Город Чистополь
ПРЕДИСЛОВИЕ:
Чистополь — город Тайна…
Не увидишь — не узнаешь, но даже и, живя здесь, каждый день и каждый раз можно открывать, что-то новое. В каждом глиняном кирпичике добротных построек позапрошлого века кроется какая то загадка, дуновение времени.
Про него невозможно написать, все время что-то ускользает…
Камни старого мусульманского кладбища помнят еще времена Джукетау — одного из последних городов Золотой Орды.
По этим улицам ходили и европейские коммерсанты в цилиндрах и смокингах, добывая выгодные хлебные контракты, и холеные местные купцы, и промышленники, и благочестивые имамы, и православные священники, и бородатые старообрядцы…
Здесь, на берегу Камы, родились великий химик Бутлеров и академик Лихачев. Здесь Пастернак встречал Цветаеву, здесь же он ее и провожал…
Здесь Паустовский вдохновенно косил траву, Леонов работал агрономом, а Федин с Фадеевым таскали бревна в то время, когда здесь переводился Шекспир…
Именно в Чистополе был зачат «Доктор Живаго» и написаны бессмертные песни Великой Войны — «Синий платочек» и «В землянке».
Чистополь — город, из которого половина ушедших на фронт не вернулась.
Маленький Город на Каме принял к себе и сохранил весь цвет советской интеллигенции — писателей, поэтов, ученых.
И Чистай отправил своих детей защищать их - Вечный Огонь в их Память не угасает ни на минуту…
Чистополь — город лучших часовых мастеров.
В Цюрихе и Женеве бесспорно тоже умеют делать хорошие часы, но в космос и на дно океана знающие люди берут только «Восток».
Чистополь — это Город искренних и добрых людей. Которые не делят себя, а живут единым целым.
Пусть маленьким, но Цельным Городом…
Здесь живет полсотни национальностей, так о каких «процентах» в официальных сводках может идти речь. Это город, где нет различий, нет разногласий, распрей и разночтений…
Мечети и православные Храмы стоят рядом. Библия и Коран, Ислам и Православие — Бог Един!
В нескольких километрах от Чистополя находится географический центр Татарстана, так называемый «пуп Татарстана». Сейчас там заложен камень, позднее должен быть установлен памятный знак.
Еще в Чистае готовят лучший в мире чак-чак — это что то неземное - кто пытался это опровергнуть, просто проглотили языки.
Кама в Чистополе — самая-самая широкая и самая-самая красивая. Спорить ни с кем не будем, примем это как аксиому.
В город через нее едешь через крупнейший в России автомобильный мост — Камский — 14 километров дорожного полотна, окруженные водой.
Исаак Левитан просто опоздал на камский теплоход, и написал «Над Вечным Покоем» в не менее красивом Плесе, а не в Чистополе, как ему хотелось бы. Описывать Каму — неблагодарный труд — если уж у Гаяза Исхаки не всегда хватало для этого нужных слов, то куда уж мне…
Это надо просто видеть, так что, Рахим Итегез в Чистай!
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРО ЧИСТОПОЛЬ
Чистополь (тат. Чистай, Çistay) — город (с 1781) в России, административный центр Чистопольского района Татарстана.
Город расположен на левом берегу реки Кама (Куйбышевское водохранилище), в 125 км к северу от железнодорожной станции Нурлат (линия Ульяновск-Уфа). Узел автомобильных дорог от Р239 на Нурлат и Нижнекамск, по Р239 на Казань и Бугульму, Оренбург, мост через Каму у ПГТ Алексеевское. Площадь города 19,24 км².
ОБЩИЙ ВИД ГОРОДА ЧИСТОПОЛЬ
Расстояние до ближайших населенных пунктов
Трасса Р239:
Казань 134,98 км
Алексеевское 32 км (мост через Каму)
Альметьевск 141,2 км (Ж/д станция)
Бугульма 179 км (Ж/д станция)
Оренбург 586 км
Прочие дороги:
Нижнекамск 107 км
Нурлат 123 км (Ж/д станция)
Набережные Челны 141 км (Ж/д станция, мост через Каму)
Численность населения, чел.
1959 1970 1979 1989 2002 2010
51 864[5] 60 005[6] 64 285[7] 65 468[8] 63 029[9] 60 703[3]
Национальный состав (1989):
русские (65,8 %),
татары (30,2 %),
чуваши (2,1 %).
Ингуши (0,07%)
ОДНА ИЗ САМЫХ СТАРИНЫХ ДЕРЕВЯННЫХ МЕЧЕТЕЙ ТАТАРСТАНА
История
Первые упоминания о селе Чистое Поле появляются в летописях в конце XVII — начале XVIII века. Но это уже вторично образовавшееся поселение, о чем свидетельствует само название.
Существует несколько версий по поводу основания села. Наиболее распространённая из них заключалась в том, что первопоселенцами были беглые крепостные крестьяне либо раскольники, старавшиеся создать собственное вольное поселение. Однако в начале XVIII века они были выселены, а село сожжено и на его месте осталось лишь чистое поле. Уцелевшие и избежавшие ссылки крестьяне вновь стали отстраивать свои дома, к ним вскоре присоединились новые поселенцы, а название новое село получило в память о великом пожарище.
Поселение развивалось очень быстро, в 1761 году количество жителей, согласно переписи, насчитывало свыше 1000 человек.
В 1781 году указом Екатерины II селу Чистое Поле был присвоен статус уездного города Чистополя, с учреждением собственного герба.
В конце XIX века Чистополь — крупный центр торговли зерном. До 1917 года — второй по значению (после Казани) город Казанской губернии. В 1920—1930 годах был центром Чистопольского кантона.
В годы Великой Отечественной войны Чистополь стал приютом для Союза Советских писателей, в числе которых были Борис Пастернак, Леонид Леонов, Михаил Максимов, один из авторов известной песни «Синий платочек», которую исполняла Клавдия Шульженко.
С 8 мая 1952 года по 30 апреля 1953 года в рамках эксперимента по областному переустройству территориально-административного состава автономных республик РСФСР на основании постановлений ЦК ВКП(б) от 19 и 24 апреля 1952 года «Об образовании областей в составе Татарской АССР» была образована, а затем ликвидирована Чистопольская область, город Чистополь являлся областным центром.
ТЕРРИТОРИЯ ЧИСТОПОЛЬСКОГО РАЙОНА В XVII ВЕКЕ
Почти до середины XVII века граница заселенных земель в Казанском крае проходила по Каме, служившей естественной преградой, защищавшей жителей сел и деревень правобережья от набегов кочевников. Плодородные земли на южном берегу Камы пустовали со времени упадка Золотой Орды. Но постепенно ситуация менялась. Воинственные ногайские орды были разгромлены калмыками. Правда, сами калмыки представляли собой серьезную угрозу, но они редко заходили так далеко на север. Уже в 1620-е гг. возникают село Набережные Челны, Троицкий монастырь около нынешнего села Бетьки Тукаевского района.
В конце 1630-х гг. в восточной части Татарстанского Закамья строятся крепости-остроги с гарнизонами из стрельцов, предшественники будущей Закамской черты – Шешминский (ныне село Старошешминск Нижнекамского района) и Ахтачинский. Вместе с построенным уже в 1580-е гг. Мензелинским острогом они составили своего рода линию укреплений. Под их защитой уже к середине 1640-х гг. Елабужский Троицкий монастырь (дочерний монастырь Пыскорского Преображенского монастыря, находившегося далеко в верховьях Камы, в городе Усолье, ныне Пермской области) основал на южном берегу Камы села Соболеково, Прости (ныне Нижнекамского района), Бетьки (ныне Тукаевского района).
В 1636 году Троицкий монастырь был разорен башкирами и больше не восстанавливался. В противоположном конце Закамья в 1644 году калмыки разорили деревню Чертыковскую, основанную Казанским Спасо-Преображенским монастырем на левом берегу Волги, недалеко от развалин Булгара. Несколько десятков крестьян были захвачены в плен или убиты. Именно поэтому территория Чистопольского района, где крепостей пока не было, начала осваиваться несколько позже.
Тем не менее, эти плодородные земли давно привлекали внимание и помещиков и крестьян. Уже в конце XVI века жители деревень, расположенных на правом берегу Камы, стали переплывать реку и заготовлять сено, пахать пашню “наездом”. Среди них были и крестьяне деревень Урахча и Мельничный Починок (ныне Рыбнослободского района). Естественно, хозяева деревень, русские помещики старались закрепить эти земли в своей собственности, или, как выражались в XVII веке, “справить за собой”. Так поступил и хозяин села Урахчи Савва Тимофеевич Аристов, который и стал основателем первого поселения на территории Чистопольского района.
Савва Тимофеевич Аристов был весьма важной фигурой в Казанском уезде. Это был самый богатый землевладелец из казанских дворян. В 1646 году ему принадлежали более 650 душ мужского пола только в Казанском уезде (второй по состоятельности дворянин, Степан Змеев, имел лишь около 200 крестьян). У Аристова были деревни и в Нижегородском уезде. Происхождение его богатств не совсем ясно. Его отец, Тимофей Третьякович, имел лишь небольшие поместья в Казанском уезде.
Аристовы, по всей видимости, происходили из нижегородских дворян, но более точно выяснить их родословную невозможно. Фамилия Аристов происходит от распространенного в XVI – XVII вв. мужского имени “Арист” (народная форма церковного “Орест”), и было много дворянских родов с этой фамилией, не являвшихся родственниками.
СКАРЯТИНСКИЙ САД
Савва Тимофеевич начал служить, вероятно, в конце XVI века (тогда дворяне начинали служить в 15 лет. Уже в 1607 году он разбирал спорное дело о земле Вятского Успенского монастыря в Казанском уезде, а судные дела слишком молодым не поручались. Он отличился в событиях “смутного времени”, в 1608 – 1610 был на стороне Василия Шуйского, защищал Москву от армии Лжедмитрия II, принимал участие в ополчении Минина и Пожарского, в штурме Москвы. В списках депутатов Земского собора 1613 года, избравшего царем Михаила Федоровича Романова, его имени нет, очевидно, потому, что к этому времени он был назначен воеводой в Царевосанчурск. В 1615 – 1616 гг. он собирал налоги с населения Казанского уезда. Произвол сборщиков вызвал мощное восстание коренного населения Казанского края, с трудом подавленное. За “налоги и продажи” (грабеж и вымогательство) он был в 1616 году подвергнут “торговой казни” (телесному наказанию палками) по приказу прибывшего в Казань для разбирательства Кузьмы Минина.
В 1649 году он был депутатом Земского собора, принявшего знаменитое “Соборное уложение”. В раках, изготовленных на средства Саввы Аристова, еще в начале XX века хранились мощи казанских Святителей – первых казанских архиереев Гурия и Варсонофия, в кремлевском Благовещенском соборе.
В 1640-е гг. село Урахча и деревня Мельничный Починок составляли существенную часть владений Саввы Аристова. В Урахче в 1646 году было 64 двора, 216 душ мужского пола крестьян и бобылей, кроме того, церковь, двор помещика, где жили 5 холопов, церковь, дворы священника и дьячка. В Мельничном Починке насчитывалось 27 дворов, 86 душ мужского пола.
Крестьяне этих деревень и стали осваивать земли, расположенные недалеко от них, на противоположном берегу Камы, а в конце 1630-х или начале 1640-х гг. стали там селиться. Уже к 1646 году, когда эта земля еще не была оформлена в собственности Саввы, здесь стояла деревня. К 1646 году она еще не имела названия и при переписи называлась просто “Вотчина за Камой рекой”, но здесь уже стояли 28 крестьянских и 9 бобыльских дворов, жили 93 крестьянина мужского пола.
Позже земля была справлена за Саввой и первоначально получила название “Савин городок”. Это было связано с тем, что деревня была основана рядом с древним булгарским городищем. Поэтому вскоре стало употребляться и другое название деревни – Жукотино, по названию города, который часто упоминался в русских летописях. В XVII веке оба названия сосуществовали, в XVIII веке название Жукотино стало официальным. Это и была первая деревня на территории Чистопольского района. В советское время село Жукотино переименовано в Галактионово.
Основывая деревню за Камой, Савва Аристов рисковал. В 1654 году, когда уже действовала Закамская черта, “из степи приходили по старой вотчинной дороге воинские ногайские люди и засеку посекли и прошли Закамские места и погромили Саввы Аристова село Жукотино и ушли обратно по той же дороге”. Именно этот набег ногайцев заставил власти поставить между Тиинским и Новошешминским острогами еще один – Билярский, расположенный на месте бывшей столицы Волжской Булгарии и прикрывавший от набегов кочевников территорию нынешнего Чистопольского района.
Савва Аристов умер ранее 1665 года. Все его владения были не поместьями, как у большинства дворян, а вотчинами, то есть полной частной собственностью, которая не перераспределялась властями после смерти хозяина, как поместья. Преобразование поместий в вотчины Савва в свое время получил в качестве награды за участие в войне на стороне Василия Шуйского. У него не было прямых наследников: по тогдашним законам и обычаям ими были только сыновья или внуки по мужской линии, а из дочерей – только незамужние. Именно поэтому положенные им “на сохранение казанского митрополита” 14000 рублей (огромная сумма по тем временам) были “взяты на государя”. Земля же была поделена по очень сложной схеме между племянниками, внучатыми племянниками, зятьями. Отсюда в селе Жукотине вплоть до отмены крепостного права всегда было большое количество помещиков.
Так, в 1763 г. здесь имели владения отставной поручик лейб-гвардии Михаил Васильевич Мельгунов (75 душ), капитан Федор Аристов (59 душ), отставной капитан Данила Кузьмич Аристов (51 душа), капитан Иван Зуев (39 душ), подполковник Степан Ермолов (34 души), премьер-майор Василий Аристов (33 души), жена капитана Елена Алексеевна Аристова (24 души), премьер-майор Никита Аристов (16 душ), адьютант Гаврила Аристов (10 душ), отставной поручик Лев Тимофеевич Аристов (10 душ), жена сержанта Федосья Никитична Крымова (6 душ).
Все это были потомки родственников Саввы Тимофеевича Аристова, получивших его наследство в 1660-е гг.
НАСЕЛЕНИЕ ЧИСТОПОЛЯ КОНЦА XVIII – НАЧАЛА XX ВЕКА
Существует несколько версий по поводу основания села. Наиболее распространенная из них заключалась в том, что первопоселенцами на месте Чистополя были беглые крестьяне. В середине Х VIII века они были высланы. Но обжитое место не долго пустовало: сосланные и новые поселенцы, увидев пустующие пашни и название пришло как бы самим собой – Чистое поле.
В освоении новых земель было заинтересовано центральное правительство. В XVIII веке активно шел процесс заселения закамских земель. Петр I переселял крестьян из внутренних губерний с обязательством работать определенное число дней на оренбургских и пермских заводах. Так возникли селения Чистое Поле, Булдырь, Сарсазы, Елантово, Толкиш и др. Крестьяне села Чистое Поле (официальное наименование село Архангельское) были приписными крестьянами Петровского завода на реке Авзян, принадлежавшего заводчикам Демидовым. Квалифицированных рабочих тогда еще не было, промышленность, особенно горнозаводская и металлургическая, развивалась быстро, в этом было заинтересовано само государство и чтобы решить проблему с нехваткой рабочих рук, закрепило за заводами крестьян. Осенью через башкирские земли крестьяне отправлялись за 600 верст на завод, чтобы вернуться только весной. Вернувшись, посеяв хлеб и его убрав, крестьяне уходили обратно на завод. Это был тяжелый и изматывающий труд, на полгода крестьяне были разлучены со своими семьями. Не случайно крестьяне Чистого Поля активно поддержали Пугачева, участвовали в его ополчении. На Авзяно-Петровский завод он послал своего доверенного Хлопушу. К войску присоединилось 500 рабочих завода, они отдали 6 пушек, 6 пудов ядер, баранов, лошадей, 7 тысяч наличными, остальные разошлись. После разгрома восстания чистопольским крестьянам вновь объявили, что они приписные, но те не поверили и отказались (расценки были ничтожными) и разбежались. Власти как всегда поступили круто, чтобы не дать расползтись крамоле – в округе было много сел сплошь из приписных Алексеевское, Горшково, Булдырь, Сарсазы, Толкиш и др. Зачинщиков схватили (в том числе Якова Логутова, Логутовы – распространенная чистопольская фамилия и ныне) и приписных крестьян снова вернули. Но уже через несколько лет бывшие крестьяне “в одночасье” становятся горожанами и перестают быть приписными.
Представить себе детальную картину развития любого русского города в рассматриваемый период не так уж просто. Дело в том, что единственная квалифицированная перепись населения, представившая действительно достоверные данные была проведена в России в 1897 году. Все остальные цифры могут быть только приблизительными. В XVIII – первой половине XIX веков основными демографическими источниками являются материалы ревизий – всего их было 10, первая – в 1720-1721 гг., последняя – в 1858 году. Ревизии были переписями населения, имеющими, в первую очередь, фискальные цели. С 1721 года по 1880 год основным налогом в России была ежегодная подушная подать, собиравшаяся с “ревизской души” – всех мужчин, записанных в ревизских сказках – сплошных списках населения, составлявшихся во время ревизий. Если крестьянин или горожанин был переписан во время ревизии, то подушная подать с его “души” собиралась до следующей ревизии, независимо от того, был ли он во время ревизии грудным младенцем или глубоким стариком, дожил он до следующей ревизии, срок которой приходил примерно через двадцать лет, или нет.
Поэтому материалы ревизий достаточно достоверны – людей переписывали тщательно, да и сами жители, во всяком случае, начиная с середины XVIII века, не уклонялись от переписи – ведь человек, не записанный в ревизской сказке, оказывался на нелегальном положении, он не мог получить паспорт, совершать сделки с письменными договорами и т.д. Помещика, не записавшего в ревизской сказке своего крепостного, могло ждать суровое наказание, вплоть до лишения дворянства и конфискации имений.
Но во время ревизий переписывали только податное население – крестьян, мещан, цеховых, купцов. Те, кто не платил подушных податей – дворяне и чиновники, духовенство, солдаты и отставные солдаты, в перепись не попадали. Кроме того, государственные крестьяне, которые могли уже много лет жить в городе, переписывались со своими сельскими общинами, то же происходило с помещичьими крестьянами, отпущенными в город на оброк.
Имеющиеся в нашем распоряжении материалы позволяют сделать несколько срезов демографической картины Чистополя.
Во время третьей ревизии 1763 года в селе Чистое Поле было 437 душ мужского пола государственных крестьян, приписанных к Авзяно-Петровскому заводу Е.Демидова. Женщины во время третьей ревизии не переписывались, но известно, что в русских селениях мужчин всегда было существенно меньше, чем женщин – на 10 женщин приходилось примерно 8 мужчин – это происходило из-за рекрутских наборов и из-за того, что мужчины довольно часто уходили в бега. Таким образом, за двадцать лет до преобразования села Чистое Поле в город в нем было всего около тысячи жителей. Это было довольно большое, но вполне обыкновенное село. В таких селах, как Алексеевское, Шереметьевка во время третьей ревизии жило значительно больше крестьян.
Очевидно, к 1781 году, когда село Чистое Поле было преобразовано в уездный город Чистополь, население его несколько выросло, но все же выбор этого населенного пункта в качестве центра уезда был обусловлен не его размерами, а выгодным расположением на Каме в хлебном Закамье и наличием удобного затона.
Первое время в городе не было своих многих органов городского управления. “Судом и распавой” Чистополь подчинялся Казанскому городскому магистату. Городские очертания он стал приобретать позже, когда приезжие по торговому делу купцы стали здесь обосновываться. Постепенно вместо курных изб, окна которых были обтянуты бычьем пузырем, на прилегающих к затону территориях один за другим появляются добротные деревянные, а затем кирпичные дома, на Берняжке строятся водяные, а за городом – ветряные мельницы.
ПАНОРАМА ЧИСТОПОЛЬСКИХ УЛИЦ И ГЛАВНОЙ ПЛОЩАДИ
Чистополь на заре своего появления получил специальный регулярный план, которым должны были руководствоваться городские власти при выдаче разрешений на строительство зданий, и следить, чтобы новые постройки не выходили за общий ряд улицы. Благодаря этому городская планировка была четко соблюдена. Все центральные улицы пересекались под прямым углом, образуя кварталы.
В 1815 году в Чистополе было 252 мужчины и 268 женщин, принадлежавших к купеческому сословию, 1419 мужчин и 1506 женщин мещанского сословия, 11 мужчин и 12 женщин, записанных в сословие ремесленников. Двое мужчин и 1 женщина были записаны в сословии рабочих (это, очевидно, бывшие приписные крестьяне, не оформившие приписку к мещанскому сословию). Кроме того, в ревизских сказках переписаны 20 мужчин и 17 женщин крепостных дворовых, принадлежавших жене купца Вентелина – дворянке по происхождению (купцам иметь крепостных не разрешалось). Таким образом, всего по ревизским сказкам в Чистополе жили 4404 человека.
Однако в ревизских сказках, как мы уже говорили, были переписаны не все жители. По штатному расписанию государственных учреждений в них служили около 50 чиновников и канцеляристов – с семьями они составляли около двухсот человек, в двух храмах было 7 священников, дьяконов, дьячков, псаломщиков, то есть с семьями около 50 человек. Как и в любом торговом городе, в Чистополе жило много крестьян – как государственных, так и помещичьих, ведущих городской образ жизни. Но в Чистополе были и крестьяне, занимавшиеся земледелием на городских землях – часть коренного населения бывшего села Чистое Поле так и не перешла в мещане. Так 20 мещан, переписанных в 1815 году, были вольноотпущенными крепостными, причем всего за 4 года. В городах всегда оседало немало отставных солдат. Наконец, не названы жившие в городе дворяне и их дворовые. Таким образом, к 1815 году в Чистополе было, по нашим предположениям, примерно шесть тысяч жителей. Значительной была к 1815 году татарская община – почти тысяча человек – 31 мужчина и 32 женщины купеческого сословия, 451 мужчина и 445 женщин мещан.
Как видим, за 35 лет, прошедших со времени преобразования села Чистое Поле в город, Чистополь действительно превратился в немалый по тем временам город. Подавляющее большинство населения не были местными уроженцами и занимались торговлей и ремеслом. Вряд ли это можно объяснить только ролью Чистополя как административного центра – большинство других уездных городов Казанской губернии городами, в сущности, не были и являлись либо очень маленькими, чисто административными, поселениями – не более тысячи жителей (Царевококшайск, Лаишев, Спасск), или, в сущности, крупными селами, где большинство жителей занимались сельским хозяйством (Цивильск, Ядрин). Важнее, очевидно, было географическое положение Чистополя – на берегу Камы, сравнительно недалеко от устья, с удобным затоном, превратившее город в крупный торговый центр.
НИКОЛЬСКИЙ СОБОР - ЧИСТОПОЛЬ
Ревизские сказки восьмой ревизии 1834 года представляют следующую картину: 695 человек купеческого сословия, 4780 – мещанского, 53 – ремесленного; татарская община составляла 1560 человек. Таким образом, с учетом не переписываемых категорий населения количество жителей можно определить примерно в семь с половиной тысяч, то есть по сравнению с 1815 годом оно выросло примерно на 20%. Это характеризует определенный застой в развитии города. Дело в том, что прирост населения тогда был очень велик, составлял не менее 2% в год, а это означало, что даже за счет естественного прироста за 19 лет между ревизиями жителей должно было стать больше в полтора раза. Чистополь рос медленнее, чем сельское население уезда – очевидно, многим коренным жителям не находилось дела и они уезжали.
Население Чистополя в 1861 году нам известно достаточно точно по данным полиции. В это время в городе было 10980 жителей, в том числе 235 дворян, 86 лиц православного духовного сословия и 18 мусульманского, 1173 – купеческого, 7220 – мещанского, 1475 государственных крестьян и 73 крепостных, 524 человека военного сословия. Эти цифры позволяют сказать, что в последние десятилетия перед отменой крепостного права Чистополь развивался более или менее динамично, увеличение числа жителей превышало естественный прирост. Особенно впечатляет увеличение татарской общины – до 3852 человек, более чем в 2, 5 раза. Именно в эти десятилетия Чистополь превращается в крупнейший центр хлебной торговли и сюда переселялись не только татары. В ревизских сказках 1834 года мы не нашли фамилий будущих чистопольских миллионеров – Шашиных, Челышевых, Маланьичевых, Логутовых и т.д., а к 1861 г. сами будущие магнаты или их родители уже жили в городе.
Последней ревизией была десятая, состоявшаяся в 1858 году. После этого, вплоть до 1890-х гг. данные о числе жителей носят оценочный характер. В 1868 году жителей было около 12 тысяч, в 1884 году – около 16 тысяч.
Первая Всеобщая перепись населения 1897 года была подготовлена и проведена на очень высоком научном и методическом уровне, ее данные были опубликованы в 86 томах и они дают историкам ценнейший материал для обобщений. Опубликованы и очень подробные данные о населении каждого из городов, позволяющие выявить массу интересных деталей городской жизни.
Население Чистополя на 1 января 1897 года составляло 10152 мужчин и 9952 женщины, всего 20104 человека. Из них 882 человека находились в Чистополе временно, зато 233 постоянных жителя были в отъезде.
Много это или мало? По нынешним временам город с населением в 20 тысяч человек считался бы небольшим, но в конце XIX века дело обстояло иначе. В Санкт-Петербурге и Москве тогда жило чуть более, чем по миллиону человек, Казань со 131 тысячей жителей занимала седьмое место в Российской империи, а Чистополь был самым большим уездным городом в Казанской губернии и на территории сегодняшнего Татарстана. Приведем для сравнения численность населения других городов губернии: Арск (безъуездный) – 1237, Козмодемьянск – 5172, Лаишев – 3743, Мамадыш – 4213, Свияжск – 2363, Спасск – 2779, Тетюши – 4754, Царевококшайск (ныне Йошкар-Ола) – 1654, Цивильск – 2337, Чебоксары – 4568, Ядрин – 2467. Как видим, население всех остальных уездных городов вместе взятых лишь немного превышало население Чистополя.
Уступали Чистополю и другие города Татарстана, находившиеся тогда в других губерниях Бугульма: (Самарская губерния) – 7577, Буинск (Симбирская губерния) – 4216, Елабуга (Вятская губерния) – 9776, Мензелинск (Уфимская губерния) – 7542. Чистополь был лишь немного меньше губернского города Вятки, в котором проживало 24672 человека.
ДОМ КУПЦА МЕЛЬНИКОВА
Вообще, городское население России составляло всего 14%, а в Казанской губернии – только 7%, а в соседней Вятской губернии всего 2,9%. В Чистопольском уезде, самом большом в губернии (307244 жителя), городское население составляло 6,5%. В других уездах количество жителей было значительно меньше – от 107 до 200 тысяч жителей.
Данные переписи показывают, что в предшествующие десятилетия город рос в основном за счет переселенцев, а не естественного прироста. Из числа жителей 9332, то есть меньше половины, родились в Чистополе или Чистопольском уезде, 8616 человек – в других уездах Казанской губернии, 2148 – в других губерниях, в том числе 992 – в Вятской, 219 – в Самарской, 162 – в Уфимской, 125 – в Нижегородской, 94 – в Пермской, 54 – в Симбирской, 8 человек – за границей.
Российская империя в конце XIX века была страной, в которой сохранялись сословия, сословное состояние записывалось в паспорт и определяло права и обязанности человека. В 1897 году в городе жили: потомственных дворян – 82 человека, чиновников не дворянского происхождения (с членами семей) – 270 человек, православное духовенство – 278 человек (так много потому, что в это число вошли монахини и послушницы Успенского монастыря, преподаватели и учащиеся духовного училища), мусульманское духовенство – 19 человек (семьи двух мулл и двух муэдзинов), потомственные почетные граждане (купцы, получившие звание за благотворительную деятельность) – 87 человек, купцы – 263 человека, мещане – 8803 человека, крестьяне – 10192 человека, лица других сословий – 158 человек.
Как видим, половину жителей города составляли лица крестьянского сословия. Это не удивительно, например, в Казани крестьяне в 1897 году составляли 53% населения. С одной стороны, многие переселенцы из деревень десятки лет жили в городах, но не записывались в мещане и числились крестьянами тех сел и деревень, откуда переселились в город. С другой стороны, как известно, в Чистополе были и коренные крестьяне, которые так и назывались, “крестьяне города Чистополя” – это были потомки коренных жителей села Чистое Поле. И в конце XIX века они продолжали заниматься земледелием, обрабатывая землю, принадлежащую городу. Таких было около тысячи человек. Крестьянами были и большинство из тех 882 человек, которые находились в городе временно.
Иностранцев в городе жило 19 человек. Из них 11 – подданые Персии, 3 – Германии, 2 – Греции, 1 – Австро-Венгрии (владелец местного пивоваренного завода Фридрих Мюльгафер), 1 – Италии. Большинство из них были, очевидно, давними жителями России – за рубежом родились только 8 человек.
Православные составляли 13495 человек, мусульмане – 4839, старообрядцы – 1718 (на самом деле, значительно больше, о причинах см. статью, посвященную старообрядцам), католики – 18, протестанты – 18, иудеи – 7, язычники – 9 (все чуваши из деревень Чистопольского уезда).
НА МЕСТЕ ГОРОДА ДЖУКЕТАУ РАСПОЛОЖЕН ЭЛЕВАТОР
В анкете переписи 1897 года не было вопроса о национальности. В Российской империи национальность не была юридической категорией, не записывалась в паспортах и большинство простых людей даже не понимали такого вопроса. Вместо этого в анкете переписи был вопрос о родном языке.
Для 4923 жителей города родным языком был татарский, для 24 – мордовские языки (эрзянский и мокшанский), для 21 – чувашский, для 18 – немецкий, для 14 – польский, для 4 – украинский, для 4 – греческий, для 3 – еврейский, для 3 – венгерский, для 2 – белорусский, по одному человеку назвали в качестве родного латышский, итальянский, один из языков кавказских горцев. Чуваши и мордва были, очевидно, крестьянами из Чистопольского уезда, носителями итальянского и греческого языков были подданые этих государств, о которых говорилось выше. Греком был и чистопольский предприниматель, владелец крупной мельницы и общественный деятель Георгий Дмитриевич Кацари. Большинство поляков и немцев, напротив, не были иностранцами. Поляки в это время составляли второй по численности народ Российской империи, а немцы Поволжья жили в Саратовской губернии.
Материалы Переписи 1897 года дают ценную информацию и об экономической жизни города.
Самодеятельное население города составляло 6394 мужчины и 1863 женщины. В статистике того времени самодеятельным называлась та часть населения, которая была занята производительным трудом или получала доходы.
299 мужчин и 4 женщины служили в органах государственной власти и самоуправления. В органах государственной администрации и полиции – 181 мужчина и 1 женщина, в общественных и сословных учреждениях – 81 мужчина (имеются в виду служащие и рабочие городской и земской управ и подведомственных им учреждений).
10 мужчин и 1 женщина занимались частной юридической деятельностью (официальные и неофициальные адвокаты, женщина, очевидно, секретарша). 5 мужчин были военнослужащими (персонал уездного и городского призывных участков, в 1897 году воинских частей в Чистополе не было). 3 мужчин и 2 женщины работали в благотворительных учреждениях (имеется в виду богадельня, Мариинский приют, ночлежный дом). 15 служили на почте и телеграфной станции, четверо – в городском банке.
Трудовая деятельность 158 человек была связана с религией. 21 мужчина и 118 женщин занимались “богослужением православного вероисповедания” (кроме священников и причта, это монахини и послушницы), 4 человека были муллами и муэдзинами, 15 человек – сторожа и работники при церквах, мечетях, кладбищах.
При том, что Чистополь был крупным торговым и экономическим центром, значительная часть населения продолжала заниматься сельским хозяйством. В 1897 году обработкой городской земли занимались 555 мужчин и 33 женщины – город сдавал в аренду 1000 десятин (1100 гектаров) – земля была плодородной, рынок сбыта находился рядом, и хлебопашество было довольно доходным. Еще 6 человек занимались товарным производством молока, а 13 – рыбной ловлей.
Многим горожанам давала работу хлебная пристань. Погрузка угля, дров, кулей с мукой на пароходы была не механизированной. Немало из горожанок работали на разгрузке и погрузке. Грузчики из женщин – были типичной картиной на камских пристанях.
В промышленности и ремесле были заняты 2038 мужчин и 343 женщины. В это число вошли и хозяева, и ремесленники-одиночки, и постоянные наемные рабочие.
606 мужчин и 119 женщин – занимались обработкой волокнистых веществ (имеются в виду работники прядильной фабрики Субаева и Рахматуллина, кулеткацких заводов), 431 мужчина и 173 женщины – изготовлением одежды и обуви, 258 мужчин и 19 женщин – обработкой растительных и животных продуктов (мельницы, крупорушки, маслобойни, салотопки, пекарни), 248 мужчин и 13 женщин – обработкой дерева, 217 мужчин и 4 женщины – обработкой металлов (кузнецы, слесари и т.д.), 114 мужчин и 1 женщина – переработкой животных продуктов (кожевники и мыловары), 76 мужчин – производством химической продукции, 27 мужчин и 6 женщин работали в типографии, 16 мужчин и 4 женщины были постоянными работниками кирпичных заводов и гончарами, 13 мужчин и 1 женщина – винокурением и пивоварением, 12 мужчин – производством экипажей и колес, 3 мужчин и 1 женщина – производством безалкогольных напитков, 10 мужчин и 1 женщина – художественными ремеслами (ювелирным, иконописным, золотошвейным), в городе было 9 часовщиков.
ПАМЯТНИК ПОГИБШИМ СОЛДАТАМ
Особый интерес представляет материал о татарском населении города. Татарская община, насчитывавшая более 4900 человек, была третьей по численности в России – уступая только Казани и Оренбургу, а по доле татар в городском населении (24%) Чистополь занимал первое место (в Казани около 20%).
Татары-горожане в Российской империи составляли, как правило, достаточно замкнутые общины, ориентированные на особый круг занятий. Это проявлялось и в самой многочисленной казанской общине, и в небольших по численности общинах Самары, Симбирска, Саратова и т.д. Занятия эти состояли в обслуживании специфических интересов многочисленного татарского крестьянского населения – производстве тюбетеек, “азиатской” обуви, четок и молитвенных ковриков, национальных ювелирных изделий и т.д., а также торговле этими предметами.
Как отмечает земской врач Линдегрен, в своей статье опубликованной в 1859 году в С.-Петербурге, среди татар города и уезда было очень популярно коробейничество – торговля вразнос: “Взять мыла яичного, халаты, шали, да обойти весь Чистополь и объехать весь уезд – это лучшее наслаждение и занятие. Между единоверцами будет напоен чаем и накормлен салмой, 25% барыша пропивая на чаю”.
С торговыми операциями был связан промысел извозчиков. Извозчики “ходили” (как тогда говорили) далеко, до Камчатки, Санкт-Петербурга, Киева, Астрахани. Чистопольские ямщики (преимущественно из татар, за ними чуваши, и наконец, русские и мордва) ездили на Ирбитскую (в Сибири), Макарьевскую ( в Нижнем Новогроде) ярмарки, в Оренбург – на меновой базар, Верхнеуральск – за рыбой (за свежей и соленной, по первому снегу), и в Илецкую Защиту – за солью.
Разумеется, татары торговали не только с соплеменниками. Специализацией и крупных и мелких татарских предпринимателей была торговля “красным товаром” (тканями, галантереей и т.д.), бакалееей (чаем, сахаром, пряностями). Кроме того, татары-ремесленники занимались обработкой продуктов животноводства (кожевенное дело, салотопка, мыловарение), а купцы торговали этими товарами. Как правило, татары не торговали хлебом, не занимались строительными подрядами, среди них не было ремесленников-металлистов, каменщиков, мельников.
Так выглядел город Чистополь в конце XIX века.
Представление о демографических процессах, происходивших в начале XX века, мы можем составить только на основании самых общих цифр, приводимых в ежегодных отчетах городской управы. Подсчеты производились на основе данных полиции и основаны на иных принципах, чем перепись 1897 года. Учитывались только постоянные жители города – многочисленные крестьяне, находившиеся в городе на сезонных заработках, в это число не входили. Но Российская империя была полицейским государством, жить в городе без регистрации в полиции было невозможно, и этим данным можно верить.
В 1904 году в городе жило 23140 человек.
В 1906 – 23311 человек.
В 1909 – 24146 человек.
В 1910 – 24921 человек.
В 1911 – 25513 человек.
В 1913 – 28313 человек.
О чем говорят эти цифры? В первые годы XX века население города росло медленно в основном в рамках естественного прироста. Не следует забывать, что рождаемость была очень велика и, пожалуй, сельское население уезда росло быстрее и доля городского населения даже сокращалась. Но в конце первого десятилетия XX века этот рост ускорился, что, очевидно, было связано с общим подъемом, который в годы столыпинских реформ переживала Российская империя.
ЗДАНИЕ УЧИЛИЩА
Геральдика
Подлинное описание исторического герба Чистополя, утвержденного 18 октября 1781 года, гласит: «Въ верхней части щита гербъ Казанскій. Въ нижней — золотой, клейменый четверикъ въ зеленомъ поле, въ знакъ того, что въ семъ новомъ городе производится великій торгъ всякимъ хлебомъ».
Достопримечательности
Религиозные сооружения
Православные храмы
Никольский собор.
Храм Казанской иконы Божией Матери.
Мечети
Первая Соборная Мечеть.
Мечеть Мунир.
Мечеть Иман.
Мечеть Анас.
Мечеть Ихлас.
Архитектура
Бывшее здание горисполкома.
Водонапорная башня
Дворец бракосочетания.
Дом Мельникова.
Музей "Уездного города"
Телефон: (242) 5-1107, 5-1100
Адрес: 422980, республика Татарстан, г. Чистополь, ул. Карла Маркса, 8
Проезд: Автобус до Чистополя, внутри города: авт. 1,5,6,7, до ост. "Дом учителя", авт. 2 до ост. "Электросети"
Режим работы: Ежедневно с 9.00 до 17.00, кроме понедельника
Описание:
История создания музея начинается с 1921 года, когда любитель-краевед, натуралист Александр Константинович Булич выступил с инициативой основать в Чистополе музей родного края. В том же году музей был открыт для посещения, а сам А.К. Булич стал его первым директором. В основу музейных фондов легли его личные коллекции. Наиболее интересными были материалы по археологии, палеонтологии, биологии и ботанике. Некоторые предметы из этих коллекций, менее других подверженные разрушению временем, еще и сегодня можно видеть в музее. Среди них: булгарская кольчуга, найденная пастухом Миниханом в 1921 году недалеко от села Ст. Мокшино в месте, называемом "Мирским лесом" или "Каменной поляной"; удивительный по красоте сфероконус - сосуд для благовоний, который поступил в фонды музея из коллекции помещика Чистопольского уезда Шульца; коллекция яиц и гнезд птиц, населяющих территорию Чистопольского района, и богатейшая коллекция останков древних животных: мамонтов, бизонов, носорогов и единорога. До сих пор радуют глаз изящностью рисунка и яркостью красок ковровые дорожки, переданные в музей одной из школ города (бывшей мужской гимназией).
Самая большая фондовая коллекция - письменных источников - включает в себя документы с конца XVII века по сегодняшний день, рукописные и старопечатные книги. Среди них - "Церковный певчий обиход", "Ирмосы", "Трезвон певчий", "Жития святых" 1762 г., "Евангелие" 1856 г. и др.
В последние годы заметно вырос мемориальный фонд, включающий в себя документы, фотографии, личные вещи, принадлежавшие известным людям города. Особое место в нем занимают материалы, посвященные пребыванию в Чистополе в годы Великой Отечественной войны деятелей литературы и искусства. "Постоянными" жителями с осени 1941 года по июнь 1943 года стали более пятидесяти писателей. В архиве музея хранятся письма, страницы из дневников, фотографии, документы Исаковского М. В., Фадеева А. А., Леонова Л. М. и др.
Яркой иллюстрацией к истории края является богатое этнографическое собрание музея, объединяющее предметы быта, одежды, украшения, орудия труда, изделия ремесел народов Среднего Поволжья: русских, татар, чувашей.
Жемчужиной коллекции предметов городского быта являются два деревянных велосипеда, изготовленных крестьянином села Чистопольские Выселки Мельниковым Николаем Ивановичем. Наибольший интерес представляет велосипед, изготовленный в 1902 году в форме большого колеса, внутри которого расположены педали и седло. Второй велосипед (1909 года изготовления) оснащен особым ременным приводом. В ось заднего колеса вставлена возвратная муфта, которая и приводила велосипед в движение.
Здание:
Старинный купеческий особняк постройки конца XIX века, ранее принадлежавший казанскому купцу А.А.Подуруеву и его жене Марии Ивановне, урожденной Стахеевой. Фасады дома и флигеля украшены лепниной в стиле эклектики с ампирными мотивами в композиции и отдельными барочными элементами декора. Усадебный комплекс внесен в реестр памятников архитектуры Республики Татарстан.
Основатель: Булич Александр Константинович (1869 - ?)
Мемориальный музей Бориса Пастернака
Адрес: 422980, республика Татарстан, г. Чистополь, ул. Ленина, д. 81
Проезд: Авт. 1, 2, 5, 6, 7 до ост. к/т "Мир", авт. 8 до ост. "Школа N2"
Режим работы: Ежедневно с 9.00 до 17.00, кроме воскресенья и понедельника.
Описание:
Б.Л.Пастернак (1890-1960) - поэт, писатель, переводчик, лауреат Нобелевской премии. С 18 октября 1941 г. по 25 июня 1943 г. жил в г. Чистополе в доме по ул. Володарского, 75 (ныне ул. Ленина, 81).
В 1990 году в этом доме был открыт мемориальный музей - первый государственный музей Б.Пастернака в России. Экспозиция создана на основе мемориальных вещей (мебели), сохраненных вдовой хозяина квартиры Коростылевой Е.И., и материалов, собранных краеведческим клубом "Поиск". В ней представлены материалы о жизни и творчестве Б.Пастернака в г. Чистополе, его литературном окружении, быте и общении. Воссоздана мемориальная комната, где поэт жил в эвакуации.
Здание:
Жилой дом конца XIX - начала XX вв., характерный пример усадебной застройки. Центральная ось симметричного фасада акцентирована узким ризалитом и порталом, углы декорированы лопатками
Известные люди
Асеев, Николай Николаевич — советский поэт, жил в городе в 1941—1943 годах
Ахматова, Анна Андреевна — советская поэтесса, жила в городе во время Великой Отечественной войны в эвакуации
Бажанов, Василий Михайлович — глава Южного областного Совета народного хозяйства (1918 г.), организатор советской угольной промышленности, родился в Чистополе в 1899 г.
Бутлеров, Александр Михайлович — русский химик, родился в городе в 1828 году
Вольферц, Валериан Юльевич — советский ветеринарно-санитарный эксперт, доктор ветеринарных наук, родился в городе в 1874 году
Губайдулина, София Асгатовна — советский композитор, родилась в городе в 1931 году
Кафаров, Петр Иванович — русский учёный-китаевед, родился в городе в 1817 году
Лихачёв, Николай Петрович — советский учёный, историк, археограф, палеограф, искусствовед, библиограф, коллекционер, академик, родился в городе в 1862 году
Марченко, Анатолий Тихонович — диссидент, умер в Чистополе в 1986 году
Пастернак, Борис Леонидович — советский писатель, жил в городе в 1942—1943 годах
Тарковский, Арсений Александрович — советский поэт, переводчик, жил в городе в 1941 году.
Фадеев, Александр Александрович — советский писатель, прозаик, жил в городе в 1941—1942 годах.
Цветаева, Марина Ивановна — советская поэтесса, пробыла в Чистополе в эвакуации 25 и 26 августа 1941 года.
Гусляков, Георгий Иванович — Герой России, в 1942 году учился в эвакуированном в город Чистополь Одесском военно-пехотном училище им. К. Е. Ворошилова.
Щаранский, Натан Борисович — министр внутренних дел Израиля, отбывал наказание в Чистопольской тюрьме.
Усманов, Гумер Исмагилович — секретарь ЦК КПСС в 1989—1990 годах.
Петровых, Мария Сергеевна — советская поэтесса, жила в городе во время Великой Отечественной войны в эвакуации.
Фасахов, Нил Шафикович — советский спортсмн, чемпион мира по волейболу, в 1942—1948 годах жил в городе.
Парнах, Валентин Яковлевич — советский поэт, жил в городе во время Великой Отечественной войны в эвакуации.
Молчанов, Викторин Михайлович — русский военный деятель, родился в городе.
Рябов, Вячеслав Геннадьевич — вратарь сборной России по хоккею с мячом, двукратный чемпион мира, заслуженный мастер спорта, родился в городе.
Иванов, Порфирий Корнеевич — основатель движения ивановцев, некоторое время содержался в психиатричской больнице города.
Сорокин, Геннадий Михайлович — заместитель Председателя Госплана СССР, член-корреспондент РАН; родился в городе.
Кондратьев, Вячеслав Васильевич — член-корреспондент РАН; родился в городе.
Фахрутдинов, Вакиф Шайхнурович — член Совета Республики Верховного Совета СССР.
Исхаки, Гаяз — деятель татарского националистического движения, учился в медресе города Чистополя
Якупов, Николай Якупович — Герой Советского Союза, окончил медицинский техникум в городе Чистополе
Батталов, Салих Вазыхович — татарский писатель, учился в медресе города
Батталов, Габдулла Вазыхович — советский патриот, казнен нацистами в Берлине; учился в средней школе в Чистополе
Винокур, Татьяна Григорьевна — советский лингвист, жила в городе во время Великой Отечественной войны в эвакуации
Чекин, Борис Сергеевич — Герой Советского Союза, лётчик — штурмовик
Кораблёв, Алексей Михайлович — Герой России, живёт в городе
Миронов, Павел Андреевич — Герой Советского Союза
Сигов, Василий Иванович — Герой Советского Союза
Никоноров, Пётр Михайлович — Герой Советского Союза, лётчик — истребитель, сбил 17 самолётов противника лично и 5 в групповом бою.
Сергеев, Александр Тимофеевич — Герой Советского Союза, окончил ветеринарный техникум в городе Чистополь
Пургин, Николай Иванович — Герой Советского Союза, проходил переподготовку в запасном авиаполку в Чистополе
Калашников, Анатолий Степанович — Герой Советского Союза, учился в городе
Лизалин, Роман Евгеньевич — уроженец и почетный гражданин города Чистополь, капитан круизного теплохода «Арабелла», экипаж которого 10.07.2011 г. спас 76 пассажиров с затонувшего теплохода «Булгария».
Кораблёв Алексей Михайлович - военнослужащий 160-го гвардейского Волновахского Краснознамённого ордена Богдана Хмельницкого танкового полка 5-й гвардейской танковой дивизии 57-го армейского корпуса Сибирского военного округа, гвардии рядовой - герой России.
Также жили в годы войны поэт М. Исаковский, писатель Леонов, Багрицкий и многие другие.
Культура
Музей уездного города
Мемориальный музей Бориса Пастернака
Дворец культуры
Дом культуры «Строитель»
Молодежный центр
Ледовый дворец
Культурно-развлекательный центр «МИР!!!»
Скарятинский сад (отреставрированный в 2011 году центральный парк г. Чистополь)
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
https://www.chistopol.su/
https://www.chistay.ru/
Википедия
https://museum.prometey.org/
https://www.chistopol.ru/
https://www.lifeisphoto.ru/
https://www.vokrugsveta.ru/photo/
https://www.photodreamstudio.ru/
_
- Татарстан:
- Тэги:
- 46095 просмотров
Комментарии
Очень интересно. СПАСИБО.
Очень интересно. СПАСИБО. Захотелось приехать и увидеть все своими глазами. Решено выезжаю на следующей неделе.
Раз пошла такая пьянка
Можно добавить, что в эвакуации здесь жил Игорь Можейко (Кир Булычев писатель-фантаст и историк), его рассказ "Городок на Каме"
и это ещё не всё!
и это ещё не всё!
как мы узнали из нашего путешествия в Чистополь -
тут во время эвакуации побывало более 200 известных советских писателей, актеров, композиторов, художников и других деятелей культуры СССР!
Это настоящий кладезь истории!
Так что статьи про Чистополь будут продолжены!
Отправить комментарий