Священное место у деревни Абаснур

Многих героев и богатырей помнит марийский народ. Про них сложены легенды, сказки и предания, про них поют песни, а в наше время – снимают фильмы и ставят театральные постановки. В самые древние времена жили в Марийском краю великаны Онары, были также богатыри Камай, Полтыш, Чоткар, Иден, Чумбылат, Акпатыр, Ош-Пондаш и другие.  

    

ИСТОК МАЛОГО КУНДЫША - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО СПЛАВЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОХОДЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО МАЛЫЙ КУНДЫШ - ТУТ!

СТАТЬИ ПРО СОВЕТСКИЙ РАЙОН МАРИЙ ЭЛ - ТУТ! 

  


А селения на реке Малый Кундыш сохранили предания про местного богатыря и охотника Турана. По рассказам местных жителей в стародавние времена жил в этих краях охотник Туран, а имя его в переводе с марийского означало – Крутой. Был он из рода охотников, отец и дед его были мастерами по лову зверей и птиц, и все предки его илема были охотниками. Но этот ребенок уже от рождения был богатырем. Уже молодым пареньком он мог вырвать дерево с корнем из земли, ударом кулака мог остановить бегущего быка, а когда подрос – спокойно выходил и боролся без всякого оружия с медведем.

Священное место у деревни Абаснур

И чем взрослее становился он, тем больше набирал силы и матерел, и никого в округе не было, кто с ним мог тягаться в силе и ловкости. Мог он метко стрелять из лука, бесшумно ходил по лесной чаще, знал повадки птиц и зверей. 
Народная молва говорит о том, что Туран защищал свой народ от недругов и иноземных захватчиков, воевал он против степных кочевников, которые приходили в эти края с юга. 
По другим преданиям Туран в совершенстве знал природную медицину, знал свойства трав и кореньев, мог лечить людей от различных болезней и недугов, вправлял кости и суставы, отводил злые чары.

Священное место у деревни Абаснур

Уже в зрелые года стал он главой своего племени и дожил до глубокой старости. В память о нем есть священная роща вблизи деревни Абаснур, на берегу Малого Кундыша. И после смерти марийцы помнили о нем как о своем заступнике и помощнике, они приходили молиться и просить помощи на его могилу. И по просьбе – Туран помогал своим землякам в разных нуждах и болезнях. За это народ стал называть его Кундыш Кугыза – Хозяин Кундыша. 
В священной роще кроме богов молились также духам и особо почитаемым героям. Так молится и просит помощи народ мари у Чембулата на Немде, а также у богатырей Акпатыра и Чоткара.


Около кюсото на берегу Малого Кундыша бьет родник  - вода из этого источника по рассказам местного краеведа Г.И. Мичеева очень целебна. Она дает силу, бодрит тело. Говорят, еще снимает боль с больных суставов. И вообще, здесь живительно и прекрасно.
 
В Советское время моления в этой роще стали очень редкими, а потом и совсем прекратились. Народ стал покидать эти места и уезжать в большие города. Но с недавних времен моления в кюсото возобновились, священную рощу благоустроили, отметили священные деревья – онапу, сделали указатели и плакаты.
 Особенно почитали местные жители две старые огромные липы, которые также считаются онапу, и которые обладают мощной энергетикой, дают силы и снимают боль.


 
Активистом и краеведом этой стороны называют в деревне Михайловка Советского района пенсионера Георгия Ивановича Мичеева. 
Он много лет собирал легенды и предания в своем краю, вел дневники и рукописи, а потом сумел издать несколько книг на марийском языке об абаснурском крае.
Буквально в прошлом году он с помощью Издательского дома «Марийское книжное издательство» выпустил книгу на русском языке «Абаснур. Легенды и были лесного края».
Георгий Иванович Мичеев решил особым и оригинальным способом отпраздновать выход уникальной книги. На священное место около Абаснура он пригласил местных жителей, музыкантов, артистов, журналистов и представителей администрации.
Также на священное место были приглашены карты братья Е.М. и Г.М. Виногоровы и П.П.Герасимов, которые провели моления на берегу Малого Кундыша.
 Всем собравшимся краевед и писатель Г.И.Мичеев рассказал историю родной деревни. Народ услышал древние легенды про охотника Турана и про других марийских богатырей.
 Рассказ Георгия Ивановича дополняли мастера художественной самодеятельности Михайловского и Кельмаксолинского домов культуры, своим прекрасным исполнением марийских песен и песен фронтовых годов. 
 


Само селение Абаснур появилось в далеком 16-м веке, когда еще существовало Казанское ханство. Узнав, что на Малом Кундыше живут вольные охотники, сам Казанский хан послал сюда отряд, чтобы начать собирать ясак (дань) с местных жителей. Начальник отряда по имени Абас согнал всех жителей в одно место – в поле, и приказал, чтобы тут основали деревню. Её потом так и назвали – Абаснур (Оваснур), впоследствии селения разделились на Большой и Малый Абаснур.
 Даже после крещения местные жители оставались язычниками, у деревни была священная роща в ельнике около пруда. Кроме того, многие жители имели свои деревья в лесу – липы или ели, там совершались семейные или родовые моления в небольшие праздники, или молились в частном порядке. В такие священные места приносили мёд, блины, ритуальное пиво, специальные свечи.
     
Где находится, как добраться:
Советский район, Республика Марий Эл.
Деревни Абаснур ныне не существует, в настоящее время это священное место расположено около поселка Солнечный, в сторону реки Малый Кундыш.
Добраться можно с трассы Волжск – Йошкар-Ола (А 295), свернув на восток между Куяром и деревней Корта, далее следует ехать прямо на восток до пос. Солнечный (около 25 км.).
 
  
_______________________________________________________________________________________________________
  
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие
Фото Ивана Никандровича Речкина.
Группа Марийская традиционная религия Вконтакте.
Газета «Марий Эл» - Светлана Носова.
Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 12. Поволжье. Вып. 1. Нижнее Поволжье / под ред. О. М. Зубченко. — Л.: Гидрометеоиздат, 1966. — 287 с.
Советский район. — Йошкар-Ола, 2004. — С. 249—252. — 320 с. — (История сёл и деревень Республики Марий Эл). — 1500 экз. — ISBN 5-87898-267-6.

 

ВложениеРазмер
Священное место у деревни Абаснур539.66 КБ
Священное место у деревни Абаснур679.36 КБ
56255778 (3).jpg572.16 КБ
56255778 (4).jpg608.36 КБ
56255778 (5).jpg691.62 КБ
56255778 (6).jpg740.08 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.