выявленный.
 
памятник архитектуры главный элемент комплекса Усадьба Журавлева  
Адрес: Усады  
Номер объекта: 1630573000     
Описание: Памятник архитектуры, выявленный.
 
 
Жилой дом помещика Журавлева (двухэтажный)
памятник архитектуры Жилой дом помещика Журавлева (двухэтажный) Редактировать 
Адрес: Усады  
Номер объекта: 1630573001     
Описание: кон. 1870-х гг. Памятник архитектуры, выявленный.
 
памятник архитектуры Жилой дом управляющего поместьем Журавлева  
Адрес: Усады  
Номер объекта: 1630573002     
Описание: кон. 1870-х гг. Памятник архитектуры, выявленный.
 
Здание конторы
Адрес: Усады  
Номер объекта: 1630573003     
Описание: кон. 1870-х гг. Памятник архитектуры, выявленный.
 
памятник архитектуры Дом писаря  
Адрес: Усады  
Номер объекта: 1630573004     
Описание: кон. 1870-х гг. Памятник архитектуры, выявленный.
 
Хозяйственные постройки
Адрес: Усады  
Номер объекта: 1630573005     
Описание: кон. 1870-х гг. Памятник архитектуры, выявленный.
 
памятник архитектуры Комплекс зданий мельницы Н.М. Журавлева  
Адрес: Усады  
Номер объекта: 1630574000     
Описание: 1847 г. Памятник архитектуры, выявленный.
 
памятник архитектуры Церковь Введенская   
Адрес: Хохлово  
Номер объекта: 1630575000     
Описание: кон. XVIII в. Памятник архитектуры, выявленный.
 
памятник истории Братская могила летчиков Д.Я. Лобинцева, И.К. Лопатина, А Я. Пашкова, погибших 11.02.1944 г. при перегоне военных самолетов на фронт Редактировать 
Адрес: Чепчуги, территория кладбища
Номер объекта: 1630576000     
Описание: Памятник истории, выявленный.
 
памятник архитектуры Церковь Казанской Божьей Матери  
Адрес: Шапши  
Номер объекта: 1630577000  /  161710864950005     
Описание: 1809 г. Памятник архитектуры регионального значения.
 
памятник истории Памятник Н.Д. Липатову - Герою Советского Союза Редактировать 
Адрес: Шапши  
Номер объекта: 1630578000     
Описание: Памятник истории, выявленный.
   

 

Святые источники Иске-Казани

Иске-Казанский музей-заповедник – это точка отсчета истории современного Татарстана, это священные места поклонения мусульман, это холмы, не одно столетие манящие к себе археологов, это земли, хранящие в себе ответы на многие вопросы, это камни, умеющие говорить. И задача человечества расслышать их шепот, раскрыть загадку, скрытую в земле, поросшую травой…
Все в мире имеет свое начало, и Казань, город с тысячелетним прошлым, когда-то была небольшим населенным пунктом. До сих пор существуют белые пятна в ее истории. В частности, по-прежнему спорным остается вопрос о связи «Старой» (Иске) и «Новой» Казани. 

В селе Камаево Высокогорского района республики Татарстан есть несколько достопримечательностей особенного интереса заслуживают - территория музея-заповедника - луга, старое русло реки Казанка, русло реки Урматка, река Казанка, место где было городище Иске-Казан, его кладбище и почитаемые родники.

Особенно привлекают паломников находящиеся здесь источники. 

В советские времена во время богоборчества- поклонения аллаху, богу, безбожники старались уничтожить все святые места, кладбище уничтожали бульдозером а все три источника залили бетоном, но ключи пробились вновь.

У мусульман источник «Изге Мулла-Хаджи чишмэсе» («Родник Муллы-Хаджи») считается святым.

Святые источники Иске-Казани

Родники, ключи, святые источники Иске-Казани
Координаты:
N 56° 2' 35.49"
E 49° 38' 51.38"

                                                             источник Самовар                                                                            

Родники Высокогорского района

Родник Самовар расположен ниже по склону горы «Родника святого Муллы-Хаджи».

К нему можно спуститься по лестнице. Выход воды из красивого импровизированного самовара. 

Родники, ключи, святые источники Иске-Казани

Координаты:
N 56° 2' 32.23"
49° 38' 49.47"

 

На территории городища построена беседка для отдыха около «Ханского родника».    

Святые источники Иске-Казани

Источник «Хан чишмэсе» («Ханский родник») также почитается как святой и его воды также считаются целебными. 
Родники, ключи, святые источники Иске-Казани

Координаты:
N 56° 2' 32.45" 
E 49° 37' 45.55"

Телефон музея +7 (843) 657-02-78
Как добраться: общественным транспортом - электропоездом Казань-Арск до остановки "Камаево". 
Личным транспортом по трассе Р-242 - 45 км от Казани.

                                                    Ханский источник                                       

Святые источники Иске-Казани

           
 
Основные археологические памятники Высокогорского района
 
На территории Высокогорского района зафиксированы 68 различных археологических объектов. Это, прежде всего, поселения (стоянки, селища и городища) и могильники и кладбища (чаще с надгробными сооружениями), а также отдельные находки и местонахождения. Почти по каждой эпохе, за исключением периода раннего железа, имеются отдельные памятники или комплекс памятников. Треть памятников района относится к эпохам камня и раннего металла (22 объекта). Значительная часть памятников относится к эпохе средневековья – периодам Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Большинство из них относится  к золотоордынскому времени и, особенно, периоду существования Казанского ханства. Наличие на территории района 22 остатков поселений и кладбищ с надгробьями XV – XVI вв. подтверждает факт широкого заселения рассматриваемой территории именно  в этот период. И это естественно, так как Заказанье являлось основной частью Казанского ханства и центром формирования этноса казанских татар.


 
1. Памятники эпохи камня и раннего металла. 
Близость к Волге и наличие на территории Высокогорского района и Заказанья в целом многих водных источников и богатых природных условий обусловили появление здесь человека еще в эпоху каменного века. Наиболее древними археологическими памятниками на рассматриваемой территории  следует считать орудия и предметы, относящиеся к неолитической культуре: миниатюрный наконечник стрелы на ножевидной пластине и кремневые отщепы. Также найдены вещи более широкого временного диапазона – эпохи неолита-бронзы. Среди находок выделяются наконечники стрел из кремня, костяной гарпун, ножевидные пластины, тесла и др.  
На рубеже III-II  тысячелетия до н.э. в Заказанье наступает эпоха раннего металла, что связано с возникновением в хозяйстве производящих отраслей – земледелия и скотоводства и началом употребления для изготовления орудий труда качественно нового материала – цветных металлов: меди и ее сплавов. 

В первой половине эпохи раннего металла (первая половина II тысячелетия до н.э.) в прибрежных районах  Заказанья расселяются племена так называемой волосовской культуры. Памятники этой культуры чаще встречаются на левом берегу Волги. Определяющим для этих памятников является своеобразная керамика с примесью толченых раковин, органических остатков и огрубленным орнаментом. 

На территории Заказанья имеется ряд местонахождений каменных сверленных и полированных топоров. Они найдены в районе деревень Большие Дербышки, Теплый Ключ, Семиозерка, Русский Урмат. Большинство из них имеют ромбическую форму с коротким обушком и намеченной лопастью.

Во второй половине II тысячелетия до н.э.  наступает новая вторая фаза эпохи раннего металла – бронзовый век. Почти все Заказанье занимают племена так называемой приказанской культуры. По уровню развития хозяйства и общественных отношений приказанская культура явилась шагом вперед по сравнению с развитием предшествующих неолитических и энеолитических племен. В  экономической жизни решающее место стало принадлежать земледелию и скотоводству. По-прежнему широко употребляются каменные орудия, однако постепенно на первый план выходит использование металлических орудий и предметов. В Высокогорском районе следы приказанской культуры ясно отмечены только на одной стоянке, расположенной у села Бикнарат. Здесь найдены фрагменты лепной без орнамента керамики и кремневые сколы.
    

Каменные наконечники

 

Костяные гарпуны

 2. Эпоха раннего железа.  
В VIII –VII вв. до н.э. в жизни населения среднего Поволжья происходят большие изменения. Они были вызваны широким распространением и изготовлением изделий из железа. Качество железа и общедоступность добычи железных руд в крае  способствовали окончательному вытеснению вначале камня, а затем постепенно меди и бронзы как сырья для изготовления орудий труда и оружия. В этот период происходят значительные изменения в общественной, хозяйственной и культурной жизни местных племен. К сожалению, памятников рассматриваемого периода на территории Высокогорского района практически не выявлено. 

В связи с этим обратим внимание на весьма ценную и уникальную находку – два бронзовых зеркала VI века до н.э., т.е. 2500-летней давности, обнаруженную в бассейне реки Казанки, неподалеку от Камаевкского городища. Одно из зеркал, наиболее ценное, имеет ручку, сделанную в так называемом «зверином стиле» в виде головы барана.                           
 

3. Памятники предбулгарского времени (III – VII вв.). 
В середине I тысячелетия н.э. из-за проникновения новых племен в Заказанье и дальнейшего развития местных традиций происходит значительное изменение этнокультурной среды региона. Здесь широко распространяются памятники азелинской, мазунинской, именьковской культур.
В Высокогорском районе зафиксированы три памятника азелинского времени: Соловцовское  и Камаевское – II городища и Айшинский могильник. Так в Айшинском могильнике обнаружен костяк, при котором сохранился комплекс украшений азелинской культуры. Азелинская посуда найдена в обоих вышеуказанных городищах и представлена характерными для этой культуры фрагментами неорнаментированных круглодонных  сосудов с примесями толченных раковин.
 

 
4. Памятники эпохи Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. 
Самая многочисленная группа памятников относится к эпохе развитого средневековья – их 43. Из них городищ – 2, селищ – 10, могильников – 2, кладбищ с надгробиями – 15, отдельных надгробий – 5, местонахождений – 7, находок отдельных вещей и монет – 2.
С начала II тысячелетия н.э. началось интенсивное заселение Заказанья тюркоязычными  булгарами и родственными им другими племенами, что было связано с расширением государственных границ Волжской Булгарии на север и восток. Однако незначительность археологических объектов указанного периода говорит о том, что в целом Заказанье во второй половине домонгольского времени была периферийной частью Волжской Булгарии.
 
Памятников золотоордынского периода второй половины XIII – начала XV вв. в Заказанье гораздо больше. Эти памятники распространены на более широкой площади, чем памятники предыдущего периода. Все это говорит  о более глубоком освоении булгарским населением в это время всей территории Заказанья и о переселении сюда значительной части жителей Закамья в связи с монгольским завоеванием среднего Поволжья.
В золоордынское время продолжает существовать и достигает наивысшего развития Урматское поселение, а в конце  рассматриваемого периода возникает Камаевское городище на правом берегу казанки.
  Памятники периода Казанского ханства представлены культурными остатками Усадского селища и других городищ – Камаевского и Бимерского. Но, в большей степени – остатками кладбищ с надгробиями XV – XVI вв., которые в основном сосредоточены в бассейне Казанки и ее притоков. Большинство поселений рассматриваемой эпохи затем переросло в татарские и русские села XVI – XVII вв. Многие из них развивались и далее, дошли до настоящего времени и поэтому уничтожили или перекрыли культурные остатки средневековой поры.
  

Памятники археологии
 
памятник археологии Замок Айша-Бике  

Адрес: Айша
Номер объекта: 1600327000  /  161640918090006     
Описание: кон. XIV в. Памятник археологии федерального значения.
 
Городище «Иске-Казань» («Камаевское»)
памятник археологии Городище «Иске-Казань» («Камаевское»)  
Адрес: Камаево, севернее села, правый берег р..Казанка
Номер объекта: 1610082000  /  161540713520006     
Описание: XIII-XV вв. Памятник археологии федерального значения.

 

  ИСКЕ-КАЗАНСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК

Иске-Казанский музей-заповедник – это точка отсчета истории современного Татарстана, это священные места поклонения мусульман, это холмы, не одно столетие манящие к себе археологов, это земли, хранящие в себе ответы на многие вопросы, это камни, умеющие говорить. И задача человечества расслышать их шепот, раскрыть загадку, скрытую в земле, поросшую травой…

Все в мире имеет свое начало, и Казань, город с тысячелетним прошлым, когда-то была небольшим населенным пунктом. До сих пор существуют белые пятна в ее истории. В частности, по-прежнему спорным остается вопрос о связи «Старой» (Иске) и «Новой» Казани.

Средневековая Иске Казан (Старая Казань), о существовании которой свидетельствуют два древних городища, расположенные у деревень Камаево, Русский Урмат, Татарская Айша Высокогорского района Республики Татарстан, по преданиям была основана булгарскими царевичами. Семилетний Алтын-бек и девятилетний Алим-бек, чудом уцелевшие при взятии Булгар воинственным Тамерланом, построили город в верховьях реки Казанки, там, где течением образована огромная подковообразная «излучина», а особенности ландшафта тем самым напоминают обширный полукотел (полуказан).

Сегодня вместо легендарного древнего города Старая Казань (Иске Казан) – лишь холмы, камни, останки построек и захоронений.

На первый взгляд, это так мало, но ученые знают, что даже монетка может восстановить упущенное звено в развитии человечества. То, что верховья реки Казанки с останками древнего города, занимают важное место в истории Татарии, не вызывает сомнений. Начиная с 1992 года поиски ответов на многие исторические вопросы ведутся здесь под контролем сотрудников Иске-Казанского государственного музея-заповедника, создание которого призвано обеспечить сохранность древнего наследия татарского народа.

Территория Иске-Казанского музея-заповедника, расположенного всего в 40 км от столицы Татарстана города Казани, составляет 137,2 га. Охранная зона ИКГМЗ представляет собой комплекс уникальных историко-культурных, археологических и природных объектов:

       
 памятник археологии Иске-Казанское кладбище с 3 надгробиями  
Адрес: Камаево, 1 км северо-восточнее
Номер объекта: 1600323000  /  161540394790006     
Описание: XV - XVI вв. Памятник археологии федерального значения.

 Памятник надгробный. Иске-Казанское кладбище  

   
памятник археологии Куркачинская группа надгробных камней (5 камней) 
Адрес: Куркачи, 200 м севернее
Номер объекта: 1600326000  /  161540918080006     
Описание: XVI в. Памятник археологии федерального значения.
 
памятник археологии Селище «Иске-Казань» («Русско-Урматское»)  
Адрес: Русский Урмат, севернее села, берег р. Урматка
Номер объекта: 1610083000  /  161640713830006     
Описание: XIII - XV вв. Памятник археологии федерального значения.

Кувшин. Русско-Урматское селище  XII-XIII вв.                      

  
памятник археологии Чемерцинское кладбище с 2 надгробиями  
Адрес: Чемерцы, кладбище
Номер объекта: 1600328000  /  161741294790006     
Описание: XVI в. Памятник археологии федерального значения.
 
памятник археологии Чемерцанский подгробный памятник   
Адрес: Чемерцы  
Номер объекта: 1631244000  /  161740965260006     
Описание: XIV в., 1 пол. XVI в. Памятник археологии федерального значения.
 
памятник археологии Ямашурминское кладбище с 7 надгробиями  
Адрес: Ямашурма, восточная окраина
Номер объекта: 1600329000  /  161540918070006     
Описание: XIV - XVI вв. Памятник археологии федерального значения.
 
памятник археологии Ямашурминский надгробный памятник   
Адрес: Ямашурма  
Номер объекта: 1631245000  /  161640918340006     
Описание: кон. 1834 г. Памятник археологии федерального значения.
     

 

Святой источник Анисьины грядки                           
Родники Высокогорского района

Слышали ли вы о таком святом месте "Анисьины грядки"?

  Это в Высокогорском р-не, возле Семиозерского монастыря (5 КМ. на северо-восток), представляет собой такое природное образование, похожее на грядки, на которых растет дикий лук.

Мы в прошлых статьях рассказывали о походах на ближний источник Семиозерной пустыни, тот, который располагается недалеко от монастыря - 1 км. А выше по речке Солонка (правый приток Казанки) - расположен святой источник  у Анисьиных грядок!

Добраться сюда удобнее всего по  шоссе, которое соединяет Объездную дорогу с деревней Альдермыш (там же поворот на Крутушку). Следует (если ехать от Казани)  проехать селение Яшь Кёч, и сразу повернуть налево, проехать по  грунтовке метров 400, тут дорога раздвоится.

Левая дорога уходит на Семиозерку, а правая уводит почти на север – в поле. По ней следует ехать километр, и будет слева виден геодезический знак – он виден издалека, почти от отправной деревни Яшь Кёч.

Знак этот стоит на самом высоком месте этой возвышенности, и от него открывается красивая панорама на окрестные поля и леса, а также на Казань.                                                                                            

После знака следует проехать по той же дороге метров 600-700, и будет поворот на лево (на запад), на этом повороте сейчас стоит  Крест, как указатель. По этой дороге ехать ещё примерно километр: впереди будет виден перелесок, его надо проехать, и сразу повернуть налево – там будет указатель «источник».

Потом по дороге ещё метров 400, проехать через лесок метров 300 – и сразу попадете на поляну, которая огорожена от дороги столбами – это и есть Анисьины грядки!

Чуть ниже по склону, среди деревьев, стоит часовня. От неё тропа ведет к двум купальням.

Родники Высокогорского района

  

Родники села Татарская Айша

Родник «Гайши-бике абыстай» у села Татарская Айша
Священный родник «Гайшә-бикә абыстай чишмәсе» расположен в овраге, в 1.4 км северо-западнее села Татарская Айша Высокогорского района Республики Татарстан. Источник обустроен, каптирован, вода чистая, прозрачная, дебет средний, для спуска к роднику оборудована лестница, над колодцем возведен колодезный домик.
Родник «Гайши-бике абыстай» у села Татарская Айша                                                  

Родники села Татарская Айша

Гайша-бике - «несгораемая царевна», почитаеся магометянами. Сохранившиеся татарские рукописи "Повесть о несгораемой царевне" и "Беан Дастан уд Тарих" повествуют, что при взятии Тимуром города Булгара - хан Абдулла со своими женами и некоторыми детьим заперся в судной палате. Но это здание по приказу победителя обложили снизу доверху бревнами, облитыми горючей жидкостью и зажгли. 
Хан и все бывшие с ним погибли. Согласно легенде огонь не коснулся непорочной девушки. Невредимая, сидела она на своде сгоревшего здания в белом одеянии праведного муллы Хисамуддина. Тимур, пораженный чудом, а также умом и красотой "несгораемой царевны" даровал ей жизнь и взял с собою в Самарканд с одним из братьев Шеуне-беком, которому также удалось избегнуть гибели.
Из прочих детей Абдуллаха спаслись еще два малолетних сына Алтын-бек и Галим-бек. Скрытые в лесу во время погрома, они впоследствии основали на р. Казанке город Казань.                  
Родники села Татарская Айша

После смерти Тимура булгарская "несгораемая царевна" и Шеуне-бек, освободились из плена и вернулись на родину. Вначале они нашли себе приют в городе Кашан, где царевич скрывал свое настоящее звание под профессией учителя, но потом узнав о братьях, переселились к ним в Казань (городище Иске-Казань).
 Здесь царевна вышла замуж за муллу Хозятаза (Мулла-Хаджи), который вместе с Алтын-беком был основателем Казани. Умер мулла в Старой Казани, там же и похоронен. В повествовании указывается, что его могилу в Иске-Казани, почитают как святую, и могилу его жены. Гайша-бике способствовала распространению ислама. Считается, что село Татарская Айша названа в её честь. По легенде, чтобы доказать святость жителям поселения, она прошла по воде как посуху. Недалеко от села у её могилы установлен надгробный камень и вытекает родник, названный в её честь.
Координаты: 56°02'48.0"N 49°39'12.8"E

    

__________________________________________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Постановление Совета Министров ТАССР от 30 октября 1959 г. №591 «О мероприятиях по улучшению состояния охраны, реставрации и популяризации памятников культуры, находящихся на территории Татарской АССР»
Приказ Министерства культуры Республики Татарстан № 161-од от 17.02.2015г.
Постановление кабинета министров Республики Татарстан № 495 от 24.07.1995г.
Татарская археология. 2005, № 1-2 (14-15)
Указ Президента Российской Федерации № 176 от 20.02.1995г.
Список выявленных объектов культурного наследия
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 599 от 23.07.1997г. 
Памятники археологии Татарстана. 

Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии.К., 1916. Вып. 3. 

Очерки истории Высокогорского района Республики Татарстан. К., 1999. 

Памятная книжка Казанской губернии на 1861-1862 гг.- Казань, 1862.  

Татарская энциклопедия: В 6 т /Гл. ред. М. Х. Хасанов, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ.  

 

ВложениеРазмер
865765100 (1).jpg149.62 КБ
865765100 (2).jpg150.3 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.