В поисках форели

 

      Форель – рыба из семейства лососевых, единственный местный представитель рода Salmo в средней полосе – ручьевая форель, теоретически обитает в холодных и чистых быстротекущих ручьях и речках. 
Основными литературными источниками для поиска форели являются бессмертный труд Л.П. Сабанеева и сборник «Животный мир Татарстана». Любопытно посмотреть на «Красную книгу РТ», но ее почему –то никто не видел.

      Татарстан, а вернее Казанская губерния у Сабанеева упоминается неоднократно, в главе про форель особое место уделяется холодным притокам Камы и верховьям Свияги, к сожалению экологическая обстановка с тех пор слегка изменилась и не в лучшую сторону.

      В настоящее время верховья Свияги находятся на территории Ульяновской области, что достаточно далеко от Казани и требует времени, для разведки. А вот притоки Камы вполне доступны для однодневных выездов. 

      Любая экспедиция начинается со сбора информации. Прошлой зимой я выделил на карте район предполагаемых поисков, основной критерий – малонаселенность бассейна , удаленность от сельхоз. объектов – ферм, МТС как основных источников загрязнения воды.

       Выделив четыре речки начал расспрашивать друзей и знакомых, имевших вблизи интересующих меня рек дачи или родственников в деревнях, одну речку вычеркнул сразу – в ней периодически промывали цистерны молоковозов.

       В следующей от города речке в районе лесной деревушки многие безуспешно пытались ловить неких рыб, но они отказывались от любой насадки, при проверке эта неуловимая рыба оказалась язем – крупным и сильным, но сейчас речь не об этой чудесной рыбе.

       Осталось две речки: в одной якобы кто-то вентерем когда –то поймал форель на 800 грамм. Речушка оказалась мелким ручейком текущим через непролазную чащобу, все попытки ловить в ней спортивными снастями, а уж тем более нахлыстом – оказались практически невозможными, если форель в этом ручье и водится, то поймать ее можно только в ловушку, а это для нас неприемлемо.

       Последняя речка - Берсут упоминается как место обитания форели и в справочнике «Животный мир Татарстана» и в Татарском энциклопедическом словаре, про наличие в ней форели я слышал очень давно и даже выезжал на нее несколько лет назад – наловил кучу всяких рыб, но форели не видел.

       И вот мне рассказали про человека, имеющего дачу недалеко от одного из притоков Берсута в котором он постоянно ловит форель, причем охарактеризовали его, как большого знатока природы и ревностного борца с браконьерством. Встретившись с этим «натуралистом» я с ужасом узнал, что он раньше охотился на форель с вилкой, привязав ее к палке, а сейчас рыбы стало меньше и приходится ловить на муравьиные яйца, пуская их поверху, рыбка мелкая, но вкусная. Водится по всей реке.

        Приток оказался даже не речкой, а скорее ручьем шириной от силы метра полтора, петлявшим по безлюдному оврагу, образованному двумя грядами высоких холмов. Все берега речушки густо поросли кустарником и крапивой, переплетенными вьюнками, поэтому можно пройти только по руслу, но завалы из поваленных деревьев создают непроходимые преграды, дно песчаное с вкраплениями галечника. Глубина достигает одного метра. На всем протяжении вода кристально чистая и просматривается до дна. На дне просто колонии ручейников в домиках из прошлогодних листьев и хвоинок. Приятная особенность этой речки – крупные и чрезвычайно свирепые комары.

        Метрах в ста от места впадения в Берсут речушка делает крутой поворот и образует плес шириной около двух метров и глубиной сантиметров двадцать, в воде видна стайка мелких рыбешек, подбрасываю им имитацию комарика на крючке № 18 – рыбки атакуют мушку и не могут взять – крючок велик. Меняю мушку на меньшую – результат тот же, после часа безуспешной ловли с использованием десятка мушек – клевало на все, но не засеклось ни одной, применяю неспортивный прием – ставлю просто крючок № 22 и насаживаю на него ручейника, вынутого из домика, с пятого или шестого раза вытаскиваю рыбку очень похожую на форель, но… хотя ее и называют по Сабанееву форелькой - это гольян, даже не родственник форели, а просто внешне схожая с ней рыбка, жадина схватила ручейника не засекшись на крючок и просто повисла на насадке.

      Становится ясно какую «форель» ловят местные жители. Продолжая продвигаться вверх по реке, складываю снасть, хотя у меня относительно короткое удилище длиной два с небольшим метра, идти с ним очень трудно. Теперь я понимаю для чего изготавливают нахлыстовые удилища длиной 130 см., конечно удобнее всего для такой ручьевой ловли телескопическое удилище, при передвижении его можно убрать в рюкзак, а в рабочее состояние оно приводится за несколько секунд, к сожалению, в Россия таких удилищ я никогда не встречал. Кстати о снастях: удилище у меня «Fenwick HMG» четвертого класса, двухколенное, катушка простейшая по конструкции, но цельнометаллическая «Daiwa Altmore», шнур Lee Wolf TT 4|5 I Clear, то есть прозрачный шнур с нейтральной плавучестью, с торпедой треугольной формы. Прямо к шнуру привязан конический подлесок 3х из флуокарбона и поводок 0.12 мм из того же материала. Основные мушки – имитации личинок ручейников и поденок, комариков и муравьев, большую часть флайбокса занимают имитации ручейника с головками из латунных и медных бусин. Жилет при такой рыбалке не нужен, коробка с мухами, бобина с поводковым материалом, реппелентый крем и швейцарский нож разложены по карман камуфлированной штормовки из Gore-Tex. Дышащие вейдерсы из того же Gore-Tex, поверх них ботинки с подошвой типа Вибрам. Никаких корзин и подсачеков естесственно не нужно, форель если и поймаю, то отпущу. Пройдя вверх около километра дважды видел стайки гольянов, причем одна распологалась в небольшом заливчике и на вид в ней было несколько сотен рыбок.  

       Дойдя до места, где река делает поворот под прямым углом и образует довольно глубокий омуток, я увидел несколько довольно крупных рыб. С первого же заброса рыба уверенно схватила имитацию ручейника с золотой головкой, после нескольких секунд вываживания я держал в руках довльно увесистую рыбешку, но не форель. Серебристый окрас и довольно бледно окрашенный плавник выдают в нем хариуса европейского. Очень трудно описать захватившие меня эмоции, поймать хариуса в 120 км. от Казани, это знаете ли не уклейку гонять, отпускаю красавца в воду, забрасываю еще раз, но во взмученной воде ничего не видно и рыба не клюет. Продвигаюсь вверх, метрах в двухстах выше вижу еще одного хариуса, этот значительно крупнее первого, но и стоит так, что не подойдешь, между двух ветвей коряги и под нависающими кустами. Пройдя еще с километр дохожу до истоков речки – несколько ручейков журча по камушкам сливаются в больший, чуть ниже впадает еще один, потом еще – так и начинается речушка. Солнце уже клонится к горизонту, а мне еще идти до машины и часа два ехать по трассе. На обратном пути снова облавливаю удачный омуток, пяток хариусов поменьше, один к сожалению взял мушку глубоко взаглот, пытаюсь освободить с помощью веточки, но нежная рыбка не выдержала и погибла, ладно будет что показать людям неверящим в наличие лососеобразных в Татарстане. 

       Решив срезать поднимаюсь по склонам оврага, нахожу заброшенную лесную дорогу и добираюсь до машины за полчаса, а вверх шел часа четыре, здорово же петляет эта речушка.
 

 

 

      Итак смело и со всей ответственностью утверждаю, что хариус в Татарстане есть, а вот, что касается форели, звонил тут один приятель, так он говорит, что на той стороне Камы в одну речку впадает ручей, а в нем….

 

 

 

Комментарии

Отправить комментарий