Памятники археологии Буинского района РТ
![](http://komanda-k.ru/sites/default/files/IMGZ_3778%20(5).jpg)
Памятники археологии Буинского района РТ.
В Буинском районе Республики Татарстан археологические памятники есть в населенных пунктах Большая Карланга, Большое Фролово, Степановка, Черки-Бибкеево, Кайбицы, Нурлаты, Рунга, Старо-Суденецкие выселки, Козловка.
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО БУИНСКИЙ РАЙОН РТ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ БУИНСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО ГОРОД БУИНСК - ТУТ!
ИСТОРИЯ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ БУИНСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
1 Характеристика района
2 Больше-Карлангинское городище
3 Больше-Фроловское городище
4 Степановское городище I
5 Степановское городище II (Шишка)
6 Черки-Бибкеевское городище I
7 Черки-Бибкеевское городище II
8 Кайбицкие курганы
9 Нурлатские курганы
10 Ругвинские курганы
11 Старо-Студенецкие курганы
12 Козловский могильник I, неолит
Район входит в южную часть Предволжья и ограничивается на севере Анастовским, на востоке – Тетюшским, на юго-западе – Дрожжановским районами Татарстана. На юге он граничит с Ульяновской областью, а на северо-западе – с Чувашской АССР. Восточную часть района занимает долина реки Свияга, к которой стекаются ряд притоков – Була, Бирля. Входит в зону № 48 – Средне-Свижский возвышенно-равнинный остепненный район и представляет собой остепненную равнину. Характеризуется черноземными почвами.
Благоприятные условия, особенно открытый характер территории обусловили то, чот здесь довольно рано – еще в эпохе бронзы – появляется земледельческо-скотоводческое население срубной культуры, от которого сохранились курганы и остатки поселений. По высокому правому берегу реки Свияга известна большая серия городищ и селищ именьковской культуры I тысячелетия нашей эры. Несколько удивительна редкость поселений, особенно укрепленных, булгарской, как домонгольской, так и золотоордынской поры, также как и памятников Казанского ханства.
Больше-Карлангинское городище
Большая Карланга, село, правый берег реки Свияги. Расположено в двух километрах от села на сильно вытянутом мысу коренного берега (мужду ручьем и правым берегом реки). Подпрямоугольная площадка городища (длина 60, ширина около вала 50 метров) с напольной стороны ограждена кокошниковидным валом (длина 65, ширина в основании 14 метров, высота 2,5 метров) и рвом (ширина 10 – 15, глубина 2 метра). Памятник обнаружен АЭ КФАН в 1949 году. Культурный слой имеет мощность 60 сантимеров. Материал – керамика именьковского типа, куски железных шлаков, криц и кости домашних животных.
![](http://komanda-k.ru/sites/default/files/10801234%20(1).jpg)
Больше-Фроловское городище
Большое Фролово, село, правый берег реки Чирка, правого притока реки Свияги. Расположено в трех километрах к северо-западу от села на мысу правого коренного берега речки Чирка. Подтреугольная, вытянутая с востока на запад площадка городища (длина ее 58 метров, ширина у вала 33 метра) с напольной стороны укреплена двумя дуговидными валами (высота первого вала со стороны площадки 2,5 метров, шириина в основании – 7 метров) и двумя дуговидными рвами (ширина первого со стороны остряка мыса рва 3 метра, глубина 1 метр, ширина второго 7 метров, глубина 1,5 метров). Между первым рвом и вторым валом имеется небольшая площадка шириной 10 – 12 метров и длиной около 40 метров. Данный памятник известен со второй половины ХIХ века. В 1949 году обследован АЭ КФАН. Выявлен культурный слой мощностью около 30 сантиметров, собран вещевой материал именьковского облика.
Степановское городище I
Степановка, село, правый берег Свияги. Расположен в 1 километре к северо-северо-западу от села на мысу коренного берега реки. С юго-востока городище ограничено оврагом, сильно разрушающим памятник, с юго-запада – обрывом к Свияге. Подпрямоугольная площадка городища с напольной стороны отделена кокошниковидным валом (ширина в основном от 10 до 20 метров, высота 2 метра) и дуговидным рвом (ширина 15 – 28 метров, грубина 1,5 – 2 метра). Памятник известен с конца ХIХ века, в 1949 году обследован АЭ КФАН. На валу городища прослежены остатки деревянной бревенчатой стены и выявлен культурный слой поселения мощностью 50 – 60 сантимеров. Вещевой материал представлен фрагментами именьковской керамики, кусками шлаков, костями домашних животных.
Степановское городище II (Шишка)
Степановка, село. В 2,5 километрах к юго-востоку от села АЭ КФАН в 1949 году зафиксированы остатки шишкообразного вала городища.
Черки-Бибкеевское городище I
Черки-Бибкеево, село, правый берег Свияги. Расположено в трех километрах к северо-востоку от села на мысу коренного берега реки. Трапециевидная, длиной 60 метров и шириной 25 – 30 метров площадка городища с напольной стороны ограждена шишковидным валом (высота вала 7,1 метр, ширина в основании 22 на 35 метров) и дуговидным рвом (ширина 29 метров, глубина 7 метров). Городище известно с 1928 года. В 1949 году обследовано АЭ КФАН. Вещевой материал представлен керамикой именьковского облика.
Черки-Бибкеевское городище II
Черки-Бибкеево, село. Располождено в 2,6 километрах к северо-востоку от села и в 800 – 1000 метрах к югу от Черки-Бибкеевского I городища на мысу коренной террасы правого берега реки. Трапециевидная по форме площадка городища (длина ее 100 метров, ширина 70 – 90 метров) с напольной стороны ограждена кокошниковидным валом (длина вала 90 меров, ширина в основании 15 – 20 метров, высота 7 метров) и дуговидным рвом (ширина рва 15 метров, глубина 7 метров). Городище открыто в 1928 году краеведом Л.Тамбовцевым. В 1949 году обследовано АЭ КФАН. Культурный слой беден. Находки представлены керамикой именьковского типа.
Кайбицкие курганы
Кайбицы, село, левый берег Свияги.
Нурлатские курганы
Нурлаты, село, левый берег свияги. У деревни известны курганы, возможно, бронзового века.
![](http://komanda-k.ru/sites/default/files/4354678%20(1).jpg)
Ругвинские курганы
Рунга, село, правый берег реки Карла, левого притока Свияги. В 800 – 900 мера к северу от села по полевой дороге из села в деревню Чураково имеются три расплывшихся и распаханных кургана продолговатой формы (50 на 60 метров), высотой до одного метра. Возможно, бронзового века.
Старо-Студенецкие курганы
Старо-Стеденецкие выселки, деревня Старотничалинского сельского совета, левый берег реки Укльча, левого притока Свияги. В 800 метрах к югу от деревни у старой мельницы имеется до десятка оплывших и распаханных низких курганов диаметром 30 – 40 метров и высотой 15 – 30 сантиметров. Возможно, на них указывал В.И.Поливанов.
Козловский могильник I, неолит
Козловка, село Киятського сельского совета, правый берег реки Свияги. В 250 метрах к востоку от села на дюнном всхолмлении поймы реки Свияга, известном у местного населения под названием «Курган», раскопками АЭ КФАН в 1957 году вскрыто два погребения, расположенные рядом друг с другом. Погребение № 1 – в могильной яме подчетырехугольной формы (220 на 120 сантиметров) лежал на левом боку с согнутыми ногами костяк подростка, ориентированный головой на восток-юго-восток. В засыпи найдены коричневые отщепы и фрагменты неолитической керамики. С погребением обнаружены: обломок каменного клиновидного топорика, ожерелье из тонкостенных трубчатых костей, глиняный небольшой сосуд с резным орнаментом. Погребение № 2 – в могильной яме (210 на 110 сантиметров) на глубине 85 – 90 сантиметров выявлены разбросанные кости человека, потревоженные грызунами. Возможно, костяк был ориентирован головой на восток. Кроме костей человека, в яме обнаружены: кости бобра, кремневая пластина, медные пронизки, подвеска из медвежьего клыка, глиняный сосуд, медное шило. Оба погребеия датируются началом II тысячелетия до нашей эры и относятся к балановской культуер.
В этой же дюне обнаружены остатки неолитического поселения волго-камской культуры, разбросанные фрагменты керамики срубной культуры и вскрыто три мусульманских захоронения.
![](http://komanda-k.ru/sites/default/files/pamyatnik1231%20(3).jpg)
История Буинска и Буинского района
Буинские земли входили в состав Казанского ханства, а после завоеваний Иваном Грозным были присоединены к России.
Здесь появились русские селения, поместья служилых людей. В ХVI веке здесь была сооружена одна из пограничных «засечных черт» для защиты от ногайцев – земляной вал со рвами и насыпями, названными в последствии «Карлинским валом». Он начинался в трех верстах от города за рекой Карлой и простирался вверх по реке на 20 верст. Существует версия о том, что вал существовал еще в ханские времена. В настоящее время вал местами исчез, и только отдельные звенья его сохранились.
Дата основания города абсолютно точна — 15 сентября 1780 году, Екатериной II был издан указ об учреждении города Буинска и Буинского уезда в составе Симбирского наместничества, позднее преобразованного в губернюю.
Это было сделано в рамках проводимой административной реформы. Число городов увеличивалось с целью развития торговли, ремесел, промышленной деятельности.
Буинский уезд располагался в северной части Симбирской. В северо – западной стороне уезда простирались леса, юго – восточная часть была степной, богатой черноземом.
Через Буинск проходил почтовый тракт, соединяющий две губернские столицы – Симбирск (до него 75 верст) и Казань (119). От Москвы более 700 верст. В городе была почтовая станция. Тракт обычно не был оживленным. Сохранилось воспоминания писателя И.А. Гончарова о его проезде через Буинск в Симбирск летом 1834 году (воспоминания «На Родине» опубликованы в первых номерах «Вестника Европы» в 1888 году).
В декабре 1780 году «назначенному» городу был дан герб: «серебряная овца в зеленом поле», что должно было означать «изобилие сего рода скота» в данной местности. Герб уездного города состоял из двух частей: в нижней части щита помещалось изображение своего герба, на верхней – герба губернского. Герб Симбирского наместничества образца 1780 года – «в синем поле на серебряном столбе – золотая корона». В 1878 году были добавлены две голубые орденские Андреевские ленты в украшении короны. Андреевские ленты в гербах обычно обозначали пребывание в них императоров или императриц.
Для нового города был разработан и утвержден в 1804 году план регулярной застройки. По нему живописная планировка села заменялась характерной для середины ХV111 – Х1Х века четкой геометрической правильностью с красными линиями улиц, прямыми углами и разбивкой на кварталы.
План снабжения подробной экспликацией, в которой есть некоторые сведения о населении города.
Судя по плану в начале ХIХ века в городе было два каменных сооружения – Троицкая церковь и здание присутственных мест. Оба здания сохранились. Церковь в советскую эпоху пережила трудные времена – была закрыта, разграблена, использовалась как фабричное помещение, но в настоящее время восстановлена, освящена, хотя продолжается восстановление первоначального облика здания с колокольней.
В здание присутственных мест ныне располагается Буинский краеведческий музей.
Присутствия в Буинске были открыты в 1781 году, установленным для уездного города штатами в следующем составе: Управа благочиния (городническое правление), Уездный суд, Нижний земский суд, Дворянская опека, Нижняя расправа, Уездное казначейство, Городовой магистрат, почтовая экспедиция.
![](http://komanda-k.ru/sites/default/files/824842012%20(1).png)
Через два года по определению Симбирского наместничества правления городовой магистрат был упразднен по причине неимения будто бы в городе купцов и мещан. В последствии жители Буинска ходатайствовали о возвращении им городского самоуправления, число купцов и мещан умножилось.
В 1800 году в Буинске была открыта ратуша и снята опека Симбирского магистрата, магистрат в Буинске был вновь утвержден в 1830 году.
Со временем Буинск стал типичным уездным провинциальным городом с городничими и канцеляристами, питейными домами, еженедельными базарами с торговыми лавками и мелкими промышленными заведениями – кожевенными, кирпичными, суконными и пр. Застройка города в основном была деревянной, одноэтажной. Однако в конце ХIХ – начале ХХ вв. на главных улицах появилось довольно много представительных зданий из красного кирпича – в том числе здания земской управы, уездной аптеки, низшей ремесленной школы, дом купца Бурундуковского и т.д.
Буинск не был богатым городом — что было характерно для большинства подобных городов, затерянных в глуши и от главных дорог, судоходных рек. До оживления городской деятельности и пополнения доходов в 1830 году в Буинске по распоряжению правительства была открыта осенняя, ежегодная Покровская ярмарка, проходившая в конце сентября и начале октября. На ярмарку приезжали купцы из Казани, Симбирска, Алатыря, Тетюш, Цивильска, Чебоксар с ситцами, шерстяными материями, разного рода сукнами русских фабрик и галантерейным товаром. Окрестные крестьяне привозили хлеб, хмель, овчину, кожу, деготь, железные изделия, глиняную и стеклянную посуду, щепные изделия, рабочих лошадей и рогатый скот. Кроме Покровской ярмарки в уезде ярмарки проходили в селе Киять (при помещичьем имении), которая служила местом сбыта местной и даже заволжской шерсти.
В Буинске в начале его биографии проживало чуть более тысячи человек и около шести тысяч к 1917 году. Среди городских обывателей чиновников, купцов, лиц духовного звания, цеховых, мещан и др., но в значительной степени преобладали мещане, которые составляли около двух третей. Большая часть горожан была православного вероисповедания, лишь треть составили мусульмане.
В начале ХХ века в городе было две каменных церкви и часовня, две деревянные мечети, женская прогимназия, 4 – х классное городское училище, мужское начальное училище, прогимназия открыла свои двери в 1911 году, низшая ремесленная школа, основанная в 1889 году, два медресе. В медресе в разные годы учился поэт З.Башири, а историк и общественный деятель — Х.Атласи преподавал в медресе в первом Буинском приходе в 1898 году.
Высший слой Буинского общества представляли дворянские семьи, усадьбы которых находились в уезде ( Ивашевы – Головинские, Теренины)
Дворяне Ивашевы владели здесь землями с ХVIII века. Один из представителей этого рода в 1682 году основал сельцо Ивашевка на реке Свияга.
От старинной Ивашевки сохранилось только небольшой ряд домов и остатки усадебного парка – могучие умирающие деревья с обломанными вершинами.
К числу известных дворянских семей в Буинском уезде относилась фамилия Терениных. Их главная усадьба находилась в селеКиять на высоком берегу реки Свияги. В конце ХVIII века эта усадьба принадлежала Порфирию Львовичу Молоствову, известному казанскому помещику. К тому времени относится сохранившаяся каменная Богоявленская церковь, при Терениных в Кияти было благоустроенное, очевидно, прибыльное имение, при нем был конный завод, со второй половины ХIХ века – винокуренный (здание сохранилось).
Конные заводы были распространены в Симбирской губернии еще с ХVIII века.
В 1852 году в Симбирске было учреждено дворянское по составу членов общество охотников конского бега.
Дворяне и городские сословия составляли малую часть населения Буинского уезда. Большинство населения составляли крестьяне – земледельцы. По национальному составу преобладали чуваши и татары. Русских крестьян по сравнению с другими уездами Симбирской губернии было немного, также в уезде находилось несколько мордовских деревень.
В лесной части уезда проживали в основном чуваши, в южной степной стороне находились татарские деревни. Русских было больше в северо – восточной части уезда, на границе с Казанской губернией (Тетюшский уезд), здесь же было несколько больших и благоустроенных помещичьих селений.
![](http://komanda-k.ru/sites/default/files/Buinsk%20(10).jpg)
Уезд был почти чисто земледельческим, промышленность, даже к началу ХХ века была развита слабо. Ремесленные изделия предназначались в основном для семейного пользования или продавались на местных базарах. Из зерновых культур предпочитали рожь и овес. Уезд даже называли овсяным краем. Около Буинска в некоторых селениях сеяли лен. Чуваши также любили разводить хмель, его продавали в верхневолжские губернии.
У чувашей были распространены оседлые промыслы и более всего — лесные, деревообработка и охота. В уезде это были преимущественно чувашские промыслы. Занимались гнутьем ободьев, делали корыта, колоды, лопаты, драли лыко, рубили лес на дрова и срубы, сидели смолу и прочее.
В лесу было много зверья: волков, зайцев, лис, попадались медведи, норки, барсуки, куницы. Чуваши были бесстрашными охотниками. Особо была распространена охота на рябчиков, тетеревов, куропаток. Рябчиков возили в Симбирск и даже в Казань.
Лес питал и поддерживал языческие верования и обряды чуваш; в их официальное и искреннее у большинства – православие вплетался сильный элемент древнего язычества, одухотворения природы.
Небольшое количество чуваш по статистике второй половины ХIХ века даже считались «чистыми» язычниками.
По мнению исследователей местного края того времени в домашнем быту чуваш жили справнее, бережливее русских, дом был их обставлен гораздо проще. Все исследователи отмечали, что влияние «русской цивилизации мало заметно было в домашней жизни местных чуваш по причине того, что чуваши здесь жили компактно, вдали от русских, в окружении татар и мордвы. Влияние татар зачастую оказывалось сильнее. Другой причиной была замкнутость образа жизни, удаленность от судоходных рек и бойких трактов».
Зримыми знаками русского влияния были – самовар почти в каждом доме.
Мальчики обучались русской грамоте в народных начальных училищах и церковно – приходских школах. Традиции домашней жизни, одежды, пищи хранили прежде всего женщины. Они по – прежнему носили узкие рубахи и головные уборы, унизанные мелким и крупным серебром (монетами).
Пищу варили в котлах, предпочитали не русские щи, а домашние колбасы и салму.
Татары в отличие от оседлых чуваш — были более склонны к жизни подвижной и активно занимались скупкой и торговлей и отхожими промыслами. Торговали главным образом лесом и лесными изделиями, а также изделиями разного рода сырьем: кожами, тулупами, полушубками, валенными шапками, чулками, веревками и железными изделиями и прочими товарами. Торговля была мелочная и крупная – скупка для купцов различного рода сырья на местных ярмарках и базарах.
![](http://komanda-k.ru/sites/default/files/IMGZ_3778%20(5).jpg)
Среди промыслов очень распространено было шитье русского, татарского и крестьянского платья (и в оседлой, и в отхожей форме, а также и выделка овчин). Портными был известен Буинск.
Из отхожих промыслов встречались еще битье шерсти, плотничество, извоз, пилка леса и т.д.
Промыслами большая часть сельских жителей занимались в зимнее время, затем возвращались к основному делу – труду на земле.
Среди домашних занятий женщины традиционно первенствовали в ткачестве и в вышивке.
В 1913 году в Буинском уезде было 19 волостей, 324 населенных пункта (из них 40 хуторов), в которых проживало более 250 тыс. чел; по национальному составу население было представлено следующим образом: 43,6% чуваш, 36,6% татар, 15,8% русских и 4% мордвы. В уезде насчитывалось 38679 крестьянских хозяйств.
Новая эпоха, разрушившая установленный, размеренный порядок жизни наступила и для Буинского уезда. Буинский уезд считался одним из самых «глухих» в Симбирской губернии.
В Буинске Советская власть была провозглашена 4 марта (19 февраля) 1918 года.
В марте 1918 году был избран уездный исполнительный комитет из 32 человек и образованы 10 народных комиссаров внутренних дел, народного хозяйства, финансов, народного просвещения, юстиции, продовольствия, земледелия, торговли и промышленности, труда и призрения, военный.
В уезде началось распределение между крестьянами земле прежде бывшей в частном владении.
__________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Памятники археологии Буинского района.
http://www.zamky.com.ua/
Указ Президента Российской Федерации № 176 от 20.02.1995
Список выявленных объектов культурного наследия
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 599 от 23.07.1997
Приказ Министерства культуры Республики Татарстан № 614-од от 09.06.2018
Постановление Кабинета министров Республики Татарстан № 39 от 28.01.1993
Постановление Совета Министров Татарской АССР № 601 от 23.10.1981
- Татарстан:
- Тэги:
- 2592 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий