Марийский князь Мамич-Бердей
Мамич-Бердей (? — около 1556, Москва) — герой марийского народа сотенный князь, ключевая фигура 1-й Черемисской войны (1552—1557), владелец нескольких сотен-волостей на Малой Кокшаге. Противник присоединения Казанского ханства к Московии, активный оппонент линии Ивана Грозного на подчинение марийских земель.
В 1552-1554 руководил небольшой группой повстанцев, на Волге совершал нападения на русские суда. К 1555 году его отряд вырос до нескольких тысяч воинов. С целью воссоздания Казанского ханства пригласил в 1555 из Ногайской Орды царевича Ахпол-бея, который, однако, со своим отрядом в 300 воинов не оказал помощи повстанцам, а занялся грабежами марийского населения, за что вместе со свитой был казнён. После этого Мамич-Бердей сам возглавил движение народов Поволжья за восстановление независимости от Русского царства. Под его руководством находилось двадцать тысяч повстанцев — луговых марийцев, татар, удмуртов.
Весной 1553 года на усмирение восставших был направлен из Казани воевода В.И. Салтыков, но был разгромлен и потерял много воинов убитымии и попавшими в плен. После этого «луговые черемисы воевать» были направлены крупные военные силы из Москвы и других центральных городов. Карательные отряды жестоко расправлялись с местным населением, наводя ужас не только на мятежников, но и на мирных жителей, предавая всё огню и мечу.
Документальные свидетельства того времени ярко рисуют и общенародный размах национально-освободительной войны, и его переплетение с борьбой против жестоких, безудержных ясачных поборов, и жестокость карателей, граничащую с геноцидом («воевали и жгли во всех местах»; «воевали луговую черемису, захватили 1600 именитых людей и всех умертвили» и т.п.). Царские войска, подавляя сопротивление восставших, приносили краю большое разорение.
В ходе карательных операций были перебиты многие руководители движения (по словам летописцев - «лутчие люди»), а некоторые прибыли в Казань и изъявили свою покорность завоевателям.
В этих условиях «луговой сотник» Мамич Бердей решил предпринять своеобразный политический маневр: образовать на Луговой стороне «царство», править которым пригласил ногайского царевича Ахполбея. «А Мамич Бердей, - сообщает летопись,- взял к себе царевича Ахполбея, а пришел к ним из Ногай и живет на Луговой стороне, а с ним пришло человек со сто ногай…» Но тот большой помощи в борьбе с московскими войсками не оказал, вскоре потерял доверие марийцев и был убит. Об этих событиях образно рассказал Андрей Курбский: «А потом взяла было черемиса луговая царя собе с Ногайские Орды, бронящеся христианом и воююще…Потом же, егда рассмотревши, иже мало им прибыли с того царя, убиша его и сущих с ним татар, аки три ста, и главу ему отсекоша и на высокое древо взоткнули и глаголали: «Мы было взяли тебя того ради на царство, с двором твоим, да обороняеши нас; а ты и сущие с тобою не сотворил нам помощи столько, сколько волов и коров наших поел; а ныне глава твоя да царствует на высоком коле».
В это время в положении горных мари и чувашей произошло большое изменение: закончился 3-летний срок освобождения от ясака. Мамич Бердей решил распространить восстание на Горную сторону. С двумя тысячами своих воинов он переправился на правый берег Волги и осадил «острог» (в источниках без названия), где располагались горномарийские и чувашские сотники, сотрудничавшие с московскими властями и войсками. «Горные люди Алтыш сотник с товарыщи… с ним зговорили, что им с одного с ним изменити, да уверяся с ним да взяли его пити к себе, а с ним человек з двести, да тех людей всех побили, а его, изымав, к Государю привели». В награду за это Иван IV вновь, как и в 1551 году, освободил жителей Горной стороны от уплаты ясака на три года.
В том же 1556 году «на луговых людей» и вообще «на Казанские земли» были двинуты усиленные составы войск, собранные во Владимире, Муроме, Суздале, Галиче; в помощь им были дополнительно приданы полки из Устюжны, Соликамска, Вятки, Перми. Они разгромили остатки повстанческих отрядов, физически уничтожили их предводителей («казанские люди лутчие, их князи и мурзы и казаки, которые лихо делали, все извелися»).
Так в мае 1557 года первый этап национально-освободительной войны на Луговой стороне потерпел поражение, край был приведен «в конечное смирение». «Мамич Бердеевы дети Икака соцкий и все достальные люди государю добили челом» в Чебоксарах; «луговые люди все содиначилися и царю и государю добили челом и всею землею правду (т.е. присягу. - К.С.) дали, что им неотступными быти от царя и государя во веки и их детем и ясакы платить сполна, как их государь пожалует».
Вследствие предательства Мамич-Бердей был схвачен сотником Алтышом (охрана Мамич-Бердея 200 человек была перебита) и выдан русским властям. Казнён в Москве.
Примечательны слова Н.М. Карамзина об этих событиях: «Несколько раз земля Арская присягала и снова изменяла. Луговая же долее всех упорствовала в мятеже. Россияне пять лет не опускали меча: жгли и резали… Весною в 1557 году Иоанн в сию несчастную землю, наполненную пеплом и могилами, послал стряпчего Семена Ярцова с объявлением, что ужасы ратные миновались и что народы ее могут благоденствовать в тишине как верные подданные Белого Царя. Он милостиво принял в Москве их старейшин и дал им жалованные грамоты». А ездили к царю «от всей земли бити челом» сотники Казмир, Икака, Янтемир.
Современные исследователи (А.Г. Бахтин, С.К. Свечников) именно с этими событиями связывают дату фактического присоединения марийцев и вообще Среднего Поволжья к Русскому государству.
Дети Мамич-Бердея продолжали владеть его волостями вплоть до начала 2-й Черемисской войны, 1571-1574. Сын Мамич-Бердея Качак был одним из лидеров освободительного движения во 2-ой Черемисской войне. Внук Мамич-Бердея Джан-Гали.
Судьбе Мамич-Бердея посвящён роман Л. Яндакова.
В Оршанском районе Республики Марий Эл недалеко от деревни Кугунур установлен памятный камень в честь Мамич-Бердея.
Мамич-Бердея также почитают татары и удмурты.
Памятник Мамич-Бердею
Находится этот малоизвестный памятник в Оршанском районе республики Марий Эл.
Поворот с трассы Йошкар-Ола — Оршанка на Пуял.
Ближайший населенный пункт деревня Мари-Ернур.
Сразу за остановкой будет грунтовая дорога, ее преграждает деревянный мост, машину можно оставить т. к. мост этот не в лучшем своем состоянии.
Памятник находится на холме возвышенности, огражден со всех сторон деревянным заборчиком. Калитка-вход устроена с противоположной стороны от дороги.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛА И ФОТО:
Иван Сараев.
https://www.kudokodu.ru/
Бахтин А. Г., XV—XVI вв. в истории Марийского края. Йошкар-Ола, 1998.
_
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 13684 просмотра
Комментарии
по дороге на Оршанку...
можно заехать в сторону Мари Ернур - могила М.Бердея.
Отправить комментарий