Священная роща Шоктагорем. (Шоктагорем кӱсото). Деревня Кукмарь (Кукмарий), Советский район Марий Эл
Священная роща Шоктагорем кӱсото расположена в окрестностях деревни Кукмарий (Кукмарь) Советского района Марий Эл. Роща находится в небольшом лесном массиве, на склоне протяженного лога, на одном из истоков местной речки Шуй.
Эти места в Марий Эл лежат на западных отрогах Вятских увалов, поэтому недалеко берут истоки несколько марийских рек (Малый Кундыш, Шуй, Шукшан, Юшут). Мы совершили в разные годы несколько поездок по этим достопримечательностям, а также отметили, что около населенных пунктов расположено много священных марийских мест. Часто такие кюсото находятся у истоков рек или у родников. Например, немного южнее деревни Кукмарий есть священная роща Пӱнчеран ото, где периодически проводят всемирные марийские моления – Туня кумалтыл, где собиралось более двух тысяч человек. У истоков Малого Кундыша также есть почитаемое молельное место, посвященное духу воды – Вюд ава.
Небольшая священная роща Шоктагорем кӱсото почти никому неизвестна в Марий Эл, так как тут молений в последние десятилетия почти не проводились. Сама роща в древности предназначалась для родовых молений жителей деревни Кукмарий, следовательно, людей сюда собиралось немного. После перерыва в советское время моления в этом кюсото возобновились в 2015 году, обычно там молятся в осеннее время, после уборки урожая.
Но интерес к этой роще возник из-за названия, так как в переводе с марийского оно означает: шокта - «Кровяная колбаса», корем (горем) – овраг (или лог), то есть это роща, расположенная у оврага, где жертвоприношения приносят кровяной колбасой. Довольно длинное и сложное название для рощи, однако это повод заглянуть в историю традиционной религии марийского народа.
Оказывается, традиционная марийская кровяная колбаса – не просто деликатес национальной кухни, но и древний «атрибут» языческих молений. Данный вид колбасы известен среди всех подгрупп мари, при этом у горных и западных мари эта колбаса называется – сокта, а у луговых и восточных мари – шокта. Делается она из мелко нарубленных кусочков мяса, которые перемешиваются с кровью животных и с салом. В зависимости от разных местностей – сюда добавляют соль и специи, а также различные приправы. В более упрощенном (то есть более «дешевом») варианте данную колбасу делают из субпродуктов животных: печени, сердца, легких, которые перемешивают с различными крупами.
Марийское название колбасы шокта произошло от способа её приготовления. В переводе с марийского: шокте – это решето, а глагол: шоктмаш (шокташ) – означает просеивать. Когда осенью происходил массовый забой скота в деревнях, то старались использовать все продукты, получаемые из животных, в том числе, кровь и субпродукты. При этом кровь забиваемого животного просеивали (фильтровали) через решето, чтобы удалить из неё посторонние примеси и инородные тела (остатки костей, клочки шерсти и т.д.), а уже потом эту кровь использовали в производстве колбасы. Народом мари считалось, что после забоя животных и птицы - часть приготовленных продуктов должна быть принесена в жертву богам в благодарность за богатый приплод скота и благоприятный год. Поскольку «кровь» животных всегда считалась мистическим жертвенным даром в языческой религии, то именно кровяную колбасу повсеместно использовали как жертву богам при языческих молениях. Считалось, что не просто «чистое» мясо, а именно мясо с кровью – более желаемый для богов дар в священных рощах. По этой причине на протяжении многих веков шокта – одно из ритуальных блюд на осенних марийских молениях.
Поэтому для первых молений в священной роще Шоктагорем кӱсото также использовали наряду с другими традиционными продуктами и дарами – колбасу шокта. Само служение с жертвенными дарами в сентябре 2015 года провел местный карт Виногоров Ефим Михайлович, он является руководителем общины МТР под названием «У Роҥго кундем». Его молитвы вместе с дымом от кострищ были устремлены у онапу Курык Кугыза - Горного Старца «Хозяин горы Немды», духу, судье, распорядителю справедливости.
Такие моления также указывают на древнюю историю местных марийцев. Дело в том, что более трех веков назад мари переселились в эти края со стороны реки Немда, которая известна своей горой (камнем) и святилищем в честь марийского князя Чембулата. Дух Чембулата после его смерти вошел в пантеон марийских богов и героев, его также называют «Хозяин горы» или Курык кугыза. Многие мари считают его своим предком и покровителем, в кюсото просят помощи и заступничества от этого марийского вождя.
По архивным данным деревни Кукмарий первыми в этот край пришел род Богомоловых со стороны нынешней Кировской области. В 18-19 веках были гонения на языческую веру, моления в рощах стали запрещать и преследовать, поэтому мари уходили в глухие места, где устраивали небольшие рощи в память о горе Чембулат (про это мы уже писали на сайте – например, роща Чембулат в окрестностях Санчурска). По деревенской легенде после основания рощи и в знак своего признания – на краю рощи пробился родник.
Сама деревня Кукмарий разрослась почти на три километра вдоль притока реки Шуй, эта речка разделили деревню на Верхнюю и Нижнюю часть, где обитали два рода: Шумат и Самут (из рода Богомоловых). При этом традиционное общинное моление в Шоктагорем кӱсото объединило всех жителей деревни Кукмарий.
Сама деревня Кукмарий имеет несколько версий происхождения названия. Официально считается, что слово «кук» - произошло от сокращения слова Курык – гора. То есть Кукмарий – это горные марийцы. Архивные документы 1699 года указывают на эту деревню - «волость Крукнур», вместо Кукнур, что подтверждает предположение И.С. Галкина о первоначальной форме сложного слова Кукмарий в значении «горные мари». Поэтому предполагается, что местные жители в древности были родом с горной стороны Волги (горные мари), либо мари были родом со стороны известной и священной горы Чембулат. В пользу второго факта указывают на то, что к названию деревни добавляли слово: Немда – Немда Кукмарь. То есть топоним указывал на то, что мари обитали на берегах реки Немда.
По второй версии название Кумарий – произошло от того, что сюда первыми пришли три брата. Они вместе рубили лес и основали селение. Младший и средний братья позже умерли первыми, а старший (по имени - Кугу) жил дольше их. В его честь и стали называть деревню Кугумарий, позднее переиначенную в Кукмарий.
Третье предание говорит о том, что в лес на место нынешней деревни переселился мужчина мари, и сразу начал рубить деревья для строительства илема. На соседнее дерево прилетела кукушка и начала куковать: "Ку-ку". Это продолжалось очень долго, поэтому мариец не выдержал и сказал: "Марий". Отсюда будто бы и название появилось Кукумарий, перешедшее затем в Кукмарий.
Первые архивные данные про это селение относятся к 1717 году, тогда деревня входила в Вятскую губернию. Основана она была на речке Пунчен-ер (с марийского: река в сосняке, в сосновом бору). До сих пор около деревни существуют урочища и овраги со старинными названиями: Пактек корем, Пий корем, Шокта корем.
Местные мари до сих пор исповедует язычество, рядом с деревней сохранились три места празднования Агавайрем и две кусото (священные рощи).
В деревне действует фольклорная группа "Весела кумыл" на базе Кукмаринского СДК.
Где находится, как добраться:
Деревня Кукмарь (Кукмарий).
Советский район, Республика Марий Эл, Россия
Координаты деревни:
56.873992, 48.681107
От Йошкар-Олы можно добраться по Сернурскому тракту (88К-001).
Перед деревней Нурсола нужно повернуть на север, потом недалеко от деревни Большой Тумью-Мучаш следует повернуть с дороги в сторону деревни Кукмарий.
СВЯЩЕННОЕ МЕСТО У ДЕРЕВНИ АБАСНУР - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО МАЛЫЙ КУНДЫШ - ТУТ!
СТАТЬИ ПРО СОВЕТСКИЙ РАЙОН МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
- Фото Ивана Богомолова, Ларисы Санниковой.
- История сел и деревень Советского района Марий Эл.
- https://12rus.ru/
- группа Вконтакте «Кукмаринский СДК»
- сайт «Фотографии священных мест финно-угорских народов».
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 1647 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий