Священное мордовское озеро, Старая Бинарадка
Женщина 58 лет сообщила исследователям, как в 1923 — 1924 годах её мать, будучи подростком, была с сестрой в лесу, в окрестностях села Старая Бинарадка.
Сестра вдруг увидела сидящую на пне дикую лохматую женщину, которая расчёсывала пальцами длинные, от головы и почти до земли, белёсые волосы, а когда та скрылась, сестры обнаружили у пня крупные следы ног и вычесанные спутанные волосы (кстати, очень похоже на предания про марийскую Овду).
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО МОРДОВСКИЙ НАРОД - ТУТ!
РОДНИКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Краеведам и этнографам хорошо известен как природно-культурный объект пруд Баба озкс (в средствах массовой информации встречаются и другие написания: Бабаозг и др.), сакральное место мордвы в селе Старая Бинарадка.
В настоящее время пруд (озеро) Баба озкс передан в частную собственность на сомнительных основаниях, что вызвало юридические недоразумения и конфликт с местным населением, поскольку новые владельцы, приезжие, не знакомые с местными обычаями, препятствуют доступу местных жителей к водоёму.
Это нашло отражение в средствах массовой информации, в частности в газете «Аргументы и факты» (Саноцкая, 2012; Виноградов, 2013). Пруд также испытывает неблагоприятное антропогенное влияние, застраиваются берега, загрязняется вода.
В селе живут мордва-эрзя, но название пруда — мордовско-мокшанское: «озкс» по-мокшански -место моления; по-эрзянски — «молян». Таким образом, «Баба озкс» -«место моления старушек».
В советское время в Старой Бинарадке тоже боролись с «суевериями», то есть с древней мордовской культурой, мордовскими названиями урочищ, пытались переименовать пруд Баба озкс. Об этом можно прочитать в книге В.Н. Мясникова «Староби-нарадские берендеи» (1978).
Редкостный и трогающий за душу случай: древним мордовским обрядам жителей Старой Бинарадки посвятил свои стихи известный поэт российского Серебряного века Александр Ширяевец (А.В. Абрамов).
Сам он жил здесь в юности; более того, как его отец и дед, служил в местной лесной охране. Стихотворение, написанное им в 1894 — 1897 годах, так и называется — «Старая Бинарадка»; в нём говорится о почитании Керемети местным мордовским населением.
Поэт Александр Ширяевец - друг и сподвижник великого российского поэта Сергея Есенина. Жизнь его была недолгой, и когда он умер, Есенин стал официальным душеприказчиком по литературному наследию друга и написал одно из лучших своих стихотворений, которое так и назвал — «Памяти Ширяевца» (1924 г.):
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать. …
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове….
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле…
От того и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
* * *
Село мордовское…
Объездчиком лесным
Отец был там. Сначала на «бекете»
Мы к лесу жались — подружились с ним,
И до сих пор одна берёза светит
Корой чудесно-белой в сумрак дней…
С «бекета» переехали в село мы —
Вот это самое… Становится ясней
В душе, когда она летит к огню былому.
…Трубой иерихонской голоса
Мордовских девок разливались веще…
Их дикая и ражая краса
Поди и ныне брагой древней хлещет.
Мордва — двубожники… Христос и Кереметь
В лесных сердцах на разный голос пели;
И долго-долго так ещё им петь…
Проснулся раз я ночью и с постели
Вскочил, напуган отблеском огня,
Приник к оконцу, вижу — пляшет пламя
Вдали, за речкой. Песни, суетня —
Мордва взлетала буйно над кострами
У дерева священного… Прошло
Немало лет, но часто-часто снится
Лесное необычное село,
И древние запляшут вдруг зарницы…
Священный дуб махнёт нам невзначай,
Берёзка с лаской закивает снова.
Эх, Бинарадка старая, прощай!
Смотри, не угашай костров былого!
Автор Александр Ширяевец
Сергей Есенин завещал похоронить себя рядом с другом, Александром Ширяевцем, сам прожил после того недолго и был вскоре похоронен рядом. Так и покоятся два поэта, два друга в Москве, на Ваганьковском кладбище. А трогательная история двух поэтов и их стихи значительно усиливают культурную значимость этих мест.
Культовое место — небольшая территория или акватория, где традиционно совершались и совершаются различные языческие обряды. Эти участки обычно находятся в примечательных, живописных или потаённых местах (урочищах), которые в природе являются рефугиумами с редкими видами флоры и фауны.
Обычно они специально обозначаются (например установкой идолов) и охраняются от разрушения. Средством охраны служили и названия мест, топонимы, напоминающие, какому божеству принадлежит конкретное урочище. Фактически это памятники природы, заказники или заповедники, природно-культурные памятники и резерваты. Такие святилища у восточных и прибалтийских славян в дохристианские времена назывались капищами, от старославянских слов «капь, кипь», что означает «идол, изображение, истукан, кумир, болван, образ некий». Назывались также мольбище и жертвище, реже — городище.
Святилища имели и внутреннюю структуру, где выделялись отдельные участки для обрядов (молений), угощений, гульбищ (праздников), жертвоприношений.
Село Старая Бинарадка
Старая Бинарадка — село в Красноярском районе Самарской области России. Административный центр сельского поселения Старая Бинарадка.
Находится в 43 км от Самары.
Известно с XVIII века. Сначала была заселена высокая часть разделённого рекой надвое села. 16 сентября 1833 года здесь останавливался Пушкин, собиравший сведения о Пугачёвском восстании. В 1857 году открыта школа. Некоторое время село было волостным центром.
Легенда об основании, история села
Из истории села Старая Бинарадка: документальных данных об основании села и происхождении его названия не обнаружено. По местной легенде, некогда жили три брата мордвина Буян, Узюк и Бенарад. От них и пошли села Старый и Новый Буян, Узюково, Старая и Новая Бинарадка.
По другой легенде, за Волгой, на левом берегу, выше Самары в начале 18 века отводятся земли для поселений россиян. Весной 1738 года люди переправились через Волгу и начали заселять места на реке Курумоч. Несколько семей пошли вглубь леса в 10 верстах от села Курумоч и решили основать поселение. Вокруг было много леса, зверья, текла речка Бинарадка.
Первые дома строили на самом высоком месте – на горе. Позже началось заселение другой стороны села. В основном, здесь жили мордва. В 1857 году в селе открыта школа. Во второй половине 19 века Старая Бинарадка становится центром Старобинарадской волости Ставропольского уезда. В 1910 году в селе проживало 4517 человек. В селе была церковь, здание волостного правления, школа. Производство муки, масла, пиломатериалов, столярных изделий – жители преуспевали в этих сферах деятельности.
В 1930-е годы в селе образовались два колхоза: "Имени Фрунзе" и "20 лет Октября" (затем последний переименовали в колхоз им. Куйбышева). В 1970-е годы они вошли в состав совхоза имени М. Горького. В 1941 году на фронт из села ушло около 300 человек, половина из них не вернулись.
Почетный гражданин села – Нашиван Ф.М., он с 1955 по 1975 год работал директором Старобинарадской средней школы. Во время его руководства в школе б организовано школьное лесничество (описанное в книге В. Мясникова «Старобинарадские берендеи»). Село было большим, и у каждой его стороны есть свое название: Пиче пе (сосновая сторона); Кунчка куре (середина села); Вере куре (вершина села), Дергуновка, Банаровка.
В селе есть 4 водоема. 3 озера сделаны руками людей, а одно образовалось само. Озеро Бабаозг (молитва женщин), в старину сюда приходили молиться женщины, озеро Бульмаг образовалось само и Шейкрай (камышовый край).
Старая Бинарадка хорошо знакома многим верующим самарцам. Ведь уже 7лет подряд, в начале лета, в первый день Петрова поста, из Самары идет крестный ход в Ташлу к чудотворной иконе Божией Матери "Избавительница от бед".
храм святителя Николая
Население
Год Численность
1859 2130 [2]
1889 3409 [3]
Год Численность
1897 3727 [4]
1900 3121 [5]
Год Численность
1910 4517 [6]
2010 524 [1]
Национальный состав
Население в основном мордва, а также в последнее время ввиду географического положения русские. Основной разговорный язык — мордовский. В поселении сохранились древние традиции финно-угорских народностей.
Русская православная церковь
В 2013 в Старой Бинарадке был построен храм в честь Св. Николая. С 2014 года в селе действует мужской монастырь во имя Александра Невского.
Достопримечательности
Типичный жилой дом
Старобинарадский бор
заросли белокрыльника
монумент ВОВ (1965)
место немецкого кладбища и лагеря военнопленных.
В культуре
Кроме упоминания в дневнике Пушкина, о селе есть книга самарского публициста В. Н. Мясникова «Старобинарадские берендеи». С этим местом связано и творчество самобытного художника Михаила Никонова (псевдоним Бинарадский).
Где находится:
Самарская обл. Красноярский район. Село Старая Бинарадка
Как добраться:
Чтобы осмотреть все достопримечательности села лучше воспользоваться автомобилем. От города не более 60 км. Мимо пос. Волжский, доезжаете до пос. Курумоч, возле указателя «Новый Буян» поворот направо. Далее по указателям. Заблудиться невозможно.
Маршрут будет интересен в любое время года. Почитателям достопримечательностей и святых мест откроют свои двери церковь Святителя Николая и Храм Александра Свирского, где можно окунуться в купель и испить чудотворной водицы.
Помолиться и положить цветы на могилку хранительнице села — блаженной старице Евгении.
Любители природы смогут сполна насладиться красотой здешних мест. Подышать чистейшим воздухом Старобинарадского бора, искупаться в озере, побродить по оврагам в поисках грибов и ягод.
Озеро Старый Утятник – первое место остановки, расположено слева от дороги. К озеру ведет грунтовая дорога до шлагбаума с предупреждающей табличкой.Фото. Прейскурант цен
Если вы не собираетесь оставаться с ночевкой и ловить рыбу, машину можно оставить возле шлагбаума и пешком дойти до озера (не более 100 метров). Искупаться, покушать, осмотреть местность. Денег с Вас никто не попросит.
Конно – спортивный клуб «Прованс» является гордостью сельчан. Создан он совсем недавно, но слава о нем разноситься далеко за пределы села. Гости имеют возможность пообщаться с лошадьми, получить первые навыки верховой езды. По разработанному маршруту (около 30 км.) посетители, с опытным инструктором, верхом на лошадях отправляются знакомиться с достопримечательностями с. Старая Бинарадка.
Паломникам и просто верующим людям будет интересно посетить церковь Святителя Николая, которая была возрождена руками верующих в 2012 г.
Продолжая свой путь по ул. Советская, Вы непременно попадете к Храму Александра Свирского.
Территория облагорожена трудами верующих. Над источниками построены срубы, построены трапезная, купальня. Паломники могут остановиться на некоторое время, помолиться в храме, отдохнуть, омыться в источнике, совершить трапезу.
Не случайно, вот уже 15 лет,в день начала Петрова поста из Самары отправляется крестный ход в село Ташла к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед». Путь его лежит и через село Сарая Бинарадка.
На краю села, в Старобинарадском лесу, спрятанный от людских глаз находится мужской монастырь во имя пресвятого Александра Невского. А неподалеку могилка блаженной девицы Евгении.Фото. Могила блаженной Евгении
Историю блаженной Евгении, которая жила в Бинарадке в конце прошлого века, а умерла лет за восемь до Октябрьской революции, знают все сельчане. Зимой и летом она ходила в одной холщовой рубашке и босиком, могла предсказывать будущее. Почитали ее при жизни и после смерти не забыли: 14 ноября, в день, когда она почила, бинарадцы приходят на могилку, совершая молебен и возлагая цветы.
Старобинорадский бор – самый большой в западной части Самарской области, он раскинулся на 10 тыс. гектарах.
На его территории есть глубокие овраги, куда даже в знойный летний день не проникает луч солнца, настолько они глубоки, и растут там вековые сосны. В этих лесах много ягод, грибов и всякого зверя.
В лесных дебрях множество родников — не просто источник питьевой воды, это — живая нить, которая связывает нас не только с прошлым, но и с будущим. Не только жители близлежащих сел, но и Самарчане и Тольяттинцы едут за серебряной целебной родниковой водой.
Много легенд и историй связано с озерами, окружающими село. По одной из них на озеро Бабаозг (Бабань) приходили молиться женщины, прося женского счастья.
Сейчас на озере местные предприниматели разводят гусей.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Автор: Борис Беляев - журнал «Город», №4, 2001 г.
https://chronograph.livejournal.com/260278.html
Мордовские поселения Самарской области.
https://sgpress.ru/news/56497
Энциклопедия Самарской области, И. И. Шеянова.
Виктор Махаев, краевед, доцент МГУ имени Н.П. Огарева.
Балашов, В. А. Мордвась [Текст] / В.А.Балашов, М.С.Волкова, Н.Ф.Мокшин и др. // Самарская область: энцикл: в 2 т. Т. 1. – Саранск, 2003. - Т. 1. - С. 356.
Курсовая работа. Студентка 2-го курса факультета истории и права МГУ им. Н.П, Огарева Марина Скоробогатова
Достопримечательности Самарской луки.
Вложение | Размер |
---|---|
Священное мордовское озеро, Старая Бинарадка | 582.98 КБ |
Священное мордовское озеро, Старая Бинарадка | 361.87 КБ |
Священное мордовское озеро, Старая Бинарадка | 495.11 КБ |
Священное мордовское озеро, Старая Бинарадка | 734.77 КБ |
Staraya_Binaradka (6).jpg | 407.76 КБ |
Staraya_Binaradka (7).jpg | 504.98 КБ |
Staraya_Binaradka (8).jpg | 542.84 КБ |
Staraya_Binaradka (9).jpg | 63.44 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 4589 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий