Остров Канта
Остров Канта, именовавшийся ранее островом Кнайпхоф, занимает место посреди реки Преголи.
Сегодня здесь можно увидеть лишь парк с многочисленными каменными скульптурами и единственную постройку — огромный Кафедральный собор.
Однако в 14 веке тут находился целый город, бывший частью тогдашнего Кенигсберга.
В лучшие свои дни город Кнайпхоф был центром судоходства и торговли, активно застраивался, располагал десятками дорог и сотнями домов и соединялся с материком пятью мостами.
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО КАЛИНИНГРАДСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
Происхождение названия
До образования городского поселения остров, находившийся во владении фогта, уже имел немецкое название Фо́гтсве́рдер (нем. Vogtswerder, от Vogt — фогт и Werder — речной остров). В грамоте от 1327 года, зафиксировавшей городские права поселения на острове, город именуется как Книпа́в (нем. Knipaw). Это прусское название, как и названия прилегающих территорий, обозначает болотистую почву, топь — характерную особенность долины Прегеля в этих местах.
В 1333 году город получает новое немецкоязычное название — Пре́гельмю́нде (нем. Pregelmünde, от Pregel — Прегель и Mündung — устье), которое, однако, не прижилось. Постепенно в употреблении закрепилось прежнее название Книпав в его онемеченной форме — Кнайпхоф. Известна также печать Кнайпхофа 1383 года, где фигурирует название на латыни novo konigisbergk (Новый Кенигсберг), свидетельствующее о том, что новые города, выросшие за стенами основного города (позднее Альтштадта), фактически представляли собой новые части Кенигсберга.
В послевоенных русскоязычных источниках встречается также ошибочное утверждение о том, что название Кнайпхоф происходит от немецких слов Kneipe (Кнайпа) и Hof (двор), а также производный из этого ошибочный перевод названия как «Пивной двор».
Герб Кнайпхофа известен с 14 века и точное происхождение его неизвестно. Он изображает на зелёном поле выступающую из лазурных и серебряных волн руку в лазурном рукаве, кисть которой держит золотую корону. По бокам руки — два золотых охотничьих рожка.
В 17 веке у герба появились медведи-щитодержатели, которые в 1696 были воплощены в камне у входа в Кнайпхофскую ратушу и позднее стали самостоятельным символом Кнайпхофа. После формального объединения трех частей города в 1724 году герб Кнайпхофа стал изображаться совместно с гербом Альтштадта и Лёбенихта на фоне прусского орла, либо без него. Традиционно кнайпхофский герб изображается слева от находящегося в центре альтштадтского.
Два каменных медведя, держащие в лапах щиты с изображением герба Кнайпхофа, чудом уцелели после Второй мировой войны и сегодня находятся в здании собора. Изображение герба Кнайпхофа можно также увидеть сегодня на столбиках ограды ломзенской части Деревянного моста.
Зелёный цвет также является символическим цветом Кнайпхофа. Согласно этому на Кнайпхофе были названы крупнейшие Зеленые ворота, Зелёный мост, а также Зелёный кран и Зеленые весы.
Примечательно, что все три города старого Кёнигсберга (Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф) имели в составе своих гербов корону одного вида.
ИСТОРИЯ ОСТРОВА КАНТА
Городские права община островного поселения у подножия Королевского замка получила в 1327 году, и с тех пор Кнайпхоф составлял один из трёх городов Кёнигсберга.
Изначально город специализировался на торговле и судоходстве. К концу XIX века он имел на своей территории ратушу, Кафедральный собор, используемый также как общинная церковь, и плотную застройку зданий. Строительно и архитектурно город был прост: узкие высокие фасады шириной преимущественно 4,5 или 5,2 метра в один, реже — в два подъезда; одна — тесная и неудобная — лестница; каждый фасад отличается от соседа декором и украшениями. Непрочная почва острова затрудняла строительство массивных зданий, вынуждая забивать в почву длинные дубовые сваи. Однако важное с торговой точки зрения положение острова (на пересечении трёх торговых путей, двух сухопутных и одного речного) заставляло жителей города не считаться с расходами по укреплению грунта.
Остров соединялся с остальным миром пятью мостами. В Кёнигсберге существовала задача о семи мостах (как пройти по всем мостам, не проходя ни по одному из них дважды), которую решил Леонард Эйлер. Он сумел доказать, что это невозможно. На основе задачи о семи мостах Кёнигсберга возникла теория графов.
Но в августе 1944 года массированными бомбежками англичан город был стерт с лица земли. Из зданий остался лишь собор, а руины других строений пошли на восстановление Ленинграда. Со временем было решено благоустроить территорию, вследствие чего на острове разбили дендропарк и заложили Парк скульптуры, а немногим позже восстановили и разрушенный собор. Сегодня Кафедральный собор на острове Канта в Кенигсберге — визитная карточка города и его главная достопримечательность.
У одной из стен Кафедрального собора покоятся останки выдающегося мыслителя и родоначальника немецкой классической философии — Иммануила Канта (это и есть причина того, что остову было дано такое название).
Развлечения
Развлечений на острове Канта немного, но они, несомненно, заслуживают внимания. Главным образом, это осмотр собора и памятников Альбрехту Бранденбургскому — герцогу Пруссии и Юлиусу Руллу — немецкому общественному деятелю и богослову. Также можно прогуляться по Замковому мосту до Рыбной деревни — выполненного в старом архитектурном стиле этнографического, ремесленного и торгового центра города.
Но наиболее излюбленным способом времяпрепровождения на острове Канта среди местных и гостей являются все же неспешные прогулки, пикники, фотосессии и спокойный отдых, позволяющий насладиться тишиной, свежим воздухом и живописными видами. Если же захочется отвлечься по полной программе, есть возможность сесть в небольшой катер и отправиться в освежающую речную прогулку по вечернему Калининграду.
В дополнение заметим, что 26 июня на острове Канта проводится международный фестиваль «Территория мира», на котором выступают известные музыканты, показывают свои работы городские ремесленники и происходит масса интересных событий, и детский фестиваль «Мультяшкино», включающий в себя показ мультфильмов, ярмарку и развлекательные программы.
Как доехать, где находится:
Город Калининград.
Добраться до острова Канта можно по центральным улицам Калининграда (улица Октябрьская и Ленинский проспект) пешком, на автобусах или троллейбусах. Выходить нужно на остановках «Рыбная деревня», «СК Юность» или «Дом культуры моряков».
Если ехать на автомобиле, ориентиром может служить адрес: ул. Октябрьская, 2.
За вход платить не нужно.
ОСТРОВ КАНТА В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
После английских бомбёжек в 1944 году, передачи Кёнигсберга в юрисдикцию СССР и переименования его в Калининград, в 1945-53 годах город становится рудником для добычи строительного и инженерного материала. В то время неизвестно было, останется ли город за Россией, поэтому отсюда везут в СССР все, что можно увезти. Развалины зданий разбираются на кирпич, грузят на баржи и отправляют на восстановление Ленинграда. Технология «берег-баржа» привела к тому, что в первую очередь разбирались развалины в непосредственной близи от Преголи. Даже если дома были в относительной сохранности и подлежали восстановлению. О восстановлении города в послевоенные годы никто не помышлял и, соответственно, Кнайпхоф превратился в такой рудник в первую очередь.
1970-е годы
В 1970-е годы на территории острова закладывают «дендро-парк», а потом и «Парк скульптур». Толчком к этому культурному действию послужило проектирование Эстакадного моста. Сегодня многие архитекторы считают, что «переброска» моста через Кнайпхоф была стратегической ошибкой, так как мост отчуждает от любого использования почти четверть территории острова. Но в 70-е годы путепровод (так мост называется официально) являлся смелым инженерным ходом, разгрузившим транспортную ситуацию в центре города.
Возведение эстакады естественно требовало окультуривания ситуации вокруг. Функцию «окультуривания» и должен был выполнять Парк скульптур. На озеленённые лужайки поставили скульптуры из запасников музеев (плюс специально купленные), разбили дорожки, назначили директора парка и смотрителя.
Планы развития
В 1993 году два калининградских художника Валерий Морозко и Ольга Дмитриева приглашаются в столицу немецкого кёнигсберговедения — г. Дуйсбург, в котором де-факто располагается немецкий центр по изучению всего, что связано с Кёнигсбергом. Фонд «Кёнигсберг», основанный бывшими жителями города, при содействии магистрата Дуйсбурга (до 1945 г. — город-побратим Кёнигсберга) заказывает им создание макета острова Кнайпхоф, каким он был до августовских бомбардировок 1944 года.
Для немцев было принципиальным моментом, что макет делается руками именно калининградских художников — они небезосновательно считали это культурной акцией по культурному «породнению» Калининграда и Кёнигсберга.
Работа длилась полгода. Калининградцы воссоздали 28 улиц и 304 дома, стоящих на Кнайпхофе. В августе 1994 года, при открытии выставки «450 лет Университету Альбертина» бургомистр Дуйсбурга торжественно передал макет в подарок Калининграду в лице директора Историко-художественного музея.
На данный момент Макет находится в постоянной экспозиции музея собора.
Книга об архитектуре острова
В 1996 году в Калининград случайно попадает Балдур Кёстер, немецкий архитектор, к тому времени выпустивший пять книг по архитектуре городов разных стран. Он никак не связан с Кёнигсбергом родственными и кровными узами, — просто хороший профессионал из тех, на которых держится качество всего профессионального цеха архитекторов. Кёстер пришёл в изумление, узнав, что местные его коллеги проектируют в исторической среде города, не имея никакого, даже самого общего, исследовательского труда по архитектуре Кёнигсберга.
Испросив разрешение областной администрации, Кёстер в течение пяти лет собирает материал, а в 2000 году выпускает на немецком и русском языках книгу «Кёнигсберг, сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени». Естественно, как профессионал, он не мог пройти мимо судьбы острова, и делает к книге Приложение «Кнайпхоф в Кёнигсберге. Чертёжные реконструкции и мысли по поводу повторного обретения исторического вида города». Он реконструирует (на бумаге) фасады и крыши всей старой застройки Кнайпхофа, параллельно предлагая (на бумаге) варианты современной застройки, в которой учитывается архитектурная традиция этого места.
Кнайпхоф наконец-то получает систематическое описание на русском языке и профессиональный взгляд на свою возможную судьбу, пусть даже предложенную в качестве прагматической гипотезы.
Будущее острова
Примерно в это же время Вячеслав Глазычев (известный российский архитектурный критик и градовед), в рамках программы подготовки кадров для мэрии, проводит несколько семинаров по теме «Самосознание города». Рабочим заданием для «мозгового штурма» семинаристов Глазычев выбирает будущее острова Кнайпхоф. Именно тогда родилась одна из самых оригинальных идей относительно острова — «Тень Кнайпхофа». Предлагалось подстричь растущие на острове деревья так, чтобы по форме и профилю они повторяли крыши города, разбитого английскими бомбами.
Другое художественное преломление темы осуществил искусствовед из Санкт-Петербурга Иван Чечот. На день рождения Канта в 1996 году он и его сотоварищ Глеб Ершов (СПб) устроили акцию «Пиджак Канта». На территории острова в определённом порядке были расставлены деревянные столбики, по высоте своей равные 157 см — росту Иммануила Канта. На столбиках располагались чёрные бантики и плакаты с цитатами из трудов философа; расположение столбиков обозначало траекторию обычного пути Канта из своего дома в лекционный зал Альбертины.
Местным культурным сообществом акция была не понята, и вызвала скорее удивление случайных свидетелей, нежели внятную реакцию общественности.
Так или иначе, в обоих случаях остров порождал одно и то же действие: он подталкивал художников на некую символическую, игровую псевдо-материализацию своего прошлого. Примечательно, что обе эти идеи родились у «заезжих» авторов.
Следует учесть, что Калининград вытеснил своими застройками Кёнигсберг на всей его прежней территории, и Кнайпхоф остаётся последним оплотом города-призрака Кёнигсберга. А Кафедральный собор Кёнигсберга при этом — единственно материализованная часть города-призрака.
В соответствии с программой реконструкции центра Калининграда планируется воссоздание исторической застройки Альтштадта.
Музейный комплекс Кафедрального собора — это, пожалуй, одна из главных достопримечательностей Калининграда.
Именно сюда стремится попасть большинство туристов. Кафедральный собор в Калининграде — своеобразная визитная карточка города.
В здании Кафедрального собора находилась усыпальница, в которой хоронили профессоров университета «Альбертина».
Великий философ Иммануил Кант стал последним из тех, кого здесь похоронили.
До начала церковной реформации XVI века собор являлся главным католическим храмом города Кёнигсберга (был посвящён Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, Всем Святым и Святому Адальберту), а затем главным лютеранским храмом Пруссии.
В советские годы Кафедральный собор в Калининграде являлся объектом культурного наследия и входил в перечень памятников архитектуры республиканского (РСФСР) значения за № 0058.
Кафедральный собор, построенный в стиле кирпичной (балтийской) готики, является одним из немногих готических сооружений в России.
В настоящее время собор является одним из символов города Калининграда.
Службы в соборе не проводятся, здание используется для размещения музейных экспозиций и проведения концертов. Действуют евангелическая и православная часовни.
Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, когда было начато строительство этого здания. Упоминание о нем впервые встречается в документах, датированных 13 сентября 1333 года. Основал его епископ Иоганнес Кларе. Официально комплекс был достроен в 1380 году, но на самом деле его облик дополнялся разными деталями вплоть до 1640-х годов.
В 16 веке рядом с собором открылся университет «Альбертина», а спустя некоторое время одну из башен церкви приспособили под нужды Валленродской библиотеки, где хранились старинные книги.
Кроме того, в здании находилась усыпальница, в которой хоронили профессоров университета. Великий философ Иммануил Кант стал последним из тех, кого здесь похоронили. Саркофаг выполнен из темного гранита и окружен 12 колоннами.
Во время Великой Отечественной войны здание Кафедрального собора в Калининграде сильно пострадало. Все убранство было уничтожено, остались практически одни стены. Долгое время церковь находилась в плачевном состоянии, но в 1992 году все-таки началась реставрация.
ИНТЕРЬЕР СОБОРА
Богатое убранство собора было практически полностью уничтожено (сгорело) во время Второй мировой войны. Сохранились только некоторые каменные эпитафии. Наиболее примечательная из них — эпитафия — надгробный памятник герцога Альбрехта Гогенцоллерна работы фламандского архитектора и скульптора Корнелиса Флориса (архитектор Антверпенской ратуши). Эпитафия выполнена в стиле фламандского ренессанса (маньеризма). Размеры эпитафии — 11 метров в высоту и 12,5 в ширину. Первоначально эпитафия была богато украшена скульптурами, колоннами, гербами и т. п., но после войны от неё остался только голый каркас (восстанавливается с 2009 года). Эпитафия расположена у торцевой восточной стены собора.
Помимо монументальной эпитафии Альбрехта, сохранилось несколько более скромных эпитафий XVI—XVII веков. Сейчас они укреплены на стенах собора, как с внешней, так и с внутренней стороны.
В 2008 году восстановлена эпитафия Радзивиллов.
Также интересна внутренняя башенка, заключающая винтовую лестницу, ведущую на верхние ярусы башни собора. Башенка состоит из переплетённых стрельчатых арок, которые впервые появились в нормандской архитектуре Сицилии в XI—XIII веках.
Сегодня здесь располагается музей и могила Канта, музей Кафедрального собора, православная и протестантская часовни. Экспозиции рассказывают о жизни известных горожан, истории создания Кафедрального собора. Здесь можно увидеть коллекцию монет и банкнот, деревянную резную библиотеку и мини-орган. Если вы любите классическую и религиозную музыку, то непременно стоит посетить тематические концерты, проходящие в комплексе.
Внутри башенных часов находится современный механизм, который устанавливает точное время по спутнику.
______________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Достопримечательности Калининграда.
Остров Канта.
Кафедральный собор в Калининграде. История собора. Архивная копия от 27 октября 2012 на Wayback Machine // sobor-kaliningrad.ru
БРЭ/Калининград (бывший Кёнигсберг)
Историческая справка. История города Калининграда (Кёнигсберга). Официальный сайт администрации городского округа «Город Калининград» // klgd.ru
Урок истории Западной России. Тема: «Кафедральный собор» (посвящается 750-летию Калининградской области). // school.baltinform.ru
Калининградская область. Краткая справка. Энциклопедия «Вокруг света» // vokrugsveta.ru
И. А. Торопова, искусствовед, кандидат педагогических наук, доцент Калининградского филиала Института управления и экономики (Санкт-Петербург). Информация о книге — Балдур Кёстер. «Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени». Перевод с немецкого языка Алексея Шабунина (2000 год). // architektura39.ru
Карамзин в Восточной Пруссии (Карамзин Н. М. «Письма русского путешественника» (извлечение). Кёнигсберг, 19 июня, 1789 года). // runivers.ru
Балдур Кёстер «Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени» . Перевод с немецкого (текст Архивная копия от 4 февраля 2009 на Wayback Machine). Данные оригинального немецкого издания: Baldur Koster , Husum Druck; 2000, ISBN 3-88042-923-5
Michael Lilienthal: Historische Beschreibung Des Thums, Oder der Cathedral-Kirchen, Der Stadt Kneiphoff-Konigsberg, Konigsberg 1716 (Digitalisat MDZ Munchen)
Официальный сайт Государственного учреждения культуры «Кафедральный собор». // sobor-kaliningrad.ru
И. А. Одинцов, директор областного государственного учреждения культуры «Кафедральный собор», г. Калининград. «Балтийский альманах». История города. «Возрождение собора». Официальный сайт администрации городского округа «Город Калининград» // klgd.ru
Вложение | Размер |
---|---|
Ostrov_Kanta (1).jpg | 106.17 КБ |
Ostrov_Kanta (2).jpg | 215.33 КБ |
- 3657 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий