Священная роща, село Ямбаево
Ямбаево (старое название – Мендышево, по-башкирски, название: Ямбай) — марийский населенный пункт в Янаульском районе РБ, село входит в Байгузинский сельсовет. Село находится в 18-19 километрах от ж/д станции Янаул (ветка Транссиба), население около 130 человек.
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО МАРИЙСКИЙ НАРОД - ТУТ!
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПО БАШКИРИИ - ТУТ!
МАРИЙСКАЯ ДЕРЕВНЯ БОЛЬШОЙ СУХОЯЗ - ТУТ!
СЕЛО ЧУРАЕВО - КЮСО КУМАЛТЫШ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО ВОСТОЧНЫХ МАРИ - ТУТ!
Следует отметить, что Урал – это прародина финских, угорских и пермских племен, которые впоследствии участвовали в этногенезе народов финно-угорской группы, расселившихся по северу европейской и западно-сибирской части России. Многие памятники археологии: могильники, селища, святилища, стоянки указывают на то, что очень древние предки коми, мари, удмуртов, хантыйцев и манси жили именно на Урале. Потом в процессе перемещения народов и племен часть их ушла на запад, дойдя до таких рек как Кама, Волга, Ока, Печора, и расселилась на огромных территориях Восточно-Европейской равнины.
Однако события Казанской войны во времена царя Ивана Грозного, и последовавших позднее Черемисских войн во второй половине 16-го века, привели к тому, что многие луговые мари стали снова уходить на восток – в сторону Урала. Процесс этот затянулся на два столетия, мари бежали от больших податей, от произвола чиновников, от насильственного крещения, да и просто в поисках лучшей жизни. Так появились эрвел мари (восточные марийцы), часть из них расселилась вдоль притоков реки Кама (Буй, Белая, Сива, Тулва) – на стыке Северного и Среднего Урала. В те века эти земли уже принадлежали башкирам, хотя сами башкиры не были местными уроженцами – они пришли в эти края со стороны южных степей Приуралья (сейчас это Оренбуржье и Казахстан). Поэтому, чаще всего, марийским переселенцам приходилось договариваться о праве аренды на занимаемую территорию с главами башкирских племен.
село Ямбаево
Первоначально Ямбаево по архивным данным числилось как Мендышево, оно было основано марийскими переселенцами в 1680 году, однако многие официальные данные очень условны. Мари вполне могли поселиться в глухой тайге, и долгое время жить вполне автономно, чтобы не привлекать внимание властей. Да и местные власти вполне могли новое селение принять на «черный учет», чтобы собирать с него ясак, но не отдавать его в государственную казну. Тем более, что для первопоселенцев действовали льготы от 10 до 25 лет, на устройство в новом месте. В те годы эта территория относилась к так называемой «Осинской даруге». Селение быстро росло, уже в 1865 году тут числилось 70 хозяйств и более 350 человек жителей. В основном все марийцы, они занимались земледелием, бортничеством, разводили скот, держали на реках две мельницы.
По местным преданиям мари активно участвовали в одном из отрядов при Пугачевском восстании (более 60-ти человек).
Как правило, восточные мари крепко держались языческого обычая своих предков, около любого марийского селения всегда были священные места, называемые кюсото (или юмото), такое место существует и в окрестностях Ямбаево. Эта роща носит название «Мер кюсото» - в переводе с марийского означает: роща для общественных молений, то есть для совместного моления религиозных общин.
«Мер кюсото» расположено с восточной стороны Ямбаево, внутри живописного лиственного леса, который состоит из берез, липы, ольхи и осины, также встречается ель и сосна, в подлеске растут лещина, бересклет, можжевельник. В этом кюсото моления никогда не прекращались, даже в советское время тут тайно молились марийцы своим древним богам и духам. Моления проводят и в наше время, данные фото сделаны во время проведения «Мировых молений» в этой роще 6 октября 2019 года. Такие Мировые моления по-марийски называются Туня кумалтыш, проводят их один раз в пять лет, на эти моления приглашают единоверцев со всей республики и из других регионов. Тут как бы собираются мари «со всего мира», а для совершения Туня Кумалтыш приглашают 3-4 карта (у восточных мари их также называют арвуй или онаенг), которые должны исполнить все обряды.
В каждой деревне может и не быть своего жреца, поэтому на Мировые моления приезжают карты с данного района и из соседних районов, дел и обязанностей так много, что картам обычно помогают специальные люди – их называют «учо». Перед молением в роще и деревне нужно подготовить инструменты, инвентарь, котлы, подобрать жертвенных животных или птицу, приготовить специальные свечи и жертвенную еду (блины, ритуальный квас, домашний хлеб и т.д.). Марийский жрец выделяется от других людей белой войлочной шапкой на голове – она называется «теркупш», этот знак отличия карт получает при особом ритуале посвящения, которые совершают другие карты, при этом обычно присутствует верховный карт Башкирии (или другого региона, где совершается этот обряд).
В роще есть несколько священных деревьев – их называют онапу, эту роль в Мер кюсото выполняют вековые липы и березы. Традиционно они считаются своеобразными «энергетическими каналами», через которые идет связь с миром божественной Природы. Обычно береза и липа – женские деревья, их посвящают богине Мланде Ава – Мать-земля. Около них также молятся за семейное благополучие, за детей и родственников, за чадородие и здоровье. Женщина-марийка может обнять дерево и даже говорить с ним, то есть своеобразно попросить о чем-нибудь.
Каких-то канонических молитв для этой цели не существует, человек может общаться с онапу своими словами, главное, чтобы это было от сердца, чтобы просьбы были искренними и не были корыстными.
Такое священное дерево выделяется в роще «языческим алтарем» около подножья, а также повешенными полотенцами или платочками.
Также в кюсото молятся осенью в благодарность за посланный урожай, за хорошую погоду, и просят благословения на будущий год.
Где находится, как добраться:
Село Ямбаево
Янаульский район, Республика Башкортостан, Россия
Координаты населенного пункта:
56.186239, 54.695462
Расположено примерно в 20 километров от Янаула.
________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Автор фото: Салиева Юлиана Юрьевна.
И. Н. Смирнов "Черемисы” (марийцы).
Группа эрвел мари Вконтакте.
Село Ямбаево Вконтакте.
Вложение | Размер |
---|---|
Священная роща, село Ямбаево | 119.33 КБ |
Священная роща, село Ямбаево | 360.22 КБ |
Священная роща, село Ямбаево | 175.59 КБ |
Священная роща, село Ямбаево | 142.62 КБ |
Священная роща, село Ямбаево | 140.58 КБ |
Священная роща, село Ямбаево | 159.88 КБ |
Священная роща, село Ямбаево | 148.63 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 1412 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий