Замок принцессы Ольденбургской
Дворец Евгении Максимилиановны Ольденбургской, в девичестве Романовской, — визитная карточка Рамони и одна самых известных туристических достопримечательностей в Воронежской области.
Входит он также и в перечень объектов историко-культурного наследия, охраняемых государством и имеющих федеральное значение.
Местные жители гордо называют усадебный дом «замком», а бывшие флигели и свитский корпус до сих пор используются в качестве жилых объектов.
Замок принцессы Ольденбургской
История дворца и сложившейся в рамонском имении связаны, прежде всего, с деятельностью его хозяйки — Евгении Максимилиановны, для представительницы своего времени дамы деятельной, передовой и даже слегка экстравагантной.
К слову сказать, принцесса Ольденбургская, и ее супруг — самые настоящие представители российского императорского рода: Евгения Максимилиановна — внучка Николая I, Александр Петрович — правнук Павла I. От другого своего родственника императора Александра II и получили молодожены шикарный свадебный подарок — живописные рамонские земли.
Особым спросом дворец пользуется у молодоженов: его вид придает особый антураж свадебным фотосессиям.
Строительство дворца, подходящего императорским высочествам, длилось с 1883 по 1887 года. Здание выстроено в староанглийском стиле и выглядит довольно простым, но при этом изящным. В его проектировании, по некоторым данным, принимал петербургский архитектор Николай Бенуа. Во дворце были каминная, библиотека с деревянным потолком, который принцесса, кстати, украсила сама с помощью выжигания, гостиная, столовая, кабинеты, зал для танцев, спальня, кабинеты супругов, уборная с душем и несколько других комнат. Внутреннее убранство было шикарным: лестницы, двери, оконные рамы с бронзовыми ручками, потолочные балки из мореного дуба (они прекрасно сохранились до сих пор), итальянские изразцы на каминах — в каждой комнате разные, отделанные шелком стены.
Экскурсии во дворец Ольденбургской
К сожалению, дворец принцессы Ольденбургской не смог сохранить всех своих красот за годы революции, войн и советской власти, поэтому многое его современным посетителям приходится только представлять. Сейчас регулярные экскурсии по дворцу проводят как для частных посетителей, так и для организованных групп.
Цена вопроса — 100 RUB для взрослых, 50 RUB — для школьников, студентов и пенсионеров. Экскурсии проводятся ежедневно, кроме понедельника и вторника.
Особым спросом дворец пользуется у молодоженов: его вид придает особый антураж свадебным фотосессиям, а «мостик любви», расположенный неподалеку, служит излюбленным местом для проверки жениха на силу: сможет или не сможет пройти через него вместе с суженой на руках.
Ольгино
В двух километрах от главного усадебного дома находится еще одно имение — «Ольгино». Оно принадлежало сестре последнего российского императора Ольге Романовой, породнившейся с Ольденбургскими. В возрасте 19 лет она вышла замуж за Петра Александровича и некоторое время вместе с ним проживала в Рамони. До недавнего времени в здании господского дома располагалась больница, сейчас оно пустует наряду с другими сохранившимися постройками. Что, в общем-то, не мешает самостоятельно прогуляться по усадебному парку с вековыми деревьями и осмотреть бывшее имение представительницы царской семьи.
ИСТОРИЯ
В 1879 году император Александр II подарил своей родственнице, светлейшей княгине Евгении Максимилиановне Романовской, герцогине Лейхтенбергской (по мужу — принцессе Ольденбургской), имение в посёлке Рамонь Воронежской губернии. В 1883 году по проекту архитектора Христофора Нейслера началось возведение замка для супругов. За три года были возведены стены метровой толщины, а к 1887 году была завершена внутренняя отделка.
Дворец построен в «староанглийском» стиле. Напротив господского дома — ворота с башней и вмонтированными в неё часами швейцарской фирмы «Винтер», названный «свитским корпусом», так как там размещалась свита, сопровождавшая знатных особ, посещавших усадьбу.
Принцесса занималась тем, что обустраивала жизнь в селе. В частности, она построила первую в России конфетную фабрику с применением паровых машин, которая получила название «Паровая фабрика конфет и шоколада» и позднее стала прародительницей Воронежской кондитерской фабрики. Продукция фабрики имела международное признание, завоевав большое количество наград на различных всемирных выставках.
Также в селе появилась водонапорная башня (во дворце был водопровод как с горячей, так и с холодной водой), а рядом с ней — два дома для прислуги принцессы. Именно при ней была учреждена стипендия Её высочества принцессы Ольденбургской, появились столовая и лечебница для местных жителей и железная дорог. При этом в посёлок постоянно приезжали новые крестьяне. В итоге Рамонь стала расширяться и из захолустного поселения превратилась в довольно зажиточное.
В 1901 году 33-х летний сын Евгении и Александра Ольденбургских Пётр женился на 19-летней сестре императора Николая II Ольге. В подарок им неподалёку от замка был построен особняк, прозванный «Уютным». Однако подарок не понравился Ольге, и для молодожёнов было куплено соседнее имение, названное впоследствии Ольгино.
После Октябрьской революции хозяйка замка была вынуждена перебраться во Францию, а затем в Канаду, город Торонто. Имение было разорено неким управляющим по фамилии Кох. После революции здесь по очереди располагались казарма, школа, больница, заводоуправление и т. д.
Существует легенда, будто в годы войны немецкие войска, узнав, что у хозяев замка немецкие корни, отказались его бомбить, разослав листовки: «Дворец бомбить не будем». Во время бомбардировок местные жители стали прятаться в нём.
парадная лестница
Современность
С конца 1970-х годов дворец закрыт на реставрацию. Всё это время здание непригодно для эксплуатации, но несмотря на это в нём проводятся экскурсии. Дворец принцессы Ольденбургской стал первым культурным объектом, попавшим в сферу контроля только что созданного Фонда поддержки культурного наследия Воронежской области (5 июля 2010 г.). В конце того же года (28 декабря) памятник перешёл в областную собственность.
Проекты реставрации
В 2007 году территориальным управлением Росимущества по Воронежской области, администрацией области и администрацией Рамонского района было принято решение о сдаче замка в аренду сроком на 25 лет. Одним из основных условий арендного договора является сохранение замка как памятника архитектуры федерального значения. Однако конкурс не состоялся по причине того, что его участники высказались за увеличение срока аренды и включение в арендную плату (от 2 миллионов рублей в год) инвестиционной составляющей.
Весной 2007 года в Рамонь с дружественным визитом прибыл праправнук русского царя Александра II, принц Майкл Кентский. Он учредил именную стипендию лучшим студентам Воронежского государственного университета и, по слухам, собирался выкупить дворец, однако местные власти не дали добро на эту сделку, поскольку объект является федеральной собственностью.
20 октября 2009 года в Рамони состоялась презентация проекта реставрации замка, выполненного немецкими архитекторами. Дворец также посетила Бибиан Дорнер, принадлежащая к семейству бывших владельцев. В планах инвесторов восстановление исторической части замка и воссоздание окружающей территории с сохранением всех имевшихся зданий, а также строительство гостиничного комплекса, который, по планам архитекторов, должен гармонично вписаться в исторический ансамбль. Инвестиции в проект планируются полностью с немецкой стороны. Общая сумма инвестиций составит около 40 миллионов евро. Инициатором проекта выступила немецкая компания «Ониксдата», автор проекта — архитектор Жан Пьер де Л'Ор.
4 февраля 2010 года губернатор Воронежской области Алексей Гордеев объявил, что до конца года в Рамонском районе планируется создать туристический центр. В рамках проекта будут произведены строительство гостиницы «Замок „Рамонь“» и реконструкция дворца.
9 сентября планировалось провести ещё один аукцион на право аренды замка сроком на 49 лет, однако 1 сентября ГУ «Фонд государственного имущества Воронежской области» объявило о его переносе на неопределённый срок. В Правительстве Воронежской области было пояснено, что причина «в технических недоработках при составлении документации для проведения аукциона».
Очередная встреча с немецкими инвесторами состоялась в конце ноября 2010 года. Компания ONIKSDATA не отказалась от участия в проекте. Областное правительство предложило инвесторам два варианта сотрудничества: либо через заключение договора аренды, либо через концессионное соглашение. Также было обещано, что в течение декабря будут определены объёмы, условия и сроки проведения реконструкции.
14 июня 2012 года государственный эксперт министерства культуры Франции Оливье Даме представил губернатору Воронежской области Алексею Гордееву проект дизайна парка вокруг замка.[14] План территории подразумевает два основных пространства. Первое, ближайшее к замку, будет открытым, практически полностью освобождённым от деревьев, чтобы не закрывать вид на дворец. Второе же и будет представлять собой собственно парк с обширными кустарниками, цветниками и деревьями. Эта часть будет разделена осями, разделяющими всю площадку на зелёные комнаты: по мнению автора проекта, они существовали здесь изначально. Центральной её частью станет так называемая «розетка» — основной цветник, который будет выполнен во французской технике, широко распространённой в XIX веке, в том числе и в России. При этом сам Алексей Гордеев отметил, что работа по восстановлению замка и территории вокруг него будет вестись постепенно и что проект реконструкции самого дворца будет полностью разработан к концу года.
гостинная в замке
Дарственный камень
В 2011 году воронежские поисковики нашли на территории посёлка дарственный камень «Бомарзунд», по легенде подаренный принцессе Ольденбургской императором Александром II. Памятник получил название от крепости Бомарсунд, расположенной на Аландском архипелаге в Балтийском море и уничтоженной в 1854 году англо-французскими войсками в ходе Крымской войны. Считается, что именно там император Александр II подписал дарственную на имение в Рамони, а вместе с документом отправил в подарок гранитный монолит из камня, оставшегося от крепости, с дарственной надписью.
По словам местных жителей, в 1960-е или 1970-е годы монумент был подкопан кладоискателями. Клад они так и не нашли, а памятник провалился в подкоп. 30 лет на его месте была свалка, в которую местные жители сбрасывали бытовые отходы. От памятника остались фотографии, найденные в местном краеведческом музее. Однако в ленинградском архиве существует фотография точно такого же памятника, на постаменте которого дарственная надпись уже от императора Александра III. Он мог стать ещё одним доказательством версии историков о том, что имение было подарено принцессе императором, а не было выкуплено Ольденбургскими, однако никакой надписи на памятнике так и не было найдено.
«Бомарзунд» был найден во многом благодаря рамонским школьникам, в течение 2 лет собиравшим информацию о нём и вычислившим его предполагаемое местоположение. Подключившаяся к поиску памятника поисковая организация «Дон» нашла его ровно в указанном месте.
ПОЕЗДКА В РАМОНЬ – К СТАРИНОМУ ЗАМКУ
В начале мая мы посетили Замок принцессы Ольденбургской, который расположен в п.Рамонь. Честно говоря, планируя эту поездку, не ожидала, что получим такие незабываемые впечатления, т.к. читала и видела на фотографиях, что замок находится в разрушенном состоянии (вернее, его внутренняя отделка; а фасад здания достаточно хорошо сохранился), и думала, что "руины" замка не могут вызвать особого восхищения. Но, как оказалось, всё совсем наоборот – именно нетронутые реставрацией или ремонтом части здания и внутренней отделки, имеющие более чем вековую историю, и впечатлили более всего.
Как доехать, где находится:
Конечно, поехать за 500км от Москвы, только для того, чтобы увидеть замок, не каждый решится. Но если Вы едете на юг по М4, то не пожалейте 2-х часов и, не доезжая около 30-ти км до Воронежа, сверните с трассы направо с трассы, по указателю "Рамонь", и через 7-8км попадёте в посёлок. Кстати, следуя далее по М4 на юг, в Воронежской области есть еще одно интересное место – Дивногорье (находится в 150км от Воронежа). Там удивительной красоты меловые скалы, уникальная пещерная церковь, курганный могильник (эпоха бронзы) и Маяцкие крепость, некрополь, гончарный комплекс (IX-Xвв).
Приехав в Рамонь, замок нашли довольно быстро. И вот мы у Въездных ворот, которые украшают старинные кованые ворота, за которыми нас ждёт увлекательное путешествие по замку принцессы Ольденбургской:
Перед поездкой мы предварительно не уточняли режим работы и время проведения экскурсий, т.к. был выходной день, и надеялись, что экскурсии точно должны проводиться. Когда подошли к замку, была удивлена тем, что кроме нас там было очень много посетителей - мы приехали примерно к 12 часам и, по словам экскурсовода, это была уже пятая группа. Когда наша экскурсия закончилась, у входа уже ждали другие посетители, а лишь только они ушли, то тут же подъехали другие. Причем это были не организованные группы, а приезжающие самостоятельно люди (на авто номера с самых разных регионов) Это были дни майских праздников, и потому, наверное, посетителей было больше, чем обычно. Но, по словам сотрудников, и в другие выходные дни здесь бывает довольно много людей. Экскурсии здесь проводятся и в будние дни.
Направляясь в замок, признаюсь, мы очень мало знали о роде Ольденбургских. Лишь немного прочла в статьях, размещённых в интернете. Но, конечно, никакие статьи не заменят живого рассказа экскурсовода. И поэтому, прежде всего, хотелось бы поблагодарить замечательного экскурсовода Юлию Владимировну – благодаря ее глубоким знаниям, увлечённости, подробному, интересному рассказу мы узнали очень многое о замке и его владельцах. Причем, описания многих из рассказанных ею историй и исторических фактов, я не встретила ни в купленных в тот день книгах о Рамони и замке, ни в статьях в интернете.
История замка хранит много тайн. И одной из них является то, что, находясь в российской глубинке, замок и сейчас влечёт к себе большое количество посетителей. Кого-то влечёт красота и монументальность строений, других – поражающая своими размахами деятельность Ольденбургских, кто-то едет сюда, чтобы узнать о многочисленных мистических тайнах, легендах, приведениях, а кого-то привлекает то, что владельцами замка были особы царских кровей.
Ольденбургские – немецкие герцоги и герцогини, которые в XVIII век владели престолами в Дании, Норвегии, Швеции, Греции, а с 1761 года и в России. Впервые с домом Романовых они породнились, когда дочь Петра I Анна вышла замуж за Карла-Фридриха Гольштинского (одна из ветвей Ольденбургских). От их брака родился сын Карл Петер Ульрих (Петр III, 1728-1762гг), который правил Россией с 1761 по 1762 год (а с 1762 года Россией правила его жена Екатерина II). С началом его правления в Россию на различные государственные должности стали приглашать представителей Ольденбургского дома Гольштейн-Готторпской династии. Второй династический брак представителей домов Романовых и Ольденбургских был заключен в 1809 году между Георгом Петровичем Ольденбургским (Петр-Фридриг-Георг) и дочерью Павла I Екатериной.
Третьим династическим браком стал заключенный в 1878 году союз Александра Петровича Ольденбургского (1844-1932) и принцессы Евгении Максимилиановны (1845-1925).
Евгения Максимилиановна – дочь герцога Лейхтенбергского и Великой княгини Марии Николаевны. Её прабабушкой по линии отца была супруга Наполеона Бонапарта Мария-Франсуаза-Жозефина, а по линии матери она была племянницей Александра II и внучкой императора Николая I. Александр Петрович – внук Георга Петровича (кстати, отец Александра Петровича – Петр Георгиевич – был очень образованным, деятельным человеком и внёс очень большой вклад в развитие России; в 1889 году на Литейном проспекте Санкт-Петербурга ему был установлен памятник, а в 1912 году, в связи с его столетним юбилеем, была переименована часть набережной реки Фонтанки) (на фото Александра Петровича видны черты рода Романовых)
В 1879 году император Александр II подарил любимой племяннице, Евгении Максимилиановне, именье Рамонь. В те времена здесь был сахарный завод, основанный предпринимателем и меценатом Иваном Ивановичем Тулиным. После него имение Рамонь и сахарный завод сменили нескольких владельцев, а в 1879 году стало принадлежать императорскому дому.
Вступив во владение и приехав в Рамонь, Александр Петрович и Евгения Максимилиановна поселились в доме бывшего помещика Тулина, и, будучи людьми предприимчивыми, деятельными, целеустремлёнными, занялись обустройством хозяйства.
В 1883 году началось строительство замка. И это грандиозное сооружение в староанглийском стиле, стены которого имели метровую толщину, было выстроено всего за три года! А в 1887 году была завершена и внутренняя отделка замка.
печь в замке
Замок возводился на крутом склоне одного из холмов Рамони. Кирпич для постройки изготавливался тут же, по особой технологии (известный как "пяточный" метод), был очень прочным; благодаря чему стены замка до сих пор практически не имеют повреждений. День начала постройки был очень торжественным, все жители деревни нарядились в праздничные одежды, а будущие владельцы замка собственноручно закладывали в фундамент будущей постройки золотые монеты.
Башни, окна и каменные щипцы были выделены белым цветом – это сделано для того, чтобы придать метровым по толщине стенам, неприступным угловым башням ощущение легкости и изящества:
Изысканность замку придавали и творения кузнечного искусства — витые, в виде извивающейся виноградной лозы, чугунные въездные ворота и, повторяющая рисунок ворот, ограда балконов и веранды:
В стекло крыши восточной веранды ажурной паутиной вплетена тончайшая жестяная проволока, которая должна была сдерживать удары случайных предметов и не позволять стеклу раскалываться:
Одновременно с окончанием строительства замка, были построены и въездные ворота. Башню украсили куранты фирмы "Винтер" (сейчас на их месте стоят обычные вокзальные часы). Конструкция этой башни такова, что она многократно усиливала звон колоколов. Часы отмеряли время каждые четверть часа, а звон колоколов разносился на несколько вёрст:
Перед замком был фонтан (сейчас его, к сожалению, уже нет). Позади замка каменные ступени вели к гроту, который украшал фонтан-рыбка (этого фонтана тоже сейчас нет), а над гротом была площадка для оркестра:
От грота вниз спускались ступени, ведущие к реке:
Позади замка сооружен мост, соединяющий два холма - "Мостик Любви" (на другом холме был построен дом для семьи сына Петра и его жены Ольги, которые был назван "Уютным"):
При входе в замок, первое, что привлекает внимание - это камин (его верхняя часть в точности повторяет строение северной башни) и дубовая лестница:
Лестница в два поворота ведет на второй этаж:
Изготовлена она из мореного дуба без единого гвоздя. Говорят, что сама принцесса, высчитывала высоту и глубину ступеней, уделяя внимание тому, чтобы по этой лестнице удобно было ходить дамам в длинных платьях. Об этом рассказывала экскурсовод, пока мы поднимались по лестнице, и поначалу я не обратила внимания на это удобство. Но вот когда спускались, я, совершенно не думая об этом удобстве, вдруг почувствовала насколько приятно идти по этой лестнице. Действительно, очень удобные ступени, и очень приятно держаться за дубовые перила.
Отапливался замок единственной печью, которая располагалась в цокольном этаже. От печи в стенах метровой толщины шли полости, по которым, как по кровеносным сосудам, поступало тепло в каждую комнату замка. Для реставраторов эта система отопления до сих пор остается загадкой. Вот на этой фотографии видно, что метровые стены внутри себя имеют полости:
Помимо печи, на первом этаже замка выстроены три камина – помимо того, что это создавало уютную обстановку, эти камины были необходимы для дополнительного обогрева тех комнат, которые теряли тепло из-за открывающихся входных дверей или дверей веранды. А для приятного аромата камины топили дровами исключительно фруктовых деревьев.
башня
Автор проекта замка точно не установлен. По одним данным, им является Христофор Нейслер (Нецлер), по другим – Николай Леонтьевич Бенуа. Но существует мнение, что автором проекта, будучи высокообразованной и деятельной, была сама Евгения Максимилиановна; но эту версию подвергают сомнению, считая, что не могла женщина, не имеющая инженерного или архитектурного образования, построить столь совершенное (как в архитектурном, так и в инженерном плане) сооружение. При этом не опровергают того факта, что эта же женщина смогла построить и развить здесь множество производств, производительность которых выросла в короткие сроки и продукция получила известность и признание как в России, так и в Европе. Так что, вполне возможно, что и сама Евгения была автором (или одним из авторов) проекта этого дворца. И это еще одна из многочисленных тайн этого замка.
Наша экскурсия по замку началась в одной из комнат, расположенных на первом этаже. В этой комнате в те времена Александр Петрович, обладая медицинскими знаниями, лечил больных. В частности, зрение (и применял метод, который и в настоящее время используют офтальмологи – ставил в окна стёкла необходимого цвета) и гипнозом лечил алкоголизм.
В этой комнате расположен стенд, на котором размещены фотографии и краткое описание жизни и деятельности Ольденбургских в Рамони:
Кстати, в этой комнате, за ограждением из досок, сквозь щель, можно увидеть голландскую плитку из г.Дельфта (указом Петр I обязал русских купцов закупать облицовочную плитку в голландском городе Дельфте, и было приказано освоить производство голландской плитки на российских мануфактурах, что и произошло в скором времени):
Здесь экскурсовод нам очень интересно и подробно рассказала об Ольденбургских и их деятельности. Честно говоря, эти факты поражают - просто удивительно, как за столь короткий срок они успели сделать столько много. Даже если рассматривать лишь срок, за который развивалось хозяйство и производства в Рамони - а это с 1879 по 1905год; причем строительство фабрик, рост производства, известность продукции были достигнут уже в первые годы. Незадолго до революции они покинули Россию, и, как будто бы предчувствуя это, стремились сделать как можно больше для России и потомков. И даже глядя на построенные ими замок, заводы, другие строения, видна их основательность, и то, что всё это строилось на века.
Помимо возведения дворца, Евгения Максимилиановна вела в Рамони активную хозяйственную деятельность. Доставшийся ей в наследство сахарный завод, на котором использовался исключительно ручной труд, производил всего около 100кг сахара в сутки. Она оснастила производство новейшей техникой, и благодаря усовершенствованиям производиться стало до 200 000 центнеров сахара в сутки. На заводе была сооружена канатная дорога, а для транспортировки продукции по России и доставки угля на производства была построена железнодорожная ветка Графская-Рамонь.
К сахарному заводу был пристроен сначала рафинадный цех, а затем, в 1900 году, была построена кондитерская фабрика с применением паровых машин. И в скором времени фабрика получила известность в мире, а на европейских конкурсах продукция завоевывала призовые места. Вся продукция упаковывалась в красочную, высокохудожественную и качественную упаковку, а над созданием эскизов работали ученики художественных школ под руководством известных художников:
Помимо этого, Евгения открыла конезавод, ковровые мастерские, начальную и рисовальную школы, лечебницу, бесплатную столовую для рабочих, общежитие для прибывших инженеров. Проводилась электрификация предприятий, была построена водонапорная башня и система водопровода. А на противоположном от дворца берегу реки Воронеж был огорожен участок леса — "зверинец", где содержались диковинные звери. Она завезла сюда пятнистых оленей и бобров, которые ранее не жили в этих местах.
Каждый день принцесса лично обходила все цеха и складские помещения, столовую, свекловичные плантации, обязательно заходила в школу, посещала больницу, семьи рабочих, следила за чистотой, пробовала приготовленную для рабочих пищу. Ольденбургские заботились о населении Рамони и всегда помогали нуждающимся. Они были крёстными каждому родившемуся в Рамони ребёнку.
Помимо деятельности в Рамони, Ольденбургские вели благотворительную деятельность. Александр Петрович был попечителем императорского Училища правоведения, Детского приюта, Свято-Троицкой общины сестер милосердия, Комитета содействия молодым людям в достижении нравственного и физического развития и мн.др. В 1890 году Александр Петрович создал Институт экспериментальной медицины (в ней работал и И.П.Павлов), не имевший аналогов ни в России, ни в Европе. А в 1900 году загорелся идеей создать на Кавказе, на берегу Чёрного моря, относительно недорогой курорт, который мог бы конкурировать с дорогими курортами Крыма. Он сам руководил работами, вникал во все мелочи, вкладывал в осуществление своей идеи немалые собственные средства. Так, благодаря Александру Петровичу Ольденбургскому, появился курорт в Гаграх, который многие годы оставался одним из лучших на Черноморском побережье.
Евгения Максимилиановна участвовала во многих прогрессивных начинаниях, за что была награждена орденом "За беспорочную службу Отечеству на ниве благотворительности и просвещения". Она была попечительницей Рождественской женской гимназии, покровительницей Попечительного комитета о сестрах Красного Креста, попечительницей Ботанического сада, председателем Императорского Минералогического общества. Она была председателем Императорского Общества поощрения художеств, которое пропагандировало отечественное изобразительное искусство, устраивало выставки, издавало альбомы, а на полученные средства помогало талантливым художникам получать образование в России и за границей. По приглашению Евгении, сначала секретарём, а затем директором Императорского Общества поощрения художеств был Н.К.Рерих (который, кстати, часто гостил в замке Ольденбургских в Рамони)
Комитет о сестрах Красного Креста под руководством Ольденбургской развернул широкую издательскую деятельность по изготовлению художественных почтовых открыток с репродукциями картин Эрмитажа, Русского музея и Третьяковской галереи. К этой работе были привлечены многие художники во главе с А. Н. Бенуа. За 20 лет Общество изготовило 6500 наименований открыток общим тиражом больше 30 миллионов экземпляров. В издательстве выпускались также путеводители, буклеты, художественные альбомы.
Очень многие начинания Ольденбургских внесли большой вклад в развитие России, и сохранились на века – кондитерская фабрика Ольденбургской положило начало Воронежской кондитерской фабрике (после отъезда за границу оборудование было выкуплено и перевезено в Воронеж), на месте зверинца – Воронежский биосферный заповедник, железнодорожная ветка действует и ныне, Гагринский курорт и сейчас поражает своей красотой и принимает отдыхающих, действует Институт экспериментальной медицины и еще многое-многое другое они оставили после себя потомкам.
На экскурсии нам рассказывали и о сыне Александра Петровича и Евгении Максимилиановны – Петре и его жене Ольге (дочь Александра III и родная сестра Николая II):
Брак Петра и Ольги был четвёртым династическим браком дома Ольденбургских и Романовых. Но он, к сожалению, оказался неудачным - Ольга влюбилась в капитана Николая Куликовского, об этом знал ее муж Пётр, и он… назначил Куликовского на должность (не помню название), и таким образом, Ольга имела возможность каждый день встречаться с Куликовским:) Вот такое решение:) Но он долгих 13 лет не давал разрешения на развод. А в 1916году Николай II разрешил развод. Вскоре Ольга и Куликовский эмигрировали, в браке у них родились два сына (дочь одного из них приезжала в Рамонь)
По окончании рассказа о деятельности Ольденбургских, мы направились в путешествие по замку. Надо сказать, что, даже не имея внутренней отделки и обстановки, замок кажется очень уютным и удобным – ходить по многочисленным комнатам очень приятно. Мы останавливались почти в каждой комнате, где экскурсовод рассказывала о том, что здесь располагалось, как выглядела, обращала наше внимание на различные детали, и сопровождала рассказ различными историями (подлинными и легендами) из жизни хозяев дома.
В библиотеке потолки украшали дубовые шестигранные плиты, на которых были изображены (выжжены) герои древнегреческой мифологии, различные цветочные орнаменты, геральдические символы Ольденбургских и буквы "АЕП" (Александр, Евгения, Пётр). И некоторые работы были выполнены самой Евгенией; это подтверждает надпись на одной из таких плит: "1887. Февраль, март, апрель, май. Рисунки составлены А. М. Аббель, выжжено Евгенией, пр. Ольденбургской, фон сделан фрейлиной А. Л. Шиповой, полковником А. Ч. Ганикс":
В заключительной части экскурсии мы направились в цокольный этаж. Следуя за экскурсоводом, мы шли по абсолютно тёмным коридорам. Тут хочу заметить, что хорошо было бы иметь с собой фонарик, потому что ребёнок мой периодически "терялся"; а когда он однажды не отозвался на мой голос, то тут уже началась и лёгкая паника – помимо того, что в многочисленных закоулках можно легко затеряться, еще и то, что в темноте могут подстерегать разные опасности в виде строительного мусора, или, возможно, каких-то ям (а, кроме этого... место-то довольно мистическое, с ним связано множество легенд, в т.ч. и присутствие в замке приведений:) – мало ли что:) К счастью, ребёнок благополучно "нашелся" - он был рядом с экскурсоводом и внимательно его слушал.
Мы подошли к печи, которая отапливала весь этот огромный замок:
Находясь около печи, нам предложили оглянуться назад – и там, за несколькими решетками, мы увидели….
… женский силуэт (принцессы Ольденбургской:)) с протянутой рукой.
Подойдя ближе, видно, что это осыпавшаяся штукатурка. Отчётливо виден женский силуэт, а позади него - развивающийся шлейф:
Говорят, что это произошло в тот период, когда в замке в 80-хгодах начались реставрационные работы. И в замок вернулся дух принцессы:) И теперь "он" мешает вести работы по восстановлению замка. Архитектор Александр Руднев, который руководил работами в 80-х годах, рассказывал: "…когда в замке начался ремонт, …рабочие жаловались, что их мучили ночные кошмары, что наутро они просыпались разбитыми. По ночам люди слышали странные шумы. Иногда они походили на звуки катящегося по полу шара, иногда слышались приглушенные крики и стоны, иногда как будто хлопали крылья птиц, что-то щелкало и билось..."
А, быть может, наоборот – "дух принцессы" желает того, чтобы замок был восстановлен (и протягивает руку как бы прося о помощи), но мешает этому проклятие колдуна, который, согласно одной из многочисленных легенд, лечил принцессу, не брав за это денег, а желая ответной любви, за что прознавший про это хозяин замка приказал сжечь колдуна в лесу. И колдун проклял род Ольденбургских и замок, завещав, что он не будет восстановлен, пока жив хоть один из потомков рода. Как бы то ни было, но реставрация началась в 80-х годах, менялись подрядчики, в настоящее время патент на реставрацию у одной немецкой компании, но замок до сих пор так и не восстановлен.
Кроме этого, говорят о том, что на месте, где расположен замок, существует аномальная зона, и что замок обладает отрицательной энергетикой. И это, якобы, подтвердили измерения с помощью специального оборудования. И, видимо, по этой причине здесь не живут птицы, животные, а так же различные насекомые.
Да и сам хозяин дома, Александр Петрович Ольденбургский, интересовался эзотерикой и всякими паранормальными явлениями, состоял в оккультном обществе, и проводил здесь различные опыты и сеансы. И участвовал в этом часто гостивший у него Николай Рерих (который, кстати, в 1901 году для дома Ольденбургских написал две картины: "Княжья охота" - "Утро" и "Вечер"; в настоящее время они хранятся в Воронежском областном художественном музее им. И. Н. Крамского) Но после пожара в мае 1902 года, когда в день Николая Чудотворца полностью сгорела вся деревня, расценив это как некий знак свыше, перестал заниматься оккультными науками (и увлёкся впоследствии египтологией; что почти то же самое:))
Однажды в Рамони у Ольденбургских гостил Великий князь Константин Константинович Романов. После посещения он написал стихотворение:
Мне бессильным не выразить словом,
Как у вас отдыхает душа,
Как под вашим приветливо кровом
И как ваша Рамонь хороша.
Хороша она далью лесною
И дворцом над обрывом крутым,
Хороша тихоструйной рекою
И привольным простором степным.
Но милее и лучше, и краше
Гор, оврагов, озер и поле
Дорогое радушие ваше
С простотой деревенской своей.
Путешествуя по замку, получили огромное удовольствие от того, что смогли прикоснуться к вековой, нетронутой реставрацией старине. И покидая замок, признаюсь, было совершенно искреннее желание… - чтобы этот замок никогда не был восстановлен:) Потому что исчезнет то ощущение старины, прикасаясь к которой получили незабываемые ощущения и впечатления. И вряд ли его смогут отреставрировать так, чтобы дух старины, подлинности сохранился. Наверное, кому-то хочется того, чтобы замок выглядел "красиво" (ну, например, как Цaрицыно; которое кроме как любования этой самой красотой, никаких других чувств не вызывает:) Честно говоря, глядя на фотографии, и у меня на секунду возникает такое желание. Но, всё же, мне хочется (хотя моё мнение вряд ли заинтересует реставраторов и инвесторов:-), чтобы это было… подлинно. Ведь если начнут штукатурить, то заштукатурят всё:) Причем вряд ли при этом будут заботиться о том, насколько эти материалы идентичны и повторяют те, которые использовались здесь при строительстве замка.
И подтверждение таким "работам" уже есть – например, вот эта часть ограды у въездных ворот. Здесь отлично видно, что используемый кирпич "не тот". Современный. Причем еще и уложен очень не аккуратно:
подвалы таинственного замка
ЛЕГЕНДА СТАРИНОГО ЗАМКАЛегенда Рамонского замка. "Плач княгини Ольденбугрской".
Когда промозглый осенний ветер повеет с болот могильным холодом, когда пробивающаяся сквозь чёрные тучи полная луна бросит на землю тень восьмигранной башни, когда густую тишину разорвёт жалобный протяжный вой, - не ходите гулять по лесным рамонским тропинкам, потому что вам станет страшно, когда вы увидите Замок. Ибо он проклят.
А случилось это в тот час, когда заплакала княгиня Ольденбургская… Евгения всегда была «странным» человеком. Её прямого взгляда не выдерживал никто, люди не могли ей перечить, спорить с ней, она никогда почти не думала о каких-то бытовых вещах, а куда были направлены её мысли, не знал никто. И она никогда не плакала. С самого раннего детства ни одной слезинки не пролилось по её щекам. Впрочем, многие странности княжны объясняются тем, что она были врождённой ведьмой. Но главное не это. Она прекрасно понимала свою «особенность», но не захотела принять Тьму, и прогнала собственного демона-хранителя, обратившись к Свету. А демон поклялся ей отомстить. Среди жителей Рамони она пользовалась большой любовью, ибо делала много добра им, хоть и поговаривали, что она «со странностями». Было у княгини и ещё одно свойство: она никогда не испытывала чувства любви ни к кому из людей. Единственное существо, которое она искренне любила, был Зверь, громадная собака, которую она воспитывала со щенка и держала в замковом гроте. Евгения всегда считала, что не способна полюбить человека.
Но ей суждено было ошибиться. Княгиня поняла это в тот миг, когда впервые встретилась глазами с принцем Александром Ольденбургским. Он был её противоположностью. Александр много лет провёл в Европе и был связан с Орденом колдунов, но по неизвестным причинам его изгнали оттуда. В его сердце была Тьма. После их брака, которой многие назвали «весьма странным», Евгения выложила потолок восьмигранной башни выжженными ржавым золотом на чёрном фоне демоническими портретами. Но демоны здесь были не при чём. Так она изобразила лики пороков своего мужа. Кто-то из исследователей назвал эту пару так: «жрица Неба и канцлер Ада». Но он действительно любили друг друга. Дополняли друг друга настолько, что им никто не был нужен. Они затворились в своём Замке и вели уединённую жизнь, отгородившись от всего мира. Правда у Александра была ещё одна причина для такого уединения: он ставил Эксперимент. Где-то на глухом болоте у него было логово, Алтарь, который представлял собой холм с выложенной на нём серебряной спиралью. Холм этот окружали четыре озерца, каждое из которых было суть одной из стихий: воды, огня, земли и воздуха. На этом самом алтаре чернокнижник приносил в жертву младенцев, используя их кровь для подбора ключевой комбинации, чтобы открыть Врата.
Дорогу к своему логову знал только Александр. Но семейная идиллия Ольденбургских продолжалась лишь до тех пора, пока не пришло время мести для демона Евгении, которого она некогда прогнала. Он вселился в приезжую красотку, и заставил Александра в неё влюбиться. Принца мучили сомнения. На той ли женщине он женился? Кто же из них его настоящая вторая половина? Эти сомнения увидела Евгения. И сама их разрешила. Снедаемая отчаянием и ненавистью, она объявила Александру войну. Очевидцы, которые видели их последний разговор, описывали это так: «В Замке в ту ночь творилось что-то странное. Он был весь как бы во тьме. Одно сплошное чёрное пятно. И только одно окно светилось. Но на него было очень страшно смотреть. Там метались какие-то тени, доносящиеся оттуда голоса, леденили душу, а свет, которым горело окно, был красным». Княгиня дала Александру час, чтобы он убрался из Замка и из Рамони навсегда. Он заглянул в её глаза, но увидел в них лишь смерть. Он выбежал на улицу, оседлал коня и поскакал что было мочи. Но не прочь. Он скакал в своё логово. Его эксперимент почти удался, оставалось подобрать последний ключ. Евгения это знала. Поэтому она спустилась в грот и пустила по его следу своего Зверя. А потом и сама поскакала вдогонку. Зверь настиг принца на болотах. Одним мягким движением он перегрыз лошади глотку и, изготовившись для второго прыжка, устремил на Александра свои горящие глаза. Зверь прыгнул. Александр успел выхватить оружие и сместиться чуть в сторону, напоров на нож атакующее чудовище. Зверь умер не сразу, он успел зацепить свою жертву и нанести ей серьезные раны. И уже истекая кровью, он издал последний свой вой. Княгиня услышала этот предсмертный зов. Злость, ненависть, обида и жалость – всё слилось воедино и вылилось в её крике. А Александр изо всех сил пытался добраться до своего логова. Он знал, что это его единственный шанс спастись. Он был ранен и без лошади. Но до Алтаря он всё же дополз. Из последних сил он пытался сотворить нужное заклинание и открыть врата, когда княгиня настигла его. Издав страшный крик, она слетела с лошади и всадила осиновый кол в сердце своего мужа. Тогда они снова встретились глазами. В последний раз. Губы Александра содрогнулись в судороге, но он успел произнести последние слова: «Прости…». Его тело обмякло, и кровь растеклась по серебряной спирали.
принцесса Ольденбургская
Княгиня стояла вся в крови и тяжело дышала. Разум постепенно возвращался к ней. Она начинала понимать, что лишила себя всего, чем дорожила. Она своими руками убила всё, что любила. Дикий крик, разобрал ночную болотную тишину. Крик отчаяния: «Будь я проклята! И будь проклят этот Замок, в котором мы были счастливы! Пусть он будет проклят до тех пор, пока мы снова не воссоединимся в нём!». Она упала на колени и слёзы полились по её лицу. Это был тот час, когда заплакала княгиня Евгения Ольденбургская. После этого Евгения уехала из России. Она прожила долгую, но несчастливую жизнь, пытаясь замолить свой грех, и умерла в дали от родной земли, в Торонто. Так и не сняв своё проклятье, совершённое тогда на Алтаре, активированном кровью младенцев и первыми слезами женщины. С тех пор, когда промозглый осенний ветер повеет с болот могильным холодом, когда пробивающаяся сквозь чёрные тучи полная луна бросит на землю тень восьмигранной башни, когда густую тишину разорвёт жалобный протяжный вой, волосы станут дыбом на голове того, кто окажется вблизи рамонского Замка.
2. ЗАМОК С ПРИВИДЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ Полина РОЗЕНБЕРГ
На гербе небольшого города Рамонь, что в Воронежской области, — изображение замка с привидениями! Дело в том, что замок принцессы Ольденбургской не только главная историко-архитектурная достопримечательность города, не только «памятник архитектуры федерального значения», но и аномальная зона.
Староанглийский замок в черноземной глубинке — это уже само по себе необычное явление, уже аномалия! Да еще, ко всему прочему, об этом месте ходит столько легенд и рассказывается столько страшных историй, что сия рамонская историко-архитектурная достопримечательность вполне может составить конкуренцию даже пресловутому Тауэру. Свадебный подарок императора Поместье в Рамонском уезде Воронежской губернии стало свадебным подарком императора Александра II племяннице - великой княжне Евгении Максимилиановне Романовой. По отцу Евгения была герцогиней Лейхтенбергской, по мужу - принцессой Ольденбургской. В Рамонь принцесса Евгения Максимилиановна приехала дождливым летом 1879 года. Вступив во владения, занялась хозяйственными делами. В 1887 году в имении было закончено строительство дворца. Оно длилось четыре года. Небольшой двухэтажный замок в староанглийском стиле из красного кирпича, местами отделанный белым, расположился на склоне горы. Стрельчатые окна, узкие бойницы, витые чугунные решетки… Внешне замок выглядит спокойным и мирным. (Правда, очень смущает его несимметричность!) Внутри он просторен и уютен. На второй этаж ведет дубовая лестница в два поворота. Есть два больших камина. На потолке, выложенном из лакированных дубовых шестигранников, - удивительные рисунки, выжженные рукой самой принцессы. Имя автора проекта здания осталось тайной - одной из многих, связанных с рамонским замком. Было время, когда авторство пытались приписать хозяйке поместья, но трудно представить, что молодая женщина царских кровей являлась автором столь совершенного архитектурного проекта. Есть мнение, что проект был совместным творчеством принца Александра - мужа Евгении Максимилиановны и некоего, опять-таки неизвестного таинственного архитектора.
Аномальная зона. "Экстрасенсы с помощью своих способностей, а физики с помощью своих приборов доказали, что в замке принцессы Ольденбургской находится сильнейшее поле отрицательной энергии. Кто-то из исследователей даже заявил, что это зона с мощнейшей паранормальной активностью, которая помогает выходить в другие измерения. Этакий рамонский аналог Аркаима и Синшаити. Неизвестно, уходил ли кто-то отсюда в другие измерения, но есть абсолютно достоверные факты, что в замке люди падают в обмороки, что здесь не живут мыши и крысы, дохнут мухи… И не только мухи. Здесь дохнут также видеокамеры и фотоаппараты. Замок словно избавляется от любых непрошеных гостей и ко всему прочему оставляет их без фото- и видеоподтверждений впечатлений. Ученые-исследователи же объясняют все эти явления тем, что пронизывающие здание энергетические фонтаны нещадно влияют на психику людей и на чувствительную аппаратуру, а в народе говорят, что на замке принцессы Ольденбургской лежит проклятие. С авторством проклятия тоже существует неопределенность. Но чаще всего его приписывают какому-то лекарю-колдуну, который, согласно легенде, однажды вылечил принцессу от страшного недуга, а в качестве платы за спасение стал настойчиво требовать ее любви.
За такое кощунство в частности и за колдовство вообще колдуна то ли сожгли на костре, то ли порешили осиновым колом - не суть важно. Умирая, он якобы проклял замок вместе со всеми его обитателями. " Слухи, слухи, слухи…" Согласно историческим сведениям, принцесса Евгения занималась благотворительностью: помогала учебным заведениям, учредила стипендию Ее Высочества принцессы Ольденбургской, вступила в губернский статистический комитет. Для местных жителей и рабочих были открыты лечебница и бесплатная столовая, начала действовать железнодорожная ветка. Однако еще при жизни принцессы поползли слухи, что в подземельях замка она устроила тюрьму, в которой терзают узников. Что там же внизу посажен на цепь медведь, которому отдают на расправу провинившихся людей. А потом души растерзанных бродят по замку… На появление этой легенды, возможно, повлияло то, что принцесса держала под замком зверинец, и звуки, издаваемые животными, вполне могли быть теми самыми криками и стонами томящихся в темнице несчастных узников или воем духов. " Людская молва (или, может, какие-то наши современники с богатой нездоровой фантазией) приписала всяческие жуткие злодеяния не только самой принцессе Евгении, но и ее мужу - принцу Александру. Он, мол, был связан с Орденом колдунов, откуда был изгнан за какие-то черные дела, которыми продолжал заниматься до самой смерти.
Где-то на глухом болоте в рамонских лесах он даже воздвиг алтарь, чтобы служить свои сатанинские мессы. Прямо какое-то жуткое средневековье в конце достаточно просвещенного XIX века! К слову, принц действительно был человеком пресвященным и пользовался уважением не только при российском императорском дворе, но и при дворах доброй половины Европы. А вот история про жестокого управляющего более реалистична. Якобы однажды он выгнал голой на мороз молодую служанку за то, что та плохо вымыла посуду. Бедолага погибла лютой смертью, и, может быть, именно ее призрак до сих пор бродит ночами по двору замка. Кстати, про этого призрака женского пола рассказывают многие местные жители. А, пожалуй, самая знаменитая из легенд замка Ольденбургских - легенда про Черную вуаль. Черная вуаль "В то время чета Ольденбургских жила в Петербурге. Но вот как-то ночью принцесса примчалась в замок. Она была в дорожном плаще и черной вуали. Поднялась в спальню и заперлась там. Наутро из спальни не вышла. Сказалась больной, но от лекарств и докторов отказалась. Болела несколько дней. В одну из ночей сын управляющего проснулся и зачем-то отправился в спальню к отцу. Открыв дверь, обмер от страха. В спальне отца стояла принцесса. В плаще и в черной вуали. Вдруг она повернулась и откинула вуаль.
Мальчик увидел, что лицо у хозяйки белое-белое, словно мертвое. Потом принцесса наклонилась и поцеловала спящего в губы, и тут паренек упал без сознания. Наутро няня рассказала ему, что отец внезапно заболел, а его самого нашли в обмороке на пороге спальни. А днем в калитку постучалась цыганка и стала просить милостыню. Когда сын управляющего вынес ей денег, цыганка сурово сказала: Если до заката не сдернешь с ведьмы вуаль, ничто не спасет твоего отца." …Принцесса лежала в спальне на кровати с балдахином все в той же черной вуали. Мальчик рывком сорвал ее. Призрак вскочил, протянул к нему руки и исчез. В это время у подъезда остановилась карета, и из нее вышла настоящая принцесса Ольденбургская. Она сильно удивилась поднявшемуся переполоху. Но потом хозяйке рассказали про ее двойника. Евгения Максимилиановна внимательно выслушала рассказ и, конечно, не поверила. А управляющий, кстати, выздоровел… Призраки хотят покоя В 1908 году дворец перешел в собственность сына Евгении Максимилиановны, а она переехала в Петербург. Там принцесса Ольденбургская вела большую просветительскую и общественную работу. В 1917-м, когда началась революция, с семьей эмигрировала во Францию. А в ее рамонском особняке с тех пор размещались сначала школа, затем тифозный лазарет, потом химико-технологический институт, заводоуправление, Дом пионеров, районная библиотека, музыкальная школа. В конце 70-х здание было признано аварийным. Началась реставрация, которая уж больно затянулась и, вполне вероятно, никогда не сможет быть завершена отнюдь не по банальной причине отсутствия финансирования. "Архитектор Александр Руднев, работавший в 80-х на восстановлении замка, рассказывал: Когда в замке начался ремонт, рабочие еще не отказывались ночевать тут же, по месту работы. Для этого были специально оборудованы две комнаты на первом этаже в правом крыле здания. Они жаловались, что их мучили ночные кошмары, что наутро они просыпались разбитыми.
По ночам люди слышали странные шумы. Иногда они походили на звуки катящегося по полу шара, иногда слышались приглушенные крики и стоны, иногда как будто хлопали крылья птиц, что-то щелкало и билось... Работа у реставраторов не клеилась. А однажды в прекрасный солнечный летний день в открытую дверь здания залетел голубь. Сразу после того, как птица попала вовнутрь, с ней стало происходить что-то невообразимое. Голубь свалился навзничь на пол и бессильно забил крыльями. Он пытался подняться, но тщетно и беспомощно катался по полу. Я поднял птицу и вынес ее на улицу. И только там голубь успокоился, перестал бить крыльями и через несколько минут смог взлететь.
Однажды рабочие принесли кошку, но она шарахнулась от стен и словно ошпаренная выскочила на улицу. Никакой едой ее невозможно было заманить внутрь. " "Непонятные вещи происходили постоянно. У одного рабочего вдруг отнялись ноги. До этого он чувствовал себя совершенно нормально. Причем через три месяца, когда из-за болезни он перестал бывать в замке, так же неожиданно наступило выздоровление. " Многие из тех, кто в разные годы принимал участие в реставрации замка, поверили в то, что замок действительно проклят, и утверждают, что это призраки мешают работам. Может быть, призраки замка Ольденбургских, как и все другие привидения, не хотят, чтобы кто-то мешал им спокойно упиваться своей вековой болью? А что касается принцессы Ольденбургской… Она после смерти мужа жила еще очень долго и несчастливо. Все в порядке у нее было лишь со здоровьем. Умерла Евгения Максимилиановна далеко от Родины, в Торонто, в 1925 году в возрасте восьмидесяти лет.
О ней, о ее благородных делах, о ее знатной семье сказано и написано немало, но до сих пор загадки принцессы и ее замка не дают покоя ни серьезным ученым, ни исследователям аномальных явлений, ни обывателям. Пожалуй, если вы выдумаете и потом расскажете кому-нибудь из местных какую-нибудь совершенно фантастическую, совершенно ужасную историю, даже если ваш рассказ не будет подтвержден свидетельскими показаниями, вам наверняка поверят. То ли потому, что хотят верить, что рядом происходят необыкновенные вещи, то ли потому, что необыкновенные вещи действительно происходят. Кстати, ходят слухи, что и в наше время у замка проходят обряды инициации и служат черные мессы сатанисты. Аномальные новости 35,2006 3. Вот вам про Рамонь...
Дождливым летом 1879 года в маленький городок Рамонь приехала принцесса Евгения Максимилиановна (по матери - великая княжна Романова, по отцу герцогине Лейхтенбергская, по мужу принцесса Ольденбургская). Она принимала свадебный подарок своего дяди императора Александра II. Вступив во владения принцесса занялась хозяйственными делами. За четыре года с 1883 по 1887-й был возведен двухэтажный замок в староанглийском стиле, "с конюшнями, водонапорной башней, подсобными пристройками, фонтанами, красивыми спусками к реке". Кроме того, был сооружен дом для размещения свиты высоких гостей и въездные ворота, башню которых позднее украсили куранты швейцарской фирмы "Винтер". Об этой башне стоит сказать особо. Она с секретом ее акустика такова, что усиливает звон колоколов. Учитывая простоту и продуманность всех деталей строительства столь сложного сооружения, можно предположить, что проект был готов задолго до начала его воплощения. Имя автора осталось тайной одной из многих, связанных с рамонским замком. Одно время авторство пытались приписать хозяйке поместья, но, трудно представить, что молодая женщина царских кровей являлась автором столь совершенного архитектурного проекта. Принцесса Евгения всегда была склонна к благотворительности, стремилась к благоустройству жизни окружающих людей: помогала учебным заведениям, учредила стипендию Ее Высочества принцессы Ольденбургской и даже вступила в губернский статистический комитет. Для местных жителей и рабочих были открыты лечебница и бесплатная столовая. Начала действовать железнодорожная ветка. С 1917 до 1977 года кто только не хозяйничал в особняке! Школа второй ступени, тифозный лазарет, химико-технологический институт, заводоуправление, Дом пионеров, райбиблиотека, музыкальная школа. Все эти организации внесли посильный вклад в разрушение замка. В конце 70-х здание было признано аварийным, и началась новая эпоха в его истории эпоха реставрации, которая длится до сих пор. В настоящее время замком по документам занимается российско-шведское предприятие. Но ремонт до конца не доведен. Двухэтажное здание замка из красного кирпича стоит на склоне горы. Стрельчатые окна, башни с бойницами, витая чугунная ограда балконов, повторяющая изгибы виноградной лозы. Из окон верхнего этажа открывается дивный вид на реку, текущую по равнине к заповеднику, лесной массив которого уходит за далекий горизонт. Изнутри замок одновременно просторен и уютен. Высокие потолки, большие окна, дубовая лестница, в два поворота ведущая на второй этаж. Башня, где когда-то была часовня, два больших камина, потолок из лакированных дубовых шестигранников, на которых рукой самой Евгении выжжены удивительные рисунки, на одном из них и сейчас можно прочесть строчку, выведенную ее рукой. 4. Продолжаются реставрационные работы замка принцессы Ольденбургской В Рамонском районе Воронежской области продолжаются реставрационные работы памятника архитектуры федерального значения – замка принцессы Ольденбургской. Эти люди делают легенду. Точнее, ее восстанавливают. Реставрация самого знаменитого замка Черноземья, с которым связано множество мистических историй, длится уже около 20 лет. За это время поменялась не одна бригада строителей, но внешний вид замка все тот же. Многие связывали это с наложенным на него проклятием. Иван Ванюков, бригадир строительной бригады: «Обычная работа, работаем и всё, ну ничего, это вот страхи нагоняют про какое-то привидение, но мы пока ещё не встречали ничего, никто не пугал и никого нет здесь. В принципе существуют разные легенды, но это нас не касается. Работа идёт. Работаем, стараемся». Удивительно, но в плачевное состояние замок пришёл именно с началом реставрации. Находившиеся до этого, в здании организации, а их после революции было великое множество, от библиотеки до управления сахарного завода, худо-бедно следили за состоянием замка. После прихода реставраторов, дворец пришёл в запустение. Изменения в его судьбе наступили только в прошлом году, когда за работу взялся ответственный подрядчик. Владимир Астанин, глава администрации Рамонского района: «Главное теперь не останавливаться, чтобы жизнь здесь была во дворце, чтобы здесь вот стучали молотки, чтобы здесь вот каждый день что-то новое прибавлялось.
Я уверен, что можно тогда надеется на его возрождение». Сейчас в замке активно ведутся работы по восстановлению кровли. Вроде бы дело не большое, но очень важное. Предыдущие ремонтные бригады не уделяли этому вопросу должного внимания. В результате, дожди осенью и талые воды весной сводили на нет, проделанную работу и в начале нового реставрационного периода её приходилось переделывать. Помимо реставрации самого замка, благоустраивается и прилегающая территория. Ольга Канопкина, начальник отдела по культуре и делам молодёжи Рамонского района: «За основу берутся фотографии. Чтобы никаких отклонений от первозданности не было. Именно это и является основой, фотографии тех лет, фото 60-е годы, 70-е годы, начала 20-го века. Вот на основе этих фотографий и ведётся реставрация». Когда реставрация замка завершится, в его стенах планируют разместить районный ЗАГС и краеведческую экспозицию. Однако при сегодняшнем объёме финансирования реставрационных работ, того дня, когда посетители смогут увидеть замок во всей красе, придётся ждать не один год.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://www.govvrn.ru/
Памятники и достопримечательности Воронежской области
https://www.geografia.ru/
Классика краеведения. Антология. Под ред. П.С. Кабытова, Э.Л. Дубмана.
https://www.osd.ru/txtinf.asp?tx=2647
https://4stor.ru/legendi/12948-zamok-olgi-oldenburgskoy.html
https://www.photosight.ru/
фото В. Дорофеева, Николая Черных, А.Федоренко.
Вложение | Размер |
---|---|
5917355876 (1).jpg | 568.7 КБ |
5917355876 (2).jpg | 1.12 МБ |
5917355876 (3).jpg | 719.35 КБ |
5917355876 (4).jpg | 107 КБ |
5917355876 (5).jpg | 105.58 КБ |
5917355876 (6).jpg | 677.68 КБ |
5917355876 (7).jpg | 229.87 КБ |
5917355876 (8).jpg | 130.19 КБ |
5917355876 (9).jpg | 226.78 КБ |
5917355876 (10).jpg | 214.9 КБ |
5917355876 (11).jpg | 192.21 КБ |
5917355876 (12).jpg | 379.39 КБ |
- 11512 просмотров
Комментарии
отзыв о замке...
Наталья из Воронежа:
Также мы спускались в подвал, который достаточно большой и можно заблудится, где я уже упоминала мы смотрели отопительную печь, а также там было несколько помещений. Там внизу как-то жутковато становится...
✽ Раз есть замок и есть подвал, то есть тайны и легенды!
⇨ Популярная мистическая версия, это то, что она там держала рабов и провинившихся слуг и издевалась над ними.
⇨ Второе это то, что принцесса очень любила животных, и зимой держала их там, а самый главный питомец - медведь, которому отдавала на растерзание своих врагов.
⇨ В следствии чего, слышны по ночам стоны из подвала.
Но это все не правда, а всего лишь вымысел, так как Евгения была очень доброй и никогда никому не причиняла никакого, по крайне мере, телесного вреда.
✽ Еще легенда о том, что в этом доме не могут жить всякого рода насекомые, пауки например или тараканы какие-нибудь.
✽ И конечно же, раз это замок принцессы, то без ее духа в этом замке также не обойтись)
✽ Ну а одна из самых волнующих загадок замка - это его реставрация.
Почти пол века замок стоит и никто ничего не хочет делать... Уже столько подрядчиков поменялось, столько планов в министерстве понаписали, а толку нет... Конечно же многие говорят "это дух принцессы не дает сделать реставрационные работы", ну это сама простая, есть и необычная. Якобы личный лечащий врач принцессы никогда не брал ничего взамен на лечение, а хотел только взаимности принцессы, так как был влюблён, но безответно. А когда муж принцессы узнал об этом, то сжег его, а в то время как врач горел, он проклял всю семью со словами что-то типа "и будет ваш дом рушится все то время, пока живы потомки рода ". Может все из-за наследников? Может им заняться реставрацией?:)
Жалко, что столько лет у властей такое равнодушие к замку... Он ведь даже войну пережил, а может не пережить просто пренебрежительное отношение...
Кстати, немцы не стали рушить этот замок, так как Евгения была немецкого происхождения. Этим пользовались местные жители и прятались там.
Вообще, к каждому старинному замку можно приписать и придумать различные легенды, и то, что я написала это далеко не весь список тайн. Про аномальную зону замка я вообще молчу, эти аномальные зоны в каждом замке))
Легенды легендами, а факты
Легенды легендами, а факты фактами. Евгения не была ведьмой, как бы этого не хотелось любителям всякого рода мистики. Откуда пошла эта история? Все просто-возьмем к примеру её библиотеку - она коллекционировала старинные и редкие книги которые требовали особого ухода. Прислуга была скажем так не очень грамотной в этом плане и запросто могла протереть мокрой тряпкой ценный экземпляр. Дверь запирать в библиотеку Евгения не могла из этических, нравственных соображений, а контролировать ВСЕ было выше её сил. Легенда о прослушке, всевидящем око и мистических символах ввжженных ею на плитках потолка комнаты были как нельзя кстати. Деревенские девушки служанки с благоговением и трепетом сдували(в буквальном смысле) пылинки с книг.
Экскурсии в замок.
Хотелось бы выразить благодарность экскурсоводу Александре Александровне Козловой за интереснейшую, проведённую для нас троих экскурсию. Были в замке в середине сентября 2017 г.
Отправить комментарий