Город Иерусалим
Иерусали́м (ивр. יְרוּשָׁלַיִם Йерушала́(й)им (audio) (инф.), араб. القُدس аль-К̣удс, أورشليم Ӯршалӣм (Ӯрушалӣм), أورشليم القدس, Ӯршалӣм-аль-К̣удс) — столица Израиля, город на Ближнем Востоке. Расположен на плато в Иудейских горах на водоразделе между Средиземным и Мёртвым морями, на высоте 650—840 м над уровнем моря; климат средиземноморский, с жарким, сухим летом и мягкой, влажной зимой. Город является священным для трёх крупнейших авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама. Населён представителями множества национальных, этнических и религиозных деноминаций; численность населения Иерусалима (без пригородов) составляет 865 721 жителей.
23 января 1950 года Кнессет провозгласил Иерусалим столицей Государства Израиль; с 1967 года в результате Шестидневной войны Израиль стал контролировать всю территорию города: как Западный Иерусалим, так и Восточный. В 1980 году Кнессет провозгласил Иерусалим единой и неделимой столицей Израиля. Израильский суверенитет над восточной частью города и статус всего Иерусалима как столицы Израиля не признаны значительной частью международного сообщества, которое относится к Восточному Иерусалиму как к палестинской территории, оккупированной Израилем. Статус Иерусалима остаётся одной из центральных тем палестино-израильского конфликта.
Иерусалим является одним из древнейших городов мира: первые поселения датируются IV тысячелетием до н. э. В XI веке до н. э. город был занят евреями и провозглашён столицей Израильского царства, а с X века до н. э. — Иудейского. После распада Римской империи Иерусалим отошёл к Византии. С этого момента начинается христианизация города. C захватом в 639 году арабским халифом Умаром ибн Хаттабом город начинает приобретать мусульманский облик. В 1099—1187 и 1229—1244 годах Иерусалим был под властью крестоносцев.
В 1538 году при Сулеймане Великолепном вокруг Иерусалима были построены стены. Сегодня эти стены определяют границы Старого города, который традиционно разделяется на четыре квартала, известные с начала XIX века как Армянский, Христианский, Еврейский и Мусульманский кварталы. В 1981 г. Старый город стал объектом Всемирного наследия, и включён в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой. Современный Иерусалим разросся далеко за пределы границ Старого города.
Исторически в основе экономики города лежит его привлекательность для паломников и светских туристов. Однако всё большую роль в экономике Иерусалима играют современные высокотехнологичные предприятия; в 2005 году город признан одним из пяти наиболее динамично развивающихся технологических центров планеты. В Иерусалиме также расположены многие художественные и культурные площадки, в том числе всемирно известный Музей Израиля. Город является государственным телерадиовещательным центром страны. Основанный в 1925 г. Еврейский университет в Иерусалиме входит в первые две сотни учебных заведений мира.
Этимология
Город впервые упоминается в египетских источниках XIX—XVIII вв. до н. э. как Рушалимум, в Эль-Амарнских письмах XIV в. до н. э. как Урусалим и в анналах Санхерива (конец VIII в. до н. э.) как Урсалимму. Самое раннее внебиблейское ивритское написание слова «Иерусалим» датируется шестым или седьмым веком до н. э.[] и было обнаружено в 1961 г. в Хурбат-Бейт-Лойя около Бейт-Гуврина. Надпись гласит: «Я есть Яхве, Бог твой, приму Я города Иудеи и избавлю Я Иерусалим»[] — или, как предлагают другие исследователи: «Яхве есть Бог всей земли. Горы Иудеи принадлежат Ему, Богу Иерусалима».
Этимологически название «Иерусалим» (Ирушалем), согласно различным источникам, происходит от значения «основанный (шумерское йеру — 'поселение' / семитское ири, иарах — 'основывать, закладывать краеугольный камень') Шалимом (Шалим, или Шулману — западносемитское божество)». Таким образом, изначально — в Бронзовом веке — Шалим был божеством-покровителем города. В западносемитской мифологии Шалимму было именем бога вечерней зари и благополучия. В основе этого имени лежит тот же корень С-Л-М, от которого происходит ивритское слово «мир» (шалом, или салам в современном арабском). Таким образом, это название легко стало объектом таких этимологизаций, как «Город мира», «Обиталище мира», «Основанный в безопасности» или, как вариант у некоторых христианских авторов, «Видение Мира».
В Торе принято написание ירושלם (в огласованном варианте — יְרוּשָׁלַםִ), а в арамейских частях Библии принято — ירושלם (огласованный вариант ירְוּשְׁלֵם). Эта форма впервые появляется в Книге Иисуса Навина. В Торе также встречаются названия Шалем (ханаанский Иерусалим до завоевания страны израильтянами), Йевус — по имени народа иевусеев, владевших городом до завоевания Давидом (напр., Судьи 19:10: יְבוּס, הִיא יְרוּשָׁלִָ: «Иевус, он [есть] Иерусалим»), и (мецудат Цион) «Крепость Сиона» — по названию крепости в центре города (название «Сион» изначально относилось к конкретной части города, однако позже стало означать город в целом и символизировать библейскую Землю Израиля). Завоевав Иевус, Давид переименовал его в Город Давида,[] и в древности город был известен под этим названием.
В мидрашах название обычно связывается со словом שלם (шалем — «цельный»); в раввинистической литературе оно также связывается с ירושה (йеруша — наследие, завещание). Согласно Мидрашу, форма Йерушалем или Йерушалаим также является комбинацией Яхве Йир’э («Бог присмотрит (за ним)» — имя, данное Авраамом месту, в котором он приступил к жертвоприношению своего сына) — и названия города «Шалем».
Иерусалим, Храмовая гора
Окончание -аим указывает на двойственность. Вероятно, название приобрело форму, совпадающую с формой двойственного числа на древнееврейском, по аналогии с названиями других городов Иудеи. Есть также предположение, что название Йерушалаим связано с тем фактом, что город расположен на двух холмах.[] Однако, произношение последнего слога как -аим представляется позднейшей модификацией, которой во времена Септуагинты ещё не существовало.
В греческом и латинском название города транслитерировалось как Гиеросо́лима (греч. Ιεροσολυμα, лат. Hierosolyma), что ассоциируется со святостью города — в греческом ἱερος (hieros) означает «святой». После разрушения Иерусалима римлянами вновь построенный город получил название Элия Капитолина — в честь императора Адриана и Капитолийской триады.
В мусульманских источниках первоначальное название Иерусалима Илия впоследствии стало связываться со святостью: Мадина Байт ал-Макдис («город Храма»), а затем просто Байт ал-Макдис (Храм). В X веке в арабском языке закрепилось заимствованное из древнееврейского название Урушалим с эпитетом ал-Кудс («святость», «святой»: Байт ал-Кудс — «святой Храм» или Мадина ал-Кудс — «Святой город»), часто сокращающееся просто как ал-Кудс (القُدس). Официальная политика израильского правительства предписывает, чтобы в качестве арабского наименования города, в сочетании с القُدس, использовалось أُورُشَلِيمَ, транслитерируемое как Уршалим — термин, родственный ивритскому и английскому наименованиям. يمَ-القُدس.Семьи палестинских арабов, происходящие из этого города, часто называются «кудси» или «макдиси», в то время как палестинские мусульмане-иерусалимиты могут использовать эти термины, как этнохороним.
Храм Гроба Господня
ЦЕНТР ТРЕХ РЕЛИГИЙ
Несмотря на площадь, составляющую всего 0.9 км², Старый Город является местом нахождения многих объектов основополагающей религиозной значимости. Святынями для евреев является Храмовая гора и её Западная стена («Ко́тель»); для мусульман — мечети на Храмовой горе (религиозный архитектурный комплекс Аль-Харам аль-Шариф), а для христиан всех конфессий — Храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня) и множество церквей, возведённых там, где ступала нога Иисуса.
В результате Иерусалим имеет совершенно особый статус для приверженцев авраамических религий, как место расположения святынь иудаизма, христианства и ислама. Святым местом, общим для всех трёх религий, является Храмовая гора.[] Несмотря на усилия, прилагаемые для поддержания мирного религиозного сосуществования, такие объекты, как Храмовая гора, являются постоянным источником трений и противоречий. Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО определяет Старый город как объект, находящийся в опасности из-за незаконных раскопок и работ.
Иерусалим является самым святым городом еврейского народа с Х в. до н. э. — с того момента, как царь Давид провозгласил его своей столицей.[]. Согласно библейской традиции Давид завоевал город, а в 960 году до н. э. его сын, царь Соломон, воздвиг Первый Храм. Эти события, знаменующие основание города и охватывающие период времени вокруг точки начала 1 тысячелетия до н. э., обрели ключевое символическое значение для еврейского народа. Второй Храм, просуществовавший свыше 400 лет.[комм. 7] был полностью перестроен царём Иродом. Величайшая еврейская святыня была полностью разрушена в 70 году римским полководцем (впоследствии императором) Титом. Сегодня Западная стена — остаток подпорной стены Храмовой горы — является святым местом для евреев, уступающим только Святая святых на самой Храмовой горе. Евреи верят, что в будущем восстановленный Иерусалимский храм станет центром богослужения и просвещения для всего человечества, и, следовательно, Иерусалим станет духовным центром мира.
Иерусалим считается главным священным городом христиан. Именно здесь, на поздних этапах периода Второго Храма, родилось христианство. Согласно Новому Завету, Иисус был привезен в Иерусалим вскоре после своего рождения. Существует также рассказ об очищении Иисусом храма — изгнании разнообразных торговцев вон из священных пределов храмового двора (Мк. 11:15). Главные из новозаветных событий — Распятие и Воскресение Господне; поэтому самым выдающимся христианским объектом в Иерусалиме является Голгофа («Лобное место») — место распятия Христа. Традиционно одним из главных кандидатов на местоположение Голгофы и близлежащей гробницы Иисуса считается территория, ныне занимаемая Храмом Гроба Господня — возможно, самое святое место для христиан, и место их паломничества.
Для суннитского ислама Иерусалим является третьим по святости городом, после Мекки и Медины. [] В 610 г. н. э. Иерусалим стал первой киблой ислама, — объектом, в направлении которого надлежало совершать мусульманскую молитву (салат) (в 625 г. место киблы навечно заняла Кааба в Мекке[]). Однако непреходящее место, занимаемое городом в исламе, связано, главным образом, с историей ночного вознесения Мухаммада (ок. 620 г. н. э.). Мусульмане верят, что Мухаммад был перенесен на волшебном скакуне из Мекки к «возвышенности на краю (الاقصى)» — описание, в котором некоторые толкователи Корана видят Храмовую гору в Иерусалиме. По их толкованию, там он молился, а затем над местоположением разрушенного иерусалимского Храма разверзлись небеса и открылся путь, которым он вознёсся в рай. И хотя непосредственно в Коране название «Иерусалим» не упоминается исламские тафсиры (комментарии) интерпретируют некоторые места как описание Иерусалима. Кроме того, Иерусалим упоминается во множестве хадисов Священной для мусульман является Мечеть Аль-Акса на Храмовой горе и Место, на котором стоял Храм и с которого, по верованиям мусульман, Мухаммад вознёсся на небеса.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ИЕРУСАЛИМА
Достопримечательности Иерусалима
В храме Гроба Господня
Именно здесь любые вещи, прикладываемые самостоятельно к Камню Миропомазанья (по центру от входа в храм), Звезде на голгофе и месте захоронения Христа (Кувуклия), считаются освещенными. И люди освещают все… даже мобильные телефоны.
Так же можно освятить свечи благодатным огнем, который раз в году на Пасху появляется внутри Кувуклии, и потом весь год горит у входа для прихожан. Здесь поджигают свечи и тут же тушат. Мы тоже приобрели несколько пучков по 33 свечи и опалили их. По возвращении домой от этого пучка рекомендуется поджигать любые другие свечи. В тяжелой жизненной ситуации его лучше поджечь весь и помолиться, потом потушить.
В Храме Гроба Господня еще очень много важных мест и интересных моментов. Если вы не планируете пользоваться услугами экскурсоводов, подготовьте информацию самостоятельно и идите с ней в Храм, тогда многие ваши вопросы не останутся без ответа.
Далее, с «мешком» записок от друзей знакомых мы отправились к Стене Плача. Улицы Старого Иерусалима на первый взгляд напоминают лабиринт, даже распечатанную карту вы поймете не сразу.
В старом городе
Присмотритесь к многочисленным указателям (вам нужна надпись Western Wall дословно «Западная стена») или попросите подсказки местных жителей. Идти совсем не долго, минут 5.
Стена плача
Это остатки стены, окружающей Иудейский Храм, построенный на Храмовой горе, в 19 г. до н.э. Иродом Великим и главная иудейская святыня.
Откуда же такое название? Лично я постепенно узнала три версии и думаю, что в совокупности все они верны и очень четко характеризуют это место.
1.Возможно, подойдя к стене, вам захочется плакать.
Это нормально и очень хорошо, не сдерживайтесь, постойте у стены подольше или посидите рядом на стуле (конечно, если это ваша религия). Не зря же говорят « слезы душу очищают». Вы услышите, как плачут другие. Даже если вы ничего не почувствуете сразу, попросите о самом сокровенном, и в скором времени, обязательно, в вашей жизни начнутся изменения. Я знаю много таких примеров, и, конечно же, мой личный опыт подтверждает святость этого места.
2.После разрушения Храма римлянами в 70 г, евреи начали оплакивать уничтоженную святыню и просить здесь Бога о возвращении им Израиля.
3. Почти каждый год, в один и тот же день (по еврейскому календарю — 9 ава), обычно это август месяц, на всей поверхности стены появляются капли, словно слезы. В этот день к Стене прилетает белый голубь и сидит там неподвижно.
Перед тем как оказаться здесь, будьте готовы пройти через металлоискатель и положить вещи на ленту интраскопа, как в аэропорту. Процедура очень быстрая.
Для посещения Стена разделена на мужскую и женскую половины. Мужчинам на входе дают напрокат кипу. Перед тем как подойти к Стене вымойте руки прямо у входа. Налейте сначала воду в ковш и полейте уже из ковша, сначала одну руку до локтя, потом другую. Говорят что выражение «рука руку моет» началось именно с этой традиции.
Постарайтесь подойти к Стене поближе и дотронуться до нее. Подготовьте записки со своими самыми сокровенными пожеланиями для себя и близких. Материальные блага просить не рекомендуется. Пожелания должны быть краткими и точными, и умещаться на маленьком листочке. Место, чтобы оставить записку, найти сложно, а чужие убирать нельзя. Если вы не подготовились заранее, ничего страшного. У входа можно взять ручку и листочек, и написать все на месте. У стены много свободных стульев, где можно посидеть, если вы хотите побыть в этом прекрасном месте подольше или просто устали. Отходить от стены принято пятясь спиной назад, чем дольше, тем лучше.
Мы застали праздник Бар-мицву для многих мальчиков. Это день, когда по достижении 13 лет и одного дня, еврейский мальчик становится ответственным за свои религиозные поступки. На мужской половине Стены мужчины читали тору. Женщины наблюдали, встав на стулья на своей стороне. Все это сопровождалось своеобразным улюлюканьем с обеих сторон Стены и перекидыванием конфет друг другу. Достаточное интересное зрелище, особенно, если вы хотите узнать больше о традициях еврейского народа.
Если время позволяет, рекомендую посетить туннели Стены Плача, возле северной ее части и у одного из входов/выходов.
Находясь у Храмовой Горы, мы видим лишь часть Стены высотой 20 метров. А на самом деле она уходит еще на 12 метров вниз. Это очень большой комплекс туннелей, прилегающих к Стене и проходящих под зданиями Старого Города. Он разрабатывается археологами и по сей день.
Я посещала это место в другой свой приезд в Израиль. Экскурсия мне понравилась, она начиналась в определенное время и проводилась на английском языке. Билеты можно приобрести вот здесь.
График работы: с воскресения по четверг с 7.00 до 23.00, в пятницу и накануне праздников с 7.00 до 12.00. Закрыт в шабат, праздники и предпраздничные дни.
Храмовая гора
Далее наш путь лежал наверх Храмовой Горы к мечетям Аль-Акса и Куббат ас-Сахра (Купол скалы).
На Гору можно подняться по деревянному мосту только в строго отведенное время. Уточнить график можно до того как вы пойдете к Стене Плача, тогда вам проще будет ориентироваться по времени. Скажу только, что охранник посоветовал подойти минут за 20 до открытия КПП, мы не послушались и стояли потом в вот такой очереди.
На КПП вас не пропустят ни с какой Христианской и Иудейской символикой и сувенирами. Все можно оставить здесь в ячейках, которые не закрываются, и к которым потом достаточно неудобно возвращаться.
Мы об этом не знали, пришлось делать круг и немного менять планы, и после посещения Хамовой Горы, перекусить в старинном кафе, выложенном внутри иерусалимским камнем, рядом с северным выходом у Стены Плача. Цены вполне адекватные, какой-то сильной наценки за «звездность места» мы не ощутили, но еще больше прониклись необычностью архитектуры Старого Города.
Итак, вернемся к Храмовой Горе. Пройдя КПП, металлоискатель и прочие досмотры, мы опять оказались в месте, значимом для всех трех Религий. Не вдаваясь в какую-либо из них, я перечислю лишь самые яркие события, к которым принадлежит это место.
Считается, что это и есть центр земли, откуда Бог начал создавать Мир. Здесь появился первый человек - Адам. Здесь Каин и Авель приносили свои жертвы на первом алтаре. Так же после потопа Ной остановился здесь. И Авраам, из любви к Богу, готов был принести в жертву своего сына Исаака тоже на Храмовой Горе.
И еще… Согласно всем трем религиям, настанет день и именно сюда придет Сын Божий, чтобы совершить суд над миром.
Более 3000 лет назад царь Соломон построил первый Храм для молитв и жертв Единому Богу. Он просуществовал около 400 лет. Но вавилонские захватчики разрушили его до основания. Он был отстроен заново, но менее чем через век был разрушен Римлянами. Осталась только – Стена Плача.
На Храмовой же горе на данный момент находятся две мечети. Первая-Купол скалы. Ее золотой купол виден из любой точки Старого города.
Она отмечает то место, на которое приземлился пророк Мухаммед в своем чудесном мгновенном перемещении из Мекки. Здесь он вознесся на небо, предстал перед Аллахом, и получил заветы мусульманской веры.
Вторая мечеть на Храмовой горе - Аль-Акса, тоже имеет для мусульман огромное значение, долгое время все мусульмане во время намаза обращались к ней лицом. И только позже в сторону Мекки.
Аль-Акса
За пределами старого города
Чтобы побывать в других значимых для христиан местах за пределами Старого города, мы вышли через Львиные ворота. Но предварительно помолились в Храме Святых Анны и Иоакима (родителей Богородицы). Это всего несколько метров от выхода из города. Попросите ключи от входа в пещеру у служащей Ольги, которая работает там уже несколько лет. На самом нижнем этаже хранится чудотворная икона. С Ольгой всегда очень приятно пообщаться на духовные темы.
Далее вам достаточно немного спуститься вниз и перейти дорогу. И вот уже перед вами — Гефсиманский сад, современная c, храм Успения Девы Марии, монастырь Креста (на месте, где росло дерево, из которого затем был сделан крест Распятия), Храм Святой Марии Магдалины. Не буду подробно описывать все вышеперечисленные места, все они уникальны и достойны внимания.
Мы успели практически везде и даже поднялись уже гораздо выше на Масличную гору к Храму Вознесения Христа.
Только хочу обратить внимание на график работы Храма Святой Марии Магдалины. На воротах указан график приема: вторник и четверг с 10:00-12:00.
Храм Святой Марии Магдалины
Но и в любое другое время можно постучаться и попросить о визите. Когда нет службы, сам храм может быть закрыт, но все же зайдите за высокие ворота монастыря, и вы попадёте в прекрасный зелёный сад. Спокойствие и умиротворение - это атмосфера которая прибудет и в каждом пришедшем сюда. Тут же находится женский православный монастырь, в котором можно пожить от месяца до трёх , "потрудничать" ( как сказала мне одна из настоятельниц).
Место чудесное, как и все в Иерусалиме...
Во всех святынях, описанных в этой статье мы побывали самостоятельно, за один день, и без экскурсовода.
Возвращаясь обратно в отель через Львиные Ворота, мы еще прошлись по всем девяти «станциям» от лат. Via Dolorosa(«виа де ла роса» или «Путь Скорби») — улица, по которой, пролегал путь Иисуса Христа к месту распятия. Последние пять из четырнадцати находятся в самом Храме Гроба Господня.
Иерусалим был полностью разрушен ещё в I веке, и дороги даже в старом городе выложены новой брусчаткой.
Тем не менее, обратите внимание, на огромные камни недалеко от некоторых «станций». Эти камни сохранились со времен Иисуса. Полицейские любят на них стоять. Если камни будут свободны постойте и вы. Люди чувствительные к энергиям обязательно почувствуют тепло в стопах.
Тоннель Западной Стены
Подземный ход, по которому можно пройти вдоль всей сохранившейся части Стены Плача. Тоннели были открыты во время раскопок XIX века. Сегодня эта достопримечательность располагается на территории мусульманского квартала. В результате археологических изысканий специалисты обнаружили в подземельях множество древних артефактов, принадлежащих к разным историческим периодам. Проход был открыт для свободного посещения в 1990-е гг.
Яд ва-Шем
Мемориальный комплекс 1953 года, посвященный событиям Холокоста. Он увековечивает память многочисленных жертв, павших в результате гонений на еврейский народ во время Второй мировой войны. В комплекс входит несколько объектов — Зал памяти, Музей истории Холокоста, Партизанская панорама, колонна Героизма, Детский мемориал, отдельные памятники и площади. На территории Яд ва-Шем работает Международный институт исследований Холокоста.
Улица «Виа Долороза»
Считается, что по «Виа Долороза» пролегал путь Иисуса к месту распятия. На улице обозначены 9 из 14 предполагаемых остановок Христа во время его предсмертного шествия на Голгофу. Также здесь располагаются несколько храмов и монастырь. Название улицы переводится как «скорбный путь». Общая длина маршрута составляет 500 метров. Проход по нему займет около часа при условии задержки на каждой остановке.
Еврейское кладбище на Елеонской горе
Самый старый иудейский некрополь в мире, где находятся могилы и погребальные ниши с останками ветхозаветных пророков Малахии, Захарии и Аггея. Первые захоронения датируются X веком до н. э. Кладбище считается святым. Долгие века быть похороненным в его пределах почиталось за большую честь. Согласно иудейской вере, в конце времен Мессия взойдет на Елеонскую гору и начнет воскрешать мертвых.
Садовая могила
Иудейское пещерное захоронение, которое почитается некоторыми последователями протестантской церкви как истинная могила и место воскрешения Христа (так называемая протестантская Голгофа). Однако исследования и ряд фактов показывают, что древний некрополь относится к IX-VII вв. до н. э. Могила расположена в квартале Шейх Джарах неподалеку от доминиканской обители Сент-Этьен.
Гробница Богородицы
Одна из христианских святынь Иерусалима. Согласно Писанию, в могиле похоронена мать Иисуса Мария. Гробница находится на западном склоне Елеонской горы на территории многократно упомянутой в Библии долины Кедрон. Доступ к святыне имеют все христианские церкви, однако сама она принадлежит Иерусалимской православной церкви. В IV веке при содействии Елены Равноапостольной над усыпальницей был возведен первый храм.
Мечеть Купол Скалы
Храм был воздвигнут в 687—691 гг. спустя несколько десятилетий после кончины пророка Мухаммеда. Он считается одним из первых памятников исламской архитектуры. В те времена еще не существовало понятия «мечеть», здание строилось как дом для паломников. В период господства крестоносцев над Иерусалимом Масджид Куббат ас-Сахра (арабское название храма) была превращена в церковь, но в 1187 году снова оказалась в руках мусульман.
Базилика Святой Анны
Базилика возведена на месте жилища, где появилась на свет мать Иисуса Мария. Храм расположен на территории старых кварталов, которые сейчас занимает мусульманский район. Церковь Св. Анны была выстроена во времена господства крестоносцев в середине XII столетия. В 1192 году после их ухода из Иерусалима сооружение было переделано в медресе. В этом качестве базилика просуществовала до середины XIX века. В 1856 году она была отдана христианской общине.
Церковь всех наций
Францисканский храм в пределах Гефсиманского сада, где Иисус совершал молитву в ночь перед арестом. Церковь была сооружена в 1924 году по проекту архитектора А. Барлуцци. Деньги на строительство выделили представители католической церкви из 12 стран, благодаря чему храм и получил имя «Церковь всех наций». Современное здание было возведено на фундаменте XII века, оставшемся от эпохи рыцарей-крестоносцев.
Монастырь Успения Богоматери
Бенедиктинская обитель на горе Сион, созданная в начале XX столетия на месте, где предположительно располагался дом Иоанна Богослова. Обитель возведена взамен храма XII века, который был уничтожен мусульманами после победы над крестоносцами. Еще раньше в период V-IX вв. здесь была раннехристианская базилика Св. Сион. Архитектура главной монастырской церкви сочетает в себе элементы арабского и византийского стилей.
Горница Тайной Вечери
Помещение на верхнем этаже одного из городских домов на горе Сион, где проходила трапеза Христа и его учеников, известная как Тайная Вечеря. Эту комнату принято считать первым христианским храмом. В эпоху рыцарей-крестоносцев все здание было переделано в церковь, которую украсили колоннами из мрамора и куполами. Некоторые элементы декора принадлежат к еще более поздней эпохе. На первом этаже здания Горницы расположена усыпальница царя Давида.
Церковь Святого Петра в Галликанту
Католический храм первой половины XX века, возведенный на предполагаемом месте отречения апостола Петра. Согласно верованиям, возникшим в Средние века, здесь же Петр оплакивал свой недостойный поступок. Церковь выстроена в неовизантийской манере по проекту архитектора Э. Бубе. Ей предшествовали три храма, последний из которых пришел в упадок и был разрушен в конце XIII столетия.
Церковь Отче наш
Храм находится на склоне Елеонской горы в том месте, где Христос произносил перед апостолами молитву «Отче наш». На самом деле, это бездоказательное предположение. Неизвестно, читал ли Иисус именно эту молитву своим ученикам, так как в разных источниках содержится противоречивая информация. Архитектурный комплекс, включающий в себя кармелитский монастырь, был возведен в XIX-XX вв. на месте базилики V века и более поздней церкви XII столетия.
Церковь Святой Марии Магдалины
Русский православный храм в Гефсиманской долине. Он выстроен в XIX веке на пожертвования российской императорской семьи в честь супруги Александра II Марии Александровны. Церковь является храмом при женской обители. Здесь хранятся мощи Св. Варвары и Елизаветы и чудотворная икона «Одигитрия». Здание выстроено из иерусалимского камня в характерном для московской школы архитектурном стиле.
Башня Давида
Древняя крепость, расположенная при входе в Старый город. Строительство укрепления датируется II веком до н. э. Оно было возведено для целей обороны. В течение веков сооружение поочередно перестраивалось мусульманами и христианами. Считается, что в более ранние века на месте цитадели находился дворец царя Давида. В наши дни на территории башни размещен музей, посвященный истории Иерусалима.
Дамасские ворота
Древние ворота в северо-западной части города, за которыми раскинулся арабский квартал Шейх Джарах. В прошедшие эпохи отсюда начинался путь до г. Дамаска. Первый раз ворота были возведены в VI веке до н. э. После разрушения Иерусалима римлянами во II веке они были отстроены заново. В X появилось третье по счету сооружение, которое было расширено и перестроено в XII-XIII столетиях.
Кнессет
Кнессет – израильский парламент. Здание для заседаний этого законодательного органа было возведено в 1960-хх. В те времена у государства не было денег на реализацию столь грандиозного проекта. Однако израильтян выручил британский политик и филантроп Э. Ротшильд, который пожертвовал на строительство крупную сумму. В итоге в районе Гиват-Рам было создано грандиозное сооружение по проекту архитектора И. Кларвейна.
Улица Бен-Йехуда
Одна из прогулочных аллей Иерусалима, названная в честь Э. Бен-Йехуда – создателя современного иврита. Она расположена в современной части города. Улица застроена ресторанами, кафе, сувенирными лавками и косметическими магазинами, торгующим средствами на основе минералов Черного моря. Неспешно прогуливающихся туристов часто развлекают уличные музыканты.
Рынок Махане Иегуда
Базар на территории квартала Махане Иегуда, который часто называют простым словом «Шук» (в переводе с иврита – «рынок»). Это место популярно у туристов и жителей города. Раньше здесь продавались товары по достаточно низким ценам, однако из-за большого наплыва иностранцев торговцы переориентировались на более дорогую и эксклюзивную продукцию. Жизнь «кипит» на рынке даже по ночам, когда открываются бары с живой музыкой.
Музей Израиля
Главный музей страны, созданный на многочисленные частные пожертвования, а также на средства, полученные от правительства США в 1950-х гг. Музейный комплекс был построен по проекту архитекторов А. Мансфельда и Д. Гада на холме Гиват-Рам. Музейная коллекция состоит из почти 500 тысяч экземпляров, относящихся к историческому и культурному наследию еврейского народа. Самым ранним экспонатам более 9 тысяч лет.
Музей библейских стран
Музейная коллекция посвящена истории стран и народов, упомянутых в еврейских священных текстах, объединенных в многотомный Танах (аналог христианской Библии). Экспозиция состоит из артефактов Древнего Египта, Шумера, Ассирии, Рима, Персии, Месопотамии и других ближневосточных государств. Музей был создан в 1992 году. на основе частной коллекции Э. Боровского при поддержке мэрии Иерусалима.
Научный музей Блумфилда
Популярный научный центр, созданный в 1992 году. по инициативе профессора П. Хиллмана. Коллекция состоит из интерактивных экспонатов и опытных образцов, над которыми посетители могут ставить эксперименты. Каждое отделение музея посвящено одной научной отрасли. В местном конференц-зале показывают фильмы, из которых можно почерпнуть много полезной информации для расширения кругозора.
Музей исламского искусства Майера
Размещенная в девяти залах экспозиция музея повествует об истории исламской цивилизации, начиная с момента ее зарождения и до конца XIX столетия. Отдельные разделы посвящены искусству, архитектуре, религии, мировоззрению, письменности и различным ремеслам. Также здесь размещена уникальная коллекция антикварных хронометров, собранных со всей Европы. Выставка открылась в 1974 году.
Археологический музей Рокфеллера
Собрание было ранее известно под названием Археологический музей Палестины, но было переименовано в честь Д. Д. Рокфеллера-младшего, который пожертвовал внушительную сумму денег на создание музея. Его коллекция охватывает исторический период продолжительностью более 2 млн лет. Здание музея было возведено по проекту О. Харрисона из белого известняка в смешанном стиле западной и восточной архитектуры.
Пещера Седекии
В X веке до н. э. в пещере Седекии добывали камень для возведения Первого Храма, поэтому с античных времен место известно как каменоломни царя Соломона. В пещере огромное количество проходов, залов и коридоров. Ее глубина составляет всего 100 метров при достаточно внушительной площади в 9 тысяч м². Пещера была обнаружена в середине XIX века и быстро обросла таинственными легендами. С тех пор ее занимали то масоны, то сектанты.
Иерусалимский библейский зоопарк
Тематический зоосад на юго-западе Иерусалима, где содержатся упомянутые в Библии животные. Он занимает территорию в 25 га и расположен на двух уровнях. Здание информационного центра зоопарка построено в виде Ноева ковчега. Здесь постоянно проводятся тематические лекции и организуются временные выставки. Помимо большого количества представителей фауны, зоопарк может похвастаться немалым растительным разнообразием.
Гефсиманский сад
Сад расположен у подножья Масличной горы на территории 1200 м². Согласно Священному писанию, именно здесь Иисус провел свою последнюю ночь перед казнью. В саду растут древние оливковые деревья, которые вполне возможно помнят самого Христа, так как их возраст превышает 2 тысячи лет. Сегодня Гефсиманский сад – это ухоженный и живописный ландшафтный сквер с лужайками и прогулочными дорожками.
мемориал памяти погибшим в Великую Отечественную войну
КУЛЬТУРА
Хотя Иерусалим известен в основном благодаря своей религиозной значимости, город является также местом нахождения многих художественных и культурных площадок. Музей Израиля привлекает почти миллион посетителей в год, приблизительно треть из которых составляют туристы. Музейный комплекс площадью 81 000 кв.м. состоит из нескольких зданий, в которых представлены специальные выставки и обширные коллекции иудаики, археологических находок, израильского и европейского искусства. Свитки Мёртвого моря, обнаруженные в середине XX в. в Кумранских пещерах возле Мёртвого моря, размещены в Храме Книги этого музея.[] Молодёжное крыло, в котором организуются временные выставки и проводится обширная программа художественного образования, ежегодно посещают 100 000 детей. В музее имеется большой открытый сад скульптур и уменьшенная модель Второго Храма.
Музей Рокфеллера, расположенный в Восточном Иерусалиме, был первым археологическим музеем на Ближнем Востоке. Он был построен в 1938 г., в период Британского Мандата.
Рядом с Израильским музеем, возле Национального кампуса археологии Израиля, расположен Музей библейских стран, в котором находятся офисы Управления древностей Израиля. По соседству с горой Сион, на участке, называемом «Библейский холм», планируется строительство Мирового библейского центра. Планируемый Мировой центр каббалы должен располагаться на близлежащем променаде, с которого открывается вид на Старый город.
Национальное кладбище Израиля расположено на западной окраине города, возле Иерусалимского леса на горе Герцля. Западным продолжением горы Герцля является гора Памяти, где расположен главный музей Холокоста в Израиле. В Яд ва-Шем, национальном израильском мемориале жертв Катастрофы, расположена крупнейшая в мире библиотека информации, связанной с Холокостом. В ней хранится около 100 000 книг и статей. Комплекс включает в себя являющийся произведением искусства музей, в котором геноцид евреев исследуется посредством экспозиций, концентрирующихся на персональных историях индивидов и семей, уничтоженных во время Катастрофы. Имеется также художественная галерея, представляющая работы погибших художников. Кроме того, в Яд Вашеме увековечена память полутора миллионов еврейских детей, убитых нацистами, и возданы почести Праведникам мира.
Бецалель (академия) — израильская национальная Академия художеств
Музей «На грани», в котором вопросы сосуществования исследуются методами искусства, расположен на дороге, разделяющей восточный и западный Иерусалим.
Иерусалимский симфонический оркестр, основанный в 1940-х г.г.,[] выступает по всему миру. В Международном конференц-центре (Биньянеи ХаУма) у въезда в город размещается Израильский филармонический оркестр. Иерусалимская Синематека, Центр Жерара Бехара (ранее Баит Ха’ам) в центральной части Иерусалима, Иерусалимский музыкальный центр в Йемин Мош[] и музыкальный центр Тарг в Эйн-Карем также представляют различные виды искусства. Израильский фестиваль, предлагающий на закрытых и открытых площадках выступления местных и иностранных певцов, концерты, спектакли и программы уличного театра проводится ежегодно начиная с 1961 г., и Иерусалим является крупнейшим организатором этого события. Иерусалимский театр в квартале Талбия принимает у себя более 150 концертов в год, равно как и театральные и танцевальные компании и исполнители из-за рубежа. Театр Хан, разместившийся в караван-сарае напротив старого иерусалимского железнодорожного вокзала, является единственным в Иерусалиме репертуарным театром. Сам вокзал в последние годы стал площадкой для культурных событий, равно как и местом проведения Шав’уа Хасэфер (ежегодной недельной книжной ярмарки) и музыкальных представлений на открытом воздухе. Ежегодно проводится Иерусалимский международный кинофестиваль, на котором демонстрируются израильские и зарубежные фильмы.
Иерусалимский библейский зоопарк стабильно занимает высшие места среди израильских туристических объектов.
В доме Тихо в центральной части Иерусалима размещены картины Анны Тихо и коллекция иудаики её мужа — офтальмолога, открывшего первую глазную клинику в Иерусалиме в этом здании в 1912 г. Аль-Хоаш, учреждённый в 2004 г., является галереей, в которой сберегается палестинское искусство.
Гейхал Шломо
В 1974 г. была основана Иерусалимская синематека. В 1981 она была перенесена в новое здание на Хевронской дороге возле Долины Хинном и Старого города.
В Иерусалиме расположен Палестинский национальный театр, равным образом участвующий в сохранении культурного наследия и инновациях, и занимающийся возрождением интереса палестинцев к искусству. Национальная музыкальная консерватория Эдварда Саида спонсирует палестинский молодёжный оркестр[180], который в 2009 г. совершил турне по странам Залива и другим государствам Ближнего Востока. В Исламском музее на Храмовой горе, основанном в 1923 г., хранится множество исламских артефактов, начиная от крохотных склянок для кайалов и редких манускриптов и заканчивая гигантскими мраморными колоннами. Иерусалим провозглашался Столицей арабской культуры 2009 года.[183] Хотя Израиль согласует и финансово поддерживает некоторые из арабских культурных событий, программа Арабской культурной столицы была запрещена, поскольку она спонсировалась Палестинской Национальной Администрацией. В 2009 г. в иерусалимском пригороде Бейт 'Анан был проведён четырёхдневный культурный фестиваль, который посетили более 15 000 человек.
Фонд Авраама и Иерусалимский Межкультурный Центр (ИМКЦ) продвигают совместные еврейско-палестинские культурные проекты. Иерусалимский центр ближневосточной музыки и танца открыт для арабов и евреев и предлагает семинары по еврейско-арабскому диалогу посредством искусства. Еврейско-арабский молодёжный оркестр исполняет как европейскую классическую, так и ближневосточную музыку.
В 2006 году была открыта 38-километровая прогулочная Иерусалимская тропа, проложенная через многие культурные объекты и национальные парки внутри и вокруг Иерусалима.
В 2008 году на холме между еврейским Армон ХаНецив и арабским Джебль Мукабер была воздвигнута скульптура под открытым небом Чеслава Дзьвигая «Монумент толерантности», как символ исканий мира Иерусалимом.
Величие Иерусалима
Все переплелось здесь. Новейшие скоростные дороги, трамваи, высотки домов и многовековая история разных народов.
Вы затрудняетесь ответить, какой город является столицей Израиля, Иерусалим или Тель-Авив? Правильно, ответа просто нет. Официально – Иерусалим. Но столкновения между Палестиной и Израилем за эту территорию идут, и посей день. На улицах военные с автоматами – обычное дело. Некоторые страны так и не признали суверенитет Израиля, поэтому многие посольства находятся в Тель-Авиве. Таким образом, у государства два главных города, но именно в старом городе Иерусалима, находится большая часть достопримечательностей всей страны.
Как добраться, где находится
Добраться в Иерусалим из Тель-Авива, вы можете меньше чем за час с центральной автобусной станции Арлозоров на автобусе номер 480. Стоимость проезда 21 шекель. Далее на трамвае до пятой остановки Сити-Холл. Стоимость 6.9 шекелей. (подробнее о перемещениях по Израилю на общественном транспорте вы можете прочитать здесь).
Далее нужно спуститься немного вниз. Весь старый город обнесен высокой стеной, ее видно из далека. В стене есть несколько входов/выходов. Ближайшие к вам-Дамасские ворота.
Климат и погода
На территории Иерусалима господствует горно-субтропический климат, благодаря которому лето здесь жаркое и засушливое, а зима холодная и дождливая. Кроме того, данному региону свойственны резкие контрасты между дневной и ночной температурами. Наибольшее количество осадков приходится на период с ноября по середину апреля, причем зимой иногда выпадает снег, но очень быстро тает. Ну а с мая по сентябрь дожди практически отсутствуют. Летом температура воздуха в среднем составляет около +23 °С, хотя может достигать и +38 °С. Объясняется это жаркими северо-восточными ветрами под названием хамсины. Зимой воздух обычно прогревается до +7 °С, но иногда температура может опускается ниже 0 °С. Наиболее комфортным периодом для посещения Иерусалима является промежуток с марта по декабрь.
Природа
Иерусалим лежит в седловине Иудейских гор, на узком плоскогорье. С севера на юг через территорию города проходит водораздел между Мертвым и Средиземным морями. Неповторимость Иерусалиму придает чередование небольших долин с возвышенностями (горы Герцль, Скопус, Ромема, Масличная гора и др.).
Ранее город окружали густые леса, однако ввиду нерегулируемой сельскохозяйственной деятельности растительность была практически уничтожена, а почва начала смываться ливнями. Поэтому здесь были сооружены каменные заграждения, которые удерживали землю. Эти заграждения, или террасы, до сегодняшнего дня являются особенностью городского ландшафта.
Питание
Религиозные правила иудаизма (кашрут) запрещают жителям Израиля употреблять в пищу свинину и морепродукты, кроме некоторых видов рыб, а мясные и молочные блюда непременно должны готовиться и подаваться отдельно друг от друга. Причем в Иерусалиме кошерность пищи соблюдается практически во всех ресторанах. При этом в городе полно заведений, где можно попробовать любую кухню мира. У туристов наибольшей популярностью пользуются небольшие рестораны с домашней кухней, где можно отведать лучшие национальные блюда. Самым популярным пунктом меню здесь стало меорав иерушалим (иерусалимское жаркое) из куриного мяса, которое подается в разрезанной лепешке (пите).
Ресторан в Иерусалиме
Также в городе можно попробовать кисло-сладкое мясо по-еврейски, фаршированные куриные шейки, пряную отварную рыбу и т. д. Из овощных блюд самыми распространенными являются хумус, салат из лука и яиц, винегрет, бульбелаткес (картофельные оладьи), жареные фасолевые шарики и холодный суп из свеклы. Ну а в качестве десерта в Иерусалиме подают блинчики с разными наполнителями, пирожки с маком, печеные яблоки, сладкие пончики, пряники с миндалем и знаменитый гоголь-моголь. Среди напитков наибольшее распространение получили черный кофе и чай, а также молодые израильские вина («Кармиель», «Йордан» и др.)
Проживание
В Иерусалиме находится огромное количество самых разных отелей, гостиниц, хостелов и гостевых домов. Практически везде в стоимость номера включен завтрак, в некоторых имеются бассейны, спа-кабинеты и тренажерные залы.
Отель Jerusalem Pearl
Самыми многочисленными и доступными для туристов являются отели Tourist Class, предлагающие все необходимые условия для проживания. В их число входит, например, Mount of Olives Hotel (от 65 $). Также свои услуги туристам готовы предложить многочисленные хостелы (от 18 до 60 $). В отелях, которые имеют статус First Class и Deluxe, номера, условия и обслуживание, конечно же, в десятки раз лучше и качественнее, однако и цены здесь очень высоки. Из отелей такого уровня лучшими считаются Mamilla Hotel (от 315 $), The American Colony Hotel (от 273 $), Mount Zion Hotel (от 200 $).
Развлечения и отдых
После осмотра бесценных исторических и религиозных памятников вы сможете отлично провести время в одном из многочисленных развлекательных заведений. В Иерусалиме открыто множество спортивных клубов, бассейнов и оздоровительных центров. Тем, кто хочет расслабиться и подправить здоровье, рекомендуем посетить оздоровительный центр Jerusalem International YMCA, предлагающий комплексные программы и косметологические процедуры, или спа-салон Akasha Wellbeing Retreat and Spa. Отдыхающим с детьми советуем обязательно посетить зоопарк Biblical Zoo, который удивляет не только разнообразием своих обитателей, но и интересным оформлением. Кроме того, в городе насчитывается множество парков и садов, которые понравятся любителям отдыха на природе. Лучшими из них являются национальный парк Bet Guvrin, парки Liberty Bell и Kiftzova, а также красивейший сад Wohl Rose.
Несмотря на то что у местных жителей ночные заведения не пользуются особой популярностью, в городе открыто достаточное количество клубов. Из них наиболее привлекательными и популярными считаются Blue Hole Pub, The Winery и The Underground.
Покупки
Иерусалим является отличным местом для покупок, но стоит сразу отметить, что цены здесь довольно высокие. Самым популярным местом для шопинга считается пешеходная улица Нахалат Шива, где расположены многочисленные модные магазины одежды и сувенирные лавки. Другим торговым местом являются узкие улочки Старого города, где можно найти оригинальный антиквариат и предметы искусства, а также ювелирные украшения. Из всех сувениров советуем обратить особое внимание на воду реки Иордан, фигурные свечи из воска, кипарисовые и перламутровые крестики, хевронское стекло и украшения из бисера.
Сувениры в Иерусалиме
Самый большой торгово-развлекательный центр Иерусалима расположен в районе Мальха. В его стенах находятся сотни магазинов, многочисленные рестораны и кинотеатр. Среди других торговых центров стоит выделить «Лев Тальпиет» и «Бэйт Адар» в районе Тальпиет, где можно сделать очень выгодные покупки.
Не менее примечательным местом является красочный и оживленный рынок Махнэ Еуда, торговцы которого предлагают самые свежие продукты. А в А-Мошава постоянно организуются небольшие крестьянские рынки.
Большинство магазинов Иерусалима работает с 9:00 до 19:00 с воскресенья по четверг. Обеденный перерыв длится 14:00 до 16:00.
Транспорт
Так как Иерусалим является особым городом, движение общественного транспорта здесь не очень интенсивное, а по субботам и еврейским праздникам он практически не работает. В эти дни люди пользуются такси.
Самым распространенным видом городского общественного транспорта являются автобусы. Средняя стоимость проезда составляет 1,5 $, для экономии можно приобрести билет на 11 поездок (15 $) или месячный проездной (50 $). Детям до 5 лет разрешено ездить бесплатно. Все билеты можно приобрести в специальных киосках, а также у водителей.
Не так давно в Иерусалиме появилась скоростная трамвайная линия. Стоимость проезда на трамвае такая же, как и в автобусах.
Связь
Телефонная связь в Иерусалиме развита отлично, поэтому звонок за границу здесь можно совершить с любого телефона. Выгоднее всего звонить с уличных автоматов, которые работают по телефонным картам разных номиналов, продающимся во всех почтовых отделениях. Средняя стоимость международного звонка с автомата составляет 0,8–1,6 $. С 20:00 действует льготный тариф.
Сотовая связь в Израиле соответствует европейскому уровню, а по части новых разработок и сервиса даже опережает его. Главными операторами связи GSM здесь являются ESC, Оrange, Сellcom, Рelephone и Мirc. Роуминг доступен практически всем абонентам. Также туристам предлагаются специальные тарифы с предоплатой.
Для выхода в интернет в Иерусалиме предусмотрено большое количество точек WI-FI, причем чаще всего бесплатных. Кроме того, в городе насчитывается множество интернет-кафе.
Безопасность
В настоящее время угроза терактов в Израиле практически сведена к нулю, однако власти страны к этому вопросу относятся очень щепетильно. Именно поэтому в каждом ресторане, магазине или торговом центре при входе охранники проверяют металлоискателем всех входящих. На улицах города в усиленном режиме (всегда) работают сотрудники службы безопасности и израильская полиция.
В целом же Иерусалим является достаточно безопасным городом, однако с приездом большого количества эмигрантов некоторые его районы стали неблагополучными. Во время осмотра святынь в Восточном Иерусалиме советуем держаться туристической группы.
Бизнес-климат
Так как Иерусалим является столицей Израиля, на его территории находятся правительство, парламент и всевозможные административные учреждения. Стоит отметить, что промышленность здесь практически отсутствует. Объясняется это не только уникальностью города, но и многолетним арабо-израильским противостоянием. Несмотря на это, в городе кипит деловая жизнь, постоянно проходят разнообразные международные выставки и конференции.
Деньги здесь выгоднее всего инвестировать в строительство и туризм, которые являются главным источником доходов Иерусалима.
Недвижимость
Иерусалимский рынок недвижимости в последнее время начал пользоваться спросом и стремительно развиваться. В первую очередь это объясняется повышенным интересом иностранцев к жилью. Стоит сказать, что цены здесь выше, чем в других городах Израиля, но это объясняется его исторической уникальностью и огромным количеством достопримечательностей.
Дома Иерусалима
На данный момент квартира или дом в престижном районе Иерусалима стоит от 12 000 $ за 1 квадратный метр, а в спальном районе — 4 000–5 000 $.
Советы туристу
Иерусалим является городом с особым ритмом жизни, который изначально может показаться странным туристу: местные обычаи и традиции не похожи на европейские. Главной отличительной чертой уклада местных жителей является особое летоисчисление. Месяц в Иерусалиме начинается непосредственно с началом лунного цикла, а новые сутки — с закатом солнца.
Стоит отметить, что многие путешественники прибывают в Иерусалим осмотреть религиозные святыни, однако не всегда знают о традициях их посещения. В первую очередь стоит позаботиться об одежде, которая должна быть максимально закрытой и светлой. Перед входом в храмы необходимо разуться, а вести себя нужно очень тихо.
СХОЖДЕНИЕ БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ
Схождение благодатного огня
Благодатный огонь — один из самых сильных и значимых символов веры у православных христиан и явление высшими силами её истинности всем верующим. В очередной раз он сойдёт с небес в этом году в субботу, 7 апреля накануне Святой Пасхи в Иерусалиме, в храме Гроба Господня, там где был завершён земной путь Иисуса Христа. О природной сути явления, о том, как сходит благодатный огонь, как это пытается объяснить наука мы и поговорим сегодня с вами.
Благодатный огонь: тайна и суть явления
Природу Благодатного огня учёные и атеисты пытаются объяснить давно, но пока безрезультатно. Истинно верующим людям объяснять ничего не надо, они принимают Огонь, как Божью благодать. Скептики же, атеисты, учёные доступными данными, научными способами путём экспериментов тоже хотят раскрыть природу явления с научной точки зрения, возможно это им когда-то и удастся…. Но пока лишь тайна, скрытая от объяснений.
В канун Православной Пасхи коснёмся этого явления и мы.
Где и когда сходит Благодатный огонь
Благодатный Огонь сходит в одном месте, только в храме Гроба Господня, в Израиле, в Иерусалиме и только в накануне православной Пасхи.
Уже ни одно тысячелетие это явление наблюдается из года в год. Первые упоминания датируется церковными историками IV веком.
Приведу описание, полное пережитых чувств архимандритом Саввой Ахиллеос в книге «Я видел Благодатный Огонь».Более 50 лет он был главным послушником при Гробе Господнем. Вот его впечатления:
«….патриарх низко склонился, чтобы приблизиться к Живоносному Гробу. И вдруг среди мёртвой тишины мне послышался какой-то трепетный, едва уловимый шелест. Он был похож на тонкое дыхание ветра. И сразу же после этого я увидел голубой свет, который заполнил всё внутреннее пространство Живоносного Гроба.
О, какое же это было незабываемое зрелище! Я видел, как этот свет кружился, наподобие сильного вихря или бури. И вот в этом Благодатном свете я ясно увидел лицо Патриарха. По его щекам текли крупные слёзы…
… голубой свет снова пришёл в состояние движения. Затем он вдруг стал белым… Вскоре свет приобрёл округлую форму и в виде нимба встал неподвижно над головой Патриарха. Я увидел, как Блаженнейший Патриарх взял в свои руки пучки из 33 свечей, поднял их высоко над собою и стал молить Бога о ниспослании Благодатного Огня, медленно простирая свои руки к небу. Едва успел он поднять их до уровня головы, как вдруг в его руках зажглись все четыре пучка, словно их приблизили к пылающей печи. В ту же секунду исчез нимб из света над его головой. От охватившей меня радости из глаз потекли слёзы….»
Подготовка к схождению Благодатного Огня
Почти за сутки до схождения Огня начинается церемония подготовки к процедуре в храме Гроба Господня. Он вмещает 10 тысяч человек, и готовится принять не только православных верующих, но и представителей других конфессий и туристов. За порядком строго следит полиция Израиля.
В центр Гроба Господнего ставится незажжённая лампада с маслом, 33 свечи в пучке — по числу годов жизни Иисуса Христа, кусочки ваты, по краям гроба крепится лента. Для полной готовности к процедуре важно присутствие в храме трёх групп представителей, только так возможно ожидание чуда:
Патриарха Иерусалимской Православной Церкви или по его благословению одного из архиереев Иерусалимского патриархата.
Игумена и монахов лавры преподобного Саввы Освященного.
Местных православных арабов, чаще всего представленных арабской православной молодежью.
Завершается подготовка обходом самых святых мест храма патриархами Православной и Армянской церквей, их священнослужителями, которые затем трижды обходят Кувуклию (часовня над Гробом Господним).
Затем Патриарх разоблачается от риз, показывая отсутствие спичек и иных вещей, способных вызвать огонь, и входит в Кувуклию.
Часовня в этот момент закрывается, вход опечатывается местным ключником-мусульманином.
Все находящиеся в храме с трепетом ждут выхода Патриарха с Благодатным Огнем в руках. Каждый раз время разное: от нескольких минут до несколько часов.
Это один из самых сильных в моментов: верующие верят, что если Огонь не будет ниспослан свыше — храм будет разрушен. Потому каждый здесь в ожидании чуда схождения Огня тщательно причащается, усердно молится, напитывая пространство невероятнейшей энергией .
Как сходит Благодатный Огонь
Момент схождения Огня сопровождается появлением в храме небольших ярких вспышек, разрядов, сполохов то тут, то там…повсюду, стремительно…
Как распространяется огонь мелкими вспышками от иконы к иконе по всему храму хорошо видно при съёмке замедленной камерой.
И в тот же момент распахиваются двери часовни, Патриарх в руках с Благодатным Огнём, ниспосланным с Небес появляется в проёме. Свечи в руках отдельных людей самопроизвольно воспламеняются.
Атмосфера невероятнейшей радости, восторга, глубинного счастья накрывает людей, заполняет всё пространство, храм становится энергетически уникальным местом во истину святым!
Огонь уникален — он не жжет, люди умывают им руки, лица, зачерпывая ладошками, поливают им себя. Случаев ожогов, возгорания одежды, волос не было никогда. Температура огня всего 40ºС.
Огонь Благодатный не жжёт рук
Даже капельки воска, падающие со свечей на одежду, называемые Благодатной росой, остаются на ней навсегда, и после стирки.
От Огня зажигаются лампады по всему Иерусалиму во всех храмах, авиарейсами его доставляют на Кипр, в Грецию, по всему миру, в том числе и к нам в Россию.
Науное объяснение Благодатного Огня
Как наука объясняет природу Святого огня? Пока она не может подвести какую-то ни было теорию. Как и не может дать ответ на вещи, происходящие по воле Божьей.
В 2008 году русский профессор-физик, академик РАЕН, Павел Флоренский выполнил замеры вспышек в храме и зафиксировал три вспышки-разряда, похожие на те, что бывают во время грозы. Это подтверждает наличие электро-магнитного поля в атмосфере во время появления Огня. Чем оно вызвано? Ответ один — Богом!
В 2016 году российский физику, сотрудник РНЦ «Курчатовский институт» Андрей Волков подтвердил научные заключения своего коллеги:
По сути, этот необъяснимый всплеск энергии можно назвать посланием Бога? Многие верующие считают именно так. Это материализация Божественного чуда. Другого слова не подберешь.
И в этом году мы вновь будем ждать схождение Благодатного огня, радоваться событию и верить в силу его и любви божьей.
_________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Иосиф Флавий. Иудейская война" / перевод Я. Л. Чертка 1900 г., с введением и примечанием переводчика.
Иосиф Флавий. Иудейские древности.
Moshe Hirsch, Deborah Housen-Couriel, Ruth Lapidoth. Whither Jerusalem?: proposals and positions concerning the future of Jerusalem. — Martinus Nijhoff Publishers, 1995. — 182 p. — ISBN 9041100776, 9789041100771.
https://isralove.org/load/2-1-0-1537
Иерусалим — статья из Электронной еврейской энциклопедии
Иерусалим // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Истоки Иерусалима. В 5- ти брошюрах. Боганим, А.; Израэль, С.
Ред. Д. Вул, Отв. ред. Л. Дженнер-Клаузнер. — Иерусалим: Education Matters Ltd., 1995. — 218 c. (читать)
Туристический центр «Город Давида»
IV. JERUSALEM AND THE HOLY PLACES // ISRAEL’S FOREIGN RELATIONS. Selected Documents, Volumes 1-2 — 1947—1974 МИД Израиля (англ.)
Муниципалитет Иерусалима (иврит) (англ.) (ар.)
Вложение | Размер |
---|---|
465557.jpg | 541.87 КБ |
bashnya-davida.jpg | 85.36 КБ |
gornica-tajnoj-vecheri.jpg | 94.19 КБ |
grobnica-bogorodicy.jpg | 123.84 КБ |
Jerozolima,_23_X_2007_r.,_zachodnie_zbocze_Góry_Oliwnej..JPG | 76.69 КБ |
Jerusalem_infobox_image.JPG | 1.95 МБ |
Jerusalem-Temple_Mount-Temple_Mount_(south_exposure).jpg | 241.12 КБ |
Montedeltemplo.jpg | 241.72 КБ |
monument_to_jewish_soldiers_in_the_red_army_who_fe.jpg | 147.33 КБ |
- Тэги:
- 4995 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий