Священная роща деревни Шойдум. Куженерский район Марий Эл

В Куженерском районе РМЭ более 60 рощ и молельных мест марийской традиционной религии. Одна из таких священных рощ (кюсото) расположена в окрестностях деревни Шойдум. Считается, что это мольбище существует тут с незапамятных времен, и много веков назад оно было удмуртское.       
Примерно тысячу лет назад марийские племена двигались со стороны Ветлуги и Волги на восток, постепенно оттесняя удмуртов на левый берег Вятки. Отношения этих народов в древние времена были разными, случались и боевые столкновения, были и мирные периоды. В любом случае народы, основным занятием которых были охота, рыболовство и собирательство, должны были постоянно кочевать и искать себе новые территории, при этом марийцы в раннее средневековье были очень воинственным народом. Поэтому удмурты, чаще всего, сами уходили на восток, в сторону Предуралья, а мари занимали нынешние восточные земли республики Марий Эл.

При этом на территории многих восточных районов РМЭ (Куженерский, Параньгинский, Мари-Турекский, Моркинский) сохранялись удмуртские топонимы и гидронимы, которые указывали на тот народ, что в древности обитал на этой земле. Например, Одонур, Одосола, Одо-беляк, Параньга и другие, следует пояснить, что словом «одо» – мари называли удмуртов. Отдельно отметим, что название реки Шойка (Шой) также имеет не марийское, а древне-удмуртское происхождение. О том, что означает этот гидроним идет много споров, так как, вполне возможно, что название Шойки произошло из пермских языков, при этом пермские племена азелинской культуры являлись прямыми предками нынешних коми и удмуртов.

Священная роща деревни Шойдум

Сами марийцы пришли в эти края намного позднее, по архивным данным селение Шойдум основано в конце 18-го века. Вероятнее всего, что первые мари тут могли появиться столетием раньше, такое поселение могли организовать в лесной глуши, и в специальные книги по описи населения они могли не включаться.
По местным преданиям, которые собрал деревенский краевед К.В. Алексеев – в древности на берегах Шойки обитали удмурты, а на месте священной роще было удмуртское мольбище. Сами удмурты (одо влак) жили на месте ныне существующей деревни Аганур. А рядом, на высоком берегу речки Шойка, до наших дней сохранился красивый лесок, по-марийски он называется «одо шугарка», и в переводе на русский язык - это слово значит «удмуртское кладбище». Местные предания уводят читателя в «темную» и языческую глубину веков, по марийским легендам – у древних удмуртов были даже человеческие жертвоприношения. Насколько это правда – оценить сейчас сложно, однако известны человеческие жертвоприношения и у древних славян, у германцев, у монголов и других народов. 
По преданиям такие жертвы были крайне редкими, только тогда, когда случалось большое несчастье, неурожай, природные катаклизмы или мор. Тогда удмурты считали, что  их боги требуют себе самую большую жертву – человека. Тогда удмуртские старейшины выбирали мальчика-сироту, обязательно светловолосого, приводили его в мольбище, и его кровь пускали в жертву своим богам, а самого принесенного в жертву сироту хоронили на кладбище.
Сейчас сложно проверить: были ли такие ритуалы в действительности, но по историческим данным ни удмурты, ни мари за последние века не приносили человеческих жертв, так как в основном жертвуют птиц и животных: гуся или утку, быка или барана.

Само Шойдумское мольбище расположено с юго-западной стороны Н.П. Шойдум, примерно в 400-500 метрах от околицы деревни, на небольшом пригорке – в 50 метрах от берега речки Шойка (Куженерский район РМЭ).
В роще было несколько священных деревьев – онапу, но главным деревом раньше была большая древняя береза – она называлась: Курек Кугуза (Курык Кугуза). Дело в том, что местные мари переселились в эти края со стороны Кукарки (ныне город Советск Кировской области), эту информацию можно найти в истории сел и деревень РМЭ. В частности, жители н.п. Русские Шои и Мари-Шои пришли сюда именно из Кукарки. А в далеком прошлом там была резиденция легендарного князя Чембулата – его после смерти включили в марийский пантеон под именем Курык Кугуза – Хозяин горы, Горный старейшина. Соответственно, Чембулату посвящались как рощи, так и священные деревья, поскольку марийцы верили, что их легендарный князь может защитить их от разных бед и несчастий. Тем более, местные мари считали, что Чембулат их дальний и могущественный предок.
Однако в 2014 году эта священная береза-онапу высохла из-за старости, поэтому особым языческим обрядом это «звание» в том же году перевели на липу Курык Кугуза.

священная липа - Курык Кугыза  

    
Еще одно онапу в этой священной роще посвящено божеству «Индеш Кугарня Юмо» – которому молились на девятую пятницу после пасхи (Кугече).

 

Интересен тот факт, что почитание Индеш Кугарня Юмо на территории Куженерского района практически отсутствует. Также и на территории Марий Эл этому божеству в настоящее время нет кюсото или онапу, а единственным местом его поклонения – является роща в селе Шиньша Моркинского района, что, вероятно, указывает на древнее родство марийцев этих двух деревень. При этом марийцы села Шиньша  носят головные украшения - шемакши, хотя Моркинские марийцы такого украшения не носят. В священной роще около их села тоже есть дерево Индеш Кугарня. Родство этих двух деревень указывает и тот факт, что еще до Великой Отечественной войны жители этих селений ездили в гости друг к другу - на большие праздники. 
  
Еще одно онапу в роще называется: Шочен Ава Юмо – это дерево мира и семейного благополучия, этому божеству проводили общинные моления осенью, а в частном порядке молиться приходили в любое время, чтобы просить помощи и избавления от несчастий.

 

онапу Шочен Ава Юмо  

Сама деревня Шойдум расположена в 6-7 километрах от центра СП (Русские Шои). Деревня расположена между речками Шойка и Ировка (бассейн реки Илеть - Волга). Название деревни произошло от реки Шойка.
До Октябрьской революции деревня относилась к приходу Богоявленской церкви села Русские Шои, входила в состав Ирмучашской волости Уржумского уезда Вятской губернии.
Жители деревни занимались земледелием, скотоводством, лесными отхожими промыслами, охотой, рыболовством, бортничеством. В 1900 году на реке Ировка купцом Милютиным была построена водяная мельница. Здесь же он содержал стекольный завод, на котором изготовляли разные виды бутылок и продавали в городе Казани. В статье «Клады на Уржумском тракте» описана местная история про золотые червонцы, которые этот купец спрятал в 1918 году в окрестностях деревни.
В 1903 году в деревне была построена деревянная часовня в честь Покровской Богоматери. 14 октября, Покров день, жители считают большим престольным праздником. Кроме Покрова дня празднуют Агавайрем, Масленицу, Семик, Великую Пасху. 
В деревне жили и живут мастеровые, работящие люди. Искусным кузнецом был Н.Н. Светлаков, валенщиком — Т.Р. Иванов, мастерски клал печи В.Д. Алексеев.
В деревне Шойдум родилась известная марийская поэтесса А.П. Иванова, братья П.И. и СИ. Черновы, летчики-авиаторы.
Рядом с деревней Шойдум – на речке Ировка – расположен стык трех районов Марий Эл: Куженерского, Моркинского и Параньгинского.
   
  
Где находится, как добраться:
Деревня Шойдум
Куженерский район, Республика Марий Эл, Россия
Координаты деревни:
56.642669, 49.222440
Из Йошкар-Олы можно добраться по Сернурскому тракту, потом повернуть на поселок Куженер, далее ехать на Русский Кугунур. Далее повернуть на юг – на Чодраял и Русские Шои, потом на деревню Аганур, и дальше на Шойдум.
     

ШИНУРСКАЯ СВЯЩЕННАЯ РОЩА - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО МОЛЕНИЕ В БЕЛОЙ БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕ

СТАТЬЯ ПРО МОЛЕНИЕ В ДУБОВОЙ РОЩЕ

СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКИЙ НАРОД

ТУНЯ КУМАЛТЫШ В БЕЛОЙ РОЩЕ - ТУТ!

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:

  • Светлакова Марина Анатольевна.
  • http://www.12rus.ru/List/25/976/
  • Священные рощи Марий Эл. Реестр памятников природы и культовых мест.
  • Группа деревни Шинур Вконтакте.
  • «История сел и деревень Республики Марий Эл». Куженерский район. 2006 г.