Деревня Алашайка
Возникновение татарской д. Алашайка относится ко второй половине XVIIв. По сохранившемуся среди марийцев преданию, здесь до середины ХV1 в. жили марийцы. В период взятия Казани в 1552 г. селение было сожжено отрядом русских войск. Именно поэтому марийцы Алашайку называют Шўгар- Сола (Кладбищенская деревня).
С событиями далекого прошлого марийцы увязывают и другое название деревни - “Мазарбашы”. Согласно народному преданию, деревню так назвали по имени организатора отпора отряду неприятелей, который погиб, будучи обезглавленным на пепелище.
Между тем слово “мазарбашы” может означать и исток реки Мазарка, левого притока реки Буя (в переводе с тюркского “баши” - голова, начало, исток). Опираясь на топоним “Мазарбаши” можно предположить, что на эту территорию крестьяне переселились с истоков р. Мазарка.
Согласно народному преданию, татары после взятия Казани переселились сюда из д. Сулабаш нынешнего Высокогорского района Республики Татарстан. Первым в этих местах поселился старик по имени Алашай, отчего деревню назвали Алашайка. Сегодня трудно однозначно говорить об этимологии этого слова. Волость Абашайка, граничащая на западе с Илетской волостью, отмечена еще во времена Казанского ханства. Историкам предстоит решить вопрос: имело ли какое-либо отношение д. Алашайка к этой волости и существовала ли между ними взаимосвязь.
Из сохранившихся преданий известно, что поселенцы сначала освоили высокий возвышенный берег реки Ноля, болотистый берег стал осваиваться позднее.
Деревня Алашайка (Кугунур, Олшайка, Мазарбашы)
Деревня Алашайка расположена в 10 км северо-восточнее поселка Параньга. Является центром Алашайской сельской администрации. Относилась к Буйской волости Уржумского уезда Казанской губернии, Завятской, Параньгинской, Турекской волостям Уржумского уезда Вятской губернии. В 1920 г. в составе этой волости вошла в МАО. Была в Сернурском, с 1924 года — в Мари-Турекском кантонах, с 1931 года — в Параньгинском районе.
В документах ХVIII- первой половины Х1Х в. деревня значится как Кугунур Алашайка (“Кугунур” в переводе с марийского языка означает “Большое Поле”). Первое письменное упоминание о д. Кугунур Буйской волости Уржумского уезда относится к 1719-1722 годам. В этих материалах говорится, что в деревне было 10 дворов татар и платили они 4,75 сотых ясака, имели сенные покосы на 500 копен. В 1747 г. деревня числилась в составе Завяцкой волости Уржумского уезда. В ней проживали 63 души ясачных татар (около 130 человек).
По данным “Экономических примечаний Уржумского уезда”, составленным в конце ХYШ - начале Х1Х вв., в деревне Кугунур Параньгинской волости насчитывалось 69 дворов служилых татар, в которых проживало 180 душ мужского и 177 - женского пола. Выгодное расположение деревни (по ней проходила Старо-Казанская коммерческая дорога) способствовало быстрому увеличению числа государственных крестьян - татар. К 1836 г. население возросло в 1,8 раза. В 1869 г. количество дворов в деревне достигло 213, жителей - 1157 (576 человек мужского и 588 - женского пола). В 1884г. в Алашайской общине насчитывалось уже 280 дворов, 747 души мужского, 822 — женского пола. Община владела 3647 десятинами земли, в том числе под посевами — более 1500 десятин. В 1905 г. Алашайка была по численности населения второй деревней в округе после д. Параньги. Здесь в 350 дворах проживало 1905 человек.
Жители деревни издавна занимались хлебопашеством, разводили домашний скот. В 1869 г. в деревне было 420 рабочих и малолетних лошадей, 630 голов КРС, 530 овец, 51 коза. Развивалось пчеловодство. Крестьяне держали 10 ульев пчел и добивались неплохих результатов. В деревне имелась водяная мельница.
Общественная жизнь регулировалась народными традициями и учением ислама. Из архивных документов видно, что в 1771 г. здесь уже существовала мечеть. В 1829 г. была возведена каменная Соборная мечеть. По данным 1869 г., в Алашайке служба велась в двух мечетях. При них существовали мектебе (школы) по обучению Корану, арабской письменности. Школу посещали 100 детей, в т.ч. 58 девочек. Обучали детей указные муллы Ахмадей Иксаков и Увалиулла Иксаков в собственных домах бесплатно.
В 1918 г. в д. Алашайка в деревянном здании, построенном под школу в 1903 г., была открыта школа I ступени, где по данным 1924 г. обучался 31 учащийся, работали 2 преподавателя. В светской школе учеба велась по предметам, стал преподаваться и русский язык. К 1926 г. число учащихся достигло 91 (59 мальчиков, 32 девочки).
В 20-е годы Алашайка разделилась на два селения: Верхнюю Алашайку и Нижнюю Алашайку. В 1960 г. Указом Президиума МАССР эти деревни вновь были объединены в д. Алашайка.
В марте 1960 г. жители деревень Верхняя и Нижняя Алашайка, Куянково, Тоштоял организовали крупное хозяйство “Алга”. Это предопределило объединение деревень Верхней и Нижней Алашайки в одну д. Алашайку.
В 1963 г. колхоз “Алга” после разукрупнения стал называться колхозом “Танк”. Через семь лет в него вошли жители д. Портчара. Так создалось крупное хозяйство им. Ленина с общей земельной площадью 5664 га, в том числе пашни - 5540 га.
В эти годы развернулось строительство жилья, появились новые улицы, микрорайон. Укреплялась материально-техническая база хозяйства, был построен машинный двор, обновились животноводческие помещения. Колхоз им. Ленина был одним из крупных, прибыльных и рентабельных хозяйств в районе. На его средства построены типовое здание Алашайского сельского Дома культуры, большой магазин, жилые дома, водопроводная сеть, плотина, заасфальтированы улицы.
В Алашайке впервые в республике возвели комплекс на 6000 голов свиней. Его начальник Гарай Сафин, свиновод Нурания Валеева были удостоены высоких правительственных наград. Молодая свинарка Раузалия Магсумовна Шаймарданова стала лауреатом премии Ленинского комсомола, была удостоена чести представлять советскую молодежь на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине в 1973 г.
В 1982 г. в колхозе было 284 хозяйства, где проживали 600 человек мужского и 628 - женского пола. В деревне было 3,5 км водопровода, в 252 хозяйствах пользовались баллонным газом.
В конце 1980-х годов колхоз им. Ленина, оставшись без поддержки государства, вынужден был сократить поголовье скота. Свиноводческий комплекс по сути перестал существовать, хотя там построили колбасный цех в целях обеспечения производства мяса с законченным циклом его переработки.
На 1 января 2003 г. в д. Алашайка насчитывалось 337 дворов, проживали 899 человек, в т.ч. 430 мужчин, 469 женщин. Жители деревни продолжали заниматься сельским хозяйством. Основное население работало в местном сельхозпредприятии “Алга”, в которое преобразован бывший колхоз им. Ленина. Часть населения выезжает на сезонные работы в Татарстан, Москву, на Север.
пруд на реке Ноля, Алашайка
Жители деревни пользовались 35 сотками приусадебной земли. Выращивают картофель, овощи. Содержат скот: в 65 хозяйствах имеются коровы, овцы — в 50, козы — в 4, птицу держат почти в каждом дворе, свиней — в 3 хозяйствах. Алашайка продолжает строиться: индивидуальных застройщиков насчитывается 5, в 2003 г. заселен один новый дом. Дома строятся добротные. 52 дома покрыты железом, 226 — шифером, 50 домов имеют украшения — резные наличники, башенки, есть двухэтажные индивидуальные дома.
В 2002 г. в Алашайку проведен природный газ. В октябре 2002 г. газовый факел зажжен Президентом Республики Марий Эл Л.И.Маркеловым. К концу 2003 г. газификация домов в основном завершена.
Все четыре улицы и территория микрорайона Алашайки заасфальтированы, налажено автобусное сообщение с Параньгой, г.Йошкар-Олой, а с 2003 года — с Казанью.
Сельчане имеют возможность пользоваться квалифицированной медицинской помощью. Существовавший с тридцатых годов фельдшерско-акушерский пункт в 1988 г. был преобразован во врачебную амбулаторию. Первым заведующим врачебной амбулатории стал Т.Ф.Юсупов, уроженец Алашайки, выпускник Параньгинской школы-интерната, ныне — главный врач Параньгинской центральной районной больницы.
Центром культуры Алашайки является сельский Дом культуры. Здесь работают кружки художественной самодеятельности, есть свой композитор Табрис Файзрахманов, пишущий песни на слова местного поэта Фаислама Сафина (авторы гимна Параньгинского района).
В Алашайке в 1973 г. в честь погибших в годы Великой Отечественной войны воздвигнут памятник. Сегодня проживают в Алашайке 8 ветеранов войны, 15 вдов погибших. Старейшему жителю Алашайки Камарнисе Мингазовой 98 лет.
ВОСХОДЯЩАЯ ЗВЕЗДА ТАТАРСКОЙ ЭСТРАДЫ
Нигматуллина Диля Джаудатовна родилась 26 мая 1981 года.
Ее детство прошло в деревне Алашайка Параньгинского района республики Марий Эл.
Отец – Нигматуллин Джаудат – родом из этой деревни, закончил КИСИ по специальности инженер-строитель.
Мама – Нигматуллина Флера – родом из Йошкар-Олы, закончила МарГПИ по специальности учительница русского языка и литературы.
Старший брат – Нигматуллин Булат (всем известный певец, звезда татарской эстрады) родился в Йошкар-Оле. Когда Булату было 1 год и 2 месяца семья Нигматуллиных переехала жить в районный центр – Параньгу.
В 1982 году теперь уже с маленькой Дилей вся семья вновь уехала жить в столицу республики. Но через три года судьба их обратно вернула в родную деревню. Там родители Дили проживают и по сей день.
Диля еще в детском саду стала проявлять свои музыкальные способности.
«Я помню, как я ждала, пока родители заберут своих детей домой, после чего рассаживала всех воспитательниц вокруг себя, вставала на табуретку и громко начинала рассказывать стихи или петь частушки. Я всегда любила быть в центре внимания», – вспоминает Диля.
«А когда училась в школе я ходила во все кружки, на которые только успевала: макраме, вышивание, рисование, резьба по дереву, танцы, спортивные кружки и многое другое. Была в составе активистов школы. Привозила призовые места с межрайонных и республиканских конкурсов. Участвовала на олимпиадах по биологии, геометрии, рисованию, русскому языку, алгебре и неоднократно занимала призовые места.
К сожалению, в то время в районе не было музыкальной школы. Заниматься музыкой я начала намного позже, где-то в классе 9-ом, когда меня пригласили в ансамбль «Ак җилкәннәр» («Белые паруса»), где уже второй год одним из солистов был мой брат».
После окончания школы Диля поступила на экономический факультет в МарГТУ по специальности бухучет и аудит (где учился в то время Булат). И параллельно продолжала заниматься музыкой.
Участвовала в различных конкурсах, ездила с «Белыми парусами» по гастролям. И, надо сказать, что творчество все больше и3.jpg больше начинало ее притягивать.
В 1999 году университет отправляет Дилю в Казань на конкурс «Ягымлы яз», где она завоевывает I место. Это событие становиться решающим в ее жизни. После одного года обучения в Йошкар-Оле она решает полностью связать свою судьбу с эстрадным искусством и поступает в Казанский Государственный Университет Культуры и Искусств на вокальное отделение.
«Как только я приехала учиться, сразу же поняла, что я попала в свой мир. Мне нравилось там все: студенты и педагоги, близкие мне по духу и внутреннему миру, сама Казань со своей богатой историей и современностью. Здесь я обрела одну из своих лучших подруг, с которой мы учились в одной группе – Альбину Апанаеву. Немаловажно для меня было и то, что я приехала на родину своих предков…»
Уже с первого курса Диля начала проявлять свои таланты на различных конкурсах и фестивалях.
В 2000 году она заняла II место на «Дне первокурсника».
В Республиканском конкурсе «Татар җыры» в Йошкар-Оле – I место.
2001 год – фестиваль «Урмай моңы» ( I место).
А на третьем курсе попробовала себя проявить в академическом вокале и поехала на конкурс «Белая акация», который проходил в Йошкар-Оле и стала дипломанткой.
Как правило, все эти заслуги не остались незамеченными. После концерта лауреатов конкурса «Ягымлы яз» (2002 г.) продюсер Нафката Нигматуллина Рамзия сделала ей предложение поехать на гастроли в Башкирию. «Это были первые мои гастроли, с тех пор как я приехала в Казань», – вспоминает певица. Предложения поступали и с продюсерских центров, но Диля пока не торопилась принимать поспешных решений. Училась, ездила на концерты, набиралась опыта.
В 2003 году ее заметил продюсерский центр «Барс-Рекордс» и предложил заключить генеральный контракт. «Я знала, что «Барс-Рекордс» очень серьезная компания, что с ней работает композитор Оскар Усманов. Тем более я давно хотела поработать с этим талантливым человеком и недолго думая, согласилась».
Осенью 2003 года на экранах телевидения и на радио появилось новое имя. Ее голос с бархатным нежным и обвораживающим тембром сразу запомнился слушателям. А ее женственность и красота были так гармоничны, что не могли оставить равнодушными зрителей.
Имамы вели запись на арабском языке
Деревня Алашайка Параньгинского района современной Республики Марий Эл расположена на расстоянии 10 км к северо-востоку от районного центра — пос.Параньга. До революции 1917 года этот населенный пункт входил в состав Турекской волости Уржумского уезда Вятской губернии.
Как татарский населенный пункт, Алашайка имеет древнюю историю и известность: сведения о деревне имеются даже в трудах замечательного знатока истории и культуры татарского народа Шигабутдина Марджани, который в своем знаменитом труде “Мустафад аль-Ахбар фи Ахвали Казань ва Булгар” записал: “Деревня Алашайка, расположенная в четырех остановках к северу от Казани, имеет две мечети. На русском языке именуется Алашайкой. Переселившиеся сюда люди из расположенной возле речки Казанки деревни Верхняя Иша до конца не объясняют такое название “Алашайка” (Казань, 1989, стр.332).
Исследователи с интересом отмечают, что деревня эта имеет несколько наименований, в том числе: по-татарски “Мазарбашы”, по-русски — “Алашайка”, по-марийски — “Шугарсола”, “Кугунур”. В 1920 году она вошла в состав Мари-Турекского кантона Марийской Автономной области. С 30 апреля 1931 года включена в состав Параньгинского района Марийской АССР. В настоящее время является центром муниципального образования “Алашайское сельское поселение” Параньгинского района Республики Марий Эл.
Как известно, до революции 1917 года в верхней части деревни Алашайка действовали две мечети: одна деревянная из них была построена в 1909 году и действовала до лета 1934 года. Жители деревни до революции были государственными крестьянами, жили по канонам ислама. Мечеть в лице мусульманского духовенства играла большую роль в просвещении и воспитании населения, строго следила за порядком в деревне. В мечети хранилась “Метрическая книга”, где имамы на арабском языке вели запись о рождении и смерти людей, а также о вступлении в брак — “никах”. После ликвидации общины мусульман по решению Президиума Исполнительного Комитета Марийской АССР и закрытии мечети, в данном здании открыли Алашайскую начальную школу, а после закрытия начальной школы — разместили детский сад-ясли. Другая мечеть была сооружена в конце 18 века, также имела одноэтажное деревянное здание. При каждом из указанных мечетей существовали начальные школы (мектеб) по обучению детей арабской грамоте, изучению Корана и основ ислама.
Сохранившееся до наших дней двухэтажное кирпичное здание мечети, расположенное на левом высоком берегу речки Ноля в центре деревни Алашайка, является замечательным образцом архитектуры исламской культуры середины 19 века. Согласно исследований, двухэтажное кирпичное здание Алашайской мечети построено на средства казанских купцов в 1823—1829 годах, в соответствии с высочайшим разрешением императорского двора, по специальному проекту, утвержденному Санкт-Петербургским Департаментом архитектуры. Согласно архивных данных, всего в России по этому проекту были построены три мечети, в том числе мечеть в селе Ташкичу, расположенном на территории нынешнего Арского района Республики Татарстан.
Как следует из книги “Памятники истории и культуры татарского народа”, составленного Р.Р.Салиховым и Р.Р.Хайрутдиновым, двухэтажное кирпичное здание мечети в селе Ташкичу было построено в 1817 году на средства известного купца из дер.Оры Арского уезда Сулейман бине Назир бине Туктамыш бине Муслим (Сулейман Назиров), (умер в 1837 г.). В 18—19 веках село Ташкичу славилось вокруг своим медресе, в котором обучались или преподавали выдающиеся религиозные деятели своего времени, в том числе Багаутдин бин Субхан (1787—1856), являющийся отцом Шигабутдина Марджани. В 1821 году Багаутдин бин Субхан хазрат был назначен указным имам-хатибом мечети села Ташкичу. В его медресе свои первые достижения в науке сделал сын хазрета Шигабутдин Марджани — выдающийся татарский мыслитель, ученый-историк, просветитель и знаток ислама (Казань, 1995, стр.164-165).
Из “Ведомостей о магометанских школах Уржумского уезда” известно, что в татарских населенных пунктах Ирмучашской и Турекской волостей Уржумского уезда Вятской губернии в конце 19 — начале 20 века действовали 18 мечетей, все они размещались в одноэтажных бревенчатых зданиях. И только одна мечеть в округе, а именно мечеть в деревне Алашайка, действовала в двухэтажном кирпичном здании, построенном по специальному проекту. Видимо, данное обстоятельство послужило тому, что Алашайская мечеть была признана Соборной мечетью в отношении иных мечетей в данной местности, то есть являлась наиболее авторитетным и значимым духовным учреждением ислама для всех мусульман вокруг. Из истории Алашайской Соборной мечети известно, что на первом этаже здания находилось медресе для шакирдов-мальчиков, а на втором этаже располагался большой молельный зал, состоящий из двух частей, с михрабом. Минарет мечети был деревянным.
В Алашайской Соборной мечети имам-хатибами служили многие известные имамы, заслужившие уважение и почтение со стороны населения. Среди них указной мулла Ахмади хазрат Иксаков, а также его сын имам Валиулла хазрат Иксаков, которые первыми организовали обучение детей прихожан арабской грамоте в медресе-мектебе при мечети. В 1869 году всего в начальной школе при медресе обучались сто детей, в том числе 58 девочек. Вклад в развитие исламского просвещения Алашайской Соборной мечети значительно укрепился под предводительством имам-хатиба Фазыл хазрата, затем после его смерти при Ахмад хазрат ибн Ихсан ибн Гомар Кадермат ибн Саед ибн Ирман ибн Исанкол аль — Мамсави.
Как следует из вышеуказанного труда Шигабутдина Марджани “Мустафад аль-Ахбар фи Ахвали Казань ва Булгар”: “После кончины имам-хатиба Алашайской Соборной мечети Фазыл хазрата, Ахмад хазрат стал имам-хатибом в кирпичной мечети деревни Алашайка. Он выходец из деревни Мамса, соседствующий с Ташкичу. Его отец Ихсан бине Гомар в деревне Бире был имамом и там умер. Религиозное образование он получил в медресе Яхъя, там же еще молодым стал учителем, признанным авторитетом, благодаря тому, что был приверженцем справедливости, правды, отличался скромностью. Его ученики стали хорошими имами. Умер он в священный месяц рамазан по Хиджри в 1287 году (милади в 1870 году). Похоронен на кладбище в Алашайке. Будучи уже больным он обратился к населению махалли: “Когда я умру, не говорю, чтобы вы назначили моего сына имамом. Пусть на это будет воля Аллаха. Большой деревне нужен высокообразованный имам”, — сказал он (Казань, 1989, стр.332).
Следует указать на то обстоятельство, что столь внимательное отношение знаменитого Шигабутдина Марджани к Алашайской Соборной мечети можно объяснить тем, что он дважды побывал в деревне Алашайка, так как одна из его сестер, а именно Биби-Сайида, была выдана замуж за жителя деревни Алашайка и проживала здесь вплоть до своей смерти в 1886 году. Об этом в вышеуказанной книге “Мустафад аль-Ахбар фи Ахвали Казань ва Булгар” Шигабутдин Марджани записал так: “Наша сестра Биби-Сайида Сулейман бине Кахарман бине Губайдулла бине Рахманколый бине Мухаммад аль замужем в Алашайке, где родила сына Габделгазиза и дочь Бибимарьям. Сестра Биби-Сайида умерла 1304 (1886) году, 6 июня в пятницу спустя месяц после смерти мужа. Похоронена в субботу. Молитву на проводах прочитал мулла Сабир бине Ахмад (Казань, 1989, стр.316).
Негативные последствия сталинских репрессий 30-х-40-х годов коснулись также служителей Алашайской Соборной мечети, многие из которых были репрессированы. Так, 21 мая 1930 года был арестован и осужден к лишению свободы как служитель культа Таки мулла Гафаров, родившийся в деревне Нижняя Алашайка в 1883 году. Сын Таки муллы — Заки Таки улы Гафаров, с 1910 года рождения, также был арестован по ложному обвинению. Его репрессировали 10 июня 1930 года и расстреляли в возрасте 20 лет (“Трагедия народа. Книга памяти жертв политических репрессий Республики Марий Эл”, Йошкар-Ола, 1996, т.1, стр.126).
Летом 1934 года, как и другие подобные культовые учреждения, Алашайская Соборная мечеть была закрыта по решению исполнительного органа советской власти. Через год после закрытия местная власть организовала группу добровольцев из местных мужчин-безбожников, которые спилили минарет мечети.
Как следует из книги “История сел и деревень Параньгинского района Республики Марий Эл”, “после закрытия Алашайской Соборной мечети в данном здании открыли фельдшерско-акушерский пункт, потом тут действует промартель, а в последующем помещения на первом этаже использовали в качестве библиотеки, а на втором этаже располагалось правление местного колхоза. Здание другой, деревянной мечети, существовавшей с 1909 года, после закрытия использовали в качестве начальной школы, затем — как детский сад” (Йошкар-Ола, 2004, с.24-27).
Несмотря на запреты, верующие продолжали совершать религиозные обряды и соблюдать требования мусульманской веры, тайно собираясь в жилищах верующих. Искреннее уважение населения заслужил Хафиз мулла Байрамгалиев, который на протяжении десятилетий, несмотря на тотальный запрет властей, терпеливо выполнял обязанности имама, совершая обряды бракосочетания — никах, имянаречения новорожденных, провожая умерших в последний путь.
В 1988 году по просьбе населения, правление колхоза им.Ленина Параньгинского района Марийской АССР освободило здание мечети и возвратило его верующим. С начала 90-х годов вновь созданное общество мусульман деревни Алашайка официально зарегистрировалось и верующие начали ремонт здания мечети на пожертвования верующих и различных спонсоров. Восстановительный ремонт мечети завершился в 1995 году, когда соорудили минарет из красного кирпича, на вершине которого установили полумесяц.
Неоценимый вклад в восстановление мечети и возрождение мусульманской общины в дер.Алашайка внес Гайзулла хазрат Габдуллин, ставший первым имам-хатибом Алашайской мечети после его возрождения.
В настоящее время мусульманскую общину дер.Алашайка Параньгинского района возглавляет Мухтар хазрат Нигъмадзянов, избранный имам-хатибом Алашайской мечети после смерти Гайзуллы хазрат Габдуллина в октябре 2002 года. Здание мечети отапливается природным газом, в дни школьных каникул при мечети для детей организуется лагерь по изучению основ ислама.
________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО
Команда Кочующие.
https://paranga.ru/
https://www.12rus.ru/
https://www.paranga.ru/
https://www.marpravda.ru/
https://www.tatar-production.ru/zvezdy_tatarskoy_estrady/dilya_nigmatullina.html
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 13447 просмотров
Комментарии
марийские татары...
с этой деревни начнем рассказ о татарах, поселившихся в Марий Эл по Уржумской (Алдатской) дороге в самые давние времена!
название деревни
вполне возможно, что название деревни имеет марийское происхождение, так как раньше тут жили мари -
старое название - Кугу нур Алашайка, то есть с мар: Большое поле, а Алашайка - от слова Алаша -
мерин, то есть большое поле где паслись мерины, что вполне может быть, вряд ли половина топонима была марийской, а половина татарской...
хотя и такие случаи бывали в Марий Эл...
Мазарбаш -Сулабаш.
Здравствуйте.
Возможно первые переселенцы из деревни Сулабаш, дали название «Мазарбаш» , созвучное их родной деревне Сулабаш?
(Она находится в Высокогорском районе РТ).
Здравствуйте! Ознакомилась с
Здравствуйте! Ознакомилась с этой страницей и огорчилась. Ни слова не сказано о моем деде Газисове Хабире, 1896 года рождения Место рождения: Марийская АССР, Мари-Турекский р-н, д. Алашайка; татарин; служитель культа Осужд. 17.10.1935 . Приговор: 7 лет заключения Источник: Книга памяти Республики Марий Эл. После возвращения он проживал в Йошкар-Оле до 1970г. и внес огромный вклад в духовность татар города, оставаясь в то время единственным муллой.Его родная сестра Лямига апай, мать Бакиева Камиля (жена-Клара)проживала всю жизнь в Куянково.Бакиев камиль был директором местной школы. С уважением Даутова Ф.У.
Этимология
Мазарбаше от слова "мазар" кладбище, вернее с арабского могила, с какой стороны не вьезжаешь в Алашайку, мимо кладбища проедешь, что в Нижней, что в Верхней. Неужели местные это не рассказывали. Я почти местный, там корни моего отца.
благодарим!
Благодарим за отзыв!
очень рады, что сайт посещают знающие люди.
вот что удалось накопать в исламском справочнике -
Маза́р (араб. مزار — место, которое посещают) — могила мусульманского «святого» (авлия, аулия). В первые века исламской истории поклонение каким-либо объектам считалось проявлением язычества.
Такие объекты поклонения более характерны, например, для суфизма, или для шиитов.
При этом для татар вполне характерны такие объекты поклонения, в Татарстане есть несколько таких почитаемых мест захоронения, в частности, в Зеленодольском и в Тетюшском районах.
Отправить комментарий