Родники и источники Псковской области
Прежде всего нужно назвать Словенские ключи (другое название – ключи Двенадцати апостолов), бьющие на окраине древнего Изборска.
Считается, что каждый из них имеет свое название и может даровать что-то одно: например, любовь, силу, богатство, здоровье. Но никто не помнит, какой из этих ключей за какой дар «отвечает», поэтому здесь вам могут помочь лишь интуиция и удача. К слову, одно старое предание гласит, что когда после Страшного суда повсюду на земле исчезнет вода, то останется она только в Словенских ключах.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО ПСКОВСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ОЗЕРА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
КЛАДЫ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Словенские ключи в Изборске
В округе города всегда было много подземных источников и родников, известных ещё с древних времён. Словенские – самые знаменитые из всех. Подземные воды выходят на поверхность между карбонатными породами. Они разделяются на дюжину струн, иногда больше, и с шумом падают вниз, так что выглядят, как каскад невысоких водопадов. Вода фильтруется естественными способами, поэтому очень чистая.
В детстве каждый из нас любил и слушал сказки. И очень во многих волшебной силой, которая исцеляет и омолаживает, становилось не какое-нибудь сваренное бабой Ягой зелье, а ключевая вода из источников. Но вот где находятся эти самые волшебные ключи в сказках не написано. Но я думаю, что это Словенские ключи.
Где находится, как доехать:
Изборск расположен на территории Печорского района Псковской области в 30 км от областного центра, в 850 км от Москвы и 300 км от Санкт-Петербурга.
Расписание движения автобусов:
Псков - Изборск
(От автовокзала, ул. Вокзальная, д. 21)
Автобус № 126
8.00, 12.30, 17.10
Автобус № 207
7.40, 8:30, 9:00, 9.35, 11.30, 13.35, 15.00, 15:50, 17.30, 19:00, 20.10
Печоры - Изборск
(От автостанции, пл. Победы, д.2)
Находятся они, нет, не в Словении, как многие думают, а у нас, здесь рядышком — в Псковской области, неподалеку от древнего Изборска. Сколько лет этим источникам никто не знает, возможно, они здесь еще с Ледникового периода, а может и еще раньше.
Словенские ключи это двенадцать источников, которые сливаются в единую реку и ту же впадают в живописное Городищенское озеро. Названы они в честь Словена, который по легендам основал этого город. А вот название Изборск город получил в память о рано погибшем сыне Словена. Сам Изборск находится дальше, а здесь рядом с ключами, на горе Жеравьи находится древняя Изборская крепость.
В Псково-Печерском монастыре есть святой источник, который называют святым колодцем. Его питают три подземных ручья. Воду из этого источника использовали еще первые подвижники монастыря, поселившиеся в пещерах. Говорят, что она помогает от глазных и других болезней.
Впрочем, неподалеку от Пскова есть и другие целебные источники. Например, святой Георгиевский источник в деревне Камно. Хоть он и считается «молодым», но уже прославился исцелениями. Омовение в его купели святого источника, как говорят, «по вере и молитвам» помогает при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, суставов, а так же при духовных болезнях.
А на территории Крыпецкого монастыря есть небольшое озеро, по преданию выкопанное самим преподобным Саввой Крыпецким. Существует легенда, как преподобный исцелил слепую от рождения девочку, просто умыв ее святой водой, взятой оттуда.
Родник, святой источник «Чирской» иконы Божией Матери деревня Кузьмино
Псковская область » Палкинский район » деревня Кузьмино
Родник, освященный в честь явленной здесь иконы Божией Матери Чирская (Псковская), расположен на правом берегу реки Цирица, в деревне Кузьмино Палкинского района Псковской области. Святой источник обустроен, над ним построена надкладезная часовня.
Явленная Чирская икона имеет изображения с двух сторон, на лицевой стороне изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем на руках, а на обороте евангелист Лука и преподобный Феодосий Печерский. Погост Чирски, у деревни Еремино Черской волости, известен многим верующим, как место явления чудотворной иконы Чирской Божией Матери, особо чтимой псковичами, сейчас находящейся в Троицком соборе г. Пскова, а список XIX века, мироточивший в 1943 г., находится в храме святителя Николая поселка Палкино.
Чудотворная икона Богородицы прославилась спасением населения Пскова от моровой язвы в 1420 году. День празднования 29 июля (16 июля по старому стилю).
Ежегодно, 29 июля, в храме Равноапостольного князя Владимира деревни Вернявино проходит праздничное богослужение в честь Явленной чудотворной иконы Божией Матери Чирской. После Божественной Литургии верующие идут Крестным ходом в погост Чирски, где раньше находился список иконы в храме Рождества Христова, взорванного немцами во время Великой Отечественной войны. От погоста до места явления Чирской иконы примерно 650 метров на юго-восток. Крестные ходы к источнику начались с благословения Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия.
Родник, святой источник «Чирской» иконы Божией Матери деревня Кузьмино
Координаты: 57°35'53.7"N 28°22'43.5"E
ИСТОК РЕКИ ВЕЛИКАЯ
Бежа́ницкая возвы́шенность — возвышенность в Псковской области, в междуречье Ловати и Великой. Имеет овальную форму. Протяженность с юга-востока на северо-запад — 86 км., при ширине 35-45 км. Площадь — 4126 км².
Подошва возвышенности располагается на севере и востоке на высоте 100—120 м, на юге и юго-западе — 140—180 м Поверхность сильно расчленённая, склоны имеют высоту до 50-60 м., преобладающие высоты — 180—220 м. абсолютной отметки. В пределах возвышенности выделяется ряд крупных массивов и понижений. Крупными массивами являются Лобновский, где находятся горы Лобно высотой 337,9 м и Липницкая высотой 339,1 м (высшая точка Псковской области), а также Тарховский и Луговской. Здесь находятся истоки рек Великой, Алоль, Локни, Ущи, Сороти и других. Ближайшим к высшей точке региона на Лобновском массиве является деревня Наумково Макаровской волости Новоржевского района.
На возвышенности свыше 500 озер, занимающих 6 % её поверхности. В озерах водятся множество видов рыб. Почти треть возвышенности занята смешанными лесами. На платообразных участках встречаются дубравы.
Бежаницкая возвышенность — популярное место отдыха.
Трутневские пещеры являются одним из самых почитаемых мест в районе.
Существует предание, согласно которому на берегу реки Куна решили построить водяную мельницу. Трижды ее пытались соорудить, и трижды на следующее утро она была разрушена. Тогда рабочие решили подкараулить ночью того, кто разрушает построенное.
И предстало им видение: дева в белых одеяниях с младенцем на руках, прошла по реке и исчезла.
Рабочие решили, что это была Богоматерь с младенцем Иисусом.
На утро рабочие обнаружили пещерку и следы на речных камнях. С этих пор пещера стала почитаемым местом, здесь был устроен алтарь, а из ближайшей Петропавловской церкви в деревне Кунесть сюда ежегодно в шестую пятницу после Пасхи совершался крестный ход. Вода же, взятая из следов на камнях считалась целебной. Традиция крестного хода к пещере продолжалась до 1950−х годов и была возобновлена в 1990−е. Природа святое место почитает по-своему. Несмотря на затененность, самые первые цветы в районе появляются именно около Трутневских пещер.
Трутневские пещеры – это уникальный памятник природы, настенные надписи, камни-следовики I тысячелетия нашей эры, пещерная церковь. Стены пещеры испещрены надписями паломников. Чаще всего это имена и иногда даты, самая ранняя, которую удалось разобрать исследователям, от 1888 года. Территория вокруг пещеры ухожена и облагорожена. Спуск оборудован хорошей железной лестницей, поставлены скамеечки и через речку перекинуто два очень живописных мостика. Очень чисто и уютно. В этом месте река Кунесть образует глубокий каньон из красного плотного песчаника, возникновение этих отложений очень древнее. Так что, прикасаясь к стенам Пещёрки, как называют ее местные жители, можно прикоснуться к Вечности.
Где находится, Как добраться:
Из Пскова на автобусе по направлениям: Гдов, Санкт-Петербург, Любимец. В пути примерно — 2,5 часа. Нужно доехать до деревни Андронова гора, и дальше идти пешком до Трутнево примерно 40 минут.
Из Гдова на автобусе по направлениям: Псков, Ямм, Чудские Заходы, Безьва. В пути примерно — 30 минут до деревни Андронова гор, далее пешком.
Адрес: Псковская обл., Гдовский район, дер. Трутнево
Предания и легенды Трутневских пещер
Давным-давно решил мужик строить мельницу. Сделает плотину на реке, утром глядит, а плотинка разрушена. И так три раза. Чтобы дознаться кто рушит плотину, послал он своих работников ночью караулить.
И увидели рабочие идет дева в белых одеждах и на руках ребеночка держит. Прошла по реке и исчезла в каменистом берегу. Тут-то все и поняли, что это была Дева Мария с младенцем Иисусом. А на утро обнаружили в каменном берегу пещерку, а на одном из камней на речке два следа — взрослый и детский. С тех пор каждую шестую пятницу после Пасхи, когда произошло явление, в эту пещерку и к этому камню крестный ход совершают, в пещерке установлен алтарь, а вода из следов считается целебной.
Родник, святой источник деревня Дулево
Псковская область » Гдовский район » деревня Дулево
Освященный родник расположен на берегу реки Черма, на южной окраине деревни Дулево Гдовского района Псковской области. Святой источник почитаем уже не одно столетие. Обустроен, слив воды по трубе, установлен небольшой киот с иконой Божией Матери «Чентоховской». Ниже по стоку ручья установлен поклонный крест.
Источник вытекает из пещерки, которая была завалена, до революции над ней стояла часовня.
Координаты: 58.796730 28.001082
Историческая справка по святым источникам Вышневолоцкого уезда
Святой источник близ д. Яковлево (территория совр. Вышневолоцкого р-на). Известен по документам XIX века. Расположен в стороне от дд. Стройково, Фешино, Яковлево между дорогой из Фешино на Первитино и рекой Латынь. Территория, где был расположен родник, входила в состав Спас-Ясеновского прихода (совр. с. Есиновичи). В конце XIX столетия на святой источник была перенесена деревянная часовня из д. Яковлево. Часовня разрушена в 1930х гг. и использована под строительство зерносклада.
Святой источник близ д. Алексеевская (территория совр. Спировского района). Известен по документам с первой половины XIX века. По данным за 1847 г. близ деревни Алексеевской над источником была устроена часовня в честь Георгия Победоносца. Часовня была «деревянная, на каменном фундаменте, четырёхугольная с крыльцами с трёх сторон... В ней два окна и две рамы со стёклами, укрытыми железными решётками. Покрыта часовня тёсом, не окрашена, входная дверь с западной стороны, запирается личиною с навесным замком». Часовня была приписана к Смоленскому приходу с. Выдропужск. О дальнейшей судьбе часовни неизвестно. Часовня не сохранилась.
Родник, святой источник святителя Николая Чудотворца деревня Заянье
Псковская область » Плюсский район » деревня Заянье
Родник освященный в честь святителя Николая Чудотворца расположен на правом берегу реки Яня, на северо-восточной окраине деревни Заянье Плюсского района Псковской области. Святой источник обустроен, в 2011-12 гг. построена деревянная часовня.
Координаты: 58.783855 28.630024
Святой источник Покрова Пресвятой Богородицы с. Выдропужск (территория совр. Спировского района). Расположен при въезде в с. Выдропужск со стороны г. Москвы по правую сторону федеральной автомобильной дороги М10. Известен с древнейших времён. По местному приданию близ источника существовал мужской монастырь (по некоторым сведениям Николаевский – Выдропуский). Монастырь был разрушен в смутное время. В народе это место называют «Покров». По некоторым сведениям здесь существовала так же одноимённая деревянная церковь, но когда она была упразднена неизвестно. На месте монастыря в XVIII в. была устроен Императорский путевой дворец.
На самом источнике по данным за 1847 г. существовала часовня в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Она описывалась так: «Часовня деревянная во имя Покрова Пресвятой Богородицы, стоящая за Выдропускою ямскою слободою в близком разстоянии от нея по направлению Московского шоссе на левой стороне, на каменном фундаменте, четырёхугольная с крыльцами с трёх сторон, длиною 4 сажени, шириною 2 сажени; крыльца с западной стороны шириною 3 аршина, с боков по 2 аршина, с колонными столбами; обита тёсом и выкрашена маслянною краскою жёлтого цвета, крыша окрашена красною краскою.
На часовне имеется глава покрыта листовым железом, крест на ней железный, позлащён червонным золотом. Входная дверь с запада стеклянная с железными решётками, запирается навесным замком. Иконостас в часовне деревянный в 1 ярус, окрашен белою крскою под лак с резьбою позлащённою на полимент червонным золотом». Вплоть до закрытия Выдропужского прихода на родник совершались крестные ходы. В 1930е гг. часовня была разрушена. При строительстве объездной дороги Москва-Ленинград источник был закатан под асфальт, но пробился. Из-за этого пришлось срочно создавать сложное инженерное решение по отводу вод источника в сторону от автодороги. Современный Покровский источник – вытекает из трубы, которая в свою очередь проложена под трассой М10. Под самой дорогой устроен резервуар, куда непосредственно и попадают воды источника. Трудами настоятеля Выдропужского прихода протоиерея Георгия Беляева источник облагорожен. Над ним установлен крест, а близ него деревянная Покровская часовенка (не действует). Ежегодно на престольный праздник Смоленской иконы Божией Матери на источник совершается крестный ход со списком с чудотворной иконы Выдропусской Одигитрии с освящением воды и чтением акафиста.
Родник, святой источник «Казанской» иконы Божией Матери деревня Верхоляне 2-е
Псковская область » Гдовский район » деревня Верхоляне 2-е
Родник освященный в честь «Казанской» иконы Божией Матери расположен на левом берегу реки Черма, в деревне Верхоляне 2-е Гдовского района Псковской области.
Святой источник или как его еще называли старожилы «Ключок», находится к юго-западу от острова на реке и к югу от старицы, стал известен в XIX веке. К нему был установлен крестный ход от церкви в усадьбе Кярово, в день праздника Казанской иконы Божией Матери, в память чудесного исцеления одной из представительниц рода Корсаковых.
По преданию, проживавшая в имении княгиня тяжело заболела и врачи предвещали ей скорую кончину. Надежды на выздоровление не было. Однажды экономка пошла в подвал дома управляющего и обнаружила там икону Казанской Божией матери. Икона та очень понравилась княгине, и она велела оставить ее в покоях, и начала усердно молиться, и произошло исцеление. С тех пор икона стала почитаемой. У родника была выложена из кирпича стела, на верху которой находился крест, а под ним в стеле сделали нишу, в которой помещалась икона Казанской Божией Матери. Со временем стела разрушилась, а родник в годы борьбы с верой и церковью, был почти полностью засыпан, также власти запретили крестный ход.
Затем в годы Великой Отечественной войны, во время оккупации Крестный ход к источнику был возобновлен, но после нее, коммунистами снова запрещен.
В наши времена, с возрождением духовности, стараниями жителя Верхолян И.В. Петрова, источник был обустроен. Сейчас можно увидеть часть старой кирпичной кладки стелы и сохранившийся дубовый сруб. На радость верующих, в праздник осенней Казанской, возобновлен ежегодный крестный ход от Кяровской Покровской церкви, откуда до источника около 4 км.
Координаты: 58.789380 27.868650
Родник «Кипун», святой источник Рождества Пресвятой Богородицы у деревни Прибуж
Псковская область » Гдовский район » деревня Прибуж
Родник освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы расположен в лесу, на Кепониевой горе, примерно в 2.5 км севернее деревни Прибуж Гдовского района Псковской области.
Святой источник обустроен 21.09.2009 года. На средства прихода храма Преображения Господня села Прибуж и Бориса Федюка, построена надкладезная часовня увенчанная малой главкой с крестом. Проект часовни выполнил архитектор из Санкт-Петербурга Александр Васильевич и своими руками построил. В прежние времена, до начала гонений на Церковь, на этом месте стояла часовня святителя Николая Чудотворца.
Координаты: 58.717171 28.192434
Святой источник Георгия Победоносца с. Выдропужск (территория совр. Спировскиого района). Расположен на берегу реки Тверцы по течению выше Старого моста в центре с. Выдропужск. Известен с древнейших времён. По данным за 1847 г. на роднике была устроена часовня в честь великомученика Георгия Победоносца. Описывалась часовня так: «Часовня святого великомученика Георгия в Выдропуской слободе на берегу реки Тверцы по течению ея на левой стороне над протекающим в реку источником, деревянная, - так описывали современники часовню на роднике святого Георгия, - на каменном фундаменте, четырёхугольная с крыльцами с трёх сторон. В длину и ширину часовня 4,5 аршин, крыльца же длиною 3 сажени и 1 аршин, шириною с запада 4,5 аршина, с боков по 2,5 аршина.
Обшита тёсом и выкрашена маслянною краскою жёлтого цвета, крыша же окрашена краскою красного цвета на масле, крест на ней железный, позлащён червонным золотом на гульфарбу. Входная дверь с западной стороны стеклянная с железною решёткою, низ деревянный, запирается навесным замком. Иконостас в часовне деревянный, окрашен голубою краскою на масле». Часовенку украшали иконы Господа Вседержителя, справа от него праздника Преполовения Пасхи - к этому образу в сам праздник ежегодно совершался крестный ход, а слева от иконы Вседержителя был образ великомученика Георгия. У входа в часовню стоял в кивоте за стеклом ещё один образ Георгия Победоносца.
Издревле холм над Тверцой был местом поклонения - изначально древнеславянским божествам, а затем после принятия христианства - Единому Богу. Распространение нового вероучения первоначально шло по судоходным рекам. Тверца в то время была частью древнего торгового пути «из варяг в греки». Поэтому жители древнего Выдропужска были крещены одними из первых в Спировском крае. Здесь же был поставлен одним из первых и христианский храм. В XV-XVI вв. на месте этой часовни стоял одноимённый храм Георгия Победоносца. С ним связаны основные события «Повести о Выдропусской Одигитрии».
На этом месте на пепелище была обретена невредимая икона Богоматери, здесь же в храме по левую сторону от царских врат и хранилась в иконостасе выдропужская святыня, пока не была похищена муромским воином, сюда же она чудесно возвратилась, здесь и была прославлена многими чудесами. Рядом с деревянной Георгиевской церковью были расположены дворы причта и жителей села. Храм и дворы причта были центром древнего погоста Георгиевского в Мокрынях. В 1545 г. «Книга Бежецкой Пятины так описывала центр погоста: «В Мокрынях же погост Выдропуск на речке на Тверце, а в нём церковь Георгей Великий, а дворов на погосте: двор поп Калмак, двор дияк церковной, двор проскурница, а бобылей: двор Митка, двор Офонко, пашни 5 коробей. Да к погосту – ж придал Федор Курчебин из своего усадища из Горы к церкве 2 поля, в одном на 5 коробей, а в другом по тому ж, сена нет. Земля церковная в обжи не положена».
В начале XX века вода в источнике почиталась целебной от болезней глаз. Часовня над источником была разрушена в 1930е гг. Но люди всё равно продолжали приходить сюда. В 1990х гг. трудами протоиерея Георгия Беляева на источнике была сделана купальня, установлен крест. Ежегодно 10 августа на престольный праздник Смоленской иконы Богоматери сюда совершается крестный ход с освящением воды. Ежегодно на праздник Богоявления Господня 19 января в полночь здесь совершается Великое освящение воды и по традиции проходят купания в святом источнике.
Родник «Ольгин ключ», святой источник деревня Волженец
Псковская область » Псковский район » деревня Волженец
Почитаемый родник - «Ольгин ключ» расположен на правом берегу реки Великая, в деревне Волженец Псковского района Псковской области. Святой источник выбивает уже не одну тысячу лет. Над святым источником сделан колодезный домик, рядом стоят иконы святой Ольги и свечи.
Берег вдоль деревни назывался Ольгинским. И на этом берегу, под крутым речным обрывом вытекает из скалы Ольгин Ключ, целебная вода которого, помогает при глазных болезнях.
По преданию, Ольга, будучи ещё девицей, ходила сюда за водой и умывала в нём каждое утро "своё светлое личико". Существует предание, что колодец раньше находился в подвале Ольгиной церкви, которую потом разрушили, обнажив целебный источник. Ольгин колодец – единственный источник питьевой воды в деревне Волженец и место паломничества для православных христиан.
За многие века большое количество верующих, умывших в нём лицо и глаза, получали исцеление. До середины XIX века сюда был большой наплыв паломников из разных мест России. По поверью, при лечении, в воду источника, бросали медные или серебряные монеты. Обычай очень древний, сохранившийся ещё с языческих времён.
Въехав в деревню будет развилка на три дороги, выбирайте крайнюю правую, она идет прямо, затем по узкой улочке попадаем к дубу, справа будет площадка, где можно припарковаться. Слева от дуба лестница к колодцу. Если поехать вдоль берега налево, увидите часовню в честь княгини Ольги и поклонный крест.
Часовню построили по обету местные жители, после того как в 2011 году, вода в роднике исчезла. Ежегодно, 24 июля, в день святой княгини Ольги, на ее родине, в деревне Выбуты собираются верующие и просто почитатели великой женщины. Многие из них не только посещают службу в Ильинском храме, но и переходят реку Великая, идут в Волженец, чтобы набрать воды из святого Ольгиного колодца. Между Волженцем и Кузнецово и поныне существует брод через реку, называемый литовским. Вот и в этот год пришло много народу к колодцу, а воды в нем как не бывало. Старожилы и не помнят такого, чтобы ключ когда бы то ни было иссяк.
Это связывали с пробуренной скважиной на близлежащем дачном участке.
Координаты: 57.703052 28.251474
Святой источник близ монастыря Казанской иконы Божией Матери в Вышнем Волочке. (Информацию собираю). Источников при Казанской обители было два, один ближний, на котором располагалась церковь Казанской иконы Божией Матери. Этот источник известен с XV века. Именно близ него была найдена чудотворная Казанская икона пресвятой Богородицы, чудесно уцелевшая после пожара в городском соборе. Икону несколько раз пытались перенести обратно в собор, но она каждый раз возвращалась на это место.
Горожане, видя во всём этом особый промысел Божий, устроили над родником часовню в честь Казанской иконы Богоматери. Часовня была приписана к Казанскому собору г. Вышний Волочёк. Проездом (старая дорога на Москву шла близ родника) в часовне у Казанской иконы молились царствующие особы. Так упоминаются в документах – императоры Александр I и Николай I. В 1835 г. одна из благочестивых купеческих вдов Акулина Хваловская просила разрешение устроить на роднике трёхпридельный храм, а при нём общежительный монастырь, но получила отказ.
В одном из документов, приложенных к этому делу часовня над источником описывалась так: «Часовня деревянная, построена издревле, отстоящая от города Вышнего Волочка на 3й версте по тракту Московской дороги, покрыта тёсом, осмиугольная, длиною и шириною 13 аршин в твёрдости на ней крест и глава, обиты жестью, в коей часовне по прозьбе приходящих для поклонения чудотворному образу Божией Матери именуемой Казанскою не только Вышневолоцких граждан, но и отдалённых мест жителей совершаются Казанского собора священноцерковнослужители молебствия, без священника особых богомолий не бывает... Внутри часовни резной позлащённый иконостас с колоннами коринфского ордена покрытыми, равно как и пиастры сине-голубою гладью, и иконостас розовою масляною краскою. В оном иконостасе образ пресвятыя Богородицы Казанский мерою высоты аршин 9 вершков, ширины аршин четыре вершка, на нём риза серебряная позлащённая, работанная 1787 г., убрус и подбородок на оном вынизаны из жемчуга редкой доброты местами украшенныя камнями гранёными вставками и звезда с стразами, пред сим образом лампада большая серебряная». Во второй половине XIX века близ источника был основан Казанский женский монастырь, а над источником устроена каменная церковь-ротонда в честь Казанской иконы Богоматери.
Церковь относилась к ведению Казанского собора. В то же время близ монастыря был устроен «Дальний ключик» - второй по величине родник, над ним была устроена деревянная сень с куполом и крестом. После закрытия Казанского монастыря в 1925 г. родники просуществовали вплоть до первых послевоенных лет. Затем оба родника сравняли с землёй руководители воинской части, которой принадлежала территория монастыря. Сейчас место первого и второго родников установить сложно – скорее всего они расположены в сильно заболоченной местности между Казанским монастырём и Мальдоном (Тверецкий шлюз) и затоплены.
Святой источник Параскевы Пятницы в д. Пятницкое (современный Максатихинский район) (Информацию собираю). Расположен близ дороги на Николо – Теребенский мужской (ныне женский) монастырь близ д. Пятницкое. Трудами первого настоятеля Николо-Теребенского прихода иерея Геннадия Севастьянова над родником устроена часовня в честь Параскевы Пятницы.
«Онуфриевский» родник, святой источник у деревни Малы
Псковская область » Печорский район » деревня Малы
«Онуфриевский» родник расположен у трапезной церкви в Спасо-Онуфриевом скиту Псково-Печерского монастыря, в 550 м северо-восточнее деревни Малы Печорского района Псковской области.
Святой источник называют еще «Подалтарный» или «Онуфриевский», потому что вытекает он из-под алтарной части церкви. По преданию, преподобного Онуфрия Мальского, основателя Спасо-Рождественского монастыря или Онуфриевой пустыни, укусила змея, омыв ногу в роднике, монах исцелился.
В давние времена, чтобы выдержать натиск врага, во время боевых действий, монастырь должен был обратиться в крепость, чем он и был. На это указывает толщина стен, как полуразрушенного храма, так и действующего. В подвалах разрушенного и существующего храмов находятся источники ключевой воды. Это обычное явление для древних храмов Псковской епархии. Оно вызывалось опасением отвода воды неприятелем во время осады.
Святой источник выбивает на берегу озера Мальское, откуда открываются красивые виды. Обустройство гармонизирует с окружающей местностью - родник выбивает в маленьком гроте, выложенном из природного камня. Этот ключ известен с древних времен и всегда почитался исцеляющим, Священным, еще с языческих времен.
По преданиям, давным давно, в ночь на Ивана Купалу в этом роднике омывались женщины сето, веря, что это поможет обрести долголетие, красоту и здоровье.
Недалеко от монастыря есть еще родничок, который считается «глазным».
Координаты: 57°44'45.4"N 27°50'29.5"E
Святой источник близ с. Алексейково (современный Лесной район). Один из нескольких родников расположенных по берегам озера Павловское между с. Алексейково и д. Федотково. В народе это место прозвано Таран - от названия насосной станции которая стояла на роднике до революции, с помощью этой станции в гору в усадьбу дворян Ладыгиных подавалась родниковая вода. По местному приданию, от родника к главному усадебному дому проложены под землёй трубы из липы, а внутри они обиты тонкими листами серебра. Некоторые утверждают, что выкапывали эти трубы, и они были совершенно целыми. После разгрома усадьбы большевиками насосная станция была уничтожена, но на родник продолжали ходить люди за чистой водой. В середине 1990х гг. над родником была устроена часовня и купальня. Ежегодно с середины 1990х гг. на роднике совершается водосвятные молебны.
Кто-то невидимый
В Порховском районе в окрестностях Никандрова монастыря насчитывают 5 необычных родников. Например, источнику Казанской Божией Матери приписывают помощь при заболеваниях глаз. Пить воду из него не рекомендуют, так как от торфа она мутная и горьковатая. А источник преподобного Александра Свирского богат радоном. От этого вода в нем красивого голубого цвета. Пьют ее при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря и мочекаменной болезни. Но самым главным в монастыре считают источник преподобного Никандра. В воде содержатся ионы серебра, что приносит облегчение при заболеваниях опорно-двигательной системы, кожных и женских болезнях.
Свой легендарный родник есть и в Усвятском районе. В 1981 году про него даже фильм сняли на киностудии «Мосфильм», который так и назвали – «Родник». Он расположен вблизи деревни Авсюхово, почти на самой границе с Беларусью.
- По словам местных жителей, вода из этого источника помогает от болезней ног. А еще ее оттуда черпали, чтобы лечить животных. Есть и такая легенда. Якобы в прежние времена пришедшие туда за помощью люди обычно бросали в источник монеты. А один человек взял и тайно их собрал, после чего у него отказали ноги, и он больше не мог ходить, - поведала Екатерина Васина, директор Усвятского краеведческого музея. – Также рассказывают, что перед войной и иными катаклизмами можно увидеть над источником знамения - поднимающиеся ввысь светящиеся столбы. Трудно сказать, насколько это правда, но там реально ощущаешь благодать, словно кто-то невидимый тебя охраняет.
Воду из источника неподалеку от деревни Кочерицы, что в Стругокрасненском районе, считают целительной при женских заболеваниях, в том числе при бесплодии. Сегодня здесь создан небольшой импровизированный водопад, в котором так хорошо искупаться, очищая тело и душу. Среди прочего, местные жители отмечают особую действенность здешней воды в излечении не только от женских хворей, но и от болезней суставов.
А родник на окраине Себежа, над которым установлена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, богат ионами серебра. Причем себежане говорят, что в ней есть также железо и магний, натрий и кальций. Местные жители обоснованно считают, что она обладает целебными качествами. А еще она очень долго хранится, оставаясь такой же вкусной.
Родник, святой источник великомученицы Параскевы Пятницы урочище Тальцы (погост Талицы) у деревни Молоди
Псковская область » Новосокольнический район » деревня Молоди
Родник освященный в честь великомученицы Параскевы Пятницы расположен в урочище Тальцы (погост Талицы) у деревни Молоди Новосокольнического района Псковской области. Родниковый ручей питает реку Удрай. Святой источник обустроен, над ним построена надкладезная часовня, увенчанная главкой с крестом.
Начиная с 2002 года, как и в стародавние времена, в последнюю пятницу перед престольным праздником первоверховных апостолов Петра и Павла, издавна почитаемого во всей округе, в Старосокольниках, Горах, Станьково, Песках, Устиново, Зажогино, Жданово, Фальково, из деревни Молоди идут многочисленные верующие Крестным ходом, с иконами и хоругвями, к месту талицкой церкви Параскевы Пятницы и святому источнику.
Церковь Параскевы Пятницы была построена на возвышенности, на самом высоком месте в Новосокольническом крае, у святого источника в 1802 году. У храма, в престольный праздник, проходили ярмарки, собирался народ со всей округи. Церковь Параскевы Пятницы была деревянной на высоком кирпичном фундаменте. При ней был погост (кладбище), сохранившееся до сих пор.
По преданию, рассказанному старожилами - Н.Г. Пячкене, А.Ф. и И.И. Козловыми, М.М. Толочкиной, А.Н. Лебедевым, А.Г. Федченковой, здесь произошло явление чудотворной иконы Божией Матери. После обретения иконы Пресвятой Богородицы в этом месте забил ключ. Икону перенесли в церковь Параскевы Пятницы, где она и хранилась. Церковь была уничтожена немцами в годы Великой Отечественной войны.
В конце 90-х годов 20 века, З.В. Денисова показала место, настоятелю храма Святителя Николая в г. Новосокольники, отцу Иоанну (Ильницкому), где были часовня со святым ключом и церковь Параскевы Пятницы.
Они с трудом продрались через заросли в нехоженом лесу, преодолели непроходимые дебри, болотца и глубокие овраги. Нашли лишь небольшую впадинку - ямочку глубиной сантиметров 15. Вода в ней - мутная, серого цвета. Крошечный, незаметный глазу родничок едва-едва выбивался из земли. Батюшка поверил, что это тот самый святой источник: «Попил я водички. И сердце загорелось. Всколыхнулись чувства. Радость от обретения святыни согрела сердце... Захотелось вновь возвести здесь часовенку, расчистить источник, чтобы, как встарь, приходили к святыне люди с верою, любовью к Господу, родной земле»...
На месте храма, в 1998 году, по благословению о. Иоанна, был сделан и установлен поклонный крест В.П. Ильиным. Сначала батюшка Иоанн приехал сюда с помощниками, чтобы очистить место. Источник откопать было непросто: он был завален землей, мусором, большими и малыми камнями. Но когда вытащили огромные валуны, увидели, что водичка из-под земли устремляется вверх. Во время расчистки нашли старый дубовый сруб. Радовались, когда родничок оживился. Позже нашли несколько старинных монет: времен Ивана Грозного, императора Павла, дореволюционных и довоенных.
Отец Иоанн сказал: «Источник оживал по мере того, как люди стали нуждаться в нем, стремясь облагородить и украсить святое место». Нужно благодарить всех помогавших обустроить это святое место: новосокольничан А.Ф. и И.И. Козловых, Н.Г. Пячкене и многих других; великолучан В.П. Ильина, Вячеслава, Людмилы и Никиты Алексеевых, Г.В. Крыловой и Л.Ф. Пузыни, Г.Е. Новикова, В.В. Вакуленко, Александра, Ольги и Виктории Емельяновых.
Батюшка назвал В.П. Ильина «главным хранителем и благоустроителем» этого святого места. Часовню и иконостас, Крест-распятие, деревянные резные оклады и полки для икон, колодезный сруб, стол и скамейки, место для омовения сделал В.П. Ильин.
В 2000 году на часовне был установлен древний крест с пулевыми отверстиями. Низвергнутый с купола сожженной часовни, крест, воткнувшись в землю, более шести десятилетий ждал своего часа. И дождался! Перед праздником Успения Божией Матери его вновь водрузили на купол.
Благодаря батюшке возродилась славная традиция. Крестный ход к часовне великомученицы Параскевы и месту храма собирает все больше верующих людей.
В советское время власти препятствовали крестному ходу, запрещали ходить за святой водой, перепахивали дорогу к святому месту, засыпали его землей и заваливали камнями и мусором. Пытались стереть с лица земли, уничтожить, предать забвению, но ничего из этого не получилось.
10 июля 2015 года, крестный ход к святому источнику Параскевы Пятницы возглавил епископ Великолукский и Невельский Сергий. Во время шествия паломников из Великих Лук, Новосокольников, Пустошки, Опочки и других близлежащих поселений совершалось молебное пение и величание святой Параскевы Пятницы, а у самого источника водосвятный молебен.
Сослужили владыке Сергию старейший клирик Великолукской епархии митрофорный протоиерей Алексей Ильницкий, протоиерей Иоанн Ильницкий, Благочинный Опочецкого церковного округа иерей Николай Ильницкий, настоятель храма святого преподобного Сергия Радонежского города Пустошка иерей Сергий Макарусь. После водосвятного молебна владыка поприветствовал участников крестного хода, преподал святительское благословение и окропил святой водой.
Вода в источнике Параскевы холодная, целительная и никогда не замерзает. По молитвам Господу и святой Параскеве Пятнице, у источника, произошли многочисленные исцеления от бесплодия, эпилепсии, других тяжелых недугов, которые были записаны.
Координаты: 56.332942 29.992543
Родник, святой источник Иоанна Предтечи близ урочища Кузово у деревни Сигорицы
Псковская область » Островский район » деревня Сигорицы
Родник освященный в честь пророка и предтечи Иоанна Крестителя Господня расположен в лесу, в 500 м севернее урочища Кузово, в 1.4 км северо-восточнее деревни Сигорицы Островского района Псковской области и в 2.4 км юго-западнее Свято-Введенского женского монастыря в деревне Владимирец.
Святой источник хорошо обустроен, построена закрытая купальня с купелью. Святой источник почитаем жителями окрестных деревень и насельницами Свято-Введенского монастыря.
По преданию, почитание источника связывается с явленной здесь иконой Иоанна Предтечи. Эта икона хранилась в Сигорицкой Воскресенской церкви. Над источником была построена часовня и был установлен ежегодный крестный ход 7 июля (23 июня ст. ст.), которое происходило «при большом стечении народа».
В Псковском государственном архиве хранится старинный документ, относящийся к концу XIX века под названием «Клировые ведомости» Сигорицкого погоста церкви Воскресения Христова Островского уезда. Эти ведомости представляют собой отчет сигорицкого священника Гавриила Каролинского об имуществе и деятельности своего прихода. В своем отчете отец Гавриил, в частности, сообщает о том, что в двух верстах от его церкви находится святой источник Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а над этим источником построена и действует часовня. Отец Гавриил пишет, что этот источник особенно почитается народом. В день Рождества Иоанна Предтечи туда из Сигорицкой церкви совершается крестный ход: «В эту часовню по древнему обычаю каждогодно бывает крестоношение из приходской церкви 23 июня, при стечении народа здесь совершается водоосвящение и случаются богомольцами молебны». Иоаннов день издревле особенно почитался в этих местах.
Знаменитый Островский краевед протоиерей Николай Панов, автор «Летописи города Острова и уезда» отмечает: «в Сигорицком погосте на рождество Иоанна Педтечи (24 июня ст. ст./ 7 июля н. ст.) бывает ярмарка. Из товаров привозятся: косы, серпы, сельди, рыба и разные съестные припасы». Также отец Николай упоминает и о часовне на святом источнике.
Отец Гавриил указывает далее в «Клировых ведомостях», что один из приделов Сигорицкой церкви даже посвящен Рождеству Иоанна Предтечи – великому празднику Русской Православной Церкви. Более того, Отец Гавриил пишет, что в этом приделе находится местночтимая икона Крестителя Господня и отмечает, что по местному преданию она «считается явленной», то есть была обретена на этом самом источнике.
В наших краях ещё живы старожилы, которые помнят эту часовню, помнят как много народу стекалось сюда в праздничный день, как служились в течение всего этого дня священниками молебны и акафисты Иоанну Предтече. Для местных жителей этот источник был едва ли не главной святыней в крае. В день Рождества Иоанна Предтечи народ приезжал сюда и за двадцать, и за тридцать верст. Повозки приезжих занимали всю округу. Люди приезжали семьями, проводили здесь весь день. С верой и надеждой обращались они с молитвой к святому пророку. Приносили ему своё покаяние, немощи и скорби. Известны случаи исцеления неизлечимых медицинскими средствами больных, случившиеся по молитвам святого на источнике.
В конце 30-х годов, после ареста и расстрела священника Сигорицкого прихода богоборцы подняли руку и на святую часовню. Её разломали, хотели пустить на дрова. Но дорого им обошлись дрова из часовни. Как вспоминают старики, две лошади, вытягивавшие возы с остатками часовни одна за другой переломали себе ноги.
За гонения на Церковь, за разрушение храмов наша Родина понесла тяжкое испытание – Великой Отечественной Войной, оккупацией значительной своей части, после чего население нашей области уже не смогло восстановиться хотя бы в прежних размерах.
Но вот, вроде бы прошли времена, когда за любовь к отеческим традициям наказывали людей. Появилась надежда, что вместе с духовным возрождением края наступит и его физическое возрождение, а эти вещи, несомненно, связаны. Жители оставшихся немногих деревень и паломники Свято-Введенского монастыря Владимирца взялись восстановить почитание святого источника, источник Иоанна Предтечи возродить над ним часовню – купель.
В 2008 году произошло это долгожданное событие. Ежегодно в праздник Рождества Крестителя Господня Иоанна совершается крестный ход к источнику. Много паломников и местных жителей приезжают к источнику в поисках исцеления от различных болезней. Сестры привозят святую воду из источника на православные выставки в Москву и Санкт-Петербург. Вода набирается только вручную, с чтением молитвы.
Координаты: 57.3575777 29.1569504
Святой источник преподобного Александра Свирского Никандровой пустыни у деревни Любовец
Псковская область » Порховский район » деревня Любовец
Источник освященный в честь преподобного Александра Свирского расположен в лесу, в 1.3 км северо-западнее Свято-Благовещенского Никандровского монастыря и в 4.9 км юго-восточнее деревни Любовец Порховского района Псковской области.
Святой источник хорошо облагорожен. К нему ведут удобные обустроенные дорожки, на входе построена арка на которой размещены иконы святых. Целебный источник заключен в сруб, рядом установлена небольшая столбовая часовня и построена деревянная закрытая раздельная купальня с купелями для братьев и сестер.
По преданию именно в этом месте преподобному Никандру являлся Александр Свирский во время ночных молитв. Александр Свирский - новгородец, постриженик Валаамского монастыря, основал монастырь у реки Свирь, в 36 верстах от города Олонца, в последствии получивший его имя. Умер он в 1533 году - примерно в то время, когда Никандр начал свою отшельническую жизнь. Александр Свирский поддерживал отшельника в видениях, когда Никандру Псковскому было тяжко. Жизнь отшельника тяжела и подвержена опасностям: лихие люди, дикие звери, болезни, голод.
Вода в источнике красивого голубоватого цвета, она обогащена радоном. Глубина, источника доходит до семи метров. Температура воды круглый год +6°C.
Источник в народе получил названия Дальний или Желтый. Желтый - за цвет травы которая окрашивается в ржавый цвет водами вытекающими из источника. Растительность окрашивается в такой цвет из за содержащихся в воде железистых соединений которыми богаты воды источника. До источника нужно пройти в по тропинке в глубину леса.
Железистую воду пьют при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и желчного пузыря, мочекаменной болезни.
Схема расположения объектов монастыря и святых источников Никандровой пустыни
Координаты: N57° 49.330' E29° 15.777'
_________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Автор фото Алла Васильева, По материалам статьи псковского краеведа Журавлева Ю.Ю.
Памятники природы Псковской области. Энциклопедия краеведа.
Лагутенко Б.Т. Справочник по географии России / Б. Т. Лагутенко. - М.: Юристъ, 2010. - 315 с.
Протасов В.Ф. Экология, охрана природы: законы, кодексы, платежи, показатели, нормативы, Госты, Экологическая доктрина, Киотский протокол, термины и понятия, экологическое право / В. Ф. Протасов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 380 с.
Северо-Западный федеральный округ, 2000-2009: стат. сб. (по кат. 1.22) / Федер. служба гос. статистики; Территор. орган ФСГС по Санкт-Петербургу. Санкт-Петербург, 2010. - 123 с.
Экологическое состояние территории России: Учеб. пособие / Междунар. акад. наук пед. образования; Под ред. С.А.Ушакова, Я.Г. Каца. - М.: Академия, 2010. - 128 с.
Книга «СВЯТЫЕ РОДНИКИ Псковской области». Автор ТЕРНЫЙ А.
сайт "Музей краеведения" редактор В.Н. Соколова
Святые источники// Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
Газета "Псковские ведомости" от 04.10.2011 г.
родники Псковской области.
Вложение | Размер |
---|---|
Родники и источники Псковской области | 274.49 КБ |
Родники и источники Псковской области | 182.9 КБ |
Родники Псковской области | 117.42 КБ |
источники Псковской области | 480.33 КБ |
Родники и источники Псковской области | 283.88 КБ |
Родники и источники Псковской области | 287.32 КБ |
Родники Псковской области | 307.95 КБ |
источники Псковской области | 216.71 КБ |
Родники и источники Псковской области | 607.44 КБ |
- Тэги:
- 8490 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий