Река Шексна

Река Шексна

На огромном четырехпалубном теплоходе «Георгий Жуков» в 2000 году наша Команда поднялась по Волге до Рыбинского водохранилища, а потом вошла в реку Шексна.
Так начался наш северный путь  - в сторону Онежского и Ладожского озер, и в сторону Питера.
Путь этот называется Волго-Балтийская система, а строить её начали задолго до революции. 
Самым уникальным местом этой системы – является Белое озеро в Вологодской области, и Кирилло-Белозерский монастырь, о котором мы расскажем отдельно!
Сама река уникальна тем, что при создании водохранилища, она сократилась более чем в три раза, поставив своеобразный рекорд в России уменьшению естественной географической длины. Тем не менее, эта река поражает широтой, многоводностью и живописными берегами!

 

                                     село Крохино, исток Шексны, Белое озеро                                    Белое озеро

Шексна́ — река в Вологодской области России, левый приток Волги. Длина 139 км, площадь бассейна 19 тыс. км². 

Берёт начало из Белого озера, впадает в Рыбинское водохранилище. Местность по берегам реки носит название Пошехонье.

До середины XX века река имела длину около 395 км, но в настоящее время в качестве реки сохранилась только на небольшом отрезке от посёлка Шексна до города Череповца (это крупнейшие населённые пункты на ней), поскольку верхнее течение реки затоплено Шекснинским водохранилищем, а нижнее Рыбинским водохранилищем. 
Сохранился также небольшой участок старого русла Шексны в Рыбинске у её исторического устья — между Рыбинской ГЭС и Волгой.

Питание преимущественно снеговое. Среднегодовой расход воды — в 28 км от устья 172 м³/с. Замерзает в конце октября — декабре, вскрывается в апреле — начале мая.
Входит в состав Волго-Балтийского водного пути и Северо-Двинской водной системы. На реке 2 гидроузла — Шекснинская ГЭС и Рыбинская ГЭС.

Ранее Шексна была богата рыбой. Ещё в XIX веке в реке вылавливали стерлядь и везли её в огромных бадьях на санях в Санкт-Петербург к царскому двору. В XX веке, особенно после строительства плотин, водохранилищ и Череповецкого металлургического комбината рыбные запасы реки значительно сократились.

                                         Горицкий монастырь на реке Шексна                                    Река Шексна

Притоки (км от устья]
4 км: река Чуровка (лв)
5,7 км: река Божай (Божайка) (пр)
12 км: река Чурова (лв)
18 км: река Улома (лв)
47 км: река Ковжа (пр)
54 км: река Гнилуха (лв)
57,5 км: река Сизьма (лв)
58,4 км: река Кишма (Большая Кишма) (лв)
59 км: река Славянка (лв)
67 км: река Низдобка (пр)
72 км: река Рябинка (пр)
75 км: река Узбойка (пр)
77 км: канал Северо-Двинский (лв)
84 км: река Гремиха (Питинка) (пр)
88 км: ручей Киченово (Савкин) (пр)
100 км: река Каргач (пр)
113 км: река Понжа (пр)
127 км: река Бородава (лв)
128 км: канал Белозерский (пр)
131 км: река Пидьма (лв)

 

                                   Волго-Балтийская водная система               Река ШекснаРека Шексна

Происхождение названия
М. Фасмер пишет, что происхождение гидронима Шексна неясно, однако предлагает сравнить его с фин. hähnä «дятел», эрз. šekšej «пёстрый дятел» и др.
На сегодняшний день наиболее актуальной является балтская версия происхождения гидронима. Как пишут Д. А. Мачинский и В. С. Кулешов, ссылаясь на сообщение Ю. В. Откупщикова, название Шексны укладывается в балтийскую словообразовательную модель: Šek-sn-à, сравни лит. šèkas «пёстрый». Данная гипотеза (если она верна) говорит о значительной доле балтских племён в дославянском населении Пошехонья (об этом же свидетельствует и балтское происхождение названий рек Суда, Молога и др.)
Помимо Шексна, народным названием реки раньше было Шехна (отсюда Пошехонье).                              Река Шексна

Исторические сведения
В X—XIV веках у истока реки стоял древний русский город Белоозеро, первоначально находившийся на северном берегу Белого озера и известный с 862 года. Впоследствии в XIV веке город был перенесён на место современного расположения, в XVIII веке переименован в Белозерск, сейчас районный центр Вологодской области.
В устье Шексны, при впадении её в Волгу, в XI—XIII веках стояло крупное торгово-ремесленное поселение Усть-Шексна (ныне — территория города Рыбинска).
На берегу реки в селе Горицы (в 6 км от Кирилло-Белозерского монастыря) расположен Горицкий Воскресенский монастырь.
В этой реке утонул Дмитрий Иванович, наследник Ивана IV.

Ефросинья Старицкая 20 октября 1569 года вслед за убийством Иваном Грозным её сына Владимира Старицкого и большей части его семьи, по царскому приказу была утоплена в Шексне вместе с сопровождавшими её монахинями (в их числе была невестка царя Иулиания (в иночестве Александра), жена его родного брата Юрия) и слугами.

В начале XIX века, после строительства Мариинского канала, Шексна стала оживлённым водным путём, по которому осуществлялся подвоз зерна и других припасов в Санкт-Петербург, а также экспорт пшеницы в Европу (см. Мариинская водная система). Только начало железнодорожного строительства ослабило значение этого транспортного коридора.

                                          плотина Николая II на Шексне,  начало 20 века                        Река Шексна

МАРИИНСКАЯ ВОДНАЯ СИСТЕМА
Марии́нская во́дная систе́ма — водная система в России, соединяющая бассейн Волги с Балтийским морем. Состоит как из природных, так и из искусственных водных путей. Основной искусственный элемент системы — Вытегорский канал. Остальные каналы были обходными.
Строительство водного пути было необходимо Российской империи для снабжения Петербурга (как столицы и крупнейшего по населению города) хлебом, древесиной и другими продуктами, доставлявшимися через Рыбинск вверх по Волге. Для торговли зерном в Рыбинске была устроена Хлебная биржа. Впоследствии по Мариинской системе осуществлялся экспорт пшеницы в Европу.
Строительство системы протяженностью 1145 км происходило в царствование Павла I и его сына Александра (всего заняло 11 лет). В советское время реконструированная система получила название Волго-Балтийский водный путь им. В. И. Ленина.
Участок Мариинского пути между Вытегрой и Шексной. Схема из словаря Брокгауза и Эфрона.
Протяжённость составляла 1145 км, на пути следования. От Рыбинска до Санкт-Петербурга в среднем можно было добраться за 110 суток. При этом надо было миновать 28 деревянных шлюзов.

                                                                               Река ШекснаРека Шексна

Вся система имела следующий вид:
Шлюзы на Ковже — св. Константина, св. Анны и один полушлюз.
В 9 км от св. Анны прорыт соединительный канал до деревни Верхний Рубеж. На канале 6 шлюзов.
Водораздельным пунктом было Маткоозеро.
На Вытегре 20 шлюзов. Все шлюзы имели длину камеры 32 м, ширину 9 м и глубину на пороге 1,3 м.
Питание системы из Ковжского озера, для чего его уровень путем преграждением плотинами на Ковже и Пурасе был поднят на 2 метра.
Для безопасного сообщения вокруг озёр Белого, Онежского и Ладожского — которые часто штормит — были прорыты обходные каналы:

Сясьский канал длиной в 10 км строился 36 лет, с 1765 по 1802 годы. При Александре II расширен и модернизирован.
Свирский канал длиной 53 км строился в 1802-10 гг. Модернизирован почти одновременно с предыдущим, после чего переименован в честь Александра III.
Онежский канал. Его строительство началось в 1818 году начали на участке от р. Вытегры до урочища Чёрные Пески. Длина канала 20 км. От Чёрных Песков до Вознесенья рыли до 1852 года.
Белозерский канал открыт в августе 1846 года. Проходил южным берегом озера габаритами: ширина по дну 17 м, глубина 2,1 м, длина 67 км. Имел два шлюза со стороны Шексны — «Удобство» и «Безопасность», и один со стороны Ковжи — «Польза».

                                                      Река ШекснаРека Шексна
ИСТОРИЯ ВОДНОГО ПУТИ
К практическому осуществлению замыслов Петра I приступили в конце XVIII века. Для определения безопасного кратчайшего пути были проведены изыскания между Кубенским озером и рекой Шексной. Глубокая долина (по которой извивается река Порозовица) и почти непрерывный ряд мелких озер (следующих от истока Порозовицы по направлению к городу Кириллову) указывали наиболее удобный путь для канала. Изыскания на местности, произведенные в 1798 году, подтвердили это предположение. При этом имелось в виду, что выход водной системы из Сиверского озера в реку Шексну должен осуществляться в районе деревни Звоз - и тогда суда, выходящие в Шексну, миновали бы самую порожистую её часть. Предположения изыскателей легли в основу "Представления", с которым канцлер граф Румянцев обратился к Александру I и получил монаршее "утверждение". Однако обстоятельства внешней и внутренней жизни страны не позволили в тот период составить даже проект канала - и идея оказалось нереализованной. 
    Новый толчок к осуществлению замыслов был дан в 1818 году - когда потребовалось доставить к Архангельскому порту для кораблестроения 86268 пудов дуба из южных губерний России. Перемещение такой большой партии древесины оказалось связано с большими затруднениями. До Усть-Угольского (селение на правом берегу Шексны в 285 верстах от Рыбинска) дуб дошел водой на судах и зазимовал. Оттуда гужом по лесным проселочным дорогам дубовые кряжи были доставлены в верховья реки Вологды, по которой с открытием навигации сплавлены к Архангельску на специально построенных барках. На реке Вологде, выше губернского города в то время было много водяных мельниц - поэтому для провоза древесины потребовалось разбирать до семи мельничных плотин. Дуб прибыл в Архангельск только на следующий год и обошелся правительству чрезвычайно дорого. Между тем, поставки древесины на судоверфи предполагались и в дальнейшем. Нужно иметь также в виду, что кроме дерева, Архангельску требовались различные металлические изделия для кораблей, многие из которых тоже поступали с Волги. 

                                                работник канала, начало 20 века                              Река Шексна

    Эти обстоятельства заставили в 1823 году вновь провести изыскания по намеченной в 1798 году трассе. В осмотре местности и составлении проекта принимал участие герцог Александр Виртембергский, являвшийся тогда главноуправляющим Ведомства путей сообщения и публичных зданий, В 1824 году проект на постройку канала был высочайше утвержден... но по сравнению с изысканиями 1798 года, он предусматривал выход из Сиверского озера не через деревню Звоз, а через местечко Топорня - так как предполагалось, что основная часть грузов будет идти снизу (с Волги), а движение судов из северных рек в направлении Петербурга будет минимальным. Как показало дальнейшее развитие судоходства - это была ошибка. 
    К работам на трассе канала приступили в 1825 году. Был прорыт искусственный шлюзованный канал от Топорни до Сиверского озера (около 7км), превращена в канал (Кузьминский) речка Карботка (1,3км), углублено русло реки Поздышки (3,4км), соединяющей озеро Бабье (Покровское) с Зауломским. Последнее пришлось соединять каналом с Вазеринским озером, а следующее - Кишемское озеро - каналом (4км) с рекой Итклой. Далее, следуя рекой Итклой и Благовещенским озером, водный путь переходил в реку Порозовицу, впадающую в Кубенское озеро. Преодолевая водораздел между реками Шексна и Порозовица, строители устроили 6 шлюзов на волжском склоне Белозерско-Кирилловской гряды - поднимающих суда на 11,4 метра... и 7 шлюзов на двинском склоне - опускающих суда на 13,5 метра. Первоначальная длина всей водной системы составляла 78,4 км. Но в 1834 году на реке Сухоне были построены плотина и шлюз "Знаменитые" - и водная система удлинилась за счет Кубенского озера и верховьев Сухоны. 

                                             плотина Мариинского канала          Река ШекснаБелое озеро

    Работами по строительству руководила Дирекция работ Кирилловского канала. А в качестве рабочей силы привлекались крестьяне окрестных деревень - для которых это была своего рода трудовая повинность. Условия работы были, по-видимому, очень тяжелыми - потому что Дирекция нередко обращалась в Кирилловский земский суд с требованием принять меры к розыску беглых. Например, в одном из документов, датируемом 22 августа 1825 года, приводится список бежавших с работ крестьян сел Колкач и Талицы, деревень Рогове, Малово, Жевелево и других, а также требование вернуть их: "Чтобы работы не останавливались". Но несмотря на большой объем работ и громадные трудности, встретившиеся в ходе строительства, Кирилловский канал был построен всего за три года. В мае 1828 года он уже был открыт для судоходства. А 23 августа того же года последовал Высочайший указ, в котором император, выразив благодарность герцогу Виртембергскому "за столь полезное сооружение", распорядился: "Дабы навсегда сохранить память Ваших трудов на пользу Государства по ведомству путей сообщения... повелеваю именовать оный канал - каналом герцога Александра Виртембергского". 
    Новый водный путь, примыкающий к Мариинской системе с востока, привлек к себе такое усиленное судоходство - что Северо-Екатерининский канал (соединяющий реки Северную и Южную Кельтму) был совершенно оставлен судопромышленниками и упразднен в 1837 году. По новому каналу пошли в первую очередь транзитные грузы - дубовый лес переплавлялся в Архангельск, а в обратном направлении (на Волгу) сплавлялось большое количество сосновой и еловой древесины. 
    Популярности новой водной системы способствовало и то, что её параметры во всем соответствовали Мариинской, с которой она была тесно связана... размеры шлюзов составляли 27,7 метра в длину и 8,25 метра в ширину... с учетом этих размеров была выполнена и ширина канала (17 метров)... а его глубина (1,8 метра) была рассчитана на суда с соответствующей осадкой и грузоподъемностью (до 10000 пудов). Все это позволяло при прохождении обеих систем пользоваться однотипными судами - что для купцов было очень удобно и выгодно, т.к. исключалась промежуточная перевалка грузов. 
    Соответствие параметров между обеими системами удавалось поддерживать довольно долго. В конце 1870-х годов - вслед за Мариинской системой - размеры шлюзов на канале герцога Виртембергского были доведены до 38,3 метра в длину и 8,4 метра в ширину... а чуть позднее ещё увеличены - так что через них стали проходить 20-саженные суда (42,6 метра)... Однако в конце XIX века ситуация изменилась. В 1896 году была завершена реконструкция "Мариинки" под новый тип судов (длиной 64 метра... шириной 9,6 метра... осадкой 1,8 метра... и грузоподъемностью 40000 пудов) - в то время как параметры канала герцога Виртембергского остались прежними. 
    Второе важное направление в реконструкции было связано с одним существенным недостатком системы - который являлся, вероятно, следствием ошибки при проектировании. Дело в том, что уже к середине лета канал очень сильно мелел и становился доступным для движения судов лишь с очень незначительной осадкой. Происходило это потому, что озера, входившие в систему, почти не имели притоков... и пополнялись в основном за счет атмосферных осадков. Из-за естественного испарения и интенсивного использования шлюзов "расходуемая" вода практически не восполнялась (канал проходил по возвышенности, а реки Шексна и Кубенское озеро лежали ниже его по уровню - поэтому при шлюзовании судов приходилось пользоваться водой канала). 

                                       вантовый мост у города Череповец             Река ШекснаРека Шексна

    Для устранения названного дефекта в 1882-1885 годах было проведено углубление той части канала - которая проходила по самой высокой точке возвышенности. А чтобы улучшить питание его водой - построили несколько плотин - на реке Уломе (в месте истока ее из Зауломского озера) и на реке Шоше (соединяющей озеро Мелеховское с Вазеринским). Мельничные плотины (позволяющие регулировать сток воды) стояли также на речках, соединяющих озера Константиновское и Долгое. Подобные меры не только позволили улучшить питание канала водой, но и упразднить ряд шлюзов... в результате чего, к 1892 году из имевшихся ранее 13 осталось только 10 шлюзов. 
    Роль канала как важной транзитной магистрали при перевозке товаров с севера на юг продолжала оставаться весьма значительной на протяжении всего XIX века. Однако с постройкой в начале 1870-х годов железной дороги Вологда-Ярославль (и особенно, с её продолжением до Архангельска в 1898 году) - роль эта постепенно снизалась к концу столетия. Перевозка древесины (основного богатства Европейского Севера) всё больше осуществлялась железнодорожным транспортом - который по своим скоростным качествам далеко превосходил водный. Вместе с тем, значение канала в развитии торговли внутри самого Европейского Севера не только не упало - но ещё больше возросло. 
Рост цен на пиломатериалы сделал выгодным продажу леса и на внутреннем, и на внешнем рынке. "Вдоль системы Виртембергского - писал один из современников - выросло много лесопильных заводов с оборотом в несколько миллионов рублей... Различная продукция сухой перегонки дерева (такая, как смола, деготь и др.) также сделалась предметом перевозки. Кроме леса и сопутствующих ему товаров, этим же путем в Петербург стали направляться большие партии овса и миллионы яиц". Кроме того, с конца XIX века произошло резкое изменение направления грузопотока по каналу.                                                  Река ШекснаРека Шексна
Если раньше основная масса грузов двигалась с Волги в сторону Архангельска... то с указанного времени происходит обратное - большинство судов везут груз в сторону Петербурга. Естественно, подобные изменения затрагивали вопросы функционирования водной системы.
    В 1902 году на одном из заседаний Кирилловского земского собрания было высказано предложение "возбудить ходатайство" о том, чтобы - во-первых, расширить шлюзы на системе герцога Виртембергского до размеров Мариинской системы для пропуска 30 саженных судов (64 метра)... и во-вторых, выход из Сиверского озера наконец-то сделать через деревню Звоз (как это и предлагалось в первых изысканиях). Подобные меры позволили бы пропускать на всем протяжении водного пути до столицы более грузоподъемные суда. А выход из системы через деревню Звоз уменьшил бы длину пути на 22,4км... и главное, помог бы обойти пороги между Топорней и Ивановым Бором. 
Эти пороги (известные под местными названиями Болтун, Щипцы, Иванова голова) много раз служили местом аварии и являлись серьезнейшим препятствием даже для парового судоходства. Кроме того, они требовали увеличения тягловой силы - что было связано с дополнительными расходами, составлявшими в начале XX века почти 60 рублей на одно судно. 
    Несовершенность системы, ветхость каналов, малая пропускная способность, необходимость перегрузки товаров при переходе судов с Мариинской системы отмечались Б.В.Безсоновым в записке "Водный путь на Сибирь по Вологодской губернии", оглашенной на заседании Вологодского губернского земского собрания 6 декабря 1909 года. Автор выдвинул идею соединения Иркутска с Петербургом водным путем через прорытие канала между реками Северная и Южная Мылва на Северном Урале, в результате чего канал герцога Виртембергского стал бы играть на этой магистрали роль промежуточного звена. Реализация проекта, по мысли Безсонова, имела бы громадное стратегическое значение "в случае каких-либо военных действий на востоке". Толчком к появлению данной идеи стал, по-видимому, печальный опыт железнодорожных перевозок в годы русско-японской войны. Безсонов считал, что устройство канала на Урале повлечет за собой "приведение в порядок и системы герцога Виртембергского"... а взимание платы за прохождение шлюзов будет способствовать экономическому развитию края.

Шексна в культуре
Байка «О щуке зубастой»: «В ночь на Иванов день родилась щука в Шексне, да такая зубастая, что боже упаси!».
Первая строка песни Александра Башлачева — Егоркина былина: «Как горят костры у Шексны-реки, Как стоят шатры бойкой ярмарки».

Река Шексна
РЫБАЛКА НА РЕКЕ ШЕКСНА
В первой половине лета теплая погода в наших краях еще неустойчива, но к концу июля - началу августа вода в реках и озерах прогревается окончательно. В это время клев хищников — щуки, крупного окуня и судака — ослабевает, и можно всецело перейти на охоту за белой рыбой, самым ценным трофеем из которой считается крупный лещ.
Активность леща в первые две недели августа, напротив, очень высока: он уверенно берет не только на утренней заре, но и практически в любое время суток, безбоязненно подходит к берегу, заглядывает в устья некрупных речек, гуляет на мелководье.
Обилие растительной пищи не заменяет ему нехватку животного корма: лёт насекомых уже прошел, уровень воды в ручьях, смывающих в крупные реки и озера всякую ползающую и летающую живность, значительно упал. Так что предложить осанистому лакомке аппетитного червя - одного крупного, а лучше всего клубок мелких — будет в это время как нельзя кстати.
Что касается снастей, то здесь спору нет — выбирайте донку и не ошибетесь. Разновидностей ее много - от классической, в один крючок, забрасываемой с берега вручную, до сложных конструкций с резиновым амортизатором и поплавком, регулирующим глубину погружения насадки.
Я предпочитаю донную ловлю бортовой удочкой. Она не только добычлива, но и по-своему романтична: мне нравится возиться с лодкой и веслами, по едва заметным огням на противоположном берегу определять направление заброса шнура с камнем и кормушки с кашей посреди темнеющего водоема, а затем на рассвете выплывать в облако тумана, чтобы лично увидеть уверенную —    снизу вверх — поклевку крупного леща.
За лещом мы обычно ездим на Волго-Балт, трасса которого южнее Белого озера совпадает со старым руслом реки Шексны.

                                                   часовня у Горицкого монастыря                                   Река Шексна

В этот раз мы собрались на рыбалку втроем: я и мои друзья Дмитрий и Анна. Остальные охотники на лещей разъехались кто куда по отпускам - август.
Преодолев около 80 км по трассе Вологда-Череповец и свернув перед пос.Шексна направо, мы проехали еще пару десятков километров вдоль Волго-Балта и остановились около фермы, чтобы накопать червей. Лучше всего искать их в соломенной подстилке из коровников или просто в земле поблизости. А вот в самом навозе, вопреки названию, черви не живут.
Несмотря на то, что наживку мы копаем всегда на одних и тех же фермах и вроде бы знаем «уловистые» места, иногда червей там не оказывается. Бывает, например, что солому недавно переворошили трактором и все они сбежали от солнечного света куда-нибудь еще.
Вот и сейчас мы возились с добыванием червей очень долго: поднимая один за одним плотные, в меру прелые соломенные пласты, обнаруживали лишь от силы десятка два. Для ловли леща этого недостаточно, а если еще про донки проведает нахальный ерш...
Мы крутились вокруг фермы уже почти час, а наши холщовые мешочки под насадку все еще были почти пустыми. (Мешочки под червей из «дышащей» натуральной ткани - это как раз то, что надо. Их можно сшить самим, а из уже готовых идеально подходят те, в которых инкассируют металлическую мелочь. Мне такие удалось раздобыть через знакомых.)
Наконец мы обнаружили червей, причем в самом неожиданном месте - на бетонных плитах под тонким слоем сена. Что в этом в общем-то сухом месте делало целое скопище превосходных юрких червей цвета грунтовки, было совершенно непонятно. Когда нас, стоящих на сене на четвереньках и радостно грузящих долгожданную добычу в мешочки, обнаружил Дима, он уверял, что от восторга мы даже похрюкивали...
И вот, наконец, берег Шексны. Вода чернела в сумерках, низкий остров порос кустарником. По берегу тянулось длинное поле, которое через пару километров упираюсь в лес. Там, на опушке, мы и обустроили рыболовный лагерь. В поле тут и там были видны рулоны сена — только что закончился сенокос.
Волго-Балт здесь довольно узок, и фарватер расположен гораздо ближе к берегу, чем в других посещаемых рыболовами местах, таких, например, как Горицы или Топорня. Падение донного рельефа при приближении к фарватеру происходит резко, именно этот свал и есть излюбленное местообитание леща. Глубина здесь около 11 м.

Река Шексна
Лещ есть, конечно, и на меньших глубинах, но там он гораздо малочисленнее, и кроме того, с ним соседствуют стаи ерша, который порой просто не подпускает леща к насадке.
О том, как ершиное теребление насадки и воровство червей раздражают самих рыболовов, я промолчу. Никому не хочется подсекать в ответ на судорожное приплясывание кивка и выбирать 11 м лески, чтобы в итоге поприветствовать мелкого пучеглазого воришку. А если не подсекать — через полминуты крючок окажется гарантированно пустым. Поэтому приходится прибегать к третьему, на первый взгляд, довольно опасному варианту — переставлять лодку на максимальную глубину, поближе к кораблям. Ерша здесь гораздо меньше, да и лещ крупнее, но наблюдателю с берега становится не по себе, когда бок о бок с лодкой проходит громадина «Волга-Дон» или баржа с буксиром. Впрочем, повторюсь, опасным это кажется только с берега, сама же лодка все еще находится на безопасном от судна расстоянии, в чем можно убедиться, находясь в ней, так что можно рыбачить спокойно.
Отмотав полторы сотни метров пропиленового шнура перпендикулярно берегу, дальний конец мы заякорили камнем вблизи фарватера, после чего привязали к шнуру две кормушки с кашей: одну, «стратегическую» лещовую — на той самой глубине в 11 м, вторую, «тактическую» — на 5 м, ловить зимней удочкой мелочь на уху.
Впрочем, бывали случаи, что и на «тактическую» подходил неплохой лещ, весом более 1 кг, и уверенно атаковал мелкую мормышку с обрывком червя. Только вот вытаскивать его приходилось на леску диаметром 0,12 мм! Большей частью мне это удавалось, но пару раз не повезло. Зато с густерой, подлещиком, сорогой и некрупным окунем никаких проблем не возникало.
Как правило, нескольких ночных часов достаточно, чтобы у кормушки с кашей собрался десяток-другой лещей. Главное — не расслабиться и не проспать зорьку, особенно если под утро начнет усыпляюще стучать по палатке небольшой дождик или реку и лагерь затянет туманом.
Так и случилось: с рассветом за пологом палатки лежало густое белое «молоко». Подбросив в костер дров, достаю из отсыревшего чехла лещовые удочки — короткие бортовые с небольшими инерционными катушками, поскольку скорость вываживания здесь никакого значения не имеет. По леске диаметром 0,3 мм свободно ходит классическое грузило-«оливка», ограниченное в 30 см от крючка стопорной «дробинкой». Правда, мягкий свинец, из которого изготовлены грузила-«дробинки», то и дело подводит - зажим ослабляется и сползает под тяжестью «оливки» к крючку, поэтому имеет смысл либо поставить пластиковый ограничитель, либо привязать вертлюжок с поводком.
Надувные лодки, подготовленные с вечера, тоже необходимо подкачать: за ночь воздух в них охладился и сжался. Резиновые подушки-пуфики избавляем от сырости, подняв повыше над огнем костра — сидеть будет сухо и тепло. Не забыть садок, подсачек и плащи на случай дождя. И, конечно же, с такими сложностями добытую наживку, которая, крепко завязанная тесемкой, ночует на привилегированном месте — под палаточным тентом.
Отплываем! Кажется, что раздвигаешь веслами не только воду; но и туман, клочки которого прихотливо крутятся вокруг лодки. Основную массу тумана порождает именно река: вода в ней на ощупь почти горячая! «Тактическую» кормушку мы благополучно пропускаем - вперед, на леща!
Долго перебираем руками шнур. Естественный вопрос любого новичка: «А под пароход не угодим?» Нет, не угодим, дистанция выверена еще вечером. Но рокот моторов и гудки в слепом белом облаке впечатляют...
А вот и шнур дальней кормушки. С легким стрекотом разматываются катушки. Чуть наклонившись, кивки замирают - значит, основное грузило лежит на дне вполнатяга, как и должно быть.
Тишина. Даже чайки не кричат. С приподнятого из воды шнура падают редкие крупные капли и почти не дают кругов. Все замерло, притихли и мы, ожидая поклевку.
И — вот она! Анин сторожок шевельнулся и, подрагивая, поднялся вверх. «Глубокий вдох, считай до трех! И тащи!» И вот она уже сноровисто укладывает леску в лодку: «Есть, что-то тяжелое».
Женщинам объяснять технологию вываживания на бортовую удочку проще простого: «Складываешь леску на колени, как нитки мулине» - и никаких «бород» не будет.
Опускаю в воду подсачек. «Что-то тяжелое» оказалось вполне приличным лещом, где-то на 1,2 кг. С почином!
Дальше настал черед радоваться нам с Дмитрием, причем его поклевку первым увидел я, а мою — он. Лещи были тех же размеров, как на подбор. Затем попался лещ-экстремист: сначала кивок заходил ходуном, как трамплин после прыжка в воду, леска натянулась, ослабла и вновь натянулась, потом ее рванули по-щучьи, и напоследок лещ, сверкая плавником, поплыл от лодки по самой поверхности. Когда же я укоризненно потянул за леску - давай, мол, назад, он демонстративно разлегся на боку, вальяжно шевеля плавниками: «Ну, тащи, раз очень надо...»
К моменту, когда туман рассеялся, садок весьма потяжелел: 11 лещей, общий вес которых явно превышал 11 кг. Попался пробегавший мимо полукилограммовый язь. Неудивительно, впрочем, ведь в нашей каше был горох, а язь питает к нему слабость.
Кто ловил, знает, что при вываживании язь — ох и не подарок! Поднимаясь с глубины, он умудрился запутать две удочки и обмотать леской кормушку. Просто каким-то чудом я дотянул этого силового акробата до поверхности и «сдал» в садок.
К слову сказать, здесь, на Шексне, попадается довольно много разных видов рыб. Судак не прочь обрезать леску, поэтому желателен плетеный поводок.
Лет десять назад здесь, на этом самом месте, пучком червей заинтересовалась крупная щука. Историю завязавшегося единоборства увлекательно описал в «Рыболове» 4/1998 мой хороший знакомый Анатолий Синягов.
Самая крупная из виденных мной сорог тоже была поймана здесь — весила она около 1 кг, а чешуя ее была шероховатой, как рашпиль.
Другой мой товарищ выловил здесь на спиннинг жереха, что в общем-то для Вологодчины редкость. А на чуть меньшей глубине мне попалась и вовсе экзотическая для наших мест рыба — чехонь.
Она наверняка забралась к нам через Рыбинку из Волги. Далеко занесло путешественницу, но, кажется, то лето было еще и необычно жарким. Посмотреть на пресловутую «саблю» сбежались все окрестные рыболовы. Естественно, прямая дорога ей была в коптилку... Так же, как и нашим сегодняшним лещам.
Вычистив и сполоснув водой добычу, мы натерли ее солью и раздвинули брюшки небольшими ольховыми палочками, а на дно коптилки набросали той же ольховой стружки. Через полчаса чудный запах из-под крышки возвестил, что пора доставать из рюкзаков пивные кружки...
Потом были вечерняя и еще одна утренняя зорька. Лещ продолжал нас радовать «королевскими» поклевками и приятной трофейной тяжестью. Что и говорить, рыбалка удалась.
И, разумеется, была еще уха. Ведь все это время ерши, сорога и окуни исправно поджидали нас у «пятиметровой» кормушки.

_____________________________________________________________________________________________

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Государственный водный реестр.
http://www.kirmuseum.ru/
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 4. С. 422.
 Мачинский Д. А., Кулешов В. С. Северные народы сер. IV — 1 пол. VI в. в «Getica» Иордана // Ладога и Глеб Лебедев. VIII чтения памяти Анны Мачинской. СПб.: Нестор-История, 2004. С. 53.
 Разгром Новгорода Великого // Флоря Б. Н. Иван Грозный
Шексна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Сайт Википедия.
http://vs1969r.narod.ru/
https://belkamfish.com/
Журнал «Рыболов»
http://101.r.photoshare.ru/
http://www.photoline.ru/

 

аватар: Кэп

низкий уровень воды...

летом 2014 года - был очень низкий уровень воды в системе ВолгоБалт.

поэтому из Рыбинского вдх. в сторону Питера ходили только 3-х палубные теплоходы, пересаживали всех в Ярославле. Этим летом открылись многие населенные пункты, которые были затоплены при создании водохранилища.  Про это было несколько передач,  кстати, эти села и деревни смогли посетить настоящие уроженцы этих мест!

Шексна была в принципе проходима, но никто не стал рисковать...

аватар: Гость

Друзья, у вас в тексте

Друзья, у вас в тексте существенная ошибка - вы рассказываете о Северодвинском канале, а подаете информацию так, будто речь идет о Мариинке

аватар: Кэп

я посмотрел...

я посмотрел первоисточники - канал Мариинский, 

если у вас есть поправки к тексту - 

присылайте, поставим ваш материал!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru