Родники и источники Башкирии
Башкирский край невероятно богат родниками. Родники - это любые подземные воды, выходящие на поверхность.
Но обычно, говоря о родниках, мы все-таки имеем в виду те, которые полезны или как минимум безвредны для человека, то есть это та вода, которая просочилась из самых глубин, пройдя фильтрацию через многочисленные слои песка и породы, сохранила свой гидрохимический состав и не приобрела никаких примесей от жизнедеятельности человека.
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО БАШКИРИЮ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ БАШКИРИИ - ТУТ!
СПЛАВ ПО РЕКАМ ЮЖНОГО УРАЛА - ТУТ!
ПРО САМЫЕ БОЛЬШИЕ ПЕЩЕРЫ УРАЛА - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ БАШКИРИИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ БАШКИРИИ - ТУТ!
Родники в природе встречаются самые разнообразные: некоторые сквозь горные породы сочатся каплями, другие струятся ручьями, а есть и те, что несутся полноправной рекой.
По Башкирским землям текут родники на любой вкус.
Некоторые родники сохранили свой первозданный вид, но диких родников становится все меньше и меньше.
Но в Белебеевском районе они точно сохранились, ведь в одном районе из-под земли бьют около ста ключей! Белебей даже называют краем поющих родников. У жителей сел многие традиции и обычаи связаны с родниками. Есть даже река Раяз, образованная несколькими родниками.
Но большинство родников уже обустроены человеком.
Серебряный ключ находится в горах за водопадом Кук-Караук. Несмотря на то, что к нему ведет бывший Екатерининский тракт, в дождь даже с нашим 4ВД подниматься дальше водопада мы не решились.
Берхомут - очень необычный родник. Во-первых, его название больше ассоциируется с пивом, чем с чистейшей водой, так как Башкирское темное пиво "Берхомут" варится из родниковой воды, за что и получило свое название. Во-вторых, этот родник могут теперь увидеть только избранные, так как родник обнесен высокой стеной, из него по трубам вода течет самотеком и снабжает весь город Стерлитамак.
Правда, вода в Стерлитамакском водопроводе нас не впечатлила. Жаль, что старые трубы испортили замечательную идею снабжения города родниковой водой.
"Красный ключ" -
еще одно озеро-родник, это выход на поверхность воды речки Яман-Елги, берущей начало на склоне хребта Каратау и большей частью (более 60 километров) текущей под землей. До революции Красный Ключ был Белым, но с приходом новой власти "поменял" цвет.
Этот родник занимает особое положение - это самый мощный родник в России и второй по величине в Европе, после знаменитого Фонтен де Воклюз во Франции. Дебет (расход воды) родника – 14,88 куб.м в секунду.
Поток воды выходит из двух огромных соединяющихся карстовых воронок глубиной 38 и 20 метров.
Вот такой небольшой речкой протекает родниковая вода в этом загадочном крае!
"Красный ключ" - самый большой, но не самый глубокий родник. Родник Сарва насчитывает в глубину не менее 52 метров!
Так что, чтобы насладиться красотой и мощью воклюза, не обязательно ехать во Францию. Башкирия предоставит вам такую замечательную возможность.
Богородский святой источник в г. Уфа расположен на улица Ферина, 15. Источник пробился на месте явления иконы Казанской Божией Матери крестьянам села Кадомцово. После этого село стало называться Богородским. В годы советской власти источник завалили землей и камнями, но лишь недавно его обустроили, а рядом возвели часовню. Считается, что вода из Богородского источника, богатая микроэлементами, несет исцеление души и тела.
У хутора Русский Архангельского района республики, что расположен в 140 км от Уфы, есть на поляне два известных родника, ручей одного из которых образует небольшой пруд. По краю поляны протекает небольшая лесная река - Кармалка. И в родниках и в реке вода чистая мягкая, вкусная, питьевая. Источники воды летом не пересыхают. Рельеф предполагает в будущем обустройство прудов. Рядом протекают реки Саргай и Ингужа, также с питьевой водой.
На северном въезде в город Белебей освящен источник в честь Владимирской иконы Божией Матери (на фото) и строится над ним одноимённая деревянная часовня с купальней. В праздник иконы Владимирской Божией Матери 6 июля ежегодно (с 2003 г.) совершается крестный ход вокруг города к источнику.
Достопримечательность Девичий ключ - родник с чистой водой в селе Усень-Ивановское Белебеевского района. Вода в этом роднике, по поверью, обладает такой силой, что если из него попьют воду влюбленные, то уже не расстанутся никогда, будут жить долго и счастливо. К Девичьему ключу приезжают гости издалека, когда-то его студеной воды испробовала поэтесса Марина Цветаева, музей которой есть в селе.
Между Голумиловкой и деревней Сиушка Белебеевского района под берёзами за мостом слева, если ехать из города Белебей есть удивительный родник со вкусной водой.
Родник «Сажелка», святой источник село Кага
Освященный родник «Сажелка» расположен на правом берегу Кагинского водохранилища, на реке Кага, под горкой, в 30 м восточнее автодороги, за восточной окраиной села Кага Белорецкого района Республики Башкортостан. Святой источник хорошо благоустроен, построены часовня, рядом открытая купель.Святой источник и часовня "Сажелка", находятся близ селения Кага, чуть ниже, Кагинского пруда. Вода потрясающе вкусная, а в часовенке удивительный иконостас из бумажных икон, православных календариков, какие можно увидеть в церковных лавках, просто наклеенных на стену, но в соответствии с канонами иконостаса.
В селе издавна существует традиция - праздновать Обещанный день. Православные крестным ходом шли к часовне на гору Сажелку. Это сугубо кагинский праздник, отмечаемый ежегодно 21 августа. Часовня старая и до сих пор возвышается на месте, называемом в народе Сажелкой. Откуда произошло такое название сейчас установить практически невозможно. По одной версии рядом были угольные печи, где делали берёзовый уголь для Кагинского молотового завода. Ну, а где уголь, там и "сажа". По второй версии недалеко были разбиты опытные поля, где разводились растения, "сажали" новый сорта деревьев и кустарников. Другая часовня находилась за рекой, на склоне горы, где течет целительный родник. Ходили туда крестным ходом на Петров день.
После революции часовня у источника была разрушена.
Если заглянуть в историю, то точную дату основания села никто не знает. Официальной датой поселения людей считается 1740 год, что и отмечено на памятной стеле, у въезда в Кагу. Существует несколько легенд, связанных с возникновением названия села.
По одной из них когда-то пришли в эти места первые люди, и поразились они красоте здешних мест. Величаво несла свои белые воды широкая река. В неё впадала бойкая, шустренькая речушка с кристально чистой водой. Вышли люди на берег этой речушки, чтобы отдохнуть и попить свежей водицы, а заодно и полюбоваться на красоту здешних мест. А с водной глади, навстречу им, поднялась огромная стая диких, белых гусей. Они шумно хлопали крыльями и громко кричали «га-га, га-га». Отсюда и пошло название этого места, изменившись впоследствии на более благозвучное - Кага.
