Корабельная роща Ивана Шишкина
Нижнекамск расположен на левом берегу Камы (недалеко от места впадения в неё реки Зай), между Куйбышевским, Нижнекамским и Заинским водохранилищами, на севере Бугульминско-Белебеевской возвышенности. Для района вокруг города характерно множество небольших островков и озёр, которые являются остатками речек, а также хвойно-широколистные леса (особенно сосновые боры), таежные и степные виды растений.
История Корабельной рощи, окружающей Нижнекамск, насчитывает почти три сотни лет. Еще со времен российского императора Петра Великого здесь заготавливали ценные породы древесины для строительства судов морской флотилии России.
Корабельная Роща — сосновый бор, прилегающий с северо-запада к городу. Здесь, в Большом и Нижнем Афанасово, с XVIII века велась заготовка мачтовых сосен. Известно, что именно тут писал некоторые свои пейзажи великий русский художник Иван Шишкин, живший в Елабуге, находящейся в 10 км вверх по течению Камы. Самая крупная и последняя завершённая его картина «Корабельная роща», написана в 1898 году по этюдам, подписанными как «Корабельная Афонасовская роща близ Елабуги».
Кама в этих краях многоводная, широкая, величественная, ничуть не уступает матушке-Волге. В честь красивого бора в Нижнекамске есть улица – Корабельная.
Улица Корабельная упирается в рощу. Отсюда давным-давно крестьяне-лашманы готовили, вывозили, сплавляли лес по Каме или везли на лошадях на Казанскую верфь, где по приказу Петр I строили корабли.
Именно сюда приплывал на лодке молодой Иван Шишкин и писал эскизы к своим будущим знаменитым картинам!
Не зря и на гербе города Нижнекамска (и района) изображена высокая мачтовая сосна, стоящая на берегу реки Кама!
Корабельная роща
1898г, холст, масло, 165x252 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Шишкин, Корабельная роща
„Корабельная роща" - картина-завещание.
Она написана в год кончины художника. В полотне как бы обобщен весь опыт долгой и непростой жизни мастера. Золотой колоннадой вздымается к лазурному небу русский лес. Могучая, несокрушимая стена сосен-великанов, озаренных благодатным летним светилом.
Блики солнца играют в теплых водах железистого ручья, берущего начало у мощных, несокрушимых корней бора. Светом жизни пронизан весь холст, он играет в прозрачном источнике, где видна каждая песчинка, сверкает на крылышках желтых бабочек, порхающих в потоках всепроникающего сияния.
Озарены и словно вылеплены скульптором брошенные сколы дикого камня, лежащие здесь тысячи веков, сверкают песчаные отмели, зеленеют юные ели, словно прибежавшие на опушку, залитую жарким дыханием лета. Но особую жизнь картине дает игра света и тени, то волшебство бликов, которое заставляет нас буквально зримо ощущать, почти присутствовать в Елабуге и любоваться этим уже почти ставшим историей местом.
Пахнет хвоей, смолой и невыразимым ароматом вечной юности старых сосен. Ведь многим из них по сто лет. Взор устремляется в даль леса, и мы смотрим в таинственную чащу, прорезанную дорожками света.
УТРО В СОСНОВОМ БОРУ, Шишкин
Шишкин - чародей.
Он так искусно расставил свои сосны, что создается впечатление бесконечности их числа и неохватности пространства леса. Живописец знает структуру лесного пейзажа, и он властно заставляет нас следовать за его волшебной кистью. Колорит картины необычайно богат.
Все открытия импрессионистов учтены художником. Но над всеми этими дополнительными фиолетовыми и оранжевыми, синими, желтыми цветами властвует могучее чувство меры великого художника. Он не забывает закона валера, нигде не нарушает натуральность и сдержанность тона.
Картина Шишкина не кричит, несмотря на масштаб холста, она поет. И эта заветная прощальная песня доходит до самых глубин сердца зрителя. Мы очарованы полнотой жизненных сил, вложенных в это полотно, и потрясены той великолепной живописной отдачей, которая заставляет нас отнести этот шедевр к творениям самого высокого мирового класса. Мало есть холстов в мировом искусстве, где с таким блеском даны портреты, да, именно портреты десятков деревьев, причем если задаться целью, то о каждой из сосен и елей можно рассказать целую историю. Ведь этот лес - гордость целого края России и сохранность, сбережение его - святое дело. (И.Долгополов)
Сосновый бор, Шишкин
Иван Шишкин
Редкая популярность Ивана Шишкина у современников и особенно у последующих поколений имела и свою оборотную сторону. Многочисленные копии его картин вывешивались обычно в провинциальных привокзальных залах ожидания и столовых, воспроизводились на конфетных обертках, и все это, конечно, способствовало широкой известности художника. Но истинное значение его в русском искусстве от этого порой тускнело, суживалось.
Натуру И. Шишкин не облагораживал в соответствии с эстетическими требованиями академизма, да она в этом и не нуждается. Природа для художника - само благородство, именно она может облагородить человека и непосредственно, и в воспроизведении ее искусством. Все современники и последующие поколения искусствоведов отмечали, что личность самого художника растворялась в природе в восторге от нее. И. Шишкин не смотрел в себя, не прислушивался к своему "я", он обозревал мир восторженно, в полном от себя отвлечении, уничижая себя перед творениями прекрасной природы. Многие художники, изображая природу, показывали и свой внутренний мир, голос же И. Шишкина полностью совпадал с голосом природы. Главные творческие достижения Шишкина-художника как раз и связаны с эпическим изображением национальных черт русского пейзажа.
Русский лес
С именем Ивана Шишкина у зрителя связано представление о неторопливом и величественном повествовании о жизни русского бора, о дебрях лесной глуши, напоенных запахом смолы и преющего бурелома. Его огромные полотна были как бы обстоятельным рассказом о жизни могучих корабельных рощ, тенистых дубрав и раздольных полей с клонящейся под ветром спелой рожью. В этих рассказах художник не упускал ни единой подробности и безупречно изображал все: возраст деревьев, их характер, почву, на которой они растут, и как обнажаются корни на кромках песчаных обрывов, и как лежат камни-валуны в чистых водах лесного ручья, и как расположены пятна солнечного света на зеленой траве-мураве...
Со всех сторон обступают нас богатырские сосны и исполинские замшелые ели с причудливо изгибающимися ветвями. Все на полотнах художника заполнили многочисленные, любовно выписанные приметы лесной жизни: вылезающие из-под земли корни, огромные камни-валуны, обросшие мхом и опятами пни, кусты и обломанные сучья, трава и папоротники. Все это до мельчайших подробностей изучено, облюбовано и написано И. Шишкиным, половину жизни проведшего в лесу и даже внешностью своей напоминавшего старика-лесовика.
Сосновая роща, Шишкин
Творчество художника - это восторженная ода, воспевающая эпическую красоту и мощь русского леса. Недаром И. Крамской говорил: "До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало". Даже с учетом категоричности такого утверждения И. Крамской не слишком погрешил против исторической истины. Величественная русская природа, служившая источником поэтических образов в фольклоре и литературе, действительно, долго не изображалась так ярко в пейзажной живописи. И только колорит пейзажей И. Шишкина отличался изысканностью богатейших оттенков зеленого цвета, в мягкую гамму которых органично включаются коричневые пятна стволов деревьев. Если он изображает водную гладь пруда, то она переливается у него перламутром зыбких отражений деревьев, кустарников и трав. И нигде художник не впадает в салонность, сентиментальное восприятие природы было чуждо И. Шишкину. Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр - картину "Корабельная роща", которая считается одной из вершин творчества художника.
Дятел
На полотне представлен типично русский лесной пейзаж с поднявшейся могучей стеной густого хвойного бора. Опушка его буквально купается в лучах благодатного летнего солнца. Его ослепительный свет не только позолотил кроны деревьев, но и, зажигая трепетное сияние бликов, проник в глубь леса. Впечатление от картины у зрителя создается такое, будто он наяву вдыхает терпкий запах нагретого солнцем соснового бора.
Прогретой до самого дна кажется и вода железистого ручья, вытекающего из-за деревьев. Пронизана светом и каждая песчинка обнажившейся почвы его русла.
Казалось, в этой картине нет особенно ярких красок, как нет их в сосновом лесу в действительности - с его однообразной окраской зеленого убора деревьев и их стволов. Нет в картине и разнообразия растительных форм, как не встречается это и в сосновом бору, где царит только одна порода деревьев. Много еще чего нет, казалось бы...
А между тем картина сразу покоряет зрителя национальными особенностями русского пейзажа - величавой своей красотой, силой и крепостью. Конкретные земные силы природы у И. Шишкина кажутся по неземному мощными, поглощающими все случайное, низменное и мелкое.
Первое впечатление от картины - это величавое спокойствие и невозмутимость. И. Шишкин написал ее, не ища тех переменчивых эффектов - утра, дождя, тумана, какие были у него раньше. Это полотно как будто напоминает и "Сосновый бор", но разница между ними очень многозначительна. Если деревья в "Сосновом бору" изображались целиком - полностью с небом над ними, то в "Корабельной роще" кусты и деревья слева полотна исчезли, а другие надвинулись на зрителя и заняли весь холст. Строй сосен выровнялся, и контраст близкого и удаленного отсутствует. Взамен прежней детализации И. Шишкин находит другой прием привлечь внимание зрителя, противопоставляя то сходные, то разнородные мотивы.
В центре картины он выделяет несколько сосен, освещенных солнцем. Левее сосны уходят в глубь рощи, то появляясь на свету, то скрываясь в тени. По другую сторону полотна показан сплошной массив зелени. Рядом с могучими деревьями, живущими уже сотни лет, И. Шишкин изображает молодую поросль, идущую на смену старым великанам - тянутся кверху, говоря о молодой жизни, тонкие сосенки. Вершины огромных деревьев скрываются за рамой картины, как будто им не хватает места на полотне, и наш взор не может охватить их целиком. Тут же на первом плане тонкие жердочки переброшены через мелкий ручеек, растекающийся по песку слоем прозрачной воды.
"Корабельная роща" была написана художником под впечатлением природы родных мест, памятных И. Шишкину еще с детства. На рисунке к картине он сделал надпись: "Афанософская Корабельная роща близ Елабуги", и этим полотном Иван Шишкин завершил свой творческий путь.
ГОРОДСКОЙ МАЙДАН - ЗА НИМ РАСПОЛОЖЕНА КОРАБЕЛЬНАЯ РОЩА, Нижнекамск
Санаторий-профилакторий «Корабельная роща»
Расположение: Санаторий-профилакторий «Корабельная роща» находится в 5 км от г. Нижнекамска в сосново-еловом лесу. Еще со времен российского императора Петра Великого здесь заготавливали ценные породы древесины для строительства судов морской флотилии России. Известный русский художник Иван Шишкин писал некоторые свои картины с Корабельной рощи. Санаторий функционирует с 1984г. В номерах сделан евроремонт, установлена новая мебель, современная бытовая техника, полностью заменены коммуникации. Лечебная база: Лечебные кабинеты, расположенные на первом этаже спального корпуса. В санатории имеется стоматологическая установка с радиовизиографом немецкой фирмы «KAVO», аппарат общесистемной магнитотерапии, ванное отделение ,где применяются жемчужные, йодобромные, морские, скипидарные, ароматические ванны, подводный и гидромассаж, ингаляции, массаж, сухие углекислые ванны, гальваногрязь, парафиноозекеритовые аппликации, а также оборудование для лечения урологических, гинекологических и проктологических заболеваний., фитотерапия, лечебная физкультура.
Медицинский профиль: оздоровление пациентов с заболеваниями органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательной системы, заболеваниями мочеполовой системы ,профилактика оздоровления детей, часто болеющих простудными заболеваниями. Условия размещения: 2-х местные стандартные номера с удобствами (на блок),2-х местные двухкомнатные номера со всеми удобствами. Питание: 3-х разовое.
Корабельная роща
Характеристика инфраструктуры: к услугам отдыхающих парковая зона, терренкуры,(200м,600м, 1200м),волейбольная и теннисная площадки летнего исполнения, танцевальный зал, бассейн, сауна, тренажерный зал, зимний сад. Для взрослых организуются дискотеки и тематические вечера, для детей-специально оборудованные игровая площадка и детская комната с воспитателем.
Как добраться: для удобства отдыхающих из города в санаторий-профилакторий отправляется автобус от к/т «Джалиль» по следующему расписанию:6.20, 7.00, 7.30; 8.00, 11.00., 12.00, 13.20, 15.10 и 17.20.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО
Команда Кочующие.
https://raduga-zhizni.ru/
https://www.panoramio.com/
Фотографии пользователя Renat R.
https://www.100velikih.ru/
https://shishkin-art.ru/
Вложение | Размер |
---|---|
Rkorabel.jpg | 107.55 КБ |
Rkorabel (1).JPG | 92.96 КБ |
Rkorabel (2).jpg | 141.31 КБ |
Rkorabel (3).jpg | 48.28 КБ |
Rkorabel (4).jpg | 155.83 КБ |
Rkorabel (5).jpg | 102.93 КБ |
Rkorabel (6).jpg | 29.41 КБ |
Rkorabel (7).jpg | 100.83 КБ |
Rkorabel (8).jpg | 98.09 КБ |
Rkorabel (9).jpg | 83.87 КБ |
Rkorabel (10).jpg | 12.36 КБ |
- Татарстан:
- Тэги:
- 15394 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий