Музей-усадьба Абрамцево
Уса́дьба Абра́мцево («Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник „Абрамцево“») — музей-заповедник, расположенный на берегу реки Вори, в 60 км к северо-востоку от Москвы, в Сергиево-Посадском районе Московской области.
В 1843 году усадьба "Абрамцево" стала собственностью замечательного русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (кстати, древний татарский род). С этого периода и началась ее славная история. С. Т. Аксаков принадлежал к числу образованнейших людей своего времени.
Здесь он создал лучшие произведения, вошедшие в золотой фонд русской классической литературы. При жизни Аксаковых их дом в Абрамцеве посещали Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, М. С. Щепкин, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, М. П. Погодин, Н. М. Загоскин и многие другие видные представители литературы и искусства тех лет.
РОДНИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО ГОРОД МОСКВА - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ГЕОЛОГИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПОЧИТАЕМЫЕ КАМНИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ И МЕСТА СИЛЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
КЛАДЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
теремок в Абрамцево
Первое упоминание об Абрамцеве (пустоши Обрамкова) относится к XVII веку. В середине ХVIII века на пустоши Обрамкова была устроена барская усадьба с большим господским домом, регулярным садом, разбитым на трех искусственных террасах, спускающихся к реке Воря.
Помещичья усадьба Абрамцево получила известность с середины XIX века. Ее владельцами были писатель С. Т. Аксаков (c 1843 г.), промышленник С. И. Мамонтов (с 1870 г.).
У Аксаковых бывали писатели И. С. Тургенев, М. Н. Загоскин, Н. В. Гоголь, поэт Ф. И. Тютчев, актёр М. С. Щепкин, историки Т. Н. Грановский и М. П. Погодин, другие известные современники.
При Мамонтове в усадьбе гостили и работали знаменитые русские художники И. Е. Репин, В. М. Васнецов, А. М. Васнецов , В. Д. Поленов, П. П. Трубецкой, И. С. Остроухов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, К. А. Коровин, И. И. Левитан, А. Т. Матвеев (Мамонтовский художественный кружок), музыканты, актёры, певец Ф. И. Шаляпин. Были организованы столярная и керамическая мастерские.
После 1917 г. усадьба была национализирована и превращена в музей. Первым хранителем была дочь С. И. Мамонтова Александра Саввична. На площади в 50 га, занимаемой музеем-заповедником в настоящее время, находятся памятники архитектуры XVIII—XIX веков и парк. Собрание музея включает более 25 тысяч экспонатов. Экспозиции посвящены жизни и творчеству владельцев и знаменитых гостей Абрамцева.
12 августа 1977 года Постановлением Совета Министров РСФСР музей-усадьба «Абрамцево» была преобразована в Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» Министерства культуры РСФСР.
пруд в усадьбе
Абрамцевский художественный кружок
Абрамцево — артистическое содружество, сложившееся в середине 1870-х годов вокруг С. И. Мамонтова, промышленника, известного мецената, художественно одаренного человека. Поэтому часто кружок называют мамонтовским. На протяжении четверти века подмосковное имение Мамонтова «Абрамцево» оказалось крупным очагом русской культуры, местом, куда иногда на целое лето, иногда на более короткий срок приезжали художники — от уже известных до совсем молодых. Среди посетителей были Репин, Поленов, Васнецов, Серов, Врубель, Поленова.
Здесь много рисовали, усердно занимались живописью, открывая красоту среднерусской природы и обаяние душевно близких людей, ставили домашние спектакли, осуществляли интересные архитектурные замыслы, работали в специально устроенных кустарных мастерских.
Художественная жизнь Абрамцева — это, с определённой точки зрения, история формирования «неорусского стиля», который оказался существенной гранью модерна в России. Амбрамцевский кружок никогда не имел ни своего устава, ни какой-либо заранее сформулированной программы. Красота пользы и польза красоты — такими двумя взаимосвязанными понятиями можно было бы условно определить ту «домашнюю» эстетику, которая складывалась в духовной атмосфере усадьбы.
Своим желанием отстаивать жизненную связь между красотой и пользой мамонтовский кружок разделял распространенные убеждения эпохи. Об тогда говорили и писали чаще всего как раз в той художественной среде, где складывались принципы модерна. Своеобразие творческой ориентации мамонтовского кружка заключалось в том, что соединение пользы и красоты представлялось членам содружества не только серьёзным общественным долгом художественной интеллигенции, но и живой поэтической традицией, органическим свойством крестьянского искусства, воплощающим в себе важные черты народного идеала.
Следуя своим общественным идеям и творческим интересам, члены Абрамцевского кружка организовали две мастерские: столярно-резчицкую (1885) и керамическую (1890). И в том, и в другом случае дело касалось попыток возродить художественные кустарные промыслы, имея перед глазами собранные в деревнях изделия народного искусства. Участники мамонтовской колонии не смотрели на эти изделия крестьянского труда как на «образцы», подлежащие копированию. Намерения были вернуть декоративно-прикладному искусству его поэтическую сущность и, вместе с нею, его основную жизненную функцию — украшать повседневный быт человека. Художники, чьи стилевые искания шли в этом направлении по-разному осмысливали поэтику и стилистику народного творчества, и, скажем, керамика, созданная Врубелем в абрамцевской мастерской, откликалась на совершенно иные стороны фольклорной художественной традиции, чем резные двери, полки буфеты, исполнявшиеся Е. Поленовой и ее коллегами по столярной мастерской. Более того, здесь можно говорить о различных модификациях «неорусского стиля» — от творческого воссоздания традиционной изобразительной лексики и орнаментальных форм предметов крестьянского быта до их серьёзной трансформации в новую пластическую систему. Тем не менее, об абрамцевском «стиле» как о самостоятельном явлении русского искусства можно говорить лишь условно — он постоянно развивался, обретал новые свойства и качества.
После известных событий 1917 года рядом с усадьбой Абрамцево был построен Ново-Абрамцевский поселок, где жили и трудились выдающиеся художники и скульпторы советского времени: Б.В. Иогансон , П.П. Кончаловский ,Р.Р. Фальк , В.И. Мухина , И.И. Машков , Д.А. Шмаринов , И.Э. Грабарь , В.Н. Горяев и другие мастера, продолжавшие лучшие традиции художников Абрамцевского художественного кружка. В 1920 году решением Наркомпроса был образован Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник " Абрамцево ".
УСАДЕБНЫЙ ДОМ
Одноэтажный усадебный дом, построенный при Головиных в конце XVIII в., – один из немногих сохранившихся до наших дней памятников русского деревянного классицизма.Его первоначальный симметричный силуэт легко угадывается по сей день, несмотря на неоднократные перестройки.
Это самое старое здание усадьбы. Восточный фасад дома с открытой террасой выходит в парк, западный с двумя крыльцами – во двор. Правое, парадное крыльцо ведет в сени, переднюю и столовую, левое предназначалось для прислуги. Вдоль восточного фасада располагалась парадная анфилада комнат, первоначально состоявшая из залы, гостиной и парадной спальни. Вдоль западного фасада – повседневная анфилада, где были жилые покои членов семьи. Между анфиладами находится коридор.
Молчановы, приобретшие усадьбу в 1797 г., пристроили над домом мезонин с двумя комнатами, куда из коридора вела узкая лестница. Аксаковы, ставшие владельцами Абрамцева в 1843 г., залу и гостиную использовали для повседневных занятий, а парадную спальню разделили на две жилые комнаты. Кабинет С. Т. Аксакова располагался непосредственно за столовой с западной стороны дома. В комнате мезонина, окнами выходившей в парк, находился кабинет Константина Аксакова. В другой комнате мезонина, окнами выходившей во двор, останавливались гости, в том числе – Н. В. Гоголь. Позднее здесь был кабинет Ивана Аксакова.
Мамонтовы, купившие усадьбу в 1870 г., застали дом в запущенном состоянии. В «Летописи сельца Абрамцева» – своеобразном дневнике абрамцевской жизни – С. И. Мамонтов писал: «Дом потребовал больших переделок и, вернее, многое надо было сделать наново. Фундамента не было… Крыша была совершенно гнилая – пришлось крыть железом. Полы все перекосились и сели, накаты сгнили, все надо было заменить. Печи все были в развалинах, ни одна не годилась. Нижние венцы во всем доме пришлось подвести новые – словом, как копнули дом со всех сторон, работы оказалось масса».
Если многочисленная семья Аксаковых считала дом «поместительным», то Мамонтовым, представителям другого поколения, он показался тесноватым. Новые владельцы не только отремонтировали дом, но и достроили нижний этаж с юга, мезонин с севера, а со стороны паркового фасада пристроили эркер-фонарик. Предметы нынешней экспозиции усадебного дома, посвященной семье Аксаковых и ее окружению, – фотографии, картины, мебель, книги – большей частью были кропотливо собраны С. И. и Е. Г. Мамонтовыми в московских антикварных магазинах и лавках старьевщиков. Здесь же, в усадебном доме, находится экспозиция, посвященная Абрамцевскому художественному кружку – портреты членов семьи Мамонтовых и участников кружка, пейзажи Абрамцева, обстановка, сохранившаяся с тех времен, и многое другое.
ЭКСПОЗИЦИЯ РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ
Собрание изобразительного искусства XX в. было открыто для посетителей в 1971 г. в бывшем лечебном корпусе санатория – здании в псевдоклассическом стиле, построенном в 1938 г. напротив усадебного дома.
В настоящее время в здании проводятся тематические выставки.
Отдел «Русские художники XX века в Абрамцеве» собирает и изучает произведения художников ХХ и XXI веков, работавших в Абрамцеве и творчески связанных с ним. Это работы участников объединения «Бубновый валет» (П. П. Кончаловского, А. В. Лентулова, И. И. Машкова, А. А. Осмеркина, В. В. Рождественского, Р. Р. Фалька), а также Н. И. Андронова, А. В. Васнецова, И. Э. Грабаря, Е. А. Малеиной, Д. А. Шмаринова, Н. А. Удальцовой, скульпторов В. И. Мухиной и Б. Д. Королева. Многие из этих мастеров жили и работали в Поселке художников, основанном в 1930-х гг. поблизости от усадьбы, на противоположном берегу реки Вори.
МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКОВ
Мастерская построена в 1873 г. по проекту архитектора Виктора Александровича Гартмана (1834–1873) на месте разобранного аксаковского флигеля, к юго-востоку от усадебного дома. Одноэтажное деревянное здание состоит из жилой пристройки с низкой, почти плоской крышей, и скульптурной мастерской, перекрытой двускатной кровлей. С западной стороны расположено крыльцо, ведущее в сени, откуда направо – вход в две небольшие комнаты, и прямо – в мастерскую. В мастерской хорошо продуманное естественное освещение.
В северной и южной стенах – обычные прямоугольные окна, в верхней части восточной стены – широкое окно во всю стену, под которым находится застекленная дверь на балкон с лестницей, ведущей в парк. Потолка в мастерской нет, поэтому дополнительное освещение дают слуховое окно и окна-люкарны в кровле. Крыльцо, кровля, наличники окон и карнизы постройки щедро украшены пропильной резьбой.
Мастерская – единственное сохранившееся до нашего времени деревянное произведение Гартмана – яркий образец «русского» или, вернее, псевдорусского стиля, одного из направлений архитектурной эклектики, характерной для второй половины XIX столетия.
В этом направлении работали И. С. Богомолов, В. А. Гартман, Р. И. Кузьмин, И. П. Ропет и другие известные архитекторы, но отношение к их творчеству всегда было неоднозначным. Историк искусства и художественный критик В. В. Стасов писал, что это «самая важная, самая талантливая, самая разнообразная, самая поразительная и самая изящная из всех наших архитектур.
Здесь настоящим новым русским духом веет несравненно более, чем во всем остальном, что делали наши архитекторы… Тут пошли в ход уже настоящие русские архитектурные мотивы, народные, доселе существующие, созидаемые самим русским народом в его избах, его посуде, утвари, в сотнях предметов его домашнего обихода…».
Архитекторы «русского стиля» действительно использовали мотивы народного творчества, но соединяли их в своих произведениях механически, без учета функционального предназначения. Так, Гартман украсил здание мастерской резным орнаментом, заимствованным из народных вышивок.
С. И. Мамонтов в «Летописи сельца Абрамцева» отзывался о мастерской сдержанно: «Постройка вышла не совсем удачна, потому что Гартман, не сделав никаких чертежей, ни разу не смог приехать на стройку, а все дело поручил своему десятнику Громову, который ездил из Москвы и строил домик по словесным указаниям Гартмана…». В. М. Васнецов в письме к В. В. Стасову высказывался более прямолинейно: «Скажу, впрочем, откровенно: архитектура Гартмана и Ропета меня не удовлетворяла».
При Мамонтовых в мастерской работали М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, И. Е. Репин, С. И. Мамонтов, увлекавшийся скульптурой, а в жилых комнатах в летнее время останавливались В. А. Серов и И. С. Остроухов. В 1920-х гг. здесь жила семья художника П. П. Кончаловского.
БАНЯ-ТЕРЕМОК
Баня – вторая, наряду с мастерской, абрамцевская постройка в «русском стиле» – сооружена в 1877–1878 гг. по проекту архитектора Ивана Павловича Ропета (настоящие имя и фамилия Иван Николаевич Петров, 1844–1908).
Одноэтажное деревянное здание с мезонином расположено на месте обветшавшей аксаковской бани, к северу от усадебного дома. Крыльцо с южной стороны ведет в сени, которые соединяются с двумя небольшими комнатами. Интерьер северо-восточной комнаты оформлен по эскизам Ропета в «русском стиле». В центре бани – печь, к которой примыкают все внутренние стены постройки. Здание венчает четырехскатная кровля, первоначально покрытая суриком, а в начале XX в. раскрашенная «в шашку». Пропильная резьба украшает здание на фронтонах, под свесами кровли и на крыше крыльца.
Небольшие, «подслеповатые» окошки под несоразмерно высокой кровлей и маленькая низкая дверь под внушительной «бочкой» крыльца придают бане причудливый облик, за который она и получила свое второе название – «теремок». При Мамонтовых баня первоначально использовалось по прямому назначению, а позднее – как жилой флигель для гостей. После превращения усадьбы в музей здание служило хранилищем фондов. В настоящее время в бане-теремке размещаются изделия абрамцевской столярно-резчицкой мастерской. Здесь представлены мебель и предметы быта, изготовленные по эскизам Е. Д. Поленовой и других художников.
мостик на пруду - весна
ЦЕРКОВЬ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО
«В 1880 году в Великую субботу речка Воря сильно разлилась, жители окрестных деревень были лишены возможности попасть через реку в ближайшую церковь и потому устремились в усадьбу, зная, что там будут служить заутреню. Абрамцевский дом переполнился массой молящихся. Тогда Савве Ивановичу пришла мысль в будущем помочь этому положению постройкой отдельной часовни… но до дела так и не дошло, – вспоминала участница Мамонтовского художественного кружка Н. В. Поленова.
– В 1881 году была чудесная весна, опять служили заутреню в доме, съехались все друзья, и снова подняли вопрос о постройке. Но тут уже решили, что часовня мала по вместимости, и что надо строить маленькую церковь. Выбрали место в парке и решили поставить храм во имя Спаса Нерукотворного, по образцу старых русских соборов».
Первоначальный проект церкви создал В. Д. Поленов. Прообразом для него послужил храм Спаса на Нередице (XII в.) под Новгородом. В поленовском проекте уже прослеживались основные черты будущей постройки. Глава храма покоилась на массивном барабане, венчая высокую четырехскатную кровлю. Вход-портал в главном, западном фасаде с изображением Спаса Нерукотворного был выполнен в виде звонницы. С восточной, алтарной стороны располагались три Апсиды. В северном фасаде художник предусмотрел два окна: тройное и небольшое полуовальное. По краям стен находились мощные подпорки-контрфорсы. Поленовский проект храма производил суровое и несколько тяжеловесное впечатление.
Особую сложность представляло решение южного фасада, так как он просматривался от усадебного дома сквозь аллею парка и имел не меньшее значение, чем западный. Поленов оставил проект этого фасада незавершенным.
Работу над проектом церкви продолжил В. М. Васнецов. «Я был увлечен Кремлем и московскими церквами, впоследствии – ярославскими и ростовскими», – признавался он позднее в письме к В. В. Стасову. Васнецов изменил пропорции постройки, увеличив высоту стен за счет кровли. Северный фасад, разработанный Поленовым, он перенес на место южного. Тем самым художник добился большего освещения интерьера храма и придал южному фасаду парадный вид. Васнецов внес изменения и в остальные фасады, сделав их более декоративными и живописными. Васнецовский храм приобрел пропорциональный, гармоничный облик и лучше соответствовал своему предназначению – небольшой усадебной церкви, вписанной в пейзаж абрамцевского парка.
Церковь Спаса Нерукотворного.
В конце мая 1881 г. начались строительные работы. Васнецов вспоминал: «Все мы, художники – Поленов, Репин, я – сам Савва Иванович и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно. Наши худо-жественные помощницы – Елизавета Григорьевна… Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина – от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши вышивали хоругви, пелены и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы. Савва Иванович, как скульптор, тоже высекал по камню... Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно…»
К концу июля стены церкви были подведены под крышу. Декоративная отделка фасадов и интерьера потребовала дополнительного изучения средневекового русского искусства, и участники кружка предприняли поездки в Ростов, Ярославль и другие города. В течение лета храм был украшен резным орнаментом. На валике, обрамляющем вход, в орнамент включены изображения, связанные с христианской символикой и евангельскими сюжетами: Агнец олицетворяет Христа; голова осла напоминает о торжественном входе Христа в Иерусалим; петух – об отречении апостола Петра; ангел, лев, орел и телец символизируют евангелистов и т. д.
Под главой церкви выложен фриз из разноцветных изразцов, придавший впечатление легкости мощному барабану. Позднее над входом было помещено изображение Спаса Нерукотворного (1882) работы Поленова, а печная труба в углу крыши покрыта изразцами (1890-е). В оформлении интерьера церкви ведущая роль принадлежала В. Д. Поленову.
По его эскизам выполнены иконостас, киоты, подсвечники, запрестольный крест, паникадило, свадебные венцы, хоругви и другая церковная утварь. Двухъярусный иконостас восходит к интерьерам деревянных сельских церквей русского Севера. Иконы традиционного письма, собранные участниками Мамонтовского кружка, соседствуют в нем с авторскими произведениями.
В иконостасе – «Спас Нерукотворный» (1881–1882) И. Е. Репина, «Николай Чудотворец» (1881) Н. В. Неврева, «Сергий Радонежский» (1881) и «Богоматерь» (1882) В. М. Васнецова, «Благовещение» (1882) В. Д. Поленова и другие произведения абрамцевских художников. Впервые в православном храме иконы были выполнены в реалистической манере, предвосхитившей работы Васнецова во Владимирском соборе (1885–1896) в Киеве. На северной стене – рельеф «Голова Иоанна Крестителя» (1880-е) работы М. М. Антокольского, на южной – икона «Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом» (1890-е) Е. Д. Поленовой. Клиросы расписаны изображениями цветов и бабочек Васнецовым. По его же рисункам выполнен мозаичный пол со стилизованным цветком и датой строительства: 1881–1882 по-старославянски. В 1892 г. в церкви поставил печь М. А. Врубель.
Оформление документов на храм заняло все лето 1881 г. Осенью, когда церковь уже была построена, состоялась ее официальная закладка, а летом следующего года – обряд освящения во имя Спаса Нерукотворного.
В отличие от построек эклектичного «русского стиля», абрамцевская церковь – тонкая стилизация под старину, гармонично сочетающая в себе элементы различных школ средневековой русской архитектуры. Она считается первым произведением русского модерна, получившего развитие в беседке «Избушка на курьих ножках» (1883) и оформлении спектакля «Снегурочка» (1880-е), выполненных Васнецовым.
В 1891 г., после смерти сына Мамонтовых – Андрея, ризницу церкви, где он был похоронен, перестроили в часовню (1891–1892) по проекту Васнецова. По сравнению с церковью, часовня, украшенная поясами многоцветных изразцов с цветочным орнаментом и прихотливой росписью главки, производит более изысканное и нарядное впечатление. Позднее у стен церкви были погребены дочь Мамонтовых Вера (1907), Елизавета Григорьевна Мамонтова (1908), внук Мамонтовых, сын Веры Сергей (1913) и Савва Иванович Мамонтов (1918). В настоящее время в церкви проходят богослужения по памятным для Абрамцева датам.
Избушка на курьих ножках
ПОЛЕНОВСКАЯ ДАЧА
Поленовский дом построен в 1882 г. местной артелью плотников.
Одноэтажное деревянное здание состоит из центральной части с двумя большими комнатами, перекрытой двускатной кровлей, и невысокой пристройки с несколькими маленькими помещениями, примыкающей к южному фасаду. Со стороны западного фасада находится открытая терраса.
Дом обогревался печью и камином, облицованном изразцами, имитирующими красную кирпичную кладку. Оформление интерьера было очень простое – дощатый пол и стены, такая же была и обстановка – стол, лавки, шкаф. Дом предназначался для супружеской четы художника В. Д. Поленова и Н. В. Якунчиковой, в 1882 г. обвенчавшихся в только что построенной абрамцевской церкви.
Первоначально служил мастерской Поленову и местом проведения домашних спектаклей. С начала XX в. здание сдавалось, в частности, в летние месяцы 1910-х гг. его снимал писатель Л. М. Леонов. Во время Первой мировой войны, в 1915–1916 гг., здесь размещался лазарет для слепых. В дальнейшем часть помещений использовалась под жилье, а в остальной располагалась столовая дома отдыха.
АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА
Абра́мцево-ку́дринская резьба́ — художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Возникновение промысла тесно связано с художниками абрамцевского кружка и в первую очередь Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе С. И. Мамонтова в 1882 году столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сёл: Хотьково, Ахтырка, Кудрино, Мутовки.
При организации мастерской особое внимание уделялось учебной деятельности, созданию и поддержанию творческого настроя среди учеников. Помимо обучения навыкам резьбы в мастерской преподавался рисунок, основы живописи. Проводились занятия в «Абрамцевском музее»: в усадьбе была собрана большая коллекция предметов народного искусства. Выпускники мастерской получали в подарок инструменты для организации своего дела.
В 1890 году один из учеников, В. П. Ворносков, основал собственное производство в родном селе Кудрине и стал работать по заказам абрамцевской мастерской. Эта, первоначально небольшая, мастерская и легла в основу будущего промысла.
В кудринской мастерской сформировался особый стиль орнаментальной резьбы, были найдены удачные сочетания плоскорельефной резьбы с геометрической, заложены принципы органичного использования резного декора в утилитарных предметах. В первые годы работы большую помощь в становлении особого «ворносковского» стиля оказали профессиональные художники — В. И. Соколов, С. В. Малютин, сотрудники Кустарного музея.
Изделия Ворноскова и его последователей — ковши, шкатулки, бочата, солонки, декоративные блюда и вазы, покрытые ритмичным растительным орнаментом, отличает разнообразие тонировки, подчёркивающей природную красоту дерева. В основе растительного орнамента лежат не только образцы резных крестьянских изделий и домового декора, но и орнаментальные заставки старопечатных книг. Развитие орнамента кудринских мастеров шло от соединения отдельных элементов — веточек, завитков, розеток — к цельным орнаментальным композициям, покрывающим всё изделие.
В 1922 году в Кудрине была организована артель «Возрождение», которая стала быстро развиваться, в середине 1930-х годов в ней работало уже более 120 человек. Изделия артели пользовались большим спросом, неоднократно отмечались дипломами российских и международных выставок. В 1936 году был выполнен уникальный заказ: оформление одного из входов на выставку народного искусства в Третьяковской галерее. Это единственная работа кудринцев в области монументального искусства.
К Международной выставке в Париже в 1937 году кудринцы подготовили обширную коллекцию, для которой были повторены многие ранние вещи В. П. Ворноскова. В последующие годы развивали промысел мастера и художники разных поколений — В. В. Ворносков, М. В. Артемьев, А. И. Гуляева, З. Н. Бородулина, Т. В. Альхимович, Л. В. Баркан, Н. Н. и Г. И. Симанкины. В настоящее время центр промысла находится в городе Хотьково Сергиево-Посадского района, где работает фабрика резных художественных изделий. Мастеров абрамцевско-кудринской резьбы готовит Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В. М. Васнецова.
КОНТАКТЫ, ГДЕ НАХОДИТСЯ, КАК ДОЕХАТЬ
Усадьба Абрамцево Как доехать:
В усадьбу Абрамцево нужно добираться по Ярославскому шоссе, не доезжая до Сергиева Посада нужно повернуть по указателю на Радонеж. Свернув, следовать все время по главной дороге, через Радонеж, Лешково до въезда в город Хотьково (примерно 9 км). Затем проехать весь городок насквозь, по главной дороге. Выехав за пределы Хотьково, вы автоматически попадете в поселок Абрамцево. Еще пятьсот метров - и перед вами музей-усадьба Абрамцево. Как добраться: От станции метро «ВДНХ» на автобусе № 388 (уточнить у водителя рейс проходящий через железнодорожную станцию «Хотьково»). Или с Ярославского вокзала на пригородной электричке «Сергиев Посад» или «Александров» до станции «Хотьково». От станции Хотьково на автобусе или маршрутном такси №55 до музея-усадьбы "Абрамцево".
Телефон: (496) 543-02-78 - спр., (496) 543-24-70 - экс. бюр
Адрес: 141352, Московская область, Сергиево-Посадский район, c. Абрамцево, ул. Музейная, 1
Проезд: Из Москвы электропоездом с Ярославского вокзала на Сергиев Посад или Александров до станции "Абрамцево", далее пешком. Автотранспортом по Ярославскому шоссе до поворота на Лешково и Радонеж, далее до Хотькова, поворот на Абрамцево
Режим работы:*
По летнему расписанию с 10.00 до 18.00., по зимнему - с 10.00 до 16.00. Выходные - пн., вт., последний четверг месяца. Парк - без выходных, летом до 19.00
Местные достопримечательности:
Свято-Покровский Хотьков монастырь (основан в XIV в. г. Хотьково)
Церковь Ахтырской Богоматери (XVIII в., село Ахтырка, бывшее имение кн. Трубецких)
Музей-усадьба "Мураново"
Радонеж
Основные должностные лица:*
Директор: Воронина Елена Константиновна, тел. (495) 993-00-33
Зам. директора по научной работе: Митрофанова Елена Николаевна, тел. (495) 993-00-33
Зам. директора по развитию: Кукуй Игорь Владимирович, тел. (495) 993-00-33
Главный хранитель: Мохова Елена Филипповна, тел. (496) 543-00-19
Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Живопись XIX-XX вв. - 912 ед. хр.
Графика - 6602 ед. хр.
Декоративно-прикладное искусство - 5242 ед. хр.
наиболее интересные предметы фондов Мастерская. 1873 г. По проекту В. А. Гартмана
Крупные выставочные проекты:
"Художественные колонии в Европе", Нюрнберг, 2001.
"Художники "Бубнового валета" между Сезанном и авангардом". Монако, 2004.
""Бубновый валет" в русском авангарде", Москва, ГТГ, 2004.
"Русское искусство второй половины XIX века", Париж, Музей Орсе, 2005.
Выставка произведений Н.А. Егоршиной и Н.И. Андронова, С.-Петербург, ГРМ, 2006.
"Живопись и скульптура XX века из собрания Музея-заповедника "Абрамцево"", Москва, Гос. музей архитектуры им. А.В. Щусева, 2007.
"Футуризм. Италия - Россия", Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, 2008.
река Воря, Абрамцево
____________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://abramtsevo.net
Народный художник РСФСР, профессор Николай Михайлович Чернышев. 1885—1973. Сборник материалов и каталог выставки произведений искусства, к 90-летию со дня рождения художника. — М.: Советский художник. 1978
О ПРЕОБРАЗОВАНИИ МУЗЕЯ-УСАДЬБЫ «АБРАМЦЕВО» В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «АБРАМЦЕВО» МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РСФСР
Пахомов Н. Музей Абрамцево: Альбом / Автор-составитель Н. Пахомов; Оформление художника Н. Перовой. — М.: Советский художник, 1968. — 96 с. — 35 000 экз. (обл., суперобл.)
Нащокина М. В., Арзуманова О. И., Любартович В. А. Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерной экологии. — М.: Жираф, 2000. — 224 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-89832-017-2.
Борисова Е. А. Архитектура в творчестве художников Абрамцевского кружка: (У истоков «нерусского стиля») // Отв. Стернин Г. Ю. Художественные процессы в русской культуре второй половины XIX века. — М.: Наука, 1984. — С. 137—182.
Абрамцево // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Ефремцев Г. П., Кузнецов Д. Д. Коломна. — М.: Московский рабочий, 1977.
Подъяпольская Е. Н., Разумовская А. А., Смирнов Г. К. Памятники архитектуры Московской области, вып. 3. — М.: Стройиздат, 1999. — С. 8—94.
Города Подмосковья. Кн. 3. — М.: Московский рабочий, 1981. — 736 с., ил. — 35 000 экз.
Сайт Википедия.
- Регион путешествия:
- Тэги:
- 10183 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий