Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем
Каждый год в первой половине июня уральские марийцы отмечают национальный праздник «Ага-Пайрем» - «праздник плуга» (или «праздник борозды»), приуроченный к окончанию посевных работ.
Это один из самых любимых, почитаемых и массовых праздников народа мари, иначе называемый «марийским сабантуем».
В свердловской области «Ага-Пайрем» превратился в ежегодный фестиваль марийской культуры, способствующий сохранению и популяризации народных традиций и позволяющий всем приехавшим на праздник гостям познакомиться с марийскими песнями, танцами, играми, декоративно-прикладным искусством и национальной кухней.
Общая статья про народ мари - тут!
СТАТЬЯ ПРО ВОСТОЧНЫХ МАРИЙЦЕВ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКИЙ НАРОД - ТУТ!
КЮСО КУМАЛТЫШ, СЕЛО ЧУРАЕВО - ТУТ!
СВЯЩЕННАЯ РОЩА - СЕЛО МИШКИНО - ТУТ!
СЕЛО МАЯДЫК, МАРИЙСКАЯ СВЯЩЕННАЯ РОЩА - ТУТ!
Моление восточных (эрвел) мари - тут!
Космическая мифология и астрономические представления народа мари - тут!
Марийские предания и были о древнем змее - тут!
Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем
8 июня 2013 года фестиваль Ага-Пайрем принимала деревня Верхний Бугалыш Красноуфимского района (в 2012 году это почётное право было у села Курки Артинского района, в 2011 году праздник проходил деревне Марийские Каршина территории Ачитского городского округа).
Было оборудовано сразу несколько площадок: летняя сцена для концертной программы, площадка для национальных подворий, несколько площадок для спортивных игр, детская площадка с аттракционами и поле для конных скачек, в общем – на любой вкус и возраст.
Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем
На фестиваль съехались творческие коллективы, преимущественно из марийских сёл и деревень Свердловской области. Мононациональных небольших населённых пунктов на Урале не так уж мало, иногда даже в названии села или деревни фиксируется национальность жителей: Марийские Ключики, Татарская Еманзельга, Русская Тавра. Приехали и Екатеринбургские артисты, но всё же самыми колоритными были деревенские коллективы в национальных костюмах ручной работы – знаменитые Бурановские бабушки на их фоне смотрелись бы бледновато.
Несмотря на хмурящуюся погоду, зрительный зал на открытом воздухе был полон – все пришли повеселиться и поболеть за своих. Не меньшей популярностью пользовались конные скачки, проходившие в два заезда. В первом заезде состязались рабочие лошади, во втором – породистые скакуны. Дистанция была для всех одинаковая – два круга протяжённостью 1100 метров.
Участвовали в скачках только взрослые кони, а жеребятам доверили катать детей в повозках.
Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем
На площадке подворий можно было поближе познакомиться с марийским бытом: попробовать блюда марийской кухни, рассмотреть национальную одежду (если очень попросить, то даже разрешали примерить – платье, передник, яга, халат йылан).
Полная экипировка позволяет легко слиться с местным населением, почувствовать себя полноправным участником праздника.
Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем
Марийская молодежь в национальных костюмах выглядит очень естественно и гармонично, вель правильно носить такую одежду они учатся с детства.
Село Первые Сарсы с гордостью представило вышитые работы своей рукодельницы.
Жители села Вторые Сарсы привезли на праздник свою главную достопримечательность - воду из святого источника на Монастырской горе.
В большинстве своём марийцы до сих пор остаются язычниками, но был в ХIХ веке в Сарсах проповедник, архимандрит Зосима, который не только многих «черемис» (так называли марийцев) привёл ко Крещению, но даже построил в этих краяххрам и Боголюбскийженский монастырь.
Монастырь, к сожалению, не сохранился – осталось только название горы и чудесный источник, в котором вода всегда появляется 1 июля – в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери.
На площадке для спортивных игр взрослые и дети упражнялись в силе и ловкости. И если на вертикальный столб могли забраться только самые спортивные, то по наклонному столбу поднимались все желающие.
А деревенские бабушки ревниво наблюдали: чьи же внуки и внучки окажется самыми шустрыми?
Фестиваль удался на славу, даже погода не подвела! Следующий Ага-Пайрем - в июне 2014 года. Познакомиться с марийской культурой можно так же в музее "Марийская изба" села Юва.
Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем
Марийцы относятся к средним по численности народам России. По данным переписи населения их насчитывается чуть менее 700 тысяч человек. Все мы знаем, что народ имеет свою государственность - Республику Марий Эл. Однако большая группа марийцев - около 30 тысяч человек проживает далеко от своей столицы Йошкар-Олы – на юге Свердловской области. Их предки мигрировали на Урал еще во время правления Ивана Грозного, избегая насильственной христианизации.
Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем
Сегодня, спустя столетия давления христианства, потом социализма, марийцы открывают для себя новую страницу – возвращение к истокам. Пока самым большим шагом в этом направлении является проведение праздника Ага-Пайрем, официально именуемого "областным фестивалем марийской культуры".
Ныне праздник утратил свое религиозное содержание. Однако каждый год Ага-Пайрем начинается с речи главного карта уральских марийцев. Он щедро осыпает всех собравшихся теплыми пожеланиями и, конечно, просит у высших сил хорошего урожая, ведь марийцы, как и сотни лет назад, занимаются земледелием.
На праздник съезжаются как уральские народные ансамбли, так и гости из Марий Эл, которые находятся на особом положении "старших братьев".
Наряды – это гордость марийских женщин, они шьются вручную и надеваются только на праздники. Особенно шикарным считается нагрудник, на котором есть дореволюционные монеты. На некоторых женщинах можно увидеть одеяния, которым больше ста лет, они передаются из поколения в поколение.
Ага-Пайрем - это еще и великолепная возможность, хотя бы раз в году повстречаться со знакомыми, друзьями, родственниками из других, рассыпанных по всему юго-западу области, деревень.
_______________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие.
https://www.bbc.co.uk/blogs/russian/
Автор текста: Наталья ЗАЙЦЕВА.
Авторы фотографий: Наталья ЗАЙЦЕВА и Елена КРАМАРЕНКО.
https://mariuver.files.wordpress.com/
Вложение | Размер |
---|---|
Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем | 68.14 КБ |
Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем | 44.3 КБ |
Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем | 45.94 КБ |
восточные марийцы | 50.5 КБ |
Ага-Пайрем | 41.16 КБ |
Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем | 50.47 КБ |
Aga-pajrem (9).jpg | 33.61 КБ |
Aga-pajrem (12).jpg | 53.42 КБ |
Aga-pajrem (13).jpg | 89.24 КБ |
Aga-pajrem (15).jpg | 114.37 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 16640 просмотров
Комментарии
Гордость за уральских марийцев не покидает нас.
Мы, марийцы, которые с детства мечтавшие получить образование, уехали из родных мест, услышав марийский мотив сердце волнуется.Спасибо, что есть такой канал и мы в курсе вашей жизни и радуете нас.
элементы одежды уральских мари
кто внимательно смотел статью, то отметит, что в одежде восточных мари есть свои специфики -
например, преобладание красного и часто черного цвета,
своеобразный колорит красок и рисунков.
Это очень напоминает одежду удмуртов, предполагается, что у удмуртов были заимствованы некоторые элементы одежды и головных уборов, так как восточные мари мигрировали на восток не одно столетие -
их пути пересекались с поселениями удмуртов, часто они и жили среди удмуртов.
кстати, у Инессы в музее есть элементы такой восточной одежды и выводы этнографа,
что марийцы носившие эту одежду жили около удмуртов.
Отправить комментарий