По другой версии Кага расшифровывается как Колония Административно-государственных арестантов. Об этом говорит даже название места в селе - "Итап". Там, возможно, было место стоянки, отдыха заключённых.
Но вернемся к святому источнику. В 1997 году по настоянию жителей села над святым источником вновь построили часовню на старом фундаменте. 21 августа 1997 года при большом стечении народа священнослужители Белорецкой церкви о. Борис (Аксёнов) и о. Михаил (Фёдоров) отслужили молебен и освятили родник. Вода из которого обладает уникальными целебными свойствами. В старые времена, кагинцы, жившие на Елани (это гора близ Сажелки), никогда, не болели, потому что пили воду только из этого родника.
Существует несколько версий, касающихся истории возникновения праздника. Однажды летом на Кагу обрушилась страшная засуха: пересохли все источники, ручьи и колодцы. От речки остался маленький мутный ручеёк. Вместе с засухой пришла страшная, неведомая болезнь, по всей видимости холера. Люди умирали внезапно там, где их настигла смерть - дома, на улице, в поле, в лесу. Бывало, что за ночь умирала вся семья. Люди не успевали делать гробы, копать могилы, хоронить по христианскому обычаю. И тогда вырыли на кладбище огромную могилу, в неё свозили всех умерших. А болезнь всё свирепствовала. Тогда собрались оставшиеся жители села на сход под набат церковного колокола. Горячо молились они, прося у Бога прощения и помощи - болезнь косила безжалостной косой всех подряд, а засуха сжигала всё живое вокруг: деревья, траву, скот... Просили они о помощи и поминали уже погибших. И вдруг из склона горы, на которой находилось кладбище, забил источник с чистейшей, холодной и вкусной водой. Стали люди пить воду из этого источника, окроплять ей свои жилища и скот. И с этого дня в селе от неведомой болезни не умерло ни одного человека. Дали тогда люди в знак благодарности обет Богу и всем погибшим каждый год в этот день (21 августа) приходить на кладбище к святому источнику, служить молебен Богу и поминать всех умерших. Праздник этот так и называется Обещанный. Над святым источником возвели часовенку, но в годы сталинских репрессий её разрушили. Но про праздник не забывают и сейчас.
А вот что пишет Дмитрий Иванович Татаринов в своей книге «Воспоминания»: «Множество всяких рассказов, поверий, примет знали у нас в глуши, в горах, на заводах, я с огромным интересом и вниманием впитывал их... К нам часто приходила древняя старуха Федосья, про которую говорили, что ей около ста лет. Она была сухая, сгорбленная, вся коричневая, как старый пень, сходство довершалось тем, что все лицо ее было покрыто рябинами после перенесенной оспы. Она была старообрядка и знала все старые обычаи, сказки, приметы и поговорки... Иногда она начинала вспоминать про крепостное право, про дворовых, про господ, бывших владельцев заводов, Демидовых, от которых на заводском складе осталась карета и старинное, состоявшее из трех частей большое стенное зеркало. «И вот Господь разгневался и наслал на людей мор, - рассказывала Федосья, - И был у нас в Каге праведный батюшка отец Сергий, собрал он нас в церковь, отслужил молебен и говорит: «Пойдемте, православные, крестным ходом к ключу, который выходит из-под горы у пруда, освятим воду и будем пить только ее». Пошел весь завод - и стар и млад, и пожалел Господь православных и снял мор».
Речь здесь, безусловно, идет о Сажелке. Далее Д.И. Татаpинов пишет о пpазднике Обещанного дня: «Каждый год, обычно в конце августа, в церкви устраивался большой торжественный молебен, на который приходило много народу, затем крестный ход шел за пруд к горе, из под которой бил родник. Под ним была построена часовня с темными, старообрядческими иконами. Это место почему-то называли сажелкой. Я всегда бегал смотреть это торжественное шествие с далеко разносившимся пением, с блеском риз и крестов, с развевающимися хоругвиями и длинной лентой разнаряженной пестрой толпы народа...».
Сажелка была первоначально староверческой святыней. Старообрядцев в Каге проживало много, почти все приписные к заводам крестьяне находились в числе церковного раскола. Стаpовеpов в Каге давно уже нет, но Сажелка - по-пpежнему святыня.
В последние годы там ежегодно служится молебен. И Обещанный день празднуют до сих поp. Правда, крестным ходом к часовне уже не ходят и просто посещают могилы своих родственников. Обещанный праздник стал теперь для кагинцев еще одним Родительским днем.
С праздником Обещанный связана ещё одна легенда. По преданию, очень давно жил в Каге один мужичок. Странный это был человек, нелюдимый, всегда смотрящий исподлобья, плешивый и неженатый. В церковь он никогда не ходил, и лба не крестил. Он мог "испортить" (сглазить) скотину, и даже наслать хворь на людей. Одно слово - колдун. В общем, когда он умер, люди вздохнули с облегчением. Но не тут-то было! Стали люди умирать по непонятным причинам: один, второй, десятый, двадцатый... И пополз по селу слух - видели, дескать, ночью покойного колдуна, что бродит он по селу. К какому дому подойдёт, да в окно посмотрит - там наутро покойник, а то и два. И молились люди, и святой водой кропили, и заговоры читали - ничего не помогает. Собрались тогда мужики и пошли на кладбище. Раскопали они могилу колдуна, открыли гроб, а колдун лежит с открытыми глазами и усмехается. Страшно стало мужикам, но нашёлся среди них посмелее, взял топор и забил осиновый кол прямо в сердце колдуна. С тех пор и прекратился мор, а люди дали обещание поминать всех умерших 21 августа каждого года.
Где находится, как доехать:
Координаты: N53°31.130′ E57°41.983′
В небольшой деревне Светловка Белебеевского района есть родник. С древних времен существует обычай: на второй день свадьбы невеста рано утром идет к роднику и возвращается в дом с полными ведрами ключевой воды, стараясь не расплескать ни капли.
К Святому источнику в честь Тихвинской иконы Божией Матери, что в 15 км от поселка Приютово можно добраться автобусом из поселка. Источник расположен у деревни Мартыново.
Почти все молодожены Белебеевского района в день свадьбы отправляются к роднику у деревни Анновка, поэтому в народе его называют «свадебным».
Жители села Слакбаш Белебеевского района, про свой родник говорят так: «Если хочешь быть батыром – пей из родника. Хочешь быть здоровым, счастливым, веселым, любимым – пей из родника. И если попьешь из этого ключа, то никогда не забудешь его». А я бы добавила: «Если хочешь, чтоб у тебя проявился поэтический талант, как у чувашских поэтов Я. Ухсая и К. Иванова, живших здесь, обязательно испей воды из родника».
В 70 км от г. Уфы и в 17 км от г. Бирск, по трассе Уфа-Бирск, в 1,5 км от деревни Романовка, Бирского района, в 150-200 метров от поселения «Тихий Зов», с западной есть речка Раяз образованная 5-6 родниками.
В поселение Благодатная поляна, неподалеку от г. Бирск, Бирского района, есть родник, ручей которого протекает по нескольким участкам.
Красноусольские источники или Красноусольское месторождение минеральных вод расположено вблизи санатория "Красноусольск" Гайфуринского района.
Находится в одном из живописных уголков предгорий Юго-Западного Урала, в узкой долине горной речки Усолки. Источники, впадая в речку, делают ее соленой. В верховье же Усолка пресная, зимой она не замерзает. Круглый год здесь живут дикие утки, которые стали совсем ручными и не прочь полакомиться вкусненьким с рук человека.
По химическому составу источники относятся к хлоридно-натриевым с содержанием и без содержания сероводорода и в зависимости от этого могут применяться как для наружного (ванны), так и для внутреннего употребления. Местоположение N53° 55.145? E56° 31.235?
Неподалеку от самого большого озера в Башкортостане Асликуль, около поселка Янги-Турмуш Давлекановского района, бьет хорошо обустроенный родник - источник Алга, являющийся памятником природы. Минеральный источник Алга с чистой и вкусной сульфатно-кальциевой водой.
Известный и особо почитаемый мусульманами источник «Аулия» расположен в Учалинском районе у деревни Старобайрамгулово, близ озера Аушкуль, на горе Ауштау (Ауш-Таш).
В Ишимбайском районе, в южноуральских горах находится источник Серебряный ключ. До него можно добраться, проехав дальше и выше водопада Кук-Караук, по горной дороге, историческому Екатерининскому тракту, которая раньше была основной дорогой из Уфы в Белорецк.
Добраться до водопада на легковой машине асфальтом до деревни Макарово, от деревни вдоль речки Сикияз (также Сикася, Сиказа) около семи километров хорошей горной дороги до водопада. Горная дорога (Екатерининский тракт) от водопада уходит дальше и выше, в самую глубину южноуральских гор, в Белорецк, по пути проходит мимо - источника Серебряный ключ. К сожалению, и здесь цивилизация не прошла мимо, и родник был "облагорожен". Теперь вода из родника поступает по трубе в огромную бочку, некоторые в нее окунаются, чтоб освежиться холодной родниковой водой.
Родник, святой источник блаженной Варвары Скворчихинской
Республика Башкортостан » Ишимбайский район » село Скворчиха
На северной окраине села Скворчиха Ишимбайского района находится исток реки Юргабаш и почитаемый родник святой старицы, блаженной Варвары Скворчихинской (Уфимской) (в миру Варвара Васильевна Архангельская). Святой источник приписан к скиту в честь блаженной Варвары Скворчихинской в Салаватской епархии. «Варвара Васильевна выкопала родничок недалеко от избенки, который поныне почитается святым и целебным, и только из него брала водичку и нам заповедовала брать воду из источника».
Варвара родилась в 1890 году в семье сельского священника. До конца 20-х годов она была школьной учительницей в селе Скворчиха. После увольнения в молитвенном уединении пасла козочек, возвращаясь в дом поздним вечером. Еще через несколько лет Варвара перестала вести хозяйство, полностью посвятив себя Богу и стала юродивой и у затворницы открылся дар предвидения и исцеления.
Блаженная Варвара, получив благословение Свыше, начала принимать людей, требующих помощи и совета. Блаженная совершала свой подвиг в тяжкое время гонений на Церковь, и самим фактом своей жизни во Христе, своими чудесными духовными дарованиями она противостояла неверию и безбожию...
Тысячи людей прибегали к ее помощи в бедах и несчастьях, зная о милости Божией, обильно изливаемой просящим по молитвам Варвары-затворницы, о духовных дарованиях, которыми благословил ее Господь за необыкновенной высоты подвиги - совершенной нищеты и жития в затворе, непрестанной молитвы и ночных бдений, терпения голода и холода.
Прозорливой старице было открыто настоящее, и прошлое, и будущее в равной мере. Свидетелями этих дарований являлись не только простые верующие люди, но и священники. Сохранились свидетельства о помощи блаженной Варвары в тяжких недугах. Помогали людям и данные затворницей вещи - платки, ложечка. Помогала водичка из родничка блаженной. Умерла Варвара в 1966 г. на 76 году жизни. Много лет прошло с тех пор, но не заросла тропинка к ее могилке, бережно охраняемой верующими. Не напрасны молитвы и не тщетны упования веры – имеются свидетельства чудес и чудесной помощи блаженной Варвары по молитве к ней и от ее святого родничка. Не случайно, когда Варвара умирала, она сказала: «Оставляю людям источник на исцеление»
Где находится, Как добраться: на личном транспорте из Уфы в сторону Стерлитамака до Ишимбая, до кольца и вправо, по дороге на Верхотор и Воскресенское, далее по указателю около 18 км в южном направлении.
Координаты: N53° 19.344' E56° 8.227'
В 40 км от Уфы, у деревни Новомусино Кармаскалинского района, расположен памятник природы республиканского значения, озеро-родник «Зенгер куль», Голубое озеро. Оно собирает воду с небольшой возвышенности к северу, имеющей размеры примерно 10 на 10км, состоящей преимущественно из гипсов, и обильно пораженых карстом.
Из-за малой площади водосбора размеры его много скромнее чем у более крупной родни - всего лишь 17 на 25 метров, глубина 5,5 метра, а расход воды - 300 литров в секунду. Широким ручьем вода из родника течет по долине и через несколько десятков метров впадает в речку Узень.
С небольшой скалы возле Голубого озера открывается отличный вид на долину. Озеро имеет удивительный небесный, светло-синий цвет. Эту окраску придает озеру голубая глина, выносимая водой из глубины пород на поверхность, и откладывающаяся пластами на дне. Эта глина отличается однородной серо-голубой окраской, высокой пластичностью, вязкостью и липкостью, ей нет равных в мире по сорбирующим качествам и минеральным свойствам. Голубая глина, как природное асептическое и адсорбционное средство, издавна применяется в косметологии для омоложения кожи, ликвидации воспалительных процессов, улучшения функций кожи и суставов, а также и для приема внутрь.
Считается, что голубая глина эффективно запускает механизмы саморегуляции организма. Многие приезжают на озеро, чтобы набрать воды. Есть даже люди, которые круглый год принимают здесь целительные водные процедуры - температура воды почти постоянна, +3 в самую суровую зиму, и +6 знойным летом. Местоположение N54° 21.537? E55° 52.305?
Родник, святой источник «Табынской» иконы Божией Матери у села Верхний Авзян
Республика Башкортостан » Белорецкий район » село Верхний Авзян
Родник, освященный в честь «Табынской» иконы Божией Матери расположен в лесу, на горе Малиновой, в 1.6 км юго-западнее села Верхний Авзян Белорецкого района Республики Башкортостан. Святой источник обустроен, каптирован, над колодцем построена надкладезная часовня.
Авзянские старожилы рассказывали, что раньше было принято ходить пешком на богомолье в Табынск. При открытии каменного храма в 1877 году с богомолья из Табынского монастыря тамошние монахи преподнесли икону Божией Матери в дар новой Авзяно-Петровской церкви. В тот год ходившие в Табынск верующие с Авзянских заводов с молитвами в исполнении церковного хора несли ее на руках, покрытую вышитым полотенцем. На местах ночевки проводили службы. Тогда не было шоссейных трактов и процессия двигалась по старой "башкирской" дороге, проложенной в старые времена для связи с "киргизами". Перед входом в Авзян икону внесли на Малиновую гору и освятили ею вытекавший с нее родник. Это была девятая пятница после Пасхи. С тех пор, на девятую Пятницу, заводской люд из Нижнего Авзяна, Каги, Узяна крестным ходом приходил в Верхний Авзян. Православные собирались на Малиновой горе, около часовни, которая была построена на двух целебных источниках. Служился торжественный молебен. Так появился престольный праздник села "9-я пятница".
Во время Советской власти часовня была разрушена, а источник засыпан. Недавно, над вновь пробившемся источнике поставлена новая часовенка. На девятую пятницу, как и встарь, собираются люди для молитвы. Почитание иконы в Авзяне возобновилось. Ежегодный крестный ход, запрещённый в 1930 году, возобновлен в 1992 году.
Где находится, как доехать:
Координаты: 53°30'34.3"N 57°30'38.0"E
Калтасинский район
Родник «Марийка»с. Старый Варяш
Родник «Байди»с. Старый Варяш
Родник «Холодный ключ» с. Старый Варяш
Родник «Кузнечик» д. Новый Варяш
Родник «Серединка» с. Старый Варяш
Родник "Холодный ключ"
Республика Башкортостан » Янаульский район » село Асавдыбаш
Редко кто не остановится у родника близ деревни Асавдыбаш на трассе Янаул—Татышлы. Внимание притягивает очень красивое место в окружении белоствольных берез и пышных елей. Особенно заиграл источник после проведенного года три назад благоустройства, теперь выглядит не хуже, чем на какой-нибудь кавказской здравнице, да и по минеральному составу, возможно, не уступит. По крайней мере, стенд с физико-химическими показателями источника говорит о его насыщенности минеральными солями.
Прямо с дороги можно съехать к заасфальтированной площадке, которую украшают резные беседки, от них гравийные дорожки ведут к роднику, оформленному большими валунами, поросшими мхом, травой и цветами. Стекая по замурованной в камне трубе, хрустальная водица журчит дальше по мелкой цветной гальке, стремясь угнаться за речкой Варяш, которая берет начало километрах в пяти выше.
Вкусна водица, но холодна. Зубы ломит. Холодный ключ оправдывает свое название. Ледяная вода не страшит: в 35-градусную жару приятно плеснуть в лицо обжигающим холодом родника. Сразу же становится легче и сил прибавляется. Здесь всегда полно народу. Отдыхают люди и телом и душой.
По некоторым данным, на янаульской земле бьет около 400 родников. За последние годы многие из них очищены, восстановлены, обрели вторую жизнь.
Один из них родник у деревни Старый Куюк. Затянувшийся илом, он преобразился после очистки. Над ним выросли два красивых домика-беседки, установлены скамейки, радуют глаз художественной ковки ворота у входа. Теперь здесь излюбленное место отдыха и общения местных жителей.
Роднику у деревни Сандугач дали имя — Инзел.
Имя родника у деревни Ямбарисово - Нафиса. Теперь единым ансамблем смотрятся возрожденное озеро, изящная изгородь, асфальтированная дорога к роднику.
Начало обустройству источников на янаульской земле положили семинары по благоустройству сел и деревень района. Лет восемь назад такой семинар впервые состоялся в деревне Сандугач, и тогда же на склоне оврага появился сказочный теремок над истоком восстановленного родника.
С восстановлением родников у янаульцев сложилась интересная традиция: молодожены в день свадьбы объезжают не менее семи источников, набирают чистой водицы, чтобы совместная жизнь была светлой и радостной, а в доме ручейками звенели детские голоса.
Родник, криница, ключ, око земли — по-разному называют люди земные источники. Какой же могучей притягательной силой обладают они, коль человек вновь и вновь стремится сюда. И глядя в искрящийся хрусталь воды, поневоле забывает о мирской суете, думает о вечном и прекрасном. Наверное, в родниках сосредоточена сила земли, которая бьет через край, чтобы питать людей. Не зря поется в известной песне: «Если будут звенеть родники, будет биться и сердце России».
Родник «Галкин колодец» у села Узян
Освященный родник «Галкин колодец» расположен в лесу, у подножия горы, в 200 м юго-восточнее села Узян Белорецкого Республики Башкортостан. Почитаемый источник обустроен, каптирован, над колодцем установлен колодезный домик.
Горный хребет Крака, на Южном Урале, вытянут от устья реки Узян (левый приток реки Белой) на 85 километров, в пределах Бурзянского и Белорецкого районов Республики Башкортостан, в северном и северо-восточном направлении.
В селе Узян, из отрогов горы Крака, выходит родник. Его вода кристально чиста и прозрачна. Здесь в 1926 году житель села Федот Галкин построил колодец. Он выкопал яму, поставил в нее бревенчатый сруб, чтобы края ямы не обваливались. Федот оберегал колодец, содержал его в чистоте, не пускал туда коров, лошадей, овец. Возле колодца он находился с утра и до позднего вечера. Чтобы не терять времени даром, Федот вскопал лопатой поляну возле колодца и сажал на ней горох, овес, рожь. Может быть потому, что влаги всегда было достаточно, а может быть по какой-то другой причине, но урожай у Федота всегда выходил отменный.
Старожилы рассказывали, что часто к колодцу бегали незамужние девушки. В определенное время нужно было заглянуть в колодец, и, если повезет, увидеть отражение своего суженого. Говорят, что многим колодец правильно судьбу предсказал.
После смерти Федота, в 1939 году, колодец был заброшен и забыт… Туда стали гонять на водопой скотину, да и в разного рода гадания народ перестал верить. Люди забыли, что нужно оберегать колодец, что это источник силы жизненной.
Но колодец напомнил о себе в засушливом 1975 году. Тяжелый был год для узянцев. Реки Узян и Белую «курица могла перейти, не замочив ноги». У жителей Литвы и Завода, Галкин колодец был единственным источником воды. Очереди за водой выстраивались с раннего утра. Вычерпывали воду досуха, но колодец с какой-то неведомой силой вновь наполнялся водой.
Вот тогда то Виталий Сергеевич Мальцев с учащимися школы принялся за восстановление этого поистине святого колодца. Углубили и очистили от глины и грязи яму для сбора воды, расчистили территорию от лесного мусора (колодец находится в глубине лесного массива), сделали новый сруб. Благодаря стараниям Виталия Сергеевича и учащимся школы, колодец Федота Галкина получил новое рождение.
Позже сруб облагородили - сбили вокруг него дощатый домик с крышей в виде часовни, покрасили. Дорогу к колодцу тоже отремонтировали.
Галкин колодец считается одной из святынь села, поэтому над входом в домик прибит православный крест. Каждую весну, на праздник Вознесение Господне, батюшка с прихожанами освящает колодец и проводит там службу. Летом, когда долго нет дождя, батюшка с узянскими бабушками, идут на колодец с иконами, в молитвах просить дождя. И, как правило, через день или два приходит хороший ливень.
Родные с детства места… Узянцы, приезжающие в гости, стараются хоть ненадолго побывать на «Галкином колодце «, испить его холодной водицы.
Координаты: 53°41'08.7"N 57°52'21.2"E
Родник, святой источник Царственных Страстотерпцев у деревни Парафеевка
Республика Башкортостан » Белебеевский район » деревня Парафеевка
Родник освященный в честь святых Царственных Страстотерпцев расположен в 1,1 км юго-западнее деревни Парафеевка Белебеевского района Республики Башкортостан. Святой источник частично обустроен, над подпорной стенкой из природного камня установлен крест. Целительная вода всегда привлекает сюда людей. Места необычайной красоты, отмеченные Богом, наличие святого источника и церкви придает им особую благодать.
Старинная каменная Ильинская церковь в бывшем селе Рябаш, построена в 1828 г., расположена в 1,2 км юго-западнее деревни Парафеевка. Храм ныне восстанавливается силами насельниц, по инициативе настоятельницы женского монастыря в честь святых Царственных Страстотерпцев. В округе, недалеко от храма находятся четыре святых источника.
Где находится, как доехать:
Координаты: 53°59'36.1"N 54°02'22.3"E
Источник Сарва находится в Нуримановском районе Башкирии, на окраине поселка с одноименным названием, недалеко от административного центра района - села Красная Горка. Это озеро-родник (воклюз) карстового происхождения - на дне карстовой воронки выход подземных источников, собирающих воду по значительной части Уфимского плато. Озеро небольшой площади, всего около 60 метров в длину и около 30 метров в ширину. А вот глубина, при скромных размерах, впечатляет, это самое глубокое озеро Башкирии, его глубина достигает 52 метров.
Источник Тюба находится в труднодоступном месте на западе Уфимского плато и пиает реку Яман-Елга. Как у многих карстовых источников, цвет у родника Тюба с зеленоватым оттенком, это объясняется обилием растворенной извести в воде. Вблизи от родника раньше находилось село с одноименным названием, но теперь от него осталось пара покосившихся изб. Добраться до родника Тюба можно по заброшенной узкоколейке от поселка Яман-Порт Нуримановского района. Либо от поселка Красный ключ до урочища Красивая поляна и дальше налево по дороге вдоль русла речки Яман-Елга.
Родник, святой источник Изге Гали
Республика Башкортостан » Миякинский район » село Нарыстау
В Миякинском районе у села Нарыстау (деревни Нарстау) благоустроен святой источник у подножия горы Нарыстау, на вершине которой покоится прах эпического героя древности.
Родник Изге Гали выбивает в центре двух гектарного прямоугольного участка, засаженного декоративными деревьями и кустарником. Это сосна, ель, рябина, шиповник, барбарис... На живой воде уже стоит новая купальня из двух отделений. Место, где бьет родник, защищенный навесом из красного кирпича и деревянным сооружением, огородили еще и декоративным забором из металла. За ним, чуть выше, на подходе к источнику планируется соорудить беседку. В посадке деревьев, благоустройстве территории святого источника принимали участие жители ближайших деревень, работали и стар и млад на субботниках.
Историки утверждают, что на вершине горы Нарыстау, из подножия которого бьет родник, находится могила эпического героя по имени Идукай — легендарного батыра, прославившегося в борьбе башкирского народа против золотоордынского хана Туктамыша, карательные отряды которого выжигали деревни, истребляли население. Как известно, историческим событиям тех лет посвящен башкирский эпос «Идукай и Мурадым», признанный литературным памятником. Так вот с тех пор, когда тела героев (тут же на соседней горе похоронили Мурадыма, сына Идукая), погибших в сражениях с врагами, были преданы земле, эти места пользуются в крае особым почитанием и уважением. А святой источник у подножия Нарыстау символизирует собой живую связь между прошлым и настоящим, целительную силу миякинской природы.
Кстати, о лечебных свойствах воды из этого родника известно далеко за пределами Башкортостана. В своей публикации, посвященной истории Нарыстау, писатель Газим Шафиков приводит любопытный эпизод из воспоминаний местных жителей. «Один из здешних мулл совершил хадж, — рассказывается в нем. — Когда в Мекке узнали, откуда он явился, там якобы удивились: ведь у вас есть место, куда мусульмане должны в непременном порядке совершать паломничество — это горы Идукая и святой источник! Неужели там об этом не знают?! И находчивый мулла на это якобы ответил так: наш источник — для тела, а Мекка и Медина — для души».
Как бы там ни было, по словам старожилов, еще в начале прошлого века сюда наезжали люди из разных уголков Средней Азии и Казахстана. Добирались на верблюдах, ишаках. А кто и пешком. Жили у источника по нескольку дней. При этом совершали религиозные обряды, такие как жертвоприношение, раздача милостыни, чтение молитвы. И каждый паломник считал своим святым долгом подняться на гору Нарыстау, поклониться праху Идукая. В воспоминаниях старожилов края приводятся примеры чудесного исцеления многих больных.
Любопытная деталь - родник этот не замерзает даже в лютые холода.
У источника и поныне можно видеть людей, приезжающих сюда за живой водой из дальних городов и районов, в выходные, здесь собирается большое количество легковых автомобилей из разных регионов страны.
Координаты:
N 53°50′15.04″
E 55°2′45.62″
Минеральный источник Кургазак
В 3 километрах южнее санатория ЯНГАНТАУ в деревне Комсомол находится известный минеральный источник Кургазак. Минеральная вода источника поднимается по тектоническому разлому с глубины 600-800 метров. Круглый год у выходящей на поверхность воды одна и та же температура: +16 градусов.
Вода слабоминерализирована, почти не ощущается привкуса. Тем не менее, в воде содержатся многие столь необходимые для организма микроэлементы, как железо, марганец, фосфор, цинк, медь, титан, бериллий, молибден, хром, кремний и другие. Вода Кургазака очищает и укрепляет организм, выводит шлаки, соли и даже камни.
Здесь можно посмотреть любопытный гидроузел с действующей водяной мельницей. На кемпинге "Кургазак" есть гостиница и кафе. Телефон: (34763) 284-13.
В башкирском Приуралье, в полутораста километрах на восток от Уфы, в среднем течении реки Юрюзань, находится знаменитая Янгантау, в переводе с башкирского — Горелая гора. Огнедышащих гор на Земле немало. Но тем и загадочна Янгантау, что она не имеет ничего общего с вулканами, удалена от сейсмических областей...
А между тем температура выходящих из нее газов колеблется от 37 до 150 градусов по Цельсию. Есть скважина на уровне 90 м, которая пышет жаром в 380 градусов.
«Дышащих» обнажений на горе известно пять — это так называемые пожарные, или тепловые площадки. На одних — изрезанные трещинами породы имеют резко повышенную температуру, но никакого выхода газов из трещин обнаружить на глаз не удается (к тому же они не имеют запаха). На других площадках заметен белый пар. Пары содержат смолы, фенолы, аммиак и другие компоненты, которых здесь гораздо больше, чем в обычном водяном паре. Газы и пары обладают лечебными свойствами.
Это давно подметили и местные жители, и заезжие гости Такого состава «воздушных ванн» ни в одной парилке не найдешь. Народная молва передавала, что еще более двух веков тому назад молния ударила в растущую у подножия горы сосну и по корням пламя передалось на большую глубину. С тех пор чрево горы бурлит и не затихает. Другие утверждают, что гора дышит огнем с незапамятных времен...
На основании длительных исследований ученые пришли к такому заключению. В недрах горы происходят окислительные и восстановительные реакции. На глубине 60—90 м находятся очаги разогрева. Накапливаемое тепло в ограниченной зоне сохраняется длительное время из-за слабой теплоотдачи окружающих горных пород. Предполагается, что этот подземный пожар продлится не один век. И еще под Янгантау проходит тектонический разлом в земной коре. По нему проложила свой путь река Юрюзань. На ее берегах пробиваются насыщенные солями и газами родники. УЯнгантау построен санаторий, где, принимая газотермальные ванны, пациенты излечиваются от полиартритов, урологических заболеваний и других недугов.
Находится источник в Салаватском, в 3 километрах к югу от курорта "Янгантау".
Местоположение N55° 16.490? E58° 8.018?
В селе Дедово Фёдоровского района расположен святой источник Святой Зосимы.
В Башкортостане возрождают родники. Уже не первый год в Туймазинском районе проходит экологическая акция «Мой родник», к которой подключаются всё новые и новые предприятия, учреждения, жители района. Среди них — сотрудники ООО «УК ЖКХ», которые провели большую работу по возрождению водного источника в деревне Ардатовка Какрыбашевского сельсовета.
На прилегающей территории они убрали мусор, спилили сухие деревья, очистили от коряг берег водоема, в который стекает вода из родника. Первоначально коммунальщики планировали мотопомпами откачать застоявшуюся в колодце воду и очистить его от иловых загрязнений. Однако после проделанной работы выяснилось, что родник не подлежит реконструкции. Было принято решение обустроить новый источник. Рядом выкопали новый колодец, из железобетонных колец установили каптажную камеру для приема воды. А чтобы туда не попадал мусор, ее накрыли крышкой. Для стока воды в водоем соорудили желоб. Прилегающую территорию огородили, установили стол, скамейки, информационный аншлаг и социальный баннер. Подход к роднику выложили кирпичом.
Воду из нового источника сдали на анализ в ООО «Туймазыводоканал». Результаты показали, что вода из источника соответствует санитарным нормам и является питьевой, сообщила сотрудник газеты «Туймазинский вестник» Анфиса Аитова.
Двенадцать ключей (12 ключей) — родник у д. Десяткино (Стародесяткино) в Бирском районе Республики Башкортостан. Используется местными жителями и проезжими для питья и приготовления пищи. Доступен круглогодично.
Среднее значение объемной активности радона в воде несколько превышает уровень вмешательства для радона в питьевой воде (Козлова и др., 2014).
Аналитические показатели проб родников Березовый ключ, Двенадцать ключей, Винный ключ исследовались А. Р. Махмутовым и др. Дана органолептическая оценка качества воды, приведена общая минерализация, жесткость, катионный и анионный состав, содержание органических веществ, радиологические и микробиологические показатели.
Источник поддерживается в должном состоянии усилиями работников «Калинниковского лесничества».
Куселяровские серные (сероводородные) источники — памятник природы (с 1965 года) в Башкортостане, Салаватский район.
Куселяровские источники входят в группу Куткантауских источников, относятся к типу теплых родников (18,0-20,0 °C). Минерализация менее 1 г/л, содержит значительное количество сероводорода. Вода источников содержит также углеводороды, азот, аргон, гелий. Источники имеют научное и оздоровительное значение.
Расположены к северу от села Куселярово, в излучине на другом берегу реки Юрюзань
Леушинские источники (Талалаевские сероводородные ключи) — историческое название сероводородных источников в долине реки Меселька у нижнего конца села Талалаевки, в Стерлитамакском районе Башкортостана Подлесненского сельсовета.
По сведениям из ЭСБЕ, Леушинские источники находились при деревне Леушино Стерлитамакского уезда Уфимской губернии и характеризовались как серные воды, содержащие кальций, магний, калий и натрий в различных соединениях.
По состоянию на 1965 год в ближайших окрестностях Талалаевки продолжали действовать две группы сернистых источников. Одна группа ключей находилась на дне мельничного пруда, проявляясь тёмным пятном и пузырьками сероводорода. В 200 метрах ниже по течению Месельки на первой надпойменной террасе находилась ещё одна группа, в которой действовал только один сероводородный источник из четырёх, имевшихся ранее.
В двух километрах от Талалаевки вверх по течению Месельки существовало 8 сернистых ключей. Их суммарный дебит составлял около 300 литров воды в секунду и образовал болото, содержащее большое количество сероводородной грязи. За неприятный запах болото получило башкирское название «Яман-Саз» (Плохое болото).
В прошлом на Леушинских источниках действовал частный санаторий, использовавший для лечения местные минеральные воды и грязи, но к 1896 году они уже не эксплуатировались.
Якутовский солёный источник — родник на левом берегу реки Казлаир. Расположен в Куюргазинском районе Башкортостана (Россия), в 2,5 км к северу от села Якутово. Дебет источника составляет 0,5 л/с, минерализация воды достигает 13 г/л.
Памятник природы с 1965 года. Лечебная вода, прозрачная, солёная на вкус, с запахом сероводорода. Местные жители издавна пользуются водами источника для лечения ревматизма, радикулита.
Источник питают неглубоко расположенные воды в районе соляного карста. При выходе мелкие родники образуют небольшое озеро.
Родник, святой источник Табынской иконы Божией Матери село Курорта
Республика Башкортостан » Гафурийский район » село Курорта
На протяжении нескольких веков одной из самых известных православных святынь от Волги-матушки до сибирского Тобола, от бескрайней оренбургской степи до дремучей уральской тайги была Табынская икона Божией Матери. Эта икона знаменита и таинственной историей своего появления, и своим необычным внешним видом, и обилием сотворенных чудес, и трагической судьбой. По легенде она впервые была найдена монахами Вознесенского монастыря где-то в 1597 году на камне возле соленого источника. В течение почти столетия она хранилась в обители, а после разорения монастыря кочевниками исчезла. В 1765 году икона вновь явилась людям в том же месте и была перенесена в церковь соседнего села Табынского, по названию которого и получила своё имя. Икона имела достаточно крупные размеры (72 х 106 см) и отличалась столь темным ликом Божией Матери, что даже нельзя было различить отдельные черты.
Большую известность она получила в середине 19 века. По преданию крёстный ход с иконой остановил в 1848 году эпидемию холеры в самом Табынске, затем в уездном городе Стерлитамаке и, наконец, в почти вымершем Оренбурге. С тех пор икона считалась чудотворной и крестный ход с ней был самым продолжительным по времени и расстоянию в России. Он проходил в течение всего года и охватывал территории современного Башкортостана, Челябинской, Курганской, Тюменской, Оренбургской и Самарской областей РФ, Кустанайской и Западно-Казахской (Уральской) областей Казахстана. Только в день своего чествования на девятую пятницу после Пасхи, проделав за год путь более чем в 4 тысячи километров, икона возвращалась в Табынск. Последний крестный ход был прерван большевиками в 1919 года под Оренбургом. Красные конники разогнала верующих и сбросили икону на дорогу. Её подняли казаки атамана Дутова и вместе с ними икона прошла весь трагических путь Отдельной Оренбургской армии белых.
Исход из России оренбургских, сибирских и уральских казаков - одна из малоизвестных страниц нашей истории (да мы и вообще плохо знаем отечественную историю и географию родных мест). В конце 1919 года оренбуржцы и присоединившиеся к ним беженцы отходили под натиском красных по безжизненной, продуваемой всеми ветрами, зимней степи в сторону границы с Китаем. Вместе с казаками двигалась в свой последний путь по России Табынская икона.
Люди погибали от истощения и холода, их косил тиф. В конце пути, перед уходом за границу, пришлось перебираться по узким обледеневшим тропам через хребет Кара Сарык на высоте 5800 м. Никто не знает точно, сколько человек погибло за время этих ужасных "хождений по мукам" протяженностью более чем 1,5 тыс. км. Предположительно двинулось в гибельный путь 100-150 тыс. человек, а добралось до Китая не более 30 тыс. Но тяжелую 25-килограммовую икону изможденные люди донесли на себе до конца. Как писал сам А.И. Дутов другому вождю белого движения, генерал-лейтенанту А.С. Бакичу: "Вышли мы 50% пешком, без вещей, вынесли только Икону, пулеметы и оружие…".
В последствии икона долго находилась в русской церкви города Кульджа провинции Синьцзян, а после "культурной революции" в Китае и разрушения православных храмов следы её затерялись.
Путь через Уральские горы
В начале сентября мы решили посетить место явления Табынской иконы Божией Матери в соседнем Башкортостане. Из Магнитогорска выехали и перевалили через Уральские горы по дороге ведущей через Белорецк и Инзер на Уфу. Эта трасса, на наш взгляд, самая живописная из всех проходящих через Уральские горы. Интересно, что она до сих пор обозначена не на всех атласах автомобильных дорог РФ. Зато чётко видна трасса Р316 (Стерлитамак-Белорецк-Магнитогорск), которая на карте смотрится вполне солидно, а на самом деле представляет собой лесовозную просеку с глубокими колеями и грозно торчащими камнями. Через Уральские горы ведут ещё федеральные трассы Р242 (Пермь-Екатеринбург) и М5 "Урал" (Москва-Челябинск), а также территориальная трасса Р361 (Магнитогорск-Сибай–Зилаир-Ира). Но с точки зрения красоты окружающей природы, дороги Р242 и Р361, петляющие среди убогих холмов, могут поразить только плоское воображение жителей равнин. Лишь М5 ещё может соперничать по части "швейцарских" пейзажей с дорогой через Инзер.
Преодолев перевалы, спустились с гор на равнину и с окружной дороге вокруг райцентра Архангельское свернули в сторону поселка Красный Зилим. Тут сокрыт очередной картографический ребус, по атласам прямого автомобильного пути от Архангельского до Красноусольского нет, а самом деле идёт нормальная асфальтированная дорога, только от моста через реку Зилим до Якты-Куля 5 км ровного гравия.
В Святых местах
При приближении к старинному селу Табынскому издалека заметна белая колокольня Вознесенской церкви. На протяжении 150 лет этот храм служил "родным домом" для чудотворной иконы. Табынская крепость основана в 1736 году у впадении Усолки в Белую и название получила по жившему в этих местах Кесе-Табынскому роду башкир. Тогда же заложили Вознесенскую церковь, перестроенную в 1848 году.
Вскоре подъехали к поселку Красноусольский, центру Гафурийского района Башкортостана. Этот населенный пункт возник в 1752 году в связи с постройкой Богоявленского медеплавильного завода, переоборудованного в 1893 году в стекольный. По окружной дороге объехали вокруг Красноусольска, ориентируясь на указатели "Курорт". Здесь, у отрогов Уральских гор, где соленые ключи впадают в речку Усолку, происходили чудесные явления Табынской иконы. Сейчас в этих местах возвышаются модернистские корпуса санатория "Красноусольский", своими необычными формами похожие на инопланетный городок.
Объехали санаторий, оставили машину на платной стоянке за 10 руб. и вошли внутрь санаторной ограды. Сразу привлекает внимание находящаяся справа зона отдыха с беседками и клумбами. Дальше дорожка проходит рядом со скромными временными постройками Богородице-Табынского женского монастыря и выводит на берег Усолки. Характерный запах тухлых яиц, вызывающий воспоминания о сероводородных водах сочинской Мацесты, свидетельствует, что мы добрались до Святого источника Табынской Божией Матери - цели нашего путешествия.
Источник представляет собой небольшой бассейн, облицованный бетонными блоками. С одной стороны стоит стенд с иконами и павильон для переодевания женщин, с другой – деревянный крест и спартанские кабинки мужских раздевалок. Все эти сооружения образуют так называемую купальню № 2. Сероводородные ключи, очень холодные и соленые, бьют через каменистое дно бассейна. Затем вода переливается через бетонный порог и попадает в Усолку. Хорошо видно различие в цвете камней на дне речки: около купален они белые от осадков минеральных солей, а чуть дальше - обычного, желтовато-коричневого оттенка.
Раздеваюсь и спускаюсь по лестнице в ледяную воду Святого источника. Героически окунаюсь с головой, потом ещё целую минуту плаваю в целебной воде и, окончательно закоченев, выскакиваю из бассейна. Греюсь на солнышке. Потом ещё дважды повторяю погружение в святую минеральную воду – "Бог троицу любит". На такой подвиг мало кто решается, температура в источнике явно меньше 10 С, и единожды окунувшись, паломники пробкой вылетают из бассейна.
После того как я обсох и оделся мы пошли дальше. На высоком утесе над рекой сверкает золотым куполом белоснежная церковь, а внизу – у основания утёса, чернеет неглубокий грот, остаток былой пещеры.
При советской власти здесь разворачивались целые сражения каждую девятую пятницу после Пасхи. Верующие пытались подойти к утёсу, под которым по преданию была найдена икона, но путь им преграждали милицейские наряды и комсомольские дружины. Формальной причиной являлось стремление руководства района предотвратить антисанитарные действия в курортной зоне. Старушки, совершив омовение в Святом источнике, пускали своё бельишко по течению Усолки, веруя, что таким образом они освобождаются от своих недугов. Устав бороться с несознательным населением власти уничтожили камень, на котором происходило чудесное явление икона, а пещеру взорвали в 1972 году. Вознесенская церковь в Табынском была закрыта ещё в 1929 году. Однако, судя по количеству паломников собирающихся в наши дни у Святых мест в Красноусольске, православную веру и память о легендарной иконе изжить так и не удалось.
Ещё выше по течению Усолки стоит купальня № 1 с тремя бассейнами: два с хлоридно-натриевой водой, один – с сероводородной. Это место более благоустроенное, с кирпичными павильонами, буфетом, но лично мне больше понравилась простенькая купальня № 2 с проточным бассейном.
По лестнице мы поднялись на утёс к небольшой церкви Табынской Божией Матери. В этом недавно возведенном храме находится список (копия) чудотворной иконы. Выше по склону стоит колокольня. От церкви длинная пологая ложбина ведёт на уединенную полянку, где под навесом, на низком пьедестале стоит памятный столбик с иконками. Когда-то здесь росла большая старая берёза, у которой после разрушения пещеры собирались верующие и молились. По некоторым преданиям второе явление Табынской иконы было около этого дерева. Власти в антирелигиозных целях сначала спилили берёзку, а потом даже пенёк сожгли.
В целом комплекс объектов связанных с Табынской иконой Божией Матери в Гафурийском районе Башкортостана интересен не только искренне верующим паломникам, но и просто людям интересующимся историей и природой родного края. А скоро эти места станут ещё краше. В следующем году будут праздновать 410 лет со дня появления иконы. К этому юбилею запланированы работы по благоустройству территории Святого источника в Красноусольске.
Тайное убежище Салавата Юлаева
Заночевать решили в Стерлитамаке в гостинице "Ашкадар". На северной окраине города автотрасса проходит под грузовой канатной дорогой, по которой везут известняк из карьера Шах-Тау (Царь-Гора) на ОАО "Сода". С непривычки как-то боязно проезжать под ковшами, проплывающими над головой – а вдруг канат порвется, и куча известняка похоронит автомобиль вместе с пассажирами. На следующее утро перед возвращением в Магнитогорск мы решили съездить к пещере Салавата, находящейся около старого белорецкого тракта, который сейчас называется трассой Р316.
Судя по обилию пещер в Башкортостане и Челябинской области названных именем легендарного батыра, этот парень знал толк в конспирации и немалую часть своей героической жизни провёл в потаённых схронах. До деревни Макарово идёт хорошая дорога, но дальше асфальт заканчивается. Последние семь километров мы медленно и печально ползли по яминам и колдобинам.
Наконец совсем рядом с дорогой в высоком известняковом обрыве видна пещера. Подход к ней преграждает речка Сиказа, но летом она пересыхает и только цепочка камней обозначает её русло. Вход в пещеру расположен метрах в шести над землей. К нему ведёт подобие деревянной лестницы, настолько шаткой, что карабкаться по ней можно только опираясь второй ногой на выемки-ступеньки в каменной стене. Первый этаж пещеры имеет небольшую протяженность, хорошо освещён и заканчивается узким вертикальным ходом, ведущим во мрак второго яруса (а всего их три). Как всегда мы ограничились осмотром только легкодоступной части пещеры и вглубь не полезли.
Дальше по трассе Р316 есть ещё одна интересная природная достопримечательность – водопад Кук-Караук. Мы попытались добраться и туда, но на пути встали серьезные препятствия для автомобиля обычной проходимости. Большие камни торчали из дорожного полотна, словно клыки чудовища, нацелившегося растерзать днище машины. Вот такая она, трасса Р316. Пожалев наше верное авто, мы повернули назад и поехали домой.
Координаты: N53° 55'27" E56° 31'53"
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Памятники природы Башкирии
https://dom.sibmama.ru/bashkiriya.htm
Сайт Википедия
Махмутов, А. Р. (кандидат химических наук; доцент); Козлова, Г. Г. (кандидат химических наук; доцент); Онина, С. А. (кандидат химических наук; доцент); Усманов, С. М. (доктор физико-математических наук; профессор). Эколого-химический анализ родниковых вод Бирского района Республики Башкортостан [Текст] / А. Р. Махмутов [и др.] // Проблемы региональной экологии. — 2014. — № 2 (март-апрель). — С. 33-37 : рис., табл. — Библиогр.: с. 37 (7 назв.) . — ISSN 1728-323X
Козлова Г. Г., Онина С. А., Махмутов А. Р., Усманов С. М. Исследование аналитических показателей воды родника «Двенадцать ключей» Бирского района Республики Башкортостан // Башкирский химический журнал. 2014. № 3 С.129-131.
География СССР
Р. Ф. Абдрахманов. Красноусольские минеральные источники. БАШКИРСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. ГАУН РБ «Башкирская энциклопедия» (2013). Дата обращения 4 апреля 2017.
Постановление СМ БАССР от 17.08.1965 № 465 - Куселяровские сернистые источники
Абдрахманов Р. Ф. сернистые источники Куселяровские сернистые источники // Башкирская энциклопедия / гл.ред. М.А.Ильгамов. — Уфа: ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2015—2019. — ISBN 978-5-88185-306-8.
Путеводитель по Башкирии. — Уфа: Башкнигоиздат, 1965. — С. 116—126. — 500 с.
Леушинские источники // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Вложение | Размер |
---|---|
Родники и источники Башкирии | 185.96 КБ |
Родники и источники Башкирии | 164.15 КБ |
Родники и источники Башкирии | 238.56 КБ |
Родники и источники Башкирии | 161.39 КБ |
Родники и источники Башкирии | 119.72 КБ |
Родники и источники Башкирии | 202.39 КБ |
Родники и источники Башкирии | 132.95 КБ |
62678901 (8).jpg | 359.14 КБ |
62678901 (9).jpg | 253.02 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 10830 просмотров
Комментарии
про наш родник Кипун
Почему не написали про наш родник Кипун - это настоящее чудо природы Башкирии! Таких в республике мало, я слышал только про 2 таких источника.
Родник Кипун расположен в лесном массиве вблизи деревни Казнаташ на расстоянии около 1 км и села Новый Субай на расстоянии около 2 км.
Добраться лучше от села Казнаташ, там любой житель может объяснить.
Уникальный родник Кипун является памятником природы Республики Башкортостан. Ежегодно его посещают школьники со всего района, бывают гости из Иглинского района, г.Уфы и Челябинской области.
Уникальность родника обусловлена тем, что вода здесь за счет давления бурлит и создает эффект кипячения. На дне родника мелкие камешки из-за бурления отшлифованы до такой степени, что каждый покрыт глянцем. Данную красоту невозможно описать, ее надо увидеть.
Также интересны вкусовые качества родника, вода кажется немного сладковатой, вероятно из-за растворенных в ней солей и минералов.
Отправить комментарий