Святой источник Живая вода
Святой источник, освященный преподобным архимандритом Тихоном, расположен в селе Кукобой, что в Ярославской области.
Святой источник «Живая вода» имеет целительные свойства. Близ родника протекает живописная река Ухтома, на берегах которой – чудесный сосновый бор, дарящий свежий воздух и аромат хвои.
К этому святому источнику мы попадаем, перейдя по мостику через небольшой ручеек.
РЕКИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПОЧИТАЕМЫЕ И КУЛЬТОВЫЕ КАМНИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ И МЕСТА СИЛЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Свойства воды из этого святого источника давно известны многим паломникам. Всякий, кто испил эту воду святую, живую, будет здоровьем наполнен и радостью жизненной.
Где находится как доехать:
Адрес: Россия, Ярославская область, село Кукобой.
Проезд: следуя по дороге М8 Холмогоры, поворачиваем на Кукобой (близ поселка Пречистое). Село располагается на берегу реки Ухтомы.
История села Кукобой
На сегодняшний день имеется самое первое упоминание о селе Кукобой в купчей князя Ивана Кемского на деревни в Пошехонье (1526г.). В тексте купчей сказано, что сельцо Никольское Кукобой с деревнями было куплено за 100 рублей и коня у игумена Корнилия и его старцев ( а значит принадлежало монастырю).
В монастырь земли были переданы после смерти князя Семёна Андреевича Шелешпальского. Из царской грамоты от 11 апреля 1564 года следует, что это село, вотчина князя Александра Кемского (царского воеводы), было отписано на царя. Подозрительный и жестокий Иван 4-ый подвергал казням и гонениям виновных и невиновных и в первую очередь отбирал земли. Но не долго село было царским. Приехав в очередной раз в Кирилло-Белозерский монастырь замаливать грехи, Иван Грозный передал Кукобой монастырю. В переписной книге монастырских вотчин 1601 года Кириллов – Белозерского монастыря подробно записано, сколько земли имели наши крестьяне и какой платили оброк, даже их имена. Уже тогда в Кукобое была деревянная церковь, и встречается название не село, а погост.
В начале 18 века из 33 волостей Пошехонского уезда Ухтомская волость почти полностью была вотчиной монастырей: Кириллова, Андрианова, Корнильева и Павлова. Это примерно 200 сёл и деревень. Для сравнения, у князей Ухтомских было всего 14 сёл и деревень. Есть переписная книга 1719 года Пошехонского уезда, где записано кто, в каком чине и какими сёлами владел.
Уже в середине 19 века Кукобой вошёл в Подорвановскую волость. В 1859 году в Кукобое( Кукобово) имелись погост, 5 дворов, 19 жителей и каменная церковь, построенная в 1836 году, а в соседней деревне Б.Ивановское насчитывалось 37 дворов и 176 жителей.
Подорваново – это деревня казённая (бывшая государственная), где было 28 дворов и 154 жителя. В 1885 году в Кукобое была открыта первая школа, находилась она в избе крестьянина Соколова, а в 1886 году была выстроена новая двухэтажная школа в самом центре Кукобоя на средства священника церкви Дмитрия Всехсвятского. Он являлся законоучителем и был заведующим школы, так как школа была церковно-приходской.
В начале 20 века Кукобой становится центром духовной культуры и образования. В 1908 году здесь открывается самая крупная в уезде бесплатная народная библиотека. Принадлежала она учителю Петру Ивановичу Любомудрову. Он был заведующим, а его дочь Вера библиотекарем. В библиотеке было почти 2000 книг, выписывались журналы и газеты. В 1909 году начинается строительство нового храма на средства Ивана Агаповича Воронина. Он жил в Петербурге и был одним из руководителей акционерного общества по постройке церквей и соборов, разбогатев, Воронин не забыл своих односельчан.
Приехав в село, он предложил им на выбор – строительство собора или железной дороги до Пошехонья (70 км по непроходимым лесам и болотам). Тогда миряне единодушно выбрали собор, хотя в селе и была добротная действующая церковь. Воронин пожертвовал на строительство храма 1 миллион царских рублей. В Кукобое жили тогда прекрасные мастера своего дела – строители, каменщики, резчики. Храм возводился умельцами села. Даже инженер стройки был из местных. Специально для храма был построен небольшой кирпичный завод. Только облицовочный кирпич – белый для стен и лазуревый для колоколен и башенок – доставлялся из Финляндии. Строительство храма было завершено за 3 года. Миллиона царских рублей хватило и на храм и на новую школу за рекой (так как в старой стало тесно), и на три каменных здания для больницы, приюта для старых и обслуги. В 1912 году храм был освящён архиепископом Тихоном, будущим Патриархом Московским и Всея Руси.
После революции Подорвановскую волость переименовали в Кукобойскую, и в 1929 году Кукобой стал райцентром Первомайского района. Согласно опросу старожилов вся земля после революции была разделена по едокам.
В хозяйствах было по 1-2 коровы, лошади, от 2 до 4 десятин земли. Около 20 % жителей были бедняками, это те, которые не имели рабочего скота и 1 десятины земли, 65-70% середняками, 10% - зажиточными крестьянами, имевшим по 4 коровы и 2 лошади. На 1 октября 1929 года в районе насчитывалось 7 колхозов. А в коммуне, созданной в 1921 году в деревне Захарьево, было уже сильное хозяйство, ржи получали по 115 пудов с десятины, в 1927 году купили трактор.
Профессию трактористки освоила Анна Фёдоровна Смирнова. И за лето 1930 года подняла 200 га целины. Самые первые колхозы были созданы в деревнях Фомино и Большое Ивановское. Из воспоминаний Александры Васильевны Орловой следует, что в их д. Фомино колхоз создали в 1929 году и нахвали именем Коминтерна. Кто не согласился вступать в колхоз, сажали в кутузку, правда, через несколько дней отпускали. Под раскулачивание попал Павел Константинович Пикин, которому принадлежала водяная мельница. Всего в колхоз вошло 40 дворов.
Председателем выбрали Ивана Бодунова из д. Редрики. Через некоторое время все из колхоза разбежались, свою скотину забрали по домам. Но потом снова объединились в колхоз «Красный огонёк». Более крупный колхоз образовался в д. Большое Ивановское. Как вспоминает Леонид Алексеевич Костицын, в него вошли 70 дворов. В семье Костицыных было 4 коровы, 2 лошади, овцы, поросёнок. Из них они сдали в колхоз лошадь и 2 коровы. Забрали также сараи, овчины. В деревне раскулачили двоих: Михаила Алексеевича Костицына, имевшего пекарню в Кукобое, и хозяина мельницы Андрея Васильевича Мельникова (потом он всё же вступил в колхоз). Но в те годы ещё не все деревни вступали в колхозы. Началась насильственная сплошная коллективизация.
Примером этому может служить д. Юшково. Как вспоминает Мария Николаевна Сотникова, кто не хотел вступать в колхоз, бросали всё и уезжали в Мурманск, Архангельск, Вологду. Были и те, кто оставался единоличниками. Мария Николаевна помнит, что её родители обижались на то, что на трудодни давали мало хлеба. В 1937 году у них было 1000 трудодней на двоих, а на один трудодень давали 200 граммов зерна с мусором пополам. Итак, до войны на территории Кукобойского сельсовета было создано 14 колхозов.
До войны урожаи были очень низкие – 7-8 центнеров с одного гектара. Но после колхоз «Красный броненосец» получил урожай 17-18 центнеров с гектара. Во время войны мужчин в деревне не было, лошадей тоже, пахали только женщины. За год нужно было выполнить норму в 1000 трудодней. За невыполнение плана давали штраф. Так что за день нужно было выполнить 2-3 нормы. В 50-х годах началось укрупнение хозяйств, и в 1956 году был создан колхоз «Мир».
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Киселев А.В. «Деревенские святыни южных регионов Ярославского Поволжья в XIX-XX вв.»
Кучин Н.П. «Костромской край: города и веси». Кострома, 1999.достопримечательности Ярославской области
Памятники природы Ярославской области
Достопримечательности Ярославской области.
Вложение | Размер |
---|---|
Святой источник Живая вода | 1.02 МБ |
Святой источник Живая вода | 89.33 КБ |
- Тэги:
- 2930 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий