Святые источники в Дивеево
Серафи́мо-Диве́евский монасты́рь; Дивеевский монастырь (в разговорном обиходе — Дивеево; полное название: Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь) — православный женский монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви.
Расположен в селе Дивеево Нижегородской области. Почитается Поместными Православными Церквями как четвёртый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) «земной Удел Пресвятой Богородицы».
До своего закрытия в 1920-е, как и ныне, был в Нижегородской епархии (в отличие от Саровской пустыни, которая была на территории Тамбовской епархии), в статусе монастыря с 1861 года (именовался Серафимо-Дивеевский Троицкий).
РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО НИЖЕГОРОДСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
СПЛАВ ПО РЕКАМ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ И ЗАГАДОЧНЫЕ МЕСТА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПОЧИТАЕМЫЕ И СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ НГО - ТУТ!
САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Монастырь известен и прославлен на всю Россию и на весь мир - мощами преподобного Серафима Саровского, одного из известных русских святых!
Оказывается, во времена Ветхого Завета, за почти единичным исключением, не существовало источников, в водах которых люди бы получали исцеления. Но после Рождества Христова происходили тысячи исцелений, да и сами источники стали являться людям. Вот что об этом пишет автор книги:
«Эти чудеса стали возможны после пришествия Христа. Бог пришел на землю, Бог стал человеком. Бог принял крещение в водах земной реки.
Крещение Христа освятило само естество воды. В день, когда Иисус из Назарета вступил в воды реки Иордан, произошло великое чудо. И это чудо длится почти две тысячи лет. Оно проявляется, например, в том, что вода, которая освящается в церкви, не портится, стоит годами. Вода эта обладает удивительными свойствами, помогает в различных недомоганиях и болезнях. Это знают даже те, кто далек от веры в Бога, не случайно в праздник Крещения (19 января) храмы переполняются народом, люди выстаивают многочасовые очереди за святой водой. Не человек, не священник освящает воду в этот день – ее освящает Сам Господь. Именно поэтому в полночь на Крещение можно набрать воды из реки, из озера, из колодца, из любого источника – и она будет обладать свойствами святой воды.
Бог даровал евреям воду по молитве Моисея. Как мы уже видели, после пришествия в мир Христа дар отворять источники и управлять потоками воды получили многие».
С тех пор сталкиваясь с той или иной историей святых источников мы узнаем, что они появлялись на свет по молитве святых подвижников Божиих. Или в природных родниках были явления святых икон, после чего вода там становилась целебной.
Дивеевские источники
Дивеево является одним из духовных центров православного паломничества России. Людей сюда привлекает особая благодать, сосредоточение на одном месте множества святынь, и, конечно же, святые источники.
Родников на Дивеевской земле большое множество. Их даже ученные исследуют, и, кстати, подтверждают особый минеральный состав воды, называют ее живой.
Феномен такого большого количества природных родников на одном месте вызывает порой недоумение. Но часто история святых мест показывает, что Господь приводил своих святых возводить монастыри на особых местах.
Так в середине 20 века гидрогеологи обнаружили на территории Нижегородской области огромное подземное пресноводное море, протянувшиеся от Арзамаса до Ардатова через весь Дивеевский район. А в некоторых исторических источниках встречается один из вариантов трактовки названия реки Вичкинзы как река ключей. Вичкинза протекает мимо д. Маевки, пересекает все Дивеево с западной стороны и впадает в реку Сатис в 12 км от села.
Неудивительно, что с зарождением здесь Дивеевской обители, а еще раньше, с молитвенным подвигом преподобного Серафима Саровского, стали выходить наружу родники. Ведь тогда никто не знал, что здесь есть подземные воды. Но Бог приводил своих святых и по их молитве образовывались источники там, где их не было.
Так по молитве святого Серафима уже после его смерти, чудесным образом был явлен источник в Цыгановке и в поселке Сатис.
В других вновь возникших родниках люди видели явления. Так, источник в селе Кременки даже носит название «Явленный», и существует предание о том, как перед страшной битвой люди видели там Лик Богородицы.
В других источниках находили иконы святых и Богородицы. На Казанском источнике в Дивеево была обретена Казанская икона Богородицы, на Ильинском в с. Глухово – икона Ильи Пророка, на «Спиринском» источнике близ села Суворово – икона Спиридона Тримифутского.
Существует в Дивеевской округе даже «говорящий» родник! Это Троицкий источник в селе Канерга. Когда сестры скита поют молебны, среди множества молитвословий вода источника реагирует на величание Пресвятой Троице – она начинает бурлить.
Приводим здесь список всех ныне известных источников в Дивееской округе.
