Веселовский могильник
В Шахунском районе есть памятник археологии — Веселовский могильник, который расположен на дюнном всхолмлении левого берега реки Малой Какши близ д. Семеново (Вороваткино) Шахунского р-на.
Назван могильник по фамилии жителя деревни, который при установке столбов для качелей на Пасху в 1929 году обнаружил меховой лоскут и ремень, покрытый множеством подвесок.
Об этом сообщили в Ветлужский краеведческий музей.
ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ИСТОРИЯ ПОВЕТЛУЖЬЯ И НАРОДЫ - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ И ЗАГАДОЧНЫЕ МЕСТА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
В 1929 году сюда из Ветлуги выехали представители музея и произвели первые раскопки могильника. В ходе работ было вскрыто 13 погребений. По данным раскопок установлено, что он принадлежал древним марийцам, жившим по берегам реки Ветлуги и ее притокам с VIII века.
После большого перерыва сроком в 28 лет Веселовский могильник вновь подвергался раскопкам. Во второй раз в июле 1957 года работал отряд археологической экспедиции Казанского филиала Академии наук и научно-исследовательского института языка, литературы и истории Марийской автономной республики. Руководил раскопками к.и.н. Халиков А.Х. Экспедицией было изучено 30 могил и достоверно установлено, что захоронения оставлены в IХ-ХI вв. марийским населением.
В третий раз в 2008 году, по инициативе сотрудников Шахунского фольклорно-этнографического музея, раскопки провели археологи Марийского НИИ Языка, Литературы и Истории под руководством профессора Никитиной Татьяны Багишевны.
В результате троекратных раскопок найдено много интересных и ценных материалов, дающих представление о жизни марийцев на территории Поветлужья в VII-XIII вв.
Сочетание найденных языческих амулетов (человечек из коры дерева, металлическая хищная птица с развернутыми крыльями, многочисленные шумящие подвески с утиными лапками) с христианским крестом XI века рассказывают о сложном восприятии древнемарийским населением внешнего мира.
Для изученного могильника характерно существование двух типов погребального обряда: кремация — трупосожжение и ингумация — трупоположение.
Трупосожжение – обряд, встреченный в 2 случаях захоронений, заключался в следующем: сожжение тела производилось без украшений и одежды вне могильной ямы в специальных местах на территории могильника. В небольшой могильной яме (40-70см), вытянутой на северо-запад, в изголовье находился бронзовый сосуд с сожженными останками человека, иногда кучку праха насыпали в центре. Затем, здесь же раскладывали личные вещи и украшения в порядке их ношения, в конце ямы ставили глиняный сосуд.
Захоронения по типу ингумация — трупоположения представляет собой захоронение в неглубоких ямах(40-70см). Умерший, в полном, обычно праздничном, одеянии, клался в вытянутом на спине положении на подстилку из луба или деревянных (сосновых, дубовых) досок. Лицо закрывалось тканью, а тело шкурой или лубом. В ноги ставили медный или железный котёл, иногда глиняный или деревянный сосудик, и здесь же, большей частью в мужских погребений, клали оружие и орудия труда. В изголовье помещали завёрнутый в ткань, кожу или положенный в берестяной короб, набор украшений, куда иногда клали и мелкие орудия труда – железный нож, глиняную льячку, шило. Ингумация является преобладающим способом захоронения на всех могильниках. Большинство покойников лежали на спине в вытянутом положении сориентированные головой в северном, с отклонением к западу или востоку, направлении. Размеры могильных ям превышают рост погребенных в них костяков таким образом, что в головах или в ногах остается свободное место для жертвенных даров.
Земледелие было пашенным и подсечным. Основным орудием подсечного земледелия являлся топор, найденный в семи погребениях. При раскопках в 1929 году в одном захоронении найден мешочек с просом и полбой. Для обработки продуктов земледелия пользовались ручным каменным жерновом. Судя по обнаруженным остаткам шкур и тканей из шерсти скотоводство состояло из коров и овец. Широко был распространен пушной промысел, меха служили предметами торгового обмена. В могилах найдены орудия рыболовства - остроги, крючки, остатки костей рыб. Во всех могилах попадалась льняная ткань.
Находки Веселовского могильника красноречиво рассказывают о высокоразвитых ремеслах. Наличие однородных предметов свидетельствует об обособленности ремесел. Кузнецы занимались изготовлением топоров, тесел, наконечников стрел, ножей и т.д. Они знали приемы ковки, сварки, и клепки. Обработка дерева состояла из изготовления чаш, рукояток, изделий из бересты. Население было знакомо с обработкой кож и мехов для обуви, одежды, перчаток, различного рода сумок, кошельков, ножен и т.д.; изготовляли льняные и шерстяные ткани, умели окрашивать их; встречались изделия из кости - гребенки, рукояти ножей и шильев. Большие успехи были достигнуты в ювелирном деле, изготовлении украшений из меди, бронзы, латуни, олова, свинца и серебра. Ремесленникам была известна техника литья, ковки и чеканки цветных металлов. Материал для этих изделий, по мнению исследователей, привозился из Прикамья, где в это время складывались народности коми и удмуртов.
Среди предметов попадались и такие, что были близки к предметам из мерянских курганов, могильников муромы и мордвы. Они свидетельствуют о связях марийцев с населением Волго-Окских районов - мерей, муромой, мордвой, волжскими болгарами, удмуртами и славянами. От волжских болгар к марийцам попадали серебряные украшения - серьги и витые браслеты с каменными вставками, серебряные монеты - диргемы и серебряные изделия восточных мастеров.
Черемисское кладбище находится на левом берегу речки Луданки, притока Ветлуги недалеко от старинного тракта Ветлуга - Котельнич - Вятка. Оно значительно разрушено предыдущими раскопками В.И.Каменского и местными кладоискателями. Черемисское кладбище археологами отнесено к VIII-X векам.
Жертвенно-ритуальный комплекс (ЖРК)
Это скопление вещей, расположенных компактно или уложенных в какую-либо емкость, а также кости животных в сосудах, котлах, туесах.
На Веселовском могильнике встречаются расположения ЖРК в изголовье (горшок, чаша), и в ногах (котлы — в 5 погребениях).
Имеются также ЖРК в межмогильном пространстве.
Материалы могильника позволяют обрисовать некоторые стороны хозяйства и быта населения Поветлужья на рубеже 1 и 2 тысячелетий.
К этому времени в хозяйстве древних марийцев ведущее значение приобретают земледелие и скотоводство. Во всех погребениях Веселовского могильника были обнаружены остатки льняных тканей, а при раскопках в 1929 году в одном захоронении найден мешочек с просом и полбой. Существенное значение имело подсечное земледелие, основанное на подсеке и выжигании лесных участков. Основным орудием подсечного земледелия является железный топор, имеющийся в погребениях Веселовского могильника.
Одновременно с земледелием существовало скотоводство, продукты которого найдены почти во всех веселовских погребениях.
О скотоводстве свидетельствуют, и находки железных колчатых удил, обломки железных ножниц для стрижки овец и предметы личного обихода (железные кресала с медной рукояткой), оформленные в виде изображений лошади.
Наряду с земледелием и скотоводством, марийцы X-XI вв. занимались также охотой и рыболовством. В погребениях найдены железные наконечники стрел, остроги, рыболовные крючки. Об этом свидетельствуют находки остатков мехов (куний, лисий) и когти рыси и медведя. Пушная охота у древнего населения, очевидно, имела широкое распространение и в первую очередь с целью добычи пушнины, служившей основной единицей мена.
Материалы могильника показывают высокий уровень развития ремесла у древних марийцев. Кузнечное дело представлено многочисленными железными изделиями , указывающими на применение различных кузнечных приёмов.
Ювелирное дело представлено ещё большим количеством предметов, чем кузнечное. Правда, из этих предметов надо выделить часть вещей (серьги) не местного производства. Но преобладающее количество украшений, имеет специфический местный облик и является произведением местных ювелиров. Встречены предметы, изготовленные из меди, бронзы, серебра, латуни, олова, свинца.
Местные ювелиры знали технику литья (литые предметы, глиняные льячки, формы). Известна была также техника ковки и чеканки цветных металлов, о чём свидетельствуют многочисленные остатки тонких обкладочных серебряных листов с чеканным рисунком, щитковые перстни, гривны, браслеты. Обработка меха и кожи представлена хорошо сохранившимися остатками меховой и кожаной одежды, обуви, ремней, перчаток, различного вида сумок, кошельков, ножен.
Встречены изделия косторезов – гребёнки, копоушки, рукоятки ножей, шильев. Марийцы X-XI вв. поддерживали тесные взаимоотношения с мерей, муромой, мордвой, волжскими болгарами, удмуртами и славянами. От волжских болгар к марийцам попадали некоторые серебряные украшения (серьги, витые браслеты с каменными вставками) и серебряные монеты – диргемы. Из областей Прикамья, где в это время происходит складывание народностей коми и удмуртов, привозили медь, серебро и некоторые виды украшений.
Изучение Веселовского могильника даёт некоторый материал для характеристики общественных отношений марийцев X-XI вв. Так в могильнике резко выделяется наличие имущественного неравенства. Здесь, на ряду, с богатыми захоронениями с огромным количеством дорогих украшений и большими наборами орудий труда встречены бедные захоронения с незначительным количеством украшений и орудий труда.
Богатый материал имеется для восстановления женского и мужского марийского костюма X – XI вв.
Женский костюм состоял из холщёвой или меховой рубахи, перехваченной в области талии поясом, свободного покроя доходящей до голеней, кафтана холщевого такой же длины. В качестве зимней одежды использовался кафтан из телячьей кожи, сшитый мехом внутрь, и меховые рукавицы из телячьей шкуры, головного убора и кожаной обуви. Костюм богато украшался медными и серебряными подвесками. На голову обычно надевалась налобная повязка из кожаной ленты шириной в 3,5см и длиной в 30см с серебряными бляшками. Выше повязки вокруг головы обёртывалась в 2-3 раза медная цепочка, от которой по вискам опускались на цепочках различные привески. На все эти украшения сверху одевалась войлочная или кожаная шапка с меховой опушкой. Ниже висели парные височные серебряные кольца и серебряные серёжки различного типа.
На шею одевались одна ли две серебряные гривны, на запястья рук – от двух до восьми медных, иногда серебряных браслетов. Поверх кафтана, расшитого по талии, бокам и подолу серебряными нитками также подвешивались различные украшения. На груди бронзовой сюльгамой (пряжкой) прикреплялся нагрудник, состоявший из прямоугольного или треугольного куска кожи, к которому на кожаных ремешках подвешивались медные или серебряные подвески. Иногда нагрудник заменялся парными шумящими подвесками, прикреплёнными к бронзовой цепи, одетой на шею. Кафтан подпоясывался длинным кожаным поясом с серебряными или медными бляшками и несколькими ремешками, опускавшимися с пояса. К ремню по бокам подвешивались длинные (до 35см) ножны с серебряной обкладкой и различные предметы личного обихода – кожаные кошельки с серебряной окантовкой, железное кресало с бронзовой рукояткой, железный нож в кожаном чехле.
Сзади к поясу на длинном кожаном ремешке нанизывались колечки и здесь же иногда прикрепляли кожаные, богато украшенные серебряными накладками, подвески. На ноги надевалась мягкая кожаная обувь, так же украшенная с бронзовыми подвесками и пронизками.
Мужской костюм был значительно проще. Он состоял из холщёвой рубахи и кафтана. Кафтан обычно застёгивался бронзовыми пуговицами. Хотя украшения головы и груди в мужском костюме отсутствуют, но большую роль играет кожаный пояс.
В результате раскопок Веселовского могильника археологи нашли много интересных и ценных материалов, дающих представление о жизни марийцев на территории Поветлужья в IX — XI вв., некоторые из найденных предметов переданы в наш музей.
АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЕЗДКА
Местечко в излучине р. Малой Какши недалеко от бывшего починка Веселовский обладает особой привлекательностью. Невысокая песчаная дюна со стройными, устремленными в небо соснами, покрытая мягким ковром нежного мха, в ясную летнюю погоду наполняется густым хвойным ароматом и янтарным свечением. В пасмурный день запах свежей сосны становится мягким и лесная прохлада располагает к неторопливому ходу мыслей о скоротечности нашей жизни и бесконечности мироздания. Тихое журчание спокойной речки, протекающей у подножия дюны, способствует размышлениям. Чудесная природа и благоприятная атмосфера места постоянно привлекает к себе внимание. Сюда часто приезжают жители окрестных деревень и горожане из Шахуньи для отдыха, здесь регулярно проводятся туристские слеты.
Человек во все времена тянулся к красивым местам и умел их выбирать. Жителям окрестных населенных пунктов известно, что данное место имеет историческую ценность и здесь когда-то работала археологическая экспедиция. Действительно, место у починка Веселовский исследуется учеными археологами с 1929 года, когда Ветлужский краеведческий музей произвел здесь первые археологические раскопки, по результатам которых было высказано предположение: на этом месте финно-угорскими племенами в эпоху средневековья были произведены захоронения. Часть коллекции, к сожалению, очень незначительная, выставлена в экспозиции Ветлужского музея. Основная коллекция в настоящее время утеряна.
В 1957-58 годы раскопки были возобновлены Марийской археологической экспеди-цией совместно с Горьковским областным музеем. Руководил этими работами талантливый археолог, впоследствии очень известный российский ученый . Экспедицией было изучено 30 могил и достоверно установлено, что захо-ронения оставлены в 1Х-Х1 вв. марийским населением. В настоящее время таких объектов очень мало и они представляют значительную ценность для истории и культуры.
В последующие годы не здоровый интерес к древним предметам как к источнику бизнеса, явился побудительным мотивом для незаконных кладоискательских раскопок, которые проводили на могильнике неизвестные люди. Не все из них при этом сознавали, что «черная археология» является уголовно наказуемым делом. Кладоискательство на Ветлуге, вероятно, является отголоском бума в поисках «ветлужского золота», красноречиво описанного еще в XIX веке (Андреем Печерским) в романе «В лесах». Подобные действия лихих людей создали угрозу полного уничтожения исторического объекта.
Было принято решение о срочном изучении данного памятника и сохранении его в виде музейных коллекций. От Йошкар-Олы до Шахуньи дорога не близкая и проведение такой экспедиции требует немалых финансовых средств. Хорошо, что Министерство культуры Республики Марий Эл в рамках программы «Развитие этнокультурных и межнациональных отношений в Республике Марий Эл (2004-2008 годы)» оказало поддержку нашему проекту «Изучение марийского населения Нижегородской области в эпоху средневековья». Директор Шахунского народного фольклорно-этнографического музея Лилия Николаевна Новоженова помогла нам связаться с районным отделом образования и сельской станцией юных туристов. Заведующий отделом образования с большим пониманием отнесся к проблеме, в результате был организован школьный туристский лагерь.
Как всегда перед началом раскопок испытывала некоторое беспокойство: «Какие находки нас ожидают, да и будут ли они?» Каждая экспедиция - это немножко риск, и щемящее чувство предстоящей дороги возвращается ко мне перед каждой поездкой, несмотря на 30-летний опыт полевой работы. А в этот раз эти чувства были обострены тем, что предстояла поездка в другую область на незнакомую территорию, встреча с новыми людьми и иными традициями и привычками.
Веселовский могильник не сразу принял нас. Обильные и многочисленные дожди в июне этого года совсем размыли дорогу, и заехать мы смогли только со второй попытки, предварительно переночевав ночь в школе д. Андрианово. Сложившиеся обстоятельства позволили нам познакомиться с небольшой уютной школой и прекрасными людьми, которые стремились помочь разрешить наши проблемы.
Несмотря на первые трудности, связанные с дорогой, экспедиция оказалась плодо-творной. Немногочисленные, но яркие находки существенно дополнили и обогатили представление о марийской культуре. Сочетание найденных языческих амулетов (че-ловечек из коры дерева, металлическая хищная птица с развернутыми крыльями, мно-гочисленные шумящие подвески с утиными лапками) с христианским крестом XI века рассказывают о сложном восприятии древнемарийским населением внешнего мира. Находки копий, наконечников стрел и боевого топора свидетельствуют, что жизнь наших предков не всегда была спокойной. Изящные украшения говорят о высоких эстетических вкусах и развитом декоративном искусстве.
Чтобы получить эти свидетельства о жизни древнего населения пришлось с ювелирной аккуратностью перекопать несколько сотен квадратных метров грунта, проросшего корнями деревьев. Эта нелегкая работа была выполнена нашими помощниками. Ребята из туристского лагеря проявили удивительное терпение и выносливость, трудолюбие и организованность, при этом не растеряв жизнерадостности и чувства юмора.
Уже дома, разбирая находки, мы часто вспоминали «ветлужских богатырей»: Колю и Юру Мигачевых, которым по плечу, несмотря на 14-16 лет, и раскоп закопать, и машину из ямы вытолкнуть; маленького Леньку Муравьева, в котором течет марийская кровь, интеллигентного и молчаливого Максима Андрусяка. Мы помним о каждом. Особенно благодарны руководителю лагеря Вячеславу Ивановичу Юрышеву. Он, настоящий «ветлугарь», любит и знает каждого из своих воспитанников и пользуется у них ответной симпатией.
Быт лагеря стал уютным благодаря заботе Натальи Михайловны Разумовой. Директор музея Лилия Николаевна Новоженова и местный краевед Олег Сергеевич Козырев добровольно приезжали на раскопки за 30 километров, движимые благородной целью: сформировать коллекцию музея.
Добровольно и безвозмездно нам помогала вся семья Лилии Николаевны, а также Александр Александрович Смирнов, который ежедневно привозил из Шахуньи бригаду добровольцев. Герои романа (А. Печерского) не нашли «ветлужского золота», миф оказался обманом. Нам повезло больше. Мы поняли, что ветлужское золото – это люди, и мы стали богаче от общения с ними. Надеемся что участие ребят в экспедиции разбудит в них интерес к истории родного края, они поймут, что культура каждого народа самобытна, богата и достойна изучения. Полученные в результате раскопок коллекции будут переданы в Шахунский фольклорно-этнографический музей, а мы надеемся, что в следующее лето будем открывать новую страничку в истории своего края.
__________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
https://shahmuzei.ru/archeology/veselovskiy-mogilnik.html
памятники археологии Нижегородской области.
Сборник путеводитель по интересным местам Нижегородской области.
Авторы: А. В. Семенов, Благовещенская Н. В., Ипатова О. И.. 2013 год.
Информационно-аналитическая система «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООПТ РФ»)
официальный Сайт Правительства Нижегородской области
Достопримечательности Нижегородской области
Вложение | Размер |
---|---|
Веселовский могильник | 127.56 КБ |
Веселовский могильник | 56.4 КБ |
Веселовский могильник | 39.04 КБ |
- 2488 просмотров
Комментарии
Веселовский могильник
Проезжал я мимо могильника,был в шоке!чем археологи отличаются от чёрных копателей?ничем!такой срач оставили после себя и ни одного шурфа не закопали!
надо было...
Надо было сфотографировать и послать с пояснениями в местные органы власти или в Мин Экологии,
сейчас это сделать просто через цифровые сервисы госуслуг,
белых археологов найти им не составит труда,
и пред вами должны отчитаться что меры приняты!
Отправить комментарий