Деревня Средние Шуни
Деревня Средние Шуни – населенный пункт, расположенный в Вятскополянском районе Кировской области, от районного центра находится в 16-17 километрах. Является административным центром Среднешунского сельского округа. В Средних Шунях в основном проживает татарское население (более 90%).
СТАТЬИ ПРО ВЯТСКОПОЛЯНСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
РОДНИКИ ВЯТСКОПОЛЯНСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
По местным преданиям деревня была основана точно в год взятия Казани войсками царя Ивана Грозного – то есть в 1552 году, якобы в тот год часть казанских татар ушла далеко на восток, а потом около Вятки основала эту (и другие татарские селения Вятскополянского района). В настоящее время сложно оценить точную дату основания деревни, однако в те времена путешественники не могли так быстро передвигаться по дорогам и трактам. Также нужно учитывать то, что с собой они везли свои семьи и все свое добро: инструменты, посуду, одежду и т.д.
Историкам Вятскополянского района известно, что первыми поселенцами в этом краю были марийцы, именно племена луговых мари еще в период Казанского ханства стали заселять правый берег Вятки, где основали Уржумское и Малмыжское княжества, в последнее входили селения нынешнего Вятскополянского района. После падения Казанского ханства потом марийцев к Вятке и в сторону Урала усилился, особенно после долгой череды Черемисских войн на левом берегу Волги. Эти войны шли с переменным успехом всю вторую половину 16-го века. Вполне возможно, что именно в этот период и была основана деревня Средние Шуни.
Находится она на правом берегу Вятки, практически в самой южной точке как Вятскополянского района, так и всей Кировской области. Южнее этой деревни и н.п. Нижние Шуни на территории области уже нет населенных пунктов. Чуть ниже по Вятке начинается Кукморский район РТ, а на левом берегу Вятки – Кизнерский район Удмуртии. Рядом – в русле реки Вятка - находится самая южная точка Кировской области – вот её данные:
Вятскополянский район, Координаты:
56.058687, 51.327483
56.058687, 51.327483.
В переводе с марийского языка слово «Шун, шунь» - означало глину (красную глину), которой много было в этих местах, особенно по берегам рек и склонам оврагов. В архивных данных есть указание, что местную речку Аллаук также называли Шунька, по этой причине народ расселялся вдоль реки и появились: Средние и Нижние Шуни. Что интересно, иногда и соседнюю деревню Сосмак причисляли к Шуням – говорили, что Верхние Шуни, хотя это был отдельный населенный пункт.
хоккейная коробка в деревене
В доказательство того, что раньше тут жили мари – название одной из улиц селения: «Чирмешлер урамы» (с татарского языка: улица черемисов, так в древности называли народ мари). При этом в древности словом чермеш – называли воинов, такое название было не обидно, однако сейчас сами марийцы считают такое название своей нации оскорбительным (как удмурты слово вотяки).
Потом в эти края стали массово переселяться татары, из-за чего часть мари ушли вверх по Вятки – в сторону Малмыжа, а часть мари остались жить среди татар, освоили их язык и приняли ислам, а потом ассимилировались. Указание на то, что в генофонде северных и восточных татар есть марийские и удмуртские гены – это исследования некоторых казанских ученых. Так как во многих деревнях и селах есть архивные данные про то, что часть местных мари и удмуртов могла остаться среди татар и «отатариться», при этом сохранялись некоторые обычаи и традиции финно-угорских народов, а также отличия в одежде и в религиозных верованиях. В частности, есть особенное почитание родников, некоторых рощ, гор и озер.
Уже в 18-19 веках деревня быстро росла, в ней было построено три мечети, для детей открыли медресе (что-то типа церковно-приходской школы у русских). Жители занимались земледелием и скотоводством, часть крестьян уходили на заготовку леса и лесные промыслы, самые бедные ездили наниматься на Воткинский завод.
Также в деревенских преданиях рассказывается о том, что некоторые жители деревни примкнули к восстанию Пугачева в 1773 году, один из отрядов в тот год проходил по Вятке. У соседней деревни Ямышка был большой луг, по-татарски он назывался – «Пугач узене», то есть долина Пугачева. Именно в этом месте размещался лагерь пугачевского отряда, есть также местные легенды о спрятанных пугачевцами награбленных богатствах. Якобы восставшие несли с собой только самое ценное, например, золото, а вот серебро они прятали по тайным местам, чтобы потом вернуться и достать его.
Усиление торговых отношений и быстрое развитие капитализма началось после строительства железной дороги (Транссиб) около Вятских Полян. Тогда торговые агенты скупали за бесценок у крестьян кожу, шерсть, паклю, деревянные товар, затем купцы с большим барышом торговали этим в городах, на ярмарках в Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Астрахани, и даже в Тюмени.
После Революции наступил период безвластья и лихолетья. По Вятскому краю сперва прокатилась Гражданская война, тут действовали не только белые и красные, но и многочисленные банды. А в 20-х годах началась небывалая засуха и потом пришел голод. Сильно распространился тиф. В округе деревни тогда умерло около шестисот человек. В помощь голодающим районные комитеты выделяли специальные пайки, которые спасли многие жизни.
Из трех деревень Среднешунского сельсовета в годы Великой Отечественной войны на фронт ушли 813 человек. Тогда деревня Средние Шуни потеряла 147 своих жителей.
После войны хозяйство этих деревень стало восстанавливаться, уже в 1956 году три колхоза деревень Нижние Шуни, Средние Шуни и Сосмак объединились в один, потом к ним присоединился колхоз «Красная звезда» (деревня Синяур).
В настоящее время Средние Шуни довольно зажиточная и богатая деревня, где проживает более тысячи человек, в деревне насчитывается около 360 домов, часть дорог покрыта асфальтом, есть уличное освещение, объекты благоустройства. В деревне действует местный музей, работает пекарня, в центре населенного пункта – торговый комплекс, есть почта, средняя школа, сельский клуб, медпункт, детский сад, сельская библиотека, в деревне функционирует мечеть.
Дом культуры в д. Средние Шуни
Жители деревни очень трудолюбивы, традиционно в селении очень мало употребляют спиртное. У каждой семьи здесь большое подсобное хозяйство, люди держат птицу и скотину, а также постоянно возят на продажу в Вятские Поляны овощи, сметану, молоко, творог и мясо. Именно в этой деревне первыми поспевают в теплице знаменитые шунские огурцы. Селяне между собой общаются на татарском языке. В деревне при доме культуры организован и действует татарский народный коллектив под названием «Алтын ай» (Золотой месяц). В нем есть свои солисты, музыканты, гармонисты, танцоры. В деревне несколько лет назад проходил музыкальный фестиваль «Звездопад». Я заметил, что почти все дети стремятся выбрать для исполнения новомодные эстрадные песни.
В деревне справляют многие татарские праздники, первым среди них, конечно, Сабантуй. Однако несомненным брендом Средних Шунь является весенний праздник «Карга боткасы», что в переводе с татарского «грачиная каша». При этом на татарском «карга» - это ворона, а грач – «кара карга», почти родственники. Ранним весенним утром толпы деревенских ребятишек, поделившись на группы, разбегаются по улицам. Они обходят все дома и собирают для праздника сахар, яйца, муку, молоко, крупы, другие продукты – все это несут к Дому культуры. Немного позднее приходят взрослые, которые несут разные угощения «күчтәнәч», в том числе, всеми любимые: губадью, баурсаки, блины, бялеш, чак-чак и другую выпечку. Тут же на площади ставят котлы и готовят общую кашу из всех собранных продуктов, в это время выступают певцы и музыканты. Обычно все готовится в семи казанах – угощают местных и всех гостей. А раньше, рассказывают старики, готовили аж 15 казанов – и все съедали под песни, танцы и игры.
«Карга боткасы» - один из весенних праздников, когда тает снег, распускаются листья на деревьях и в родные края прилетаю птицы из далеких земель. Символом праздника (из глубокой древности) было преломление каравая (домашнего хлеба), чтобы получить благословение Высших сил на хороший урожай в этом году.
музей в деревне Средние Шуни
Где находится, как добраться:
деревня Средние Шуни
Вятскополянский район, Кировская область, Россия
Координаты:
56.122771, 51.236769
__________________________________________________________________________________________________________
Источники информации и фото:
Команда Кочующие.
Фото: Александр Ефремов
Статья Мухаметдинова С. Газета «Вятско-Полянская правда». 1999. 22 мая.
Энциклопедия Земли Вятской, Том 1, Книга 2, Села, Деревни. 2002 год.
Средние Шуни. "Родная Вятка". Краеведческий портал.
Коряков Ю.Б. База данных "Этно-языковой состав населённых пунктов России".
Вложение | Размер |
---|---|
Деревня Средние Шуни | 464.25 КБ |
Деревня Средние Шуни | 618.31 КБ |
Деревня Средние Шуни | 43.4 КБ |
Деревня Средние Шуни | 1.57 МБ |
Деревня Средние Шуни | 451.45 КБ |
Деревня Средние Шуни | 405.09 КБ |
Деревня Средние Шуни | 300.01 КБ |
Деревня Средние Шуни | 370.73 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 1784 просмотра
Комментарии
очень древняя деревня!
Хочу добавить от себя, поскольку сам из тех мест, д.Средние Шуни - это очень древняя деревня, говорят что даже татары там поселились еще при Казанском ханстве, то есть задолго до ивана Грозного и взятия Казани, там еще в советское время археологи недалеко от селения нашли остатки каменного надгробия, где был указан год захоронения по мусульманскому летоисчислению - дату не помню, но примерно 1520 год, а казань воевали 1551 год, то есть деревня появилсась еще раньше. Хотя вполне допускаю что деревни то самой не было а вот татары вероятно там одиночными поселениями жили на этой речке, или где-то рядом. В любом случае татарское население появилось на берегах Вятки очень давно, начиная с булгар. Историки про это уже много трудов написали, например Халиков и т.д.
Деревня Средние Шуни
Привет!
вполне возможно то, о чем вы пишите, деревня Средние Шуни вполне может быть старше указанного "возраста". Единственно - нужен источник, кто и где нашел это каменное надгробие? Какой именно год там запечатлен, это конечно очень важно для изучения истории этого края.
И действительно, тогда либо было основано само селение или же там просто могли какое-то время проживать татары, не образуя большого поселения. Историки указывают, что границы Казанского ханства простирались в верх по Каме вплоть до устья Вятки, так около устья было ханское селение Грахань, но насколько татары были расселены вверх по Вятке - это вопрос? Понятно что севернее располагались марийские княжества в Малмыже, Уржуме и Кукарке, но и сам Малмыж административно подчинялся Казанскому ханству, поэтому на Вятке могли быть и татарские поселения и сторожевые посты. Так что вполне возможно что деревне можно добавить век и два века...
Добрый день!
Это я слышал от своего земляка, про тот камень - кабер таш - как он указывал, камень тот был найден не один, но надписи можно было прочитать только на нем, год был очень древний еще до завоевания Казани, то есть примерно с начала 16 века татары в этих краях уже жили, и даже хоронили своих односельчан. Скорее всего тот камень увезли в Казань, как доказательство, но где и что он, какой там точно год, это пока не известно. Може быть даже где нибудь в музеях или запасниках сейчас хранится, кто знает. Попробую что нибудь узнать про это, прошло ведь много времени, исследования там были еще в советское время, туда часто из Татарстана экспедиции ездили, все что на Вятке - археологи там много находят интересного.
Отправить комментарий