Деревня Средние Шуни

Деревня Средние Шуни – населенный пункт, расположенный в Вятскополянском районе Кировской области, от районного центра находится в 16-17 километрах. Является административным центром Среднешунского сельского округа. В Средних Шунях в основном проживает татарское население (более 90%).

 

СТАТЬИ ПРО ВЯТСКОПОЛЯНСКИЙ РАЙОН - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

РОДНИКИ ВЯТСКОПОЛЯНСКОГО РАЙОНА - ТУТ!

ГОРОД ВЯТСКИЕ ПОЛЯНЫ - ТУТ!

   
По местным преданиям деревня была основана точно в год взятия Казани войсками царя Ивана Грозного – то есть в 1552 году, якобы в тот год часть казанских татар ушла далеко на восток, а потом около Вятки основала эту (и другие татарские селения Вятскополянского района). В настоящее время сложно оценить точную дату основания деревни, однако в те времена путешественники не могли так быстро передвигаться по дорогам и трактам. Также нужно учитывать то, что с собой они везли свои семьи и все свое добро: инструменты, посуду, одежду и т.д.

Деревня Средние Шуни

Историкам Вятскополянского района известно, что первыми поселенцами в этом краю были марийцы, именно племена луговых мари еще в период Казанского ханства стали заселять правый берег Вятки, где основали Уржумское и Малмыжское княжества, в последнее входили селения нынешнего Вятскополянского района. После падения Казанского ханства потом марийцев к Вятке и в сторону Урала усилился, особенно после долгой череды Черемисских войн на левом берегу Волги. Эти войны шли с переменным успехом всю вторую половину 16-го века. Вполне возможно, что именно в этот период и была основана деревня Средние Шуни. 

Деревня Средние Шуни

Находится она на правом берегу Вятки, практически в самой южной точке как Вятскополянского района, так и всей Кировской области. Южнее этой деревни и н.п. Нижние Шуни на территории области уже нет населенных пунктов. Чуть ниже по Вятке начинается Кукморский район РТ, а на левом берегу Вятки – Кизнерский район Удмуртии. Рядом – в русле реки Вятка - находится самая южная точка Кировской области – вот её данные:
Вятскополянский район, Координаты:
56.058687, 51.327483
56.058687, 51.327483.

В переводе с марийского языка слово «Шун, шунь» - означало глину (красную глину), которой много было в этих местах, особенно по берегам рек и склонам оврагов. В архивных данных есть указание, что местную речку Аллаук также называли Шунька, по этой причине народ расселялся вдоль реки и появились: Средние и Нижние Шуни. Что интересно, иногда и соседнюю деревню Сосмак причисляли к Шуням – говорили, что Верхние Шуни, хотя это был отдельный населенный пункт.

                                                              хоккейная коробка в деревене                                          


В доказательство того, что раньше тут жили мари – название одной из улиц селения: «Чирмешлер урамы» (с татарского языка: улица черемисов, так в древности называли народ мари). При этом в древности словом чермеш – называли воинов, такое название было не обидно, однако сейчас сами марийцы считают такое название своей нации оскорбительным (как удмурты слово вотяки). 
Потом в эти края стали массово переселяться татары, из-за чего часть мари ушли вверх по Вятки – в сторону Малмыжа, а часть мари остались жить среди татар, освоили их язык и приняли ислам, а потом ассимилировались. Указание на то, что в генофонде северных и восточных татар есть марийские и удмуртские гены – это исследования некоторых казанских ученых. Так как во многих деревнях и селах есть архивные данные про то, что часть местных мари и удмуртов могла остаться среди татар и «отатариться», при этом сохранялись некоторые обычаи и традиции финно-угорских народов, а также отличия в одежде и в религиозных верованиях. В частности, есть особенное почитание родников, некоторых рощ, гор и озер. 
Уже в 18-19 веках деревня быстро росла, в ней было построено три мечети, для детей открыли медресе (что-то типа церковно-приходской школы у русских). Жители занимались земледелием и скотоводством, часть крестьян уходили на заготовку леса и лесные промыслы, самые бедные ездили наниматься на Воткинский завод.


Также в деревенских преданиях рассказывается о том, что некоторые жители деревни примкнули к восстанию Пугачева в 1773 году, один из отрядов в тот год проходил по Вятке. У соседней деревни Ямышка был большой луг, по-татарски он назывался – «Пугач узене», то есть долина Пугачева. Именно в этом месте размещался лагерь пугачевского отряда, есть также местные легенды о спрятанных пугачевцами награбленных богатствах. Якобы восставшие несли с собой только самое ценное, например, золото, а вот серебро они прятали по тайным местам, чтобы потом вернуться и достать его.
Усиление торговых отношений и быстрое развитие капитализма началось после строительства железной дороги (Транссиб) около Вятских Полян. Тогда торговые агенты скупали за бесценок у крестьян кожу, шерсть, паклю, деревянные товар, затем купцы с большим барышом торговали этим в городах, на ярмарках в Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Астрахани, и даже в Тюмени. 
После Революции наступил период безвластья и лихолетья. По Вятскому краю сперва прокатилась Гражданская война, тут действовали не только белые и красные, но и многочисленные банды. А в 20-х годах началась небывалая засуха и потом пришел голод. Сильно распространился тиф. В округе деревни тогда умерло около шестисот человек. В помощь голодающим районные комитеты выделяли специальные пайки, которые спасли многие жизни.

 
Из трех деревень Среднешунского сельсовета в годы Великой Отечественной войны на фронт ушли 813 человек. Тогда деревня Средние Шуни потеряла 147 своих жителей.


После войны хозяйство этих деревень стало восстанавливаться, уже в 1956 году три колхоза деревень Нижние Шуни, Средние Шуни и Сосмак объединились в один, потом к ним присоединился колхоз «Красная звезда» (деревня Синяур). 
В настоящее время Средние Шуни довольно зажиточная и богатая деревня, где проживает более тысячи человек, в деревне насчитывается около 360 домов, часть дорог покрыта асфальтом, есть уличное освещение, объекты благоустройства. В деревне действует местный музей, работает пекарня, в центре населенного пункта – торговый комплекс, есть почта, средняя школа, сельский клуб, медпункт, детский сад, сельская библиотека, в деревне функционирует мечеть.
                                                                 Дом культуры в д. Средние Шуни                                             

Жители деревни очень трудолюбивы, традиционно в селении очень мало употребляют спиртное. У каждой семьи здесь большое подсобное хозяйство, люди держат птицу и скотину, а также постоянно возят на продажу в Вятские Поляны овощи, сметану, молоко, творог и мясо. Именно в этой деревне первыми поспевают в теплице знаменитые шунские огурцы. Селяне между собой общаются на татарском языке. В деревне при доме культуры организован и действует татарский народный коллектив под названием «Алтын ай» (Золотой месяц). В нем есть свои солисты, музыканты, гармонисты, танцоры. В деревне несколько лет назад проходил музыкальный фестиваль «Звездопад». Я заметил, что почти все дети стремятся вы­брать для исполнения новомодные эстрадные песни. 
В деревне справляют многие татарские праздники, первым среди них, конечно, Сабантуй. Однако несомненным брендом Средних Шунь является весенний праздник «Карга боткасы», что в переводе с татарского «грачиная каша». При этом на татарском «карга» - это ворона, а грач – «кара карга», почти родственники. Ранним весенним утром толпы деревенских ребятишек, поделившись на группы, разбегаются по улицам. Они обходят все дома и собирают для праздника сахар, яйца, муку, молоко, крупы, другие продукты – все это несут к Дому культуры.

Немного позднее приходят взрослые, которые несут разные угощения «күчтәнәч», в том числе, всеми любимые: губадью, баурсаки, блины, бялеш, чак-чак и другую выпечку. Тут же на площади ставят котлы и готовят общую кашу из всех собранных продуктов, в это время выступают певцы и музыканты. Обычно все готовится в семи казанах – угощают местных и всех гостей. А раньше, рассказывают старики, готовили аж 15 казанов – и все съедали под песни, танцы и игры.
«Карга боткасы» - один из весенних праздников, когда тает снег, распускаются листья на деревьях и в родные края прилетаю птицы из далеких земель. Символом праздника (из глубокой древности) было преломление каравая (домашнего хлеба), чтобы получить благословение Высших сил на хороший урожай в этом году.
  
                                                                          музей в деревне Средние Шуни                         

Где находится, как добраться:
деревня Средние Шуни
Вятскополянский район, Кировская область, Россия
Координаты:
56.122771, 51.236769
     

 
__________________________________________________________________________________________________________
Источники информации и фото:
Команда Кочующие.
Фото: Александр Ефремов
Статья Мухаметдинова С.   Газета «Вятско-Полянская правда». 1999. 22 мая.
Энциклопедия Земли Вятской, Том 1, Книга 2, Села, Деревни. 2002 год.
Средние Шуни. "Родная Вятка". Краеведческий портал.
 Коряков Ю.Б. База данных "Этно-языковой состав населённых пунктов России".

 

ВложениеРазмер
Деревня Средние Шуни464.25 КБ
Деревня Средние Шуни618.31 КБ
Деревня Средние Шуни43.4 КБ
Деревня Средние Шуни1.57 МБ
Деревня Средние Шуни451.45 КБ
Деревня Средние Шуни405.09 КБ
Деревня Средние Шуни300.01 КБ
Деревня Средние Шуни370.73 КБ

Комментарии

очень древняя деревня!

Хочу добавить от себя, поскольку сам из тех мест, д.Средние Шуни - это очень древняя деревня, говорят что даже татары там поселились еще при Казанском ханстве, то есть задолго до ивана Грозного и взятия Казани, там еще в советское время археологи недалеко от селения нашли остатки каменного надгробия, где был указан год захоронения по мусульманскому летоисчислению - дату не помню, но примерно 1520 год, а казань воевали 1551 год, то есть деревня появилсась еще раньше. Хотя вполне допускаю что деревни то самой не было а вот татары вероятно там одиночными поселениями жили на этой речке, или где-то рядом. В любом случае татарское население появилось на берегах Вятки очень давно, начиная с булгар. Историки про это уже много трудов написали, например Халиков и т.д.

Деревня Средние Шуни

Привет!

вполне возможно то, о чем вы пишите, деревня Средние Шуни вполне может быть старше указанного "возраста".  Единственно - нужен источник, кто и где нашел это каменное надгробие? Какой именно год там запечатлен, это конечно очень важно для изучения истории этого края. 

И действительно, тогда либо было основано само селение или же там просто могли какое-то время проживать татары, не образуя большого поселения. Историки указывают, что границы Казанского ханства простирались в верх по Каме вплоть до устья Вятки, так около устья было ханское селение Грахань, но насколько татары были расселены вверх по Вятке - это вопрос? Понятно что севернее располагались марийские княжества в Малмыже, Уржуме и Кукарке, но и сам Малмыж административно подчинялся Казанскому ханству, поэтому на Вятке могли быть и татарские поселения и сторожевые посты. Так что вполне возможно что деревне можно добавить век и два века...

Добрый день!

Это я слышал от своего земляка, про тот камень - кабер таш - как он указывал, камень тот был найден не один, но надписи можно было прочитать только на нем, год был очень древний еще до завоевания Казани, то есть примерно с начала 16 века татары в этих краях уже жили, и даже хоронили своих односельчан. Скорее всего тот камень увезли в Казань, как доказательство, но где и что он, какой там точно год, это пока не известно. Може быть даже где нибудь в музеях или запасниках сейчас хранится, кто знает. Попробую что нибудь узнать про это, прошло ведь много времени, исследования там были еще в советское время, туда часто из Татарстана экспедиции ездили, все что на Вятке - археологи там много находят интересного.

Отправить комментарий