Деревня Тимино, Староверовский лес (Сернурский район)
Очередной рассказ Льва Киндулова про примечательные места Сернурского района:
Эта живописная деревня находится рядом с Сернуром, на крутом берегу р. Сердяжки. Геология здесь напрочь нарушена: у Сердяжки крутой берег – левый (вроде, так не должно быть?). Сразу за мостом поворачиваем налево (там два моста – пешеходный и для транспорта). Через сотню метров – кладбище.
Оно движущееся!!!
Моя бабушка рассказывала, что еще девочкой помнит это кладбище, стоящим на вершине холма. За сотню лет его южный край спустился прямо к реке. Наблюдая за кладбищем в течение последних 35 лет, тоже отмечаю эту динамику.
Когда, будучи мальцом (лет 8-10), увязывался за старшими детьми в длительные прогулки, у этого кладбища не раз видел вывороченные из-под земли остатки гробов и даже костей. Видимо, при движении с холма к реке, в нижней части кладбища пласты почвы, глины смещались, проворачивались, выталкивая на поверхность содержимое могил. В той части кладбища постоянно меняли падающий забор (который ставили все ниже) и валялись (именно валялись) старинные могильные плиты: из известняка и песчаника, с полустертыми именами и датами.
За кладбищем – небольшой овражек, и здесь, на заросшем (сейчас) берегу реки – группа небольших ключей (получается – под самым кладбищем, поэтому воду берут только для технических целей и для ухода за могилами). Далее начинается старый песчаный карьер. Песок красно-коричневый, обнажения песчаника, склоны летом покрыты клубничными кустами. В крутых местах селятся колонии ласточек-береговушек. В детстве мы их ловили, вставая друг другу на плечи, чтобы дотянуться.
За карьером начинается деревня Тимино (несколько дворов наверху, основная часть за мостом, на правом берегу реки). Проходим низом до деревянного моста, рядом – колодец-журавль, редкая теперь вещь. Тут же – обнажения песчаника (см. фото). Чуть подальше – небольшое озерцо, а над ним – пещерка. В детстве нас пугали страшными сказками о том, какая пещера была раньше большая, как там засыпало детей, как еще раньше, в древние времена, здесь прятали похищенное золото разбойники и как оно где-то там, в горе, до сих пор и похоронено.
Это и были сказки.
(Про настоящие, не сказочные Сернурские клады как-нибудь тоже напишу).
Далее – луг с густой травой, а справа – живописный лес на холме, где водятся знатные здоровенные грузди. В центре леса – овраг, заканчивающийся наверху зарослями борщевика (см. фото). По дну оврага – ручеек в камнях и ковер вкусной заячьей капусты на крутых обрывах. Речка внизу извитая, заросшая ивняком и мятой. Рыба мелкая, но ее много. Лесок заканчивается можжевеловой пустошью, а внизу, под крутым обрывом, бьет ключ. Песок кипит фонтаном, и рука погружается в него по локоть. Далее – поля и перелески.
Такое вот симпатичное место для неспешной прогулки. Глаз радуется, душа отдыхает. Рекомендую.
Непосредственно проехать в Тимино можно через верх (поднимаемся на гору по трассе, напротив гостиницы поворот налево, на кладбище (за кладбищем чудесный вид на Сернур, над карьером)), и далее по дороге в деревню, только там очень крутой спуск дороги к мосту (как-то раз, на этом спуске трактор перевернулся). Но лучше пройтись так, как я описал. Разве что на карьер подняться, с высоты посмотреть.
Староверовский лес.
Когда-то давно там действительно было поселение староверов (Староверово), которого сейчас уже нет. До революции там была пара артелей и даже своя водяная мельница. Я так понимаю, недалеко от нынешнего Кочанура. Проезжаем Кочанур, заворачиваем налево, у леса, у прудов (во-о-от такенные карпы) оставляем машину – и пешком вниз по течению Сердяжки.
Слева, на крутом берегу (что все-таки за геология такая?) и будет староверовский лес. Если пойти от деревни выше по течению, там крутые глиняные обрывы и сосны.
Ниже Кочанура большой луг и изогнутый луком лес по берегу реки. В середине леса большой овраг. Это лисий лог. Я как-то насчитал там 14 нор. Везде лисьи тропки. Овраг очень глубокий, внизу, в камнях – ручей. В нескольких местах упавшие сосны перекидываются с одного края оврага на другой. Лет в 10-12 добирались в своих путешествиях до этого оврага (нас искали всем двором – от Сернура топать километров 8). Я с огромным трудом переполз через овраг по старой сосне (сосна качается, внизу, метрах в семи – камни, ноги с руками дрожат – ужас!). Перебравшись, я поспорил на шоколадку, что этот подвиг больше никто не сможет повторить. Мои спутники, два Лешки, оставили меня без шоколадки.
И что интересно, лисьи тропы ведут к этим стволам-мостам и продолжаются дальше. То есть – они бегают по этим стволам, на большой высоте. Есть у меня такая мечта – сделать там лежку, подкараулить и сфотографировать лису, бегущую по этому стволу. Потрясающее должно получиться фото (Место правда очень красивое. Я немного пишу маслом, и однажды, впечатленный этим лесным оврагом, приехал сюда на пленер. Картина (холст, масло) висит у мамы дома).
Лисы там точно есть. В этом же лесу, неподалеку от оврага, в самой глуши, без троп – не помню, как нас туда занесло, шел с другом в папоротниках. Я немного впереди, он сзади. Небольшая поляна, залитая солнцем. И тут … я как на стену наткнулся: поднимаю глаза – и встречаю взгляд, смотрящий на меня в упор.
До лисы было едва метра полтора. Она сидела в папоротнике и не спешила убежать. Я, обалдевший, рассматривал ее, она меня. В отличие от меня, ничуть не обалдевшая. Смотрела серьезно и внимательно. И, вроде как выжидательно. Красивая, как на картинке. Ярко-рыжий мех сверкал на солнце, и был будто расчесан мелкой расческой, волосок к волоску. Какое-то время мы смотрели друг другу в глаза, затем лиса перевела взгляд назад, за меня. Там трещал сучьями Серега. Я тихонько поворачиваю голову и шиплю на него. Оборачиваюсь к лисе – неспеша удаляется, пару раз оглянувшись. Явное приглашение последовать за ней. Пробежал в след – уже нет ее, только листья папоротника колышутся.
«Ты видел?!» - Восторженно спрашиваю друга.
«Чего?»
Рассказываю. Серега в ответ рассказывает, что, по местным приметам, лиса хотела, чтобы я ее увидел. Если видишь лису так близко, значит, либо она тяжело больна, либо она этого хотела. Больную лису мне тоже приходилось видеть – шерсть клочковатая, как бы выцветшая, бежала пригнувшись (а может, старая была). Ничего похожего.
«Для чего она этого могла хотеть?» - Спрашиваю.
«Все просто. Она тебя уводила от норы».
Точно. Очень похоже.
Собираюсь идти дальше. «Погоди, - останавливает Серега, - кепку поверни». Этот местный прикол я уже знаю. Поворачиваем кепки козырьком назад и двигаем дальше. Так делается именно при встрече с лисой. Что-то вроде того, как три раза плюнуть через левое плечо, если черная кошка дорогу перебежала.
Несколько раз в жизни приходилось встречаться в лесу с дикими зверями вот так, глаза в глаза. На несколько удивительных мгновений переживаешь какое-то трудноописуемое единение, слияние…
Волнующий опыт.
Спускаемся ниже по течению Сердяжки, по направлению к Большому Сердежу. В конце леса несколько тропок сходятся к одному месту. Это языческий столб (см. фото). Крестообразная перекладина и две доски домиком сверху похожи на христианский крест у околицы вятских деревень. Но вместо иконки в центре – пучки волос, куски тканей, сухие грибы, бумажные и металлические деньги. Оставляем местным богам и кереметям по монетке и шагаем своей дорогой.
Интереснее добираться до этого места пешком, из Сернура. Для начала нужно добраться до плотины у Андрюшонского леса (в середине этого леса есть невыходной лог), оставить машину и далее двигаться пешком по берегу Сердяжки.
По дороге можно было встретить ключи, торфяные озера, странную ивовую рощу (старые толстенные ивы, каждая пробита молнией – почему-то туда в грозы все время бьют молнии) и еще много чего. Но, к сожалению, я там бывал уже очень давно, и не знаю, как сейчас эти тропы выглядят.
_
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 6380 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий