Село Исменцы, священная роща Пистер
Из архивов Кочующих:
Уже 2 года прошло с этого похода, и вот снова попалось на глаза – обязательно нужно сделать статью про село Исменцы!
Мы множество раз проезжали по Заволжскому Кокшайскому тракту (ныне трасса Помары - Звенигово), упоминали это интересное село в своих статьях про Марий Эл, и даже побывали там, но вот сама статья идет с опозданием!
Село интересно своей историей, своими людьми, рекой Илеть, легендами и преданием, а также священными рощами. Раньше их было 4 или 5, а сейчас остались только две.
жертвенник великому богу (Туня-Юмо) и Никола-Юмо, то есть Николаю чудотворцу, это один из элементов религиозного синкретизма - то есть по-русски двоеверия,
отдельно про культ святителя Николая у тюркских и финно-кгорских народов мы посвятим целую статью, тут же всё как реальный факт почитания христианского святого!
деревья-великаны в языческой роще
деревья любви - тут просят о хороших женихах или невестах молодые люди
Самая примечательная роща – Пистер, то есть Липовая роща, расположена она с северной части села, в лиственном лесу.
Место само по себе удивительное – в этой роще стоят вековые липы, клёны и дубы невероятных размеров.
В нашем холодном климате, как правило, крупные широколиственные деревья редко доживают до преклонного возраста, так как зимние морозы портят ствол, и тем самым убивают дерево.
В этой же роще таких деревьев множество, они настоящие великаны – такое не часто увидишь в Марий Эл и Татарстане!
Второй момент – роща явно языческая, но в ней есть элементы христианства, то есть наблюдается сращение религий – по-другому СИНКРЕТИЗМ!
Отметим, что чем западнее марийская роща (чем ближе к Волге), тем христианской символике в ней больше, про это мы писали в статье о роще под Звенигово.
Часто в таких рощах есть кресты, иконы (обычно Николая угодника), остатки именно церковных свечей, прочая атрибутика.
А вот в восточных марийских рощах христианской символики практически нет. Это обусловлено историей марийского народа, и про это отдельно поговорим в статье про марийские рощи (большая объединительная статья, надеюсь, что скоро будет!).
свечки ставят прямо на дерево, прямые свечи, как правило церковные, а вот настоящие языческие свечи - это плетенные (2 или 3 косички) свечи, причем для рощ приносят самодельные восковые свечи, а не свечи из парафина. Считается именно такие свечки более угодны богам, ну, а кто принес обычную свечу - тоже неплохо, как говорится, что есть, лишь бы от чистого сердца...
Как и в любой марийской языческой роще – здесь немного жутковато, и в тоже время как-то торжественно, Природа – есть истинный храм Бога! Всякий народ понимает и верит в него по-своему, будем же уважать веру своих ближних!
Само же село Исменцы имеет очень древнюю историю, в архивах есть материалы, что со времен Ивана Грозного, однако можно полагать, что оно ещё древнее. Поскольку Заволжский тракт из Казани существовал и раньше, а во времена Казанского ханства в устье Илети существовало укрепленное поселение, то, скорее всего, эти места были заселены достаточно плотно для глухого лесного края.
Близость Волги и Илети, хорошие плодородные земли волжской поймы, много зверя, птицы и рыбы, сенокосные угодья – всё это привлекало сюда человека.
МОЛЕНИЕ В РОЩЕ ПИСТЕР – КУГУ КЕЧЕ
В минувшую пятницу, 10 мая (2013г.), в Звениговский район впервые за много десятков лет прибыл верховный карт республики. Главный жрец традиционной марийской религии Александр Таныгин проделал путь из Ново-Торьяльского района в село Исменцы, чтобы провести торжественное открытие обрядового праздника Кугече (Пасха) и совершить моление в священной роще Пистер.
В день марийской Пасхи у села Исменцы гостей из Республиканского центра марийской культуры, а также из Волжского, Куженерского, Параньгинского районов встречали заместитель Главы администрации района Г.Нигомедзянова, руководитель отдела культуры администрации района Л.Михайлова, глава администрации МО «Исменецкое сельское поселение» В.Краснова. У села почетных гостей угощали хлебом-солью, квасом и песнями участники фольклорного коллектива Исменецкого ЦДиК «Олык сем».
Моление в честь праздника состоялось в кюсото – священной роще, куда верующие марийцы приходят поклониться богу Юмо и божествам природы уже не одну сотню лет. Войти в эту липовую рощу можно только в чистой одежде (некоторые, в том числе карты, приходят в национальных костюмах), обязательно наличие головного убора, для женщин – юбок. Каждый, входящий в кюсото, должен «смыть» нежелательную энергетику, умыв лицо и руки родниковой водой.
В молельной роще главный карт республики рассказал пришедшим об истории и значении праздника в жизни марийского народа, пожелал собравшимся здоровья, спокойствия, прибыли и богатства. А.Таныгин провел праздничный молебен, в котором попросил у Юмо и сил природы процветания марийской земле, хорошего урожая, добра, мира и взаимопонимания для всех, кто живет и трудится в краю марийском. Приверженцы традиционной марийской религии верят, что исходящая по ветвям деревьев молитва под открытым небом обязательно достигает бога.
После завершения праздничной трапезы карты, местные жители и гости отправились в деревню Мари-Луговая, где по случаю праздника был организован концерт «Кугече лунгалтыш».
С приветственной речью на мероприятии выступили Г.Нигомедзянова, А.Таныгин, В.Краснова, В.Григорьев (руководитель республиканского Центра марийской культуры). При проведении праздника особое внимание было уделено обрядам, связанным с качелями Юмынудыр и обрядовыми играми. Праздничный день завершился спектаклями в селах Исменцы и Красный Яр.
В Марий Эл молельные рощи включены в число объектов исторического и культурного наследия, охраняемых не только при поддержке высших сил, но и государства.
Очередное моление божествам природы по случаю праздника – Николина дня – состоится в роще на Исменецкой горе 22 мая. В этот день в кюсото приедут верующие мари со всей республики.
Вставка
Традиционный марийский праздник Кугече – Великий день – отмечается в конце пасхальной недели и является одним из значимых в весеннем календарном цикле. Кугече связан с культом предков, с семейно-родовыми и общинными молениями, почитанием оживающей природы.
На жертвенном столе размещаются и марийские национальные блюда, и крашеные пасхальные яйца. Кушанья освящают, затем зажигают свечи и молятся. Кугече сопровождается многочисленными обрядами и поверьями. Одна из традиций праздника – катание на качелях (символ радости) в честь дочери бога Юмо – Юмынудыр.
Исменцы (Эсменцплак, Отар), село
Сельский административный центр Исменецкого сельсовета расположен в 15 км к востоку от центра муниципального образования города Звенигово, неподалеку от реки Илеть. Селение располагалось при болоте Мушыл по левую сторону Заволжского Кокшайского тракта, до уездного города Чебоксары — 70 верст, до квартиры станового — 26. В 5 км южнее села протекает река Волга, восточнее, в 2 км — река Илеть. К востоку от села Исменцы находилось кладбище, на котором хоронили жителей близлежащих деревень Исменецкого общества.
Местом исполнения обрядов традиционной религии марийского народа является священная роща Пистер (Липовая роща), сюда на поклонение приезжали и жители Волжского района. Также есть священная роща — кусото Эсмекпляк.
Происхождение названия марийского селения местные жители связывают с именем его основателя — Эсмека (Эсмена), чей род Эсмеквлак поселился в этом месте в XVIII веке. В 1793 году имелось 33 двора. Первое упоминание Исменец-Беляка относится к 1719 году.
После похода Ивана Грозного на город Казань в этих местах началось насильственное насаждение христианства, местные жители обкладывались непомерным налогом — ясаком.
Все это нередко вызывало стихийные недовольства. Бунты подавлялись, и следствием их жестокого подавления было то, что многие марийцы покидали родные места, уходили за реку Каму, на Урал, в Башкирию или просто переселялись в самые глухие места. Судя по всему, решение уйти от новых властей в недоступные им глухие леса и было причиной появления в здешних местах Эсмена (по-русски это имя звучит как Йемен) с семейством — Эсменвлак, Исменцы.
В 1816 году в селе Исменцы в 120 семьях проживал 641 человек. 19 августа 1872 года Казанским губернским правлением утверждена смета на строительство церкви Святого Николая Чудотворца. Она была открыта 1875 году. В 1872 году в Йеменцах открыли земское училище. Оно размещалось в частном доме.
