Деревня Боламык

 Деревня в Сармановском районе, на р. Мензеля, в 5 км к югу от пос. Сарманово.
На 2000 г. - 28 жителей (татары).  Полеводство, овцеводство.
Основан в 1-й половине 18 в. В дореволюционных источниках известна также как д. Акимбетово. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, работали по найму в помещичьих имениях. В конце 19 в. земельный надел сельской общины составлял 488,7 дес.  

 

Деревня Боламык

В переводе с татарского это слово означает  - 
1. болтушка, мешанина (кушанье). 
2. перен мямля, размазня.
 
До 1920 г. посёлок входил в Альметь-Муллинскую волость Мензелинского уезда Уфимской губернии. 
С 1920 г. в составе Мензелинского, с 1922 г. Челнинского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Сармановском районе. 
Исключён из учётных данных в связи со слиянием с с. Муртыш Тамак 26.10.1967 г. Вновь зарегистрирован как самостоятельный населенный пункт 18.09.1997 г.
Число жителей: 
в 1816 г. - 32 души мужского пола, в 1859 г. - 192, в 1870 г. - 142, в 1913 г. - 261, в 1920 г. - 286, в 1926 г. - 249, в 1938 г. - 212, в 1949 г. - 118, в 1958 г. - 83 чел.
                                                                пруд на реке Мензеля                                                                                
Деревня Боламык

Старинная татарская деревня в самой глубинке Сармановского района. Приземистые бревенчатые домишки с оконцами в затейливых, нарядно украшенных наличниках. Сколоченные из разнокалиберных деревянных досок и накренившиеся в разные стороны, почерневшие от дождей и времени заборы, утопающие в густых зарослях лопуха и крапивы. Старики на завалинках, провожающие долгими взглядами приезжего незнакомца…   
  
Так выглядит в наши дни татарская деревушка Боламык, в которой сегодня едва ли наберётся три десятка жителей. C татарского название её переводится буквально как «мучная каша». И хотя я расспрашивал многих жителей о странном названии, никто не смог толком объяснить, почему так  именуется это крохотное поселение.   
  

Деревня Боламык

ДЕРЕВУШКА-СПУТНИК 
«Размазня, каша на киселе!..» – так насмешливо говорили в старину о тихих, не в меру скромных людях, которые не способны были постоять за себя и частенько искали поддержки в лице более сильного соседа. Может быть, поэтому деревенька Боламык приютилась под крылом соседнего села Муртыш-Тамак, что находится всего в двух километрах, на берегу реки Мензели. Там и сельсовет, и сельмаг, и школа имеются. И даже музей истории села функционирует. А вот в Боламыке ничего этого нет. Хотя возникли эти два соседних населённых пункта практически в одно время – в середине XVIII столетия. 
Правда, в отличие от Муртыш-Тамака, основное население которого составляли башкиры-вотчинники, в Боламыке проживали исключительно татары. Относились они к так называемым государевым крестьянам и занимались хлебопашеством, скотоводством – разводили главным образом овец, а также работали по найму в помещичьих усадьбах соседних сёл.   
Никогда не было здесь ни школы, ни даже магазина –за всем самым необходимым жители Боламыка всегда ходили в Муртыш-Тамак. 
И тем не менее люди здесь жили и трудились замечательные, порой с интересными, а иногда и трагическими судьбами   
– В шестидесятые годы прошлого века я постоянно гостил в Боламыке у своей бабушки в дни летних каникул, – вспоминает житель Казани, художник журнала «Чаян» Ринат Абзалов. 
– Там и тогда насчитывалось не более полутора десятка домиков, а сейчас, наверное, и того меньше… 
Никогда не было здесь ни школы, ни даже магазина –за всем самым необходимым жители Боламыка всегда ходили в Муртыш-Тамак. 
И тем не менее люди здесь жили и трудились замечательные, порой с интересными, а иногда и трагическими судьбами. 
– С малых лет там всё мне знакомо, – продолжает Ринат-абзый. 
– Через каждый дом – родня. Почти о каждом жителе деревни можно рассказать что-то интересное. Подробно остановлюсь на двух судьбах.   
  
 
Деревня Боламык

ДЕРЕВЕНСКИЕ МУЖИКИ 
После войны мужиков в Боламыке можно было пересчитать по пальцам – одни старухи да дети. Среди деревенских жителей особым почётом пользовался Касыймхан, потерявший на войне обе ноги. Вернулся в родную деревню с фронта на костылях. Казалось бы, такое горе у человека, а он был рад тому, что остался живым.
 Никогда не унывал и без дела не сидел ни минуты. Постоянно его можно было увидеть то за верстаком с рубанком и молотком в руках, то с паяльником над прохудившейся кастрюлей своего соседа. И всегда при этом он непременно что-то тихонько напевал, насвистывал себе под нос… Славился на всю округу как умелый мастер на все руки. 
И столярничать мог, и плотником был отменным, и паял. Помогал каждому, кто к нему обращался. У многих односельчан в избах можно и сегодня увидеть шкафы, кровати-тахты и резные буфеты, изготовленные умелыми руками Касыймхана. 
Очень его уважали не только в Боламыке, но и в соседних деревнях и сёлах.   Несмотря на своё скромное население, из деревни Боламык вышло немало известных людей   
Давно уже нет в живых этого человека, а добрая память о нем живёт в сердцах односельчан. Впрочем, не только о нём одном с теплотой вспоминают боламыкцы. 
– Клуба в Боламыке тоже никогда не было, – продолжает Ринат-абзый. 
– Мой дядя Файзрахман Шарипов – младший брат бабушки (до сих пор по нему скучаю), инвалид, перенёсший инсульт, работал сторожем на местной овцеводческой ферме. 
Умный, обаятельный человек – вечерами для соседских старушек устраивал чтения газет на завалинках и сложенных у домов брёвнах. Вспоминаю, с каким интересом слушали бабушки новости и публикации из газет «Кызыл Татарстан» и «Советская Татария». 
Сейчас перезваниваюсь с его дочкой Танзилёй – она живёт в Сарманове, но часто бывает в Боламыке у восьмидесятилетней мамы. Боламык – самое яркое воспоминание нашего детства, к сожалению, сейчас уже грустное… 
 


  САБАНТУЙ – ОН И В СОЧИ САБАНТУЙ 
Надо сказать, что, несмотря на своё скромное население, из деревни Боламык вышло немало известных людей. Об одном из них – жителе города Сочи генерале Загирове – следует рассказать особо. Тридцатого июля неподалёку от Сочи в сосновой роще у пансионата «Фрегат» представители татаро-башкирского культурного общества для сочинцев и гостей курорта организовали праздник Сабантуй. 
И хотя мероприятие это проводится в Сочи в семнадцатый раз, нынче оно проходило с небывалым размахом. Немалая заслуга в том представителя местной татарской диаспоры, уроженца маленькой татарской деревеньки Боламык Сармановского района Татарстана генерала Рашида Загирова и его земляков – татар и башкир. Ведь сам генерал является председателем татаро-башкирского культурного общества в Адлерском районе города Сочи.   Уроженец деревеньки генерал Рашид Загиров и представители татаро-башкирского культурного общества организовали Сабантуй для сочинцев и гостей курорта.   
На этом Сабантуе, кроме традиционных состязаний – бега в мешках и с яйцом в ложке, борьбы на поясах и перетягивания каната, – прошёл концерт, на котором выступили вокальные и хореографические коллективы.
 Здесь же можно было отведать губадью, медовый чак-чак, ароматные элеши и эчпочмаки, конскую колбасу казылык и другие блюда татарской кухни. А любители сувениров и памятных подарков могли приобрести нарядно расшитые тюбетейки и другие изделия народных промыслов. На праздник в курортный черноморский город своих гостей прислали Краснодар и Астрахань, Ростов-на-Дону и Казань 
– Президент Татарстана Рустам Минниханов передал приветствие в адрес сочинского Сабантуя. На празднике присутствовало много детей. Для них организаторы приготовили интересные конкурсы и викторины. Так, юные гости Сабантуя смогли получить первые уроки гончарного искусства, поучаствовать в мастер-классе по раскрашиванию узоров и лепке забавных фигурок из глины. 
«Мы заложили хорошую и добрую традицию, которая, уверен, долгие годы будет не только приносить пользу представителям татарского и башкирского народов, проживающих в Сочи, но и станет хорошим примером проведения поистине народных мероприятий для других национальных общин города-курорта», – заявил гостям генерал Загиров. 
Жаль вот только, что в родной деревне генерала Сабантуй уже давно не проводят. Впрочем, как знать, может, в будущем засверкает красками деревенский майдан у речки Мензели?   
 


ПОКА ЖУРЧИТ РОДНИК… 
Справедливости ради отмечу: день рождения своей деревеньки в Боламыке празднуют каждый год. Происходит это обычно в начале лета. Отмечали его и в этом году. На праздник прибыли гости, в том числе и те боламыкцы, которые давно покинули родную деревню и сейчас проживают в Казани, Набережных Челнах, Альметьевске. 
Многие приехали к своим старикам с детьми, внуками и даже правнуками. Среди гостей был также и упомянутый выше приехавший из Сочи генерал-лейтенант в отставке Рашид Загиров.   Художник-карикатурист сатирического журнала «Чаян» Ринат Абзалов любит приезжать на родину и проводить время за чашкой ароматного чая.   
Художник-карикатурист сатирического журнала «Чаян» Ринат Абзалов оставил в подарок своим землякам книжку ностальгических стихов о светлых днях беззаботного детства и юности, проведённых среди здешних полей и лугов. 
А потом за чашкой ароматного чая состоялся вечер воспоминаний. В ватсаповской группе села, которую можно найти в Интернете, это стало знаменательным событием. 


– Грустно сознавать, что жизнь в деревне постепенно затухает, – говорит Ринат-абзый. 
– Тем не менее жители Боламыка надеются на то, что их поселение всё-таки сохранится. Ведь по-прежнему журчит родник как символ Боламыка. 
Отсюда я в детстве носил воду в чайнике для бабушкиного чая… Родник этот не так давно кто-то облагородил и обустроил. Говорят, завершая свой жизненный круг, человек стремится вернуться к дорогим его сердцу истокам. 
К тем местам, где прошло его детство, где он впервые познавал этот удивительный мир. К роднику, из которого он пил жарким июльским полднем студёную воду из старенького ковшика, прислушиваясь к грозному гудению шмеля и таинственному шелесту крыльев стрекозы… 
И пока струится деревенский родник, верится: будет жить деревня с необычным названием Боламык.

 
 
___________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Группа Боламык Вконтакте.
Износков И. А. Список населённых мест Казанского уезда с кратким их описанием. Казань. 1885
Газета Республика Татарстан
Статья Артема Субботкина.
Материалы на сайте Института Татарской Энциклопедии
Износков И. А. Список населённых мест Казанского уезда, с кратким их описанием. К., 1885
Очерки истории Республики Татарстан. К., 1999.
Татарская энциклопедия: В 6 т /Гл. ред. М. Х. Хасанов, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ.

 

ВложениеРазмер
Деревня Боламык346.23 КБ
Деревня Боламык57.24 КБ
Деревня Боламык654.79 КБ
Деревня Боламык348.51 КБ
573676790 (5).jpg543.33 КБ
573676790 (6).jpg729.09 КБ
573676790 (7).jpg477.85 КБ
573676790 (8).jpg413.62 КБ