Клады Орловской области
Так сложилось, что территория современной Орловской области в силу исторических особенностей не относится к числу особо «золотоносных», то есть богатых на клады. Тем не менее, клады Орловской области существуют, так что и этой земле есть чем похвастаться. Несмотря на то, что всевозможных военно-политических катаклизмов на этой территории хватало - по этим землям в XIII веке прошло татаро-монгольское нашествие, не остались в стороне и потрясения Смутного времени, - большого количества кладов на Орловщине не находят. Возможно, более древние клады, заложенные в Средние века, были найдены ранее, ещё до начала государственного контроля за кладоискательством. Но на сегодняшний день существует не так много примеров удачных находок.
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
в 1853 году в реке вблизи деревень Лески и Никольское местные крестьяне случайно обнаружили в донном иле глиняный горшок объёмом примерно в три литра, наполненный серебряными средневековыми украшениями, общий вес которых составил около полутора килограмм. Клад состоял в основном из серебряного слитка весом почти в 200 грамм, а также из двух десятков серебряных украшений: нашейных гривен, звездчатых колтов, цепочки, бубенчиков и тому подобного. Клад был передан в Оружейную палату Москвы, а затем отдан на хранение в Московский публичный музей, в котором после выставки был помещён в 1873 году в хранилище. При проверке хранилища музея в 1890 году выяснилось, что клад почти полностью, за исключением наименее ценных предметов, похищен, дальнейшая судьба его неизвестна;
в 1876 году возле деревни Терехово при распашке поля был найден клад из нескольких десятков серебряных украшений. В состав клада, в частности, входили несколько разновидностей серебряных колтов (парами) с различными изображениями на них (в том числе с рисунками птиц); серебряные наручи, серебряные шейные гривны, серебряные бусы, серебряный перстень и так далее. Первоначально предметы клада поступили в коллекцию Эрмитажа, из которого в 1930 году были переданы в Государственный Русский музей;
За последние двадцать- тридцать лет в Ливнах и Ливенском районе было найдено семь кладов.
Село Остров Ливенского района
-Клад, который принесли в Ливенский краеведческий музей, был найден на территории села Остров, — рассказал научный сотрудник музея Олег Леонидович Якубсон, – было это ещё в семидесятые годы.
Имена сдававших и обстоятельства отыскания клада не записали. В запасник музея положили 500 медных монет достоинством в 3 копейки. На аверсе (лицевой части) каждой монеты профиль Императрицы Екатерины II, на реверсе – двуглавый орел. Специалисты определили, что клад был положен в землю во второй половине 18 века.
Пятьсот монет, спрятанные неизвестным, составляли сумму всего 15 рублей. Но в те времена, когда корова стоила один рубль, – это были немалые деньги.
Через пять лет после первой находки в Острове откопали еще один клад. Такие же трехкопеечные монеты, только было их 1200 штук, то есть 36 рублей. Возможно, богатей, опасаясь каких- то сложностей, разделил свое состояние на две части и спрятал в разных местах. А вернуться за ними не смог.
Деньги, пролежавшие в земле больше двухсот лет, потеряли всю свою ценность. Даже нумизматов этот клад не заинтересовал. Улица Горького Немного больше повезло тем, кто строил спортивный зал – пристройку к зданию лицея. Там во время рытья фундамента, строители раскопали клад, состоящий из серебряных монет, предположительно петровских времен.
Монеты тут же на месте расхватали сами строители и мальчишки, наблюдавшие за рытьем котлована. Улица Кирова Люди, которые нашли что – то по настоящему ценное предпочитают об этом помалкивать. В семидесятые годы прошлого века две ливенские семьи, перестраивая свои дома, обнаружили чужие «захоронки» с вещами по – настоящему ценными.
В одном случае, клад хранился в толстой стене старого дома по ул. Кирова. Люди, прятавшие его, оборудовали глубокую нишу, которую прикрыли досками и заштукатурили. Со стороны ничего не было заметно – стена и стена. А стали ломать — клад и открылся. В ящичке лежали золотые цепочки, дорогие перстни с камнями, золотые монеты, причем, не русские, а… французские времен Наполеона второго.
Найденные вещи спрятали надежно, реализовали осторожно: по одной- две отвозили в Москву и продавали антикварам. Только когда клад был полностью реализован, о нем рассказали друзьям и близким знакомым. Но счастья он этой семье не принёс. Улица Капитана Филиппова. Другой клад, по слухам, находился не то в стенке старой печки, не то в фундаменте дома, находившегося на ул. Капитана Филиппова. Что в нем хранилось, новые владельцы никому не рассказали. Говорили только, что имелись там золото и серебро. Во – всяком случае, хозяева дома, не бывшие до этого времени людьми состоятельными, вдруг стали жить на широкую ногу и построили новый, хороший дом.
А старый, одаривший их кладом, ушел под снос. Сейчас на его месте стоит казенное здание. Улица Дружбы народов Но самый известный ливенский городской клад был найден в 2001 году во время рытья котлована под кафе, расположенное около городского рынка.
Экскаватор зацепил ковшом захоронку с кладом. Известно о находке стало потому, что жители соседнего со стройкой дома оказались бдительными людьми. Увидели, что строители вынимают что- то блестящее из земли и рассовывают по карманам и позвонили в СМИ. Клад состоял из художественно исполненных серебряных вещей с позолотой.
Нашили серебряный сервиз: кофейник, чайник, сахарница, стопки с золочением, 7 ложек, подстаканник, кольца для салфеток, несколько монет, корпус от часов – всего 19 серебряных предметов и около 10 мелких вещиц. Определить содержание серебра в кладе не удалось, находки датированы концом 19 – началом 20 века.
Общий вес серебряных изделий составил более 1,5 килограммов. Но клад в городе не остался. Не нашлось(или не захотели найти) законной статьи, по которой можно было бы выплатить часть денег нашедшим клад. Его вернули рабочим, и они тут же продали его елецкому антиквару. А ливенский музей лишился редких экспонатов. Улица Орловская -В 2004 году мы купили дом под снос на улице Орловской, — рассказал нам ливенец, — Стали ломать, и моя сестра углядела, что из под камней виден уголок жестяной коробочки. Коробочку вытащили и раскрыли. В ней оказался туго свернутый бумажный рулончик.
Это были деньги конца девятнадцатого — начала двадцатого века. Каких только купюр тут не было! И «николаевские» -1900 года выпуска, и керенки, и «Катеньки» — екатериновские купюры.
Все отличной сохранности. И все полностью лишенные покупательной способности. -Я обратился к нумизматам. Но у меня задешево купили только одну «пятидесятку» — рассказал владелец клада. Остальное им было неинтересно. Улица Фрунзе Никакой прибыли не принес своим владельцам и тот клад, который обнаружили пять лет назад на улице Фрунзе. Он был найден на крыше под стропилами во время ремонта. На этот раз припрятаны были трёхрублевые купюры начала двадцатого века. Всего 400 рублей. Сумма немалая, если учесть, что в то время корова стоила 3 рубля. Старожилы улицы говорили потом, что в этом доме, якобы, жили богатые купцы. Привычка делать запасы на черный день в человеке неистребима. Какие клады спрячут в 21 веке?
КЛАДЫ БОЛХОВА
Древняя история Болхова — до XVI столетия — таит в себе доныне множество загадок. Прозвание болховичей «дулебами», возможно, говорит о проживании здесь представителей этого славянского племени, переселившихся с Буга.
Не позднее середины VIII в. в области Оки поселились вятичи — потомки некоего Вятко. Летописи и устные предания Руси описывают вятичей как грубое и дикое племя, которое занималось охотой, а затем земледелием и скотоводством, и долго чуждалось общения и союза с другими славянскими племенами. В IX в. вятичи платили дань хазарам, в связи с чем в 964 г. Святослав Игоревич предпринял на них поход, оказавшийся успешным. Св. Владимир Святославлич совершил еще два похода на непокорное племя. При нем к югу от этих земель, по притокам Днепра — Трубежу, Суле и др., для защиты от набегов кочевников строились городки-крепости, соединенные деревянными стенами. Д
лительное время враждебно настроенные вятичи были только данниками русского государства. Трудным было вхождение этого племени в семью русских князей. Постепенно, с X-XI вв., Болховские земли вошли в состав Древнерусского государства, с XII в. — Черниговского княжества. Долгой и трудной была и история христианизации орловской земли — язычество держалось здесь прочнее многих других областей России: по словам преподобного Нестора Летописца, вятичи, «не зная закона Божия, сами творили себе закон». Преподобный описал сохранившийся до начала XII в. обряд сожжения умерших вятичей после совершения тризны. Он совершался на особом «эшафоте» из дубовых досок, постеленных на вкопанные в землю столбы. Останки помещали в «судину малу» (глиняный горшок) и закапывали в курган. Лишь в 3,6% открытых на Орловщине курганах начала XII в. обнаружены крестики и иконки — первые достоверные следы распространения Православия. Князь Владимир Мономах крестил нескольких знатных вятичей. Возможно, среди них был и будущий преподобномученик Иоанн Кукша, Киево-Печерский инок, как полагают, местный уроженец . Есть предание о потаенном пребывании в Болховском краю, в районе деревни Григорово, мощей этого Святого, убиенного в 1110-е гг. за проповедь веры Христовой язычниками-вятичами вместе со своим учеником Никоном. Его мученическая смерть позволила постепенно вытеснить мрак идолопоклонничества, край поступил под управление Черниговских архипастырей. Но исчезли последние остатки язычества только в первой половине XV в.
Относительно времени основания города Болхова сложились две точки зрения. Ряд историков (В.Н. Татищев, Г.М. Пясецкий) придерживались версии о древнем (не позднее XII в.) его существовании, другие (Н. Костомаров, Т.А. Мартемьянов) считали, что Болхов — город «молодой» и был основан в 1556 г. В.Н. Татищев полагал, что первоначальное поселение на территории нынешнего города было основано в начале I тысячелетия по Р. X. сарматами. Значительную путаницу в данный вопрос вносило существование Болоховской земли, располагавшейся к западу от Киева (на территории современной Житомирской области), которую и отождествляли с вятичским Болховом. Ссылаясь на это, Т.А. Мартемьянов не соглашался с мнением Г. М. Пясецкого о существовании Болхова в ХП-ХШ вв. Мартемьянову же принадлежит закрепившаяся в литературе гипотеза о расположении на месте Болхова в те времена вятичского города Девягорска, но у Татищева есть сообщение, опровергающее аргументацию Мартемьянова, на которое обратил внимание историк Орловского края, искусствовед В. М. Неделин . Повествуя о междоусобице 1196 г. между черниговскими князьями Ольговичами и союзом, в который входили великие князья киевский Рюрик Ростиславович, владимирский Всеволод III (Большое Гнездо), смоленский князь Давид Ростиславович, Татищев пишет: «Всеволод Юрьевич, как обещал Рюрику, собрав все свои войска, тако князей муромских и рязанских, а Давид из Смоленска, пошли к Чернигову. И вшед в области Черниговских, в Вятичи, городы Козельск и Болхов и другие, побрав сожгли и область их опустошили». Очевидно, что в данном случае речь идет о взятии именно «вятичского» Болхова и разорении Всеволодом вятичских земель. Уже осенью Всеволод заключил с Ольговичами мирный договор, население вернулось в город. Вероятно, к началу XIII в. им управляли Ольговичи.
Хотя летописных упоминаний Болхова не сохранилось, не доверять сообщению выдающегося русского историка нет оснований, он работал и с утраченными впоследствии летописными сводами. Раз Болхов упоминается под 1196 г., то возник он гораздо ранее, на месте вятичского или даже балтского поселения. Дать окончательный ответ на этот вопрос смогут только археологи. Археологические раскопки на территории Болхова практически не производились. Но при земляных работах на улице Ленина (древнейшая часть города, бывшая Никольская улица) в 1980-х гг. была обнаружена прекрасно сохранившаяся нижняя часть деревянного сооружения XVII или XVIII вв.
Признание древности вятичского Болхова вполне сочетается с существованием киевского Болоховского княжества, часто упоминаемого в письменных памятниках. «Киевские князья и их потомки вели активную строительную и переселенческую политику, укрепляя границы своего государства возведением новых городов.. . Города ставились не только на степном пограничье, но и в земле вятичей… Переселенцы, которым на первых порах приходилось жить в среде незнакомого, а зачастую враждебного населения, уносили с собой не только свой скарб, но и полюбившиеся названия городов, рек и урочищ. Этим можно объяснить наличие многочисленных городов-дубликатов как на юге так и на северо-западе Киевского государства: Переяслав (современный Переяславль-Хмельницкий), Переславль-Залесский, Переяславль-Рязанский; Стародуб Северский и Стародуб Ряполовский, несколько Белгородов и целых пять Звенигородов. Вероятно, и Болхов появился в результате переселенческой политики киевских князей и был основан выходцами из Болоховской земли, давшими ему название в память о покинутой родине. Но это не более чем гипотеза». Предположение о существовании в древности на месте нынешнего Болхова города Девягорска, упоминаемого в 1147 г., исторически менее оправдано.
Приграничное положение не позволило сохранить документы о первоначальном городе — как и новгородский Северо-запад, где впоследствии был основан Санкт-Петербург, южные рубежи Отечества постоянно подвергались вражеским нападениям. В 1230-1240-е гг. эти земли были опустошены татаро-монголами. После осады Козельска полчища Батыя прошли здесь, все сокрушая на своем пути. Память об этих событиях запечатлена в народной легенде и одном из местных названий. Пясецкий писал: «Очень вероятно, что Болхов, подобно многим другим городам, испил теперь последнюю чашу гнева Батыя и после не был уже восстановлен потомками Св. Михаила Черниговского, продолжавшими княжить в Карачеве, Брянске и Козельске. Вот почему летописцы не имели уже случая и повода упоминать о Болхове до времен Ивана Васильевича Грозного. Между тем, страшное нашествие Батыя около Болхова навсегда осталось в памяти народа; только предание о нем получило уже характер темной легенды о какой-то свинье, вышедшей некогда из Болхова и дошедшей до Карачева…
Самая дорога эта с тех пор и доселе удерживает презрительное для татар (сперва язычников, а потом магометан) название — Свиной дороги. Смысл народного юмора понятен. Как свинья на своем пути избегает рек, так и татары держали свой путь по возвышенностям Свиной дороги, избегая рек и болот. Как это непривлекательное животное на своем пути не знает ничему цены и роет все, что ему попадает, так и безобразные татары безжалостно срывали все укрепления, жгли города, села и деревни. Путь свиньи в чужом огороде обозначается бессмысленным беспорядком; и путь татар по России ознаменован диким неистовством и всеми ужасами опустошений. Географические сведения древних болховичей на юг от их города простирались немного разве далее Карачева; потому-то, быть может, и сложилась легенда о путешествии свиньи от Болхова до Карачева. Когда же впоследствии по следам Батыя стали учащать к нам и Крымские татары, тогда число Свиных дорог увеличилось, и они в разных направлениях доходили уже до города Брянска» .
После 1246 г. болховские земли вошли в состав Карачевского княжества и новой Брянской епархии — окончательное разорение татарами Чернигова заставило епископа Порфирия перенести свою кафедру в Брянск.
ЗОЛОТО КУДЕЯРА
В один из погожих апрельских дней 1881 года в Петербурге, на Литейном проспекте, над дверью ювелирной лавки брякнул колокольчик. Полноватый хозяин лавки, с седой бородкой клинышком, вышел навстречу посетителю. В дверях стоял черноусый плотный человек, явно провинциал, с небольшим свертком в руках.
— Что вам угодно? — поинтересовался ювелир.
— Я слышал, вы покупаете старинные драгоценности, — неуверенно проговорил вошедший.
— Вы хотите мне что-то предложить?
— Да… Вот, извольте взглянуть.
Посетитель положил сверток на прилавок и развернул его. Ювелир ахнул. На прилавке лежали массивный чеканный золотой ковш старинной работы, украшенный самоцветными камнями, и несколько золотых и серебряных перстней с эмалью, рубинами и бирюзой.
— Это же очень древние вещи, — полувопросительно-полуутвердительно произнес ювелир, взглянув на посетителя поверх пенсне.
— Да. Это вещи из клада, который нашли на моей земле. Я помещик, из Курской губернии, у меня там небольшая земляная дача, двести десятин с лишком. Говорят, это золото Кудеяра.
Золото Кудеяра… Воистину, из всех легенд о «зачарованных кладах» это самая большая загадка, неразрешенная до сих пор. Здесь неясно все. Кто такой Кудеяр? Когда и где он жил? Сколько у него было сокровищ и где они? Где и как окончил он свою разбойную жизнь? Нет ни одного достоверного свидетельства, ни одного достоверного документа, ничего нет. Только легенды и многочисленные, рассеянные от Днепра до Волги, Кудеяровы «городки», овраги, курганы, камни, леса, урочища… И — клады. Клады, полные несметных сокровищ, которые до сих пор таятся где-то на всем пространстве бывшего Дикого поля…
Золото Кудияра
«Жили двенадцать разбойникам, Жил Кудеяр-атаман Много разбойники пролили Крови честных христиан».
Разбойник Кудеяр принадлежит к одним из самых популярных персонажей фольклора. Легенды о нем записаны во всех южных и центральных губерниях России, от Смоленской до Саратовской.
«А то еще был Кудеяр — этот где-где не разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и к Рязани, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Смоленску — везде побывал, везде свои станы раставлял и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями: страшный колдун был.
И какою поганой силой владел: раскинет на берегу речки, озера, так какого ручья, раскинет полушубок или свиту и ляжет спать; одним глазом спит, другим сторожит: нет ли погони где; правый глаз заснул — левый сторожит, а там левый спит, правый сторожит — так вперемену; а как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок не полушубок, а лодка с веслами; сядет Кудеяр в ту лодку — поминай как звали… Так и издох своей смертью — никак изловить его не могли, как там ни старались».
Это только одно из кратких жизнеописаний Кудеяра, бытовавших в народе. Какой же реальный исторический персонаж скрывается за этим именем? На этот счет уже высказано множество гипотез, но, увы, ни одна из них не проливает свет на тайну Кудеяра.
Когда жил Кудеяр? Здесь мнения в основном совпадают в середине XVI века. Он был современником Ивана Грозного. Это отчасти подтверждается документами. Так, в 1640 году, в ответ на запрос из Москвы, тульский воевода писал, что ему про Кудеяра «сказывали давно старые люди, лет с 40 назад».
Большинство историков согласны и с тем, что имя Кудеяр (Худояр) татарского происхождения. У Карамзина упоминается крымский мурза Кудояр, который в 1509 году очень грубо обошелся с русским послом Морозовым, назвав его «холопом». С тем же именем известны послы крымский и астраханский. Но, как нередко бывало в древности, от татар это имя могло быть усвоено и русскими.
Многие легенды прямо называют Кудеяра татарином. По преданиям, записанным в Саратовской и Воронежской губерниях, Кудеяр был татарином, знавшим русский язык, человеком огромного роста. Он был баскаком — ханским сборщиком податей. Разграбив подмосковные селения и с большим богатством возвращаясь в Орду, в саратовские степи, Кудеяр по дороге решил скрыть от хана взятую дань и поселился в воронежских землях, где стал промышлять разбоем. Здесь он женился на русской девушке — редкой красавице, которую увез силой.
В рязанской и некоторых местностях Воронежской губернии рассказывали, что Кудеяр — опальный опричник, который угонял скот у местных жителей, грабил и убивал московских купцов. А в Севском уезде Орловской губернии Кудеяра вообще считали не человеком, а нечистым духом-«кладовиком», который стережет заговоренные клады.
В исторических документах, относящихся к временам Ивана Грозного, упоминается сын боярский белевец Кудеяр Тишенков, изменник, перебежавший к крымскому хану и помогавший ему овладеть в 1571 году Москвой. Затем Кудеяр Тишенков ушел с татарами в Крым. Беседуя с крымским послом два года спустя, Иван Грозный сетовал на то, что хану удалось взять Москву с помощью бояр-именников и разбойника Кудеяра Тишенкова, который навел татар на Москву. Однако ничто не свидетельствует о том, что Кудеяр Тишенков и является тем самым легендарным разбойником Кудеяром.
Весьма популярна увлекательная гипотеза о том, что Кудеяр — некто иной, как старший брат Ивана Грозного, претендент на русский престол. Основанием для подобных утверждений послужили следующие исторические события.
Первая жена великого князя Василия Ивановича, отца Ивана Грозного, Соломония Сабурова была бездетна. После долгих ухищрений стало ясно, что наследников у князя не будет. Тогда Соломония Сабурова, в нарушение всех церковных канонов, была насильно пострижена в монастырь, а князь вторично женился — на Елене Глинской, которая родила ему двух сыновей — Ивана и Георгия (Юрия). Меж тем у монахини Соломонии Сабуровой, заточенной в монастыре… тоже родился сын! Новорожденный вскоре же умер и был погребен в Суздальском Покровском монастыре. Однако раскопки его могилы в 1934 году показали, что похоронена была кукла в одежде мальчика. Существует предположение, что ребенка скрыли, опасаясь убийц, подсылаемых второй женой — Еленой Глинской, и тайно переправили к крымскому хану. Там он вырос и под татарским именем Кудеяр явился на Русь, как претендент на престол. Не добившись успеха, Кудеяр занялся разбоем.
Как можно заметить, почти все перечисленные гипотезы связывают Кудеяра с Крымским ханством. А места, где, по преданиям, разбойничал Кудеяр, несмотря на свою географическую разбросанность, объединены одним общим свойством: здесь проходили древние торговые и посольские пути из Крыма в Московскую Русь. На этих дорогах разбойники выслеживали богатую добычу, а затем прятали ее в потайных местах, около своих станов и городищ.
Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. Особенно много таких «городков» находилось в пределах Воронежской губернии — уездах Воронежском, Задонском, Землянском, Бобровском, Коротоякском и Павловском. Так, в Шиповом лесу у села Ливенки в Павловском уезде находились остатки «логова;» Кудеяра, включавшего дом, кладовые и конюшни. С этим местом связано множество легенд о разбойных делах страшного атамана. Укромное место под названием Кудеяров лог указывали в Задонском уезде, в 6 верстах от села Белоколодского, по дороге на Липецк. Этот глубокий овраг окружен крутыми, почти отвесными стенами, что делало его надежным убежищем. Рядом находится лощина, называемая «Мертвушкой», — по преданию, здесь Кудеяр казнил взятых в плен купцов.
Явно сделанное человеческими руками насыпное городище под названием «Кудеяров притон» было известно в Бобровском уезде. Городище в виде большого четырехугольника, окопанного валами и рвом, со всех сторон окружено болотами и кустарником. Говорят, здесь находилась первая ставка Кудеяра.
В Липецкой области, на Дону, напротив села Долгого, возвышается гора, именуемая Черным Яром или Городком. На ней лежит очень большой камень синеватого цвета. По преданию, здесь находилась Кудеярова крепость. Лежащий на горе камень считали заколдованной, окаменевшей лошадью Кудеяра, получившей синеватый цвет оттого, что она была опалена огнем. Рассказывают, что Кудеяр вместе со своими соратниками Волдырем и разбойницей Анной, укрываясь в донских лесах, грабил караваны купцов, шедших вниз по Дону. Заинтересованные в безопасности пути, донские казаки ополчились против Кудеяра. Сначала они разгромили ставки Волдыря и Анны, затем добрались до пристанища Кудеяра. Долго осаждали они его крепость, затем догадались обложить ее хворостом и зажечь со всех сторон. Тогда Кудеяр зарыл все свои сокровища в землю, поставил над ними свою любимую лошадь, обратив ее в камень, чтобы она не сгорела, а сам бежал в лес. Но казаки погнались за ним, хитростью взяли в плен, сковали и бросили с Черного Яра в Дон.
Неподалеку, в бывшем Пронском уезде, близ сел Чулково и Абакумове, находится урочище Каменные Крестцы, где была одна из главных ставок Кудеяра. Рассказывают, что в XVIII веке здесь нашли камень с именем Кудеяра.
На реке Неруч, в Орловской губернии, в трех верстах от села Затишье, есть две «ямы Кудеяра» — по три сажени глубиной, соединенные подземным ходом с рекой Неруч. Здесь, по преданию, скрывался Кудеяр. Множество кладов Кудеяра связано с Брянскими лесами и вообще со всей лесной частью бывшей Орловской губернии.
В Тульской и Калужской губерниях рассказывали о кладах Кудеяра, зарытых в различных «колодцах», «верхах», «ярах», а кое-где сохранялись и кладовые записи на Кудеяровы клады. Одной из таких записей в конце прошлого века владел монах Оптиной пустыни, после смерти которого рукопись попала в монастырскую библиотеку. В ней содержались обширные сведения о кладах, зарытых Кудеяром в окрестностях Козельска и Лихвина (ныне Че-калин).
В качестве одного из мест, где положены клады Кудеяра, рукопись называла Чертово городище или Шутову гору — таинственное лесное урочище в 18 верстах от монастыря Оптина пустынь, неподалеку от старинной дороги из Козельска в Лихвин, на которой так удобно было грабить проезжавших купцов.
…На заросшем лесом высоком бугре, господствующем над окружающей местностью, почти на самой его вершине тремя отвесными стенами поднимается из земли громадная глыба сероватого песчаника, изборожденная многочисленными трещинами и поросшая мхом. Из-за этих четких граней городище иногда называли еще Гранный Холм. Четвертая сторона городища, полуразрушенная временем и заросшая травой, почти сравнялась с площадкой на вершине бугра, образуя «двор» Чертова городища. По преданию, здесь находился «замок» Кудеяра, построенный для него нечистой силой. Будто бы за одну ночь бесы соорудили на площадке городища двухэтажный каменный дом, ворота, выкопали пруд. Однако постройку закончить до рассвета не успели — прокричал петух, и нечистая сила разбежалась. И, по рассказам свидетелей, еще долгое время спустя, вплоть до начала 1800-х годов, на городище можно было видеть недостроенное здание — «памятник бесовской архитектуры», которое затем начало быстро разрушаться.
Следы выкопанного «бесами» пруда указывали еще в 1880-х годах, а многочисленные каменные обломки, разбросанные вокруг городища, свидетельствуют как будто о каких-то постройках, некогда бывших здесь. А на одном из камней, лежавших у подножия городища, еще сто лет назад явственно был виден след «лапы» нечистого.
В толще песчаника, из которого сложено городище, скрывается несколько пещер. В главной пещере, называемой «входом в нижний этаж», могло свободно разместиться несколько человек. Из нее два узких лаза уходят вглубь горы.
Рассказывают, что строившая замок нечистая сила сберегает теперь зарытые на городище и в окрестных оврагах и лесных урочищах клады Кудеяра. А по ночам на городище появляется привидение дочери Кудеяра Любуши, проклятой отцом и навеки заточенной в недрах Чертова городища. Будто выходит она на гору, садится на камни и плачет, просит: «Тяжко мне! Дайте мне крест!» В прежние времена монахи Оптиной пустыни дважды устанавливали на городище крест. Неподалеку от городища находится Кудеяров колодезь, в котором укрыты, по преданию, 12 бочек золота.
Очень интересны свидетельства о Кудеяровом городке на горе Богатырке (Крутце), что в Саратовской губернии. Здесь, в развалинах землянки, в которой, по преданию, жил Кудеяр, были найдены человеческие кости, кинжалы, наконечники пик, бердыши, фрагменты кольчуг, татарские монеты, кольца, перстни и т.д. Подобные находки неизменно будили интерес к легендарным кладам Кудеяра, и охотников найти их было великое множество.
Особенный интерес вызывало у кладоискателей Кудеярово городище, расположенное в дебрях Усманского леса. Оно окружено высоким валом со следами ворот и окопано широким рвом. Когда-то, в 1840-х годах, одной из крестьянок села Студенки посчастливилось найти здесь массивный золотой старинный перстень. С той поры каждую весну в Усманский лес регулярно устремлялись полчища кладоискателей со всех окрестных мест, они изрыли лес ямами и траншеями. Говорили, что сокровища укрыты на дне находящегося поблизости Чистого озера. Один помещик даже пытался спустить озеро через специально прорытый канал, но дело не пошло. Много было разговоров о будто бы найденном в лесу сундуке, который «ушел в землю», находили и всякую мелочь — но вот главные сокровища Кудеяра так до сих пор не обнаружены.
А вот в других местах кладоискателям везло больше. Нельзя сказать, чтобы находки кладов были массовыми, но известны, по крайней мере, четыре случая, когда клады серебряных монет и немногочисленных золотых предметов были найдены именно в «Кудеяровых» урочищах.
Принадлежали ли эти клады легендарному разбойнику? Неизвестно. Да и вообще, трудно поверить, что один человек мог «населить собой» огромные пространства степи. Давно уже высказывается мнение, что под именем Кудеяра могло скрываться несколько разных людей — как под именем царевича Дмитрия или Петра III. А может быть, из личного имени какого-нибудь выдающегося русского или татарского разбойника имя «Кудеяр» превратилось в нарицательное имя для всякого предводителя разбойничьей шайки, стало синонимом слова «разбойник». Поэтому так разнятся версии о происхождении, жизни и смерти Кудеяра. Поэтому так много у нас кудеяров — уж в чем-в чем, а в разбойниках на Руси испокон веку недостатка не было. И уже в конце XVIII столетия начали слагаться легенды о том, как «в старые-старые годы в Спасских местах проживали семь братьев-кудеяров»…
САБУРОВСКАЯ КРЕПОСТЬ
Сабуровская крепость. Д. Сабурово, Орловский район.
Сабуровская крепость — останки стилизованной под крепостную стену садовой ограды имения Каменских.
Одна из главных достопримечательностей Орловской области. Ансамбль Сабуровской крепости является памятником архитектуры и градостроительства.
Имели место наблюдения НЛО.
ДРЕВНИЕ НАХОДКИ НА ОРЛОВСКОЙ ЗЕМЛЕ
В апреле 1856 г. вблизи реки Кшень в 50 верстах от Ливен крестьянин помещицы Каличинской «выпахал» плугом древнюю кольчугу. Дал знать о находке помещице, та уведомила ливенского городничего, который в свою очередь сообщил губернатору. Велено было прислать кольчугу губернатору, что и было сделано. Дальнейшая судьба раритета неизвестна.
Клад монет был выкопан в Ливнах в 1900 г. Его нашли крестьяне Щербаков и Новиков, нанятые купцом Савковым копать землю под фундамент. Монеты были аккуратно собраны, их оказалось 320 штук, все – серебряные. Клад отправили в санкт-петербургскую археологическую комиссию, как предписывалось циркуляром. Однако посылка вернулась назад «за отсутствием нумизматического интереса».
Совершенно противоположную реакцию вызвала у ученых находка около села Губкина при благоустройстве спуска к реке Сосне в 1899 г. В наносе леса на глубине шести метров обнаружили человеческий крестец с частью позвоночника, черепы пещерного медведя и его детеныша и рог северного оленя. Исследовав останки, ученые пришли к выводу: принадлежат они индоевропейцу, «современнику» мамонта.
Кстати, многочисленные кости мамонта найдены в 90-х годах прошлого века при рытье котлованов под гаражи около автоагрегатного завода.
О находке клада монет в августе 1954 г. сообщала газета «Знамя Ленина». На небольшой глубине при культивации междурядий сахарной свеклы вахновские колхозники выкопали горшок из глины, а в нем – множество медных екатерининских пятаков. Находка весила почти три пуда, часть монет сдали в областной краеведческий музей, остальное – в контору вторчермета.
Другая интересная находка была сделана в 1966 г. на песчаной отмели Сосны в районе с. Теличье – редкая монета, которая вручалась русским солдатам, взявшим Берлин в 1760 г. Обладателем ее временно стал коллекционер из пос. сахзаводского В. Коньков, у которого монета была приобретена елецким краеведческим музеем.
А два десятка лет назад экскаваторщик поднял на поверхность каменную бабу. Высота – 80 см, вес – 150 кг. Напоминая снеговика, она состояла из трех шаров, положенных друг на друга. На верхнем прочерчены глаза монголоидного типа. Возраст – тысяча лет. Историк М. Аджиев утверждает, что это остатки половецкой культуры. Найдена она на территории бывшего Ливенского уезда (теперь Верховский район) и является уникальной находкой.
Небезынтересна публикация в газете «Орловская правда» почти пятидесятилетней давности. Суть заключается в следующем: на улице Новоникольской (ныне Дзержинского) была усадьба купца Веретенникова. Перед смертью он рассказал В. Крыцину, жившему напротив, что на протяжении нескольких поколений в его семье хранилась тайна о ходе в подземелье, в котором при нашествии врага на город прятали ценности церквей и города. Сыновья Крыцина уже при советской власти пытались найти это место. Открыли ямы до двух метров глубиной. Нашли остатки старинного оружия, предметы быта. Дальше копать не решились, хотя при ударе лопатой о грунт ощущали гул, свидетельствовавший о наличии пустот на глубине.
Но самый известный ливенский городской клад был найден в 2001 году во время рытья котлована под кафе, расположенное около городского рынка. Экскаватор зацепил ковшом захоронку с кладом. Известно о находке стало потому, что жители соседнего со стройкой дома оказались бдительными людьми. Увидели, что строители вынимают что- то блестящее из земли и рассовывают по карманам и позвонили в СМИ.
Клад состоял из художественно исполненных серебряных вещей с позолотой. Нашили серебряный сервиз: кофейник, чайник, сахарница, стопки с золочением, 7 ложек, подстаканник, кольца для салфеток, несколько монет, корпус от часов – всего 19 серебряных предметов и около 10 мелких вещиц. Определить содержание серебра в кладе не удалось, находки датированы концом 19 – началом 20 века. Общий вес серебряных изделий составил более 1,5 килограммов. Но клад в городе не остался. Не нашлось(или не захотели найти) законной статьи, по которой можно было бы выплатить часть денег нашедшим клад. Его вернули рабочим, и они тут же продали его елецкому антиквару.
А ливенский музей лишился редких экспонатов. Улица Орловская -В 2004 году мы купили дом под снос на улице Орловской, - рассказал нам ливенец, - Стали ломать, и моя сестра углядела, что из под камней виден уголок жестяной коробочки. Коробочку вытащили и раскрыли. В ней оказался туго свернутый бумажный рулончик.
Это были деньги конца девятнадцатого - начала двадцатого века. Каких только купюр тут не было! И «николаевские» -1900 года выпуска, и керенки, и «Катеньки» - екатериновские купюры. Все отличной сохранности. И все полностью лишенные покупательной способности.
-Я обратился к нумизматам. Но у меня задешево купили только одну «пятидесятку» - рассказал владелец клада. Остальное им было неинтересно. Улица Фрунзе Никакой прибыли не принес своим владельцам и тот клад, который обнаружили пять лет назад на улице Фрунзе. Он был найден на крыше под стропилами во время ремонта. На этот раз припрятаны были трёхрублевые купюры начала двадцатого века. Всего 400 рублей. Сумма немалая, если учесть, что в то время корова стоила 3 рубля. Старожилы улицы говорили потом, что в этом доме, якобы, жили богатые купцы. Привычка делать запасы на черный день в человеке неистребима.
ЛЕГЕНДЫ ОРЛОВСКОГО ПОЛЕСЬЯ
Считается, что в древние времена на территории полесья проживали племена вятичей. Интересной особенностью этого славянского племени были долгое непринятие христианства и власти киевских князей. Часто вятичи поднимали восстания, во время которых предавались огню поселения и монастыри.
Самым ранним из известных по району памятников археологии является укрепленное поселение - городище - у деревни Радовище, основанное в середине I тыс. до н. э. в эпоху раннего железного века. Расположено городище слева от дороги в д. Жудро в урочище Кудеярова гора.
В первые века нашей эры на Верхнюю Оку с Десны переселяются племена почепской культуры. Обычно селища располагались гнездами по 2-4 поселения. Такое гнездо из 3-х селищ открыто в пойме Вытебети у деревни Булатово. К концу 3 века пришельцы с Десны слились с местным населением в новой мощинской культуре - последних предшественников славян на Верхней Оке в 3-7 вв н.э. От мощинского населения известны первые погребальные памятники на Орловщине: обычно одиночные курганы, в которых захоранивали прах кремированных покойников. Такой курган известен у деревни Алисово.
С памятью о непокорных вятичах и походах на них киевских князей связан цикл древнерусских былин о Соловье - разбойнике и, пробиравшемся "прямоезжей дорогою" в Киев, Илье Муромце. По орловской легенде, стан Соловья - разбойника находился в окрестностях с. Девять Дубов. В те давние времена на месте деревни были болота и густые леса.
В самой глухой чаще росли девять дубов, где располагалось убежище разбойников. Соловей со своей бандой нападали на путников на большой дороге в Киев ("прямоезжая дорога») , а также неоднократно грабили Одринский монастырь. Илья разогнал шайку разбойников, а схваченного им главаря банды Соловья-разбойника отвез в Киев на князю. Сейчас туристам покажут место схватки и расскажут о кладах Соловья, многие из которых еще не нашли своих новых владельцев.
Постепенно Верхняя Ока втягивалась в жизнь Киевской Руси: в 12 веке появляются города, старые и нововозведённые городища становятся волостными административными центрами княжеской власти. Таким центром на территории района становится городище Хотимль-Кузьмёнково. Городище Хотимль-Кузьмёнково было основание в XI в. после вхождения вятичей в состав Киевской Руси, как опорный пункт обороны. Мощный культурный слой на площадке до 2-х метров позволяет предполагать начало жизни на поселении еще до 1-го века. Городище в Хотимль-Кузьменково (11-12 вв.) отнесено к памятникам федерального значения.
Земля полесья помнит кровавую смуту 17 века, когда Российское государство почти исчезло из-за мятежей и вторжения поляков. Интересно, что «гуляли» по территории Орловского полесья отряды пана Лисовского – «лисовчики». Сам, пан Лисовский, на родине в Польше был заочно приговорен к смерти за разбои и мятежи. Жестокий был пан, еще долго после тех грозных лет матери пугали непослушных детей «лисовчиками». И сейчас земля преподносит интересные находки тех времен – монеты, оружие и доспехи.
ПОМНИТЕ:
"Недопустимо в целях поиска и извлечения клада повреждать и уничтожать памятники и сооружения истории и культуры.
Следует помнить, что 243 статья Уголовного кодекса РФ гласит: лицо виновное в проведение раскопок повлёкших уничтожение или порчу памятников истории, культуры, природных комплексов или иных объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность привлекается к уголовной ответственности.
За нарушения возможны две меры наказания, все зависит от тяжести и обстоятельства содеянного:
1) штраф;
2) лишение свободы на срок до пяти лет"
3) ОСУЖДЕНИЕ ТОВАРИЩЕЙ.
КЛАД У ДЕРЕВНИ ТЕРЕХОВО
В 1876 году близ д. Терехово Болховского уезда Орловской губернии при распашке поля был найден клад.
В состав клада входили следующие вещи:
Гривна монетная серебряная киевского типа, малого веса.
Колты серебряные – пара, с обнизью из крупных полых шариков; на лицевой стороне две сопоставленные птицы, между ними пальметка; на оборотной – плетеный мотив; контуры черневые по гравировке.
Колты серебряные – пара, с каймой из крупных полых серебряных шариков на горлышках; на обеих сторонах на черневом фоне изображение хищной птицы, вместо хвоста сложный узел плетенки.
Колты серебряные маленькие – пара, с каймой из крупных полых серебряных шариков на горлышках; на обеих сторонах на черневом фоне изображение большеголового животного с листом во рту.
Колты звездчатые серебряные – пара, лучи грушевидной формы покрыты зернью, на концах крупные полые шарики
Наручи серебряный широкий; на каждой створке по четыре прямоугольных клейма, в них на черневом фоне в верхнем ярусе изображения птиц под килевидными арками.
Наруч серебряный более узкий, изображения на черневом фоне; в верхнем ярусе – три птицы под килевидными арками, в нижнем – плетенка.
Гривны шейные серебряные – 6, свитые каждая из трех пар дротов, из них три с перевитью.
«Аграфы» серебряные – 14, согнутые дужкой.
Колодочки серебряные – 119 от двух низок, с цепочками.
Бусина серебряная большая овальная с зернью.
Бусы серебряные овальные – 6, по концам обмотаны сканью, на середине напаяны колечки из узких ленточек.
Перстень серебряный позолоченный, литой, дужка заканчивается двумя животными, поддерживающими щиток; на щитке скульптурная фигурка льва.
Сошник железный (в Комиссию не был доставлен).
Клад поступил в Археологическую комиссию и был передан в Эрмитаж, а 13 мая 1930 г. клад был передан в Государственный Русский музей в Ленинграде.
КЛАД У ДЕРЕВНИ ЛЕСКИ
В 1853 г. 30 марта на земле д. Лески Орловской губернии и уезда крестьяне, шедшие проселочной дорогой из д. Лески в с. Никольское, в промоине на правом берегу речки Заревки, в 200 м от берега, в 1, 5 км от с. Никольское нашли клад в глиняном горшке объемом в гарнец, засыпанном илом.
Гарнец — старая мера сыпучих тел, вошедшая в употребление в России с конца 18 в. Гарнец составлял 1/8 часть четверика, 1/64 часть четверти. 1 Гарнец равен 3,28 литра.
Увидев края горшка, они обрубили топорами вокруг него мерзлую землю и вынули горшок, который на воздухе распался. Общий вес клада составил около 1545 г. В состав клада входили:
Слиток серебряный продолговатый, тонкий, не похожий ни на рязанские, ни на новгородские монетные гривны (194.08 г).
Гривны шейные серебряные витые -9, трех разных рисунков. Одна из них из перекрученной пластины. Концы закручены в трубочки.
Колты звездчатые серебряные – пара; лучи покрыты зернью, на концах пирамидки из литых шариков.
Цепочка серебряная, плетеная из тонкой проволоки на четыре грани, длиной 104 см, с наконечниками в виде сильно стилизованных звериных головок, держащих во рту кольцо. К кольцу прикреплены вышеупомянутые звездчатые колты.
Корсунчики из черного аспида – 4; на концах у двух сохранились серебряные наконечники – у одного гладкие, у другого с зерневым орнаментом.
Бубенчики серебряные – 6; три более крупных, два поменьше.
П. Азбукин 12 июня 1853 г. ездил от Орловского губернского Статистического комитета осматривать место находки и сам клад, переданный крестьянином на сохранение священнику церкви с. Никольское.
Позже клад хранился в Оружейной Палате в Москве, а в 1868 году был передан в Московский публичный музей. В 1869 году клад был показан на Выставке I археологического съезда в Москве.
Между 1873 и 1890 гг. вещи клада, за исключением четырех корсунчиков, были из музея похищены. Дальнейшая судьба вещей из клада не известна.
МЦЕНСКИЕ ПЕЩЕРЫ
Иващенко С. О. (Новомосковск, "Недра")
С 3 по 9 января 1998 года группа Новомосковской секции спелеологии "Недра" провела разведочную экспедицию в район г. Мценск с целью поиска и изучения местных пещер.
Входы трех или четырех Мценских пещер хорошо видны с железнодорожного моста через р. Зушу, и, когда нет снега, просматриваются тропинки, ведущие к ним. Этими объектами новомосковские спелеологи заинтересовались давно. Информация, полученная через вторые, а то и третьи руки, была довольно противоречива. Руководитель Новомосковского Археологического Общества О.Н. Заидов утверждал, что это остатки крупных древних каменоломен, но внешний вид входов наводил на мысль скорее об их природном происхождении - отсутствовали подъездные дороги. Входы располагаются на высоте 5-6 метров над поймой правого берега реки Зуша. Над ними имеются нависающие известняковые козырьки.
Сначала были исследованы наиболее заметные и легкодоступные полости. Была произведена топографическая съемка объектов (см. рис. 1-3), им были присвоены номера. В дальнейшем мы будем их упоминать как пещера Мценская-1, Мценская-2 и так далее. Осмотр этих полостей сильно разочаровал участников экспедиции. На нас произвела впечатление популярная мценская легенда о том, как один местный мужик пропал без вести, когда пошел на рыбалку. Обеспокоенная жена выяснила, что он не дошел до своих товарищей на реке, за несколько дней исходила весь город в поисках мужа, и добралась даже до окрестных деревень. Каково же было ее изумление, когда она обнаружила своего супруга в доме некоей совершенно посторонней особы аж за семь километров от реки. На вопрос: "Как ты сюда попал?" - муж ответил, что залез в пещеру, и, проблукав шесть или семь дней, вылез здесь в огороде. На предложение показать выход мужик ответил, что завалил его, чтобы дети не полезли и не потерялись. История душераздирающая, но мы все же рассчитывали на протяженность полостей хотя бы в 100 метров. В реальности пещеры оказались еще более скромными.
Опишем одну из крупнейших пещер - Мценская-1 - именно ее лучше всего видно из проезжающего поезда. Вход высотой около 2 и шириной около 4 метров ведет в довольно обширный зал. Входя, приходится спускаться на 1,5 метра, и сразу видно, что вал на входе образован обрушениями козырька. Посреди зала из крупных обломков сложен тур. На стенах отсутствуют следы какой-либо обработки. Порода, слагающая потолок и стены, представляет собой известняк, слоистый, с мощностью слоев 10-15 сантиметров. Пол сложен обломками плит, упавших с потолка. Далее широкий ход идет по дуге, постепенно опускаясь на 1,5-2 метра, оканчиваясь тупиком и вертикальным понором, глубиной около 1 метра. При попытке раскопать понор выяснилось, что слой обломков простирается глубже 1,5 метров от уровня пола. Стало ясно, что пещера сильно переработана и представляет собой полость гравитационного дрейфа.
ТАЙНА КАМЕННОЙ КРАСАВИЦЫ
___"Тайна каменной красавицы"___
Ковш экскаватора завибрировал и вывернул из земли большой овальный камень. Экскаваторщик покинул кабину машины и, подойдя к камню, стал очищать его от смерзшейся земли, так как что-то ему подсказало, что это не просто глыба песчаника. И каково же было его удивление, когда тяжелая, более 150 кг весом, глыба оказалась «каменной бабой», или, говоря иначе, каменной статуей.
При первой же возможности о находке было сообщено в Орловский областной краеведческий музей. По просьбе сотрудников музея изваяние было привезено с окраины пос. Верховье в Орел, а затем рабочие АО «Надымспецсвармонтаж» на своем автотранспорте привезли полуторацентнерную "даму" в краеведческий музей. Здесь ее почистили, помыли и подготовили для экспонировании рядом с медведем трехметрового роста и доспехами средневекового рыцаря. Сейчас ведутся исследования, направленные на установлении датировки находки и ее культурной принадлежности.
Вплоть до XVIII века тысячи каменных изваянии стояли на древних курганах и возвышенных местах и далеко были видны в степных просторах ( активным освое» кием степей курганы стали распахивать, а «каменных баб» — уничтожать в массовом количестве, а в лучшем случае свозить в крестьянские усадьбы для хозяйственных нужд и в помещичьи — для украшения парков. Ученые, обеспокоенные этим, добились от правительства охраны замечательных произведений степного искусства. На сегодняшний день до нас дошло не более 1500 «каменных баб» и все они сосредоточены, в основном, в южных музеях, на Украине. Находка каменной статуи на территории Орловской области — первая. Необходимо установить, какого же она происхождения — половецкого, и тогда ей более 700 лет, или это новодел какого-либо «народного умельца» наших дней.
Найденная на окраине пос. Верховье в декабре 1994 года «каменная баба» изготовлена из серого песчаника, овальной формы, плоская, рост 80 см. по тулову проходят два горизонтальных пропила, выделяющие небольшую голову, чуть больший по размеру торс, и еще большую - округлую нижнюю часть статуи. «Каменная баба» по внешнему виду напоминает снеговика. Прорисовка рук и ног отсутствует, очень выразительны черты липа статуи они монголоидны; узкие удлиненные глаза с обозначенными зрачками, тяжелые, нависшие веки, словно эта стартуя умудрена долгим жизненным опытом. Ее взгляд живой. На голове, с правой стороны, имеется ямкообразное ушное отверстие. С другой стороны его нет. Рот обозначен многочисленными мелкими овальными дырочками и немного растянут в легкой снисходительной улыбке. Судя по тому, что на торцевом овале слегка намечены груди, найденная статуя изображает женщину.
Ученые предполагают, что «каменные бабы» ставились половцами в память умерших предков, а так как в своих набегах из междуречья Днепра и Донца (Половецкая земля) кочевники достигали юго-восточных районов Орловщины, то вполне вероятно, что именно они и оставили о себе память у пос. Верховье. Находка "каменной бабы" в Орловской области станет сенсацией, если этот шедевр степного искусстве, окажется настоящей древностью. Если же это оригинальное красивое изделие недавних лет, то можно будет улыбнуться и даже удивиться мастерству и таланту современного мастера каменных дел. Тайна «орловской каменной красавицы» ждет своей разгадки.
________________________________
С. КРАСНОЩЕКОВА. Археолог, зав. отделом
Орловского областного краеведческого музея
______________________________________________________________________________
ГОРОДИЩЕ ГАТЬ
Впервые городище Гать, которое находится у места впадения реки Цон в Оку, упоминает в своей работе «Древние городища и курганы в Орловской губернии» (1877 г.) секретарь Орловского статистического комитета, краевед А. Г. Пупарев. Он отмечает, что, по преданию, записанному П. И. Якушкиным, городище носит название Литовского кургана, потому что в 1615 г. литовцы под предводительством А. Лисовского расположили здесь свой укрепленный лагерь.
В 1896 г. А. Н. Шульгин — генерал-лейтенант от инфантерии, член (а впоследствии председатель) Орловской ученой архивной комиссии — организовал за свой счет раскопки курганов рядом с городищем Гать. Результаты он обобщил в работе «Остатки старины в окрестностях города Орла», приложив подробную карту городища и курганов.
Это место можно увидеть, проезжая по объездной дороге из Орла в Знаменку. А каким оно было 110 лет тому назад, мы можем представить благодаря описанию Шульгина: «Между Курским шоссе и старой большой дорогой из Орла в Кромы, в 400 саженях от впадения р. Цона в р. Оку, между двумя проселочными дорогами из д. Гать к мельнице и хутору Цон тянется небольшой продолговатый бугор (гряда) глинистого лесса, покрытый мелким дубово-березовым кустарником. На гребне этой гряды находится система курганов, а через дорогу — другая. В одной насчитывалось 16, а в другой 5 курганов. Возможно, их намного больше, но пространство, занятое этими курганами, очень сильно поросло кустарником, и потому, весьма вероятно, что их там найдется еще несколько».
Курганные насыпи были небольшими: от 6 до 11 м, высотой примерно 1-2 м. Их окружали неглубокие рвы, давно заплывшие. Исследователь вскрыл три кургана. В одном был обнаружен скелет человека ростом 180 см. На лбу — прямой рубец, след от удара мечом. В другом кургане рядом с полуистлевшим костяком нашли черепки грубой посуды и кремневый наконечник стрелы. В третьем кургане скелет почти истлел. На месте пояса лежала медная решетчатая пряжка, а на правой руке был браслет, свитый из трех прутьев красной меди. Шульгин сделал вывод, что скелеты «принадлежат аборигенам страны до VII века».
Завершив эти раскопки, краевед приступил к осмотру городища Гать — места, где жили люди, похороненные в курганах. Вот как он его описывает: «На склоне левого берега реки Оки, при впадении в нее реки Цона, находится укрепление, состоящее из подковообразного вала, высотой до 5 м в середине и до 2 м по концам, с основанием около 11 м. С наружной стороны этого вала имеется ров, шириной около 8 м и глубиной от 2 до 3 м. Концы вала упираются в обрыв берега реки, расстояние между этими концами около 5 м, ширина внутреннего пространства 35 м. В средней части вала есть проход с крутыми боками, видимо, для установки ворот. Против этого прохода, во рву, есть как бы широкая ступенька для более удобного подъема в укрепление из рва, для подъема же из рва в поле имеется против прохода небольшое углубление».
Внутри городища обнаружили девять ям — остатки от жилых и хозяйственных строений. В них были найдены истлевшее дерево, уголь, черепки от посуды, кремневые отщепы, кости животных и птиц.
В 1903 году Шульгин повторно побывал в городище Гать вместе с краеведом Н. Г. Тетерой. В то время генерал проводил обследование ряда городищ по р. Оке. Результаты исследований были опубликованы в статье «Археологические остатки в окрестностях города Орла», опубликованной в «Трудах Орловской ученой архивной комиссии». Раскопки позволили обнаружить находки, идентичные прежним. Повторно осмотрели и две группы курганов.
Подводя итоги исследований городищ и курганов на р. Оке, Шульгин сделал вывод, что люди жили в этих местах «еще до времени мамонтов», а славяне-вятичи заселили бассейн Оки к концу I тысячелетия. Они совершали обряд погребения, сжигая умерших на костре, а останки затем собирали в урны. На покойника надевали все его любимые украшения. Городища же возводили «как оборонительные меры против соседних аборигенов».
В 1907 г. городище Гать привлекло к себе внимание нового исследователя — профессора, председателя Орловского церковного историко-археологического общества И. Е. Евсеева. Уже на глубине 20 см удалось обнаружить многочисленные находки: прослойки угля, жженый камень и шлаки, множество колотого кремня, кремневые скребки и ножи, рог оленя, челюсть какого-то крупного животного, фрагмент
мастикового черного ожерелья. Черепки глиняной посуды были украшены ногтевым, щипковым и линейным орнаментом.
Обследовали и курганы рядом с городищем. Если Шульгин насчитал здесь 21 курган, то Евсеев — 29. Он раскопал три насыпи. Интересной находкой стало женское погребение. Костяк лежал головой на запад. На скелете были украшения: витой браслет из проволоки с расплющенными неспаянными концами и пять семилопастных височных колец из низкопробного серебра. Сохранились волосы темно-каштанового цвета и почти истлевший головной убор из грубой шерстяной вязи.
Кроме Гати Евсеев обследовал целый ряд городищ и курганов и обобщил полученные данные в работе «Археологические поиски в Орловском крае летом 1907 года». Он заметил, что его целью было «уяснение, кто были первоначальные насельники Орловского края», и пришел к выводу, что это были славяне-вятичи. До их прихода здесь жили «меланхлены», которые вели «скифский образ жизни», а затем — «финское население», предшественники славян.
Исследования городища Гать продолжились лишь через 14 лет. В 1921-м, а затем в 1923 году профессиональный археолог и художник П. С. Ткачевский раскопал два кургана и провел небольшие раскопки на городище. Были найдены кремневые осколки, глиняные черепки с линейным и ямочным орнаментом и кости животных. Кроме того, Ткачевский собрал весь имеющийся архивный и печатный материал об археологическом комплексе Гать, сделал обмеры, чертежи, рисунки городища и могильников. Исследователь также пришел к выводу, что наличие в верхнем течении Оки таких городищ и курганов, как на Гати, свидетельствует о «пребывании здесь вятичей».
Через 15 лет, в 1938 году, сотрудники Орловского краеведческого музея под руководством московского археолога Н. П. Милонова «с целью решения вопроса о возможности пополнения фондов музея новыми материалами феодального времени» обследовали около десятка археологических объектов, в том числе и Гать. Прибыв сюда, они обнаружили, что на мысе — месте расположения городища — ведутся каменные разработки. В отвесной стороне мыса было несколько пещерообразных проходов в глубь берега.
Помимо керамики и костей животных, были найдены остатки каменной кладки фундамента жилища. Четыре стенки были выложены из известняковых плит. В углу находились остатки печи в виде полукруглого каменного основания из валунов и известняковых плит, промазанных густым раствором глины. Верх печи состоял из глиняного свода, сохранились большие куски глины закругленной формы, закопченные с одной стороны. Пол в жилище состоял из мелкой речной гальки и глины.
Также были обнаружены остатки еще двух жилищ, одно из которых, возможно, являлось некогда металлургической мастерской, т. к. здесь нашли крицы, шлаки металлических изделий, остатки кузнечного горна. Кроме того, были найдены медный витой и обломки многочисленных стеклянных браслетов, железные ножи, ключи, кресала (служили для добывания огня), кремневые скребки и наконечники стрел, керамика каменного века. Последние находки свидетельствуют о наличии здесь стоянки. Интересно, что она располагалась на очень высоком берегу реки, что резко отличает ее от типичных неолитических стоянок, находящихся близко к воде, на низких берегах рек.
Исследователи сделали заключение, что городище относится к XII веку, а нижний слой — к периоду неолита (IV — начало III тысячелетия до н. э.).
В 1959-м и 1967 гг. археологический комплекс Гать обследовала Т. Н. Никольская — руководитель Верхнеокской археологической экспедиции Института археологии АН СССР. Ее раскопки позволили выявить еще один культурный слой на древнем городище (кроме нижнего — неолита и верхнего древнерусского) — это мощинская культура середины I тысячелетия н. э. Находки были самые разнообразные. В нижнем культурном слое — фрагменты круглодонных сосудов, кремневые наконечники стрел, отщепы и пластины. Более поздние периоды истории заселения городища представлены железными наконечниками стрел, ножами, кресалами, ключами, стеклянными и бронзовыми витыми браслетами, решетчатыми перстнями и даже серебряной подвеской с изображением зверя в геральдической манере.
Никольская охарактеризовала городище Гать как остатки феодальной усадьбы ХII-ХIII вв., возникшей на месте укрепленного поселения середины I тысячелетия н. э. Она исследовала и курганы. В первом курганном могильнике, расположенном в урочище Шанцы, обнаружили останки людей, а также семилопастные височные кольца, разнообразные бусы, браслеты, гончарные древнерусские сосуды.
Начиная с восьмидесятых годов прошлого века орловские археологи Л. Н. Красницкий и С. Д. Краснощёкова выявили рядом с городищем несколько новых археологических объектов. Наиболее интересные из них — стоянка эпохи неолита, поселение эпохи бронзы и селища ХI-XIII вв. Найдены кремневые ножи, наконечники стрел, дротиков и копий, скребки, нуклеусы, каменные топоры и тесла, разноцветные стеклянные и металлические украшения, каменные и металлические нательные крестики, предметы быта и вооружения.
Сегодня территория археологического комплекса Гать застраивается домами, используется под дачные участки. Интереснейший памятник, имеющий богатейшую историю, постепенно погибает. Несомненно, он заслуживает лучшей участи и мог бы стать прекрасным музеем под открытым небом, достопримечательностью, привлекательной для туристического бизнеса.
ИСТОЧНИК КАМЕНЕЦ
Святой источник «Каменец» расположен в д. Верхососенье Покровского района. Проезд к Верхососенскому святому колодцу особенного труда не составляет: это примерно 25 км от пгт. Покровское Орловской области, повернуть с автотрассы Р119. Первый указатель стоит на выезде из Покровского, далее они встречаются по дороге время от времени.
Про этот источник ходит много легенд и историй - и в одном изних рассказано про то, что под землёй тут хранится настоящий кладезь серебра, оттого вода приобретает целебную силу и особые свойства. Вода из серебреных недр долго не портится!
По словам местных жителей, святой источник существует с незапамятных времен. Вода из него может храниться годами и излечивает многие недуги. 11 лет назад здесь была установлена икона Божией Матери «Всех скорбящих радость», а в 2007 году при поддержке спонсоров силами сельчан была построена купель и облагорожена территория.Это место недаром называется «Каменец».
Неподалеку от купели — нагромождение камней необычной формы. Одни напоминают множество гладких морских камней чьей-то силой спрессованных в одну массу. Другие, похожи на застывший поток лавы. Почти на каждом из камней — икона. Тут и образы Божьей Матери: «Всех скорбящих радость», «Казанская», «Неупиваемая чаша», «Знаменье» а так же «Христос Спаситель».Здесь всегда много людей, как местных так и приезжих. От них стало известно, что по камням надо ходить босиком, сидеть и лежать на них, с верою прося исцеления. Это многим помогает, поэтому и тянутся сюда люди. «А по воскресеньям у источника ведутся богослужения с молебнами, водосвятием и излечением бесноватых.»
(Однако нам не удалось стать свидетелями этого действа по причине отсутствия оного. Или время было не то, или … или …).Если от купели пойти в другую сторону, то и здесь вы увидите лечебные камни. Тут находится икона Ивана Крестителя. Кругом из под камней бьют ключи.После себя это место оставляет чувство спокойствия и умиротворения. Как будто рядом с камнями ты сам становишься таким же весомым и непоколебимым.Природа возникновения этого «Каменного чуда» неизвестна. Одни считают, что это руины древнего храма, другие утверждают, что камни в буквальном смысле растут из земли.Современная история возрождения святого источника неразрывно связана еще с одной жемчужиной с. Верхососенье - Богоявленским храмом, расположенным в самом селе. Сейчас ведутся работы по восстановлению храма, а возле источника открылась церковная лавка, где каждый желающий может внести свой вклад в восстановление этого святого места.
________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Памятники археологии Орловской области
газета \»Ленинское знамя\» №758 1984 год.
Алфавитный список селений Орловской области, где были найдены клады - Составлен
М.Б. Оленевым - 2009 г.
1947 Классификация русских монет XVI и начала XVII в.: Тез. дис. …канд. ист. наук // Гос. Эрмитаж. 4 с.
Г. В. Корзухина. Русские клады IX- XIII вв. М.-Л., 1954 г., стр. 99
https://obzor-novostei.ru/
Обзор кладов в Орловской области – статья Пекшеева Н.Ф.
- Тэги:
- 11895 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий