Клады Алексеевского района и Билярска
Алексеевский район, где в древности находились многие булгарские селения и столица государства, один из крупнейших городов того времени - Великий город Биляр сохранил на своей земле зримые свидетельства славы и могущества древнего государства. Это зарытые в землю древние сокровища, монеты и художественные изделия. На территории района известно более 27 кладов. При описании их сначала указывается время находки, место, находчик, а затем дается краткая характеристика клада. Там, где есть возможность, указываются хронологические этапы времени зарытая кладов. По денежным кладам такое исследование npoвел Г.А.Федоров-Давыдов.
Особенно выделяется Билярское городище. Здесь с 1853 по 1976 гг. зафиксировано более 14 таких находок. Конечно, факт обнаружения клада особенно не афишировался и многие из них так и остались тайной находчика и покупателя. Но и то, что дошло до нас, производит сильное впечатление.
Клады Билярска и окрестностей
1. В
2. В 1873г. найден золотой плетеный браслет без шатонов и золотой перстень с плоским щитком без шатона. Находки не сохранились.
3. В
4. В
5. 17 июня
6.
7. В конце мая
8. В
9. В
10. В 20-х гг. XX в. А.Ильдеряковым между Билярском и Шамой была найдена височная золотая подвеска с уточкой (рис.53: 1). Приобретена Билярской археологической экспедицией.
11. В 60-х гг. XX в. был найден на III Билярском селище клад джучидских монет XIV в.
13. На ул.Красноборская найден кувшин с серьгами, браслетами и украшениями. Утрачен.
14. На ул.Пушкина найдены два кувшина, кумганы и тазы. Не сохранились.
15. С.Смоляковым был передан кувшин с бусами и браслетами. Местонахождение неизвестно.
16. В
*** Билярские клады подразделяются как бы на несколько отделов. Это вещевые клады, клады медной посуды, денежные клады и отдельные находки драгоценных предметов. Биляр, крупнейший торговый и ремесленный центр Булгарского государства, собирал на своих рынках изделия лучших мастеров цивилизованного мира. Здесь, в Великом городе, можно было приобрести как оригинальные "импортные" вещи, так и подражания модным в то время бытовым предметам. Показательны в этом плане два ковша из Биляра, отлитых из специального сплава (рис.45). Они приобретены А.Ф.Лихачевым в конце прошлого века и хранятся сейчас в Госмузее Татарстана. Изделия эти сделаны с изяществом и высоким художественным вкусом. Полусферическая черпалка диаметром
Аналогичные ковши хранятся в Гератском музее. Край ручки ковша обломан, но несомненно, что окончание было в виде ложки, как у изделия из музея Иран-Бастан в Тегеране, поступившего туда из Нишапура. Последний также является точной копией нашего изделия, только на лицевой стороне орнамент не объемный в виде выемок, а плоский в виде окружностей, как на тыльной стороне билярского ковша. Меликян-Ширвани относит их к группе "белых бронз" и считает, что они происходят из Гератской области. Я думаю, что билярские изделия были изготовлены в Нишапуре и привезены в Биляр в XI в. Северо-восточный Иран - Хорасан - был родиной и других художественных изделий, имевших большую ценность в то время. Это - литые или кованые небольшие котлы, от которых сохранились только ручки, сделанные в виде верхней части туловища барса или львицы (рис.46: 12, 13). Хранятся они сейчас в Госмузее Татарстана. Находки такого рода очень редки не только у нас, но и там, где их, видимо, производили. Скажем только, что целых форм таких котлов пока еще не найдено. Причем Биляр является самой северной точкой, где встречены такие изделия. Датируются они XI-XII вв. Попадали в землю в качестве сокровища и весьма оригинальные изделия.
Интересен комплект из трех бронзовых литых ступок, также найденных в Биляре в конце прошлого века (рис.46, 47). Эти изделия находили широкое применение в качестве лабораторного оборудования в мастерских ювелиров (рис.48) и алхимиков; применялись они и средневековыми медиками для растирания различных трав и минералов. Ценность их была довольно высока, как узкоспециальных предметов. Имеющиеся у нас ступки являются копиями оригинальных изделий, они сделаны здесь же, в городских билярских мастерских. Об этом свидетельствуют следы брака, хорошо заметные на предметах. Так, на большой ступке, украшенной рельефным узором из ромбиков и миндалин (рис.46: 4), при литье не хватило металла и на самом дне пришлось делать специальную заплатку. На другой ступке, красивом изделии с небольшой петелькой-ручкой (рис.47), заметен кусочек шлака, попавший при литье в форму вместе с металлом и оставшейся навсегда в стенке.
БУЛГАРСКАЯ ТАМГА НА ГЛИНЯНОМ СОСУДЕ
Ступки таких типов были распространены в Хорасане, Маверранахре и Малой Азии в XII - начале XIII вв. По этим образцам, очевидно, изготавливались билярские изделия. Несомненно, высоко ценились бронзовые чаши, воспетые в стихах великими поэтами средневекового Востока. "Песня, брызнуть будь готова - вновь, и вновь, и вновь, и снова! Чашу пей - в ней снов основа - вновь, и вновь, и вновь, и снова! Друг, с кумиром ты украдкой посиди в беседе сладкой, Поджидай к лобзаньям зова - вновь, и вновь, и вновь, и снова! Насладимся ль жизнью нашей, коль не склонимся над чашей? Пей же с той, что черноброва, - вновь, и вновь, и вновь, и снова!.." - писал выдающийся поэт Хафиз Газели. Эти изделия, дошедшие до нас только в обломках, были орнаментированы различным образом - от простейших кружочков в геометрических ком позициях (рис.46: 10) до сложных сюжетов из растительных побегов, выполненных гравировкой и резьбой, с благопожелательными надписями по краю сосудов. Надписи эти, как правило, инкрустировались тонкой серебряной фольгой (рис.46: 8).
ДОМАШНЯЯ УТВАРЬ НАЙДЕННАЯ В ОКРЕСТНОСТЯХ БИЛЯРА
Надо сказать, что в средневековье ценилось не только само изделие по своим художественным качествам и оформлению, но и вес металла, из которого оно было сделано (цветной металл и сам по себе был в то время немалой ценностью). К разряду таких предметов нужно отнести широко распространенные бытовые поделки - светильники (рис.46: 1-3), разнообразнейшие подсвечники и подставки, от которых сохранились украшенные гравировкой и резьбой фрагменты (рис.46: 7, 9, 11). Даже такие бытовые изделия, как медные котлы, кумганы и тазы, прятались вместе с драгоценными вещами в клады. В Биляре изготавливалось несколько видов таких изделий. Самые распространенные - изделия цилиндрической формы, иногда с несколько расширенным верхом, высотой 14-
В Биляре производство медной посуды было поставлено на поток. Все гениальное - просто. Именно простота и доступность изготовления сделали на долгое время данный вид изделий самым популярным не только в Волжской Булгарии, но и во всей Восточной Европе. Основная процедура сборки котлов выполнялась с помощью простых инструментов: молотка, ножниц по металлу и зубила, а заключительная операция - соединения и пайки швов - осуществлялась при небольшом нагреве до 250-450 С. Процесс сборки сосудов происходил следующим образом: бралась заготовка, иногда предварительно прокованная с припуском на швы. Судя по заворотам кромок, на этой стадии производилась посадка металла при изготовлении бортика (венчика) сосуда. Затем на одной заготовке размечались зубцы, в среднем на глубину (до оттяжки) 5-
Наличие медного котла было обязательным условием для технологических процессов при производстве некоторых железных изделий, стекловарении, обработке ряда цветных металлов, амальгамировании, придании необходимых свойств драгоценным и полудрагоценным камням. Этим определялось и то, что они считались большой ценностью и прятались, как настоящая драгоценность. Тазы, иногда попадающиеся в кладах, изготавливались так же, как и котлы, но с небольшими тонкостями. Тазы были больше по диаметру и имели более низкие стенки. Широко распространены были и медные кумганы, по внешнему виду напоминавшие пивные кружки (рис.49). Применялись они не только для переноса или хранения жидкости, но могли служить и мерой емкости для каких-либо сыпучих продуктов. Кстати, эта тара часто использовалась и для хранения в них сокровищ.
СЕРЕБРЯНЫЙ ДИРХЕМ
По крайней мере 80 процентов монетных кладов, в том числе и на территории Алексеевского района, находились именно в кумганах, которые представляют из себя высокие, расширяющиеся к низу сосуды с ручкой. Стандартная емкость их - 2л, наименьшая - 0,5, наибольшая
Пожалуй, единственным ученым, кто детально их исследовал, был А.Ф.Лихачев, вдумчивый и талантливый человек, чрезвычайно скромный в жизни. Его труды в данной области, написанные в конце XIX в., по своей глубине остаются непревзойденными. Значительный вклад в изучение этих древностей внесли ведущие археологи-булгароведы А.П.Смирнов и Т.А.Хлебникова. Во второй половине XII в. у билярских женщин было модным носить золотые браслеты со вставками с гладкими серебряными щитками или со вставками из полудрагоценных или драгоценных камней, декорированных зернью, иногда вместе со сканью. Очень редко в таком комплекте встречались серебряные плетеные браслеты. Особой популярностью для вставок пользовался сердолик. Считалось, что он обладает лечебными свойствами - может помочь при родах, избавить от опухолей, прыщей, содействовать заживлению ран от оружия. Многие верили, что сердолик помогает сохранять богатство и избавляться от бедности.
БИЛЯРСКАЯ КЕРАМИКА И КАМЕННЫЕ ЯДРА
Другой устойчивый набор составляли украшения из серебра - плетеная шейная гривна (рис.58: 1), несколько плетеных браслетов (рис.51: 2; 52: 2), а также перстни с черненым рисунком (рис.52: 4, 5). Вместе с ними носились изящные височные кольца из золота или серебра. Из всего этого комплекта выделяется "фирменная" продукция билярских ювелиров - височные золотые колечки с подвесочками и вмонтированной в кольцо миниатюрной птичкой (уточкой) (рис.53). Распространилась она весьма широко по всей территории государства и даже вышла за его пределы. Эти изделия были детально описаны А.А.Спициным и Т.А.Хлебниковой Основу украшения (рис.53) составляет медное колечко, обтянутое золотой фольгой. На это кольцо надеты длинные, вытянутые полые бусины из золотой фольги. Состояли они из двух половинок, эти половинки раздвинут 5-
Более доступным были серебряные украшения, составляющие весомую часть любого клада. Это в первую очередь относится к серебряным черненым перстням. Впервые внимание на них обратил А.Ф.Лихачев, а подробно исследовал А.Кафка. Описывал их и А.П.Смирнов. Распространены они были чрезвычайно широко. Мода на такие вещи охватила весь восточноевропейский регион: древнерусские земли, Волжскую Булгарию, Прикамье. Кроме Биляра, на территории Алексеевского района они найдены на Мурзихинском селище и в составе Сабакайского клада
Вот как описывал это А.Ф.Лихачев: "... Перстни эти были кованы из пластинки или, может быть, брусочка металла так, что на середине образовывалась шестиугольная или четырехугольная площадка, а суженные концы, постепенно утончаясь, сводились вместе, накладывались один на другой и плотно сбивались. Наружная сторона площадки перстня украшалась резьбой в глубь и прокладкой черни". Датируются эти изделия XII в. по находке дужки такого перстня в сооружении этого времени на Мурзихинском селище, которое я раскапывал в 1995 - 1996 гг. Вообще в Мурзихинском селище найдено более 10 таких перстней. Не является ли они остатками какого-то клада? Я думаю, что большая часть билярских вещевых кладов была зарыта в какие-то тревожные моменты жизни города в конце XII - начале XII вв. Неслучайно домонгольские монетные клады на Билярском городище не встречались. Известны находки только из окрестностей села. В самом городище, на территории III Билярского селища, обнаружен клад золотоордынских монет. Исследования 1981-1982 гг., проведенные Н.А.Кокориной на этом памятнике, показали наличие здесь отложений золотоордынского времени. Подтвердилось это и раскопками последних лет. Кажется, сейчас наступает завершение многолетней дискуссии о Биляре золотоордынского времени. Биляр в это время существовал. Уже не только монеты с надписью "Биляр", найденные в составе различных кладов, но и раскопочные материалы свидетельствуют о том, что на месте II и III Билярских селищ, вероятно, располагалось жилое ядро возрожденного города. Не будет большой ошибкой классифицировать эти объекты и как селище, поскольку в начале золотоордынского времени характер таких поселений был трудноопределим. Можно лишь утверждать, что признаки самостоятельного ремесленного производства в золотоордынском Биляре, под влиянием нижневолжских центров и ремесла города Болгара начинают явственно проявляться только ближе к середине XIV в. Маловероятно, что сохранились какие-либо административные функции Биляра как столичного центра, так как округа бывшего города практически вся была опустошена, и очень мало обнаружено памятников, которые мы можем связать с этим периодом истории. Да и структура экономических связей была уже совсем иная.
* * * Однако не только Биляр оставил нам скрытые сокровища. На территории Алексеевского района было найдено 11 кладов. Преобладают денежные клады - 30 процентов, большая часть которых относится к золотоордынскому периоду. Интересно, что местом для сокрытия сокровщ выбирались уже запустевшие поселения - городища и селища домонгольского времени. Поэтому, вероятно, народные поверья о "золотых воротах" и разбойничьих кладах на месте древних "городков", чрезвычайно распространенные среди местного населения, имеют под собой и вполне реальную основу, хотя, конечно, вероятность найти на таких памятниках клад такая же, что и при поисках в любом другом месте.
Клады Алексеевского района
1. 26 апреля
2.
3.
4.
5.
6.
7. 1 мая
8. 8 июля
9.
10. д. Балахчино. В.Борисов и В.Мешкачев при рытье могилы на кладбище нашли 350 серебряных монет, относящихся, по определению Н.П.Лихачева, ко времени от Узбека до Тохтамыша (1380-1400 гг.), с преобладанием чекана ханов Узбека, Джанибека, Бердибека.
11. с. Войкино. В селе найдены 32 серебряные монеты XV в.
12.
Если посмотреть, как находки распределяются по территории района, то заметно, что они как бы концентрируются в нескольких местах. Это окрестности Биляра. Парадоксально, но здесь в подавляющем большинстве встречены клады, зарытые в золотоордынское время: в период 1310-1380 гг., даже можно сказать, в 1350-1380 гг. Второй крупный куст кладов расположен в северо-западной части района, там где проходила дорога к переправе через Каму у Мурзихинского селища, через Курналинку и через Балахчино на Шуран. Здесь существовали небольшие поселения и крупное городище Городок. Кстати, в последнем был найден клад из небольших серебряных слитков. Клады здесь были зарыты в XII и XIV вв., что отражает наиболее кризисные моменты в жизни древних жителей этой местности. Надо сказать, что эта территория, по сравнению с южной частью района, даже в золотоордынский период была достаточно заселена, хотя и не так плотно, как в предшествующее время. Два клада в западной части района зарыты явно по пути движения караванов вдоль течения Актая, чуть в стороне от основной трассы. Таким образом, клады проливают свет еще на одну сторону жизни древних людей: зарывший клад надеется его потом выкопать. Но, очевидно, это случалось не всегда. Сколько человеческих трагедий, тайн и загадок хранят в себе эти безмолвные драгоценные находки!
В свое время великий врач, философ и естествоиспытатель Абу-Райхан Мухаммад ибн Ахмед ал-Бируни писал: "...клады, оставляемые под землей погибают в ее недрах. Они в большинстве случаев принадлежат двум категориям людей, резко различающихся между собой и находящихся на противоположных полюсах. Это люди власти и люди бедности... С человеком, за прятавшим клад, могут произойти разные случаи, и клад навеки останется под землей и может быть обнаружен лишь случайно... Как часто бывает, что один старается для другого, который сидит дома, ест себе и не благодарит!" Однако и безмолвные вещи могут заговорить. Мода, искусство, ремесло, торговля, а иногда и тайны истории - все это сжато, свернуто в этих вещичках, будь то серьги, монеты или котелок. Не жалкие граммы драгоценного металла, а вещь, как свидетель прошлого, интересует историка, изучающего клады.
ПОСЛЕДНИЕ НАХОДКИ И КЛАДЫ:
Во время разведочных работ Билярской археологической экспедиции Казанского университета в
Монета1. Шемс ал-Маали Кабус бен Вашамгир (978-1012) с именем халифа ат-Таи (974-991)
(d=24мм g=5.01гр)
Монета6. Шемс ал-Маали Кабус бен Вашамгир
(978-1012) с именем халифа ал-Кадира (991-1031) (d=24мм g=4.86гр)
Монета7. Али бен Мамун Хорезмшах (997-1015)
с именем халифа ал-Кадира (991-1031) (d=26мм g=3.92гр)
Позднее здесь было найдено еще несколько целых монет и их фрагментов.
Монеты клада относятся к рубежу X-XI вв. По своему составу он похож на клад, найденный в селе Красный (б. Крещеный) Баран Спасского уезда Казанской губернии, в
Зийаридские монеты представлены дирхемами эмира Табаристана и Джуржана Шемсъ ал-Маали Кабуса, сына Вашмагира (976-1012) с именами аббасидских халифов ал-Та'и-лилляха (974-991) и ал-Кадир-билляха (991-1031). Монеты Мамунидов (хорезмшахи II династии) представлены дирхемами Али бен Мамуна (997-9015) с именем халифа ал-Кадира. Монеты хорезмшахов второй династии (995-1017) крайне редки. Х. Френом и А.К. Марковым опубликовано всего несколько фельсом этой династии. Поэтому, найденные дирхемы вместе с монетами Крещено - Баранского клада представляют несомненный интерес для восточной нумизматики, а также уточнения датировки Второго Билярского селища.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
https://alekseevsk.narod.ru/history/hist2.htm
К.А.Руденко «БУЛГАРСКИЕ КЛАДЫ».
Определение монет автора и Г.А. Федорова-Давыдова, Беговатов Е.А.
_
- Татарстан:
- Тэги:
- 10861 просмотр
Комментарии
Отправить комментарий