Источник иконы Николая Ратного
Родник, святой источник иконы Николая Ратного (город Шебекино) - Святой источник находится в бывшем селе Устинка, а ныне пригород Шебекино, напротив дома № 97 по улице В. Захарченко.
По преданию здесь была явлена икона святителя Николая, позже получившая название икона Николая Ратного.
Икона чудотворная и одним из самых главных чудес из за чего её так назвали, стало отражение нападения татарского набега на рубеже XVI-XVII века. Ежегодно 21 мая после крестного хода по Белгороду чудотворную икону святителя Николая Ратного доставляют сюда на источник и здесь совершается молебен с акафистом святителю Николаю и малое освящение вод колодца.
Родник, святой источник иконы Николая Ратного город Шебекино
Координаты:
N50°25′18.13″
E36°52′39.33″
Белгородская область » Шебекинский район » город Шебекино
Чудотворная икона Николая Ратного
В XVI-XVII вв. жители селения Устинки (ныне Шебекинский район Белгородской области) и насельники расположенной неподалеку Коренской Николаевской мужской пустыни жили в постоянной тревоге. Со стороны Дикого поля на белгородские окраины часто нападали вооруженные татары, которые убивали и угоняли в неволю местных жителей. В один из очередных набегов татары на лошадях подъехали к Устинке и остановились на плотине через реку Коренек, рядом с Коренской пустынью. Монахи Пустыни взяли из церкви икону Святителя Николая и вместе с жителями селения пришли к плотине. Татары при виде иконы и творимых молитвословий пришли в замешательство, многие из них с лошадьми попадали с плотины в реку, а остальные побежали в степь.
Древнее предание сообщает, что отражение с помощью иконы Святителя Николая татар, напавших на Устинку, произошло 5 мая. Но, к сожалению, исторические источники не сообщают, не только в каком году произошло это событие, но даже в каком столетии. Скорее всего, отражение нападения татар в Устинке с помощью иконы произошло в промежуток между концом XVII и первой половиной XVIII веков.
Местные жители рассказывают и другое предание об иконе Николая Ратного: будто бы в далекие времена эта икона явилась в источнике в Устинке и именно в связи с этим здесь была основана мужская пустынь. Жители Устинки и сейчас охотно покажут то место, где якобы явилась икона.
Образ Святителя Николая из Коренской пустыни во все века связывали с ратными делами. Существует устное предание о том, что с этой иконой шли русские солдаты в 1812 году на борьбу с французами, а перед боем с образом Николая Ратного в руках их благословлял сам фельдмаршал М. И. Кутузов. Вдохновляла она наших воинов и в русско-японскую войну и в других бедах и невзгодах, обрушивавшихся на наше Отечество.
В Коренской Николаевской мужской пустыни икона Николая Ратного находилась до 1765 года. 5 июля следующего 1765 года по указу Белгородской Духовной Консистории икона Николая Ратного была перенесена из Устинки в Белгород в Свято-Троицкий собор.
Постоянным местом нахождения иконы Николая Ратного стал с тех пор Белгородский Свято-Троицкий собор. Каждый год 5 мая в бывшую Коренскую пуcтынь совершался крестный ход. Икона переносилась в Устинку и оставалась там до 10 мая, а на следующий день приносилась обратно в Белгород.
Крестные ходы с иконой Николая Ратного в Устинку были для белгородцев большим праздником. Накануне крестного хода в Белгород стекалось большое количество богомольцев из близких и дальних городов и сел Курской и других губерний.
Икона Николая Ратного была не просто местной достопримечательностью, а Всероссийским достоянием.
Кто бы и откуда не приезжал в Белгород, каждый считал своим долгом посетить Свято-Троицкий собор и приложиться к двум святыням, находящимся в нем: нетленным мощам епископа Белгородского и Обоянского Святителя Иоасафа и чудотворной иконе Николая Ратного.
Среди посещавших Белгородский Свято-Троицкий собор были и российские монархи Екатерина II, Александр I, Николай I, Александр II, Николай II.
В память о пребывании Николая II в Белгороде в Свято-Троицком соборе была установлена памятная доска с текстом: «1904 года мая 4 дня, Его Величество Государь Император Николай Александрович в 9 1/2 часов утра изволили проследовать с вокзала в Свято-Троицкий монастырь, где после краткого молебна приложился к чудотворной иконе Св. Николая Ратного и поклонился почивающему Иоасафу».
Последними Романовыми, прикладывавшимися к иконе Николая Ратного, были императрица Александра Федоровна с дочерьми Ольгой и Татьяной, побывавшие в Белгородском Свято-Троицком монастыре 5 декабря 1914 года.
В 1923 году Свято-Троицкий мужской монастырь был закрыт. Именно в начале 1920 годов из еще действовавшего Свято-Троицкого собора икона Николая Ратного исчезла.
Лишь в 1995 году икона Николая Ратного была вновь обретена и после реставрации ее установили в специально сооруженном киоте на колонне в трапезной части Преображенского кафедрального собора.
18 мая 1995 г. с вновь обретенной иконой Николая Ратного по старинной традиции состоялся крестный ход в Устинку, в котором приняло участие несколько тысяч человек. Таким образом, была восстановлена старинная традиция ежегодного совершения крестного хода с чудотворной иконой.
В настоящее время в любой день посетители Преображенского кафедрального собора могут помолиться и приложиться к чудотворной иконе, а раз в неделю у иконы Николая Ратного проходят молебны с акафистом.
Молитва перед погружением в Святой источник:
Господи!
Уврачуй мои недуги душевные и телесные Твоим живоносным источником.
Очисти меня грешнаго (раба Божия..., рабу Божию...) от всех недугов.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Аминь.
Молитва после купания.
Господи!
Благодарю за Твой Живоносный источник, за то, что Ты очистил душу мою и тело грешнаго раба Божия (имя), (грешной рабы Божией (имя)) от всех недугов.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Аминь.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
Братья и сестры! Святой источник - это место особого благоговейного поведения.
Запрещается:
1. Распивать спиртные напитки.
2. Курить.
3. Оставлять мусор, бросать деньги и какие-либо предметы в купель.
4. Выгуливать и купать животных.
5. Громко разговаривать и включать музыку.
6. Разжигать костры вблизи источника.
7. Использовать Святую воду источника в хозяйственных целях (мытье полов, машин, стирка и тому подобное).
________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Реестр особо охраняемых природных территорий регионального значения Белгородской области / сост. А.С.Паженков. — Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Белгородской области. — Белгород: «Экотон», 2010. — С. 117. — 259 с. — 200 экз.
https://romanenko.livejournal.com/117627.html
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Белгородской области. Кадастровое дело № 84. — Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения. — Белгород, 2015. — С. 1174—1184. — 3010 с.
Из книги Олега Бедулы "Живые родники", 2011 г.
Кадастровые №№ 1-Ки – 8-Ки // Родники Белгородской области / Отв. ред. Довбыш В. Н.. — Белгород - 2002. — С. 150—151. — 531 с.
Мильков Ф. Н. Черноземье: физико-географическое описание. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. — 261 с.
монография – «Родники Белогорья» авторы Петин Александр Николаевич, Новых Лариса Леонидовна. КОНСТАНТА 2009 г. Белгород.
Информационно-аналитическая система «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООПТ РФ»)
Достопримечательности Белгородской области
Вложение | Размер |
---|---|
81286639_IMG_1182.jpg | 283.72 КБ |
81286639_IMG_1183.jpg | 77.9 КБ |
- Тэги:
- 1461 просмотр
Комментарии
Отправить комментарий