Нижняя Уратьма


   Статус:              село  
Дата основания:    ХVII в.           
Муниципальное образование:    сельское поселение Нижнеуратьминское (центр муниципального образования)
Входит в:     Нижнекамский район
Субъект Федерации:    Республика Татарстан 
Население (чел.):            960 (2010г.) 
Территория (кв.км.):         27 га. 
Координаты:              55°20'49'' с.ш.,  51°37'56'' в.д. 
Код ОКАТО:              92244830001 
Почтовые индексы:          423567 
Телефонный код:         +7 8555 
Автомобильные коды:    16, 116
Близлежащие города: Набережные Челны, Казань, Самара

 

        НИЖНЯЯ УРАТЬМА (Тњбђн Уратма)
село в Нижнекамском р-не, на р. Уратьма, в 40 км к Ю. от г.Нижнекамск. На 2002 - 930 жит. (татары). Полеводство, мол. скот-во; кирпичный з-д. Ср. школа, дом культуры, б-ка. Мечеть (построена в 1890-е гг., реконструирована в 1988–89; памятник архитектуры). 
Изв. с 1646. В дорев. источниках упоминается также как Татар. Уратьма, Чуваш. Уратьма, Камышевский Враг. До 1860-х гг. жители относились к категории гос. крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчел-вом, плотницким промыслом. 

                                       ПРАЗДНИК САБАНТУЙ В  ДЕРЕВНЕ


В нач. 20 в. здесь функционировали мечеть, мектеб. В этот период земельный надел сел. общины составлял 1843,6 дес. До 1920 село входило в Сухаревскую вол. Мензелинского у. Уфимской губ. 
С 1920 в составе Мензелинского, с 1922 - Челнинского кантонов ТАССР. С 10.8.1930 в Шереметьевском, с 1.2.1963 в Челнинском, с 12.1.1965 в Нижнекамском р-нах. Число жит.: в 1870 - 671, в 1897 - 1372, в 1913 - 1738, в 1920 - 1742, в 1926 - 1366, в 1949 - 1264, в 1958 - 1807, в 1970 - 1837, в 1979 - 1593, в 1989 - 1072 чел.

МЕЧЕТЬ В СЕЛЕ НИЖНЯЯ УРАТЬМА


Построена в конце XIX -начале XX вв., предположительно, на средства казанского предпринимателя Мустафы бая.
Деревянное здание мечети расположено на огороженном участке в центре селения. Тип двухзальной одноэтажной мечети с минаретом на крыше. Вестибюль с входом с северной стороны и молельные залы расположены анфиладно. Прямоугольный выступ михраба со стороны южного фасада покрыт двускатной крышей. Лестница на чердак и минарет расположена в вестибюле. Восьмигранный двухъярусный минарет увенчан высоким шатром.

В конце 1990-х годов стены мечети обложены кирпичной кладкой.
Памятник культового зодчества татар с традиционным объемно-планировочным решением и декоративным оформлением фасадов.

                                ЗАКЛАДКА НОВОЙ МЕЧЕТИ В УРАТЬМЕ

                                                 ДОЛИНА РЕКИ УРАТЬМА


ИСТОРИЯ СЕЛА НИЖНЯЯ УРАТЬМА
Отчизна, родная сторонушка как красиво звучат эти слова, вызывая в памяти у людей свою деревеньку, свой родной берег речушки, откуда ты сигал с разбегу в реку. Как много поэтов воспевали свою родную сторону в стихах.
А для нас начало начал это наша деревня Нижняя Уратьма.
    Деревня наша расположена в Республике Татарстан, Нижнекамского района, свое название деревня получила от извилистой речки   Уратьминки – Нижняя Уратьма,   (что в переводе с татарского означает извилистая).
    По древней легенде, история нашей деревни начинается с 1850 года, в верховьях реки Уратьминки обосновалась   деревня Верхняя Уратьма, в которой оказались и две татарские семьи, но не смогли они тут прижиться, ища свое человеческое счастье, двинулись вниз по реке. Вскоре перед ними открылась   неописуемой красоты места, у подножия горы, где бьют родники (есть питьевая вода) окруженный с двух сторон лесами, местность   была идеальным для основания поселения. И для   начала   здесь уже жили две семьи черемисов, они и поведали, что они в скором времени тронуться в путь, а им предложили поселиться в их избах, на что наши переселенцы согласились. Одного из переселенцев звали Ромкул, а имя другого истории не известно. Через некоторое время   к ним на ночевку попросились две чувашские семьи, которые тоже пытали свое счастье вдали от родных мест. Им предложили остаться здесь, ведь нужны были рабочие руки, чтобы выкорчевать лес, пахать землю и просто, вместе было веселей. С тех пор и пошла дружба двух народов в деревне, где проживают, трудятся и веселятся на праздниках обоих народов    бок о бок   люди двух национальностей.


   Дружбу народов нашей деревни доказывает и этот случай, деревня в основном   это бревенчатые дома, крыши крытые соломой и случись быть пожару, то это беда всей деревни. Так и случилось на этот раз, набат возвещал о беде – горела   татарская сторона деревни, все люди ринулись спасать свои дома. Когда пожар потушили, то люди увидели, что   в центре   деревни    среди пепелища все также гордо возвышается мечеть, а отстояли святыню чуваши. В исторической памяти нашей деревни мечеть была построена в 1889 годах.
С тех пор колесо истории все движется вперед, и вместе с ней история и нашей деревни идет вперед,  переживая все периоды с историей страны. Обучение в деревне шло в медресе, девочек учила абыстай, а мальчиков мулла Чыпчык. Обучение шло на арабском языке в основном оно носило религиозный характер, тексты   молитв   в основном заучивались.

                                         МЕДРЕСЕ В НИЖНЕЙ УРАТЬМЕ


 

 

В Нижней   Уратьме   не было   крупных бояр, но имущественное неравенство было уже явным. В селе своей зажиточностью выделялись Сахап, Шайхенур. Амерхан, Нестор, Исмагил, Нурый. Недалеко от села ближе к селу Николаевка обосновался боярин Борнай, о его богатствах народ до сих пор слагает легенды, хорошие пастбища, лес. Все это приносило прибыль. После декрета о земле его земли были переданы крестьянам, поместье было разграблено и саженно. По версии старожилов сам Борнай ушел в лес со своей любимой собакой. И как предполагают, зарыл свои богатства (клад) в лесу, немало охотников за богатствами пытаются найти клад близ жилища Борная , но история умеет хранит свои тайны.  

                         ИНТЕРЕСНЫЕ  ПЕСЧАННИКОВЫЕ ОСТАНЦЫ НА БЕРЕГАХ УРАТЬМЫ


Октябрьские ветры перемен пролетели и над нашей деревней в июне 1918 года создается комитет бедноты его руководителем стал   Арсланов Шахит, Тимофеев Герасим был его первым помощником. Гражданская война   коснулась   и деревни, через село то и   дело проходят попеременно то белогвардейцы, то красные. В один из таких дней со стороны Верхней Уратьмы белогвардейцы преследовали двух красноармейцев, одного они настигли близ места, где сейчас проходит Сабантуй   и расстреляли. Другого уже догнали и убили около Кардона. Эти красноармейцы похоронены в братской могиле в центре села Шереметьево (Шереметьево являлся в то время районным центром).
После бесчинств белогвардейцев в   ряды Красной армии добровольно вступили 74 человек. Их направили в Набережные Челны.  В село вернулись только 16 израненных бойцов. В марте 1930 года по решению правительства начинается объединение единоличных хозяйств в коллективные - колхозы.
Для организации колхоза в Нижней Уратьме из Каенлинской волости приезжает Куликов и одна женщина (фамилия неизвестна). Они собрали сход крестьян и объяснили цели и задачи коллективизации. В колхоз вступили: Марданшин Ахметвали, Плотников Яков, Федоров Степан, Гатауллин Фатхулла,   Марданшин Махиян, Ахметшин Юнус. Колхоз решили назвать «Кызыл тау», первым председателем колхоза стал Федоров Степан, учетчиком Плотников Яков. Очень большую помощь в организации колхоза оказал первый комсомолец Ахметшин Юнус (погиб в Великой Отечественной войне). Вскоре председателем   колхоза избрали Марданшина Ахметвали, который работал с   1927-1930 годы председателем сельского совета. А председателем стал Ахметшин Мубаракша. После   долгих бесед, пропаганды первоначально заявление в   колхоз подали 368 хозяйств, но вскоре по наущению кулаков 350 хозяйств забрали свои заявления. В колхозе остались только 18 семей, объединив свои усилия, они дружно провели посевную, окончив ее к 1 маю. Осенью получили высокий   урожай,   гораздо выше, чем в единоличных хозяйствах. Осенью колхозники на подводах с транспарантами, с семьями отправились на праздник урожая в деревню Каенлы. Все это подвигло на то,   что в колхоз начали вступать бедняки.


 В 1931 годах начинается первый этап выселения и раскулачивания кулаков. Не все гладко происходило и с раскулачиванием и организацией колхоза. Были попытки расправы с Ахметшиным Мубаракшой (стреляли в окно его дома), Галиуллина Нурлыхыда боролась за возвращение кулаков в свои дома, а Хабиба   организовала группу для расправы над активистами села. В помощь активистам деревни из   Каенлов     приезжает двадцатипятитысячник Кузнецов он агитирует за вступление бедняков в колхозы, клеймит врагов большевистской власти.
Для выселения были   определены две категории кулаков:
 1 категория: семья Кабирова Касима, семья Фазлиахметова Сахапа и семья Биктимирова Исхака.
2 категория : семьи Федорина Ильи , Малахова Нестора,Фазлиахметова Нури, Сахапова Габдельбарыя , Фазлыахметова Амирхана,Хузиахметова Исмагиля. Их выслали из села в1931 году. Многие из них потерялись. Умерли в село возвратились лишь некоторые. Семья Фазлыахметова Амирхана, дочь Гайша   Кабирова Касима.
В колхозе тем временем налаживается жизнь организуются бригады назначаются бригадиры Зайнуллин Жамиль, Галлиев Шайхеразый .Амирханов Фахразый, Шестаков Илья. Возделываются такие культуры как зерновые ,лен.
 Культурное развитие села желает лучшего , народ безграмотен. Организуются ликбезы среди взрослого населения, открывается первая светская школа . где учителем назначена Мухаметзянова Оркыя . Вскоре для ликвидации безгамотности из деревни Шипки приезжает молодой парень Хисматуллин Салих.Наряду с обучением людей ?/ они ведут просветительскую работу организуют первые комсомольские ячейки.1931 году также в klthtdyt организуется первая партийная организация Секретарь партячейки –Федоров Иван,члены Марданшин Ахметвали,Карабаев Михаил,Плотников Яков.Марданшин Махиян,Зайнуллин Жалиль.
Жизнь все стремительнее идет вперед, новые задачи новые цели.
Колхоз «Кызыл тау»  5 марта 1957 года реорганизуется    и присоединяется к   совхозу «Прикамский » председателем совхоза в то время является Растачков Николай Михайлович, а   управляющим  отделением «Кызыл тау « назначен Ахметшин Миннехужа Мубаракович.   1967 году 16 февраля отделение «Кызыл тау» вновь отделяется от совхоза «Прикамский» и реорганизуется в совхоз «Родина» директором назначен Шакиров Габдельхак Шакирович.управляющий Хайруллин   Нурулла Хайрулович. В основном хозяйство налегает на животноводчество не забывая конечно и о земледелии.    В 971 году из старой школы школьники переходят в новую двух этажную школу.
Не    обошла нашу деревню и война 497 мужей, сыновей, отцов ушли на фронт вернулись лишь 201 человек. Как из маленьких ручейков сливаясь в одну реку вода становиться могучей рекой, так из маленьких деревень   сливаясь страна становиться могучей державой.
 (Автор: Хазипова НАТАЛЬЯ НИКОНОРОВНА)


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО
Команда Кочующие.
http://ntrtv.ru/
http://www.islamtat.ru/
http://www.panoramio.com/
http://www.ite.antat.ru/
http://www.proshkolu.ru/

ВложениеРазмер
Uratma.jpg87.68 КБ
Uratma (1).jpg61.63 КБ
Uratma (2).jpg129.74 КБ
Uratma (3).jpg127.61 КБ
Uratma (4).jpg104.5 КБ
Uratma (5).jpg117.29 КБ
Uratma (6).jpg47.43 КБ
Uratma (7).jpg66.71 КБ
Uratma (8).jpg119.5 КБ
Uratma (9).jpg58.66 КБ
Uratma (10).jpg55.12 КБ
Uratma (11).jpg57.68 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.