Попечителем был священник села Помары А.Д. Шабанов, законоучителем — священник А.А. Любимов. Училище содержалось на средства Чебоксарского земства и сельского общества. В первые годы учились 45 учеников, также и из соседних деревень. Преподавали Надежда Михайловна Кузнецова — мещанка, выпускница Казанской земской учительской школы, Елена Борисовна Маркина, Тимофей Васильевич Артизанов, Федор Матвеевич Лопатин, Виктор Порфирьевич Троицкий. В.П. Троицкий составил первый "Черемисско-русский словарь", изданный в 1893 году в Казани. В словаре более 2200 слов волжского, моркинского, сернурского говоров, горного наречия. В конце 70-х годов XIX века в центре села открыта земская больница с четырьмя палатами.
19 августа 1872 года Казанским губернским правлением утверждены чертежи для строительства церкви Святого Николая Чудотворца. Около церкви местный священник Аркадий Отарский проводил обряд крещения.
По данным переписи 1897 года, в марийском селении Исменцы и околотке Полевой проживали 486 душ обоего пола.
2 декабря 1918 года ячейка коммунистов из 8 человек на первом собрании самовольно наложила контрибуцию в размере 5 тыс. рублей (класс кулака) на нескольких лиц среднего класса, в частности, на жителя села Исменцы Помарской волости Андрея Ярандайкина. В октябре 1920 года накопившиеся противоречия вылились в открытый конфликт. Подстрекаемая кулаками толпа крестьян разгромила комитет бедноты и ячейку сочувствующих, сожгла библиотеку и делопроизводство. Мятеж быстро подавили. В ноябре 1923 года организовали сельскохозяйственный кооператив "Маяк", в который вошли 190 человек. "Маяк" имел отделение в деревне Лесная. Главная же его лавка находилась в Йеменцах, через нее население снабжали товарами первой необходимости — сахаром, табаком, мылом, керосином, солью, мукой, серпами, гвоздями. В кооперативном движении принимали участие и члены ВКП(б). Так, в "Маяке" наряду с беспартийными сельчанами работали 1 член ВКП(б), 1 кандидат в члены ВКП(б) и 6 комсомольцев.
В 1924 году в селе работал временный лесной медицинский пункт, в 1926 году — библиотека, фонд которой составлял 673 книги. Подписчиков было 36 человек. Всего в 1926 году в Йеменцах имелось 174 хозяйства, в которых проживал 891 человек. В 1925 году здесь образовали сельсовет.
Коммуна "У куат" ("Новая сила") на исменецкой земле создана 28 ноября 1929 года. В нее вошли 22 хозяйства. Первыми, по воспоминаниям ветерана колхозного движения Антонины Максимовны Волковой, были семьи Большаковых, Мазановых, Гавриловых и Михайловых. В колхозе имелось всего 12 лошадей. Конного двора не было, поэтому обобществленных лошадей на ночь ставили во дворах колхозников, также в их хозяйствах размещали на ночь и инвентарь. Весной 1929 года для коммуны отвели 37 га земли и 9 кварталов леса.
Провели первый весенний сев. Помарское кредитное товарищество приобрело конную сеялку, веялку, молотилку. Осенью собрали урожай — каждый гектар дал около 100 пудов зерна. По 6 кг выдали на трудодень членам коммуны. Но у половины семей своего хлеба хватило только до января 1930 года, поэтому некоторые вынуждены были выезжать на заработки. На 1 февраля 1932 года в селе Исменцы проживали 920 человек.
В 1932 году колхозу "У куат" за перевыполнение производственных планов выделили трактор ХТЗ под N 7. А еще через два года колхоз приобрел грузовой автомобиль ГАЗ-АА. Коллективное хозяйство росло. Колхозники, имевшие на собственном подворье по 2 коровы, одну из них добровольно сдавали в артель. Так была создана молочнотоварная ферма. Таким же образом создавали и колхозную пасеку.
С началом Великой Отечественной войны вместо ушедших на фронт колхозников за тяжелую работу на полях и фермах взялись женщины, подростки и старики. Большую часть тракторов и машин взяли для нужд обороны или направили на фронт, люди обрабатывали почву, возили лес на лошадях, приучали к работе быков. Колхозники выращивали зерно, картофель, откармливали скот, отправляли на фронт теплые вещи, собирали деньги.
По Исменецкому сельсовету в фонд строительства самолета имени Гастелло собрали 820 тыс. руб., на строительство танковой колонны — 912 тыс. руб. Кроме этого, в 1942 году по подписке на Государственный военный заем жители сельсовета собрали еще 903 тыс. руб. Большую оргмассовую и воспитательную работу среди колхозников проводили местные агитаторы — учителя О.А. Краснова (Соловьева) и М.В. Гвоздкова. Исменецкие труженики направляли в освобожденные от фашистов районы продукты из личных хозяйств. Было собрано и отправлено в освобожденные районы 310 кг муки и 142 кг гороха.
В феврале 1943 года на собрании колхоза "У куат" было решено засеять сверх плана 10 га земли, а урожай с них передать колхозам, пострадавшим от войны. На фронтах Великой Отечественной войны погибли 116 жителей села Исменцы. Из семьи Ярандайкиных на фронт ушли отец Иван Николаевич и четыре сына — Никита, Павел, Михаил и Константин. Погибли все пятеро. В боях отличились многие уроженцы и жители села. Учитель Николай Александрович Петров был танкистом, он награжден орденом Красной Звезды, погиб 22 декабря 1942 года.
После окончания войны восстанавливали посевные площади, поднимали урожайность сельхозкультур. По состоянию на 1 января 1945 года урожайность озимой ржи в колхозе "У куат" составляла 4,57 ц с га, яровой пшеницы — 3,1 ц, овса — 4,5 ц, гороха — 1,7 ц.
В 40-е годы урожайность сельхозкультур продолжала падать. Вместо планируемых 12 ц с га урожайность озимой ржи в 1947 году составила 6,63 ц, в 1948 году — 6,30 ц, в 1949 году — 5,86 ц.
20 августа 1950 года колхоз "У куат" объединился с двумя соседними колхозами — "Волна" и имени XVII партийного съезда. Укрупненное хозяйство унаследовало название "У куат", в дальнейшем — имя Ленина. Теперь земли в колхозе было 2909 га, а семей колхозников — 388. В 1953 году к колхозу "У куат" присоединили колхоз "Свобода" из деревни Чуваш-Отары.
К концу 60-х валовые сборы зерна здесь составляли около 1000 тонн. Колхоз перевыполнял планы продажи государству зерна, картофеля, хмеля, мяса, молока, шерсти. В те годы замечательно трудились звеньевая по хмелю Е.А. Золотова, комбайнер М.К. Трутнев, трактористы B.C. Белов, А.А. Афанасьев, доярки А.А. Меньшикова, П.М. Сергеева, свинарка Н.М. Атлашева и многие другие.
В селе начали пользоваться радио с 1961 года, телефоном — с 1955 года, телевизором — с 1963 года. Телепередачи смотрят из городов Чебоксары, Казань, Йошкар-Ола и Москва. В 1968 году в селе открыт памятник-обелиск воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Дом комбрига Р.А. Охотина является историческим памятником местного значения.
В год столетнего юбилея В.И. Ленина — 1970-й — колхоз, названный именем вождя коммунистов, был признан одним из наиболее крепких в экономическом отношении хозяйств района.
местная фольклорная группа
Начало 70-х годов ознаменовано решением правительства страны преобразовать сельское хозяйство путем превращения колхозов в государственные предприятия, совхозы. Главной целью этих преобразований стало создание крупных сельскохозяйственных предприятий по выращиванию мяса. Начался перевод животноводства на промышленную основу. В 1973 году построили комплекс на 1200 голов крупного рогатого скота. Совхоз имени Ленина был создан 25 октября 1973 года в результате объединения колхозов "У куат" и имени Ленина (д. Кукшенеры, д. Мари-Луговая). Первым директором совхоза работал В.Г. Салтыков.
Запомнился людям председатель колхоза имени Ленина Г.В. Петров, который выделил работникам дополнительные земельные наделы, приобрел для колхоза комбайн "Дон". В 1975 году началось строительство асфальтированной дороги, связывающей село Исменцы с райцентром.
В 1982 году была построена новая трехэтажная средняя школа, а в 1989 году открыт дом культуры. В школе Василий Яковлевич Морозов и Владимир Михайлович Портов организовали краеведческий музей.
Одним из почитаемых сельчанами праздников является Семик. При закладке дома в фундамент традиционно кладут монеты.
С городами Звенигово, Йошкар-Ола и другими населенными пунктами село связывает автомобильная дорога, автобус ходит ежедневно. Воду жители получают из колонок и колодцев, по качеству она удовлетворительная.
Жители занимаются рыболовством и охотой. Улов и пушнина сдаются в охотничье и рыбное хозяйства. Характерными промыслами являются сбор грибов и ягод, плетение из лозы, изготовление саней и сувениров. Излишки продают.
спортивные соревнования в Исменцах
Указом Президиума Верховного Совета Марийской АССР от 2 июля 1979 года в состав села Исменцы включены деревни 1-я Лесная и 2-я Лесная, ставшие его улицами. На 1 января 1986 года в селе насчитывалось 257 дворов, в которых проживали 764 человека. Коров имели 88 хозяйств, свиней — 144 хозяйства. На 1 января 2001 года насчитывалось 323 двора, всего в селе проживали 875 человек, из них почти все мари, русских — 3 человека, чувашей — 1. В 112 хозяйствах местные жители держали коров, в 109 — свиней, в 115 — овец.
В 2000 году на улице 2-я Лесная насчитывалось 75 дворов, 20 крыты железом, 2 — тесом, 53 — шифером. Из 173 жителей 166 по национальности мари, 2 — русские, 5 — чуваши. В 2003 году дворов на улице 1-я Лесная было 83, из них 31 крыт железом, 2 — черепицей, 57 — шифером. Всего здесь проживали 252 человека, в том числе мари — 247 человек, чувашей — 5 человек.
На 1 января 2004 года построено 5 км газопровода, газифицировано 5 хозяйств. В конце мая 2004 года через село прошел сильный ураган, который разрушил несколько домов, изгороди, вырвал с корнем некоторые деревья. Распространенные в селе фамилии — Пугарчевы, Орловы, Портовы, Дубовниковы, Атлашевы. Улицы в селе частично асфальтированы. Жители нагорной части села пользовались водопроводом, а подгорной части — брали питьевую воду из шахтных колодцев. В районный центр люди ездят на рейсовом автобусе.
Среди наиболее известных и уважаемых земляков: актрисы Марийского театра имени М. Шкетана Вера Мазикова и Мария Пугачева-Смирнова, Анастасия Федотовна Мочалова — заведующая сельской библиотекой, заслуженный работник культуры МАССР (1965), Лидия Дмитриевна Иванова — заслуженный учитель школы МАССР (1973), президент Молодежной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН) Василий Петров (2003-2005). 15 лет возглавляет администрацию сельсовета Г.А. Иванова, уроженка д. 2-я Лесная.
ВЕСЕННЕЕ МОЛЕНИЕ В РОЩЕ ПИСТЕР - НИКОЛИН ДЕНЬ
Кен)еж Миколо пайремлан Провой кундем Эскекплак (Исменцы) ял калык Пистер отыш лектеш. Тений кумалтышым эртараш Йошкар-Оласе 'Марий кумалтыш, общинын вуйлатышыже В.Смирнов да Куженер районын онаен)же А.Рукавишников миеныт.
Ял калык кумалтышлан ондакак ямдылалтын: отым эрыктен, верым ту)затен, икмыняр кумалме верым ойырен: Миколо юмо, вольык илян, пу)рту)с юмо, Пу)рышо) юмо.
Марий кумалтышлан мелын шогышо калык ятыр погынен, нунын коклаште Звенигово районысо ту)выра по)лкан вуйлатышыже Л.А.Михайлова, Эсмекплак ял шотан илемын вуйлатышыже В.В.Краснова да мер илышын чолга ен)же В.Г. Петров лийыныт.
____________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие – поход по Звениговскому району РМЭ!
https://www.12rus.ru/
История сел и деревень Республики Марий Эл. Звениговский район. 2006 г.
https://gazeta-zn.ru/obshestvo/kugeche-payrem-17-05-2013.html
фото Инессы Куляжевой.
Вложение | Размер |
---|---|
ZEFIqCRO2c8.jpg | 372.56 КБ |
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 9181 просмотр
Комментарии
Отправить комментарий