Источник Серафима Саровского в д. Цыгановка;
Источник Явленный в Кременках и рузановский источник близ д. Рузаново;
Дивеевские источники на Северном поселке: Казанский, святого Пантелеймона, и в честь иконы Богородицы «Умиления»;
Дивеевские источники в центре села: Матушки Александры и в честь Иверской иконы Богородицы;
Источники, находящиеся на Аразамасском направлении: Ильинский в с. Глухово и источник Спиридона Тримифунского в с. Суворово;
Источники, находящиеся в Ардатовском направлении: Троицкий родник в селе Канерга, источник Святого Духа близ села Автодеево, источник св.равноапостольных царей Константина и Елены в с. Кутузово;
Источник Михаила Архангела и родник, названный в честь иконы Богородиы «Всецарица» близ д. Маевка;
Малоизвестные источники на реке Сатис и в Дивеево, близ д. Осиновка
ПОСЕЩЕНИЕ СВЯТЫХ ИСТОЧНИКОВ
В один прекрасный день нам удалось посетить это место. В большей степени очень хотелось посетить все три святых источника. И нам это удалось.
Как только приехали сюда, то сразу чувствуешь иную атмосферу. Это спокойствие и даже забываешь обо всем, лишь наслаждаешься этим святым местом. Такие эмоции конечно же не передашь словами. Здесь хочется просто молчать и радоваться умиротворению. Такой красоты я еще не встречал, все так чисто и ухоженно.
Огромное впечатление на меня произвела береза, которая живет уже более 120 лет. Вы можете представить, это же 120 лет. На ее стволе есть нарост, который напоминает медвежью морду. Это действительно чудо.
Очень интересно и то, что все храмы стоят чётко в один ряд, на одной линии. Так было предначертано ещё в далекие прошлые времена. Стоит один раз там побывать и будет опять желание вернуться и побыть там даже несколько дней. Насладиться состоянием души, которое возникает сразу как только ступаешь на эту святую землю.
Святые источники очень красивы. Все облагорожены и сделано все так, чтобы было всем удобно. Я окунался и скажу, что вода там +4 градуса и летом и зимой. Что самое интересное это, то что она всегда чистая. Купельни разделены на женские и мужские, где присутствуют лавочки для более комфортного переодевания.
Как только три раза с головой окунаешься, то у тебя происходит непередаваемый прилив сил, необычной жизненной энергии. Возникает такое ощущение, что ты стал другим и совсем молодым. А еще есть такое мнение, что окунувшись в эту холодную воду святого источника ты не заболеешь. И это действительно так. Чтобы набрать святую воду из этих источников, то там продают любые ёмкости. Так, что не стоит переживать если забыли взять с собой.
Наша поездка была в субботу в мае. Народу не было так много, как в воскресенье. Наверное это связано с тем, что служба была. Меня и сейчас туда тянет, даже одним днём. Это действительно самое святое место — Дивное Дивеево.
СЛУЧАИ ИСЦЕЛЕНИЯ НА СВЯТЫХ ИСТОЧНИКАХ
Исцелений от святого источника так много, что теряешься, о каких же рассказать. Вот случай, произошедший с инокиней А.: «До поступления в монастырь я приезжала паломницей в Дивеево. У меня была больная почка, начальная стадия гидронефрита, почка болела уже десять лет. В 1998 году я впервые попала на источник прп. Серафима.
С молитвой зашла в воду. Когда погрузилась в источник, как будто кто-то ребром ударил по почкам. Я даже вскрикнула. Выскочила после такого удара со слезами: „Вот так батюшка Серафим меня встретил". Очень больно было. Неделю пробыли в монастыре, и время как-то незаметно прошло. Вернулись домой, и примерно через месяц я вдруг поняла, что у меня ничего не болит. Ем, что хочу, пью сколько хочу. Так батюшка меня исцелил».
Неонилла из г. Луцка рассказала, что пришла на источник и стала читать акафист преподобному Серафиму. Неонилла почти решила не купаться, потому что было холодно, но подумала: «А как же я пойду на исповедь и к Причастию, если даже купаться грехи не позволяют», – и вошла в воду. «Купайся с головой», – советовали ей. «Когда вышла, – вспоминала она, – было так серо в глазах, будто полные воды. И вдруг, как пелена спала – так ярко, так чудно все вокруг увидела, как никогда, так все дивно и красиво!» «Я вижу, слышите, я вижу, – закричала Неонилла в восторге. У нее была высокая степень близорукости, так что она не могла читать. И вдруг исцелилась и увидела все так ясно и четко, что смогла прочитать даже мелким шрифтом написанный акафист преподобному Серафиму. «Я кричала от радости на весь саровский лес», – сказала она.
Замечательный случай исцеления на источнике преподобного Серафима произошел с молодым человеком Олегом К., проживающим в г. Чебоксары. Он мучился головной болью. Врачи через УЗИ обнаружили опухоль в голове и предложили ему операцию. Но старший брат Игорь привез его в Дивеево на источник преподобного Серафима. После купания уже к вечеру прошли головные боли, а через неделю не стало и опухоли.
Источник Серафима Саровского в Дивеево
Однако следует признать, что самым известным и посещаемым паломниками является источник, носящий имя святого преподобного Серафима Саровского. Находится он не в самом Дивеево, а в 17 километрах от него. История его весьма необычна и является свидетельством того, что даже в наши времена, когда большинство людей ещё отягчены пережитками господствовавшей прежде материалистической идеологии, чудеса не перестают свершаться.
Чудесное явление старца
Известно, что в советское время этот родник находился в городе Сарове, и именно туда направлялись многочисленные паломники. Но в конце 50-х годов в городе разместили некий военный объект, и он стал недоступен для приезжих. И вот тут произошло чудо.
Однажды в 1961 году солдат, охранявший запретную зону, стал свидетелем того, как неведомо откуда появившийся старичок в ветхой рясе трижды ударил посохом о землю, и из неё тут же забил источник. Как ни пытались власти его засыпать, ничего не получалось. Стоило бульдозеру подъехать к бьющей из земли прозрачной и чистой струе воды, как двигатель сам собой глох и не хотел заводиться.
Наконец, старичок в рясе вновь явился, на этот раз самому бульдозеристу, и повелел ему оставить попытки засыпать источник. Надо ли говорить, что этим старцем, явившимся в видении двум совершенно различным людям, был преподобный батюшка Серафим. Именно он и перенёс свой благодатный источник в доступное для паломников место.
В постперестроечные времена на этом месте ископали озеро, наполненное бьющей из-под земли чистой ключевой водой, и оборудовали купальни. Источник Саровского в Дивеево (так его принято называть не по месту расположения, а по принадлежности монастырю) ежегодно посещается сотнями тысяч паломников. Сёстрами монастыря ведётся особая книга, в которой документально регистрируются случаи чудесных исцелений, ниспосланных страждущим после их омовения в водах чудодейственного источника.
Источники Казанский, Пантелеимоновский и в честь иконы Божией Матери «Умиление»
Древнейший из дивеевских родников – Казанский. История его возникновения, основанная на преданиях, относится ко временам мурзы Дивея, который владел здешними землями в XVI столетии. На северной окраине села, за Голубиным оврагом, трижды было явление Ангелов с Казанской иконой Божией Матери, и на этом месте забил родник.
В 1845 году над источником уже стояла часовня, отмеченная на земельном плане того времени. Часовня несколько раз перестраивалась, становилась все более величественной. В центре ее находился сруб над источником. По желобу, установленному в срубе, вода вытекала из часовни. Под струей купали больных детей, взрослые обливались из ведра.
В последней по времени часовне иконостас был мраморный, иконы – писаные и большие. О том, с какой любовью она была украшена, можно судить по сохранившимся иконам святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского, которые сейчас находятся в Троицком соборе монастыря.
Когда часовню разрушили, святые образа раскидали по полю. Еще до этого случая, в 1933 году, местный житель обрел близ источника вмерзшую в лед Казанскую икону Божией Матери. В 1943 году она чудесным образом обновилась. При возобновлении Дивеевского монастыря ее владелица монахиня Домника (Грашкина) передала святой образ в обитель, ныне он находится в Троицком соборе.
В 1991 году над источником поставили скромную часовню и купальню. В 2003 году место благоустроили, дорожки выложили камнем, построили новые купальни и часовню.
Рядом с Казанским источником расчистили и благоустроили еще два родника, которые с давних времен образовались в пойме реки Лубинки. В 2006 году один из них освятили в честь великомученика Пантелеимона, а, спустя пять лет, другой – в честь иконы Божией Матери «Умиление».
На Пантелеимоновском источнике, пожалуй, одна из самых лучших купален в Дивееве – большой бассейн. Источник открыт совсем недавно, но уже стал почитаемым, и сюда стремятся многие из паломников. Вода в нем приятна на вкус и не так холодна, как в других дивеевских родниках. Считается, что вода из этого источника помогает в лечении детских и затянувшихся болезней.
На Казанский и соседние с ним источники ежегодно приезжает огромное число паломников. С молитвой к Царице Небесной и к великомученику Пантелеимону они набирают воду и окунаются в купальни. После купания приятно посидеть на территории комплекса, ведь отсюда открывается прекрасный вид на монастырь.
Источник преподобной Александры
До 60-х годов XX века источник матушки Александры находился на берегу реки в нескольких метрах от нынешнего места. По преданию, он истек из могилы Дивеевской первоначальницы, похороненной у алтаря Казанской церкви. В то время на могиле наблюдались необыкновенные явления: сами собой зажигались свечи, по временам слышался необычайный звон, ощущалось благоухание, иногда слышно было журчание воды.
Современные нам специалисты, изучавшие фундаменты и грунты Казанского храма, отмечают, что дождевая и талая снеговая вода с поверхности земли через почву уходит со всей территории монастыря в доломиты; вода очищается через эти естественные фильтры. Пройдя сквозь освященную землю, она, действительно, выходит в чудотворном источнике матушки Александры.
При устройстве запруды на реке Вичкинзе в начале 60-х годов прежний источник был затоплен, и его вода и название перешли на ныне действующий. Сильнее прежнего забил живоносный родник. Это ближайший к монастырю источник. На Крещение Господне, медовый Спас, день памяти великомученика Георгия Победоносца сюда совершаются крестные ходы и освящается вода.
К 100-летию канонизации преподобного Серафима Саровского здесь произведены ремонтно-восстановительные работы, выстроены купальни и часовня, которая в 2003 году была освящена в честь преподобной Александры Дивеевской.
Источник Иверской иконы Божией Матери
За старым кладбищем, на юг от источника матушки Александры, на берегу старого русла реки Вичкинзы, находится Иверский источник. Раньше здесь было несколько небольших ключиков, и люди, чтобы напиться и умыться, руками разгребали землю, постепенно углубляя их. По рассказам старожилов, сюда ходили молиться в засушливые годы о даровании дождя.
У источника построена часовня Иверской иконы Божией Матери. По этой иконе и источник тоже называется Иверским. Его вода обладает целебной силой; замечено, что она помогает бесноватым.
Как правило, на праздник Преполовения Пятидесятницы на Иверском источнике совершается освящение воды. Затем крестный ход обходит всю историческую территорию Дивеевского монастыря с пением праздничного тропаря и кроплением зданий и людей водой с Иверского источника.
Святой источник «Явленный» возле села Кременки
Примерно в километре от села Кременки находится еще один святой источник, названный в народе «Явленным». История его появления такова: 9 октября 1670 года в этих местах случилась кровопролитное сражение между крестьянами из войска Степана Разина и царским войском. Накануне этой битвы перед закатом вода в источнике стала красной, и в ней явился Лик Божией Матери, Которая оплакивала погибших. С тех пор источник называют «Явленным».
Согласно преданию, в 1903 году через село Кременки проезжал царский поезд, следующий на открытие мощей святого Серафима Саровского. Местные жители торжественно приветствовали Государя и поднесли ему в деревянном ковше воду с источника. Испив, император Николай II сказал, что прежде такой воды не пивал, и попросил жителей проводить его к этому источнику, где подарил икону преподобного Серафима в серебряном окладе.
Второе его название – «Серафимовский» – связано с явлением преподобного Серафима местным крестьянкам, возвращавшимся с покоса. Произошло это так: женщины возвращались вечером с сенокоса и проходили как раз недалеко от источника. Одна из них предложила пойти к нему и умыться, другие же хотели продолжать путь домой. Вдруг они увидели седовласого старичка в монашеском одеянии, который как будто сам звал их к роднику. Они подошли поближе и увидели, что монах стоит не на пригорке, а будто парит в воздухе над родниковой водой. Женщины узнали в нем преподобного Серафима и упали на колени, а святой старец ласково произнес: «Послушайте, что вам скажет убогий старик. Прежде чем пройти по Канавке, Владычица этой родниковой водой умывает Свое Пресветлое Лицо». В это время по ложбинке прошел прохладный воздух и коснулся лица каждой из находящихся там женщин, сняв усталость трудового дня. Когда женщины очнулись, то увидели, что по родниковой глади расходятся круги, а от пригорка, где говорил с ними святой Серафим, поднимается к небу голубоватое облачко.
Источник в честь Святой Троицы близ с. Автодеево
Никольский скит Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря находится неподалеку от Дивеева, в селе Автодеево, в трех километрах от которого расположен еще один святой источник, освященный в честь Святой Троицы. Бытует мнение, что на этом месте одной нездешней женщине было явление Святой Троицы.
Этот источник с давних пор очень почитался жителями села Автодеева, до революции сюда совершался крестный ход на праздник Святого Духа. Женщины в этот день одевали розовые и голубые платья. После создания в Автодеево Дивеевского скита возобновилась традиция ходить крестным ходом на этот святой источник и совершать здесь молебны.
Святые источники в Дивеево: как доехать, где находится
В наши дни всё большее количество граждан России обращается к православию, черпая в нём свои духовные силы. Вместе с тем увеличивается с каждым годом и поток паломников в монастырь, расположенный в Дивеево.
Адреса источников, являющихся целью поездки, нет смысла указывать каждый в отдельности, поскольку все они, хоть и находятся на определённом расстоянии друг от друга, входят в единый монастырский комплекс, и для их посещения следует прежде всего приехать в саму обитель, откуда сёстры укажут путь к каждому из них. Адрес монастыря: Нижегородская область, Дивеевский район, село Дивеево.
Доехав на поезде или междугороднем автобусе до Нижнего Новгорода, следует продолжить путь от городского автовокзала рейсовым автобусом, следующим до села Дивеево и отправляющимся через каждые 2-3 часа.
Несмотря на то что дорога может показаться утомительной, в конце путешествия паломников ожидают святые источники в Дивеево, фото которых представлены в статье.
карта святых источников в Дивеево
Как добраться до Дивеево
Дорога Москва - Рязань - Шацк - Дивеево
С Казанского Вокзала каждый вечер идут поезда до станции Арзамас - 2
Дорога Ульяновск - Саранск - Дивеево
Как доехать из Москвы до Дивеева через Муром
Паломникам удобнее всего добираться до города Арзамас. В Арзамасе два пассажирских вокзала: Арзамас-1 и Арзамас-2. Автовокзал, с которого можно доехать до села Дивеево, находится на станции Арзамас-2 (тел. автовокзала — 8 (831-47) 4-18-14). Автобусы из Арзамаса ходят довольно часто — почти каждый час; первый автобус отходит в 5-30, последний в 17-30. Из Серафимо-Дивеевского монастыря в 19-00 каждый день отправляется автобус на железнодорожные вокзалы в Арзамас. В пути автобус находится менее полутора часов, поэтому можно рассчитать время и на вокзальной площади примерно в 20-30 искать ПАЗик или «Газель» с надписью на лобовом стекле: «Серафимо-Дивеевский монастырь», на нем добраться до монастыря.
Можно доехать до станций Арзамас-1, Мухтолово, Нижний Новгород, но этот маршрут будет длиннее, и надо будет сделать несколько пересадок. От Нижнего Новгорода дорога займет около 4 часов.
Если поезд, теплоход или самолет прибывает в Нижний Новгород, то с автовокзала, который находится на площади Лядова (тел. — 8 (831) 433-55-98), можно доехать до села Дивеево. Прямой автобус идет в 6-30 (пн-пт), 7-00 (сб, вс), 14-25, 15-25, но можно сделать пересадку в Арзамасе или доехать на саровской маршрутке до окраины села Дивеево, откуда до монастыря примерно 1 час ходьбы.
На автомобиле из Москвы удобнее всего ехать через Балашиху на Владимир и, не въезжая во Владимир, свернуть на Муром, а дальше — через города Навашино, Кулебаки, Ардатов — до села Дивеево.
С юга удобнее ехать через Рязань, Шацк, Сасово, Ермишь или через Саранск, Лукоянов, Шатки, Лесогорск.
С востока, например, из Самары, маршрут проходит через Ульяновск или через Пензу на Саранск.
Сказания о чудесах
В Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря подробно описаны жизни и чудеса его основателей — преподобного Серафима и Агафьи Мельгуновой (схимонахини Александры). Агафья Мельгунова была монахиней, когда получила знамение свыше от Богородицы, явившейся ей с указанием идти в Нижегородскую область — свой Четвертый и последний Удел на Земле. По жребию, брошенному апостолами, Пречистая Богоматерь собиралась в землю Иверскую (первый Удел), во время морского путешествия к воскрешенному Иисусом Святому Лазарю корабль попал на гору Афон (второй Удел Божией Матери), третьим Уделом считают Киево-Печерскую Лавру.
И вот, наконец, в этих землях появилась Агафия Семеновна Мельгунова, направляемая рукой Богородицы. Возведенный здесь храм поставлен силами преподобного Серафима в конце жизни. Сын купеческой семьи, в молодости исцелившись благодаря чудодейственной иконе Богоматери от болезни, посвятил себя Богу и сам получил чудесную силу, помогающую исцелять нуждающихся.
Сказания о том, как помогали здешние святые людям при жизни, записывали их последователи и настоятели монастыря. В Дивеево источники сегодня продолжают благое дело тех, кто возведен нынче в лик святых. Основательница храма — матушка Александра
В миру ее звали Агафья Семеновна Мельгунова.
Уроженка богатой помещичьей семьи, вдова полковника Мельгунова уже жила в монашестве, когда явившаяся ей Богородица направила ее в Дивеево. На собственные средства она восстанавливала ветхие часовни и церковь с 1767 года. В схиме приняв имя Александра в 1789 году, она делом своей жизни считала реставрацию и построение новых часовен для людей в Дивеево: источники влекли все больше страждущих, и принять всех желающих стало возможным. Огромное количество святынь в этом чудесном месте веками помогает людям жить, исцеляться, надеяться, переосмысливать свои действия.
Почив в миру, матушка Александра покоится вблизи алтаря Казанского монастыря. Говорят, что воздающие память ей на ее могиле слышат чудный запах, благоухание невозможно не заметить. Иногда сами собой загораются свечи, слышен колокольный звон или журчание, поэтому в народе ходит молва, будто здесь и берет начало ее источник. Ее поддержкой и последователем стал Серафим Саровский.
Источник Матушки Александры славится многочисленными историями прихожан, чудесное исцеления которых также вдохновило преподобного Серафима. Неподалеку выстроена часовня и оборудована купальня. Сюда очень часто приходят верующие, потому что источник — один из ближайших к монастырю. Он помогает тем, кто приходит восстановить силы, утомленным и отчаявшимся. Обращаются к матушке Александре и те женщины, которые хотят зачать: множество случаев, когда пара не могла зачать в течение многих лет, а после посещения в семье рождались даже тройни, на слуху среди мирян.
Серафимо-Дивеевский монастырь
Хроника событий Дивеевского монастыря
1759 год – монахине Александре (в миру – Агафья Симеоновна Мельгунова) было явление Божией Матери, которая повелела ей идти на север в место избранное ею, как Свой Четвёртый удел на земле.
1760 г. – в селе Дивеево повторное явление матушке Александре Царицы Небесной, которая указал на Дивеево, как на место, где должна будет устроена будущая Дивеевская Лавра.
1768 – 1775 гг. – перестройка матушкой Александрой приходской деревянной церкви села Дивеева во имя первомученика и архидиакона Стефана с приделами Казанским и Никольским.
1773 – 1780 гг. – строительство матушкой Александрой вместо деревянной Стефановской церкви – каменной во имя Казанской иконы Божией Матери
1789 г., 13 (26) июня – блаженная кончина матушки Александры
1789 – 1796 гг. – начальница Дивеевской общины крестьянская вдова Анастасия Кирилловна.
1796 – 1839 гг. – начальница Дивеевской общины вдова тульского оружейного мастера Ксения Михайловна Кочеулова.
1827 г., 9 (22) декабря – основание Мельничной девичьей общины. Назначение отцом Серафимом духовником общины приходского священника Васили Садовского.
1827 – 1830 гг. – на месте паперти Казанской церкви, построенной матушкой Александрой, строительство М.В. Мантуровым для Мельничной общины церквей в честь Рождества Христова и в честь Рождества Богородицы.
1829 г., 21 августа (4 сентября) – блаженная кончина схимонахини Марфы (в миру – Мария Семёновна Милюкова).
1829 – 1833 гг. – устройство Святой Канавки вокруг Мельничной общины.
1832 г., 28 мая (10 июня) – блаженная кончина первой начальницы Мельничной общины монахини Елены (в миру – Елена Васильевна Мантурова).
1839 – 1850 гг. – начальница Казанской, а после 1842 – объединённой Дивеевской общины, Ирина Прокопьевна Кочеулова.
1842 г., 27 апреля (10 мая) – Указ Святейшего Синода об официальном утверждении объединённой Дивеевской общины.
1847 – 1850 г. – обустройство двухэтажной деревянной Тихвинской церкви с приделами Святого Архистратига Михаила с бесплотными Силами, Всех Святых и в честь иконы Божией Матери «Утоли моя Печали».
1848 г., 5 (18) июня – закладка на месте, указном отцом Серафимом, Свято-Троицкого собора
1850 – 1859 гг. – начальница Дивеевской обители девица из дворян Екатерина Васильевна Ладыженская.
1858 г., 7 (20) июля – блаженная кончина попечителя Дивеевской обители Михаила Васильевича Мантурова.
1859 – 1904 гг., начальница Дивеевской общины, а с 1862 г. – игумения Дивеевского монастыря матушка Мария (в миру – Елизавета Алексеевна Ушакова).
1862 г., 11 (24) сентября – освещение больничной церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
1875 г., 28 июля (10 августа) – освещение епископом Иоанникием (будущим митрополитом Киевским) главного престола летнего собора в честь Святой Троицы
1879 г., 14 (27) января – блаженная кончина благотворителя и попечителя Дивеевского монастыря Николая Александровича Мотовилова.
1880 г., 2 (15) июня – освящение правого придела Троицкого собора в честь иконы Умиление Божией Матери.
1884 г., 30 января (12 февраля) – кончина блаженной Пелагеи Ивановны Серебренниковой, проживавшей в Дивеевской обители с 1837 года.
1884 г., 3 (16) июля – освящение епископом Макарием правого придела на хорах Троицкого собора в честь Владимирской Оранской иконы Божией Матери.
1884 г., 4 (17) июля – освящение епископом Макарием левого придела на хорах Троицкого собора в честь третьего Обретения Честные Главы Иоанна Предтечи.
1884 г., 14 (27) июля – блаженная кончина духовника дивеевских сестёр протоиерея Василия Садовского.
1885 г. – завершено возведения двухэтажного деревянного игуменского корпуса.
1893 – 1901 гг. – строительство каменной пятиярусной монастырской колокольни
1890 гг. – строительство каменной трапезной с церковью во имя святого благоверного князя Александра Невского
1896 г. – первое издание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря».
1903 г., 19 июля (1 августа) – прославление в лике святых преподобного Серафима, Саровского и всея России чудотворца.
1903 г., 20 июля (2 августа) – посещение Дивеевского монастыря Императором Николаем II и Императрицей Александрой Фёдоровной.
1903 г., 21 июля (3 августа) – освящение пятого придела Троицкого собора в честь преподобного Серафима Саровского.
1904 1942 гг., – игумения Дивеевского монастыря мать Александра (в миру – Анна Александровна Траковская).
1907 – 1917 гг., – строительство собора Преображения Господня
1915 г., – кончина блаженной Паши Саровской (схимонахини Параскевы), проживавшей в Дивеевской обители с 1884 года.
1918 г. – конфискация монастырских земель и зданий.
1921 г. – конфискация монастырских святынь и ценностей.
1927 г., 8 (21) сентября – выселение сестёр из занимаемых ими помещений, закрытие монастырских храмов.
1929 – 1931 гг. – аресты монастырских сестёр, проживающих в Дивееве и его окрестностях.
1931 г., 26 августа (8 сентября) – кончина блаженной Марии Ивановны Фединой.
1936 г. – Закрытие Казанской приходской церкви села Дивеева
_________________________________________________________________________________________
1989 г., 22 апреля – возобновление богослужения в Дивееве: в Казанской деревянной церкви вблизи источника в честь Казанской иконы Божией Матери
1989 г. – передача верующим Троицкого собора
1990 г. 18 (31) марта – освящение архиепископом Горьковским и Арзамасским Николаем возобновлённого Троицкого собора
1991 г., 15 (28) июля – на 1-й ярус Дивеевской колокольни были подвешены колокола.
1991 г., 17 (30) июля – обретённые мощи преподобного Серафима Саровского привезены в Дивеево и упокоены в Троицком соборе
1991 г., 4 (17) ноября – возведение в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахини Сергии (в миру – Александра Георгиевна Конкова).
1992 г., 8 (21) октября – освящение возобновлённой церкви Рождества Пресвятой Богородицы
1993 г., 19 мая (1 июня) – освящение возобновлённой церкви Рождества Христова
1996 г., 8 (21) декабря – освящение возобновлённого придела Троицкого собора во имя иконы Божией Матери «Умиление».
1997 г., 30 апреля (13 мая) – освящение возобновлённого придела Троицкого собора в честь иконы Божией Матери Владимирской Оранской.
1997 г., 10 (23) августа – начало работ по восстановлению Канавки Царицы Небесной
1997 г., 7 (20) ноября – освящение возобновлённого придела Троицкого собора в память третьего обретения Честные Главы Иоанна Предтечи.
1997 г., 18 (31) декабря – освящение возобновлённого придела Троицкого собора в честь преподобного Серафима Саровского
1998 г., 21 августа (3 сентября) – освящение второго собора монастыря в честь Преображения Господня
1998 г., 14 (27) октября – освящение придела Преображенского собора во имя Архистратига Божия Михаила со всеми безплотными Силами.
1998 г., 8 (21) декабря – освящение придела Преображенского собора в честь Всех Святых.
1999 г., 6 (19) декабря – в монастырь из Мурома возвращены вещи преподобного Серафима, вывезенные игуменией Александрой (Траковской): мантию, две полумантии, армяк-пальто, епитрахиль, поручь, скуфью, зимнюю шапочку, рукавички, лапти, топор, иконы из кельи Преподобного и др.
2000 г., 14 (27) сентября – обретение святых мощей первоначальницы Дивеевской обители матери Александры, схимонахини Марфы, монахини Елены.
2003 г., 13 (26) июля – с вечера этого дня начался традиционный вечерний Крестный ход инокинь Дивеевского монастыря по дорожке вала святой Канавки, вымощенной к празднику брусчаткой и обнесённой оградой.
2004 г., 17 (30) июля – состоялось освящение поклонных крестов, установленных в начале, в конце и на восточном углу Канавки, также епископ Нижегородский и Арзамазский Георгий освятил часовню в честь преподобного Серафима Саровского, выстроенную на месте, где в 1827 году стояла мельница.
2004 г., 18 (31) июля – состоялось освящение Казанского храма, построенного в 1773 – 1779 гг. преподобной Александрой на месте явления ей Царицы Небесной. Во время первой литургии в новоосвящённом храме был совершён чин прославления в лике местночтимых святых Нижегородской епархии блаженных Пелагеи, Параскевы, Марии Дивеевских.
2004 г., 20 июля (2 августа) – в домике-келье блаженной Паши Саровской открылась музейная экспозиция, рассказывающая о жизни старицы и об истории Дивеевской обители.
2004 г., 26 августа (8 сентября) – состоялось освящение Свято-Стефановского придела возрождённой Казанской церкви
2004 г., 14 – 20 сентября – обретение святых мощей блаженных Марии Ивановны, Пелагеи Ивановны, Параскевы Ивановны.
2004 г., 3 – 8 октября – на Архиерейском соборе состоялось общецерковное прославление Дивеевских святых – преподобных Александры, Марфы, Елены и блаженных Пелагеи, Параскевы, Марии.
2004 г., 4 (17) октября – епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил великое освящение прихода в честь Святителя и Чудотворца Николая в Казанской церкви монастыря.
2005 г., 18 января (1 февраля) Владыка Георгий освятил на скиту храм в честь святых мучеников Флора и Лавра.
2005 г., 19 июня отслужен молебен и заложен камень в основание приходского храма в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы.
2009 г., 26 ноября архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил здание нового паломнического центра.
Молитва перед погружением в Святой источник:
Господи!
Уврачуй мои недуги душевные и телесные Твоим живоносным источником.
Очисти меня грешнаго (раба Божия..., рабу Божию...) от всех недугов.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Аминь.
Молитва после купания.
Господи!
Благодарю за Твой Живоносный источник, за то, что Ты очистил душу мою и тело грешнаго раба Божия (имя), (грешной рабы Божией (имя)) от всех недугов.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Аминь.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
Братья и сестры! Святой источник - это место особого благоговейного поведения.
Запрещается:
1. Распивать спиртные напитки.
2. Курить.
3. Оставлять мусор, бросать деньги и какие-либо предметы в купель.
4. Выгуливать и купать животных.
5. Громко разговаривать и включать музыку.
6. Разжигать костры вблизи источника.
7. Использовать Святую воду источника в хозяйственных целях (мытье полов, машин, стирка и тому подобное).
план монастыря
__________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Сборник путеводитель по святым родникам Нижегородской митрополии.
Авторы: Игумен Агафангел (А. В. Семенов), Благовещенская Н. В., Ипатова О. И.. 2013 год.
https://mydiveevo.ru/svyatye-istochniki-i-kupalni-v-diveevo-istoriya-karta-sovety-palomnikam/
Информационно-аналитическая система «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООПТ РФ»)
https://diveevo-monastyr.ru/shrines/istochniki/
официальный Сайт Правительства Нижегородской области
Достопримечательности Нижегородской области
Родники и источники Нижегородской области.
Подробная история Серафимо-Дивеевской обители изложена на страницах книги Священномученика Серафима (Леонида Чичагова) «Летопись Серафимо-Дивеевского Монастыря», второе издание которой датируется 1903 годом.
Дёгтева О.В. Нижегородское подворье Серафимо-Дивеевского монастыря, храм Московских Святителей. — Н. Новгород, 2009. — 3000 экз.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Нижегородская епархия. Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012.
Дивное Дивеево. Издательская группа Свято-Троицкого-Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012.
Вложение | Размер |
---|---|
Святые источники в Дивеево | 2.97 МБ |
Святые источники в Дивеево | 133.48 КБ |
Святые источники в Дивеево | 76.73 КБ |
Святые источники в Дивеево | 86.78 КБ |
Diveevskie-istochniki (5).jpg | 227.6 КБ |
Diveevskie-istochniki (6).jpg | 226.01 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 4335 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий