Сплав Чирка–Кемь (Чирко-Кемь) – от Челгоозеро до Борового

Команда Кочующие - Сплав Чирка–Кемь (Чирко-Кемь) – от Челгоозеро до Борового

 

Краткий отчет Кочующих сплава по реке Чирка-Кемь – лето 2012 года.    

 

Первая часть отчета – здесь!!!          

Вторая часть отчета о походе – здесь!!!           

 

Также дополнительная фотосессия похода – здесь!!!

 

Третья часть похода – здесь!!!

  

На этом участке мы попали под конкретные дожди, мало того, потом узналось, что в некоторых местах в Карелии были настоящие потопы. А около устья реки Кемь буквально смыло одну деревню!

Уровень воды в речной системе поднялся на метр, что для Карельских вод – очень много!  

                 

 

 

Таким образом, 9-й день похода (08.08.12г.) у нас был самым сложным из всех ходовых дней, так как почти весь день шёл дождь, и мы проходили самые сложные пороги!

В этот день нам предстояло буквально пролопатить 13 км. озера Тахко-ламбина.

В общем, был достаточно напряжный день!

 

Участок реки от оз.Челгозеро до П26 "Хауда" (97-й км | 5 км).

От озера нужно держаться левой протоки, правая - тупиковая. Через 1-2 км по ходу реки находится новый ж/д мост, который отсутствует на карте (и в большинство описаний его тоже нет). Этот мост построен в 2001г до пос.Ледмозеро, и является скорее всего одним из пунктов подготовки к строительству недалеко от р.Чирка-Кемь АЭС. Так нам сказал местный рыбак…

За этим мостом встретятся несложные П24 "Нахко" и П25 "Лоухи-1", проход без осмотра. Далее будет автомобильный мост лесовозной дороги, под ним несложный перекат. Совсем немного остается до порога "Хауда".                     

 

 

П26 "Хауда" 2,5 КС (102-й км | 100 м).

Наконец-то первый многоводный порог 3 КС.  Порог состоит из двух сливов. Первый проходится по правому берегу, далее чуть смещаясь к центру сливаемся во второй слив - основной, с валами до 1 м. Под сливом бочка и, по моему, камни. После основного слива река шиверной дугой уходит налево, уже ничего серьезного нет.  Осмотр порога, и страховка справа. На том же правом берегу есть стоянка. Далее через пару километров будет связка порогов П27 "Кривой" и П28 "Тахко-падун".

 

 

П 27 "Кривой" 3 КС (104-й км | 250 м).

Ориентир порога - грохот воды, высокий скальный ряж справа. Встать на стоянку/осмотр можно как на правом, так и на левом берегу перед порогом. Порог расположен на левом повороте вдоль высокой скалы справа и невысокой слева. Вначале порога небольшие сливы и мини-бочки, на выходе мощный слив с бочками. Под порогом небольшой залив. Через 200м начинается водопад П28 "Тахко-падун", поэтому совершенно необходимо выставить нижнюю активную страховку (у нас это был катамаран). Страховка с берега нецелесообразна, но мы на всякий случай выставили внизу сигнальщика для точного захода в слив. Заход в порог под правым берегом (слева мель и камни), далее, прыгая еще в один слив можно уйти либо к левому берегу (оставив камень посередине реки справа) - в небольшую бочку, либо продолжать идти по правой струе. Все пути ведут к левому берегу в конце, где и начинается выходной слив. Далее можно пристать к правому берегу - на высокой скале есть стоянка с отличным видом на "Тахко-падун".

 

 

 

П 28 "Тахко-падун" 3 КС (105-й км | 100 м).

Это порог водопадного слива около 2 м. (при дождях уровень реки рос, поэтому слив был даже больше, мощнее была и бочка после слива).  По всей длине чаши идут продольные скальные образования, между которыми и осуществляется прыжок.  Осмотр и страховку лучше осуществлять слева, обнос и проводку - справа. Слева от котла есть ряж, под ним камни, с которых удобно страховать и сигналить.

Вариант для байдарок: заход по левому берегу, сильно прижавшись к ряжу (ну что бы веслами можно было грести), перед самым котлом, вдоль камней слева резко вывести нос байдарки направо, и прыгать. Самое сложное в этом случае удержать равновесие внизу - в пене котла, т.к. там необходимо выправить байдарку вдоль течения.

После пены в русле есть еще пару обливняков, их проходить либо по центру, либо справа от них. Катамараном мы заходили  посередине котла без особых проблем. Передних гребцов обливает полностью – с головой, кат пробивает бочку, надо только разогнаться.

Жаль, что был дождь, поэтому кататься на Падуне не стали, также  не фоткали порог со скального берега, погода была не та.

Справа под порогом можно устроить стоянку.

На левом берегу находится платная турбаза.

 

 

 

Участок реки от П28 "Тахко-падун" до впадения р.Няугу (105-й км | 16 км).

Сразу после П28 начинаются длинные красивые озера - Верхнее и Нижнее Тахколамбины.

Живописный лесистый участок, хорошо идет рыбалка, много ягод и грибов.

Хорошие стоянки есть на острове Верхней Тахколамбины, на левом и на правом берегу в конце Нижней Тахколамбины в районе ур.Келлогора. Через 1 км после окончания последнего озера, в р.Чирка-Кемь слева под углом 130-140 градусов впадает р.Няугу.

 

Мы шли этот длинный участок под дождем, и ещё со встречным ветром!

Измотались и замерзли на полную катушку!

На ночевку встали около впадения р.Няугу.

 

 

 

 

10-й день похода (09.08.12г.) утром долго сушились. Немного моросил дождичек, но потом погода стала исправляться, хотя почти до вечера было пасмурно.

 

Участок реки от впадения р.Няугу до П33 "Никутный" (121-й км | 19 км).

Через 1 км после впадения р.Няугу идет связка Ледмозерских порогов 2 КС.

Заход в П29 "Ледмозерский-1" под правым берегом (слева мелко), есть небольшие минибочки на входе, далее по основной струе и валам (камней не обнаружено), ближе к левому берегу, не попадая в прижим к ряжевой стенке левого берега. Длина порога- 75-100 метров. Чалка у правого берега прямо у порога, осмотр там же, но тропа не очень удобна и много кустов. Через 800-1000 метров порог П30 "Ледмозерский- 2". Осмотр и чалка с левого берега. Заход по центру, далее по основной струе, на выходе есть бочка (перед ней некоторые могут усмотреть слив около 50 см), после нее высокие валы. Не надо прижиматься к левому берегу, где есть достаточное количество мелей. Длина порога- 100 метров.  

Сразу после порога справа и слева есть хорошие оборудованные стоянки (включая баню). Далее следует около 12 км плеса, сначала река разливается в круглом заливчике 400х800 метров, в котором есть несколько заболоченных травянистых островков. Наиболее кратчайший путь прохождения - держаться правого берега.

Через 3-4 км плеса левый берег представляет собой заболоченный березняк, а справа - большая каменная плита-платформа, уходящая в воду. Сразу за ней можно чалиться на стоянку. Слева под углом 90 градусов впадает приток Хяме. После него слева расположен островок, а через 500 метров слева впадает следующий приток - Растас, после него (100-150 метров) слева песчаный пляж и стоянка.

Далее река поворачивает направо на 90 градусов и через 1 км по правому берегу избушка и сарай. Река опять широкая, еще около 4 км лопаты. Далее в течение 1 км река течет среди многих мелких травянистых островков (ситник и осока) и постепенно сужается; делится на две протоки (идти правой) и поворачивает направо, потом изгибается влево - порог П31 Кильбо (I кс). Никакой сложности не представляет, идти без просмотра, по струе.

Даже в нашу воду и этот, и следующий порог П32 "Омос" (на самом деле перекат) были залиты. Через 1.5 км слева видны остатки ряжа, справа небольшой каменистый заливчик, удобный для чалки. Это ориентиры порога П33 Никутный (или Никутт).

 

 

Участок реки от П33 "Никутный" до П42 "Рокконе" (140-й км | 8 км).

Этот участок представляет собой сплошную череду порогов. Внимание заслуживает только П33, П42 и может быть П41. П33 "Никутный" 2,5 КС замечателен своей большой бочкой на входе и такими же, но чуть поменьше бочками и валами на выходе.  Протяженность порога 300-400 м. Вход по центру через основную бочку, либо во валу края бочки, далее по основной струе можно по желанию пройти еще одну бочку у левого берега, или пройти по центру на выход (там немного мелко). Страховку можно осуществлять с левого или правого берега сразу после бочки, или внизу порога в улове слева. Осмотр и чалку лучше проводить слева (там где ряж). Сразу после порога справа есть средненькая стоянка.

Далее река немного петляет и через 1 км расположен порог П34 "Железные Ворота" П34 имеет 5 ступеней (порог и 4 переката) входная ступень более мощная, есть валы и минибочки. Можно идти без просмотра (длина 50 метров), далее на протяжении 300-500 метров еще 4 ступени из перекатов, есть довольно много камней, но можно идти по основной струе даже при низкой воде.

Далее река делится на протоки (идти в левую), в них П35 "Островной порог" (50 метров, I кс, бурный перекатик, проход по основной струе и валам без просмотра). При проходе по левой протоке сразу после порога вправо уходит заливчик с песчаным выходом, направо уходит еще одна протока, а в самом заливчике 3 травянистых островка, по заливчику идти прямо. На выходе из него порог П36 "Битуш" (I кс), длина 100м, идти по основной струе по валам, на выходе слева в воде лежит большой скальный обломок неправильной формы. Небольшое расширение, около 0.5 км, затем русло сужается, а река поворачивает влево, перед поворотом в русле остатки плотины (несколько камней и бревна) – ориентиры порога П37 "Грядовый". Идти по центральной струе мимо обломков плотины. Если хочется просматривать, то с правого берега. Далее встретится перекаты П38 "Раух", П39 "Ручей" и П40 "Грядовый", проход без осмотра. Стоит обратить внимание на П41 "Елоха" - 2 КС, который начинается через 100м после П40. Основная опасность - налететь на камни в выходном сливе, ибо течение там мощное. Главное, что через 200 м начинается серьезный порог П42 "Рокконе", и что бы не улететь в него, требуется поставить активную страховку под П41. Осмотр справа, идти по струе.

 

 

П42 "Рокконе" 3 КС (148-й км | 300 м).

С виду начинается как обычный перекат, но шум воды и заметное падение реки должны вас убедить в обратном. Осмотр и чалка в каменном заливчике справа. Заход в порог под левым берегом, затем смещаясь к центру. Порог длинный с большими валами. Страховку лучше осуществлять под порогом, т.к. основная сложность порога именно в выходе, хотя конечно, можно кильнуться и в центре порога. Как видно из схемы, основная струя разбивается о груду камней на выходе. Путь II гораздо безопаснее, но с правого берега практически не читается. Путь I технически сложнее: идущие друг за дружкой бочки и выходной слив 0,5 м ЧЕРЕЗ бульники, на которые несет основная струя.

 

 

 

 

Далее после порога встречается заболоченный остров. Идти правым вариантом. Река поворачивает налево, правый берег очень высокий, с песчаными пляжами, по нему на протяжение 500 метров есть по крайней мере 5 хорошо оборудованных стоянок с банями и этническими поделками туристов.

 

Мы встали в этом месте на дневку, чтобы обсушиться после дождей и холодных дней.

11-й день похода (10.08.12г.)  была дневка – все снова сушились.

Здесь есть стационарная баня, которую можно с утра заказать – на вечер. Цена в принципе не большая, тем более, что в баню можно идти аж вдесятером, если париться и мыться по очереди.

Купаться можно тут же в реке – есть удобная лестница.

 

 

Ниже по реке есть  самодельная баня,  белорусы её ремонтировали и потом топили.

На стоянке есть и магазин (при бане), есть пиво, продукты, иногда завозят хлеб, есть лимонад, консервы, чипсы. Цены двойные, так  как дорогая доставка! У хозяина магазина можно узнать телефоны водителей, кто возит туристов от Борового до станции.

У реки есть волейбольная площадка – мы играли в волейбол.

 

Тут же познакомились с еврейской командой из Израиля – народ сюда ездит каждый год (конечно, это советские бывшие граждане).

 

 

 

12-й день похода (11.08.12г.)  - последний день сплава. Погода стала ясной и тёплой.  И мы без труда дошли до конца маршрута.

 

 

 

Участок реки от П42 "Рокконе" до П53 "Горшок" (148-й км | 12 км).

Дальше появляются острова, которые называют Старое Сосно. Хороший, но длинный вариант - вернуться против течения к развилке, и пойти вокруг острова СЛЕВА. Там несколько перекатов П43-45 "Сосновые пороги", но воды значительно больше, чем справа от острова. Если пойти вокруг острова справа, то рукав уткнется в жутко-мелкий порог. С воды читается проход влево, но там плита и мель, лучше идти в перекатик справа (потребуется проводка) - длина 50 метров. Далее ступень длиной 100 метров с несколькими бочками (мелкие), быстрым течением и большим количеством камней в русле, требует маневра. Далее по ходу встретится еще пару несложных перекатов П46-П48. Примерно через 1,5 км река делится на несколько проток, разных по количеству воды - "Сотые острова", или острова Шалсари. Не знаю, какой путь вернее, мы прошли разными: и просто по самым правым протокам, и через середину. В середине на некоторых островах есть стоянки. Вообще заблудиться там тяжело - течение одно. Через километр после островов начинается участок простых перекатов, который так же лучше проходить в первой половине дня, когда солнце не слепит глаза. После простых перекатов П49 "Елисей" и П50 следует километровая шивера П51 "Олений" (2 КС), которую мы так же прошли без осмотра. В русле много камней, остатки ряжевых стенок, идти по основной струе, осмотр нецелесообразен. Сразу за ней простой перекат П52 "Лоухи-2", проход без просмотра, и через 200м порог П53 "Горшок".

 

 

Участок реки от П53 "Горшок" до пос. Боровой (160-й км | 5 км).

Порог П53 (2,5 КС) последнее серьезное препятствие на маршруте. Ориентиры - каменистый заливчик и ряж справа, в глубине в лесу - избушка. Осмотр справа. По середине порога лежит большой ряж, проход справа от него, слева - мели. Вход по центру, далее уходить ближе к центральному ряжу в слив, образованный камнями и по-моему остатками бревен, затем быстро смещаться к правому берегу (там тоже ряж), и идти по валам (слева на выходе обливняки, не читаемые с воды, и мели). Протяженность порога 150 м. Через километр будут последние П54 и П55 - простые перекаты, после которых 4 км плеса до пос.Боровой. На этом участке стоянки есть как на правом берегу, так и на левом, ближе к поселку, но уже грязные. Перед поселком заливчик, затем река делает зигзаг влево-вправо. В этом месте на правом берегу можно встать на стоянку. Чалка лучше всего сразу после первых строений-сараев на полянке после песчаного пляжика слева (видна линия электропередач), туда подходит дорога из деревни (500 метров) и от станции (1 км, идти через деревню). Впереди виден грязно-красный автомобильный мост.

 

 

13-й день похода (12.08.12г.)  - антистапель. Погода стала ясной и тёплой.  Разборка и сушка судов и палаток, местные продали нам чернику. Также предлагают транспортные услуги. В магазине в поселке можно купить  продукты.

 

 

Общая оценка,  впечатления

Давным-давно эта река считалась самой спортивной в Карелии. Давали ей оценку не ниже 4 КС. Кроме того, там, говорили, очень красиво. Именно это и послужило основными критериями, по которым мы выбрали эту речку.

 По сложности -  на 3-ку тянут от силы 3-4 порога (по-моему). Катамаранам там особо делать нечего - много длинных плесов, а пороги можно не смотреть. Заслуживает внимания один Тахко-бадун, но и тот не требует техники.

Радует разнообразие вариантов подъезда. Прослеживается тенденция - чем меньше ты хочешь плыть по реке, тем дороже заброска (логично). Мы выбрали дешевый вариант, зато прошли реку от начала до конца.

В начале река мелкая и шкуродерная, сидели много. Нам встретились 3 многовековых завала - обносы неизбежны (30-50 метров). Напрягает! Но там в верховьях – самая отличная рыбалка, можно даже специально делать рыбную дневку. 

Из всех порогов, которые в лоции (причем 2001 года) были обозначены как 3-ки или 4-ки, таковых на наш взгляд всего несколько, причем ни один из них на 4-ку не тянет. Так что постигло некоторое разочарование - нормальных порогов из 55 препятствий всего 3-4.  

Есть длинные плесы и озера - так что "лопаты" не избежать. Катамарану особенно. Зато на этих озерах отличные стоянки с пляжными косами и соснами.  

Зато рыбы полно, ягод – завались (черника, голубика, брусника и даже морошка). Грибов поменьше, но тоже есть. Рыба ловилась  на спиннинг и на удочку! 

Слухи о пограничниках не оправдались. Паспорта проверяли только в поезде, а на реке  и на стапеле к нам никто не подходил. 

 

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:

В статье использован материал из отчета туристской Команды Московского городского совета по туризму и экскурсиям - Автор: Дмитрий Алев.

Фото Кочующих.         

 _

 

Комментарии

аватар: Лоцман

Капитану

 Ахат фотографии хорошие, и народ их конечно должен видеть, но если что у меня разряд по фехтованию никуда не делся. Да и по бегу и стрельбе тоже.

 Так что если что - обращайся.

аватар: Кэп

бывает...

прошу прощения...

сразу не разглядел...

аватар: Рим

Красивейшие  места. Фотографу

Красивейшие  места. Фотографу зачет.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru