Татары из Марий Эл, марийские татары
Меня как марийского татарина с детства интересовали места компактного проживания татар в Марийском крае. Одним из таких мест была деревня Кульбаш в Моркинском р-не.
Дело в том, что моя мать участвовала с подругой в заводском ансамбле (70-е года прошлого века), они пели и плясали по-татарски. И вот однажды их группу послали по селам Моркинского района с новогодними выступлениями. И, конечно, их очень тепло встретили в сельском клубе д. Кульбаш, так как там проживали татары. В свою очередь, и моя мать была очень удивлена, когда в марийской глухой стороне побывала в настоящем татарском ауле, где есть настоящая мечеть (а для советского времени это было редким явлением), где говорят по-татарски, где сохранили татарские обычаи, одежду, кухню!
И если уж есть статья про марийцев из Татарстана, то пришло время написать про татар из Марий Эл, про татарские села и деревни, про известных людей, про историю и традиции марийских татар.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Татар в Марий Эл проживает 43,4 тыс. чел., что составляет 5,96 % от населения республики. Татары компактно проживают в Звениговском, Мари-Турекском, Медведевском, Моркинском, Параньгинском районах. 36 населённых пунктов с преобладанием татарского населения, 19 школ с преподаванием татарского языка, 16 мечетей.
ТАТАРСКИЙ ЦЕНТР В ЙОШКАР-ОЛЕ
Общественная организация «Республиканская национально-культурная автономия татар Республики Марий Эл».
Председатель: Шакиров Амир Толгатович.
Адрес: 424007, Республика Марий Эл, ул.Машиностроителей, 126.
Телефон:(8362) 73-15-02, (8362) 63-77-00
E-mail: r-ncat@mail.ru
Основной целью «РНКАТ РМЭ»:
является содействие ускорению прогрессивного национально-культурного развития татарского народа, используя государственную поддержку, развивая и преемственно наследуя интеллектуальный, научный, общекультурный и иной его потенциал для решения проблем возрождения, сохранения, развития и преемственного наследования национальных: культуры, традиции, обычаев, национального образа жизни и языка.
Задачи «РНКАТ РМЭ»:
Содействует возрождению и развитию национального самосознания и самобытности татар, установлению и поддержанию культурных связей с этническими татарами в различных регионах Российской Федерации и странах мира; Представляет и защищает законные интересы татарского населения Республики Марий Эл в органах государственной власти и местного самоуправления; Активно взаимодействует с органами государственной власти и общественными организациями РФ; Содействует расширению рамок возможностей, представляемых государственной системой образования, для осуществления программ и проектов национального -культурного развития; Участвует в разработке и осуществлении программ в области сохранения и развития татарского языка, культуры, образования, средств массовой информации и в других областях обеспечивающих осуществление национально-культурных потребностей и законных интересов татарского народа; Создает учреждения национальной культуры, и обеспечивает их функционирование; Проводит культурные и просветительские мероприятия, фестивали, конкурсы выставки, симпозиумы, семинары и т.д. Содействует организации национального краеведения, охране национальных памятников истории и культуры, созданию этнографических и иных музеев;
Герой Советского Союза - Ахмед Саффа Гайсин
Информация о деятельности организации, проведенные мероприятия с 2008 года, участие в мероприятиях, планируемые проекты.
Содействуем в приеме, организации и проведении концертов ведущих деятелей культуры Республики Татарстан на территории Республики Марий Эл. Ежегодно принимаем участие в организации Республиканского и Общефедерального праздника Сабантуй, приеме и встрече делегаций из районов Республики Марий Эл и соседних регионов, тесно сотрудничаем с Духовным Управлением Мусульман Республика Марий Эл, принимаем участие в организации обрядовых праздников «Корбан Бэйрэм», «Уроза Бэйрэм». Уделяем большое внимание привлечению и воспитанию молодежи. Ежегодно наши представители принимают участие на Днях Татарской Молодежи, Фестивале Мусульманской Молодежи, что способствует к обмену информации новым способам работы с молодежью, а также участвуем во встречах «Изге булгар жыены» в городе Булгар на земле далеких предков, для многих современных татар это место стало местом паломничества и мусульманской святыней.
В четвертых Всероссийских спортивных сельских играх принимали участие в организации приема и встречи Делегации из Ханты-Мансийского автономного округа.
В декабре 2008г. в ДК 30-летия Победы проводили I-зональный тур Международного конкурса «Татар моны», участниками конкурса были представители Удмуртии, Чувашии, Кировской области и Республики Марий Эл. Сотрудничаем со всеми министерствами и ведомствами Республики Марий Эл, тесно сотрудничаем с Министерством культуры, печати и по делам национальностей, с Государственным учреждением культуры «Республиканским центром татарской культуры Республики Марий Эл».
Специалисты РЦТК находят новые формы и направления в организации досуга и отдыха, методы культурно- просветительской работы и добрых начинаний среди населения РМЭ. Это – проведение календарно-обрядовых праздников «Сабантуй», «Ел Башы-Навруз байрам», «Нардуган»,«Маулид», «Курбан-байрам», республиканские конкурсы чтецов татарской поэзии и инсценировок сказок, посвященный памяти героев-антифашистов Мусы Джалиля , Гайнана Курмашева , Абдуллы Алиша. В РЦТК работают ансамбль татарского танца «Булгар», вокальная студия «Сандугач», носящее звание «Самодеятельный народный коллектив», вокально - эстрадная студия «Наслаждение», фольклорный коллектив "Райхан».
Вокалисты студии «Сандугач» стали лауреатами и дипломантами многих международных, межрегиональных и республиканских конкурсов.
При РЦТК действуют курсы по изучению татарского и арабского языков,а также кружок по изучению традиционного исламского вероучения. Клуб « Очрашу» для татарской молодежи проводит различные вечера и организует субботники по уборке территории мусульманского кладбища .
Проведение в течение пяти лет конкурса- акции “Мин татарча сөйләшәм !” ( Я разговариваю по татарски) стало креативным и позитивным направлением среди татарских детей и молодежи в РМЭ. Фольклорный коллектив «Райхан» активно участвовал и занимал достойные места в Всероссийском фестивале-конкурсе татарских фольклорных коллективов “Түгәрәк уен” в Ульяновской области, Тюмени, Екатеринбурге, Перми, Самаре, Казани.
самая многочисленная татарская диаспора Параньгинского района проживает в данных деревнях (селах):
- п. Параньга;
- д. Портянур;
- д. Алашайка;
- д. Ирнур;
- д. Портчара;
- д. Куянково.
Татарские деревни выделяются среди русских и марийских - порядком, чистотой и ухоженностью. Сейчас везде есть мечети и мусульманские приходы. В начале лета проводится праздник Сабантуй, а в районном центре он совмещен с марийским праздником Пеледыш пайрем! Некоторые татары понимают и говорят на марийском, также и марийцы знают достаточное количество татарских слов.
Параньгинский край своей историей тесно связана с параньгинскими татарами, которые заселяли эти глухие места ещё во времена взятия Казани царем Иваном Грозным.
Именно благодаря просьбе татар – в 20-х годах прошлого века и был образован Параньгинский район (а ранее – именно Татарский район), как место компактного проживания татар.
Отметим также, что в татарском языке существует параньгинский говор (диалект).
Откуда и как тут появились татары – на этот счет существует множество легенд и преданий, самая древняя легенда гласит о том, что впервые татары (булгары) стали расселяться по Вятке ещё во времена монгольского нашествия, когда монголы разорили Древнюю Булгарию и легендарный город Нукрат (Нократ), местоположение которого остается загадкой до сих пор!
По одним данным Нукрат находился около устья Вятки (ибо по-татарски Вятка - Нократ).
По другим – глубоко в Закамье, вероятно, в Аксубаевском районе РТ.
Вторая волна татар бежала в эти края во времена завоевания Казани царем Иваном Грозным, так как в этих краях проходила древняя Алатская дорога, вдоль которой и прятались переселенцы.
Бежали сюда татары и в 17 веке, когда проводилась политика насильственного крещения инородцев в Российской империи.
В 18 веке из-за участия татар в восстании Пугачева – несколько деревень также переселилась в глухие марийские леса.
Так или иначе, но татары в Малмыжском и Уржумском краях образовали устойчивую группу вятских татар.
Татары не забывали родной язык, традиции и религию!
При мечетях мулла и абыстай обучали детей грамоте. Обучение велось с использованием арабской письменности. Мальчиков учил мулла главным образом чтению Корана, молитвам. Девочки учились молитвам, знакомились с содержанием Корана.
В конце 1897 года Уржумское земство попыталось открыть в Параньге земское училище. Был приглашен учитель из числа татар.
герой антифашист Гайнан Курмашев (Куянково)
ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ ПАРАНЬГИНСКИХ ТАТАР
Татары после рождения ребенка проводили обряд наречения имени. По истечении трех лет мальчикам совершали обряд обрезания. Свадьбы проводились путем сватовства после уплаты калыма за невесту и молитвенного благословения муллою брака.
По мусульманским традициям разрешалось многоженство.
Похороны совершались под непосредственным руководством муллы. У татар не принято принимать или готовить пищу, пить спиртное в доме, где лежит покойник. Тело покойника, завернутое в белую ткань, укладывали в нишу, выкопанную на южной стороне могилы. Поминки проводили на третий, седьмой, сороковой, 51 дни и через год после смерти. Они сопровождались угощением без употребления алкоголя.
В повседневной жизни женщины ходили в белом платке, повязанным четырехугольником, чтобы при виде мужчины можно было прикрыть лицо. Мужчины носили тюбетейку. Татары-мусульмане 5 раз в сутки совершали намаз, перед молитвами - омовение. Ежегодно соблюдали уразу (пост). Самыми важными религиозными праздниками считались Ураза-байрам, Курбан-байрам. Национальным праздником был Сабантуй.
Традиционными блюдами татар являлись мясные пироги, губадия, очпочмак, суп-лапша с мясом, перемечи, чак-чак. При приготовлении пищи требовалось иметь на руках серебряное кольцо.
Татары отличались опрятностью и чистотой.
Каждой весной избы промывались мыльным раствором. Печи в избе сверкали белизной, столы застилались вышитой скатертью.
Женщины с детства воспитывались в духе трудолюбия, почитания мужчин, родителей. В гостях мужчин и женщин сажали за стол в отдельных помещениях.
Священным днем у татар считалась пятница. Посещение пятничного намаза было обязательным. В этот день топили баню, стряпали, по вечерам ходили в гости.
ТАТАРЫ В ПОСЕЛКЕ ПАРАНЬГА
В Параньге более сотни лет живут рядом татары, русские, марийцы, уважая обычаи, традиции друг друга. На концертах в районном Доме культуры, в центре досуга традиционно звучат татарские, русские, марийские песни, татары пляшут по-марийски, марийцы - по-татарски.
Татарское население никогда не изменяло вековым традициям: бракосочетание и в годы советской власти не проходило без никаха, имянаречение и похороны проводились строго по мусульманским обычаям.
Традиционными были гусиные посиделки осенью, во время которых устраивались интересные игры, водились хороводы. Теперь праздник проходит в районном Доме культуры под названием "Каз омэсе". Весной и летом в определенных местах Параньги молодежь вечерами устраивала игры - "Кичке уен".
Параньгинцы гордятся своим земляком Равилем Хуснутдиновичем Сафиным, который в течение 15 лет (1965-1980) руководил районом как председатель райисполкома, первый секретарь райкома КПСС, сделал много для развития района и поселка.
В Параньге начинал свой трудовой путь первый Президент Республики Марий Эл Владислав Максимович Зотин.
Немало параньгинцев стали учеными, кандидатами и докторами наук, профессорами, работают в вузах Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Йошкар-Олы.
В Параньге в настоящее время возрождаются вековые традиции ислама: в 1995 году завершилось строительство и 27 октября торжественно открыта мечеть, построенная за счет пожертвований населения, спонсорской помощи коллективов предприятий, организаций райцентра и республики. 21 ноября 2003 года торжественно открыта вторая мечеть в микрорайоне "Молодежный", построенная коллективом Параньгинского ДРСГУП на личные средства его директора Ф.Х. Хасанова, а также поступления от прибыли предприятия, спонсорской помощи некоторых республиканских организаций.
молодая татарская певица из Д.Алашайка - Диля Нигматуллина
КНИГА О ПАРАНЬГИНСКИХ ТАТАРАХ
«Национальное культурное наследие. Татары Марий Эл. Параньга»:
презентация книги
В Параньгинской детской школе искусств состоялась презентация книги «Национальное культурное наследие. Татары Марий Эл. Параньга», выпущенной в 2012 году по итогам комплексной научной экспедиции, организованной Академией наук Республики Татарстан и Институтом языка, литературы и искусства им. Галимжана Ибрагимова (г. Казань).
Новая книга, подготовленная к изданию татарскими учёными, является результатом огромной работы, начатой два года назад. Участники комплексной экспедиции, проходившей в 2011 году в Параньгинском районе, где компактно проживает татарское население, собрали богатый материал о языке, традициях и национальных обычаях, бережно сохраняемых параньгинскими татарами при всесторонней поддержке правительства и министерства культуры, в условиях успешной реализации программ этно-культурного развития Республики Марий Эл.
В состав экспедиционной группы, осуществлявшей сбор научной информации, входили археологи, диалектологи, фольклористы, специалистов по истории музыки и искусства. В их числе – видные ученые Марсель Ахметзянов, Дария Рамазанова, Флёра Баязитова, Айсылу Садыкова, Эльмира Каюмова, а также молодые научные специалисты Лариса Илтубаева, Ильдар Муллин, Ляйля Мухаметшина, Рашит Галямов, Мунира Булатова, Алсу Низаметдинова, Назим Исмагилов.
Результаты всестороннего изучения духовной и материальной культуры параньгинских татар воплотились в 370-страничном иллюстрированном издании из серии "Из сокровищницы научных экспедиций". Книга была выпущена за счёт средств муниципального образования и частных пожертвований. На презентации книги она по праву была названа энциклопедией жизни татар Параньгинского района.
Особенно ярко в книге ярко раскрыта тема татарского языка. В Параньгинском районе он сохранил свою чистоту, и в этом заслуга преподавателей татарского языка и литературы, а также родителей, которые общаются со своими детьми на родном языке. В книге много говорится о сохранении национальной культуры через развитие религиозных отношений, о воспитании духовности.
Глубоко отражено в книге устное народное творчество (сказания, предания, байты, четверостишия "такмаки"), национальное искусство (вышивка, костюмы, изделия народных умельцев), традиции архитектурно-декоративного оформления домов, ворот, заборов и окон деревянной узорной резьбы. Уникален материал о предсвадебных и свадебных обрядах. Отмечено, что у татар Параньгинского района и в наши дни практикуется обрядовое творчество.
Удивляет информация о том, что только в Параньге готовится татарское национальное блюдо "тышлы тайкмак", которого нет у татар других регионов!
Как сообщил руководитель отдела культуры администрации Параньгинского муниципального района Марат Вахитов, в мероприятии приняли участие многие из участников экспедиции, стараниями которых был собран уникальный материал для новой книги, а также местные жители, помогавшие учёным в их работе. Среди приглашенных на презентацию были также директор Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Ким Миннуллин и заместитель министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Галина Ширяева.
Старинная мечеть в д. Алашайка
Есть несколько преданий о появлении татарской деревни в этих местах, по одному преданию, татары бежали сюда после захвата Иваном Грозным Казани. Причем не сразу, сперва после событий 1552 года множество татарского населения ушла на север в Арскую землю. А потом, опасаясь русских войск, которые усмиряли восставших татар и мари, множество местного населения скрывалось в дремучих лесах. Недалеко от этих мест проходил Алатский тракт (он шёл через Морки, и также проходил рядом с известной деревней Чавайннур), тракт соединял Казань с Вятским краем (Уржум). По этой дороге скрывалось в марийской тайге множество татарского народа, кто от наседавших русских войск, а кто позже - убегая от насильственного крещения.
Надо отметить, что в первые десятилетия после падения Казанского ханства крещение инородцев шло часто насильственными мерами, а порой за крещение просто платили деньги или давали льготы по налогам, бывало, разрешали селиться на лучших землях.
Эти вопиющие факты признавало даже церковное начальство, поскольку насильственное крещение противоречит канонам христианства, и не признается настоящим крещением, если было осуществлено против воли человека.
По другой легенде - первое упоминание о деревне относится к 1773 году. Согласно этой легенде, 8 семей из Казанской губернии, боясь царской расправы за участие в Пугачевском восстании, стали основателями поселения в казенном лесу. Когда волостной старшина узнал о незаконном поселении татар - он не стал прогонять их из государственного леса, так как край в те времена был мало заселен. А новое поселение было согласно платить налоги и выполнять различные повинности, причем даже сверх установленных мер, так как возвратиться в родные края они уже не могли.
Так или иначе, но кульбашские татары за 300-400 лет автономного проживания смогли сохранить родную речь, свою веру и национальные традиции. В частности, в начале прошлого века эту деревню исследовала экспедиция Казанского университета, которая обнаружила некоторые сохранившиеся народные обычаи и праздники такими, какие они были сотню лет назад, и чего уже во многих деревнях Казанской губернии уже не было.
Например, известный праздник Сабантуй раньше праздновался в Кульбаше не летом, как принято сейчас, а весной - перед началом посевной. А после посевных работ и перед сенокосом был другой сельский праздник.
На окраине Моркинского района располагается ещё одно татарское село – Алмаметьево, точнее, раньше там было несколько татарских поселений, но потом они слились в одно село.
Места здесь очень красивые – буквально рядом Вятский вал распадается на несколько гор – самых высоких точек Марий Эл. Самая большая из них – гора Чукша, именно с неё самые красивые виды в сторону Алмаметьево, Семисолы, Шоръяла и ЯдыкСолы. Лесные дали, луга и поля, речные долины – всё это живописно располагается на восток от Чукши.
С горы виден и древний тракт, что пролегал от села Морки в сторону Параньги, сейчас про эту дорогу почти забыли, но туристы знают, что именно она ведет в сторону известной деревни Визимбирь и в сторону Каменной горы!
Рядом протекает река Ировка!
школа в Алмаметьево
Точнее было указать, что это был не тракт в полном понимании слова, а дорога, связующая Царевококшайский Торговый тракт (ведущий из Казани через Морки в Царевокшайск, а потом в Царевосанчурск) и Уржумский тракт (ведущий из Казани через Параньгу в Уржум). Про историю этих двух известных трактов мы уже писали несколько статей, отметим только, что село Морки по стародавним временам было очень оживленным в плане торговли. В разгар сезона через него проходило 100, а то и 200 подвод в день. Часть торгового движения проходило в сторону Алмаметьево.
Участок дороги до Параньги был достаточно глухой и опасный, предания помнят атамана лесных разбойников – Ашнака, в честь которого было названо лесное урочище недалеко от Алмаметьево, около Шургинской горы.
вид на Алмаметьево с горы Чукша
Согласно одной из существующих легенд, деревню основал некий Элмэт или Алмамет, приезжий татарин, в первой половине XVIII века, который построил водяную мельницу. И люди селились рядом с рекой Ировка.
По другим преданиям, их рассказывали старожилы из д. Кульбаш – татары в Моркинском районе появились после подавления восстания Пугачёва. Они бежали целыми селами из нынешних Высокогорского и Зеленодольского районов РТ, чтобы избежать наказания за поддержку восставших. Движение их проходило по трактам и дорогам, ибо перемещаться в глухих лесах не было возможности.
То есть время появления тут татарских поселений можно отнести даже ко второй половине 17 века.
Край был глухой и незаселенный, и местное начальство втихую поощряло появление новых деревень, такие экономические понятия как «мзда, откаты, взятки и чёрный нал» - появились гораздо раньше пресловутой перестройки…
Самой старой постройкой и историческим памятником в деревне является здание мечети, построенное в начале XX века. Разрешение на строительство которого было дано Казанским губернским правлением 4 апреля 1899 года.
Первым имам-хатибом был назначен Валиулла Мункин. В дальнейшем в здании размещалась начальная школа, а до 1997 года - сельский клуб. Строительство новой мечети началось в апреле 1996 года, а 30 августа установлен минарет. Официальное открытие состоялось 2 сентября 2001 года.
1 апреля 1922 года было основано Алмаметьевское сельскохозяйственное общество "Бедняк", численностью 40 человек.
В деревне первоначально было организовано два колхоза: " Тураш" и "Ярыш". Колхоз "Тураш" организован в 1931 году, председателем которого был избран Ефремов Василий. В 1934 году организована сельхозартель "Ярыш", первым председателем которой стал Хасанов Шарифзян. В 1938 году появился первый трактор, на котором работал Хатиуллин Сагдулла.
В 1935 году организован промколхоз им. Кирова на базе колхоза "Тураш", а в 1937 году от промколхоза отделился колхоз "Интернационал", председателем которого стал СТ. Антонов.
В 1941 году в деревне появился телефон.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. из деревни был мобилизован 51 человек, из них не вернулись - 40. Уроженец деревни Хасанов Хаким Хусаинович посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза. Во время боя уничтожил 37 вражеских солдат.
Деревня Тат-Чодраял находится в 2 км от центра сельсовета, с. Шиньша. Неофициально по сей день деревню делят на две части. К югу от шоссе — Мари-Чодраял, к северу — Тат-Чодраял. С западной стороны вдоль деревни имеется глубокий овраг.
Первыми поселились здесь в начале 1700 года пять марийских семей среди леса, около речки.
В 1762 году из деревни Кумыгыржа Казанской губернии переехали пять татарских семей, из деревни Серде — одна семья.
До 1917 года деревня называлась Свободные Ключи. Жители занимались охотой, рыболовством, корчевали лес.
дома в деревне
пруд около деревни
Деревня ТАТ-ЧОДРАЯЛ (ТАТ-ЧОДЫРАЯЛ, СВОБОДНЫЕ КЛЮЧИ)
Первая мечеть была открыта во второй половине XIX века, муллой служил Ибрагимов Галиам. После его смерти, в 1928 году, его сын Газиз построил новую мечеть. В 30-е годы XX века мечеть была закрыта. В ее здании располагался сельский клуб. Новое кирпичное здание мечети открыли в августе 1998 года.
В 1937 году первым заведующим клубом стал Ямалиев Ярулла. В 1970 году из деревни Алексеевское перевезено новое деревянное двухэтажное здание клуба, которое стоит до сих пор.
В 1911 году построена начальная школа, где учительницей работала Саидова Михали. В 1934 году силами колхоза возведено новое здание начальной школы, а в 1938 году она преобразована в семилетнюю. Директором школы был назначен Фарид Галлямович Гатиятов, который проработал в этой должности до 1958 года. В 1974 году школа была закрыта, дети стали учиться в Шиньшинской средней школе.
Рассказ про татарские селения Моркинского района закончим деревнями Малые Морки и Туранча. При этом Туранча вошла в состав Малых Морков, всё это входит в Семисолинское поселение.
По рассказам моркинских краеведов – сперва татары селились именно в этих деревнях, так как они располагались глубоко в лесах, и были незаметны с больших дорог.
А уже потом татары стали селиться в крупном селе - Алмаметьево, что на основном тракте (Морки - Параньга).
И сейчас здесь настоящая глухомань, деревни расположены в междуречье Илети и Ировки, тут самые грибные и ягодные места Моркинского края. Есть пойменные и карстовые озера, родники, карстовые провалы, и большие сосновые боры.
Малые Морки (Изи Морко)
Деревня расположена в 13 км юго-восточнее центра администрации. Со всех сторон она окружена лесами. Около деревни из-под земли бьют родники.
Населенный пункт основан в первой половине XIX века. По архивным данным, в 1839 году в селении находилось 7 дворов, в 1886 году — 12 хозяйств, в которых проживали 64 мужчины и 77 женщин.
Согласно легенде, когда-то сюда пришел жить один человек из Татарии, его звали Води, со своей семьей. У него было четыре сына: Хэсби, Шафшулла, Хамидулла, Галимулла. Общими усилиями они построили дом, затем занимались хозяйством и разводили пчел. Вскоре на облюбованное место стали приезжать другие: марийцы, русские и татары. По месту поселения образовались три улицы. В начале деревни поселились татары и назвали ее "Туранча", далее расположились марийцы со своим названием "Малые Морки" (Изи Морко), и примерно в километре от них поселились русские, назвав свое поселение "Заречная".
В 1919-1921 гг. в д. Туранча Моркинской волости в 30 дворах проживали 70 мужчин и 92 женщины. В Малых Морках в 1933 году была открыта начальная школа в доме С.Т.Антонова. Долгие годы в этой школе работала учительницей A.M. Федорова. 5 мая 1935 года крестьяне организовали колхоз им. Жданова, вступило 25 хозяйств, первым председателем избрали женщину — Х.Р. Ахметову.
вид с горы Чукша в сторону Малых Морков
Деревня ШИШИНЕР
Деревня на правом берегу реки Сардинка в 7 км к северу-востоку от поселка Мариец была основана в 1920 году выходцами из деревни Большой Шишинер Республики Татарстан.
Первыми жителями деревни были Н. Сайфуллина, Гариф Абзий, которые вначале поселились с семьями у жителей деревни Дружино и на отведенном месте занялись раскорчевкой леса и строительством домов на берегу реки Сардинки.
Вместе с другими переехавшими сюда односельчанами им удалось освоить несколько десятков гектаров земли под пашню. В 1933 году был образован колхоз "Красная заря". Первым председателем колхоза был Муллали Абзий.
Сеяли рожь, овес, ячмень, выращивали картофель, морковь, лук, огурцы. Урожайность зерновых составляла около 8 ц с га, но хорошо рос только лен, за счет которого стали жить лучше. Лен возили в деревню Лом для обработки, льняное масло, зерно, волокно сдавали государству.
До войны председателями колхоза "Красная заря" работали К. Гарипов, М. Гибатов, Н. Рамазанов, а с 1936 года и до начала войны председателем был Ш. Хайрутдинов. В колхозе имелась кузница, кузнецом работал Гариф Абзий.
Лесником был Н. Сайфуллин, затем Г. Габбасов. Были конюшня, овчарня, свинарник, разводили птиц. Из деревни Кирино сюда привезли 20 ульев пчел. Пчеловодом стал Ч. Бахтияров. В 1934 году в деревне Шишинер открыли начальную школу, в которую ходили более 30 учеников из соседних деревень. Первыми учителями были Ягафар и Фатима Бахтияровы. В 1936 году жители деревни пережили голод. 1937 год оказался урожайным. Зерно возили в Арск, картофель - в Лазаревку.
деревни Тат-Шолкер и Мари-Шолкер с воздуха
Деревня ТАТ-ШОЛКЕР
Деревня расположена на правом берегу реки Ноля в 5 км к юго-востоку от Тат-Китни. Основали ее 7 семей, переселившихся сюда из деревни Киндерле (Киндер – с татарского: конопля) - арской стороны во времена насильственного крещения татар.
В 1795 году в ней числились 18 ясачников, в 1859 году - 15 дворов, 32 мужчины, 36 женщин, в 1905 году - 37 дворов, 145 мужчин и 151 женщина, в 1923 году - 66 дворов, 377 жителей.
Существует несколько версий о происхождении деревни. По одной версии, деревня основана в XIII веке булгарами, бежавшими от татаро-монголов.
Другое предание говорит, что деревня образована татарами, спасавшимися от насильственной христианизации после падения Казанского ханства.
По третьей легенде, рассказанной С. Загидуллиной, на возвышенное место недалеко от деревни Мари-Шолкер пришли три татарина: Альнамат, Кильнамат и Кильмаки. Один из них забрался на высокую сосну, осмотрелся и увидел вдали что-то блестящее. Подошли к тому месту и нашли на покинутом и окаменевшем поле лемех плуга.
Значит, здесь когда-то жили люди. Лемех был обнаружен на месте нынешнего продмага, а свое жилище первопроходцы построили на участке возле сегодняшнего клуба. Рядом обосновались другие переселенцы. Позднее появилась новая улица, но новоселы начали часто болеть. Оказалось, что она была построена на месте старого марийского кладбища. Поэтому жители этой улицы стали приносить жертвы марийским богам. Все это легенды. Но свидетельством того, что здесь некогда жили марийцы, является марийское название этой деревни.
Статус: деревня
Муниципальное образование: городское поселение Поселок Мари-Турек (входит в состав муниципального образования)
Входит в: Мари-Турекский район
Субъект Федерации: Республика Марий Эл
Подчинение: городское
Население (чел.): 942
Территория (кв.км.): 2,3
Координаты:
Код ОКАТО: 88224840001
Почтовые индексы: 425515
Автомобильные коды: 12
В селе действует клуб детского самодеятельного творчества «Чулпан».
Деревня СРЕДНИЙ ТОРЕШКЮБАР (ИЗИ ТОРЕШКУВАР, СРЕДНИЙ ТОРЕШКИБАР)
. Согласно легенде, первыми поселенцами были марийцы Айгылде, Сори, Орослан, Васа из современной Республики Татарстан. Среди переселенцев были также и татары.
Они корчевали лес, строили дома, занимались животноводством и земледелием. Жители деревни Средний Торешкюбар до начала XX века относились к разряду государственных крестьян. Земля находилась в общинном землевладении. В 1858 году, по X ревизии, в деревне Средний Торешкибар числилось 77 ревизских душ.
В 1885 году в 4 дворах крещеных татар проживали 9 мужчин и 9 женщин, в 34 марийских дворах — 95 мужчин и 108 женщин. В пользовании марийских крестьян было 497, 6 дес. удобной земли, татарских крестьян — 41 дес. Сеяли ячмень, овес, пшеницу, лен, коноплю, репу, свеклу, держали домашний скот: коров, овец, коз, свиней. В 1915 году жители деревни Василий Исаев, Чепак, Токсий и Сенька Орослановы, Токтай Токташев имели 6, 25 дес. земли на правах частной собственности.
водяная мельница в д. Торешкюбар, река Ноля
Деревня Средний Торешкибар состояла из Нижнего и Верхнего конца. В Нижнем проживали татары, в Верхнем — мари.
В годы Великой Отечественной войны на фронт призвали 77 человек, не вернулись 43. Колхозники, несмотря на трудные условия военного времени, постоянно оказывали помощь фронту.
После победы сельчане принялись восстанавливать разрушенные войной хозяйства. Передовиками колхозного производства были А.Н. Смородинов, М.В. Малинин, братья Михаил, Степан, Александр и Григорий Рукавишниковы.
_________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://www.12rus.ru/
https://mincult12.ru/node/2449
странички сел и деревень Вконтакте
https://vk.com/club11021270
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 8979 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий