Река Чарыш
Чары́ш — река в России, левый приток Оби. Протекает по территории Республики Алтай и Алтайского края.
Длина реки — 547 км, площадь водосборного бассейна — 22 200 км².
Река берёт начало на склонах Коргонского хребта.
В верхнем течении она протекает по горной местности, и лишь в нижнем течении выходит на широкую равнину. Повсеместно встречаются пороги и перекаты.
Устье находится выше села Усть-Чарышская Пристань.
Река Чарыш
Летом температура воды в Чарыше в нижнем течении поднимается до +20 градусов, в верховьях остаётся холодной. Ледостав длится с конца ноября до начала апреля; зимой обычны наледи, а весной — заторы.
Питание смешанное с преобладанием снегового. Средний расход — 192 куб. м/сек. Замерзает в низовьях в конце октября, в верховьях — в декабре, а вскрывается в конце марта.
Половодье многопиковое, растянутое (с апреля по июль) за счёт таяния снега сначала на равнине, позднее в горах на разных высотах. На спаде половодья происходят паводки, связанные с дождями. Максимальный уровень чаще всего бывает в конце апреля (в нижнем течении — 5 м), середине мая (среднее течение — 3 м), конце мая (верхнее течение — 2,5 м). Пойма часто затопляется.
Ледостав отмечен с начала-середины ноября до начала-середины апреля, толщина льда — до 1,5 м. При весеннем ледоходе (3-7 суток) на перекатах и крутых излучинах образуются заторы, вызывающие затопление поймы.
долина реки Чарыш, Алтайский край
Притоки
Основные притоки — Кумир (66 км), Коргон (43 км), Сентелек, Иня (110 км), Белая (157 км), Локтевка, Маралиха. Они имеют большое падение, на значительных участках текут между скалистыми берегами.
Населённые пункты
На берегах Чарыша расположены населённые пункты: Белоглазово, Усть-Кан, Чарышское, Краснощёково, Усть-Калманка. От села Усть-Калманка до 80 км выше по течению может осуществляться судоходство.
Животный и растительный мир
Среди обитателей животного мира в бассейне реки обитают: медведь, волк, рысь, лиса, заяц, соболь, лось, косуля, белка и другие. Много промысловых птиц: глухарь, рябчик, тетерев, куропатка. Из редких охраняемых видов встречается скопа.
Рыбы:
хариус, таймень, щука, окунь, налим ,пескарь,чебак, лещ, подлещек, карась, нельма, судак и сорожка.
Растительный мир
Значительная часть бассейна Чарыша занята лесами. На склонах Коргонского хребта преобладают ель и пихта, выше начинается зона высокогорных лугов с невысоким, но ярким разнотравьем. В речной долине много кустарников, в том числе ягодных: чёрная и красная смородина, малина, жимолость, рябина, калина. Часто встречается черёмуха, в июле — августе изобилие грибов. Под лесным пологом, на открытых участках горных склонов, в долине реки стелется богатое луговое разнотравье. Почти везде растёт маралий корень. Сохранились в районе Чарыша занесённые в Красную книгу России: башмачок-крупноцветковый, голосемянник алтайский и другие. По берегам Чарыша лес смешанный — в основном берёза и сосна, реже ель, пихта.
весенний Чарыш перед ледоходом
Полезные ископаемые
Горная часть бассейна Чарыша богата полезными ископаемыми. Здесь разведаны запасы железных, медных и полиметаллических руд, а также поделочного камня — яшмы и порфиров. Ранее использовались Старо-Чагырское и Ново-Чагырское месторождения; однако, в настоящее время разработок не ведётся.
Туризм
Горные склоны в бассейне Чарыша изобилуют пещерами, что делает возможным прохождение здесь спелеомаршрутов. Те, кто интересуется археологией и историей древнейших времён, посещают пещеры в окрестности посёлка Усть-Кан и берега реки в среднем течении, где найдены стоянки древних людей.
Водный туризм
Чарыш и его притоки известны среди любителей сплавов. Связка рек Кумир — Чарыш — Коргон — Чарыш является маршрутом 5 категории сложности. Это единственная водная «пятёрка» в Алтайском крае. Сам Чарыш подходит для сплавов 2 категории сложности. Река Чарыш
Бассейн Чарыша в основном порос лесными массивами. Склоны Коргонского хребта одеты в ельник и пихту, чуть выше во владения вступают высокогорные просторы лугов с невысоким и пестрым подшерстком из цветов и трав. Маралий корень практически повсеместен. Также можно встретить героев Красной книги России – башмачка-крупноцветового, голосемянника алтайского и других.
Чарыш богат рыбой: в изобилие хариус и вожделенный трофей рыбака – царственный таймень, также можно выловить окуня, щуку и налима.
Склоны гор у речного бассейна располагают немалым количеством пещер, что благоприятно для любителей спелеологического туризма. Заинтересованные в археологии и истории минувших времен могу посетить пещеры вблизи поселка Усть-Кан и побережья среднего течения Чарыша, где были обнаружены стоянки древнего человека.
Чарыш вкупе с притоками великолепен с точки зрения рафтинга. Реки Кумир, Коргон и Чурыш образуют связку 5-ой категории сложности «Кумир-Чарыш-Коргон-Чарыш». И это единственный маршрут высшей категории сложности в пределах Алтайского края. В основном же Чарыш идеален для сплавов 2-ой категории сложности. Интерес к рафтингу на территории Чарышского района возрос после президентского сплава, осуществленного Владимиром Путиным в 2003 году по реке Чарыш, уже в 2004 году появился маршрут названный как ни странно «Президентским сплавом».
Во время сплавов туристы предпочитают сделать остановку на месте, именуемом Девичий плес, что в верхней части реки Кумир Коргонского хребта. Это внезапно тихая заводь, созданная самим горным потоком, являет собой микс скал и берегов, устремленных в прозрачность воды.
Туристы активно приезжают в долину Чарыша, особенно в окрестности реки Сентелек, где неплохо развивается туристическая инфраструктура – на живописном побережье расположены комфортные места летних стоянок и палаточных лагерей. Неподалеку находится примечательный объект – археологический комплекс долины Сентелека, в котором с экскурсией можно посетить «царский» курган и аллею загадочных стрел. Интересны для посещения пещеры, коих немало на близлежащих территориях.
Остановиться можно на турбазах «Зазубра», «Медвежий угол», «Первоцвет», «Чулан», в кемпинге «Ауловский плес» и детском лагере «Рассвет».
Река Чарыш
СПЛАВ ПО РЕКЕ ЧАРЫШ
Отчет о водном туристском путешествии IV категории сложности по Алтаю со сплавом на катамаранах по рекам Кумир, Коргон и Чарыш, совершенном со 2 по 22 августа 1999 года
Автор - Алексей Томин (Самара)
Самарская областная федерация туризма
Маршрутная книжка № 17В-99
Руководитель группы Томин А. М.
Справочные сведения о путешествии
Водное туристское путешествие IV категории сложности со сплавом на катамаранах по рекам Кумир, Коргон и Чарыш было проведено группой города Самары в количестве 6 человек под руководством Томина А. М.
Маршрут путешествия проходил по территории Усть-Канского района республики Алтай и Чарышского района Алтайского края.
Активная часть маршрута: с. Усть-Кумир - пеший переход до устья реки Кетьма (Кытма) - сплав по реке Кумир до устья - сплав по реке Чарыш до устья реки Коргон - пеший переход до порога "Вираж" - сплав по реке Коргон до устья - сплав по реке Чарыш до села Чарышского проходила 19 дней с 2 по 21 августа.
В том числе:
- подъезды (Самара - Новосибирск - Бийск- Усть-Кумир) - 3 дня;
- пеший переход вдоль реки Кумир, 32 км - 2 дня;
- строительство катамаранов - 1 день;
- сплав по рекам Кумир и Чарыш до устья реки Коргон, 34,5 км - 3 дня;
- разборка катамаранов и переезд до порога "Абзац", 10 км - 1 день;
- пеший переход до порога "Вираж", 18 км - 2 дня;
- строительство катамаранов - 1 день;
- сплав по Коргону до устья, 28 км - 2 дня;
- сплав по Чарышу до поселка Чарышский, 75 км - 1 день;
- отъезды (Чарышское - Барнаул - Новосибирск- Самара) - 3 дня.
Протяженность пешего 50 км, протяженность сплава 137,5 км.
Маршрут был пройден на трех двухместных катамаранах.
Чарыш, устье реки Кумир
Туристическая характеристика района
Представлять Горный Алтай нет надобности - он известен давно.
Однако бассейн р. Чарыш мало известен туристам.
По берегам реки Чарыш произрастают смешанные леса - в основном, это береза и сосна, реже встречаются ель, пихта. В долинах рек Кумир и Коргон больше хвойных пород - кедр, пихта, ель, встречается береза, рябина, калина. Высота гор в этом районе - не более 2500 м. Граница леса проходит на высоте около 1900 м.
Постоянные поселения расположены только в долине Чарыша, но в долинах притоков расположены пасеки, много троп.
Из даров природы в этом районе есть рыба (достаточно мелкий хариус, встречается таймень), кедровые орехи (можно собирать с середины августа), грибы, ягоды (малина, смородина, костяника, земляника).
У нас нет сведений о первопроходцах этих рек, но пройдены они были впервые в середине 70-х годов в условиях весеннего паводка.
Река Чарыш
На маршруте расположены поселки:
Усть-Кумир (пекарня, несколько магазинов),
Владимировка (не заходили),
Коргон (временно неработающий магазин, пекарня, но с хлебом проблемы),
Чарышское (крупный райцентр с магазинами и прочим).
Сентелек (несколько в стороне).
С точки зрения спортивного сплава летом реку Кумир можно охарактеризовать как 3 с элементами 4-й к.с., Коргон - 4 к.с., Чарыш - 2 к.с.
Усложнится ли при паводке река Кумир - сказать сложно, но Коргон, по нашему мнению, станет достоин оценки реки 5 к.с.
В августе на реке нами были замечены комары (в очень небольшом количестве) и мошка (практически не кусалась). Клещей летом нет.
Погода на западном Алтае неустойчивая, этот район относится к районам повышенного увлажнения. Возможны резкие похолодания. При нас на белках выпал снег.
На реках высокий весенний паводок, вызванный таянием снега, летом уровень воды колеблется в зависимости от количества выпадающих дождей. После дождя вода резко поднимается (с запозданием на 3-5 часов) и через 6-12 часов после окончания дождя начинает падать. Поскольку дожди летом идут очень часто, "нормального" уровня воды как такового не существует. Вода может быть "высокой", "низкой", но это далеко до уровня паводка.
Вода в реках Кумир и Коргон прозрачная, после дождей становится немного мутноватой. Чарыш ниже устья реки Талица после дождя мутный.
Подъезды и отъезды на маршруте
Самара - Бийск
От Самары до Бийска удобнее всего добираться с пересадкой в Новосибирске. Выбор поездов на участке Самара- Новосибирск достаточно велик, от Новосибирска до Бийска ходит поезд № 601, отправляется из Новосибирска в 17:50 Москвы и приходит в Бийск в 5:00 (т.е. 8:00 местного времени). Далее в отчёте везде время местное (+3 к московскому).
Бийск - Усть-Кан
От Бийска до Усть-Кана можно добираться несколькими способами:
По Чуйскому тракту до Туэкты, далее до Усть-Кана.
Это стандартная дорога, но приходится делать большой крюк. При этом преодолеваются перевалы Семниский высотой 1720 метров и Ябоганский (Аялу) высотой 1480 метров.
Общее расстояние от Бийска до Усть-Кана - 383 км.
Есть автобусные рейсы Бийск - Горно-Алтайск (4 рейса в день, удобный вариант: отправление 8:30, прибытие 10:00) и Горно-Алтайск - Усть-Кан (1 рейс в день, отправление 13:05, прибытие 22:33).
По Чуйскому тракту до Черги, затем поворот на Улус-Чергу, через перевал Верхняя Кукуя (1050 метров) дорога выходит в долину реки Песчаная, идет по ней до поселка Бешозек, затем долиной реки Шиверта через безымянный перевал (1450 метров) выходит в долину реки Чакыр и соединяется с дорогой Туэкта - Усть-Кан.
По словам водителя, который вез нас по этой дороге, расстояние по этой дороге от Бийска до Усть-Кана около 300 км. По этой дороге нет автобусного сообщения и, строго говоря, она еще достраивается. Но автобус ПАЗ проехал по ней без труда.
Всем известная, но никем не опробованная дорога через долину реки Ануй.
Усть-Кан - Усть-Кумир
От Усть-Кана до Усть-Кумира идет приличная гравийная дорога. Есть рейсовый автобус Усть-Кан - Коргон, ходит по понедельникам, средам и пятницам, утром из Коргона, после обеда - из Усть-Кана (более точных сведений нет).
Чарышское - Барнаул
От Чарышского можно доехать до Алейска (185 км) или до Барнаула (300 км). Два раза в день (8:00 и 11:00) ходит автобус до Барнаула через Алейск. Он едет около 4,5 часов до Алейска, стоит там 30 минут и за 2,5 часа доходит до Барнаула (всего 7,5 часов).
осенний Чарыш
Усть-Кумир - начало сплава
От Усть-Кумира по (орографически) правому берегу идет дорога почти до Ипатовского моста (около 14 километров от устья Кумира). До "Девьего плеса" (около 7 километров от устья Кумира) по дороге можно проехать практически в любую погоду даже на легковом автомобиле. Дальше дорога становится хуже, а мест для разворота практически нет. От Ипатовского моста идет конная тропа.
Поселок Коргон - начало сплава
От поселка Коргон вверх вдоль Коргона идет тракторная дорога сначала по левому, а затем по правому берегу. Дорога заканчивается примерно в 8 километрах от автомобильного моста через Коргон (дальше дорогу смыло). Далее идет конная тропа.
Барнаул - Самара
От Барнаула до Самары можно добираться через Новосибирск или Омск. Выбор поездов велик.
Организация путешествия
В начале 99 года был начат поиск реки, которая, с одной стороны, была бы интересна для спортивного сплава, а с другой - позволяла бы проявить себя любителям рыбной ловли. Также было интересно побывать в новом для самарских туристов районе.
Первые сведения о реках Кумир и Коргон удалось почерпнуть из имевшейся книги [1] , но для организации похода их было недостаточно. В классификаторе маршрутов, действующем на сегодня, связка рек Кумир и Коргон отмечена. как маршрут 5-й к.с. [2] , однако по некоторым описаниям (например [3] ) летом он относится к 4-й категории. Прочтение отчета группы из Новокузнецка ( [4] ) подтвердило такую оценку маршрута, хотя в отчете маршруту давалась оценка "река 5-й к.с.". Дополнительно связались в руководителем группы из Саратова, ходившей на этот маршрут ( [5] ), который так же оценил реки как 4 к.с. летом.
К сожалению, отчет группы из Новокузнецка не давал представления о сложности реки, а два других описания не содержали хронометража. Также совершенно не ясен был вопрос с наличием мест для стоянок. Фактически, мы использовали описания [3] и [4] в равной степени. Однако, после похода была найдена схема из лоции [6] , к которой привязано описание в этом отчете.
В целом можно сказать, что время было запланировано достаточно правильно. Однако маршрут был закончен на 4 дня раньше срока - за счет ликвидации дневки (ввиду отсутствия желания и необходимости), некоторого дефицита хороших мест для стоянок (в результате чего сплав по реке Кумир был сокращен на день), катастрофического падения уровня воды на Коргоне (группа была вынуждена пройти почти всю реку за один день, чтобы не сплав не превратился в волок) и некоторой инерции, в результате чего за последний день было пройдено 75 километров по Чарышу.
В целом можно сказать, что обе цели похода (отдых и спортивный сплав) были выполнены в полной мере "досрочно".
Схема реки не составлялась, т.к. группа нигде не шла со сплошной разведкой. К тому же отсутствуют достаточно подробные карты этого района. Имеющаяся в наличие карта масштаба 1:200000 не содержит точную линию реки и мало пригодна для ориентировки на сплаве.
Отчёт содержит схему из отчёта, взятого в библиотеке МГКТ. К сожалению, схема попала к нам в руки после похода и оценить ее точность и полезность мы не смогли.
На всем протяжении сплава ширина рек Кумир и Коргон не превышает 20 метров. За всеми сложными порогами расположены участи быстротока или спокойной воды. Страховка возможна как с берега выброской, так и с воды катамараном. В целом по низкой воде маршрут безопасен, насколько это возможно для маршрутов 4-й категории сложности. Но во время дождевого паводка на Коргоне следует быть очень осторожным.
Все участники прошли весь маршрут, экипажи не менялись.
В походе использовались три двухместных катамарана длиной около 4-х метров, диаметров поплавков около 50 сантиметров. Ширина рамы составляла 190-200 см на Кумире и 170-180 на Коргоне. Рамы были связаны из леса. Третий экипаж шел на катамаране с коленной посадкой (кроме последнего дня), остальные - с посадкой верхом.
Пороги "Девий плес" на Кумире, и "Вираж" и "Спартак" на Коргоне были пройдены на разгруженных судах всеми экипажами. На пороге "Красноярка" разгружался третий экипаж. Все остальные участки были пройдены на груженых судах.
Подъезды
С некоторыми проблемами билеты до Бийска (с пересадкой в Новосибирске) были куплены заранее в кассе предварительной продажи. Участок Самара - Новосибирск проехали в поезде № 54 "Пенза - Владивосток" (отправление 23:57, 2 августа, прибытие 15:02, 4 августа, время московское).
Поезд пришел без опозданий. В Новосибирске купили карту "Усть-Канский район", масштаб 1:200000, цена 28 рублей.
Продается на пересечении Вокзальной магистрали и Красного проспекта.
Идти около 30 минут от вокзала по Вокзальной магистрали до пересечения с Красным проспектом. На левом ближнем к вокзалу углу стоит (каждый день, кроме воскресенья до 19:00) женщина. Есть все районы республики Алтай.
По данным весны 2002 года она еще торгует. И есть еще магазин на ул. Челюскинцев, значительно ближе от Вокзала чем пл. Лёнина, и карты там есть всякие разные, причем не слишком дорого.
В 17:50 сели на поезд № 601 "Новосибирск - Бийск". Приехали в Бийск по расписанию - 5 августа, в 5:00 по Москве, или 8:00 местного времени (далее время местное, +3:00 к Москве).
По предварительной договоренности нас встретили (мы ехали вместе с пешеходной группой, 8 человек). Однако, в связи с подорожанием бензина с нас запросили почти вдвое больше. Немного поторговавшись, мы согласились на эту цену, другая группа - нет.
Они уехали в Горно-Алтайск на рейсовом автобусе (отправление 8:30).
После примерно 1,5 часовой беготни встречающих мы сели в автобус "ПАЗ" в 9:15. С нами сел турист из Владивостока, у которого встреча со своей группой назначена под Белухой.
Кроме того, с нами также ехала группа из Оренбурга - 6 человек. С нас взяли 2100 "до Ипатовского моста, или куда доедет" - явно слишком дорого.
Погода - облачно, постоянно пытается пойти дождь.
В Сростках стоянка около получаса - походили по рынку (дешевые огурцы и дорогие помидоры), набрали воды, заправили машину. В Усть-Семе остановились на обед (40 минут). В это время нас обогнал микроавтобус УАЗ, который наняли пешеходники в Горно-Алтайске за 1600 (до Катанды).
В Черге водитель свернул с Чуйского тракта на дорогу, идущую в долину Песчаной. Дорогу активно обновляют, по сравнению с 96-м годом она стала значительно лучше. По словам водителя он экономит около 90 километров по сравнению со стандартной дорогой через Туэкту.
Дорога идет через Улус-Чергу, перевал Верхняя Кукуя (1050 метров, крутой подъем и спуск) выходит в долину реки Песчаная, идет по ней до поселка Бешозек, затем долиной реки Шиверта через безымянный перевал (1450 метров, подъем на перевал некрутой) выходит в долину реки Чакыр и соединяется с дорогой Туэкта- Усть-Кан. Дорога от Черги грунтовая, но грунт там ближе к щебенке, чем к чернозему, и поэтому грязи нет, несмотря на идущий временами дождь. После соединения с трассой Туэкта - Усть-Кан появился асфальт.
Около 17:00 проехали Усть-Кан (заглянули в магазин, выбор небольшой, но продукты есть), в 18:30 доехали до моста через Кумир.
Обложная облачность, идет дождь.
По словам водителя, дорога дальше грязная, разворачиваться негде. Мы поверили (зря) и решили пройти по дороге, идущей вдоль Кумира, в поисках стоянки.
Леса около трассы Усть-Кан - Коргон нет, только полоска вдоль реки. В 500 метрах от трассы справа от дороги стоит беседка, есть лес и костровище. Решили вставать здесь.
Натянули тент, развели костер. Дрова есть. Дождь вскоре кончился. Вода в Кумире прозрачная, в русле. Река в этом месте - сплошной перекат.
При нас в сторону Девьего плеса проехали две легковые машины. Дорога, по их словам, проезжая всегда (до Девьего плеса, дальше - хуже).
Чарыш, устье реки Белая
Сплав по реке Чарыш
18 августа
Сходили в Коргон - пытались найти все-таки какую-нибудь власть и купить хлеб. Первое снова не удалось - "все ушли на сенокос". Хлеб удалось купить в пекарне, хотя "продаем только с 2-х часов дня и только своим".
Вышли в 10:45.
Через 2:40 прошли подвесной автомобильный мост. После этого перестали грести и перекусываем.
Чарыш точно отображен на 2х-километровой карте. Однако, вскоре после моста, река вышла за пределы карты. Река веселая - часто встречаются несложные порожки, перекаты, шиверы. Горы красивые, и при хорошей погоде получается хороший отдых.
Еще через 3:10 сделали перекус на берегу.
Течение везде сильное, кроме небольшого участка около 3-х километров длинной.
В 19:30 (чистое время сплава 8:30) доплыли до моста. Справа - село Красный Партизан. После поселка вдоль правого берега - дорога. Дойдя до леса на правом берегу встали. В 200 метрах - дорога, за ней "пионерлагерь" (не знаю, как они сейчас называются). Вечером слышна дискотека. В 30 минутах ходьбы - автостанция.
село Усть-Кан, река Чарыш
Отъезды
19 августа
От Чарыша ходят автобусы в разные поселки, но до железной дороги можно доехать только на одном - Барнаульском.
Отправление - в 8:00 и 11:00. Билет стоит 72 рубля (с учетом багажа).
За полчаса до отхода мы купили последние билеты. Автобус - "новый" ПАЗ.
Жарко. Автобус долго переползал через холмы. Через 4,5 часа - в Алейске. Обед - полчаса.
Посмотрели расписание поездов - только среднеазиатские, электричек нет.
Потом 2,5 часа - и мы на вокзале Барнаула. Купили билет на поезд № 206, сообщением "Новосибирск - Новосибирск"- кольцевой. Поезд стоит в Барнауле час и останавливается на каждом полустанке. Но мы купили сразу и билет в Самару на поезд №81 "Новосибирск - Волгоград", и нам торопиться некуда. Семь часов до Новосибирска, три в Новосибирске (уже 20 августа), и мы в поезде.
В полночь по Москве (час по самарскому времени, ночь на 22 августа) вышли на вокзальную площадь.
Все.
Итоги путешествия, выводы и рекомендации
Выбранный маршрут по летнему уровню воды относится к четвертой категории сложности.
Оптимальное время для путешествия - июль-август. В июле несколько выше уровень воды - т.е. пороги Коргона становятся более интересными, но в августе созревают кедровые шишки и ягоды, к тому же лучше погода.
Оптимальные суда для сплава - каяк или двухместный катамаран. Четырехместный катамаран, байдарка или плот могут не поместиться на реке.
На наш взгляд, оптимальная ширина катамарана на Коргоне - 1,6-1,8 метра. На Кумире можно делать катамаран шире. Длина катамарана большого значения не имеет.
При более высоком уровне воды Кумир, по-видимому, упростится, хотя возможно появление мощных бочек и высоких валов.
Основные пороги Коргона, напротив, станут сложнее. Пороги образованы высокими "останцами", которые в паводок останутся над водой. при этом скорость течения существенно возрастет, усилится и мощь бочек.
Запасы продуктов можно пополнить в поселке Усть-Кумир. Однако нам кажется более разумным привезти все продукты с собой и оставлять заброску перед пешей частью. Покупать имеет смысл только хлеб. Возможно купить мед на пасеках. Пасечник пасеки в устье Антонова Коргона выразил желание менять коврики на мед. В Коргоне возможны проблемы даже с покупкой хлеба.
Спиртное может служить "валютой", но деньги ценятся не меньше.
Нанимать машину дешевле в Горно-Алтайске. В Бийске лучше договариваться непосредственно с водителями, минуя посредников.
Уезжать удобнее всего из Чарышского. Сплавляться дальше не имеет смысла - течение слабое, горы превращаются в холмы. Заканчивать маршрут в Коргоне - также не лучший вариант. Добраться за один день до Бийска маловероятно. Кроме того, это дороже.
Летом начинать сплав на Кумире лучше от устья Кетьмы. Выше река мелкая и может оказаться непроходимой для катамаранов.
Продуктовая раскладка
Каждый участник нес продукты на свое дежурство полностью, за исключением топленого масла.
Было заложено три варианта раскладок:
"Ходовой" вариант, рассчитанный на пешую часть.
Всего на 5 дней, разделен на двоих (3 и 2 дня).
Завтрак: молочная каша (80 грамм крупы, 25 грамм сухого молока, 15 грамм сахара, 10 грамм топленого масла), 30 грамм сухарей, чай 5 грамм, 15 грамм сахара, 30 грамм сыра.
Перекус (делился на две части): 30 грамм сухарей, 50 грамм сала, 100 грамм сухофруктов (курага и чернослив без косточек). В дополнение на перекусе стали делать чай "каркадэ".
Ужин: мясная каша (100 грамм крупы, одна банка тушенки 325 грамм на шестерых, 5 грамм топленого масла), 30 грамм сухарей, чай 5 грамм, 20 грамм сахара, 35 грамм печенья.
Общий вес продуктов на день на человека - около 640 грамм,
всего (на 5 дней на человека) - 3,2 кг.
"Сплавной" вариант, рассчитанный на сплавные дни.
Всего на 9 дней, разделен на троих (по 3 дня каждому).
Завтрак: молочная каша (80 грамм крупы, 25 грамм сухого молока, 15 грамм сахара, 10 грамм топленого масла), 30 грамм сухарей, чай 5 грамм, 15 грамм сахара, 20 грамм конфет.
Перекус (делился на две части): 30 грамм сухарей, 50 грамм сала, 40 грамм фиников. Чай по желанию группы.
Ужин: мясная каша (100 грамм крупы, одна банка тушенки 325 грамм на шестерых, 5 грамм топленого масла), 30 грамм сухарей, чай 5 грамм, 20 грамм сахара, 30 грамм печенье.
Общий вес продуктов на день на человека - около 560 грамм,
всего (на 5 дней на человека) - 5,05 кг.
"Стационарный" вариант, рассчитанный на дневки (в том числе строительство катамаранов).
Всего на 3 дней, весь у одного человека.
Завтрак: молочная каша (80 грамм крупы, 25 грамм сухого молока, 15 грамм сахара, 10 грамм топленого масла), 30 грамм сухарей, чай 5 грамм, 15 грамм сахара, 30 грамм сыра.
Обед: суп (40 грамм пакетиков, 20 грамм макаронных изделий, приправы), 30 грамм сухарей, чай, 15 грамм сахара, 20 грамм конфет.
Ужин: мясная каша (100 грамм крупы, одна банка тушенки 325 грамм на шестерых, 5 грамм топленого масла), 30 грамм сухарей, чай 5 грамм, 20 грамм сахара, 30 грамм печенья.
Общий вес продуктов на день на человека - около 580 грамм, всего (на 5 дней на человека) - 1,75 кг.
Дополнительно по желанию участники добавляли в чай сахарозаменитель.
Вес не включенных в раскладку продуктов (соль, чай каркадэ, приправы, сахарозаменитель, лишняя упаковка и т.п.) - около 0,5 кг на человека.
Вес упаковок продуктов, в расчете на одного человека - также около 0,5 кг.
Общий вес продуктов - 11 кг.
По результатам похода можно посоветовать увеличить норму крупы на человека для ужина (до 110 грамм) и уменьшить для завтрака (до 70 грамм).
_____________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://www.skitalets.ru/
Н. Г. Селедцов, Н. Е. Шпилекова. «В помощь туристу». Горно-Алтайск, 2000 г.
Сапожников В. В. По Алтаю. — М.: Географгиз, 1949. — 579 с.
Бурштейн Е.Ф.: «Песошное золото» в России: путешествие Матвея Снегирева в 1790 году. — журнал «Природа» №6, 2012
Чарыш — статья из Большой советской энциклопедии
Чарыш в «Словаре современных географических названий»
Сайт Чарышского района.
Жукова О. Н., Безматерных Д. М. Зообентос водотоков бассейна верховьев Чарыша и его роль в питании рыб // Мир науки, культуры, образования. — 2008. — № 5 (12). — С. 35-39.
https://www.charysh.info
сайт Википедия.
https://www.photosight.ru/
- Регион путешествия:
- Тэги:
- 12302 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий