Деревня Тебеняки, сылвенские мари
Особую часть восточных марийцев (эрвел мари) составляют марийцы Пермского края, которые компактно расселились на юге региона вдоль некоторых притоков Камы. В частности, марийскими переселенцами была освоена река Сылва (по-марийски: Сулий). Обычно эту этнографическую подгруппу называют прикамские или пермские марийцы.
СТАТЬЯ ПРО ВОСТОЧНЫХ МАРИ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКИЙ НАРОД - ТУТ!
КЮСО КУМАЛТЫШ, СЕЛО ЧУРАЕВО - ТУТ!
СВЯЩЕННАЯ РОЩА - СЕЛО МИШКИНО - ТУТ!
Моление восточных (эрвел) мари - тут!
Марийские предания и были о древнем змее - тут!
Про одну такую сылвенскую деревню Тебеняки (по-марийски: Сулий ял) мы хотим рассказать в данной статье.
Буквально недавно у селения Тебеняки возобновили языческие моления в древней роще – кюсото при помощи уральских картов и марийских активистов. Сейчас медленно идет восстановление традиционной марийской религии в уральских деревнях.
Из истории Поволжья известно, что после завоевания царем Иваном Грозным Казанского ханства, а также после нескольких Черемисских войн (вторая половина 16-го века) луговые мари попали в орбиту молодого Московского государства. А развитие и рост каждой империи предполагает налогообложение, администрирование, общая вера (идеология), унификация общественной жизни.
Большое количество марийского народа было несогласно с этим, лесная воля и свободные промыслы (охота, рыболовство и бортничество) - вели мари на восток. То есть в глухие таежные края, где не было непомерных налогов и сборов, насильственного крещения и рекрутских наборов в армию. Плюс ко всему, эти края были не обжиты, богаты зверьем и дичью, в реках было много рыбы.
Так, при движении мари по притокам Камы возникли кунгурские, или сылвенские марийцы (по-марийски: Кöҥгыр марий, Сулий марий). Дело в том, что южная часть Пермкой земли относилась к Кунгурскому уезду – от этого названия произошло имя данной этнографической группе. Появление этой подгруппы эрвел мари записано к началу 17-го века, хотя многие историки указывают, что марийцы тут появились несколько раньше – в конце 16-го века.
По архивным данным в конце 17-го века в кунгурском краю уже насчитывалось более 100 марийских илемов с численностью мужского пола почти 400 человек. В основном мари селились по берегам рек Сылва и Ирень. Впоследствии часть марийцев перемешалась с русскими и татарами Пермского края.
В настоящее время основная часть пермских мари компактно проживает в Суксунском районе Пермского края (селения Васькино, Иванково, Красный луг, Каменка, Сызганка и в некоторых других). Общая численность марийского населения в районе 1482 человека.
Деревня Тебеняки расположена берегу реки Сылва, примерно в 20 километрах от пгт. Суксун Пермского края. Селение известно по архивным данным с 1740 года, но, скорее, всего марийцы пришли в эти края намного раньше этой даты.
Численность населения деревни около 270 человек. В основном жители занимаются сельским хозяйством и подсобными участками.
У многих деревень до сих пор сохранились священные рощи, в том числе, у деревни Тебеняки (Сулий), но в годы советской власти моления в них прекратились, и практически не возобновлялись (за исключением краткого промежутка во время Великой Отечественной войны).
В этом году, после почти 70-летнего перерыва, в священной роще д. Тебеняки прошло осеннее моление традиционной марийской религии (19 ноября).
Инициативу выдвинули местные жители (под руководством Галины Пньковой), они обратились к главе Фонда сохранения и развития нематериального культурного наследия народа мари «Ош Кече» Виталию Головину – с просьбой помощи для освящения Кӱсото. После этого было принято решение по организации в роще праздничного моления.
Руководство Фонда «Ош Кече» совместно с руководителем национально-культурной автономией марийцев Пермского края Раисой Шамратовной Поповой и главой централизованной религиозной организации Марийской Традиционной Религии Республики Башкортостан Геннадием Павловичем Пастиевым после согласования с жителями деревни Тебеняки, приняли решение провести освящение 19 октября 2020 года.
Перед проведением моления местные жители провели уборку рощи, так как за много лет тут было много валежника и сухих веток и другого лесного хлама.
Перед назначенным днем, в воскресение - марийские карты (по-марийски – онаеҥ), провели моление в Краснокамском районе Башкортостана, а потом поехали в Пермский край, в деревню Тебеняки.
Для моления народ приготовил чистые национальные белые одежды и полотенца, а также продукты специально для таких молений: квас, марийские блины, специальный хлеб, медовый напиток – шорва. Также для молений в кюсото изготовлялись специальные свечи из настоящего воска (напомним, что церковные свечи сейчас делают из парафина с добавками) – нужно три штуки. А также другие культовые вещи.
На древнее марийское моление собрались не только жители данной деревни, сюда также приехали марийцы из соседних деревней Муксунского района.
Рано утром, одев белые одежды, и совершив обряды, взяв свечи и продукты – люди во главе с картами пошли к священной роще – Кӱсото. Руководил молениями Верховный Карт Башкортостана (по-марийски – эрвел мари-влакын Тӱҥ Онаеҥ) Геннадий Павлович Пастиев. Ему помогали карт из Краснокамского района РБ Виталий Искаков, карт из города Казани, президент Фонда «Ош Кече» Виталий Головин, помощник карта – учо из Калтасинского района Радислав Зиятдинов и местный активист Сергей Александров.
Следует указать, что мистическим центром священных рощ являются особые деревья – онапу – они как бы являются энергетическими каналами или проводниками для связи с богами и духами. Эти деревья – онапу помечаются ритуальными полотенцами, различными надписями и свечами. В роще может быть несколько таких священных деревьев, и каждое дерево может быть посвящено различному богу.
Традицию проведения обрядов, состав молитвенных текстов, религиозные ритуалы – все это нигде не записывается, а, как правило, передается устно из поколения в поколение, от карта к ученику (учо).
Традиционная марийская религия является культурной базой марийской нации, основой сохранения марийского языка, её внутренней сакральной сущностью.
Марийцы считают, что пока проводятся моления в священных рощах, до тех пор будет существовать марийский народ!
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Марийцы. Энциклопедия Пермского края.
ВПН-2010. Численность и размещение населения Пермского края.
Группа Восточные (эрвел) мари Вконтакте.
Шумилов Е. Н. Населенные пункты Пермского края: Краткий исторический справочник. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Пермь, 2012. — 107 с.
Коряков Ю. Б. База данных «Этно-языковой состав населённых пунктов России».
Серкин С. П. Тайны земли Камской, 2008.
Мастерица за ткацким станом. Деревня Тебеняки Суксунского района. Марийцы. Фото А. Черных. «Декоративно-прикладное искусство». Народные промыслы и ремесла, Черных А. В.
«История восточных марийцев». Кельмаков И.Н. издание г. Уфа, 2005 год.
Вложение | Размер |
---|---|
Деревня Тебеняки, сылвенские мари | 614.79 КБ |
Деревня Тебеняки, сылвенские мари | 582.69 КБ |
восточные марийцы | 257.72 КБ |
эрвел мари | 155.98 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 2475 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий