Деревня Мамашир (история татар)
После взятия Казанского ханства на его плодородные земли основались завоеватели. Распространяется миссионерская деятельность. Татары, черемисы, ещё не отошедшие от язычества, удмурты – все, жившие на правом побережья Волги и Камы, переселялись в более укромные территории – на север и восток. На этих территориях и основались деревни Маскара (Ишменево), Мамаширово.
После внесения Казанского ханства в состав Русского государства, деревня Мамаширово также ставится его неотъёмлемой частью. И даже внося вклад в историю развития этого государства, он подчеркивает, что на земле есть такая деревня, наша родная деревня – Мамашир.
В 1708 году, при царе Петра I Россия делится на губернии. Когда образовалась Казанская губерния, деревня Мамашир входит в неё, и относится к Кошкинской волости Мамаширского уезда. После раздела Казанской губернии все деревни этого края были введены в Вятскую губернию.
В конце 18 века в Мамашире занимались куплей – продажей. В начале XX века известные такие купцы как братья Абдуллины, которые по реке доплывали даже до Макарьевской ярмарки.
В начале 19 века России грозила русско – французская война 1812 года. Есть сведения, что на этой войне участвовали из нашей деревни.
XX век начался политически бурно ещё не утихли грохоты от пушек русско – японской войны и революции 1905 – 1907 годов, как возгорелась пламя Первой Мировой войны. Из нашей деревни ушли на войну 20 человек. Среди них есть и Хафизов Шариф, доросший от прапорщика до полковника.
До 15 человек записались на фронт добровольцем, когда началась в стране гражданская война. Она дошла и до нашего края: через Мамашир прошла линия фронта, части 2-ой армии под командованием В.Азина отбивали атаку белых.
И когда началась Великая Отечественная война, наши односельчане внесли огромный вклад Великой победе. Из 442 человек, ушедших на войну 220 не вернулись. Среди вернувшихся с победой есть наш односельчанин Нигматуллин Шафигулла, который участвовал в 5 парадах на Красной площади в Москве.
Поколение, прошедшее войну, росло в духе верности нашей общей Родине – СССР и за него кровь пролили, защищая родную землю, село.
Таким образом, каждый житель Мамашира, и в мирное время, и в войну, вносит хоть и крошечный, но вклад в историю Российского государства, следовательно, и является частью её.
Когда была основана деревня Мамашир – нам не известно. Сведения по этому вопросу до наших дней не сохранились. В 1929 году в деревне был пожар и все летописи, веденные духовенством, сгорели. Но остались люди, которые прочитали эти летописи и запомнили. Итак, первая версия происхождения деревни:
Как известно, Казанское ханство существовало в 1438 – 1552 годах. После завоевания его русским государством, восхищавшая весь мир своим богатством, знанием, благоустроенностью ханство перестает существовать. Вместе с тем исчезает великое наследие, созданное народом. История народа остаётся без корней.
На земли завоеванного ханства переселялись русские. Татар и других народов Казани, не хотевших принять христианство, вытесняли на северные и восточные территории, в леса близ реки Вятки. Там же и появились деревни Маскара, Мамашир.
Раньше место нашей деревни было покрыто тёмными лесами. В годы завоевания Казани сюда пришёл и основался человек по имени Томакай, обвинявшийся в конокрадстве, но сбежавший вместе с семьей.
Живя некоторое время, ознакомившись со здешним миром, он узнаёт, что поблизости живут люди, разговаривающие на чужом языке – черемисы.
Через реки Идель, Чулман, Нократ, из земель древнего Булгара и переселяется сюда ещё один человек. Настоящее его имя неизвестно, но звали его Булгар бабай. Поляна, где он основался, была недалеко от места жительства Томакая.
А на другой берег реки основался со своей семьёй Мохэммэтшэриф. Эти три семьи ничего друг о друге не знали.
В один весенний день Булгар бабай увидел плывущие по реке Щепки и обратил внимание на дым над лесом. На своей лодке он стал подниматься по реке Бурец и находит там семью Мохэммэтшэрифа. Поговорив вместе, они пришли к выводу, что вокруг должны жить люди. Сев в лодку, они продолжают путь и около улицы «Тубэн оч» сегодняшнего Мамашира находят место жительства беглеца Томакая. И опять же вместе поговорив, они принимают решение объединиться, в связи с тем, что жить в лесу одному было опасно. Местом общего жительства выбирают поляну Томакая.
Так была заложена основа деревне Мамашир. Мохэммэтшэриф оказался умнее, проницательнее других, поэтому через несколько лет деревня именуется его именем. Это распространённое имя того времени. Прошли годы, имя Мохэммэтшэриф, сокращаясь и приспосабливаясь, превращается в название «Мамашир».
Известный топонимист – ученый, профессор Казанского государственного университета Г.Саттаров в своей работе излагает следующую версию насчёт этимологии, что название деревни произошло от варианта, пережившего фонетические изменения от имени Мохэммэтшэриф в Мамашир. К имени Мохэммэт присоединено окончание Шир – арыслан (лев) и означает «Мохэммэт арысланы». Впоследствии, считает Саттаров, произошли слова Мамадшир, Мэмэшир в диалектальном варианте.
Среди татар распространены арабо-персидские имена, связанные с Исламом. Мохэммэтшэриф – один из них. Мохэммэт – (пророк) + Шариф (уважаемый, святой, милосердный), значит, святой пророк.
Это была единственная версия происхождения деревни. Но мы в ходе исследования столкнулись с работой М.Г.Худякова, известного историковеда. Там мы и обнаружили некоторые материалы, касающиеся Мамашира. Это значило, что существует ещё одна версия.
Худяков сам родом из Малмыжского края и изучая историю своего края, историю черемисов, оставил богатейшую информацию о Малмыже и татарах, проживавших в этом уезде. Он даёт подробное описание имён и названий, родовых имён.
Вот что пишет Худяков в своей работе «Материалы по истории татар Малмыжского уезда»: «Что касается черемисского народа, то географические названия дают нам понять важное значение для черемис перед русским завоеванием имена татарской культуры. Черемисы входили в состав Казанского ханства, и целый ряд источников свидетельствуют нам о постепенном подчинении их мусульманской культуре.
Мы видим среди черемисских князьков и баев преобладание татарских имён, например, Балтуш, Тактуш, Иш, Дер. – иш, Мамаш – ир, Алты – бай, Ян – Гильди, Янгуш, Ян – Табай, Ак – Бай, Ак – Батур и т.п.
Из этого следует, что название нашей деревни, может быть, произошло от имени черемисского князя или бая Мамаш – ир.
Мы не можем не согласиться и с этой версией. Поэтому нам предстоит большая работа по изучению этой и ещё других рукописей М.Г.Худякова, которые хранятся в краеведческом музее г. Малмыжа.
О марийцах
О следах пребывания марийцев на территории нашего края говорят легенды и предания, сохранившиеся в памяти народа, о чём писали ещё до революции И.А.Износков, Н, А, Спасский, Д.Н.Корсаков, И.Н.Смирнов, а также современные исследователи А.Х.Халиков, Г.А.Сепеев, В.К.Кельмаков, И.Г.Мухаметшин и другие. Например, И.А.Износков упоминал отатарившихся инородцев финского племени. Аналогичного мнения придерживается и Н.А.Спасский: «под властью татар черемисы платили ясак, участвовали в походах против русских, принимая ислам, увеличивали собою татарство». Вот почему многие татарские селения имеют черемисские названия: Кукмор, Шелянгур, Нурма, Ошлан, Битлянгур, Синер». По данным И.Г.Мухаметшина, деревни Биктяшево ,Яниль, Малая Чура, Поршур, Сардек и др. основаны удмуртами и марийцами. По свидетельству М.Худякова, население Бурецкого края в действительности представляет собой потомков отатарившихся марийцев и удмуртов, малмыжские татары помнят происхождение татар Бурецкого края и настоящими татарами их не считают. О том же пишет и В.К.Кельмаков. Износков обращает внимание исследователей на то, что часть русских и татарских селений носит финно– угорские названия , что «на местах действительно жили прежде инородцы». Спасский пишет, что «черемисы в XV веке заняла Казанский и Малмыжский уезды».
ГРАНИЦА ТАТАРСТАНА И КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОКОЛО МАМАШИРА
Что касается названия Мамашира, то по материалам переписи марийцев Уфимского уезда, в деревне Савуксо на речке Сувксы среди марийцев упоминается имя Бамаш. Очень может быть, что название Мамашира произошло от аналогичного марийского имени.
Вот ещё одно предположение по этому поводу: формант - ма в названии Мамашир можно отнести к финно-угорскому слову ма «земля».
Ещё о проживании марийцев на территории нашего края свидетельствует наличие древних черемисских киреметей.
А по воспоминаниям других людей, старожилов Мамашира, по другой легенде, деревню основали три человека. Они все приехали из древнего Булгарского государства и основались на левой стороне Вятки. Русские и сейчас называют эти места «Булгары». Потом, видимо, из-за наводнения, переселились на нынешнее место расположения деревни. Несколько позже к ним присоединилась ещё одна семья.
Есть ещё одна версия: житель деревни Тан, некогда переселявшейся из Мамашира, Ахмадулла Габидуллин утверждает, что Мамашир основан ещё в 13-14вв. несколькими семьями, приплывшими через Вятку и Бурец. Он считает, что название произошло от имени Мэмэт Шакир – Мэмэшир.
Приведенные ниже строки из очерков историковеда Сабирзянова Г.С. , как нам кажется, близки к точке зрения Габидуллина:
В 13 веке, после завоевания Волжской Булгарии монголами «…наибольшему опустошению подверглись центральные районы. В 30-40-е годы они бежали на правобережье Волги, часть из них ушла в Закамье, на север- в Удмуртию. Сгоняя и удаляя булгар из центральных районов Волго-Камья, монголы на эти земли переселяли кипчаков…
В 1361 году в устье реки Чепцы (приток Вятки), на территории современной Кировской области возникло Каринское ( Нократское) княжество.
Основное его население тогда составляли переселявшиеся с Волго– Камья булгары…».
Может среди них, и были те «семьи из Булгар», которые основали Мамашир.
Аналогичного мнения и Л.Ш.Арсланов. Возникновение финно-угорских топонимов в бассейне реки Вятки происходило, по его взглядам, в пределах XI – XIII вв. – до появления булгаро – татарского населения в этом регионе. С его появлением после разгрома Булгар монголами удмурты и марийцы были вынуждены двигаться в восточные районы Камско-Вятского междуречья, оставив в память о пребывании в Мамадышском, Кукморском и др. районах Татарстана … ойконимы и гидронимы удмуртского, марийского и частично угорского происхождения.
ДОКУМЕНТ ОБ ИЗРАНИИ ДЕРЕВЕНСКОГО МУЛЫ
Ещё указывает на это тот факт, что житель деревни Тамаево Шакиров М. нашёл в своём огороде монету, относящуюся, как нам кажется, к периоду древнего Булгарского государства.
С потерей государственности татарский народ и его культура оказались в совершенно новой исторической ситуации. Не стало собственного государства, которое во многом определяло развитие культуры. Резко сократились мощь, влияние и численность феодального класса у татар. Он вынужденно оторвался от развития культуры, перестал быть главным социальным заказчиком и основным потребителем культурных ценностей. Негативное влияние на татарскую культуру оказывала политика насильственной христианизации.
Таким образом, татарская культура находилась в исключительно сложных политических условиях. Естественным следствием стало усиление религиозного начала в жизни татарского народа как духовного фактора сохранения им своей самобытности. Роль культурной силы взяло на себя мусульманское духовенство. Ислам как религия подвергался гонениям, но это лишь увеличивало его притягательность для народа.
Итак, развитие татарской культуры в 16-17вв. в основном находилось в руках мусульманского духовенства. И в дальнейшем, культура - просвещение (в основном), её история и история религии Мамашира будет рассматриваться в тесном отношении. Это вполне логично, так как в течении нескольких веков духовенство в деревнях – муллы, муэдзины являлись более образованными людьми среди населения.
В конце 16 в. и в Мамашире была медресе-мечеть. Ведение летописи – которая сгорела в 1929 году во время сильного пожара - этому доказательство.
ЛЕС В ОКРЕСТНОСТИ МАМАШИРА
Петровские реформы привнесли новые черты в татарскую культуру и общественную мысль во второй половине 18в.. Среди мусульмански образованной части татарского общества усиливается интерес к светским наукам, литературе, просвещению.
Толчком к переменам в татарской культуре стало появление у татар новых социальных групп - купечества, владельцев мануфактур. Прежнее состояние этой культуры, её исключительно религиозное содержание уже не устраивали новые сословия. Культура должна была теперь отражать общественные изменения.
После реформ Екатерины 2 татарам разрешалось заниматься промыслом, свободно вероисповедаться. И в Мамашире появляются ткацкие станки, новые ремесла - обработка кожи,…
Усиливается интерес к торговле. Некоторые зажиточные крестьяне всерьёз увлеклись ею, даже ехали на ярмарки. Известно, что в конце 18 века жители деревни торговали кожей, мехами и изделиями из шерсти. Загруженных товарами барж по реке Вятке тащили бурлаки. И в Мамашире были купцы. Известно, что братья Гиззатулла и Нигматулла Абдуллины по реке Вятке, Каме и Волге доплывали до Макарьевской ярмарки. А Гиззатулла был купцом второй гильдии, у него даже имелись баржи и бурлаки. По воспоминаниям Шарипова Зарифа бурлаки работали за 7 рублей в месяц . Они три месяца трудились на воде и получали 21 рубль. По тем временам это была значительная сумма, но и труд –то был такой тяжкий.
РЕКА БУРЕЦ В ОКРЕСТНОСТИ МАМАШИРА
Как известно, у татар школы в основном существовали при мечетях. После присоединения Казанского ханства к Русскому государству произошло резкое сокращение количества мечетей. Мусульманские учебные заведения при них фактически были ликвидированы, уровень грамотности татарского народа резко снизился. Лишь после тех же реформ Екатерины 2 стали открываться новые мектебы (начальные школы), и медресе (средние школы). Этнограф И. И.Георги в книге «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, украшений» (1777) отмечал, что у татар во всякой деревушке «имеется особливая молебная храмина и школа».
В конце 18 столетия, в начале 19 го начинает формироваться татарское просветительство. Среди знатных просветителей есть учёный и просветитель Жамалетдин Бикташи – выходец из Мамашира.
Духовные и культурные преобразования в русском мире в 19- нач.20 вв. не могли не коснуться и татарской общественности. И в Мамашире растёт тяга к образованию.
В годы Советской власти, когда Ислам подвергался гонениям, мечети тоже пострадали. Первая мечеть долгие годы служила складом, а в 60-е годы её перестраивают в школу. А вторая мечеть вплоть до конца 90-х годов ХХ века служила начальной школой и получила название среди жителей «мэчет-мэктэп».
Муллы и муэдзины тоже преследовались. Габделбэра Яхина, Абдуллу Мазитова уводят ночью, муэдзин Гизатуллин Габдулла безвести исчезает.
В конце 90-х годов прошлого столетия была построена ещё одна мечеть. Он-то и сейчас служит деревне. Сегодня золотой полумесяц озаряет деревню лучами веры.
В 1993 году в Мамашире найдены и переданы в Национальной библиотеке Татарстана рукописные книги 18в. Среди них, например, была грамматика арабского языка « Китабел-гавамил» (18в.), « Мохтэсарел – викая» (конец 18в.), «Рэунэкыль – Ислам» (Основы Ислама – 19в.), «Дэкаикыль – эхбар». Это говорит о том, что среди жителей было много грамотных, но только они, видимо, умели писать и читать на основе арабской графики. А тех, кто умел писать и читать на основе кириллицы, действительно было мало- 4-5 человека. Среди них были Шэяхмэт и Хажиэхмэт Тухватуллины, Абдулла Мостафин.
Развитию образования жителей Мамашира способствовало Маскаринское медресе. Среди преподавателей – мулл был и выходец из Мамашира - мелла Гатаулла бине Габденнасыйр эл- Мэмэшири.
В годы Советской власти большевики считали просвещение, обучение народа важнейшей задачей культуры. Во времена «культурной революции» первая советская школа в Мамашире открылась в 1918 году и располагалась в старом здании возле мечети. Сейчас его уже нет. Мальчики и девочки обучались вместе, а первыми учителями были Газизжамал апа и Габделбэр абый Нуришевы. Сведения о состоянии обучения сохранились в музее города Малмыжа. В волости в 27 школах первой ступени зарегистрирован 241 ученик. Одна из этих школ работала в Мамашире.
Открываются курсы по ликвидации безграмотности – ликбезы. Вместе с детьми ходили и их родители, у всех было стремление к образованию.
В годы коллективизации из 3-х коммунистов деревни создаётся партячейка, из 17 комсомольцев – ячейка комсомола. В качестве директора учебного дома направляется Гали Хажиев, он и возглавляет его.
В 1934 году секретарём ячейки избирается Сагидуллина Х. Комсомольцы читали лекции, ставили спектакли и концерты. Новый год 1935 года встречали в новом здании клуба .Там же располагалась библиотека, красный уголок, парикмахерская, в том числе и квартира заведующего. Заведующим клуба работал Хусаинов Г., библиотеки –Мотигуллина С.
Открываются медпункт, детский сад, ясли.
В 1928 году татарскую графику переменили на латинскую. А через 10 лет – на кириллицу. В связи с этим снова открываются курсы ликбеза. Сохранилось положение по этому поводу отдела образования Кукморского района: « Заведующему Мамаширской начальной школы Ибрагимову. Кукморский РОНО под Вашу личную ответственность поручает организовать обучение … и приступить к обучению1.10.1940г.
В деревне Мамашир неграмотных 70 человек, согласно новому алфавиту – 419 человек…
Кроме того, усильте обучение призывников к русскому языку и грамоте.
Заведующий РОНО: Петров.
ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ ИЗ МАМАШИРА
Жители Мамашира и сегодня с глубоким уважением вспоминают учителей Габделхак абый и Сара апа Ибрагимовых. Сара апа была награждена орденом Ленина и медалью «За заслуги в образовании».
С давних времён в деревне имелись свои писатели, певцы и музыканты, художники. В их творчествах находят отражение определённые эпохи истории. Первые стихи «Колхоз, алга!» Шарипова Зарифа напечатались в районной газете в 1932 году. Потом в республиканских газетах и журналах, таких, как «Чаян», «Совет эдэбияты», «Очкыннар» и др.
И после войны он продолжает своё творчество.
Наумир Самигуллин, несмотря на преклонный возраст, продолжает писать статьи, очерки, посвящённые политике и экономике. Прошедший через войну, как фронтовик – журналист, он призывает человечество не повторять ошибки истории.
Статьи Шакирова Х. о жизни колхоза, деревни ,стихи не оставляют равнодушными никого из читателей.
Мэликэ апа Шаяхкамова в день открытия памятника в честь погибшим в Великой Отечественной войне прочитала свои стихи. Они отличаются своей простотой, народностью, богатством диалектальных слов.
Наш народ с древних времён богат произведениям с приключенческими сюжетами устного народного творчества. Среди них есть пословицы, поговорки, баиты, сказки, легенды, загадки. Они очень дорогое наследие для истории деревни. В них отражается прошлое, вера в будущее.
Х.Ярми, учёный- фольклорист, однажды, побывав в Мамашире, записал сказку Ш Самигуллина «Оч кугэрчен». Эта сказка внесена в сборник «Татарское народное творчество».Кроме этого, Ш. Самигуллин пишет баиты.
В Мамашире немало культурных деятелей из народа. Представители самодеятельности преклонного возраста – Гали Амадеев, братья Габделфэрт и Бари Закирзяновы, Харис Халиуллин, Шарифулла Шаяхкамов, Шамсия Фаттахова – знаменитые в районе любители. Они стали призерами, лауреатами разных фестивалей, смотр-конкурсов районного и республиканского масштаба.
Например, Шамсия апа стала лауреатом Всесоюзного смотра самодеятельности, посвященного 40-летию Великой Победы, третьего фестиваля Всесоюзного народного творчества, призёршей районного смотра, посвящённого 50-летию Великой Победы. А ведь она – мать 10 детей!
Гармонист Харис Халиуллин стал победителем смотр – конкурса, посвящённого 50-летию Великой Победы.
Равил Нигъматуллин работал учителем рисования – черчения в Мамаширской средней школе. Он же руководил кружка юных художников, ансамбля «Болгар бизэклэре». Его работы «Житмешенче яз», «Бэйрэм почмагы», «Жимешле алмагач шатлыгы» и др. были заслужены большого успеха на выставке художников-самодеятелей республиканского масштаба. Две работы внесены в книгу «Иркен минем туган илем». За заслуги в искусстве он стал лауреатом второго Всесоюзного фестиваля народного творчества, лауреатом Всесоюзной выставки молодых художников.
Р.Нигъматуллин составил календарно-иллюстративный план по урокам рисования в татарских школах. План печатался в журнале «Мэгариф». Ему была присвоена категория «Ведущего учителя».
Наш другой художник, проживающий и творивший в городе Набережные Челны – Махмут Исмагилов. Он создаёт картины, отвечающие эстетическим требованиям, заставляющие зрителей задуматься, радоваться и встревожиться. Они раскрывают его мысли, взгляды к природе родного края. Он пишет картины- пейзажи , натюрморты, портреты. В 1994 году Махмут абый стал лауреатом фестиваля народного творчества организовал в Казани свою личную выставку. Он же зачислен в члены союза художников Татарстана, и ещё пишет стихи.
И в годы так называемого «застоя» в Мамашире не угасла духовная и культурная жизнь. Наоборот, усиливается внимание на качество образования, его усовершенствование. В 1966 году начальная школа преобразовалась в восьмилетнюю. На краю деревни появляется новое здание школы. Строятся мастерская и гараж, открывается столовая. Начал это дело директор школы тех времён Хакимулла Нигъматуллин.
Вообще, за 30 работы Нигъматуллин немало сделал по сближению образования к жизни. В эти годы школе дают трактора, комбайн, автомашину и т.п. Укрепление материально – технической базы даёт возможность открытию в 1996 году средней школы. Сплачивается образованный и опытный педколлектив. А в 1999 году в Мамашире открывается новая общеобразовательная школа, которая и в сегодняшний день выпускает учеников в жизненный путь.
Духовная жизнь также растет. Представляет свои услуги клуб, библиотека. Последняя обслуживает почти 900 человек.
1994 год останется в памяти многих односельчан .В этом году, в день Ураза - байрам открылась новая мечеть. Собралось много народу – односельчан, живших далеко за пределами района, республики. Соединилась нить, оборванная 70 лет назад.
Мамашир – родная сторона, где открылась наша первая речь. В Мамашире – дух наших предков. Наша сегодняшняя деятельность создаёт будущее. Поэтому важно, чтобы наша кыбла должна быть верной!
Наши односельчане отличаются своим трудолюбием.
Гильмутдин Идрисов – один из тех, кто с детства жил в Мамашире и начал свой трудовой путь простым колхозником. В 1947 году 20 летний юноша работал в Прокопьевской шахте. Его шахтёры уважали и полюбили. Идрисова выбрали начальником смены. Его смена находилась в передовых рядах трудового фронта.
В 1967 году Гильмутдину Гайфутдиновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда. Вскоре он избирается депутатом районного и городского Совета.
Его дети пошли по стопам отца - на той же самой шахте добывают уголь.
Нигъматзянова Файма после окончания профессионального технического училища устроилась на завод. Она работала в цехе сбора кассет и перевыполняла план работы в 2 раза.
Ф.Нигъматзянова получила премию лауреата Казанского фотожелатинного завода и награждена похвальной грамотой министерства Химической промышленности СССР, 1980 году Государственной премией СССР.
Её выбрали депутатом Московского районного Совета и членом профсоюза районного комитета по химической и нефтехимической промышленности.
Из деревни вышли много колхозных председателей: Файзрахман Ахатов до войны и после, 18 лет работал председателем колхоза «Электро». В эти годы построен сарай для коров, каменные гаражи, мосты.
Габдулхай Юнусов в колхозе «Урал», Вагиз Вагапов в колхозе «Интернационал» работали председателями и вложили все силы для поднятия колхоза.
Братья Гарифуллины были руководителями в колхозе «Восток» и «Россия». В эти годы были построены сельский дом культуры, школа, аптека и другие объекты. Гафият Гарифуллин является заслуженным работником сельского хозяйства РСФСР.
1957 – 60 годы Галимулла Гарифуллин руководил в колхозе «Электро», потом «Россия».
Галимулла Гафиятуллин был награжден орденами Ленина и медалями. Ему присвоено звание заслуженного работника сельского хозяйства Татарстана.
Илгизар Ибрагимов стал главой администрации Мамаширского района. На сегодняшний день он в другой должности.
Харис Вагапов и Наумир Самигуллин стали директорами средней школы. Вагапову присвоено звание «Заслуженного учителя Татарстана». А Самигуллин - «Отличник Просвещения».
Наумир Самигуллин в своё время занимался общественными делами. Он в 1958 году был выбран заседателем Верховного Суда РТ. Это свидетельствует документ с подписью председателя Президиума Верховного Совета РТ. С.Низамова.
Среди односельчан есть научные работники. Айдар Абдуллин в 1990 году защищает кандидатскую диссертацию. Рифа Харрасова – преподаватель КГУ, кандидат педагогических наук, Ирек Хадиев - научный работник в Национальной библиотеке РТ. Сын полковника Хафизова Шамил Хафизов получил звание кандидат юридических наук. Расих Гатауллин работает в научно – исследовательском институте в Ульяновске.
Географическое положение.
Деревня Мамашир находится на севере Кукморского района Республики Татарстан.
Деревня граничит с Кировской областью.
Экономико – географическое положение деревни благоприятное. Важную роль в экономических связях играет автотранспорт.
Рельеф.
Основные формы рельефа представляет собой возвышенную равнину с абсолютными высотами 175 – 200м. Глубокая эрозионная расчленённость, наличие крутых, обнажённых склонов, ведение неправильной распашной вызывает активизацию водно – эрозионных склоновых процессов, приводящих к образованию оврагов.
В общем рельеф благоприятен для размещения населённых пунктов и сельскохозяйственного использования территории.
Геологическое строение.
Геологическую основу рельефа создают верхнепермские образования.
В тектоническом отношении территория приуроченное Татарскому своду.
Глубина залегания фундамента 1550 – 1600м.
На территории Мамашира имеются месторождения известняка. В настоящее время известняк используется в качестве строительного камня при строительстве автомобильных дорог.
Климат.
Для Мамашира характерен умеренно – континентальный климат с тёплым летом и умеренно – холодной зимой. Он формируется в основном под влиянием западного переноса воздушных масс. Воздушные массы, тёплые и влажные, смягчают местный климат. Внедрения холодного воздуха происходит из Арктического бассейна. Зимой происходит вторжение холодного континентального воздуха умеренных широт. Тёплый, тропический воздух поступает с юга – запада, юга, а летом с юга – востока. Вторжения воздуха с севера и востока зимой приводит к малооблачной погоде с морозами.
Средняя температура января – 14 С. Однако морозы могут достигать и -30 С -40 С, но это наблюдается редко. Зима длится около пяти месяцев дата устойчивого образования снежного покрова. Продолжительность периода со снеговым покровом равна 155 дням. С начала второй декады ноября и до конца марта количество зимних осадков достигает
Продолжительность весны ограничивается в среднем двумя месяцами. Похолодание вызывается вторжением арктического воздуха из области северного Ледовитого океана. Этим же обуславливается весенние заморозки как на почве, так и в воздухе, которые приносят огромный вред народному хозяйству. Самые поздние заморозки наблюдались 29 мая. В весенний период иногда бывают вторжения прогретого воздуха из районов Средней Азии, которые почти всегда вызывают сильные засухи.
Продолжительность летнего периода около трёх с половиной месяцев. Безморозный период длится в среднем 130 дней. Средняя продолжительность вегетационного периода 175 дней, его средняя температура + 14,5 С. Средняя температура июня равна + 19 С.
Деревня испытывает недостатки в осадки в весенний и летний периоды. За первую половину вегетационного периода, с мая по июнь, количество осадков составляет до
Осенние заморозки начинаются обычно в конце сентября и очень редко бывают во второй половине августа.
Среднегодовая температура +2, 3 С. Абсолютный максимум осадков приходится на июль, минимум – на январь. Число дней с осадками – 150.
Климатические условия Мамашира благоприятны для многосторонней производственной деятельности населения, для произрастания культурной и древесной растительности.
Растительный и животный мир.
Преобладающую часть деревни занимают сельскохозяйственные земли, на месте бывших лесов в нашей территории растут ель, сосна, дуб, липа, берёза, осина. Из кустарников – черемуха, калина.
Животный мир предоставлен обитателями лесной зоны. Здесь можно встретить лося, кабана, белку, лисицу, зайца, бобра, куницу.
^ Обряды и обычаи, национальные праздники
У народа каждой национальности есть свои песни, музыкальные инструменты, своеобразные праздники. Они – вечные спутники, опора, радость и отрада этого народа. В них накоплены мудрость, чистосердечность, нравственность, красивые обычаи и всё лучшее. Поэтому невозможно представить будущее и судьбу народа без родного языка, национальных праздников, традиций и нравов.
В Мамашире среди старинных обычаев можно выделить омэ – помочи. Помогают друг – другу родственники и соседи во время сенокоса или строительства дома. Также помогают убирать урожай, накосить сено для скотины семьям, где оставались только женщины и дети. Помогают старым людям справиться с домашними делами.
Осенью собираются на праздник «Каз омэсе». Поздней осенью наступает время забивать на зиму гусей, а с этими делами много хлопот: нужно ощипать и выпотрошить забитую птицу. Тогда хозяева собирают помощников для работы. Во дворе, полянке, возле избы собирается молодёжь, среди них – обязательно гармонист. С песнями, шутками дружно заканчивали это трудное дело. А потом хозяева угощают всех гусиным Бяликом, блинами, лапшой.
Были и другие причины для взаимопомощи. Также старались помочь старикам весной – вспахать пашню, осенью – убрать урожай. Да дров на зиму заготовить.
Много народных праздников, справляемых в Мамашире, идет из очень давних времён. Например, жыен. Так назывался старинный и любимый праздник. А проходил он очень просто, сердечно и тепло. Жыен – это сбор, собрание людей. На него собирались близкие и дальние родственники, хорошие знакомые. Один раз в год они большими семьями съезжались на несколько дней погостить в деревню. Приезжали повидаться своими радостями и печалями. Взрослые собирались посидеть за столом, а хозяева угощали, чем могли. Гости тоже всегда привозили с собою гостинцы и подарки. Пока взрослые беседовали за столом, молодежь отправлялись гулять. Здесь шло своё веселье, каждый показывал свои таланты: кто пел, кто играл на гармошке, а кто соревновался в силе.
Также праздновались Чэчэк бэйрэме, Жилэк бэйрэме.
У татар традиционным народным праздником является Сабан туй – праздник весенней пашни, сева. Это самый большой и любимый праздник . Он идёт ещё из далёкой древности, от язычников – булгар. Верили тогда люди, что землю надо ублажить, попросить, чтобы она дала хороший урожай, тогда будет много хлеба. И вот ранней весной, чуть только сойдёт снег, устраивали Сабантуй. Прямо в поле варили кашу и вместе с яйцами и зерном закатывали её в землю, чтобы земля стала доброй и щедрой.
Прошли столетия с тех давних пор, а праздник сохранился м дожил до наших дней. Только проводиться стал летом, да и обычаи стали другими.
Как же празднуют Сабантуй в Мамашире?
Готовятся к празднику с самой осени, весь год, всю зиму молодёжь ждёт его, чтобы показать свои таланты. Девушки вышивают награды для будущих победителей на празднике. С самого детства садится девочка на вышивание, а когда становится постарше, умеет быстро и красиво вышить любой узор на полотенце. Много нужно полотенец и платков для праздника, вот и трудятся длинными зимними вечерами девушки.
Юноши целый год набирают себе силу, развивают ловкость и смелость. Не только работа делает их сильными, а и специальная подготовка. Они помногу раз поднимают мешки и камни, еще для силы перед праздником едят много яиц и мёду.
За несколько недель до праздника молодёжь собирает подарки для победителей на Сабантуе. В самый канун праздника на паре лошадей с украшенной сбруей и бубенчиками по деревне проезжают юноши. И, наконец, наступает день праздника. Главные и любимые соревнования для джигитов – корэш – проходит на специальной площадке – майдане. Первыми начинают борьбу мальчики младшего возраста, потом – постарше, а уж после этого – взрослые. Победителю дарят самое красивое полотенце и барана. В древности считали, что он оберегает человека от злой силы.
На празднике много и других соревнований, такие, как: скачки на конях, прыжки в длину и в высоту, перетягивание каната, бег с яйцами и т.п..Очень любят смотреть на шуточные соревнования. Вот бегут двое на трёх ногах. А эти выстроились в ряд и готовы к бегу в мешках. Очень трудно удержаться с мешками на бревне, да ещё при этом побороть другого. Вот стараются попасть длинной палкой в горшочек и разбить его. Вокруг стоят болельщики и смеются, подбадривают.
А попозже наступает время певцов, музыкантов и танцоров. Веселят народ своей музыкой и песнями гармонисты и певцы. Возле майдана женщины расстилают скатерти и раскладывают угощения. К татарам на праздник сходятся из русских, марийских деревень, веселятся все вместе.
Любим праздник Сабан – туй и сегодня.
Также у нас справляют праздник «Науруз». Он праздновался ещё в древности у тюркских и восточных народов каждый год 21 марта – в день весеннего равноденствия, как новый год (по восточному календарю). В некоторых государствах, скажем, в Турции, Туркменистане, Казахстане он проводится в качестве официального общегосударственного праздника.
Самый главный из многочисленных обрядов праздника – это выборы Нэурузбикэ. Выбирают самую красивую, умелую, ловкую девушку и объявляют её виновницей праздника – Нэурузбикэ. Ей задают разные вопросы и верят, что от ответов зависит приход весны и лета, и вообще, каким будет весь год.
Осенний праздник «Сомбелэ» тоже напоминает праздник «Науруз». И там выбирают самую умелую, проворную девушку и наряжают. Ей тоже задают косвенные наводящие вопросы о предстоящей осени и зимы. Надо отметить, Наурузбике может быть и брюнеткой, но Сомбелэ должна быть светловолосой, ведь она символизирует золотую осень, колосья. «Сомбелэ» означает желтоволосую девушку, а «Сомбел» - по-арабски «Гиацинт», «колос» и т.п..
Кроме названных и описанных выше народных праздников, существуют такие, как «Килен тошеру», «Балага исем кушу».С
Этнография Мамашира
Этнография Мамашира свидетельствует о его длительном и самобытном развитии.
Значительным было воздействие на формирование этнографии нашего края окружающего его с севера и запада финно- угорского мира – мари, удмуртов, мордвы и др. Этнографы считают, что многие особенности материальной и духовной культуры татарского народа развились именно под воздействием этого мира.
Почти тысячу лет находятся в самом тесном контакте с русским народом и его предками татарский народ и его предки.
Как отмечают исследователи, татары под влиянием русского народа «развили огородничество, переняли целый ряд предметов домашнего обихода и одежды: стулья, столы, вязаные чулки и др.».
Вместе с тем нельзя забывать и об обратном воздействии материальной и духовной культуры нашего народа и его предков на культуру других, вышеназванных народов.
Общая характеристика материальной культуры
Традиционная материальная и духовная культура Мамашира является общей для всех татар, живших в соседних деревнях. Население деревень является устойчиво – оседлым с развитием земледельческо-скотоводческими традициями в сельском хозяйстве и прочными навыками в различных ремёслах и промыслах. Земледелие всегда имело зерновое направление, традиционным был и состав земледельческих культур - пшеница, рожь, ячмень и просо.
Скотоводчество у населения издавна носит подсобный характер и имеет мясо – молочное направление. Любовь к коню, умелая обработка скотоводческих продуктов – кожи, шерсти, заготовка впрок мяса и молочных продуктов свидетельствуют о сохранении у них древних скотоводческих традиций.
Ремёсла
Несмотря на запрет татарам в 16-18вв. заниматься ремесленным, особенно железоделательным производством, сохранялись другие ремёсла – деревообрабатывающие, сапожно - ичижное, валяльное, ткачество и т.п. – уходящие своими корнями в более раннее время. И сегодня в Мамашире многие зарабатывают на жизнь своими ремёслами, такими как валяльное, деревообрабатывающее. Например, делают на заказ наличники разной формы, они украшают окна многих домов Мамашира. Значительным было число Мамаширцев в торговле.
Усадьбы и подворья
Признаком прочной оседлости татарского населения является его жительство в длительное бытующих на одном и том же месте селах и деревнях.
Как и все татарские деревни, и Мамашир имеет много зелени. В расположении и планировке усадьбы в Мамашире наблюдается своеобразие. Деревня в основном состоит из 8 улиц: «Тубэн оч», «Югары оч», « Аргы тау башы», «Бирге тау башы», «Аръяк урамы», «Яшьлэр урамы», « Мэктэп урамы», «Яна урам» и множества переулок. На некоторых улицах дома вставлены по линии улицы, на других – вставлены несколько в глубине усадьбы и отделены от улиц глухими заборами. Дома обычно построены из брёвен с двускатной крышей.
Пища и блюда
Пища жителей Мамашира характеризовалась особенностями, присущими, с одной стороны, для оседлого, а с другой – для земледельческого – скотоводческого населения. Широко распространено выпечка хлеба из квашеного теста. Характерны мучные и крупяные заправки супов с применением овощей, печеные различные изделия – пироги с разной начинкой, перемечи, блины и т.п. Наряду с этими известно приготовление мучных изделий впрок – чак-чак. Вторая основа пищи – мясо – молочные продукты. Наиболее популярные среди них – мясо крупного и мелкого рогатого скота и птицы – гуси, куры. Известны способы изготовления мяса впрок: соление, копчение.
Любимыми блюдами являются бялеши, перемячи, чак-чак.
Бялиш – это печёный в печке в сковороде высокий пирог с такой начинкой: рубленое сырое мясо, картофель и лук, нарезанные мелко. Перемячи – пироги с открытым верхом с картошкой или творогом.
Молоко употребляется больше для варки каш, супов, а также изготовления молочных продуктов – кислого творога, сухого или выпаренного творога – корта, сметаны, квашеного молока – катыка, айрана, масла.
Наиболее лакомым является мед, а сочетание мёда и масла (бал – май) – ритуально праздничное блюдо. Известна практика заготовки варенья и впрок ягод, особенно приготовление сухой пастилы – как.
Одежда
Одежда издавна сохраняла свои особенности, характерные преимущественно для тюркоязычных народов.
Шилась она из сукна, холста и покупных тканей. Основой мужской и женской одежды был кулмэк. Женская рубаха была длиннее мужской и имела пришивной подол – «итэк».
Поверх рубахи надевали камзол – жилет с короткими рукавами и без рукавов, или казакин – жилет с длинным рукавом. Верхней одеждой были бишметы с низким воротником, а также длиннополые чекмены и чапаны. Обязательным атрибутом рабочей одежды, как и мужчин, так и у женщин был фартук – алъяпкыч, ставший после частью выходной девичьей одежды.
Необходимой принадлежностью одежды была обувь кожаная, лыковая и валяная. Кожаная обувь была преимущественно с мягкой подошвой – читек, чувяки, нередко с аппликацией и расшивкой. Зимней обувью являлись валенки (киез итек) или глубокие валяные галоши (киез ката), надевавшиеся поверх ичиг.
Разнообразными были головные уборы. У мужчин широко распространены тюбетейки и шапки – бурек. Основным головным убором женщин был платок – яулык: нижний из легкой ткани и верхний, вязанный из шерсти – шаль.
Украшения
Разнообразными были украшения женщин. Широко распространены головные украшения – накосники (чулпы, чэч тэнкэсе), серьги, ожерелья (муенса) из бус. Монетами расшивались шейные и нагрудные украшения – нагрудники (изу), застёжки (каптырма) и т.п.. Значительной популярностью использовались браслеты (белэзек).
Жилище и его интерьер
Обстановка интерьера жилища была представлена длинными нарами, являвшимися универсальной мебелью: на них отдыхали, ели, работали. Наряду с ним для сна использовались деревянные кровати, помещавшиеся в углу у входа.
Особую живописность интерьеру жилища придавала декорировка стен, простенков, углов и т.д. матерчатами украшениями ярким цветовым колоритом, ткаными и вышитыми полотенцами, салфетками, молитвенниками. Спальные места огораживались занавесью (чаршау, чыбылдык). Наряд избы дополнялся навешанной на перегородку праздничной одеждой, настланными на нары и на полу коврами, дорожками.
Архитектура
Наполненный за много веков богатый строительный опыт особо выразительно проявлялся в приемах внешнего архитектурно– дрмления жилищ. Байские дома украшались резным и накладным орнаментом. Иногда дополнительную архитектурную выразительность жилищу придавали устройство балкончиков, оформленных фигурными столбиками, решёткой. Особо вычурно оформлялись наличники, плоскость фронтона, карниза. Мотивы резных узоров были разнообразны, составлялись из набора растительных и геометрических фигур.
Семья и семейный уклад
В Мамашире в основном господствовала малая семья, хотя и существовали большие семьи из 3 –4 поколений. Семья была основана на патриархальных принципах, существовало избегание женщинами мужчин. До начала ХХ века браки совершались в основном по сватовству, хотя были браки убегом и случались похищения девушек.
Язык
Татарский разговорный язык подразделяется на три диалекта: западный (марийский), средний (казанско – татарский) и восточный (сибирско-татарский). Средний или казанско – татарский диалект распадается на ряд говоров, характерных для групп казанских татар. Среди них выделяется следующий говор, который относится к нашим краям: закамский, распространённый в бассейне реки Вятка и до бассейна реки Ик на востоке.
Наш язык формировался вместе с народом – носителем этого языка в тесном общении с другими языками, как родственными, так и неродственными. Он испытал определённые воздействие финно-угорских (марийского, удмуртского), славяно-русских языков. Длительное сосуществование с русским народом, тесные взаимосвязи привели к тому, что в наш язык вошло много славяно-русских заимствований, особенно в области ремёсленной, хозяйственной и торговой лексики.
Топонимика и антропотопонимика
Деревня Мамашир расположена на берегу реки Бурец.
Река, изгибаясь и изгибаясь на своём пути, течёт к главному берегу– Вятке и является её правым притоком. В бассейне реки расположены до 30 деревень.
Точной формулировки и объяснения этимологии названия реки не существует. По этому вопросу рассматриваются 2 версии. Профессор Г.Саттаров в своей книге «Атамалар доньясына сэяхэт» подчёркивает, что название произошло от изгибов реки: « борылып, бормаланып» - бор, бор.
А другую версию рассматривает Ф.Гарипова. В своей работе она относит название к этнониму «боре, буре».
З.С.Шайхетдинов формант бир/ бор связывает с финно-угорскими языками, и это означает слово «река».
Близ деревни и на краю его существует множество речушек, озер, ручеек. Например, «Дунгыз Елгавы» - приток реки бурец. Речка течёт около свинофермы, поэтому так и называется.
Через поле «Янык басуы» течёт маленькая река, а через «Алан басуы»- маленький ручей. Раньше здесь ночевали путники.
Есть ещё маленькие речки «Чирай, Шэрбэн, Кэби, Аракы». Первые три связаны с именем человека. Например: Сиражи – Сирай – Чирай. В татарских деревнях часто встречаются люди с фамилиями Сираев, Чираев. Название Шэрбэн связано с именем Шахимэрдэн или Шэрифжан. А этимологические версии по названию Аракы нам не известны. Ходят слухи, что здесь когда – то изготовляли самогон – аракы. Речку, отделявшую «Тубэн оч» от «Югары оч» называют «Усман елгасы». Жители рассказывают, что в зарослях около реки прятался беглец по имени Усман, а потом он наложил на себя руки. Кем он был, никто не знает. Река разветвляется и отделяется от него « Баткак елга». Украшают деревню «Бай чишмэсе, Болын чишмэсе» - родники. Первая сейчас называется «Мир чишмэсе». Компонент «Мир» означает общий ,для всех жителей. Раньше здесь жил «бай». Компонент второго «болын» означает, что родник бьёт на луга. Когда – то за огородами у жителей улицы «Тубэн оч» струились родники. «Рамазан чишмэсе» - один из них. Название связано с именем человека, хозяина огорода. Связанные с реками названия ещё есть ,например, на лугу есть речка без воды «Иске инеш», «Кызыл яр», « Яшелчэ боясе», «Хэмэт боясе».
Есть названия, которые даны в связи с формой географической единицы. Например: «Кыек басма юлы» расположен над рекой за огородом Рамазанова М. Когда – то около ферм раскопали колодцы для воды. Сейчас их нет, но название «Кое рэте» осталось. Кроме названных существуют сухие, безводные речки, овраги.
Ивняк, расположенный на берегу реки Бурец носит название «Алпавыт таллыгы». Здесь были земли помещика Василия Булыгина.
Нет людей, не знающих мост «Шэмэй купере», построенного через речку. Название могло произойти от имени человека Шэмгун, Шэмэй, Шэмун. Остальные мосты расположены то в поле, то на лугу. «Таш купер» - от слова «каменный», «Арык купер» от того, что здесь, на лугу огород поливали с помощью арыка. Когда – то был и «Саз купер» - от слова «болото».
Жители привыкли называть улицы названиями, дошедшими до нас издавна: « Тубэн оч, Югары оч, Аргы тау башы, Бирге тау башы, Яшьлэр урамы, Яна урам, Мэктэп урамы, Аръяк урам». Последнюю называют также «Чукрак урам», потому что улица расположена в глухой стороне, за кладбищем.
Дорожить названиями, которых оставили нам жившие до нас – качество, присущее татарскому народу. Это отражается в названиях переулков. «Пэрки тыкрыгы» - один из таких. Переулок назван именем Фэрхижамал эби, жившей на этом месте. Переулок «Картаймас тыкрыгы» начинается с дома Зиганшина Г.. Здесь жил всегда весёлый, не унывающий человек по прозвищу «Картаймас» - «не стареющий».
Мамашир богат названиям гор – возвышенностей. «Камай тавы» происходит от имени Мохэммэтжан – Мокамай – Камай. Начинается он с дома Мухаметзянова Р. На другом конце деревни есть возвышенность, названная «Эртил тавы». До Великой Отечественной войны здесь располагался валяльный артель. Есть ещё «Салам тавы» (от слова солома), «Гобэй тавы, Батырый тавы». Два последние связаны с именем жителей: Батыргали- Батырый . Горка «Вэйлэ тавы» - около дома Валиуллы, поэтому так названа. Жители помнят горку «Бай тавы». Как видно из названия, здесь жили богатые – Нигъматулла бай – один из них. Возвышенность улицы «Югары оч» называют «Тубэ уре», потому что она похожа на крышу.
Очень близки к сердцу названия полей, где наши предки работали в поте лица. Есть поле «Кортлык басуы», где раньше распологалось пчеловодство колхоза. Его заменил «Алан басуы», где, видимо, была поляна.
Когда - то геодезисты на поле поставили вышку. Сейчас вышки нет, но поле осталось под названием «Каланча басуы». (Каланча – вышка). От названия полей есть ещё «Кашлак басуы». Название берёт начало от ската горы. (Кашлак – косогор).
В Мамашире всегда не хватало земли, поэтому народ в 1920 – 1921гг. стали переселяться на земли за рекой Вятка. Так появляется «Мэмэшир пучинкэсе» - починок в
В Мамашире живут простые, чистые душой люди. Народ терпеливый, добродушный к чужим , и в горе, и в радости вместе. Вместе с тем, народ прямолинейный. Как в каждой деревне имеются прозвища, так Мамашир тоже не отчужден от этого. Прозвища даются в связи с какой-нибудь историей, веселым событием, характером данного человека. В Мамашире существует прозвище «Йомры». Оно охватывает целое поколение. Самый старший из них сегодня – Шэрифулла абый. Историю прозвища объясняет сам: « Однажды наш дед Шахиэхкэм вместе с соседом поехали на ярмарку в Малмыж. Дед купил дюжину чашек. Кармана у него, видимо, не было, и он сунул их за пазуху. Домой шли пешком. Когда подошли к мосту, одна чашка упала, но не разбилась, а покатилась в сторонку. Дед обрадовался: «Хотя и упал, но йомрым не разбился». ( В Мамашире чашку называют диалектальным словом– « йомры» ). Сосед, когда дошли до дома, рассказал всем. Отсюда и пошло прозвище и оно перешло на пятое поколение.
Ещё одна интересная история. У Халита было 4 сына: Габит, Ввхит, Гэрэй и Жихангэрэй. Он хотел оставить в коренном доме Гарая и сказал ему: «В коренном доме я решил оставить тебя.» . От этого осталось прозвище «Куренный», а сократившись перешло к внуку Харису. Его так и называют «Курен Харис».
Некоторые прозвища отражают характер, качества человека . Нигъматзян всегда следил за собой, ходил чистым, одевался опрятно. И сам был красивым. Вот и ему досталось прозвище «Кылтын Нигъмэтжан».(«Кылтын» – кокетливый). В деревне и сейчас вспоминают Абдуллу по прозвищу «Вэзем». Он всегда делал работу аккуратно, с точностью, с порядком. Вот поэтому ему дали прозвище «Вэзем Абдулла». Кроме этих есть прозвища «Угез , Кэжэ, Толке , Урдэк , Тавык, Чаян» и др.. Они показывают хитрость, ум, ловкость, бойкость и другие черты характера человека.
На основе некоторых прозвищ лежит глубокий смысл. В них отражаются сильный дух и другие, присущи народу качества. В древнем тюрко – татарском языке «Бокэй» означает слово «богатырь, герой, патриот». это слово превратилось в прозвище Мухлисуллина Ш.,его детей и внуков. В действительности эти люди так же трудолюбивы, умеют за себя постоять.
Живут в Мамашире ещё люди с прозвищами « Кукыр , Пэтрэч, Камай, Сукмай, Чукай, Чапай, Эблэй , Абытый и др. В деревне человек и его прозвище – явление не новое,а принято как должное. Прозвища – это вестники истории, они обогащают наш язык.
^ Исторические места и памятники
Арлар кирэмэте
Если взглянуть на исторические карты, относящиеся к древним временам, например: на карту Антония Дженкинсона (1562г.), «Хазарский каганат в Х веке» (по Гумилёву Л.Н.) , «Киевская Русь и его соседи в 10 – 13вв.» (по Рыбакову Б.А.) , «Карта Восточной Европы в 15 – 16вв.» (по Худякову М .Г.), то можно увидеть, что на территории нынешней нашего района проживали черемисы (мари). Вот что пишет по этому поводу историк, М.Худяков в своей работе «Очерки по истории Казанского ханства» : «Целый ряд татарских селений в пределах Бурецкого района ( волости Сардыкбашская и Кошкинская) имеет жителями отатарившихся вотяков и черемис, принявших мусульманство и татарский язык в эпоху Казанского ханства».
По словам некоторых старожилов, в далёком прошлом на месте сегодняшней улицы Мамашира «Югары оч» действительно жили черемисы. Деревня называлась «Тюненгир» или « Тунигер». И сейчас иногда, жившие по соседству марийцы так называют нашу деревню . Мы определили, что компонент «энгер» - на языке финно – угоров означает слово «речка» или «ручей». А формант тюр – тур означает «край», «берег» или можно отнести к удмуртскому звукоподражательному слову тёр «падающая струйка жидкости», т.е. « река,текущая струйками, может быть, пенистая река»,а ещё может быть , формант тун/туник – «молодая поросль лиственного леса». От всего этого получается , что название означает «берег реки, река в лесу» и т.п. Когда на эти земли стали переселяться наши предки ,они вытеснили коренных жителей. Но существует мнение , что от них в Мамашире осталось кладбище, место захоронения, получившее у жителей деревни название «Арлар зираты» или «Арлар кирэмэте». Кладбище находится приблизительно у речки между улицами « Югары оч» и «Аръяк урам».
В давние времена черемисы приезжали один раз в год в дни своих языческих праздников и устраивали свои церемонии – подвешивали черепа скотов на кол и исполняли культовые обряды. Верили, что после этого все беды обходили стороной домашнего скота.
И в наши дни, если у кого – нибудь заболеет скот, его сводят к этим местам. Они, услышав доносящиеся крики измученных мертвецов или по другой причине, выздоравливают. Вот так вспоминают старожилы. Они не советуют вечером одному приходить сюда.
Время беспощадно уничтожает всё, что когда – то существовало и расцветало. Вот сейчас все, что осталось от наших сожителей – это маленькие камни у реки с какими – то знаками, напоминающие об этой жизни.
Бай тавы
Есть в Мамашире горка, называемая «Бай тавы». От чего же произошло название, и кто тут жил?
Старые жители Мамашира говорят, что между улицами «Югары очи «Тау башы», на горке, раньше был расположен дом бая. Действительно, здесь жил Нигъматулла бай Абдуллин. Дом у него был очень большой: двухэтажный, нижняя часть – из камня, а верхняя часть – из дерева. Кроме дома, у него было много амбаров, дом для гостей, колодец, мельница, несколько магазинов , большой яблоневый сад и огород, 6 коней и т.п.
Сам Нигъматулла бай был купцом 2 гильдии, занимался торговлей и ездил на ярмарки. И говорят, что был такой образованный, что мог даже разговаривать с самим царём. Он содержал бурлаков , так как у него были свои баржы. У него были 2 жены: Эсма и Бикэ, но детей не было, и когда умерла его сестра и её дети остались сиротами, он взял их к себе на воспитание. Их было трое : Закир , Шакир и Сабир. Но в дальнейшем остался только Закир ,а остальные разъехались. В годы Советской власти ониподверглись раскулачиванию и отсылке из деревни. А дом бая использовали в разных целях : здесь располагались сельский совет ,медпункт и др.
Говорят, что в годы гонения ,заранее почуяв ,бай закопал своё богатство на землю у дерева , где в полдень тень этой липы падала. И кто-то из детей , позднее, когда –то приехал и выкопал этот клад ,осталась только небольшая яма на этом месте. Сейчас ничего не осталось, что напоминало бы о бурлившей когда – то жизни - только одинокая липа и яма – низменность от дома.
Изгелэр зираты
Деревня Мамашир граничит с Кировской областью. И на пути, ведущей в Мамашир, первой встречается маленькая деревня Янгулово, жителями которого являются марийцы. Чуть не дойдя до деревни есть кладбище, не имеющее ничего общего с сегодняшними жителями Янгулово.
В прошлом деревню эту основали татары, а кладбище принадлежит им. Старожилы Мамашира говорят , что когда татары переселились в деревню Маскара (Ишменево), марийцы переселились в Янгулово. Вот таким образом теперь здесь живут только они.
А в кладбище похоронены святые люди, значит, исламские добродетели, от этого и осталось название « Изгелэр зираты». Среди них упоминают видных лиц того времени – отца меллы Ибрахима бине Хужаш.
Мелла Ибрахим бине Хужаш вместе с ахуном Мохэммэдрэхимом путешествовали на Кавказ и получили образование от меллы Гали эфэнде
Эш – Ширвани и других знатных высокообразованных лиц. Вернувщись в 1780 году в родные края, мелла Ибрахим бине Хужаш служил имамом сначала в деревне Утар, потом – в Яна Кишете.
Существуют мнения, что здесь ещё похоронены сам Мохэммэдрэхим ахун и мелла Габдулла бине Яхъя бине Мэхмуд бине Мэксуд бине Солэйман Эл – Чиртуши.
В деревне Янгулово когда –то жил мелла Мэсгут бине Мохэммэт , который наставником многих других мелл. После смерти, он также был похоронен здесь, в кладбище « Изгелэр зираты».
Среди воспоминаний, записанных от жителей Мамашира , встречаются сведения, что здесь похоронены турки, попавшие в плен во время военных действий. Но эти сведения ничем не доказаны и необоснованы.
Но вопреки этому отрицанию, произошло одно событие : в 1993 году, в дни Ураза – байрама, гости из Турции совершили молитву в кладбище « Изгелэр зираты».
Никогда ничего нельзя отрицать, всё может случиться , ведь это – история , таинственная и неповторимая. Несмотря на то , что много лет прошло, много воды утекло с тех пор, но наш народ никогда не забывает о своих наставниках , потому что они издавна считались святыми .Над их могилами сейчас стоят столетние дубы.
Электрическая станция
В 1957 году в Мамашире начинает работать электрическая станция. Она работала на дизельном двигателе. Первыми начавшими здесь работу были Гильманов Гарифулла и его помощник Гильмутдинов Гафур. Станция снабжала электричеством всю деревню. Сначала был заключён контракт с Казанским «Сельэлектростроем». В это время в колхозе было 5 автомашин, и все они были втянуты в это дело.
Здание построили из камня а внутри оставили трактор (т – 54). Свет давали с 4 –х утра до 11 – и вечера, перед выключением 3 раза сигналили а потом выключали. Каждому хозяйству разрешалось пользоваться двумя – тремя лампочками (точками). Станция работала до 60 –х годов.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО
Арсланов Л.Ш. Исследования по финно – угристике.- Елабуга, 2001.
Бикташи Жамалетдин. Фазаилеш – шохур яки саваплы гамэллэр – Казан : Татарстан яшьлэренен «Иман» мэркэзе нэшрияты,1994. – 112б.
Бэйрэмова Ф. Урыс халкынын боек улы// Мирас, 1995,№3 – 144б.
Гарипова Ф.Г. Татарстан гидронимнары сузлеге.Икенче китап – Казан : Тат. кит. нэшр.,1990, - 192,281,319б.
Гарипова Ф.Г. Татарстан микротопонимнары сузлеге. Беренче китап.Казан : Тат.кит.нэшр.1992, - 18,22,34,53б.
Гарипова Ф.Г. Татарстан микротопонимнары сузлеге.Икенче китап.Казан : Тат.кит.нэшр. ,1993 – 51,73,98 б.
Гарипова Ф.Г. Татарстан гидронимнары сузлеге.- Казан : Тат.кит.нэшр. ,1984 – 39б.
Исмагыиль Нэжип. Жэмалетдин Бикташи.Фазаилеш – шохур // Идел, 1992, 20 ноябрь.
Саттаров Г.Ф. Татарстан АССРнын антропотопонимнары (Татарстан авылларынын исемнэре) – Казан : Казан университеты нэшрияты, 1973, 121 – 122б.
Шэрифуллин Н.Ш. Гасырдан – гасырга, буыннан- буынга.- Казан : Милли китап, 2000.
Юсупов Г.В. Введение в булгаро – татарскую эпиграфику .- Москва– Ленинград,1960, с.27.
_
- Татарстан:
- Тэги:
- 13548 просмотров
Комментарии
Коментарий
Молодцы, бик күп материал туплагансыз!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
к сожалению...
спасибо!
но к сожалению нормального краеведческого сайта по Татарстану до сих пор нет,
и скорее всего не скоро будет.
так как особо он никому не нужен, все заняты своими делами.
Минкульт и Минтуризма заняты тем, что находится около Казани, что и так всем известно и раскручено.
а вот восток республики - мало кому известен.
Поправка к фото
Пятое по счёту фото (после предложения "Поэтому нам предстоит большая работа по изучению этой и ещё других рукописей М.Г.Худякова, которые хранятся в краеведческом музее г. Малмыжа.") - это вид на деревню Верхняя Тойма Вятско-Полянского района Кировской области, год съёмки примерно 2007-2012 (еще в целости комплекс зерносушилки и КЗС). Сейчас рядом с этим местом восстановленная ферма Котельникова и Медведева. Примерная точка съёмки 56.257884, 50.901678, направление восток-юго-восток.
Фото "Лес в окрестности Мамашира". Лесов на правобережье Вятки рядом нет. Данное фото скорее всего с левобережья Вятки, при зимних заготовках леса. Дорога туда прокладывалась через луга у села Старый Бурец с выходом на другом берегу либо прямо напротив села, в дальнейшем, (с образованием острова напротив и ниже по течению, что привело к образованию протоки с сильной стрежью), немного выше села у выхода протоки Старая Вятка (по карте верхняя оконечность озера Окунёво). Судя по виду леса, фото сделано на участке Барского леса именуюмое БОлгары. Примерные координаты 56.387435, 50.943375.
Интересный у Вас сайт.
Поправка к фото продолжение
По поводу топонима БОлгары. Это местное название, никак не связанное с новомодными течения в истории подгонять под нужную идею (не уподобляться украинско-бандеровким историкам, нятягивающим выдумки с культивированием исторической лжи для провоцирования как минимум обиды). Название использовалось в лесничестве, которое занималось охраной и воспроизводством Бурецкой сосны - местного подвида (можно сказать сорта) этого хвойного с интенсивным ростом, но при этом с качественной древесиной, плотной, сравнимой с соснами, растущими в резко континентальном климате Сибири. Сейчас, к сожалению, работы по этой уникальной породе свёрнуты (официально всё закрыли в 2007г), в СССР работы велись под госконтролем, профессорами Московской и Воронежких лесных академий. Со смертью старых профессоров и было закрыто финансирование, продана база (дом экспедиции), закрыты рабочие места местных лесников. В последующие годы происходила вырубка этих уникальных генетических резерватов. Отдельные деревья - более 40 м деловой древесины. Много леса ушло под шумок выделения помощи погорельцам из Нижних Шуней.
Никаких поселений на этом месте не существовало (по современным сведениям), были только лесные заимки с пасеками и заготовкой сена.
Отправить комментарий