Полуостров Ямал
Мой друг Марат Ефремов работает газовиком на полуострове Ямал, вот и сейчас он на очередной вахте, так он всё сетует, почему на нашем сайте про все места России статьи есть - а про легендарный Ямал - нет!?!
Вот и пришло время сделать статью про этот замечательный край!
Далеко-далеко, за Полярным Уралом, на восток - встречь солнцу, как говорили наши предки, на берегах бескрайнего Карского моря, за Югорским полуостровом, лежит земля Ямал, а в переводе - это край Земли!
Бескрайняя тундра, миллионы озер, птичьи караваны, зимой - полярное сияние, весной - ложные солнца, а летом буйство короткого цветения!
Ямал - сокровищница России! Пенсии, зарплаты учителям, врачам и военным, школы, больницы, военная мощь, сытая жизнь мегаполисов - всё это держится на тех богатствах, которые были открыты поколениями русских первопроходцев и геологов!
карта Ямала, Ямало-Ненецкий АО
Яма́л — полуостров на севере Западной Сибири, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа России. Длина полуострова 700 км, ширина до 240 км. Омывается Карским морем и Обской губой.
Ландшафты полуострова представлены тундрой, на юге — лесотундровые участки. Многочисленны озёра.
Полуостров слабо освоен человеком. Ведётся оленеводство, рыболовство. На полуострове расположены крупнейшие залежи природного газа.
Этимология
В «Кратком отчете о путешествии на полуостров Ямал» Б. М. Житкова в 1909 году даётся следующее толкование названия полуострова: «Точное самоедское название полуострова Я-мал, соединение слов Я (земля) и мал (конец)». Аналогично называется латвийская Юрмала: jūra («море») + mala («край, кромка»).
Полуостров Ямал
География
Полуостров Ямал находится на севере Западной Сибири, с запада омывается Карским морем (в том числе его Байдарацкой губой), с востока — Обской губой. На севере от полуострова, за нешироким проливом Малыгина, находится остров Белый.
Расположен от 68° с. ш. до 73° с. ш. и от 66° в. д. до 73° в. д.
Рельеф Ямала исключительно ровный, перепады высот не превышают 90 м. Средняя высота полуострова около 50-ти метров.
В основании Ямала залегает плита эпипалеозойской платформы с мезо-кайнозойским осадочным чехлом. Выступов кристаллического фундамента не наблюдается. На Ямале сосредоточено много месторождений природного газа, в основном расположенных на юге и западном побережье полуострова. Разведанные запасы газа на 2009 год составляют 16 трлн м³.
Новый Уренгой - полярная ночь Полуостров Ямал
Полезные ископаемые
На Ямале сосредоточено около 20 % российских запасов природного газа. На полуострове и прилегающих акваториях открыто 11 газовых и 15 нефтегазоконденсатных месторождений, разведанные и предварительно оцененные (АВС1+С2) запасы газа которых составляют порядка 16 трлн м³, перспективные и прогнозные (С3-Д3) ресурсы газа — около 22 трлн м³ . Запасы конденсата (АВС1) оцениваются в 230,7 млн тонн, нефти — в 291,8 млн тонн. В ближайшей перспективе Ямал станет основным районом добычи газа в России и одним из крупнейших в мире.
Большая часть запасов природного газа сосредоточена в пяти уникальных (запасы > 500 млрд м³) месторождениях: Бованенковском, Харасавэйском, Южно-Тамбейском, Крузенштерновском и Северо-Тамбейском. Разведано также 13 крупных месторождений (запасы 30-500 млрд м³), три средних (10-30 млрд м³) и пять мелких (< 10 млрд м³). Несмотря на 700 глубоких поисковых и разведочных скважин, геологическая изученность полуострова остается низкой, в среднем 1 скважина приходится на 305 км² территории, что на порядок ниже южных районов Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Это позволяет надеяться на значительный прирост разведанных запасов углеводородов, а также открытие новых месторождения на шельфе.
Газовые месторождения Ямала отличаются большей глубиной залегания, по сравнению с уже освоенными месторождениями, а также химическим составом газа. В глубокозалегающих газоносных пластах содержится так называемый «жирный» газ, с высоким содержанием пропана, бутана и пентана, имеющих большую ценность, чем основные составляющие природного газа — метан и этан. В частности, пропан-бутановая смесь является экологически чистым моторным топливом, которое может храниться в сжиженном виде в широком диапазоне температур. Однако, «жирный» газ не может транспортироваться по газопроводам без сложной предварительной подготовки, в ходе которой получается «сухой» газ, состоящий почти исключительно из метана и этана. Остальные компоненты, выделяются в отдельную фракцию и транспортируются в сжиженном состоянии, в цистернах или танкерах, либо сжигаются в факелах.
тундра - вдали Лабытнанги Полуостров Ямал
Освоение газовых месторождений
Буровые геологоразведочные работы были развернуты в 1963 году. Сплошная заболоченность местности вынуждала вести работы в основном зимой, когда была возможность транспортировать тяжелую буровую технику, несмотря на морозы до −50 градусов по шкале Цельсия и шквалистые ветра. Для доставки оборудования и материалов были организована доставка грузов силами Мурманского морского пароходства, в итоге было осуществлено несколько сверхранних арктических рейсов с грузами для нефтяников.
В декабре 1964 годы было открыто первое месторождение — Новопортовское нефтегазоконденсатное. В период с конца 1960-х годов до конца 1980-х гг. почти ежегодно обнаруживались новые месторождения. В том числе Бованенковское в 1971 году, Харасавэйское и Южно-Тамбейское в 1974, Крузенштерновское в 1976, Северо-Тамбейское в 1983 году.
В конце 1970-х годов значительно увеличились объёмы разведочного бурения на уже известных месторождениях. Например, на Новопортовском месторождении в 1978—1985 гг. было пробурено 80 скважин в дополнение к имеющимся 29-ти. Уточнялись контуры месторождений и объёмы запасов. В середине 1980-х гг. были приняты планы промышленного освоения газовых ресурсов полуострова. В 1987 году была завершена разработка ТЭО. Бованенковское месторождение планировалось ввести в эксплуатацию в 1991 году, добыв 20 млрд м³ природного газа. В 1992 году планировалось добыть уже 50 млрд м³ газа, а к концу 1990-х гг. ежегодно добывать до 200 млрд м³, освоив также Харасавэйское месторождение. В 1988 году предполагалось развернуть строительство магистрального газопровода «Ямал-Торжок-Ужгород». Однако в марте 1989 года, в условиях кризиса советской экономики, финансирование проектов промышленного освоения было прекращено.
В начале 1990-х годов в десятки раз сократились и темпы буровых работ, хотя полностью они никогда не прерывались. Новый этап освоения начался после 2002 года, когда «Газпром» определил Ямал как регион стратегических интересов компании. Полуостров Ямал
В настоящее время для промышленного освоения подготовлено четыре месторождения — Бованенковское, Харасавэйское, Крузенштерновское и Новопортовское. В 2006 году «Газпром» приступил к промышленному освоению Бованенковского месторождения и строительству магистрального газопровода. В 2008 году здесь началось бурение эксплуатационных скважин. Первоначально ввод месторождения в эксплуатацию намечался на 2011 год, в настоящее время — на 2012 год. Проектный объём добычи газа на Бованенковском месторождении определён в 115 млрд м³ в год, в долгосрочной перспективе — до 140 млрд м³ в год.
Предполагается, что к 2015 году объём добычи газа на Ямале составит 75-115 млрд м³ (на Бованенковском месторождении), в 2020 году — 135—175 млрд м³, к 2025 году — 200—250 млрд м³, к 2030 году — 310—360 млрд м³.
Помимо этого, в рамках освоения залежей природного газа на полуострове планируется строительство завода по сжижению газа (проект компании «Новатэк» «Ямал СПГ»). В соответствии с Комплексным планом развития производства СПГ на полуострове Ямал, первая очередь завода по производству СПГ должна быть построена в 2012—2016 годах, вторая линия введена в 2017 году, а в 2018 — третья. Основным источником сырья станет Южно-Тамбейское месторождение. Системами транспортировки СПГ займутся ОАО «Новатэк», ОАО «Совкомфлот» и Минтранс России.
Общий предполагаемый объём инвестиций в освоение газовых месторождений Ямала в 2010 году оценивался правительственными экспертами в 6,8-8 трлн руб. за 25 лет.
Надымский район Полуостров Ямал
Железная дорога
Через полуостров Ямал протянулась железнодорожная линия Обская — Бованенково — Карская, построенная Газпромом.
Морские порты
В октябре 2013 года принял первые грузы порт для круглогодичной навигации — Сабетта, который построен на полуострове Ямал в рамках проекта «Ямал СПГ» для обеспечения экспорта сжиженного природного газа с Южно-Тамбейских месторождений.
Также функционирует порт Харасавэй.
Факторы, мешающие освоению
Суровый климат (холодная длинная зима, прохладное короткое лето, сильные ветра)
Сильная заболоченность, особенно юго-западных и северо-восточных побережий
Повсеместное распространение многолетней мерзлоты
Высокий коэффициент увлажнения
С октября наступает зима, однако бывает зима и в июне
Слабо развита транспортная и другая инфраструктура
Полуостров Ямал стойбище ненцев - Тамбей
Климат
На Ямале распространен субарктический, а на севере — арктический климат. Средние температуры января составляют от −23 до −27 градусов по шкале Цельсия, июля — от +3 до +9. Количество осадков невелико: около 400 мм/год. Толщина снежного покрова составляет в среднем 50 см.
Гидрография
Годовой слой стока на севере полуострова составляет 150 мм, на юге — 300 мм. Реки замерзают к середине октября, вскрываются в начале июня, многие реки и озёра к концу зимы промерзают до дна. Тип питания рек снеговой. Половодье в июне.
На полуострове находится большое количество озёр, крупнейшим из которых является Ямбуто (система озёр Нейто), через которое в средние века проходил ямальский волок.
Крупнейшие реки полуострова:
Мордыяха, Нерутаяха и Юмбыдыяха (Юмбатаяха), Сядоръяха, Пыякояяха, Пухучаяха, Тиутейяха (Тиутей-Яха), Харасавэй, Сёяха (Мутная), Сёяха (Зелёная), Ясовейяха, Юрибей, Лата-Марето-Яха, Хуты-Яха, Нензото-Яха, Пемакода-Яха. Полуостров Ямал
Почвы, растительный и животный мир
Ямал находится в природной зоне тундры, южная часть — в лесотундре. Повсеместно распространена многолетняя мерзлота, талые грунты встречаются только под крупными реками и озёрами.
Среди почв преобладают подбуры, глеезёмы и торфяные почвы
На севере полуострова произрастают кустарничково-травяно-лишайниково-моховые арктические тундры, в центральной части — кустарничково-моховые северные тундры, на юге — ерниковые мохово-лишайниковые, южные тундры.
На полуострове обитает множество видов животных, среди которых: северный олень, песец, лемминг, белая сова, куропатка, мохноногий канюк, кулик-песочник, Краснозобая казарка (является эндемиком), гага, морянка, пуночка, розовая чайка, стерх и др. Среди рыб встречаются: сиги, гольцы, муксун, щука, налим, ленок, хариус, сибирский осётр, окунь, карповые и др.
весна - река Обь вскрылась
ОБСКАЯ ГУБА КАРСКОГО МОРЯ
О́бская губа́ — самый крупный залив Карского моря, эстуарий реки Обь, расположен между полуостровами Гыданский и Ямал. В восточной части залива от него ответвляется Тазовская губа, в которую впадает река Таз.
Длина залива — более 800 км, ширина от 30 до 80 км, глубина до 25 м, освобождается ото льда, кроме южной части, в июле и покрывается льдом в октябре.
Населённые пункты — Новый Порт, Ямбург, Мыс-Каменный.
Грунт в губе — вязкий, синий ил, береговые же отмели и банки песчаные. Волна в губе очень крутая, короткая и неправильная. Вода в губе пресная и очень мутная. Берега губы совершенно безлесные, однообразные, с западной стороны обрывистые, с восточной более плоские или бугристые. Почва на берегах болотистая; выкидного леса (плавника) на берегах почти не встречается. Острова встречаются только в устьях впадающих в губу рек и речек. Заливов и бухт мало, только у Дровяного мыса находится небольшая, мелководная бухта Преображенья и близ мыса Ямасол тянется небольшая удобная бухта Находка.
В Обскую губу кроме Оби впадает ещё несколько рек. В юго-восточную её часть впадают реки Надым и Ныда, образующие при впадении своём целый архипелаг островов. С западной стороны, ограниченной обширным полуостровом Ямал, впадают в большинстве небольшие реки, из которых некоторые в низовьях доступны для небольших речных судов, как то реки Яда, Оя, Ивоча, Зелёная, Сёяха и другие.
Губа довольно богата рыбой, в ней водятся как речные, так и морские виды рыб: осётр, стерлядь, нельма, налим, сельдь, муксун, щекур и другие. Полуостров Ямал
История исследования
Знакомство русских с Обской губой началось в 1600 году; в 1601 экспедиция из Берёзова к устью реки Таз, под предводительством воевод Савлука Пушкина и князя Масальского, имела успех, и с тех пор этим путем, до самого уничтожения города Мангазеи, ежегодно совершались плавания из устьев Оби по её губе и Тазовскому заливу к Мангазее. Архангелогородцы, пустозёры и мезенцы также неоднажды плавали через Обскую губу в Мангазею; они шли с товарами, на лёгких карбасах, от Карской губы вверх по реке Мутной до озера, из которого она вытекает, затем разгружали суда, перетаскивали их порожнем через небольшой волок на реку Зелёную, впадающую с запада в Обскую губу, нагружали вновь свои суда, плыли вниз по Зелёной до её устья, пересекали Обскую губу и шли далее по Тазовской губе к устью реки Таз до города Мангазеи. Тем же путем они возвращались из Мангазеи на другой год обратно. Плавания эти прекратились с уничтожением Мангазеи.
В 1734 году лейтенант Овцын, начальник той части большой северной экспедиции, которой было поручено исследовать часть берега Сибири между устьями Оби и Енисея, на дубель-шлюпке, в начале августа, вошёл в губу, достигнув 70° 4' с. ш. В 1736 он дошёл до 72° 34' с. ш., а в 1738, со штурманом Кошелевым, прошёл, к 8 августа, всю губу до Карского моря. В том же, благоприятном для плавания в северных морях, году лейтенанты Малыгин и Скуратов, следуя из Карского моря, вошли в Обскую губу и в устья реки Обь. В 1738 году лейтенант Скуратов, борясь со льдами в Обской губе, прошёл ею вплоть до устья и вошёл в Карское море.
В 1828 году западный берег губы, от мыса Дровяного до устья Оби, обойден сухопутно и описан корп. фл. штурм. штабс-капитаном Ивановым и поручиком Бережных. В 1863 снаряженная М. К. Сидоровым экспедиция, под начальством Кушелевского, вышла из Обдорска на парусной шхуне в Обскую губу и достигла устья реки Таз. В 1874 английский капитан Джозеф Виггинс (англ. Joseph Wiggins), на пароходе «Диана», был в устье Обской губы. В 1877 паровая шхуна «Луиза», г. Трапезникова, пришла из Европы в устье Оби и дошла до Тобольска. В 1878 году датский пароход «Нептун» прошёл всю Обскую губу до устья реки Надым, равно как и английский пароход «Warkworth» Виггинса, и оба в то же лето успели вернуться в Европу, с обратным грузом. В то же лето, построенная в Тюмени г. Трапезниковым шхуна «Сибирь» вошла из Оби в Обскую губу, прошла её и благополучно прибыла в Лондон. В 1880 тот же пароход «Нептун» благополучно совершил плавание из Европы к устью Оби и обратно. В 1893 году северную часть губы пересекло одно из судов экспедиции морского министерства — пароход «Лейтенант Малыгин», под начальством лейтенанта Шведе. При этом впервые были получены указания на существование к северу от мыса Мате-Сале какой-то бухты.
По исследованию экспедиции А. И. Вилькицкого, в 1895 году, эта бухта оказалась принадлежащей довольно большому низменному острову, названному именем Вилькицкого. В 1895 и 1896 годах экспедиция подполковника Вилькицкого, посланная морским министерством для описи части Карского моря и Обской и Енисейской губернии, на пароходе «Лейтенант Овцын» и парусной барже «Лейтенант Скуратов», благополучно плавала в Обской губе, зимовала в Оби и, исполнив своё поручение, вернулась через Карское море в Архангельск осенью 1896.
Оказалось, что Обская губа удобна для плавания; вход в реку Обь, бар которой мелководен и занесён банками, имеет фарватер для судов с осадкой от 2,7 до 3,4 м; льдов, в позднее время лета, в губе не бывает. Съёмка восточного берега губы, произведенная ещё Овцыным, оказалась неверной; местами он лежал на картах на 30, 40 и 50 миль с лишком к востоку; западный берег, съемки Иванова, нанесён был гораздо вернее. Исследования экспедиции Вилькицкого показали, что вообще губа далеко не столь широка, как это казалось по существовавшим до того картам.
С 1897 через Обскую губу было установлено пароходное сообщение реки Обь с Лондоном, английской компанией Лайборн Поппам, которой было закуплено до 3,2 тысяч тонн хлеба в Барнаульском округе и наняты пароходы для доставки этого груза в бухту Находка и для провоза оттуда товаров, которые будут привезены морем из Англии, в Тюмень и Томск.
православная миссия
БАЙДАРАЦКАЯ ГУБА
Байдарацкая губа — один из крупнейших заливов Карского моря, в его юго-западной части, между Югорским полуостровом и полуостровом Ямал.
Длина губы около 180 км. Ширина у входа 78 км. Глубина до 20 м.
Температура воды на поверхности летом 5—6 °C. С октября по июнь почти полностью покрыта льдом. Подвижки льда в центральной части губы могут происходить только при сильных ветрах и в приливы (амплитуда последних составляет 0,5-1,0 м). Шторма в открытой части Карского моря могут поднять волну в Байдарацкой губе и взломать лед в её северной и центральных частях. Граница устойчивого стояния льдов изменяется ежегодно.
Ямал - страна тысячи озер
Берег преимущественно пологий, покрыт тундровой растительностью, местами сильно заболочен. В залив впадает порядка 70 рек. Крупнейшие из них (с юго-запада на северо-запад): Сибирчатаяха, Кара, Лабияха, Пэкучеяха, Нгояха, Нгосавэйяха, Талвтаяха, Тунгомаях, Нгындермаяха, Нензояха, Байдарата, Ёркутаяха, Явхалятосе, Тамбъяха, Нганорахаяха, Хэяха, Юрибей, Ясавэйяха, Тоясё, Юмбъяха, Лыяха, Юрёяха, Лыхыяха, Седатаяха, Хахаяха, Мараяха и Ябтояха.
В акватории Байдарацкой губы расположено пять островов: Литке, Нгонярцо, Полумесяц, Левдиев, Торасавэй. Все они необитаемы.
Акватория и побережье губы относятся к территории трех административных образований: Ямальскому и Приуральскому районам Ямало-Ненецкого автономного округа и Заполярному району Ненецкого автономного округа.
Бо́льшая часть побережья губы необитаема. Единственные населённые пункты — Усть-Кара, Усть-Юрибей, Яры и Моррасале. Вблизи юго-восточной и восточной оконечности губы на расстоянии от 20 до 90 км проходит сначала железная дорога (до конечной станции Хралов), а затем постоянно действующий автомобильный зимник.
По дну Байдарацкой губы проложены подводные газопроводы, которые свяжут крупнейшие газовые месторождения Ямала, прежде всего, Бованенковское, Харасавэйское и Южно-Тамбейское, с Европейской частью России. Пять веток пройдут от компрессорной станции (КС) Байдарацкая до КС Ярынская сквозь центральную часть губы; ещё одна ветка пойдет гораздо севернее, на выходе из губы между собственно Бованенковским месторождением и КС Усть-Кара возле одноимённого поселка.
полночь в Полярный день на Ямале
БОРИС ЖИТКОВ - ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЯМАЛ
Но вернемся к замечательному изданию о путешествии на Ямал. Как пишет Житков, экспедиция отправилась на Север в конце зимы 1908 года. В ее состав помимо ученого вошли капитан саперного батальона В.Введенский (в качестве топографа и ассистента) и представитель Московского сельскохозяйственного института Д.Филатов (занимался сбором зоологических и ботанических коллекций).
В помощь исследователям также отрядили священника — отца Мартиниана, переводчика и пятерых инородцев, один из которых при этом прихватил с собой всю семью — с чумом и оленями.
Наиболее ценным кадром оказался толмач Кудрин. Он имел обширные знакомства с аборигенами, был ответственным и исполнительным. А еще переводчик полюбился всем за веселый нрав.
Отправной точкой экспедиции стал Обдорск (ныне Салехард). По свидетельству Бориса Житкова, для путешествия было собрано стадо из 480 оленей. Столь солидное число было необходимо для завоза в тундру большого количества запасов, а также для возвращения по тяжелому летнему пути.
29 марта 1908 года караван из полутысячи оленей, 12 человек, с двумя чумами, двумя палатками, тремя лодками и 70 нартами, груженными разными запасами, выдвинулся из Обдорска в путь, который занял семь долгих месяцев…
тундра - Новый Порт
Между рек и озёр
Поначалу экспедиция складывалась успешно. Путешественники преодолевали версту за верстой, в дневниках делались отметки об очередной пройденной точке — реке или озере. Но в середине апреля недалеко от Обской губы северная природа показала свой крутой нрав — жуткий снежный шторм на шесть дней запер исследователей в чумах.
18 апреля работа снова закипела. Сняли лагерь, отправили съестные припасы вперед через стоянки самоедов. И предусмотрительно организовали в тундре два склада — впоследствии они очень пригодились на обратном пути.
В конце апреля путешественников ждало очередное испытание. Они малость заплутали и с трудом разобрались «с соотношением рек и озер».
— Стоявшие вблизи озер самоеды в ответе на вопросы или отзывались полным незнанием, или давали очень уклончивые и неверные показания, — вспоминал Житков.
В начале мая участники экспедиции разделились. Капитан Введенский занялся съемкой рек и озер от Обской губы до Карского моря. Ассистент Филатов остался присматривать за караваном, попутно занимаясь пополнением коллекций, — весна пришла и на Север.
Голодные олени и бобровые струи
А Борис Михайлович, руководитель экспедиции, в сопровождении переводчика отправился еще дальше — к самому Карскому морю…
На берегу путешественники надолго не задержались. По торосистому льду на оленьих упряжках они достигли острова Белый. Тут возникли трудности — олени очень утомились и проголодались, а ягеля на острове не оказалось. К тому же проводники-самоеды ехали неохотно — остров считался священным, на его южной территории было два жертвенных места.
— Нас привели, однако, к этим шайтанам. Перед отъездом из чумов на Белый нарты, оленей и людей окуривали бобровой струей, — пишет Житков.
(Для справки: бобровая струя — ароматическое вещество животного происхождения, которое вырабатывается у бобров в специальных мешочках-жировиках).
Воссоединение экспедиции произошло в середине июня. Северная весна была уже в полном разгаре, снег с ровной тундры исчез и лежал только в оврагах, озера еще частью были покрыты льдом.
Но трудности продолжались. Большие пространства были затоплены водой, постоянно приходилось варьировать направление движения каравана. Обоз было решено максимально облегчить — часть проводников с чумами и сотней оленей пришлось оставить. Остальные участники путешествия с палатками и лодками продолжили путь по полуострову.
Этот удивительный Ямал
Борис Житков в своем отчете рассказывает о том, что увидел на Ямале. По его мнению, наиболее интересными являются гидрографические условия на полуострове. Ямал богат как большими озерами, так и множеством малых. Многие из них не промерзают зимой и полны рыбы. Также безусловный интерес представляет система рек.
Житков отметил удивительное умение самоедов ориентироваться на местности: «Привыкшие к простору равнин, кочевники необыкновенно уверенно ориентируются даже в совершенно гладкой тундре, хорошо схематизируют свои пространственные познания, всегда умея на снегу или на песке начертить план местности, и быстро ориентируются в предложенной им географической карте».
Фауна Ямала, как констатировал ученый, «типичная тундровая». Из видов, связанных с морем, «белый медведь обыкновенен по северным берегам». Здесь же попадается достаточно редкий морж. Самоеды бьют морского зайца и нерпу. Волк, песец, росомаха и горностай селятся по всему полуострову, а лисица и заяц — в южной части. Попадались путешественникам копытная мышь и обский лемминг.
Из птиц экспедицией были замечены лебеди, гуси, гаги, красная казарка, чайки, кулики, ржанки, сапсаны, белохвостые орланы, белые и болотные совы, куропатки, жаворонки, трясогузки и многие другие.
К особенностям климата Борис Михайлович отнес обилие ветров и разницу температур. Весной бураны отличаются продолжительностью и силой. С последним большим бураном путешественникам пришлось столкнуться в конце мая.
Северные сияния исследователи неоднократно видели в марте. А в начале апреля при сильных морозах и высоких перистых облаках им повезло лицезреть «очень эффектные световые явления» — в виде «ложных солнц и кругов вокруг солнца и луны».
Большой интерес, как пишет Житков, представляют быт и условия жизни местного населения — каменных самоедов. Их число ученый оценивает так: «в десяти родах до 700 ясачных душ и до 2000 душ наличных». На полуострове во владении самоедов находятся 100 тысяч оленей, что говорит о местных жителях как о зажиточных людях.
Их образ жизни в основном кочевой. В начале зимы они перемещаются к югу до границы лесов и бывают в Обдорске на ярмарках. В феврале-марте начинается обратная кочевка к летним пастбищам. Часть семей на зиму остается у Карского побережья — промышлять медведей. Летом у Карского моря бьют тюленей.
Завершая свое повествование, Борис Житков обратил внимание на «радушное содействие, оказанное экспедиции местными людьми».
ЗАГАДОЧНАЯ ДЫРА НА ЯМАЛЕ
Ученые исследуют гигантскую дыру в земле, появившуюся на Ямале. Воронку диаметром 60 (а по другим данным — и до 80) метров обнаружили на прошлой неделе (июль 2014г.) – ее случайно заметили с борта вертолета. В Интернете уже появились всевозможные версии ее происхождения. Ученым предстоит выяснить, является ли она результатом техногенного воздействия или падения космического тела.
Некоторые СМИ предположили даже, что воронка появилась в результате инопланетного вмешательства. Но для точного определения причины ее появления нужно взять пробы грунта. Как сообщает "Россия 24", это пока невозможно, поскольку края воронки постоянно осыпаются, и подходить к ней опасно. Первая экспедиция уже побывала на месте, и о том, что увидели там ученые, рассказала главный научный сотрудник Института криосферы Земли Сибирского отделения РАН Марина Лейбман.
"Никаких следов пребывания человека с какой-то техникой тут просто нет, – сказала она. – Можно предположить что-то фантастическое: упал горячий метеорит и все тут растопило. Но когда падает метеорит, есть следы обугливания, то есть, высокой температуры. А здесь нет следов того, чтобы воздействовала высокая температура. Тут видны следы потоков воды, есть некоторое скопление воды".
Как сообщает портал "Российская газета", ученые рассматривают несколько версий образования этой дыры. Версия о том, что это обычный карстовый провал, маловероятна, потому что воронку окружают выбросы грунта. Если же брешь в земле образовал метеорит, то такой мощный удар не мог остаться незамеченным.
Исполнительный директор Субарктического научно-учебного полигона, кандидат геолого-минералогических наук Анна Курчатова предположила, что здесь произошел не очень сильный подземный взрыв. Вероятно, под землей скопился газ, на глубине около 15 метров начало нарастать давление. В итоге, газо-водяная смесь вырвалась наружу, выбросив лед с песком, словно пробку из бутылки с шампанским. К счастью, это случилось вдали от трубопровода или объекта добычи и переработки газа.
Оленеводы Тазовского района ЯНАО обнаружили вторую воронку, внешне похожую на ставшую известной на днях "бездонную яму" в 30 километрах от месторождения Бованенковское.
Новая воронка расположена на другом полуострове - Гыданском, недалеко от побережья Тазовской губы. Диаметр кратера значительно меньше, чем у первой, - примерно 15 метров. На днях в ее существовании убедился замдиректора совхоза Михаил Лапсуй.
Впрочем, говорить об открытии как таковом не приходится. По утверждениям кочевников, воронка появилась еще в конце сентября прошлого года. Просто они не предали этот факт широкой огласке. А когда прослышали о подобном явлении на соседнем полуострове, то рассказали о ней местным властям.
"Дыра" на Ямале могла появиться из-за болотного газа
Михаил Лапсуй подтверждает идентичность гыданского и ямальского природных образований. К слову, и по удаленности от Полярного круга они мало разнятся. Внешне, кроме размеров, все очень схоже.
Судя по окаймляющему верхние границы грунту, произошел его выброс на поверхность с глубины вечномерзлых пород. Правда, те оленеводы, которые называют себя свидетелями явления, утверждают: над участком, где произошел выброс, сначала стояла дымка, затем последовала огненная вспышка и земля содрогнулась.
На первый взгляд - домысел. Однако не следует с ходу отметать такую версию выброса, считает исполнительный директор Субарктического научно-учебного полигона, кандидат геолого-минералогических наук Анна Курчатова, поскольку при смешении метана с воздухом в определенных пропорциях образуется взрывоопасная смесь.
БОГИ ЯМАЛА
Боги Ямала
Так же, как и у других народов, религия коренных жителей Севера определяет основы мировоззрения, нравственности, формы и направления творчества.
Источником для знакомства с религией Северян могут служить яробцы, сюдбабцы сказателей и рассказы старых людей, которые сохранили в наибольшей чистоте древние религиозно-магические верования. Так, богатое народное творчество ненцев, многочисленные сказания о взаимоотношениях богов и героев создали богатый арсенал мифологических образов.
На небесах тоже живут люди (нув хасова), обладающие оленями. Когда на нижнем небе тает снег, он стекает в виде дождя на землю. Звезды – озера на той земле, которое служит нам небосводом.
Земля плоская, немного выгорбленная посередине, где имеются горы, с которых в разные стороны текут реки, в том числе и Обь. Земля окружена морем. Под нашей землей есть еще семь земель. На первой из них живут сиртя (сихитря), для них небом служит наша земля, Солнце луна – одни для всех миров, они светят для сиртя сквозь воду и нашу землю.
Солнце, по старинным представлениям ненцев, женщина. Она растит травы, деревья, мох. Когда наступают морозы, солнце прячется от них – поворачивается вместе с небосводом и наступает ночь (полярная ночь). Луна воспринимается как плоская и круглая. Темные пятна на луне – ноги ирий хасава (лунного человека), туловище и голова, которого находятся на другой стороне луны.
В основе религиозных представлений ненцев лежат анимистические представления, т.е. вера в духов. Весь окружающий мир представлялся им населенным духами, которые принимали непосредственное участие в жизни людей, принося им удачу или неудачу в промыслах, доставляя радость и огорчения, насылая различные болезни и тому подобное.
Все путешественники и исследователи XVIII начала XX вв. утверждали, что у ненцев существовало представление о «верховном существе», которое носит название Нум. Этот Нум существо бестелесное, не имеющее никакого образа, являлось, согласно сообщениям исследователей, творцом земли и всего на ней существующего. Наиболее распространенный среди ненцев миф о мироздании повествовал о том, что сначала была лишь вода. Нум послал гагару. Она, нырнув, принесла ком глины. Ком стал расти, и превратился в землю. Затем были созданы все горы и реки, люди и животные. Слово Нум в ненецком языке означает погоду. Очевидно, верховное существо есть в действительности дух неба, светлое начало.
В этом мире тело становится «земляным» и превращается в черного блестящего жучка си. Черный жук си, личинка жука пуй и длинный земляной червь халы – считаются посланцами страны нга. Они обманчиво маленькие, когда выползают летним днем. Ночью же и зимой они способны предстать огромными чудовищами, все они – воплощение бога Нга.
Ужасы по поводу мира Нга обычно рассказывают шаманы, так как им приходится будоражить Подземелье. Каждую ночь человека одолевают посланники Нга, забирающиеся в чум и спящие тела. Когда человек засыпает, Нга незаметно влетает в его рот и человек заболевает. Нга охотится за людьми подобно тому, как люди ловят зверей, рыбу и птиц, Плоть больного или умирающего грызет червь смерти халы. Только шаман может видеть червя, которого посылает Нга, и сделав в больном месте надрез ножом, удалит его. Нга иногда именуется Си ив Нга Нися – Отцом Семи Смертей. Т.е., различные болезни смертельные как для людей так и для животных – представляются ненцам его детьми. Так детьми Нга считают Якдэйнга (Чесотка), Мерюнга (Оспа), Ходэнга (Кашель-туберкулёз), Синга (Цинга), Хэдунга (Болезнь убивающая в одну ночь всех людей и оленей) и т.д.
Ненцы считают Нга тоже участником Сотворения всего существующего на земле. Только Нум создал всё светлое, чистое, разумное и полезное для людей, а бог Нга – напротив, все злое, нечистое и вредное.
В каждой твари, созданной на земле, угадывается нечто от Нума и нечто от Нга, но сложнее других пришлось тем, кому соТворцы уделили особенно много внимания – человеку и собаке, вернее только человеку, потому что собаку ни Нум, ни Нга изначально не создавали. Она «произошла» из человека. На этот счет существует несколько ненецких притч. Версия одной из притч звучит так: «Созданные Нумом, в одно время человек и собака жили отдельно. У собаки была одежда, а так же грузовая нарта, где хранилась пища. Однажды собака взяла и съела всё в один день, не заботясь о будущем. Тогда Нум рассердился и сказал: «Ты совсем не умеешь жить самостоятельно, иди к человеку и живи с ним». Тогда же Нум сделал так, что собака перестала говорить почеловечески».
По ненецким преданиям, именно по вине забывчивой собаки, человек попадает во власть Нга на время, которого достаточно, чтобы быть съеденным, оплеванным или осыпанным пеплом (т.е Нга успел совершить свой ритуал). И тогда человек становился смертен (подвержен «болезням»), т.е. принадлежит в равной мере Верхнему и Нижнему мирам.
Собаке же теперь предстоит исполнять особую миссию.
Мир Преисподней велик, а посланцы его способны проникать (как правило, ночью), в мир людей, причем в самых различных обличьях: стая волков, смертельные болезни, разрушительные стихии. И тут в чуме им противостоит собака, охраняющая «дыру», служащую переходом между Нижним и людским миром.
Когда на стойбище приходит одна из дочерей Нга – болезнь Синга (Цинга), ей в жертву приносят собаку. Собака к тому же считается помощником человека, хорошим пастухом, способным самостоятельно собрать и пригнать стадо оленей к стойбищу.
Следовательно, собака – не мрачный образ. Просто ей досталась вполне собачья судьба – сторожить «дыру».
Итак, Нум и Нга – это две могучие силы, ведущие между собой войну.
Существует легенда, согласно которой, однажды Нга обратился с жалобой к Нуму на то, что в темноте под землей в поисках выхода часто натыкается на острые углы семи слоев вечной мерзлоты. Нум, не желая портить отношения с Нга, с которым он, согласно легенде, находился в родственных отношениях, уступил луну и солнце. На земле наступила тьма. Люди, животные и птицы могли пользоваться только скудным светом небесных звезд, натыкаясь в темноте на деревья, проваливаясь в ямы. Люди начали приносить жертву на святых местах, умоляя Нума вернуть свет людям.
По подсказке одного из богов, небесный владыка Нум сумел хитростью вернуть Солнце из подземелья и настал день. С той поры продолжается борьба Нума и Нга за обладание светом.
Спор о том «Кто есть первый» Нум или его извечный соперник Нга, проходит в мифологии от Сотворения до пересотворения, охватывая каждый год, день, человека, вещь. Этот спор и вызывает столкновение, в которых гибнет земля (переполненная «болезнями»), скрывается Солнце (в темнице Нга), рождается и умирает человек.
Сменяется череда суток, а человеческий век постепенно перетекает с востока на запад. На востоке располагается обитель Нумa, откуда приходят души людей, на западе – страна Нга, куда они, покинув человеческое тело уходят.
Образ Нумa связывают и с Южным Небом, часто противопоставляемым небу Севера, владыкой, которого является могущественный бог Нгэрм. И если с образом Нумa связано оживление природы, то с Нгэрмом её застывание, т.е. наступление зимы. В круговороте природы Нгэрм играет ту же роль, что и Нга в круге жизнисмерти человека.
В сонме ненецких духов, есть лишь один, с которым не в силах совладать сам Нум. Его имя – Хэбидя Хо Ерв (Хозяин Священной Берёзы).
Он живет в дупле семиствольной березы. Через каждые две тысячи он поднимает свою березу, и изпод её корней разливается по земле вода великого потопа. «Большой водой» Хэбидя Хо Ерв моет землю на которой распространилось слишком много болезней. Потоп продолжается семь дней. В это время не светит Солнце, гибнут люди и звери. Затем они появляются вновь и вновь живут две тысячи лет.
Не менее популярным ненецким богом является Явмал (Явмал Ирико) – Истоков Рек Старик, Вод края Дед, Моря края Дух. Во многих легендах он представлен как наследник Нумa. По одной из легенд, Нум делает героя богом средней земли, предписывает ему всю жизнь «сидеть на верхней Оби», дарит крылатого коня и нарекает его именем Явмал. Во власти Явмала, как бога Верхнего (Теплого) моря (имеется в виду река Обь), состоят и живые вешние воды, и разрушительное половодье. Его волей предопределяется приход на Землю и доброго тепла и страшной жары. С этим связаны посвящаемые Явмалу жертвоприношения в пору половодья, а также в сезон, когда «оленям бывает жарко». В те годы, когда в тундру приходит «большая жара», ненцы бьют по воде саблями и увещевают Явмала ослабить зной, после этого «за ночь становиться холодно».
К Явмалу, являющемуся к тому же хранителем благополучия всех людей, живущих «на великой воде» (реке Обь), часто обращались и за содействие в морском промысле.
Обычно жертвоприношения Явмалу совершались весной и летом. Но ни сама по себе вода, ни жара не являются стихией Явмала. Он только посредник между Землей и Небом.
Хозяином всех вод является Ид Ерв (Владыка Вод). Его связывает с людьми почтительное признание обоюдной значимости, сдабриваемой чередой дарений – отдариваний. Человек приносит жертву – Владыка вод, дарует благополучную переправу; море дает обильную добычу – охотник отвечает встречным ритуалом благодарения.
Так, выход на морскую охоту предварялся жертвоприношением. У святилища происходило заклание оленя. Пригоршня крови жертвы вливается в море; ею же мажут личины идолов, нос и руль лодки. Если же кому-либо случится быть унесенными штормовым ветром в открытое море, то отдают морю самое ценное (обычно это было оружие) и при счастливом исходе, спешат принести в жертву оленя.
Редкий ненецкий бог не кочует. Однако есть среди них тот, который это делает так, как положено вслед за ним делать людям. Это Илибембэртя. В этом имени сочетается два понятия – Илебц (жизнь, благополучие, хозяйство, дикий олень) и Пэрць (делать, держать, звать). Главной первоначальной заботой Илибембэртя являлась охрана диких оленей. Но с развитием у ненцев оленеводства его забота распространяется и на домашних олений. Поэтому Илибембэртя называют Хранителем оленей. Согласно ненецким легендам он объезжает всю землю, дает людям оленей. Ненцы считают его так же первым оленеводом.
В качестве светлого духа в религии ненцев видное место занимала ЯНебя (Земля Мать) или ЯМюня (Лоно Земли), которая по некоторым легендам является женой Нумa. Она считалась не только покровительницей женщин (часто помогала при родах), но и являлась какой-то частичкой в каждой из них.
Не менее почитаемым богом у ненцев является Хозяин Белого острова Сэрнго Ирико (Ледяного Острова Старик). На Ямале он считается главным духом.
Конечно, это далеко не все боги ненецкого пантеона. Число их гораздо больше и разнообразней. Но знакомство с этими, наиболее популярными ненецкими богами, позволяет понять как по-своему, своеобразно объяснялись многие явления: смены ночи и дня, зимы и лета, человеческий век.
Так ЯНебя или ЯМюня (т.е. Земля) окружена борющимися за нее духами Юга (Нум) и Севера (Нгэрм), Востока (Илибембэртя) и Запада (Нга). И поскольку наибольшую опасность для человека представляли Нгэрм и Нга, северные и западные берега Ямала ограждены многочисленными святилищами.
Краем жизни, «Краем Земли» (букв. Ямала) именовалась самая северная часть полуострова. Святилища главных духов – хранителей Ямальских ненцев располагались на северном «Священном мысу» Ямала (Хахенсаля) и Белом острове. Именно там совершались ритуальные жертвоприношения. Святилище Ямала – не (богиня Ямала) на Хахенсаля напоминает стойбище и крепость. Пять островерхих куч из рогов и шестов похожи на стоящие в ряд чумы. В то же время все «стойбище», каждый «чум» окружены скульптурами деревянных идолов. Изображение Ямала Хадока (Старушка), деревянная скульптура в виде полулежащей женщины, в окружение трех сядаев (идолов) находится у кромки берега. Лицо богини обращено на юг к обжитой людьми земле.
На Белом острове, напротив Хахенсале расположено капище Сэро Ирико (Белого Старика), основного защитника богини Ямалне. Он стоит в окружении деревянных идолов (сядаев) на южном берегу острова, обращенный лицом к Ямалу. Белый Старик (Сэрнго Ирика) первым принимает на себя удары Нгэрма (Бога Севера) и ослабляет их воздействие на людей.
Как правило, ненцы редко обращались к Нуму –только в самых важных случаях, счастливых или несчастных. В устной традиции ненцев есть два места, связанные с Нумa. Это остров Вайгач и озеро Нумто.
По преданиям, когда-то Вайгач был ровным. Затем «явился на берегу моря утес, который все более и более рос и, наконец, образовался наподобие человека». С тех пор Вайгач назывался Хэгея (Святая земля) или Хэгео (Святой остров).
Стоявший на утесе-человеке семиликий трёхгранный деревянный идол носил имя Вэсако (Старик). В середине острова находится камень, называвшийся Невехэге (Мать богов) или Хадако (Старуха). Все ненецкие боги считались их детьми, в том числе и четыре сына, «которые разошлись в разные места по тундрам».
Нюхэге (Сын бога) небольшой утес на Вайгаче, Минисейгора – на Полярном Урале; Яв`мал – полуостров Ямал; КаменьХэге, Козьмин перелесок – в Канинской тундре.
В своей работе «Полуостров Ямал» Борис Житков приводит описание священного места: «Это длинный ряд куч сядэев обложенных черепами жертвенных оленей, обвязанных обрывками шкур… Деревянные идолы (сядэи) сгруппированы в семь отдельных куч, стоящих вытянутым рядом в нескольких шагах расстояния одна от другой. Деревянные идолы здесь… в виде коротких обрубков древесного ствола со стесанной на верху головой и грубыми насечками на месте глаз, носа, рта; или в виде длинных и тонких обтесанных палок, покрытых группами зарубок по семи в каждой группе… В середину каждой кучи, как это обычно и на других жертвенных местах Ямала, вставлена сухая лиственница – священное дерево самоедов. Каждая куча сядэев считается местом поклонения отдельных рядов».
В качестве охранника жилища, имущества выступали мяд`хахэ – домашние духи. Обычно их содержали в переднем углу чума си (т.е. напротив входа) вместе с изображениями ЯМеню, скульптурами духов, природы, священными предметами с различных святилищ, взятых в обмен на приношение.
При переездах или перекочевках семьи все эти культовые принадлежности перевозили в специальных священных нартах – хэхехан. Это особые нарты, куда помещали ларь или ящик с крышками, где находились идолы.
Среди ненецких домашних духов особенно почитаемых мядпухуця – покровительница семьи (дословно старуха или хозяйка чума). Ненцы говорят: «Без мядпухуця дом не дом». Она его охраняет. Прежде мядпухуця имелась в каждом чуме, и находилось в женской половине, обычно на подушке старшей женщины или в сумке над её изголовьем. На мядпухаця бывало очень много одежды. Каждый раз, когда после тяжелых родов или после болезни, выздоравливал тот или иной член семьи, в благодарность ей шили новую одежду. К помощи мядпухуця прибегали и в случае тяжелого заболевания, для чего ее клали в изголовье больного. Чтобы узнать об исходе болезни, брали мядпухуця на руки и взвешивали: если она казалась легкой, то больной должен выздороветь, если тяжело больной умрет.
Для облегчение родов обращались так же к янебе (или яминя – мать земля).
Янебя считалась покровительницей женской половины семьи. Во время родов роженица держала Янебя на животе обеими руками, сжимая её при болях и прося облегчения. Характерно, что Янебя не имела деревянного или каменного туловища и головы. Вместо последних в одежду вкладывали кусочки сукна. Если роды завершались благополучно, покровительнице женщин дарили новую шубу, медное кольцо, кушак т.п. (оленей в жертву Янебя никогда не приносили), а затем сажали на три дня в люльку новорожденного, после чего укладывали в ларец и помещали до следующей надобности в «чистую» часть чума против входа.
Для составления наиболее полной картины о домашних духах ненцев, необходимо остановиться на изображениях, связанных с культом умерших, так называемых нгытарма и сидрянг. По некоторым сведениям, нгытарма – это изображение предка (мужчины или женщины), умершего давно и в преклонном возрасте.
Деревянную фигуру делали из отщепа, взятого с гроба умершего, а затем одевали её в «малицу» или «ягушку», иногда кормили. Богатые оленеводы иногда убивали в жертву нгытарма оленя. Изготовляют нгытарма через 710 лет после смерти и держат в чуме несколько поколений. Нгытырма может находиться как на женской постели, так и вне чума, на маленькой нарточке, стоящей поверх хэхэхан (священной нарты).
На Ямале нгытырма во время пурги выносят на улицу – стеречь оленей. Ненцы говорят, что он является посредником между тундровыми сядаями и домашними духами, и охраняет подступы к дому от злых духов.
У ненцев хантыйского происхождения после смерти изготавливалось изображение покойного, называемое сидрянг. Его делали из осины, оклеивали берестой и одевали в одежды. Держали его на спальном месте, во время еды сажали за стол и кормили постоянно, причем клали перед ним нож, табакерку и пр. Богатые оленеводы ежемесячно в полнолуние забивали для сидрянг оленя, а бедняки приносили бескровную жертву.
Через три года его хоронили в особом ящике отдельно от покойного, в честь которого он был сделан, но вблизи гроба последнего.
Помимо принесения жертв духам, существовал ещё способ общения с ними через шаманов. Шаманы являлись как бы посредниками между людьми и духами. «Шаман» слово тунгусское. У ненцев человек, наделенный особым духовным даром, назывался тадебя. Шаманский дар передавался по наследству, как правило, по мужской линии от отца к сыну. Женщина становилась шаманкой только в случае недостатка наследников мужского пола. Однако, для того, чтобы стать шаманом, недостаточно было иметь среди предков шаманов. Шаманом может стать только тот, кого изберут духи. Об этом имеются многочисленные свидетельства, оставленные многими исследователями. Избрание происходили следующим образом: «Они (духи) являются ему (будущему шаману) в различных видах, как во сне, так и наяву, терзают душу его разными заботами и опасениями, особенно в уединенных местах, и не отстают от него до тех пор, пока он, не видя более никаких средств идти против воли божества, не осознает, наконец, своего призвания и не решится последовать ему». Таким образом, шаманами становились не по доброй воле, а под сильным давлением со стороны духов, и шаманское звание принималось не с радостью, а как тяжкое бремя.
Первые признаки особого признания обнаруживались уже при рождении: на темени младенца была пленочка, которая по представлению ненцев, являлась символом кожи бубна. Особым признаком шамана являлось также родимое пятно.
Когда такой отмеченный особым знаком ребенок подрастал, он будто бы начинал замечать вещи, недоступные глазам других людей. В период половой зрелости он впадал, в так называемую, шаманскую болезнь: то начинал петь, то спал целыми сутками, то ходил никого не замечая.
Считалось, что к нему являлись духи – помощники предка шамана и принуждали его к шаманской деятельности, мучили его. Помочь мог шаман только определенной категории.
Если шаман узнавал, что мучающийся молодой человек должен стать шаманом той же категории, что и он сам, он говорил: «Я могу его научить». Если же он делал вывод, что духи, одолевающие молодого ненца, не принадлежат к его миру, что он будет шаманом другой категории, он говорил: «Я научить не могу. Идите к такому-то».
Таким образом, избавиться от психических страданий и пройти посвящение в шаманы избранник мог только при наставничестве взрослого тадебя.
Ученичество продолжалось несколько лет. Для того, чтобы стать настоящим тадебя, необходимо было пройти путь познаний и испытаний протяженностью в два десятка лет.
Вначале молодой шаман камлал (т.е. обращался к духам), используя только пояс и подвязки от пимов, которыми перевязывал больное место у пациентов. Через семь лет шаман-учитель указывал ученику, где следует срубить лиственницу для обечайки бубна. Если начинающий шаман умел, он делал бубен без подвесок сам, если нет, просил другое лицо. Тогда же делалась колотушка. Первый бубен служил шаману несколько лет.
город Салехард - Обдорский острог
ЗАГАДКИ ЯМАЛА – ПАНТУЕВ ГОРОДОК
В развитии любого государства одну из основных ролей всегда играла торговля. Не стала исключением и история развития Российского государства. Россию связывали торговые отношения и с европейскими странами, и с азиатскими. Но мало кто знает, что такие же взаимоотношения существовали и с Сибирью чуть ли не с начала существования Руси. Первое упоминание о связях с сибирскими, и, что самое интересное, северными народами встречается в самом первом, дошедшем до нас письменном источнике – всем известной монастырской летописи «Повесть временных лет», в которой рассказывается, как новгородские купцы-путешественники обменивали металлические изделия на «мягкую рухлядь», то есть пушнину. Как известно, первый этап освоения Западной и Восточной Сибири шел по северному пути, русские промышленники, казаки и купцы приходили в Сибирь по суше через полярный Урал и на небольших судах (кочах) через волоки по рекам на полуострове Ямал. Сибирская пушнина – дорогостоящий и легкий товар – с лихвой окупала эти длительные и опасные путешествия. И еще в начале XVI столетия поморы уже прочно освоили морские и сухопутно-речные пути в устье Оби и далее – на Пуре и Тазе. А русский царь Василий III включил в свои многочисленные титулы Великого князя русской земли еще и титул князя Югорского. Официальное русское освоение юга Сибири ведет свой отсчет с первого похода казачьей дружины атамана Ермака Тимофеевича в 1582 году. До этого времени сибирская земля была под полной властью потомков монголо-татар.
История северного освоения Сибири по ряду причин мало изучена, но по своему экономическому значению этот великий северный торговый путь, проложенный русскими промышленниками и казаками, вполне сравним с Великим шелковым путем. Только везли по нему не шелк и пряности, а «мягкую рухлядь» (пушнину), мамонтовую и моржовую кость и другие бесчисленные богатства Сибири. И история открытия и освоения севера Сибири для развития цивилизации не менее значима, чем путешествия в далекие восточные страны.
Схожесть освоения всех территорий в те годы была в одном – через определенное расстояние в удобных местах строились городки-крепости, и, обжив данные земли, первопроходцы двигались дальше. Были такие городки-крепости и на северных реках: Оби, Надыме, Пуре, Тазе. Их расцвет связан развитием пушного промысла в начале XVII века. Не будем подробно рассказывать о Мангазее. Об этом заполярном городе написано немало научных статей. Были и другие крепости на берегах северных рек. Это всем известные Березовский и Обдорский городки на Оби, Надымский городок в месте впадения реки Танлава в реку Надым и Надымское городище в нижнем течении реки Надым, а на реке Таз было сразу несколько городков. Среди них историки выделяют три наиболее значимых: Верхне-Тазовский в районе нынешнего села Киккиакки (заложен в 1627 году), Худосейский в районе реки Худосей, его еще называли Туруханским (заложен в 1607 году), Леденкин шар между Мангазеей и устьем реки Таз, в устье реки Русская (заложен в 1620 году).
В подтверждение версии существования маленьких городков – своеобразных спутников таких больших поселений как Обдорский городок или Мангазея, говорит простой подсчет вывезенных в царскую Россию собольих шкурок. В «урожайные» годы их вывозилось десятками тысяч штук. Представление о количестве соболей, проходивших через Мангазею в годы расцвета, дают сохранившиеся книги десятинного сбора (каждый десятый соболь с частного промысла взимался в казну). Расчеты показывают, что в 1624 году в Мангазею было доставлено с промыслов 68 120 соболей, в 1625 - 81 230, в 1628 - 103 330, в 1630 - 80 000. Необходимо, правда, учитывать, что под «соболями» скрывались и другие пушные звери, чьи шкурки в определенном соотношении приравнивались к шкурке соболя. Надо думать, что и в предшествующие годы размах добычи «мягкого золота» был ничуть не меньше. Знание ареала обитания пушного зверя позволяет с полной уверенностью сказать, что были на реках Надым, Пур и Таз, и другие пока неизвестные исследователям городки. Для добычи такого огромного даже для нашего времени количества пушных зверей (а соболь, как известно, не стайное животное) нужно было освоить огромные территории. Исторические документы более чем убедительно доказывают, что дань, собранная с коренных жителей, была только малой частью поступавших в царскую казну шкурок соболя. Большую часть добывали пришлые промышленники. В помощь им и строились городки–крепости.
Но мало кому известно, что была своя «Мангазея» и на Пуре – это был Пантуев городок. Большинство исследователей называют местом возможного его расположения левый берег Пура, примерно посередине между существующими в наше время поселком Уренгой и селом Самбург, практически на широте Полярного круга.
Пантуев городок - это одна из затерявшихся во времени страниц освоения северных бесконечных просторов. Как уже говорилось, промышленники проникали в Мангазею в основном двумя путями. Мангазейский морской ход шел вдоль побережья Северного Ледовитого океана к западному побережью полуострова Ямал и далее через водораздельные озера Нейто и Ямбу-то в Тазовскую губу. При ранней весне и благоприятных ледовых условиях поморы пользовались и прямой морской дорогой, огибая с севера полуостров Ямал. Второй путь был по суше через Березовский и Обдорский городки и далее водой через Обскую и Тазовскую губы. Но был и третий путь, многие исследователи называют его речным или Казымо-Надым-Пуровским. По нему в Мангазею шли в основном казаки и торговые люди из коми-зырян. Проходил он от Березовского городка вверх по реке Казым, далее по короткому волоку на реку Надым, потом по его правому притоку Танлава и снова по короткому волоку на левый приток реки Пур – Большой Ямсовей. В связи с тем, что на реках Надым и Пур весенний ледоход проходит почти на месяц раньше, чем ото льда освобождаются Обская и Тазовская губы, то данный путь хоть и проходил по двум волокам, но позволял уже поздней весной добраться до Мангазеи или выехать из неё. С данным путем и связано появление в начале XVII века Надымского городка в среднем течении реки Надым и Пантуева городка на реке Пур. Последний, используя свое исключительно выгодное географическое положение, мог существовать и как транзитный городок-спутник Мангазеи и как ясачное зимовье.
Почему именно названное место практически на широте Полярного круга было выбрано строителями Пантуева городка? Принимая во внимание тот факт, что наши предки к выбору места своего жилья подходили более чем серьезно, то должны быть веские причины выбора названного места для строительства древнего поселения. И они есть.
Во-первых, данная территория расположена на границе северной тайги. Строиться севернее в открытой всем ветрам тундре, вдали от леса, значит, обрекать себя на решение проблем с доставкой не только строительного леса, но и с заготовкой дров – единственного в те годы доступного топлива.
Во-вторых, в пользу данного места говорит и то, что данная территория как бы «ничейная»: лесные ненцы живут южнее, а тундровые - севернее. И в плане безопасности от набегов местных племен (а таких примеров военных столкновений с местными князьками в истории зафиксировано множество) это место более чем удобно.
В-третьих, по этому месту проходили исторически сложившиеся древние пути обмена товарами лесных и тундровых ненцев, селькупов и энцев. Представители последнего из названных самодийских народов в те годы заселяли нижнее и среднее течение реки Таз. Многие этнографы склонны считать, что жили энцы и в среднем течении реки Пур, но впоследствии были ассимилированы тундровыми ненцами. В подтверждение сказанному может быть, то, что название нескольких ненецких родов не имеет дословного перевода с тундрового диалекта ненецкого языка. Возможно в древности, это были энецкие рода? Впоследствии энцы, живущие в нижнем течении реки Таз, под давлением более воинственных селькупов переселились севернее.
В-четвертых, названное место было удобно для строительства древнего городка еще и потому, что строились подобные городки (опять же в плане безопасности) только на высоких холмах или сопках. А в данном месте подобных возвышенностей множество - это отражено и в названии сразу нескольких рек, текущих в этих местах, например, Хойяха - горная речка, Малхойяха - малая горная речка, Сангейяха - река с обрывистыми берегами (река, текущая между холмов).
Интересно происхождение название древнего городка на Пуре - Пантуев городок (в некоторых источниках Пантеев городок). Большинство исследователей сходится во мнении, что не стоит связывать данное название с заготовкой оленьих рогов – пантов. Знание анатомии северного оленя ненцами просто поражает, каждая кость этого животного имеет свое название. И в лечебных целях коренные северяне использовали оленьи рога, но вот их массовая заготовка на продажу появилась намного позднее. Скорее всего, свое название городок получил от славянского слова «пантовый» – то есть отчаянный и даже гордый. Впрочем, имеет право на существование и еще одна версия. Упоминание о сибирском казачьем роде Пантуевых встречается во многих исторических документах. А так как казаки и составляли большую часть первых переселенцев на северных землях, то вполне возможно, что основано это первое на Пуру поселение было сибирскими казаками.
Вполне законно встает вопрос, почему упоминание об этом городке не осталось в сказаниях коренных жителей? Объяснением может быть то, что уренгойский диалект лесных ненцев, которые ближе всех жили к названному месту, был утерян прежде, чем исследователям посчастливилось записать древние сказания. А если в данных местах жили энцы, то, претерпев вынужденную ассимиляцию и переселение на белее северные земли, они унесли с собой сказания о древнем городе. К сожалению, сегодня почти все энцы говорят на тундровом диалекте ненецкого языка.
Своеобразную путаницу в поиски данного городка вносит и то, что в нижнем течении реки Обь был городок с одноименным названием. Но в истории ничего не пропадает и нечего не исчезает бесследно. Есть еще одно косвенное доказательство существования древнего города на Пуре. Как известно, самодийские племена пришли на северные земли с Саяно-Алтайского нагорья и поэтому все географические названия (как и названия многих северных животных) у них описательные или характеризующие, например, Белая гора или Щучья речка. Один из ручьев, впадающих в непосредственной близости от того места, которое большинство историков называют, как возможное место нахождения древнего городища, можно дословно перевести как «первый», но не по численности, а по значимости. Возможно, это и есть ручей, на котором жил первый по значимости человек – правитель, собиравший дань. Но так как данная территория (как уже говорилось выше) не была заселена ненцами, то можно предположить, что на высоком берегу этого ручья в том месте, где он впадает в Пур, и стоял средневековый город. При этом с двух сторон он был защищен водой, а высокое место расположения позволяло обеспечить надежную оборону от набегов местных воинствующих племен. Примечательно, что данный ручей не подвержен промерзанию и замору в холодные зимы, а значит, проблема с питьевой водой у жителей древнего города была решена просто и практично. А в достаточно глубоком устье ручья можно было надежно сохранить кочи от весеннего ледохода и осеннего ледостава.
__________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Кушелевский Ю. И. Северный полюс и земля Ялмал: Путевые записки. — СПб.: Тип. МВД, 1868. — II, 155 с.
Ялмал // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Краткий отчет о путешествии на полуостров Ямал : (Чит. в общ. собр. И. Р.Г. О. 19 февр. 1909 г.) / Б. М. Житков стр. 20. Проверено 15 февраля 2012.
https://t-i.ru/
Елена Мазнева, Максим Товкайло. На краю земли // Ведомости, 25.09.2009, 181 (2451)
ИА «СЕВЕР-ПРЕСС»
https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/nit/2012/polyanin/mifs.html#Боги
Технология СПГ — перспективный вариант освоения ресурсов газа полуострова Ямал // gasforum.ru
Герман Бурков, Валентина Карепова Владимир Игнатюк – человек и ледокол // Арктическая звезда : Журнал. — Мурманск, 2009. — В. №9 от 25 Сентября.
Житков Б. М. Полуостров Ямал. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1913. — X, 349 с.
Евладов В. П. В тундрах Я-мала. — Свердловск: Госиздат, 1930. — 68 с. — 5 000 экз.
Козлов В. Полярная фактория. — Свердловск: УралОГИЗ, 1933. — 184 с. — 10 000 экз.
Ямал / Ястребов Е. В. // Экслибрис — Яя. — М. : Советская энциклопедия, 1978. — (Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 30).
https://www.photosight.ru/
фото С.Вагаев, С.Анисимов, А.Снегирёв, Г.Шпикалов, Е.Зинчук.
- Регион путешествия:
- Тэги:
- 27502 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий